Меню

8 гласов в церковном песнопении примеры молитв

Воскресная служба Октоиха восьми гласов на славянском и русском языках

Содержание

Введение

В настоящем издании благосклонному вниманию читателей предлагаются на славянском и русском языках воскресные церковные песнопения Октоиха на малой вечерни, великой вечерни, полунощнице, утрени и литургии, именно: стихиры на «Господи воззвах», с Богородичными или догматиками, стихиры на стиховне, воскресные тропари, канон полунощницы, на утрени – седальны, ипакои, антифоны, каноны с кондаками и икосами, и стихиры на хвалитех, блаженны на литургии и эксапостиларии. В виду мало понятности означенных названий церковных песнопений считаем необходимым представить пояснения этих названий, заимствованные из «Обозрения Богослужебных книг Православной Российской Церкви» священника Константина Никольского, изд. 1858 г., и отчасти из «Новой Скрижали» архиепископа Вениамина, изд. 1884 г.

Стихирами (στιχηρά) в Богослужебных книгах именуются песнопения, состоящие из многих стихов, написанных одним размером стихосложения и, большею частию, имеющие пред собою стихи Свящ. Писания. От стихов Свящ. Писания, которые поются пред стихирами, они носят особые названия: одни называются стихирами на «Господи воззвах», другие – стихирами на «стиховне», третьи – стихирами на «хвалитех». Стихирами на «Господи воззвах» именуются те, кои поются на вечерни после пения 140 псалма «Господи воззвах» и имеют пред собою стихи из этого, равно из 141 и 129 псалмов. Слова «стиховны», на «стиховне» (εἰς τοὺς στίχους) показывают, что стихиры, называемые таким образом, имеют пред собою стихи Свящ. Писания не из одних указанных псалмов, а избранные из разных других псалмов Свящ. Писания, по приличию праздника. Стихирами на «хвалитех» именуются те, которые имеют пред собою стихи псалмов (148, 149, 150), называемых «хвалитны», так как в них часто встречается слово «хвалите».

Словом догматик, или догмат (δόγμα – учение), называется Богородичен потому, что с похвалою Пресвятой Богородице содержит догматическое учение о лице Иисуса Христа, преимущественно о воплощении Господа и соединении в лице Его двух естеств.

Седальнами (κάθισμα) называются те песнопения, при пении или чтении коих при общественном Богослужении садились для слушания так называемого «чтения», состоящего из толкования Апостола, Евангелия, или из описания жизни святого, праздника и т. п., так как при таком чтении позволяется сидеть. Но название «седален» не соединяет с собою того понятия, что всегда при пении или чтении его сидят.

Слово ипакои (ὑπακοή) значит по буквальному переводу «внимание». Некто написал: «ипакой есть тропарь, достойный удивления; и когда он поётся в церкви, то все, наклонившись, слушают его с благоговейным молчанием и внимательным умом».

Антифон (ἀντίφωνον) означает попеременное пение, которое положено петь на двух клиросах, а «степенными» называются те песнопения, которые составлены применительно к 15-ти псалмам (от 119-го до 133-го), называемым «песнями степеней». Так названы эти псалмы потому, что были петы евреями на ступенях храма Иерусалимского. Эти псалмы исполнены горячего чувства к Богу и имеют отношение ко всем тем, которые признают себя странниками и пришельцами на земле, оплакивают свои бедствия и воздыхают о покое отечества небесного; и таким образом эти люди стремятся к восхождению, как бы по ступеням снизу вверх, то есть от земли на небо, от места странствования в отечество, от скорби к радости и от бедствий к блаженному покою.

Словом канон (κανών – правило) в Богослужебных книгах называется совокупление песнопений, которые составлены определённым образом, по известному правилу, и каждая песнь (ὠδή) канона содержит в себе несколько стихов. Первый стих служит образцом, а вместе с тем связью для всех следующих за нею и называется ирмосом (εἰρμός – связь), а стихи, следующие за ирмосом, носят название тропарей (τροπάριον от τρέπω – обращаю), так как они обращаются к ирмосу, подчиняются его размеру, напеву, ведут от него ряд мыслей. Всякий канон имеет один общий предмет, главную мысль, развиваемую во всех его песнях, например, прославление воскресения Христова, или креста Господня, Матери Божией, святого и т. п. Отсюда каноны имеют особыτ названия: «канон воскресный», «канон животворящему кресту Господню», «канон Богородице», и «канон святого» и т. п. Соответственно главному предмету канона, поются припевы пред тропарями, например, при воскресном каноне припев: «Слава, Господи, святому воскресению Твоему», при каноне Богородице припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Читайте также:  Молитва от наведенной порчи славовер

