Меню

13 ассирийских отцов молитва

Паломничество ассирийской молодежи

О, Грузия – нам слезы вытирая,
ты русской музы колыбель вторая.
О Грузии забыв неосторожно,
в России быть поэтом невозможно.
Евгений Евтушенко

Может ли путешествие изменить человека. Я не раз задавался этим вопросом и находил ответ на страницах мировой истории и литературы. Во время путешествия мы не принадлежим только себе, становимся одним целым с коллективом, и исчезают маски, мы узнаем своих попутчиков совершенно с другой стороны, будто знакомимся с ними заново. Марк Твен рассуждал на эту тему в своем романе «Том Сойер за границей»: «Я теперь понял, что самый верный способ узнать, нравится тебе человек или нет, – это поехать с ним путешествовать». Если говорить о моих ожиданиях, то они оправдались.

Наша поездка в Сакартвело не была простым туристическим приключением, мы шаг за шагом формировали международный союз православных ассирийцев России и Грузии. Важно, что всю нашу поездку сопровождала икона 13 ассирийских отцов, которую год назад Старо-Покровскому храму подарил схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби). Впервые представители национальной молодежной организации «Дети Ассирии» посетили Тбилиси, Кандский монастырь и познакомились с отцом Серафимом лично.

Кандский монастырь давно стал ассирийской Меккой, куда каждый год приезжают новые паломники из стран ближнего зарубежья и Европы. Поражает количество иностранцев, для которых Канда стала чем-то вроде собора Нотр-Дам в Париже, который обязательно стоит посетить, будучи во Франции. Они удивительно легко совмещают утреннее знакомство со святынями Грузии с ночными рейдами по барам и кальянным Тбилиси.

Во время геноцида 1833 года Старая Канда стала домом для многих ассирийцев из Ирана, Ирака, Турции и Сирии, и сегодня там проживает более 2000 человек. Популярность ассирийской деревни с каждым днем растет, во многом благодаря песнопениям и харизме схиархимандрита Серафима. Там все богослужения проводятся на арамейском и грузинском языках, а духовный наставник близок и понятен простым людям. О нем много пишут СМИ, а соцсети пестрят видеоотчетами очевидцев.

День первый

Каждый смог помолиться перед иконой 13 ассирийских отцов

Во дворе монастыря за небольшим деревянным столом мы выпили холодный кофе вместе с отцом Серафимом, говорили о житейском. Наши ребята успели сделать десяток групповых селфи, некоторые теперь хранятся и в моем телефоне. Потом мы зашли в храм, каждый смог помолиться перед иконой 13 ассирийских отцов. Эти святые в каком-то смысле разделили историю грузинского христианства на «до» и «после», ступив на земли Иверии в середине VI века и начав проповедовать и обустраивать монастырскую жизнь.

Жили мы в гостинице в Тбилиси и на 5 дней стали одной большой и шумной семьей. Иногда вздорили, но обиды забывались за ранним завтраком, а поздними вечерами бурно делились впечатлениями и пили черное вино (именно так грузины говорят о домашнем вине из темных сортов винограда, которое мы, приезжие, безжалостно именуем красным).

День второй

На тбилисской улице Тетрицкаройской жил обычный мальчик Годердзи Ургебадзе, рос он в семье убежденного коммуниста, но отец рано умер, и его воспитывала мама. Однажды, играя во дворе с детьми, маленький Годердзи услышал, как склочные соседки в очередной раз выясняют отношения, и одна из них сказала: «Ты распяла меня, как Христа». Незнакомое слово настолько сильно заинтересовало мальчика, что он сразу же побежал в местную церковь, чтобы узнать значение этой странной фразы. Сторож храма посоветовал ему прочитать Евангелие.

Маленький Годердзи так и сделал, начал читать, но, вот горе для покойного отца-партийца, – остановиться он уже не смог и через несколько лет знал текст Евангелия наизусть.

