Меню

А основе какого источника построено содержание оперы евангелие молитвы иконы

«Иисус Христос — суперзвезда»: почему это творение безбожных авторов обращало мое поколение к Богу

«При сем Иоанн сказал: Учитель! Мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас. И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мк 9:38-41).

Конечно, авторы Jesus Christ Superstar меньше всего претендовали на роль христианских проповедников. Но в СССР 70-х, где для официальной идеологии и религия, и рок-культура были как красная тряпка для быка, а сама эта идеология, в которую уже не верили даже ее пропагандисты, превратилась в тему для анекдотов, зерно упало на добрую почву.

Рок-опера стала настоящим взрывом, сенсацией, модой. А тут еще джазмен и рокер Алексей Козлов в 1974-м разучил со своим полуподпольным и оттого жутко популярным «Арсеналом» все ее вокальные и инструментальные партии и начал выступать по институтам и домам творчества, хотя в те времена нелегальное исполнение фрагментов из JCS да еще на английском приравнивалось к идеологической диверсии. Но кого это тогда останавливало? Мы, дети хрущевской оттепели стали, пожалуй, первым советским поколением, которое не боялось. Магнитофон и самиздат — спутники нашей юности. Двоемыслие — ее проклятие. В то, о чем твердили на комсомольских собраниях и партийных съездах, мы не верили. Мы вообще не знали, во что нам верить. Мы искали — каждый по-своему.

Переписанная на тысячи магнитофонных пленок, рок-опера расползалась по Советскому Союзу со скоростью лесного пожара. Этой эпидемии не мешали ни отсутствие перевода, ни низкое качество звука.

1974-й. Тополиный пух, жара, июнь. Школа в Староконюшенном. Мой выпускной. В соседнем доме кто-то поставил маг на подоконник и над арбатскими крышами плывет:

И мы хором подпеваем. Даже те, у кого по английскому трояк.

А ведь мы в подавляющем большинстве своем в церковь никогда не ходили и Библию не читали. Для многих из нас именно рок-опера стала первым упоминанием о Христе, и Евангелие мы искали (а его еще попробуй найди в стране, где переиздавать Библию десятилетиями было запрещено даже издательству Русской Православной Церкви), чтобы уточнить детали, которые в ней не поняли.

По силе воздействия на нас JCS можно сравнить разве что с «Мастером и Маргаритой» Булгакова, ходившего по рукам в самиздате (полная версия, без советских цензурных купюр). Кто знает, сколько людей под их влиянием повернулись к Богу! И там, и там все на первый взгляд напоминает Евангелие, хотя, если разобраться — сплошные противоречия и даже противоположный смысл.

Но безбожие создателей JCS не читалось с магнитной пленки — вот в чем был гениальный парадокс происходящего.

Сейчас уже мало кто помнит, но в СССР тоже были хиппи, которые в своих религиозных поисках хоть и противопоставляли себя любой официальной Церкви и учение Христа трактовали, мягко говоря, по-своему, но Он для них был абсолютно реальной исторической личностью. А это в стране государственного воинствующего атеизма уже было революцией сознания. Помните?

«Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича — изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, — но Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж. Берлиоз же хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нем — простые выдумки, самый обыкновенный миф». («Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков).

Тим Райс, когда писал либретто, тоже использовал не само Евангелие, а книгу «Жизнь Христа» католического священника и телеведущего Фултона Шина, сопоставлявшего синоптические евангелия — от Матфея, Марка и Луки. И строя сюжет на событиях Страстной недели, Райс, как Иванушка Бездомный у Булгакова, постарался сделать своих героев максимально реальными людьми с живыми эмоциями.

В одном из интервью создатели JCS признавались: «Мы стремились не к тому, чтобы высказать религиозную точку зрения, а скорее к тому, чтобы задать вопросы».

Читайте также:  Молитва чтобы всех очаровать

В то время Джон Леннон заявлял, что «Битлз» стали популярнее Христа, а люди, получив новые технологические возможности, поверили в свою всесильность и с радостью низвергали привычные общественные и религиозные ценности, и желание напомнить о Том, Кто почти две тысячи лет назад вошел в Иерусалим, чтобы принести Себя в Жертву за все человечество, было шагом не в ногу, своего рода откровением. Да, сам замысел и переложение евангельских событий достаточно вольные. Да, опера не говорит о главном, не завершается Воскресением. И все-таки.

