Меню

Афонские монахи иисусова молитва

Как творить Иисусову молитву — советы афонских святых и старцев

По учению святых отцов Церкви, самая емкая и действенная форма молитвы – Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Монахи всю свою жизнь учатся правильному творению Иисусовой молитвы. Мы собрали поучения афонских святых и старцев, которые разъясняют, как правильно читать Иисусову молитву.

По слову святого апостола Павла, христиане должны непрестанно молиться Господу: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес 5:18). По учению святых отцов Церкви, самая емкая и действенная форма молитвы – Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Но недостаточно просто повторять слова молитвы, необходимо соединить в обращении к Христу ум и сердце. Монахи всю свою жизнь учатся правильному творению Иисусовой молитвы.

Мы собрали поучения афонских святых и старцев, которые разъясняют, как правильно читать Иисусову молитву.

Преподобный Паисий Святогорец

«Лучше говорить ее (молитву) полностью: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», потому что в молитве содержится весь догмат веры. Если тебе трудно произносить ее полностью, тогда говори: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

«Одно дело молитва Божией Матери и святым, другое — молитва Иисусова, это разные вещи. Молитва Иисусова имеет иной смысл: молитвой человек соединяется со Христом, ум соединяется с Богом. Но ум должен пребывать в молитве — вот в чем секрет. Когда мы прочитываем много четок тому или иному святому, это тоже хорошо, но бесполезно для непрестанной молитвы. Привыкай больше творить молитву, чтобы ум многократно обращался на «Господи Иисусе Христе», и так ты естественным образом будешь пребывать в непрестанной молитве».

Преподобный Порфирий Кавсокаливит

«Когда Христос входит в сердце, жизнь меняется. Христос — это все. В ком живет Христос, тот переживает такое, что нельзя выразить: святые и сокровенные вещи. Такой человек переживает великую радость. Поверьте мне! Это правда! Это переживали подвижники на Святой Горе. Они непрестанно с жаждой шепчут молитву: Господи Иисусе Христе…»

«Будем обращаться к Богу как смиренные рабы, умоляющим и просящим голосом. Тогда наша молитва будет угодна Богу. Давайте будем с благоговением стоять перед Распятым и говорить: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Этим все сказано».

«Сердце — это радиоприемник, а страсти — помехи в эфире… Чтобы Христос явил нам Себя внутри нас, когда мы призываем Его в молитве «Господи Иисусе Христе», сердце наше должно быть чистым, должно быть свободным от какой — либо помехи, свободным от ненависти, от эгоизма, от злобы. Нужно, чтобы мы любили Его, а Он — нас».

Преподобный Никодим Святогорец

«Число, сколько раз повторять, в каком случае, сию молитву, сам себе определи или с совета духовного отца твоего. Только сначала много не назначай, а потом, по мере услаждения сею молитвою, прибавляй понемногу. Если когда придет желание повторить положенное число, не отказывай себе в этом, не поставляя себе сие в постоянное правило, а только в этом случае. И сколько бы ни потребовало сердце таких повторений, не отказывай».

Схиархимандрит Кирик Афонский

«При сей молитве (как и при всякой) надо иметь цель или намерение, с каким произносишь сию молитву, ибо Бог смотрит на цель, на намерение, а без сего Он молитве вашей не внемлет, не принимает ее. Итак, как раньше нами было сказано, молитву сию надо произносить с предварительной мыслью о той страсти или беспорядочных помыслах, которые в момент молитвы или чаще всего беспокоят».

«Молитву Иисусову надо творить не с тем, чтобы приобрести дар молитвы, а с тем, чтобы побеждать страсти по воле Божией, с преданностью Создателю своему, как Его создание, выражая Ему свою немощь и прося у Него благодатной помощи, которая узнается по вздоху смиренному».

«Молитву Иисусову должно творить при сознании присутствия Божия, убеждении, что не ты Бога зришь, а Бог тебя видит и знает все, что есть внутри тебя».