На 26-м году жизни он понял, что «большего героизма, чем монашество, нет», и принял монашеский постриг, получив имя Гавриил. Жизнь уготовила ему сотню тяжелых испытаний, которые он прошел только благодаря своей неисчерпаемой вере и любви к Богу.

Старца – преподобного Гавриила Афонского – многие считали юродивым и, видя его на улице, крутили пальцем у виска.

Эту историю мы услышали в женском Самтаврийском монастыре от отца Серафима

Он ходил босиком, ковырялся и сидел в куче мусора, приносил со свалки иконы и лампадки для своей церкви, нередко прикидывался пьяницей, побирался вместе с нищими и ночевал в земляной яме, а однажды поджег висящий на стене исполкома двадцатиметровый портрет Ленина со словами: «Грузины, опомнитесь! Господь сказал: Не сотворите себе кумира и никакого изображения его. Мы всегда были христианами. Вы поклоняетесь идолам». Безумный, что поделать… Но вот только за этим безумием была скрыта от любопытных глаз правда, о которой отец Гавриил говорил сам: «Все плохое в человеке – только случайность. Никогда не презирайте людей. Даже если видите грязных, пьяных, ругающихся скверными словами. И в них сохраняется Божий образ, в глубине, о которой, может быть, они и сами не знают. Этот образ враг замазал грязью, как можно запачкать икону. А попадёт она в добрые руки, ее очистят – и засияет…».

Читайте также:  Молитва чтобы подруга позвонила подруге

В последние годы своей жизни, по благословению патриарха Илии II, отец Гавриил поселился в монастыре Самтавро, который преподобный любил еще с детства.

Эту историю мы услышали в женском Самтаврийском монастыре от отца Серафима – тот день он провел вместе с нами.

Обитель связана не только с жизнью и смертью преподобного архимандрита Гавриила. Примечательно, что там хранятся мощи одного из ассирийских отцов – Або Некресского, который умер мученической смертью. Персы-зороастрийцы забили его камнями, отомстив за построенный на их землях православный монастырь в городе Некреси.

День третий

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…
М. Лермонтов

Мы быстро поднимались в гору, не замечая торчащих из земли кочек, видя перед собой только величественный и древний храм Джвари. С вершины холма видно слияние двух рек и будто нарисованные тропы Мцхеты.

Мы вошли в храм при монастыре, и отец Серафим, стоя у креста, воздвигнутого грузинской просветительницей Нино, исполнил одно из своих песнопений. Это было завораживающе, люди в храме на мгновенье замерли, слушая схиархимандрита. Храм заполнили паломники из Европы и Ближнего Востока, которые торопились снять происходящее.

Спустившись в город, мы выпили холодный тархун и, лавируя между толпами туристов, прогулялись по ухоженным улочкам Мцхеты.

Потом была еда, какая же Грузия без вкусной еды?! Горячий пури, свежие овощи, шашлык, хинкали и, конечно же, вино. Душевные застолья, тосты и песни, нас часто звали в гости, а отказать грузину – невозможно. Наверное, поэтому застолий было больше, чем дней в нашем путешествии.

Грузины по-особенному относятся к тостам, превращая каждое поднятие бокала в настоящий ритуал. Один из тостов обязательно адресуют Патриарху Илии II, которого грузины воспринимают как отца народа.

День четвертый

На берегу Арагви в крестильных рубашках, взявшись за руки, стояли две сестры

На берегу Арагви в крестильных рубашках и в венках из белых полевых цветов, взявшись за руки, стояли две сестры. Хрупкие, они зашли в горную, дикую реку и приняли Святое Крещение. Девушек нарекли именами Ева и Габриэлла.

Так в тот день две ассирийки из Ростова-на-Дону стали ближе ко Христу. Сакральный момент в присутствии отца Серафима и братии монастыря подарил и нам радость. Для меня особенно важно то, что я смог стать восприемником сестер.

В тот же день, ближе к полудню мы приехали в Кахетию, в Бодбийский монастырь, где покоятся мощи просветительницы, почитаемой среди грузин – святой равноапостольной Нины. Это место, где время останавливается и сердце бьется так, будто выпил ведро крепкого кофе.

