Меню

108 псалом что это за молитва

Текст псалма 108 о наказании врагов и обидчиков на русском, когда читать молитву

В сборнике псалмов (Псалтыри) среди прочих молитв содержатся молитвы-проклятия. Самый известный, жесткий по содержанию и эмоционально окрашенный – это псалом 108; с текстом молитвы на русском языке православные верующие могут ознакомиться в толкованиях и комментариях, размещенных ниже. На богослужениях текст читают на церковно-славянском языке.

Когда читают псалом 108

Царь Давид, воспринимаемый в православии как ветхозаветный пророк, был автором псалмов (молитв), из которых была составлена Псалтырь. Книга молитв является частью Ветхого Завета и включена в обряд православного богослужения. Один из самых известных текстов Псалтыри – молитва-проклятие, псалом 108.

Отрывки псалма входили в обряд Греческой церкви для наложения проклятия на преступников. В Православной церкви 108 псалом читают в Страстную пятницу на 6-м часе, когда вспоминают о страданиях, смерти и снятии с креста Иисуса Христа. В Католической церкви эта молитва-проклятие исключена из богослужений.

Полный текст молитвы о наказании врагов и обидчиков (псалом 108)

1 Боже хвалы моей! не премолчи,

2 ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым;

3 отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;

4 за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь;

5 воздают мне за добро злом, за любовь мою – ненавистью.

6 Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.

7 Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;

8 да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;

9 дети его да будут сиротами, и жена его – вдовою;

10 да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;

11 да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;

12 да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;

13 да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;

14 да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;

15 да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,

16 за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его;

17 возлюбил проклятие,- оно и придет на него; не восхотел благословения,- оно и удалится от него;

18 да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;

19 да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.

20 Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!

21 Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня,

22 ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.

23 Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.

24 Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука.

25 Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами [своими].

26 Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей,

27 да познают, что это – Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это.

28 Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется.

29 Да облекутся противники мои бесчестьем и, как одеждою, покроются стыдом своим.

30 И я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его,

31 ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его.

Правила чтения православной молитвы

По совету святых отцов, псалмы читают, не повышая голоса, слегка нараспев, негромко. Эмоциональное чтение в таких случаях считается грехом. Господу важна не выразительность прочтения молитвы, а ее содержание.

Псалом 108 входит в состав 15 кафизмы, перед чтением которой осеняют себя крестным знамением и произносят начальные молитвы:

Читайте также:  Kakim molitvami molitsya za rebenka

Затем трижды кланяются в пояс. Читать тексты из Псалтыри рекомендуется на церковно-славянском языке. При чтении псалма 108 следует помнить, что это пророческая молитва о наказании предателя и врагов Иисуса Христа, а не магический обряд отмщения.

Толкование и пророческий смысл

Текст написан от имени лица, проклинающего своих врагов. В кратком вступлении псалмопевец обращается к Богу с жалобой на своих преследователей и угнетателей. Затем следует перечень бед и несчастий, которые он призывает Бога обрушить на головы врагов и их потомков.

В христианской традиции псалом-проклятие трактуется как пророчество, адресованное Иуде Искариоту и другим виновникам распятия Мессии (еврейскому народу). В начале молитвы (108:1-5) псалмопевец повествует, что недоброжелатели оскорбляют его ложными обвинениями. В то время как он был милосерден к ним, они возненавидели его.

Начиная со стихов 108:6,7, автор излагает самые жестокие проклятия, какие можно пожелать человеку:

  • неправедный суд и суровый приговор от судьи-Дьявола;
  • скорую смерть;
  • потерю имущества;
  • равнодушие к нему и его семье (жене и детям) в трудную годину окружающих людей;
  • беспросветная нищета детей, оставшихся сиротами;
  • исчезновение рода в последующих поколениях;
  • истребление памяти об его отце и матери;
  • лишения благословения Божьего при жизни.

На 20 стихе Давид завершает перечисление кар и обращается к Богу. Последующие 11 стихов – это молитвы, в которых автор молит Господа встать на его защиту и явить тем самым торжество силы добра и справедливости.

Он хочет, чтобы его враги поняли свое ничтожество перед Богом, явившим милость к нему, которого они унижали и оскорбляли. Давид обещается славить Иегову, услышавшего его молитву, среди всех людей. Значение 108 псалма – укрепление веры в Господа, как защитника обездоленных и несчастных.

В Новом Завете Иисус Христос призывает к любви и милосердию к людям, в том числе к врагам. Псалом 108 был написан за 8-10 столетий до Р. Х. Царь Давид считался помазанником Божьим, а народ Израиля – Божьим избранником. Этими фактами объясняется резкая форма молитвословия.