Источник статьи: http://religions.unian.net/afon/1595377-kak-tvorit-iisusovu-molitvu-sovetyi-afonskih-svyatyih-i-startsev.html

Практика Иисусовой молитвы: Афонские традиции…

Жестокое и упрямое сердце – мертвое сердце

ΣχετικάΆρθρα

Ι.Μ. Κορίνθου: Συνάντηση του Μητροπολίτη Κορίνθου Διονύσιο με τον Χρίστο Δήμα

Γιατί οι Πασχαλιές έχουν ευλογηθεί από την Παναγία

Οικουμενικό Πατριαρχείο: Τρισαρχιερατική Θεία Λειτουργία την Κυριακή στην Χαλκηδόνα

В искусстве борьбы с помыслами тщательно избегай жестокости и упрямства. Жестокое и упрямое сердце – мертвое сердце.

Смиренное и доброе – живое сердце. Ибо путь спасения – это смирение и самоотречение, а путь заблуждения – гордость и саможаление.

Что бы ты ни делал, следи за тем, чтобы не оставлять сердечное внимание и молитву. Глубоко познав путь борьбы с помыслами, станешь пользоваться им свободно. Для правильного действия молитвы следует молиться смиренно и спокойно, без восторженности и напряжения.

По Афонской традиции Иисусову молитву можно читать короче: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Запомни в целом одно правило: для овладения искусством борьбы с помыслами необходимо безпрестанно очищать сердце Иисусовой молитвой. Чтобы стремиться к Спасению, мы всегда должны осознавать свое греховное состояние.

Глубоко вникай в свое сердце, и, обретя непрерывное сердечное внимание и безпрестанную молитву, сможешь побеждать помыслы и страсти в любых обстоятельствах.

Когда молитва начнет прививаться к твоему сердцу, не упускай из виду одно – очищения сердца возможно достичь только при полной победе над помыслами. В то время, как помысл наступает на тебя, отбиваешь ли ты его, сопротивляешься ему или он пленяет тебя – во всем этом содержатся возможности его поразить.

Если ты думаешь только о том, чтобы уклониться от него или убежать, то этого недостаточно, чтобы уничтожить его. Что бы ты ни предпринимал, думать следует только о способах уничтожения помысла Иисусовой молитвой, смирением и постом.

Источник статьи: http://www.vimaorthodoxias.gr/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B8-%D0%B0%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B0/%D1%8C%D1%82%D0%B1-%D1%8C%D0%BE%D0%B8-%D1%82%D1%80%D0%BC-%D0%B8%D0%BF%D0%B0-%D0%BC%D0%B0%D0%B2/

Иисусова молитва на афоне

Подробно: Иисусова молитва на афоне — подробная и точная информация собранная из открытых источников в сети.

Остров молитвы.
Беседа с игуменом Виталием (Гришиным), прожившим на Афоне более 20 лет

Настоятель чебоксарского храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» игумен Виталий (Гришин) хорошо известен верующим своего города – и не только. Опытный духовник, мудрый пастырь, он более двадцати лет прожил на Святой Горе Афон, этот «остров молитвы» стал частью его души. Ежегодное посещение острова стало душевной потребностью батюшки… О том, как стал монахом, о прошлом и сегодняшнем дне Афона, о его подвижниках, старцах – рассказывает он читателям нашей газеты.

Благословение служить на Афоне

– Милостью Божией родился я на Дальнем Востоке, в городе Свободный (бывшем Алексеевске) Амурской области, – говорит игумен Виталий (Гришин). – Когда-то Царь Николай проезжал здесь с сыном Царевичем Алексеем, в честь этого события и был назван город и построен храм во имя Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, где я принял крещение, там же начиналась моя духовная жизнь.

– Кто благословил вас поехать на Афон?

– Архимандрит Иннокентий, приехавший из Москвы, сообщил, что Патриарх набирает иноков для поездки на Святую Гору для поддержки Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Я написал прошение о желании поехать на Афон и отдал отцу Иннокентию, а он отвез Патриарху. Обо всем этом я рассказал Владыке Варнаве. Перед поездкой на Афон он меня постриг и рукоположил в иеромонахи, помнится, это было на Николу Зимнего в 1977 году, а 21 мая я уже служил в Покровском соборе Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне. Среди нас было два диакона, один монах и два иеромонаха. Промыслом Божиим нас оказалось пять человек. Наверное, хотелось и другим поехать, но визу дали только для нас пяти. Вместе со мной на Святую Гору поехали отец Николай (Генералов) из Рязани, отец Силуан и отец Никон из Молдавии, они до сих пор живут на Афоне. И отец Силуан из Чебоксар, который уже отошел ко Господу. Мы с ним вместе постригались у Владыки Варнавы.