В храме мы вместе помолились за наших близких, живых и усопших, совершили панихиду по убитым на Ближнем Востоке за Христа и приложились к мощам просветительницы.

На берегу Арагви в крестильных рубашках, взявшись за руки, стояли две сестры

Мы готовились с утра, ждали и предвкушали предстоящее – ночное богослужение в монастыре 13 ассирийских отцов.

28 августа ассирийцы всего мира отмечают праздник Шара Мат Марьям, и многие из них приезжают в село Старая Канда.

«Молитва есть дыхание духовного человека… молитвою душа отверзает себя везде присутствующему Духу Божию и приемлет от Него жизнь духовную», – писал святитель Иннокентий Московский.

Духовная музыка той ночи тронула наши сердца. Песнопения на арамейском и грузинском языках, переплетение мужских и женских голосов, культур и национальностей превратили ночное богослужение в настоящий пир веры.

Грузия подарила нам возможность ощутить то единство, которое стерлось во времени. Ассирийцы не имеют государства, но при этом сумели сохранить свою историю, символы, традиции, а главное – веру во Христа. Разрушенная империя, жестокие расправы и гонения рассеяли ассирийцев по миру, но, несмотря на это, мы остаемся христианами.

Руководитель информационного отдела
Ростовской-на-Дону епархии протоиерей Даниил Азизов
Журналист информационного отдела
Ростовской-на-Дону епархии Елена Тумасова

Читайте также:  Вечерние молитвы после пасхи до троицы

Источник статьи: http://pravoslavie.ru/107475.html

Ассирийские отцы

13 АССИРИЙСКИХ ОТЦОВ

Память 7 (20) мая.

Ассири́йцы (халдеи, сиро-халдеи, сирийцы) – народ, ведущий свое происхождение от жителей Ассирийской империи. В Сирии, Месопотамии и Иране христианство стало распространяться уже в I веке нашей эры, и ассирийцы восприняли его в числе первых.

Столпник — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, башне и т. п.).

Преподобный — разряд святых, угодивших Богу монашеским подвигом. Именно монашеская жизнь отличается «особым, более напряженным устремлением к Богу», и потому «только монахи, прославленные Церковью, носят звание преподобных».

ТРИНАДЦАТЬ АССИРИЙСКИХ ОТЦОВ — святые Грузинской православной церкви, подвижники, основатели грузинского монашества, пришедшие в середине VI века из Сирии в Грузию. По благочестивому преданию они были учениками Симеона Столпника Младшего – Дивногорца (521-596 гг.). В середине VI века Божия Матерь явилась ассирийскому подвижнику, святому Иоанну Зедазнийскому, и повелела ему избрать из своих учеников по жребию 12 человек, дабы они отправились для утверждения христианской веры и основания монашества в Иверии (нынешней Грузии). Древнейшее житие святых ассирийских отцов так свидетельствует об этом: «Все они. учили народ, наставляли его в вере, уничтожали мрак суеверия и истребляли оставшиеся в горных теснинах идолослужение и капища, вместо чего воздвигали святой крест и святые храмы. ». Святые подвижники стали духовниками и основателями 13-ти монастырей, которые по сей день являются оплотом Грузинской Православной Церкви. До нас дошли пространные редакции жития святых.

Итак, ассирийский монах Иоанн (известный в последствие как Иоанн Зедазнийский) собирает 12 учеников, получает благословение Симеона Столпника Младшего – Дивногорца и отправляется с ними в Иверию (нынешнюю Грузию). Они пришли в Мцхету (столицу Иверии), где их радушно встретил царь Парсман (542 — 557) и Католикос-Архиепископ Евлавий (552 — 560).