Премьеру JCS на Бродвее в 1971 году американцы встретили бурным восторгом, гневными пикетами и разгромной критикой в прессе. А за год до этого о том, чтобы поставить JCS в театре, ни один продюсер и слышать не хотел. И Уэббер с Райсом решили выпустить для начала концептуальный альбом. Сами продюсировали, сами набирали исполнителей. Бюджет мизерный, о звездах и речи не было. Даже самый известный из участников студийной записи — Иэн Гиллан — только-только попал в состав группы Deep Purple.

Концептуальные альбомы, начиная с грандиозного успеха битловского «Сержанта Пеппера» (Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band), были в моде. Ход Уэббера и Райса сработал: студенты по всей Америке сходили по альбому с ума, оперу по всей стране ставили в университетских театрах, продюсер Роберт Стигвуд быстренько организовал концертное турне — по крытым стадионам. Дебют состоялся 12 июля 1971 года в Питтсбурге. И вот 12 октября — знаменитая бродвейская премьера.

А в 1973-м появился фильм Нормана Джуисона, снятый в Израиле — история странствующего молодежного театра, который отправляется в пустыню, чтобы поставить там «Страсти Христовы». Знаменитый американский проповедник Билли Грэхэм обвинил мюзикл в «кощунстве и святотатстве», поскольку без Воскресения нет христианства. А вот папе Римскому Павлу VI фильм понравился, он даже сказал режиссеру, что эта картина, как ничто другое, сумеет привлечь к христианству многих и многих людей по всему миру.

Мой отец, советский дипломат, работавший тогда в Нью-Йорке, фронтовик, коммунист, потом признавался: именно этот фильм стал для него первым импульсом к возвращению к вере, в которую он когда-то в детстве был крещен.

В экранизации JCS, в самом финале, есть один пронзительный момент: актеры, игравшие в фильме, переодеваются, складывают вещи и реквизит, садятся в автобус и уезжают, а Крест, который они привезли с остальным реквизитом, остается. И остается Тот, Кто был на нем распят.

Вот и мы вечером в Великий Четверг, после чтения Страстных Евангелий выходим из храма и идем домой. А Он остается на Кресте. И что-то необходимо в жизни изменить, чтобы было в ней место Воскресению.

А что — этот вопрос для каждого в какой-то мере остается открытым.

Источник статьи: http://foma.ru/iisus-hristos-superzvezda-pochemu-jeto-tvorenie-bezbozhnyh-avtorov-obrashhalo-moe-pokolenie-k-bogu.html

А основе какого источника построено содержание оперы евангелие молитвы иконы

Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда»

Появлением рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» мы обязаны англичанам – композитору Эндрю Ллойд Уэбберу и либреттисту (автор литературного текса) Тиму Райсу.

Эндрю Ллойд Уэббер (р.1948) – современный английский композитор.

Либретто – это литературная основа оперы. В основу сюжета рок-оперы положены события Евангелие, повествующие о последних семи днях земной жизни Иисуса Христа. Евангелие — это книга, входящая в состав Библии, в которой рассказывается о жизни и смерти Иисуса Христа – Новый завет.

Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» — это произведение, которое своим появлением обозначило рождение нового жанра в музыке.

Первая постановка рок-оперы состоялась на Бродвее в 1971 году и стала настоящей сенсацией нью-йоркского театрального сезона. Постановка рок-оперы сопровождалась большим скандалом. Представители церкви буквально прокляли её, потому что библейские события в либретто были представлены от имени Иуды, который впоследствии предал Иисуса Христа за «тридцать сребреников». Официальная церковь была возмущена тем, что рок-опера заканчивается сценой распятия Христа, а не Его чудесным воскресением (как повествует Евангелие). Высказывалось мнение, что раскрытие религиозных сюжетов языком рок-музыки может оскорбить чувства верующих людей.

Однако, темы, к которым обратились создатели этого произведения, вечные: это добро и зло, любовь и ненависть, верность и предательство… Каждое поколение людей пытается осмыслить эти темы по-своему. В рок-опере органично переплелись различные направления классической оперы и популярной музыки (такой как соул, хард-рок, джаз, рок-н-ролл, балладный рок и др.), что сделало доступными образы и музыкальный язык рок-оперы широкому кругу молодежи, слушателям, которые желали приблизиться к пониманию библейской легенды об Иисусе Христе, как о Спасителе мира.

Читайте также:  Венчальное кольцо с венчальной молитвой

Впоследствии рок-опера была экранизирована (т.е. по сюжету оперы был снят кинофильм режиссером Н. Джуисоном).

Посмотри фильм рок — оперу частями. Подробно познакомиться с этим произведением можно ниже, после встроенных видео-файлов. Для удобства просмотра рекомендую скачать.

Знакомимся подробно. Анализируем музыку.