– Легко ли сегодня обычному мирянину попасть на Афон?

– Чтобы на Афон попасть, надо усиленно молиться Божией Матери, ведь Она является Игуменией Афонской Горы. С Ее помощью можно попасть на Афон. Доступ туда открыт.

– Святые отцы говорили: схимник – молитвенник за весь мир. Вам на Афоне встречались духоносные старцы?

– Старцы, конечно, всегда были: те, которые вели уединенный образ жизни, о них мало кто знал, и известные старцы – Силуан, Паисий и другие. Монахи пользовались духовными наставлениями, советами этих старцев. Рассказывают, что старец Силуан был совершенным послушником, каждый духовник для него был добрым наставником, ибо послушание – необходимое условие для научения духовной жизни. Он говорил только о любви Божией. «Дух Святой есть любовь, который дает душе силы любить и врагов. Кто не любит врагов, тот не знает Бога», – говорил он. Старец Паисий тоже обладал многими дарами, в особенности даром рассуждения.

Год прожив в монастыре, помнится, я обратился к нему, было много разных вопросов, но один надо было решить срочно. У меня был друг, и он меня старался склонить к тому, чтобы мы жили в отдельной келье вне монастыря и проводили более строгую духовную жизнь. Старец Паисий, зная наш монастырь, нужду в монахах, меня отговорил, сказав, что я еще молодой и мне придется послужить монастырю, что будут трудности, но монастырю я буду нужнее. Я остался в монастыре, и действительно через некоторое время меня поставили духовником, потом экономом, был казначеем, проводил службы – в общем, пришлось потрудиться на многих послушаниях. Я не раз вспоминал слова, сказанные отцом Паисием, что мне много придется потрудиться для монастыря, и был рад, что послушался его совета… Отец Паисий старался всех утешить, наставить, подкрепить, чтобы мы в терпении, смирении и молитве творили свое спасение.

И сегодня на Афоне, слава Богу, есть много подвижников, которые, не являя себя миру, тайно от людей устремляются молитвой к Богу. Поэтому надо благодарить Господа, что есть еще старцы – сильные молитвенники за весь мир. Эти подвижники живут по-разному, кто-то в пустыне подвизается, а кто-то живет в общежительных монастырях, скрывая свои дары, слезы. Молятся, чтобы явиться молящимися перед Господом, но не перед людьми. Господь слышит их и по их молитвам продлевает наш мир, прощает всем грехи… Старцы неспроста говорили, что пока будет молитва – будет держаться мир.

Читайте также:  Молитвы заговоры для людей

– В каком храме находятся мощи старца Силуана? От них происходят исцеления?

– Его мощи лежат в Покровском храме; говорят, они мироточат. Насчет исцелений надо узнать в монастырских записях, в которых фиксируется информация обо всех происходящих событиях. Был один случай, когда мощи старца еще не были открыты, диакон монастыря отец Давид сильно отравился и вовремя не обратился к врачу, ночью ему стало плохо, он стал бредить, возможно, мог и умереть. Вдруг как наяву он видит отца Силуана и говорит ему: «Отче, я, наверное, умру», – на что старец Силуан сказал: «Не умрешь, ты еще нужен монастырю», – взял его за плечо, перевернул, и из него все вытекло.

«Плод духовный рождается в долготерпении»

– Архимандрит Софроний (Сахаров), который написал замечательную книгу о старце Силуане, сказал, что хотящие жить благочестиво гонимы будут, даже внутри Церкви, так как есть и всегда будут люди, которые не только отвергают духовное совершенство, но и борются против него…

– Это говорит о том, что еще есть такие люди, которые не понимают духовной жизни до конца, им кажется это странным, и они не могут воспринять это душой и претерпевают искушения. Бог попускает искушения, чтобы проверить их добродетель, любое доброе дело не бывает без искушения… Старцы, гонимые за правду, понимали, что это козни бесовские, что это Господь попускает им всяческие испытания для их совершенствования, и они молились за людей, не понимающих их подвигов. В результате Господь укреплял их в вере, любви, ибо плод духовный рождается в долготерпении. Любовь не мыслит зла. Искушающие их братья сами еще младенцы. И это надо воспринимать как естественное явление, то есть с терпением, смирением, за все благодарить Бога… Всем тем, которые претерпели со смирением, Господь дает духовные дары – рассуждения, прозорливости, которыми они потом служат людям, спасая души.