Кондак (κοντάκιον) и икос (οἶκος)–песнопения во многом сходные между собою. Сходное содержание излагается в кондаке короче, а в икосе пространнее. Оба песнопения оканчиваются большею частию одними и теми же словами, поются на один глас. Кондак можно назвать темою, икос же развитием темы, содержащейся в кондаке. Посему икосы полагаются после кондаков, но никогда не поставляются без них (Смотри «Обозр. Богосл. книг» свящ. Никольского). По объяснению «Новой Скрижали» архиепископа Вениамина, кондак или контак, κοντάκιον, происходит от слов: κονδός или κοντος – краткий, сокращённый, и οἰκίον – домик. Из сих двух слов сложенное κοντάκιον значит: малый, имеющий не многие покои домик; а в церкви он есть краткая песнь, т. е. вкратце заключающая в себе содержание праздника или похвалу святому. Икос же, οἶκος – полный и обширный дом; в церковных же книгах так называется песнь, или объясняющая сущность праздника, или содержащая похвалу святому, заключающуюся в кондаке, но пространнее.

Словом блаженны обозначаются в Богослужебных книгах, во 1-х, Евангельские стихи о блаженствах, обещанных Спасителем за разные добродетели ( Мф. 5:3–19 ); во 2-х, те песнопения, которые поются на литургии за сими стихами, иначе–имеют пред собою стихи о блаженствах. В Уставе церковном слово «блаженны» чаще всего употребляется во втором значении.

Эксапостиларий (ἐξαποστείλάρίον от ἐξαποστέλλω – высылать, посылать), буквально с греческого значит «посылаемый», а по существенному смыслу есть светилен или тропарь, заключающий в себе моления о ниспослании света и просвещения нашего ума к следующему после того хвалению Бога, заключающемуся в хвалебных псалмах и в великом славословии, в которых призываются хвалить Бога все одушевлённые и неодушевлённые твари. Посему за эксапостиларием всегда следуют псалмы: хвалите Господа с небес; воспойте Господеви песнь нову; хвалите Бога во святых Его, а потом и самое славословие. Марк Эфесский утверждает, что в эксапостиларий преимущественно прославляется послание учеников Христовых и Апостолов к народам.

Источник: Воскресная служба Октоиха всех восьми гласов или напевов на славянском и русском языках, заключающая в себе песнопение малой вечерни, великой вечерни, полунощницы, утрени и литургии / перевел с греческого языка Иван Ловягин. — Изд. 3-е (с изд. 1888 г. без изм.). — Санкт-Петербург : Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1910. — VIII, 296 с.

Источник статьи: http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/voskresnaja-sluzhba-oktoiha-vosmi-glasov-na-slavjanskom-i-russkom-jazykah/

8 гласов в церковном песнопении примеры молитв

Глас – особый мотив (лад), исполь­зу­е­мый в прак­тике бого­слу­жеб­ного пения Пра­во­слав­ной Церкви.

Суще­ствует четыре основ­ных (атен­ти­че­ских) гласа — 1,2,3,4 и четыре про­из­вод­ных (пла­галь­ных) — 5‑й к 1‑му, 6‑й ко 2‑му, 7‑й к 3‑му, 8‑й к 4‑му. Каждый из пла­галь­ных гласов завер­шает и углуб­ляет содер­жа­ние соот­вет­ству­ю­щего атен­тич­ного гласа.

4 глав­ных (прямых, или высо­ких) и 4 пла­галь­ных гласов (кос­вен­ных, или низких) вместе обра­зуют осмо­гла­сие – систему восьми гласов.

Прин­цип осмо­гла­сия был в свое время принят Рус­ской Цер­ко­вью от Церкви Гре­че­ской и явля­ется музы­каль­ной осно­вой бого­слу­же­ния. Однако, поня­тие осмо­гла­сия в гре­че­ской тра­ди­ции отли­ча­ется от нашего. У греков глас- это лад, тональ­ность. В рус­ской тра­ди­ции глас — это неко­то­рая мело­дия, закреп­лен­ная раз и навсе­гда. Каждый глас имеет помимо харак­тер­ной для него тональ­но­сти, лада, еще и наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ные в данном гласе мело­ди­че­ские обо­роты — попевки.

