Меню

16 задание егэ литература молитва

Задание №16 ЕГЭ по литературе

Разбор заданий демоверсии ЕГЭ – 2019 по литературе

Помните: указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый можно достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст), укажите названия произведений и фамилии авторов исопоставьте произведения с предложенным текстом в заданномнаправлении анализа.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Задание 16

В каких произведениях русских поэтов звучит тема Родины и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Блока «Россия»?

Ответ на данный вопрос целесообразно начать с небольшого вступления, обобщив имеющие представления о раскрытии данной теме в русской лирике.

Старайтесь оперировать литературоведческими терминами.

Требования к выполнению задания 16
  1. Названо первое произведение, и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена (2 балла).
  2. Названо второе произведение, и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена (2 балла).
  3. Для аргументации тексты двух выбранных произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют (4 балла).
  4. Отсутствуют логические, речевые ошибки (2 балла).

Максимальная оценка – 10 баллов.

Примерный образец сочинения

«Тема Родины раскрывается в творчестве многих поэтов: Тютчева, Лермонтова, Пушкина, Есенина. В своих стихотворениях русские лирики выразили самое главное– любовь к России. Этим чувством проникнуто описание морозного зимнего утра у Пушкина. Отчаянную тоску по родине слышим мы в прощальных строчках стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия!» Влюбляемся в страну березового ситца, читая стихотворения Есенина о родном крае».

Далее переходим к сопоставлению стихотворений. На примере одного стихотворения можно выявить сходства, на примере другого стихотворения – различия.

Необходимо выбрать направление анализа и проследить проявление сходных и отличительных признаков на разных уровнях: от идейного звучания до языкового оформления.

В стихотворении Тютчева «Умом Россию не понять» также, как и в стихотворении Блока, утверждается вера в Россию, страну загадочную и непонятную. По мнению Тютчева, этому есть объяснение:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить
У ней особенная стать

Совсем иначе тема родной страны раскрывается в творчестве Лермонтова. «Люблю Россию я, но странною любовью», – так он начинает стихотворение «Родина».

В этом произведении поэт пытается понять природу своих патриотических чувств. Он подходит к этому рационалистически, заявляя: «Не победит её рассудок мой». По мнению Лермонтова, «умом любить Россию нельзя». Однако нельзя сказать, как он сам к этому относится.

Интересно, что Тютчев пишем о том же самом, но именно это вызывает его восхищение Россией (умом Россию не понять). А эмоциональное состояние Лермонтова спокойное, даже нейтральное. В стихотворении встречается только одно восклицательное предложение (первое). (Для сравнения: Стихотворение Блока более эмоционально: три строфы заканчиваются восклицательными знаками, в конце оставшихся трёх строф – многоточие, что свидетельствует либо о задумчивости, либо о душевном волнении) Лермонтов занимает позицию стороннего наблюдателя и в результате делает следующее признание: «Но я люблю, за что не знаю сам».

Главное отличие стихотворение «Родина» от стихотворения Блока «Россия» в следующем: Лермонтов пытается спокойно разобраться в своих собственных чувствах к родной стране, а патриотические чувства Блока утверждают в читателе светлое чувство веры в Россию.

Таким образом, тема Родины звучит в русской поэзии по-разному в зависимости от того, что каждый поэт вкладывает в слово «Россия».

Источник статьи: http://rosuchebnik.ru/material/ege-po-literature-zadanie-16/

16 задание егэ литература молитва

Форма входа

Главное меню

Изложения (тренинги)

Сейчас на сайте

Сейчас 2149 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Новости сайта

16.05.2021 — на Форуме сайта закончена работа по написанию сочинений 9.2 по сборнику С.Ю.Ивановой «ОГЭ-2021» Подробнее >>

Читайте также:  Molitva bogomateri sporuchnitsa greshnix

08.03.2021 — На форуме сайта завершена работа над сочинениями по сборнику текстов ЕГЭ 2020 года под редакцией С.Ю.Ивановой. Подробнее >>

01.03.2021 — На сайте завершена работа по написанию сочинений по текстам ОГЭ 2020 с сайта ФИПИ. Подровбнее >>