– Возможно ли в нашей суетной мирской жизни приобрести глубокий плач покаяния – духовный дар, очищающий нас от страстей?

– Плач покаяния о своих грехах постепенно возрастает в меру того, насколько мы очищаем свое сердце посредством молитвы, добродетели, посредством несения креста, который каждому дается от Господа. Если мы знаем, что Господь пребывает с нами и без воли Его и волос с головы не упадет, значит, обстоятельства, случающиеся с нами, следует принимать как Божие попущение для нашего вразумления и исправления, а также для приобретения терпения, смирения и любви… Как можно исполнять ту или иную заповедь, если не будет того обстоятельства, где эта заповедь должна применяться, например, заповедь о любви к ближнему? О тех, кто нас огорчает, смущает, обижает – надо молиться, а не отвечать злобою на злобу. Здесь идет закалка добродетели любви к врагам, надо стараться сеять мир вокруг, ибо «блаженны миротворцы» – сказано в Евангелии. В результате всего мы увидим свои немощи, грехи, у кого-то появится плач о своих грехах, то есть начнется искоренение грехов.

– Конечной целью монашества является уподобление Христу. А для мирян эта цель хотя бы в какой-то степени достижима?

– Господь в Евангелии ставит эту цель не только для монахов, но для всех. Нам даны Заповеди Божии, следуя которым, мы усовершенствуемся. Просто монахи живут в особых условиях, им сподручнее стяжать благодать Святаго Духа. Этому способствует монастырский устав и Иисусова молитва. А мирянам надо жить по Заповедям Божиим. Преподобный Серафим Саровский учил, что мирянам утром надо творить Иисусову молитву, а после обеда читать молитву «Богородице Дево, радуйся…». Надо трудиться и молиться, это всем доступно. Через молитву Господь дает нам возможность очищаться от грехов, видеть свои немощи, таким образом мы постепенно будем совершенствоваться и приближаться к Господу.

– В чем, на ваш взгляд, заключается труд духовника, насколько он способствует внутреннему возрождению Православного Христианина?

– Труд духовника, конечно, очень тяжелый, его сам на себя никто не берет, на это надо иметь благословение Владыки. Господь через священноначалие благословляет и помогает в этой работе. Духовник – это врач, раскрывающий духовные язвы, он должен уметь правильно выписывать лекарства, которые помогут исцелиться от немощей, он должен больного принять с открытым сердцем, излить на духовное чадо елей милосердия и любви, просить у Бога помощи, чтобы Господь через молитвы о скором выздоровлении души укрепил болящего своей благодатью. У духовника крест очень тяжелый, ибо приходится немощи болящих брать на себя – соболезновать, выслушивать, сопереживать, сострадать и с Божией помощью врачевать раны болящего. Только Господь Своей милостью и благодатью может помочь нам в несении этого непростого креста.

«Душа моя рвется на Святую Гору»

– Что для вас значит Святая Гора Афон?

– Афон для меня – это колыбель, с которой я, можно сказать, начинал монашескую жизнь в монастыре, так как монашеский подвиг в миру – это совсем другое дело. На Афоне другая обстановка, правила, порядки, свой устав. Прожив много лет на Святой Горе, я с ней уже свыкся, и мое человеческое желание – всегда пребывать на Афоне и там окончить свой земной путь… Но какова воля Божия – не ведаю. Господь Сам рассудит и определит… Я несу послушание. Если будет благословение вернуться туда – я с радостью поеду и проведу там остаток дней, сколько мне Господь отпустит для труда и молитвы. Да будет святая воля Господа для нас, грешных, чтобы не мы творили свою волю, – хотя как олень рвался на источники водные, так душа моя рвется на Святую Гору Афон…

Мужской монастырь «Крестовая Пустынь», поселок Солох-Аул

Официальный сайт монастыря

Данное правило употребляется на Святой Горе Афон

Старец проигумен Харалампий,
монастырь преп. Дионисия,
Святая Гора Афон

КАК СОВЕРШАЕТСЯ МОЛИТВА ПО ЧЁТКАМ

Данное правило употребляется на Святой Горе Афон монахами,
не имеющими возможности посещать уставные церковные службы

Возлюбленные братья, вострубим подъем!