Публика (зрители, особенно молодежь) приняли рок-оперу с восторгом, некоторые песни из рок-оперы стали хитами 20-го века.
Пластинки с записью оперы разошлись невиданно большим тиражом.
Постановке рок-оперы предшествовало появление песни «Суперстар» (что обозначает «Суперзвезда») , эту песню стали транслировать множество радиостанций Англии. Один из католических священников даже попросил разрешения использовать её на своих субботник проповедях.
Песня «Суперзвезда» имеет запоминающуюся мелодию. Музыка несет заряд энергии, радостного возбуждения благодаря упругим ритмам, яркой мажорной окраске, чередованию голоса солиста с хоровыми репликами.
Рок-опера. В этом словосочетании ощущается соединение истории и современности. Жанр оперы существует уже 300 лет (300 лет зрители слушают в театре классические оперы!). Жанр рок-оперы появился во второй половине 20-го века. Рок-опера – это сплав истории и современности, сплав, который открыл возможность сближать различные музыкальные стили прошлого и настоящего.
Принято считать, что рок-опера – это опера, написанная сугубо языком рок-музыки. На самом же деле это далеко не так. Рок действительно многое определяет в этом жанре, является важнейшим, цементирующим музыкальное развитие оперы. Важнейшим, но не единственным!
Так, в опере «Иисус Христос – суперзвезда» часто звучит музыка, восходящая своими истоками к великому И.С.Баху (эпоха барокко).
Чтобы написать рок-оперу надо знать правила, по которым пишется классическая опера. Любая опера начинается со звучания увертюры (это одно из правил создания оперы). Увертюра призвана настроить слушателей оперы на определенный лад, ввести их в мир образов произведения. Слушая увертюру, мы как бы узнаем краткое музыкальное содержание всей оперы. Композитор заостряет наше внимание на тех событиях, которые произойдут в дальнейшем, подготавливает слушателей оперы к действию, которое развернется перед ними на сцене. Это оркестровое вступление, в котором композитор передает идейный замысел всего произведения в целом, а так же отдельными штрихами (музыкальными красками) рисует музыкальную характеристику главных героев предстоящего спектакля.
Открывается (начинается) увертюра мрачным гудением низких струнных инструментов, на фоне которых звучит однообразно повторяющаяся тема с интонациями вопроса, интонациями неопределенности.
Музыка приобретает черты активно-грозного звучания, при поддержке агрессивного ритма, напоминающего скачку. Медные и ударные музыкальные инструменты солируют во втором разделе увертюры.
В следующем, третьем разделе увертюры на фоне «вдалбливаемых» ритмических формул начинают звучать нисходящие «крутящиеся» попевки. Напряжение звучания усиливается. Мелодия практически отсутствует, а короткие мелодические формулы обрываются, не успев оформиться в завершенные музыкальные мысли. На фоне тревоги и взволнованности начинается последний, четвертый раздел увертюры (кода). В четвертом разделе увертюры звучит знакомая нам тема песни «Суперстар».
Эта инструментальная тема не достигает своего завершения, а обрывается как будто бы на полуслове. Это песня об Иисусе Христе, это Он назван в рок-опере вождем, лидером, «суперзвездой». Его жизнь трагически обрывается в конце оперы.
Увертюра показывает нам краткое содержание оперы, поэтому композитор еще в увертюре обрывает на полуслове песню «Суперзвезда».
Тема песни «Суперзвезда» обрывается (как жизнь Иисуса Христа) и дальше звучит короткий, скорбный, трагический вокализ, напоминающий хорал. В увертюре словно нет точки, композитор предлагает слушателям поразмышлять над этой темой.

Увертюра настраивает слушателей оперы на тревожный, взволнованный лад, на трагическое окончание рок-оперы.

Мир образов рок-оперы «Иисус Христос» — суперзвезда» условно можно разделить на две группы – лирические и драматические.

В Прологе (начало оперы) и в сцене в Гефсиманском саду Иисус Христос размышляет о смысле жизни. В Его музыкальной характеристике преобладают балладные интонации (спокойное повествование о каких-либо событиях). Высокий мужской голос – тенор исполняет песенную мелодию на фоне классического состава симфонического оркестра, с преобладающей мелодией у группы струнных инструментов. В арии «Моление о чаше» появляются речитативные и балладные интонации. Здесь композитор использует имитацию гитарного аккомпанемента. По мере развития музыки в сцене в Гефсиманском саду усиливается динамика, становятся более активными ритмы и интонации, варьируются: изменяются, развиваются по новому основные мелодические линии, меняется звучание голоса Христа – от спокойного до трагического. В создании музыкального образа Иисуса Христа композитор Уэббер максимально использует традиционные особенности классической оперы — венскую классическую школу: Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен.