Боль­шин­ство пес­но­пе­ний (из Окто­иха) бого­слу­же­ний одной недели под­чи­нено одному из восьми гласов.

Читайте также:  Молитвы как приворожить мужчину

Каждую суб­боту вече­ром, на вос­крес­ной все­нощ­ной про­ис­хо­дит пооче­рёд­ная смена одного из восьми гласов. Каждый глас гос­под­ствует в бого­слу­же­нии всю сед­мицу до суб­боты вклю­чи­тельно, сооб­щая ей бла­го­дать минув­шего дня вос­крес­ного. Восемь недель обра­зуют вось­ми­не­дель­ный гла­со­вый цикл, повто­ря­ю­щийся в тече­ние года несколько раз (см. бого­слу­жеб­ные круги).

Зву­ча­ние Опи­са­ние
Глас 1

Т.н. глас Бого­яв­ле­ния. Сокра­щен­ный гре­че­ский распев. Одно­го­лосно испол­ня­ется в фа-мажоре.
Глас 2

Глас Исхода, напо­ми­на­ю­щий о сми­ре­нии. Сокра­щен­ный гре­че­ский распев. Одно­го­лосно испол­ня­ется в соль-мажоре.
Глас 3

Глас Небес­ной радо­сти. Сокра­щен­ный гре­че­ский распев. Одно­го­лосно испол­ня­ется в фа-мажоре.
Глас 4

Глас Все­праздн­ствен­ный. Обыч­ный распев. Одно­го­лосно испол­ня­ется в фа-мажоре.
Глас 5

Глас Покло­не­ния. Киев­ский распев. Одно­го­лосно испол­ня­ется в фа-мажоре.
Глас 6

Глас Пока­я­ния. Бол­гар­ский распев. Одно­го­лосно испол­ня­ется в фа-мажоре.
Глас 7

Глас Пре­об­ра­же­ния. Бол­гар­ский распев. Одно­го­лосно испол­ня­ется в фа-мажоре.
Глас 8

Глас Веч­но­сти. Сокра­щен­ный киев­ский распев. Одно­го­лосно испол­ня­ется в фа-мажоре.

Счет гласов начи­на­ется со второй сед­мицы после Пасхи (службы первой пас­халь­ной сед­мицы — Свет­лой — совер­ша­ются по осо­бому чину без уча­стия Окто­иха). За сед­ми­цей 1‑го гласа сле­дует сед­мица 2‑го, потом 3‑го — и так до 8‑го, а затем снова 1‑го, и цикл повто­ря­ется. И на каждый день сед­мицы каж­дого гласа в Окто­ихе содер­жатся изме­ня­е­мые части бого­слу­же­ний.

Как опре­де­лить глас Недели? – Если поряд­ко­вое число (номер) Недели по Пяти­де­сят­нице больше 8, нужно от числа Недели отнять еди­ницу (потому что на Неделю всех святых назна­чен глас 8‑й, а не 1‑й, первый же глас начи­на­ется с Недели 2‑й) и оста­ток раз­де­лить на 8. Оста­ток от деле­ния укажет глас. Если остатка не будет, это озна­чает глас 8‑й. Если поряд­ко­вый номер Недели меньше 8, глас опре­де­ля­ется опять же вычи­та­нием еди­ницы из номера Недели.

Восемь цер­ков­ных гласов

Гласы – музы­каль­ная система из восьми ладов (гласов), лежа­щая в основе ста­рин­ных пес­но­пе­ний в Пра­во­слав­ной Церкви. В широ­ком смысле гласом можно назвать набор мело­дий, на кото­рые поются те или иные пес­но­пе­ния. В пев­че­ской прак­тике сло­жи­лось пони­ма­ние гласа как мело­дии, слу­жа­щей тра­фа­ре­том для рас­пе­ва­ния всех тек­стов, к дан­ному гласу отно­ся­щихся. Попевки одного гласа не оди­на­ковы (как в гре­че­ском, так и в рус­ском пении) для ирмо­сов, про­ким­нов, тро­па­рей. Так как в бого­слу­же­нии упо­треб­ля­ются пес­но­пе­ния разных типов: тро­парь, сти­хира, про­ки­мен, ирмос и др. – для них уста­нов­лены и раз­лич­ные напевы. Таким обра­зом, чтобы пра­вильно спеть, необ­хо­димо знать не только номер гласа, но и его тип: тро­пар­ный, сти­хир­ный или иной.