В православии молитва-проклятие трактуется как пророчество, сбывшееся в отношении предателя Иисуса Христа, Иуды Искариота, и народа Израиля.

Источник статьи: http://pravoslavy.ru/molitvy/psalom-108-tekst-na-russkom

Псалом 108

В еврейский, греческой и латинской Библиях псалом приписывается Давиду и нет ни в содержании псалма, ни построении его и языке оснований, по которым бы могло оспариваться происхождение от указанного в надписании лица.

Давид в псалме указывает на несправедливость преследования со стороны врагов и на их жестокость ( Пс.108:3–4 ); особенно же выделяет из среды их одного, который занимает видное положение надзирателя ( «епископ а» – Пс.108:8 в греческой Библии и Вульгате) и на которого он молит от Бога суда. Под указанным лицом можно разуметь Доика, идумеянина, надзирателя над стадами Саула, лицо, к нему близкое, прославившееся доносами на Давида и убившего священников в Номве, где скрывался Давид ( 1Цар. 22:6–19 ), т. е. псалом написан во время гонения от Саула. Весь псалом представляет изображение Давидом тяжести своего положения, как несправедливо и жестоко преследуемого праведника, и молитву к Богу как о возмездии Доику, за его предательство и предумышленную жестокость отношений к невинным страдальцам, так и о своем спасении.

Боже! Услышь мою молитву о помощи, так как отовсюду меня окружают враги коварные, неблагодарные и беспричинно восставшие (1–5). Накажи и суди моего врага по его делам: пусть жизнь его сократится, дети останутся сиротами и нищенствуют (6–10). Пусть не будет сострадающего ему и потомство его погибнет, да взыщутся с него грехи его родителей, пусть он будет лишен милости, так как сам не оказывал ее, пусть проклятие, которое он посылал другим, придет на него. Таково воздаяние от Господа всем врагам моим (11–20). Меня же, Господи, бедного, оставленного, изнемогшего от преследований, спаси, чтобы враги знали, что это Ты сделал. Пусть они будут постыжены, а праведник возрадуется и восхвалит Господа за оказанное ему спасение (21–31).

Пс.108:1 . Боже хвалы моей! не премолчи,

Читайте также:  Молитва матушке сепфоре из с клыково

«Боже, хвалы моея не премолчи» (слав.) – Господи, предмет моего воспевания! Не откажи мне сейчас в помощи ввиду незаслуженных, многочисленных и злостных преследований.

Пс.108:6 . Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.

Пс.108:7 . Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;

Среди врагов особенной ненавистью к Давиду отличался один, о строгом суде над которым он и молит Бога. – «Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную » – пусть против него свидетельствуют грешник и диавол. Свидетельству грешника здесь придается особенное значение ввиду того, что он, в силу своей испорченности, может открыть в поступках человека, против которого свидетельствует, дурное там, где праведный, неиспорченный и не искусившийся в дурном, не мог бы за своей чистотой предположить худых побуждений или действий. Диавол же, как источник и родоначальник греха, знает все уклонения человека к дурному, а потому может представить на суд поведение человека за всю его жизнь. Требование Давидом такого свидетельства против Доика в основании своем имеет желание строгого суда над ним и полного. – «Молитва его да будет в грех» . Давид уверен в осуждении Доика. Кара, предстоящая ему, может вызвать в нем молитву о помиловании. Пусть эта молитва, как подсказанная чувством страха, а потому неискренняя, лицемерная, как вынужденная, не только не будет принята Богом, но и зачтется ему в большую вину: он только здесь вспомнил о Боге, но не для того, чтобы исправить свое поведение пред Ним, а чтобы избежать заслуженной кары от Него. Такая молитва только усиливает его виновность.

Пс.108:8 . да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;

«Да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой» . Пусть Господь сократит его жизнь, пошлет преждевременную смерть, а его почетное положение передаст более достойному. Заведование стадами Саула было видным положением, так как в руках такого человека сосредоточивалась вся материальная сторона содержания царя, он был близок к царю и мог влиять на последнего. В кн. Деяний 1 гл. ( Деян. 1:20 ) это место приводится при избрании диакона Матфия вместо погибшего Иуды, как уже предуказание в Ветхом Завете этого события. Таким образом, здесь Доик является прообразом Иуды, тоже заведовавшего хозяйственной стороной в общине Иисуса и предавшего Его также, как и Доик предательски выдал Давида Саулу. Вероятно, Доик, как можно заключить из свидетельства кн. Деяний, был лишен своего звания, как и Иуда после предания Христа перестал быть Его апостолом и заменен позже новым лицом.