07.02.2021 — На Форуме сайта закончена работа по написанию сочинений по сборнику С.Ю.Ивановой «Сдавай ЕГЭ на все 100!» Ссылка >>

27.12.2020 — Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

31.12.2019 — На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько». Подробнее >>

10.11.2019 — На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

Источник статьи: http://www.xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/literatura-sochineniya/ege/zadanie-16

Алгоритм выполнения заданий 15-16 ЕГЭ по литературе

Алгоритм выполнения заданий 15-16 ЕГЭ по литературе

Образцы ответов (задания с развёрнутым ответом 15,16)

Композиция ответа на задание 15.

2. Истолкование тезиса (То есть. Это значит. Я имею в виду. Обращает на себя внимание. )

3. Разворачивание тезиса (Почему я так думаю?)

4. Иллюстрация тезиса (Что я вижу в тексте? Обратимся к тексту. Так. Например. )

15.Почему стихотворение «Море» В.А. Жуковского можно назвать философским?

«Море» В.А. Жуковского можно отнести к философской лирике, так как автор затрагивает в нём мировоззренческие проблемы.

Во-первых, это осмысление человеком собственного бытия, внутреннего мира. «Бездна» моря сопоставляется с лирическим «я». Для Жуковского это две равноправные стихии, в то же время предстающие как одно целое.

Во-вторых, это вечная проблема стремления к идеалу, раскрывающаяся посредством введения романтического двоемирия в стихотворение. Как море «тянет из земныя неволи» небо, так и человек желает достичь своего абсолюта.

В-третьих, это вечная проблема добра и зла. Поэт противопоставляет «лазурному морю» «враждебную мглу». Но побеждают «светлые силы», и «тучи уходят».

Как видим, данное стихотворение можно причислить к философской лирике.

15. (по стихотворению А.С. Пушкина «На холмах Грузии. «)

Каковы функции пейзажной зарисовки, которой открывается стихотворение, рассказывающее о любви?

При помощи пейзажа в стихотворении А.С. Пушкина создаётся эмоциональный фон, на котором изображаются переживания лирического героя.

Зарисовкой ночной природы предваряются грустные и одновременно светлые размышления героя о любви, о возлюбленной, которая, по-видимому, отдалена от него пространством или временем.

Герой наблюдает, как опустилась мгла на горную реку Арагву, слушает шум реки и предаётся воспоминаниям.

Обращает на себя внимание рифма мгла-светла: она словно подчёркивает, что сквозь ночную тьму пробиваются слабые проблески света (может быть, блики от воды) – и именно поэтому выбрано слово «мгла», а не «тьма». Шум Арагвы нарушает ночную тишину (что подчёркнуто звукописью: «шумит Арагва предо мною») – и тем самым вновь направляет внимание читателя на сочетание противоположных явлений. Аналогичное сочетание противоположностей характеризует и чувства лирического героя, описанные эпитетами: ему «грустно и легко», его «печаль светла».

Итак, автор используя в палитре короткой пейзажной зарисовки разнородные краски, показал, что воспоминанию о любви присущи сложные, смешанные чувства: как тишина ночи заполнена звуками горного потока, так и уныние побеждается радостью непреходящего чувства («сердце вновь горит и любит»).

15. (по стихотворению А.С. Пушкина «Анчар»)

Читайте также:  Kakuyu molitvu chitat chtobi vas lyubili

Как в стихотворении А.С.Пушкина соотносятся два содержательных пласта: мир природы и мир человека?

Мир природы (описание анчара) и мир человека (рассказ о гибели раба) в стихотворении соотносятся по смыслу и композиционно, выражая авторскую идею.

Анчар в стихотворении представлен как древо зла, несущее смерть всему живому. Даже тигр, образ которого может воплощать угрозу и зло, «нейдёт» к анчару. Однако природа будто изолирует анчара от живого мира и не допускает к «грозному часовому» его обитателей. Такова идея первой части стихотворения.