Образу Христа близок и образ бывшей грешницы Марии Магдалины . Её колыбельная и сцена с Иисусом наполнена искренними человеческими чувствами в жанре классических любовных дуэтов ( венская классика). Во вступлении к колыбельной слышим мягкие покачивающие интонации, звенящие тембры виброфона. Колыбельная написана в куплетной форме. Неизменным остается активный ритм, который не позволяет слушателям поверить в безмятежность происходящего. Мягкому голосу Магдалины (сопрано) противопоставлены ироничные реплики Иуды и голос встревоженного Христа (тенор). Они словно не слышат мечтательной речи Магдалины, каждый думает о своём.

На последней неделе перед Пасхой (Песах – иудейский праздник – освобождение от египетского рабства) Иисус входит в Иерусалим. Народ радостно приветствует Христа как царя, который пришел освободить его от римского рабства. Люди бросают Иисусу под ноги ветки пальм, поют Ему славу – «Осанна!». Хор «Осанна!» — Слава вносит в развитие сюжета рок-оперы праздничный колорит. Возбуждение толпы, которая встречает Иисуса Христа при входе в Иерусалим накануне большого праздника – Пасхи (Песах), передаётся светлым мажорным ладом, несложной запоминающейся мелодией, повтором основной темы, сочетанием хоровых и сольных эпизодов (Каиафа – первосвященник иудеев, Иисус Христос) В отличии от классической оперы, слышим другую манеру пения — «открытый, бытовой» звук).

Читайте также:  Молитва чтобы забыть женатого мужчину

Образ Иуды — апостола представлен авторами рок-оперы противоречиво. Присущие ему сомнения, страдания, мучительные раздумья переданы современным музыкальным языком: ритмами хард-рока (жесткий или тяжелый рок), рок-н-ролла, жесткими звучностями электроинструментов. Иуда не хочет слепо следовать за Христом, стремится понять, осмыслить поступки своего Учителя и в конце концов предает его за «тридцать сребреников». Иуда признает, что Христос был «лучше нас». Он поет часть своего признания на мелодию, которая принадлежит Иисусу. Такой драматургический приём только усиливает трагизм ситуации раскаяния. Сцена безумия Иуды построена на интонациях увертюры, которые звучат здесь особенно напряженно, сочетаясь с воплями и выкриками певца.

Музыка Понтия Пилата – наместника римского императора, который по требованию священников и народа приговаривает Иисуса к смертной казни (распятию на кресте), носит иной характер. Гитарный аккомпанемент, под который исполняет вокальную арию Пилат, «Сон Пилата», напоминает слушателям песню – балладу драматического характера, наполненную чувствами терзаний и сомнений о верности своего решения. Образ отрицательного героя рок-оперы по своему музыкальному решению словно примыкает к положительным, лирическим образам. Составляя с ними единое целое.

Рассмотри картину русского художника Николая Ге «Что есть истина» (1890 г.), на которой изображена беседа римского наместника в Иудее Понтия Пилата и Иисуса Христа. Художник наполнил картину религиозно-этическими идеями. Он обращается к современному обществу с утопической проповедью духовного протеста против зла, провозглашает величие жертвы во имя идеи. В глубоко драматической картине с резким контрастом света и тени значительную роль играет изображение духовных и физических страданий человека, подчеркивается богатство и сложность его духовной жизни. Эта картина созвучна главной идее рок-оперы.

В комической манере запечатлён образ царя Иудеи – Ирода . В его песне элементы джазовых танцевальных жанров – регтайма (жанр американской музыки, предшественник джаза), чарльстона американский бальный танец 20-ые годы XX века), фокстрота (рысь, быстрый шаг, основан на танцевальных движения ту-степа).

Композитор Уэббер применил разнообразные средства драматургического (контрастного) развития музыкальных образов:

1. За каждым из героев рок-оперы закреплена определенная эмоциональная, образная и жанровая сфера

2. Повторение знакомых мелодий и тем в различных ситуациях развития действия усиливает эффект взаимодействия образов.

3. Классическую оркестровку музыкальной ткани композитор умело сочетает с включением в нее современных интонаций, ритмов, жанров популярной музыки, а также электромузыкальных инструментов.

Рок опера завершается трагически – Иисус Христос распят на кресте, Иуда сходит с ума. Именно таким финалом создатели оперы побуждают слушателей и зрителей размышлять над вечным вопросом жизни «Что есть истина?».

Какое впечатление произвела на тебя рок-опера
«Иисус Христос – суперзвезда»?

Источник статьи: http://www.sites.google.com/site/muzyka7klassandriasan/rok-opera-iisus-hristos—superzvezda