Враги наши бесы не спят и непрестанно трудятся, чтобы ввергнуть нас во грехи и по причине грехов и страстей — во глубину адскую. Мы не можем противоборствовать им ничем другим, кроме молитвы. Чтение духовных книг прекрасно и полезно. Чтение или посещение церковных служб помогает тем из нас, которые имеют для этого возможность.

Однако для многих способом, который может заменить другие способы молитвы, является молитва по чёткам. На каждом узелке чёток призывай имя Господа Иисуса, произнося краткую молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» или просто: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

Начинай так: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный. Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш. Господи помилуй (12 раз).Слава, и ныне. Приидите, поклонимся. 50-й псалом». Затем краткая импровизированная молитва один раз в день с кратким славословием, благодарением, исповеданием, прошением оставления твоих грехов и укрепления тебя и твоих братьев во Христе в добром подвиге.

И молитва по чёткам или по часам без чёток.

9 сотниц Спасителю или 15 минут по часам;

3 сотницы Божией Матери или 5 минут по часам;

1 сотница святому дня или 2 минуты по часам;

1 сотница святому храма или 2 минуты по часам;

1 сотница святому седмицы или 2 минуты по часам.

Повечерие. Так же, как и вечерня, с добавлением 6 сотниц Божией Матери или 10 минут по часам и 1 сотницы ангелу-хранителю или 2 минут по часам.

12 сотниц Спасителю или 20 минут по часам;

3 сотницы Божией Матери или 5 минут по часам.

27 сотниц Спасителю или 1 час по часам;

9 сотниц Божией Матери или 15 минут по часам;

по 1 сотнице или по 2 минуты:

  • святому дня,
  • святому храма
  • и святому седмицы, как на вечерне;

3 сотницы всем святым или 5 минут по часам.

Последование ко святому причащению:

12 сотниц Спасителю или 20 минут по часам;

3 сотницы Божией Матери или 5 минут по часам.

Молебен Спасителю, Божией Матери или святому:

6 сотниц или 10 минут по часам.

18 сотниц Спасителю или 30 минут по часам;

6 сотниц Божией Матери или 10 минут по часам.

Если у тебя мало свободного времени и ты едешь в автобусе или находишься где-то еще, вместо того, чтобы рассматривать окружающих, посмотри на свои часы, заключись внутри себя и произноси молитву, как мы сказали выше.

Благодаря привычке, неотступному вниманию и непрестанной молитве ты станешь труднодостижимой целью для лукавого. Соединяя с этим благоделание любви, милосердия, веры, сострадания, умиления, самоосуждения, надежды на Бога, регулярной исповеди и божественного причащения, ты приобретешь крепкий арсенал оружия и сделаешься защищенным благодатью Божией и почти недоступным для смертоносных стрел диавола. Господь сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). Поэтому, зная свою немощь, смиряйся и прославляй Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвы, читаемые по чёткам

Спасителю: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.

Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя.

Святым: Святый апостоле (мучениче, пророче, праведный, преподобне отче наш, святителю отче наш и т.д.), моли Бога о мне (или просто: святе (святая)… моли Бога о мне).

Ангелу-хранителю: Святый Ангеле мой, сохрани мя.

В понедельник :Святии архангели, молите Бога о мне.

Во вторник :Крестителю Христов, моли Бога о мне.

В среду и пяток :Кресте Христов, спаси мя силою твоею.

В четверток :Святии апостоли, молите Бога о мне; святителю отче Николае, моли Бога о мне,

В субботу :Всисвятии, молите Бога о мне.

Читайте также:  Molitva v trudnoy situatsii bolezni

В неделю :Пресвятая Троице (Боже мой), помилуй мя.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Иноческое келейное правило. 2005 г.

Правило по четкам

Совершение правила по четкам определенного количества Иисусовых молитв древнейшая монашеская практика.

Количества молитв, читаемых по четкам за соответствующие службы.