По благословению Католикоса Евлавия святой Иоанн вместе с учениками поселился на горе Зедазени (отсюда наименование святого Иоанна — Зедазнийский), где некогда было языческое капище и возвышался идол. Подвижники жили в шалашах, питались травами и кореньями, постоянно пребывая в молитве и духовных размышлениях. К ним притекало множество больных, получавших исцеления благодаря их молитвам. После избрания святых Авива и Исе епископами, святому Иоанну явилась во сне Божия Матерь и повелела ему послать оставшихся 10 учеников по разным местам Грузии для проповеди Слова Божия и пастырского назидания. Отпуская учеников своих, Иоанн сказал: «Господь наш Иисус Христос прислала нас, дабы принести пользу этой стране и ее жителям, ибо они есть новосаждения. Поэтому, подобно апостолам, нам следует разойтись в разные края и проповедовать Слово Божие». Выслушав наставления святого Иоанна, ученики отправились в путь.

Дальнейшая судьба ассирийских отцов выглядела так:

АБИБО НЕКРЕССКИЙ — отправился в восточную местность Эрети, в крупный в то время город Некреси и основал на горе над городом монастырь, существующий до настоящего времени и известный как монастырь Некреси. Данная территория в то время контролировалась персами–зороастрийцами («огнепоклонниками»). Епископ Абибо, исполнившись апостольской ревности, с крестом в руках ходил по городам и селам своей епархии и истреблял везде грубые суеверия, туша огни в капищах зороастрийцев. Персидский сатрап, обеспокоенный успешной проповедью святителя, приказал связать его и доставить к нему. Представ перед персидским сатрапом, святитель Авив отказался принять зороастризм, страстно обличая его в идолопоклонстве. По приказанию сатрапа святителя Авива подвергли бичеванию и страшным пыткам, после чего он мученически скончался, избитый камнями. Тело Святого Абибо было захоронено в Самтвиси, а позже перезахоронено в Мцхете, в храме Самтавро под престолом (день памяти – 12 декабря).

АНТОНИЙ МАРТКОПСКИЙ – известен тем, что принес с собой отпечаток эдесского Спаса Нерукотворного (изображение Иисуса Христа на полотенце (убрусе, мандилии), посланное Спасителем правителю г. Эдесса Абгару V Ухаме). Антоний поселился на марткопской горе около Тбилиси (сейчас здесь находится село Норио и Марткопский монастырь). Он основал Храм Спаса Нерукотворного и 15 лет прожил на столпе по примеру Симеона Столпника. В этом же храме он и похоронен (день памяти – 19 января). На его гробнице произошли многочисленные исцеления. До настоящего времени частично сохранился столп (башня), на котором жил Антон Марткопский.

ДАВИД ГАРЕДЖИЙСКИЙ – сначала жил в пещере на горе Мтацминда, где сейчас находится Храм Давида («Мама Давити») и тбилисский Пантеон. Затем удалился в Гареджийскую пустыню и основал там знаменитый монастырь Давид-Гареджи (день памяти – 12 июня).

Читайте также:  Молитва перед хирургическим действием за врача сербский требник

ЗЕНОН ИКАЛТОЙСКИЙ – отправился проповедовать Слово Божие в кахетинские горы, позднее основал монастырь Икалто, где и был похоронен. Могила находится в центральном храме монастыря, правее алтаря (день памяти – 7 (20) мая).

ФАДДЕЙ (ТАДЕОЗ) СТЕПАНЦМИНДСКИЙ – долгое время жил в Мцхете, устроив по повелению святого Иоанна монастырь у подножия горы Зедазени для приходящих к учителю. После смерти Святого Иоанна, Святой Фаддей отправился проповедовать в Картли, где основал много церквей, в том числе храм в честь святого первомученика Стефана в городе Урбниси. Впоследствии он поселился в пещере на горе Цлеви близ города Каспи, на вершине которой также основал храм в честь святого первомученика Стефана. В этой пещере у основания храма были погребены мощи Святого Фаддея, «образа чистой правды и веры» (день памяти – 7 (20) мая).