Тем не менее, музы­каль­ная основа всех мело­ди­че­ских вари­ан­тов одного и того же гласа и доныне одна и та же – она сохра­ня­лась более или менее посто­янно в тече­ние веков.

Восемь гласов состав­ляют т.н. систему «осмо­гла­сия» (т.е. вось­ми­гла­сия), кото­рая охва­ты­вает почти весь основ­ной фонд цер­ков­ной музыки. Боль­шин­ство пес­но­пе­ний бого­слу­же­ний одной недели под­чи­нено одному из восьми гласов. Восемь недель обра­зуют вось­ми­не­дель­ный гла­со­вый цикл.

По пре­да­нию Пра­во­слав­ной Церкви, систему гласов ввел пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин. Гласов всего 8, из них 4 основ­ных и 4 кос­вен­ных. В Гре­че­ской Церкви они так и име­ну­ются: 1, 2, 3, 4, 1 косв., 2 косв., 3 косв., 4 косв., а в Рус­ской соот­вет­ственно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Ниже при­ве­дем неболь­шие «опи­са­ния» каж­дого гласа, а также далеко не полный пере­чень наи­бо­лее зна­ко­мых веру­ю­щим пес­но­пе­ний разных гласов.

ГЛАС 1 – древ­ние цер­ков­ные писа­тели гово­рили, что «первый глас важен, вели­че­ствен и наи­бо­лее тор­же­ствен». Его срав­ни­вали с солн­цем, говоря, что он про­го­няет леность, вялость, сон, грусть и сму­ще­ние. В первой строке и тро­пар­ного, и сти­хир­ного рас­пе­вов этого гласа есть широ­кий «шаг» мело­дии наверх, что и при­дает ему мер­ность, важ­ность и тор­же­ствен­ность.

Тро­парь Кресту «Спаси, Гос­поди, люди Твоя»;
Тро­парь Бого­яв­ле­нию «Во Иор­дане кре­ща­ю­щуся Тебе, Гос­поди»;

Тро­парь Успе­нию «В рож­де­стве дев­ство сохра­нила еси»;
Дог­ма­тик «Все­мир­ную славу»;
Ирмосы кано­нов Св. Пасхи «Вос­кре­се­ния день, про­све­тимся, людие»;
Рож­де­ства Хри­стова «Хри­стос раж­да­ется, сла­вите»;
Ирмосы вос­крес­ного канона «Твоя побе­ди­тель­ная дес­ница».

ГЛАС 2 – «испол­нен кро­то­сти, бла­го­го­ве­ния, он уте­шает печаль­ных и отго­няет мрач­ные пере­жи­ва­ния». Поется несколько вари­ан­тов этого гласа, однако общее – гибкая мело­дия, свет­лая инто­на­ция – при­сут­ствует во всех вари­ан­тах рас­пе­вов.

Тро­парь Неру­ко­тво­рен­ному образу «Пре­чи­стому Твоему образу покла­ня­емся, Благий»;
Тро­парь Кре­сти­телю и Пред­тече Иоанну «Память пра­вед­наго с похва­лами»;

Тро­парь суб­боты, всем святым и усоп­шим
«Апо­столи, муче­ницы и про­роцы»;
Бого­ро­ди­чен «Пре­бла­го­сла­венна еси, Бого­ро­дице Дево»;
Ирмосы кано­нов «Во глу­бине посла иногда», «Гря­дите, людие».

ГЛАС 3 – «глас бурный, он, как море при непо­годе, побуж­дает на духов­ный подвиг». Эта харак­те­ри­стика древ­них отно­сится в полной мере к пою­ще­муся у нас тро­пар­ному рас­певу гласа. Сти­хир­ный же распев более без­мя­те­жен.

Кондак Рож­де­ству Хри­стову «Дева днесь Пре­су­ще­ствен­наго раж­дает»;
Тро­парь вмч. Пан­те­ле­и­мону «Стра­сто­терпче святый»;

Вос­крес­ная сти­хира «Твоим Кре­стом, Христе Спасе».