На фоне пустынного пейзажа и неотделимого от него анчара во много раз усиливается впечатление от описанной во второй части хладнокровной и презрительной жестокости, с которой «человека человек/ Послал к анчару властным взглядом». Так, из-за бессердечности одного человека несчастный раб не только погибает сам, но и становится соучастником в совершении дел, ведь «непобедимый владыка» идёт с ядовитыми стрелами на другие племена.

Возможно, автор хотел показать: то, что принято считать злом в могущественной природе, несоотносимо и несравнимо с тем злом, которое совершает человек.

15.Как раскрывается традиционная для Лермонтова тема одиночества в стихотворении «Из-под таинственной холодной полумаски. «?

В этом стихотворении традиционная для Лермонтова тема одиночества раскрывается необычно: здесь нет слов «один» или «одинокий», как в стихотворениях «Парус» или «Выхожу один я на дорогу. «. Об одиночестве лирического героя мы догадываемся, благодаря форме лирического стихотворения.

Композиционно оно делится на две части: в первой описаны «лёгкие признаки» «красавицы» и момент встречи с ней, вторая часть относит нас к настоящему лирического героя. Анафора «И» позволяет нам понять, что он всё ещё живёт той встречей. Глаголы в первых двух строфах употребляются в прошедшем времени («звучал», «светили», «улыбалися», «видел»), что говорит о недолговечности, мимолётности счастья лирического героя. Сейчас же он любит лишь плод своего воображения – «бесплотное виденье», значит, больше ему любить некого и он одинок.

Сравнение «голос твой . отрадный, как мечта» даёт нам понимание того, что герой привык любить мечту больше, чем реальность. Высший комплимент – сравнение с мечтой – говорит нам опять же о его одиночестве. Аллитерация на шипящие в 4-ой строфе позволяет нам услышать шёпот. Если это разговор лирического героя с самим собой, то становится ясно, насколько он одинок.

В этом стихотворении звучит мотив одиночества, свойственный лирике Лермонтова. Но здесь мечта помогает лирическому герою примириться с несовершенством мира.

Композиция ответа на задание 16 (сопоставительное)

1. Краткий ответ на 1-ую часть вопроса:

дать два произведения и назвать двух авторов.

2. Позиция сопоставления №1:

3. Позиция сопоставления №2:

Что сближает и чем отличаются:

с точки зрения значения образов

с точки зрения использования изобразительно-выразительных средств

с точки зрения авторского отношения.

Анализ привлекаемого текста с точки зрения:

особенностей образов, функций этих образов

используемых автором изобразительно-выразительных средств

обращения к какому-либо жанру.

1. К проблеме, поднятой N, обращались такие поэты, как . в произведении . и . в произведении .

2. . (первый) использует . приёмы, показывая . (кого? что?). Этот поэт, так же как и N, изображает . (что? каким образом? – точечная цитата). Однако, в отличие от N, который . (что?), первый . (что делает?).

3. В центре внимания . (второго) – . (что? и кто?). Его герой, так же, как и герой N (что делает? показан каким? – точечная цитата). Однако, в отличие от авторского отношения N, которое . (какое?), эмоции второго . (какие? в каких словах они выражены? – точечная цитата).

16.В произведениях каких русских поэтов отражено столкновение мечты и реальности и в чём эти произведения созвучны стихотворению М.Ю. Лермонтова «Из-под таинственной холодной полумаски. «?

Столкновение мечты и реальности показано в произведениях А. Блока «Незнакомка» и М.Ю. Лермонтова «На севере диком. «.

В стихотворении Блока образ незнакомки двойственен: с одной стороны, это реальная девушка, с другой – она как будто находится в потустороннем, нереальном мире, меняя окружающую её среду своим появлением. Лирический герой и сам до конца не уверен в том, что представляется его взору: одинокая посетительница ресторана или удивительное видение, плод его мечты, чьи «синие очи цветут на дальнем берегу». В этом стихотворении, как и в стихотворении Лермонтова, показан лирический герой, который живёт в реальном мире, но самые яркие проявления душевной жизни которого связаны с миром мечты, фантазии.