ИСЕ ЦИЛКАНСКИЙ – был одним из тех двух учеников Иоанна Зедазнийского, кого избрали епископом на кафедру города Цилкани в Мухранской долине. Прибыв в свою епархию, святитель Исе был поражен обилием языческих обрядов, обычаев и суеверий. Он ревностно занялся восстановлением благочестия, неутомимо проповедуя и часто совершая Богослужения. Считается, что он чудесным образом создал канал, ведущий от реки Ксани к селу Цилкани. Позже он проповедовал христианство осетинам и горцам. Похоронен Святой Исе в храме Цилкани, где и сейчас находится его могила между алтарем и жертвенником (день памяти – 2 декабря).

ИОСЕБ АЛАВЕРДИЙСКИЙ – отравился проповедовать в Кахети и построил Храм Св. Георгия в Алавердской степи. Вокруг храма начал собираться народ и так появился монастырь Алаверди. Завершив под конец жизни свое высокое служение, святитель Иосеб затворился в тесной келье для полного безмолвия. Иосеб умер в 570 году и был похоронен в храме, на месте которого позже был построен современный Алавердийский собор. Его могила находится левее алтаря, у северной стены (память – 15 сентября).

ИСИДОР САМТАВИССКИЙ – известен тем, что основал Самтависскую епархию, кафедральным храмом которой стал собор Самтависи в честь образа Спаса Нерукотворного. Мощи Святого Исидора покоятся в соборе Самтависи (день памяти – 7 (20) мая).

МИХАИЛ (МИКАЭЛ) УЛУМБИЙСКИЙ – много потрудился в утверждении христианства в горах верхней Картли и Осетии. Близ местечка Улумби он основал монастырь, который сейчас находится недалеко от трассы Гоми-Сачхере в Хашурском районе. В соборном храме этой обители, превращенной в XIX веке в приходскую церковь, покоятся его святые мощи (день памяти – 7 (20) мая).

ПИРОС БРЕТИЙСКИЙ — основал монастырь (Бретийский монастырь) с храмом Святого Георгия на левом берегу реки Дванисцхали, близ местечка Брети (севернее современного города Гори). В храме обители были захоронены его мощи. В этом храме есть икона с изображением самого Святого Пироса, а также икона с изображением всех ассирийских отцов (день памяти – 15 мая).

СТЕФАН ХИРСОВСКИЙ — после долгих апостольских трудов в нижней Кахети основал обитель в честь первомученика Стефана близ местечка Хирсы. Он был погребен здесь же в соборном храме, с левой стороны алтаря у жертвенника (день памяти – 7 (20) мая).

ШИО МГВИМСКИЙ – любивший пустыню и уединённую жизнь, попросил своего учителя благословить его на отшельничество. Получив благословение, Шио удалился на запад от Мцхеты в непроходимые из-за дремучих лесов места. Он некоторое время жил в пещере в полном одиночестве. Постепенно к нему начали приходить люди, вступали в его обитель, принимая постриг. Всякий, принимавший монашество, высекал себе особую, отдельную от других пещеру, в окрестных известняковых скалах. Так образовался Шио Мгвимский монастырь, существующий по сей день. В последние своей годы жизни преподобный Шио совсем удалился от мира, добровольно заточив себя в сырой и холодной пещере. В ней же он завещал захоронить себя, что и было исполнено братиями его обители. К всеобщему прискорбию мощи Святого Шио были сожжены в советское время (день памяти день памяти – 2 (15) февраля, 7 (20) мая и 9 (22) мая).

Сам ИОАНН ЗЕДАЗНИЙСКИЙ остался на горе Зедазени, где по его молитвам в безводном ранее месте открылся источник. Получив откровение о близкой кончине, он позвал к себе Фаддея (Тадеоза) Степанцмидского и велел похоронить себя тут же на горе. Его смерть произошла между 557 и 560 годами (день памяти – 7 (20) мая). Грузинская церковь отмечает общий день памяти всех ассирийских отцов 7 (20) мая.

Источник статьи: http://sakartvelotour.com/assiriyskie-otcy