Пс.108:9 . дети его да будут сиротами, и жена его – вдовою;

Пс.108:10 . да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;

Пс.108:11 . да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;

Пс.108:12 . да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;

Пс.108:13 . да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;

Пс.108:14 . да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;

Наказание Доика пусть отразится на членах его семьи и их внешнем благосостоянии: пусть его дети и жена, потерявши весь свой достаток, который перейдет в руки заимодавцев, будут переходить из дома в дом и жить или подаянием, или той случайной платой за работу, которую они будут выполнять для других в качестве слуг их. Пусть никто не окажет защиты не только Доику, но и его детям, которые да не оставят после себя потомства, чтобы память ( «имя» ) о нем исчезла в одном поколении. Пусть Господь с него взыщет не только за его грехи, но и за грехи его родителей. Такая ответственность за грехи предков понятна: воспитание у древних отличалось родовым характером, т. е., отцы воспитывали своих детей не только в роде жизни и занятиях своих предков, но и передавали и прививали им свои, чисто личные воззрения, так что сын являлся копией своего отца ( «умре отец его, и аки не умре» ( Сир. 30:4–6 )), а потому пороки отца переходили и к сыну, и были в нем не внешними и мимолетными порывами, а выражением его личности, почему они и отвечали за грехи предков, точнее – за свои, усвоенные от предков.

Читайте также:  Православные молитвы для успеха в делах

Пс.108:15 . да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,

Пс.108:16 . за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его;

Пс.108:17 . возлюбил проклятие, – оно и придет на него; не восхотел благословения, – оно и удалится от него;

Пс.108:18 . да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;

Пс.108:19 . да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.

Такая жестокая кара Доика и его семьи есть применение к нему заповеди закона – «око за око, зуб за зуб» ( Исх. 21:24 ; Лев. 24:20 ; Втор. 19:21 ), закона соответственного возмездия. Так как Доик любил проклинать других, то пусть и сам будет под клятвой, он не хотел другим делать добро ( «благословения» ), то да не получит его и сам. Он и не думал кому-либо оказывать милости, наоборот, он гнал слабых и убогих, преследовал безобидных и кротких ( «сокрушенного сердцем» , может быть разумеются здесь и номвийские священники). Пусть же Божественное Правосудие окружит его бедствиями со всех сторон, как обхватывает человека его одежда, и так плотно, как плотно опоясывает его пояс.

Пс.108:20 . Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!

Такова судьба всех клевещущих и злоумышляющих на меня, говорит Давид, пред Господом!

Пс.108:22 . ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.

«Сердце мое уязвлено во мне» – я потерял мужество и болею сердцем от незаслуженности преследований и злодейских поступков нечестивых.

Пс.108:23 . Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.

Пс.108:24 . Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука.

«Гонят меня, как саранчу» . В постоянных преследованиях, каким подвергался Давид, он был так беспомощен, как кузнечик, которого легко раздавить. Означенное выражение может означать и ту степень усиленных преследований и озлобления, какие выпали на долю Давида. Его гнали так же беспощадно и стремились совсем его уничтожить, как будто он был зловреден для людей, как гибельна саранча, уничтожение которой является великим общественным благодеянием. От частого голодания он настолько ослабел, что ноги его не двигались; самый вид его изменился за отсутствием елея, которым умащали на Востоке свое тело, чем делали кожу эластичнее, менее сухой и труднее поддающейся тресканью от солнечного жара. В противном же случае на теле от жара образовывались трещины, куда попадала пыль, причинявшая сильную боль и изменявшая внешний вид человека, что и случилось в данном случае с Давидом.

Давид заканчивает псалом молитвой о помощи с обетом воспеть Бога среди народа в своих песнях за оказанное ему спасение.

Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва: Дар, 2009. / Т. 3.: Исторические книги. Учительные книги. — 960 с. / Псалтирь. 190-536 с. ISBN 978-5-485-00272-5

Вам может быть интересно:

  1. Толкование на сто пятьдесят псалмов – блаженный Феодорит Кирский
  2. Толковая Псалтирь – Псалом 108 – Евфимий Зигавинос (Зигабен)
  3. Толкование на книгу пророка Исаии – Глава 27 – профессор Александр Павлович Лопухин
  4. Толкование на псалмы – святитель Афанасий Великий
  5. Объяснение священной книги псалмов – Псалом 108 – протоиерей Григорий Разумовский
  6. Беседы на Псалмы – Беседа 19 на псалом 108 – святитель Иоанн Златоуст

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник статьи: http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_22/108