Читайте также:  Molitva v noch mogushestva

В стихотворении Лермонтова «На севере диком. » тема столкновения мечты и реальности также присутствует и сопровождается темой одиночества:

На севере диком стоит одиноко

Чем суровее зима, окружающая эту сосну, тем ярче на этом безжизненном фоне выглядит её сон о прекрасной пальме. Основу композиции этого стихотворения, как и стихотворения «Из-под таинственной холодной полумаски. «, составляет контраст. Образ, рождённый фантазией, в обоих случаях притягателен, но недостижим в реальности.

16. (по стихотворению Ф.И. Тютчева «Silentium!»)

В каких произведениях русских поэтов развивается тема «мук немоты» и в чём сходство и различие с тютчевским стихотворением?

Тема «мук немоты» развивается в таких стихотворениях, как «Невыразимое» В.А. Жуковского и «Silentium» О.Э. Мандельштама. Для сопоставления выбраны данные стихотворения, так как они наглядно демонстрируют не только сходство с «Silentium!» Тютчева, но и различие.

Как в стихотворении Тютчева, так и в «Невыразимом» Жуковского лирический герой говорит о бедности языка, его неспособности в точности передать человеческие ощущения. «Но льзя ли в мертвое живое передать?» – таким вопросом задаётся герой. Живое для него – не сама природа, ведь найдётся много слов для выражения её «блестящей красоты», но те чувства, что она рождает в душе человека, а мёртвое – язык, пытающийся всему дать название. В «Silentium!» Тютчева сокровенными для лирического героя также являются чувства, формирующиеся в «душевной глубине». В результате оба лирических героя приходят к выводу, что ничто не может так передать состояние души человеческой, как молчание.

Стихотворения Мандельштама и Тютчева имеют одинаковые названия «Silentium», что с латинского переводится как молчание. Но поэты в него вкладывают разный смысл. У Тютчева немота – это то, что сохраняет «мир таинственно-волшебных дум» неприкосновенным. У Мандельштама речь идёт о немоте первоначальной – состоянии мира до того, как появилось слово, потому и лексика используется возвышенная. Различие заключается также в том, что «наружный шум» у Тютчева противопоставляется «жизни в себе самом», а у Мандельштама нет разделения на мир внешний и внутренний, всё находится в единстве и гармонии.

Итак, тема «мук немоты» у каждого поэта раскрывается по-своему: Тютчев и Жуковский близки в понимании молчания, как средства сохранить чувства, а для Мандельштама немота – состояние мира вообще.

16. В каких еще произведениях русской лирики мы видим аналогичный сюжет (Фет «Сияла ночь. «) и как их можно сопоставить?

Аналогичные сюжеты присутствуют в стихотворении Тютчева «К.Б.» и стихотворении Пушкина «Я помню чудное мгновенье. «.

Эти стихотворения выбраны для сопоставления, потому что они повествуют о любви, пронесённой через разлуку, и возродившей жизнь в лирических героях: «А жизни нет конца»; «И для него воскресли вновь. / И жизнь, и слезы, и любовь»; «Тут жизнь заговорила вновь».

Для Тютчева, как и для Фета любовь есть чувство «музыкальное». Только для первого это внутренние звуки, а для второго – реальное пение, «рыдающие звуки».

И надо сказать, что Фет прежде всего «слышит» свою возлюбленную, а у Тютчева и Пушкина это, главным образом, зрительное впечатление: «мимолётное виденье»; «смотрю на милые черты».

О времени, проведённом без любви, каждый лирический герой упоминает по-своему. Для лирического героя Пушкина оно длится дольше всех и занимает в описании две строфы. Фет же уместил свою разлуку в одну строчку: «И много лет прошло, томительных и скучных», как бы желая поскорее забыть эти годы. А Тютчев проводит ряд сравнений: «Как после вековой разлуки», «Как поздней осени порою/ Бывают дни. / Когда повеет вдруг весною», передавая своё субъективное ощущение возраста и времени. И если для Фета важно показать свою импрессию чувств, мгновение любви, то Пушкин изображает свою любовь более философски.

Источник статьи: http://infourok.ru/algoritm-vipolneniya-zadaniy-ege-po-literature-4004163.html