ГЛАС 4 – «дво­я­кий: то воз­буж­дает радость, то вну­шает печаль. Тихими и мяг­кими пере­хо­дами тонов он сооб­щает покой душе, вну­шает стрем­ле­ние к Выш­нему, наи­бо­лее выра­жая дей­ствие на нас Божией бла­го­дати». Пожа­луй, один из наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ных и «попу­ляр­ных» гласов цер­ков­ного пения в срав­не­нии с дру­гими. Многие извест­ные всем тро­пари напи­саны именно на этот глас. Его логич­ное и про­стое мело­ди­че­ское стро­е­ние доступно всем.

Тро­парь Рож­де­ству Хри­стову «Рож­де­ство Твое, Христе Боже наш»;
Тро­парь Божией Матери «Бого­ро­дице Дево, радуйся»;
Тро­парь свт. Нико­лаю «Пра­вило веры и образ кро­то­сти»;
Дог­ма­тик «Иже Тебе ради Бого­отец пророк Давид»;
Ирмосы канона Бого­ро­дице «Отверзу уста моя»;
Ирмосы вос­крес­ного канона «Моря черм­ную пучину».

ГЛАС 5 – «успо­ка­и­вает душев­ные вол­не­ния, он под­хо­дит для плача о грехах». Мело­дия гласа рав­но­мерно «пока­чи­вает» слова пес­но­пе­ний, инто­на­ция сколь­зит то вверх, то вниз, давая ощу­ще­ние покоя и бес­ко­неч­но­сти.

Заупо­кой­ный седа­лен «Покой, Спасе наш, с пра­вед­ными рабы Твоя»;
Вос­крес­ные тро­пари «Ангель­ский собор» («Бла­го­сло­вен еси, Гос­поди, научи мя оправ­да­нием Твоим»);

Дог­ма­тик «В Черм­нем мори».

ГЛАС 6 – «рож­дает бла­го­че­сти­вые чув­ства – пре­дан­ность, чело­веч­ность, любовь». Так писали древ­ние. Мы же знаем этот глас и как глас сосре­до­то­чен­но­сти и скорби – минор­ная инто­на­ция, в кото­рой, как по «сту­пень­кам», под­ни­ма­ются слова текста.

Вос­крес­ная песнь по Еван­ге­лии «Вос­кре­се­ние Хри­стово видевше»;
Тро­парь (сти­хира) Свя­тому Духу «Царю Небес­ный»;

Сти­хира «Вос­кре­се­ние Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси»;
Погре­баль­ная сти­хира «Зряще мя без­гласна»;
Ирмосы канона «Яко по суху пеше­ше­ство­вав Изра­иль»
(6‑я песнь «Житей­ское море»).

ГЛАС 7 – «глас мягкий, тро­га­тель­ный, уве­ща­ю­щий. Он лас­ково убеж­дает, при­зы­вает, просит об уми­ло­стив­ле­нии». Из всех гласов нашего осмо­гла­сия самым скуд­ным по коли­че­ству пес­но­пе­ний явля­ется глас седь­мой. Доста­точно редко звучит этот глас, и поэтому, веро­ятно, нелегко его узнать и обо­зна­чить в памяти.

Тро­парь Пре­об­ра­же­нию «Пре­об­ра­зился еси на горе, Христе Боже»;
Тро­парь блаж. Ксении Петер­бург­ской «Нищету Хри­стову воз­лю­бивши»;

Вос­крес­ный тро­парь «Раз­ру­шил еси Кре­стом Твоим смерть».

ГЛАС 8 – «выра­жает веру в буду­щую жизнь, созер­цает небес­ные тайны, молится о бла­жен­стве души». Вось­мой глас можно еще назвать гласом вос­кли­ца­ния: боль­шин­ство пес­но­пе­ний под­чер­ки­вают эту вос­кли­ца­тель­ную сто­рону. Многие из них прямо начи­на­ются меж­до­ме­ти­ями: «Увы!» или «О!». Вось­мой глас можно рас­смат­ри­вать и как глас «труб­ный», глас высо­кого про­по­ве­да­ния и похвалы.

Заупо­кой­ный тро­парь «Глу­би­ною муд­ро­сти чело­ве­ко­любно вся строяй»;
Тро­парь Пяти­де­сят­нице «Бла­го­сло­вен еси, Христе Боже наш»,

«Достойно есть» и «Взбран­ной вое­воде» часто поют на 8‑й глас;
Заупо­кой­ная сти­хира «Плачу и рыдаю»;
Ирмосы канона «Воду прошед, яко сушу» (6‑я песнь «Молитву пролию ко Гос­поду»).

Источник статьи: http://azbyka.ru/glas