Первые цифры количество молитв и поклонов соответственно – это
правило помещено в Следованной Псалтири, Служебнике, третья цифра
молитвы без поклонов – это правило взято из одной старой Следованной
Псалтири, последние цифры обозночают количество молитв или время
(минуты), которое надо молиться, если нет четок – афонское правило для
тех, кто не может присутствовать да богослужением, взято из «Иноческого
келейного правила» ТСЛ, 2001 Вечерня, 100 молитв и

25 поклонов или 600
молитв без поклонов, 900 – Спасителю или 15 мин., 300 – Божией Матери
или 5 мин., 100 – Св. дня или 2 мин., 100 – Св. храма или 2 мин, 100 –
Св. седмичному или 2 мин. Повечерие малое, 50 молитв и 12 покл., 400
мол. без покл., 900 – Спасителю или 15 мин, 300 – Божией Матери или 5
мин, 100 – Св. дня или 2 мин, 100 – Св. храма или 2 мин, 100 – Св.
седмичному или 2 мин.

1) За все службы в первых двух случаях (молитвы с поклонами и молитвы без поклонов) читается положенное число молитв: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»,
с поклонами или без поклонов. Также за канон Богородице с акафистом
вместо молитв и поклонов можно положить 300 поклонов. За канон
Параклисис Богородице молитв 70 и поклонов 12 или молитву: «Владычице моя Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго» – 100 раз.

2) Молитвы, читаемые по четкам по афонскому правилу:

Спасителю: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.
Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя.
Святым: Святой апостоле (мучениче, пророче, праведный,
преподобный отче наш, святителю отче наш и т.д.) моли Бога о мне (или
просто: святее (святая) … моли Бога о мне).
Ангелу-хранителю: Святый Ангеле мой, сохрани мя.

В понедельник: Святии архангели, молите Бога о мне.
Во вторник: Крестителю Христов, моли Бога о мне.
В среду и пяток: Кресс Христов, спаси мя силою твоею.
В четверток: Святи апостоли, молите Бога о мне; Святителю отче Николае, моли Бога о мне.
В субботу: Вси святи, молите Бога о мне.
В неделю: Прествятая Троице (Боже мой), помилуй мя.

Что такое Молитва Иисусова?

Все православные христиане знают текст Иисусовой молитвы. Он имеет разные формы, а сама молитва Иисусова сопровождается многими странными суевериями, о которых рассказывается в нижнем материале.

Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, молитв ради пречистой Твоей Матери, помилуй мя, грешнаго

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.

Молитва – это общение с Богом. Без молитвы представить себе это общение невозможно. Обращаясь с благодарственными или просительными молитвами, мы также можем славословить Богородицу, святых. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17), – так сказал нам в Питании апостол Павел. И вот у нас есть молитва Иисусова, в которой мы просим о помиловании у Того, Кто взял на себя наши грехи, понес наши немощи и победил смерть.

Однако, почему-то ошибочно считается, что миряне не могут произносить эту молитву, и она предназначена только для монахов. Так ли это? Нет. Церковь в лице святителя Игнатия (Брянчанинова) решительно отвергает эту позицию. Слова апостола Павла о молитвы были обращены не исключительно к монашествующим, но предназначались и для простых мирян. Молитвенный подвиг начинается с того, что мы начинаем молиться регулярно, постепенно наше сердце отзывается словам молитвы, душа открывается Богу. Поэтому, вы можете обращаться к Господу с молитвой Иисусовой.

Считается, что можно впасть в прелесть, читая эту молитву, но кротость и смирение требуются для любого духовного подвига, а не только для этой молитвы, поэтому не стоит из опасения прелести отказываться от молитвы Иисусовой.

Слова этой молитвы легко запомнить, а, значит, в жизни христианина она важна в те моменты, когда мы острее всего нуждаемся в Божией помощи. И тогда мы можем обратиться со словами “Господи, помилуй” к Тому, Кто действительно может даровать нам помилование.

Не стоит связывать молитву Иисусову с некими несуществующими церковными тайнами и запретами, приписывать ей оккультные свойства и считать, что молитва Иисусова помогает от одного, но не помогает от другого. Не стоит воспринимать всерьез статьи, в которых утверждается, что молитва Иисусова помогает от порчи и сглаза. Отношение к порче у Церкви однозначное – никаких обрядов по снятию порчи христианину проводить не стоит. Мы находимся под защитой Бога, а без Его ведома ни один волос не упадет с нашей головы.

Эта молитва – обращение ко Христу, покаяние и просьба помиловать грешного человека, а, значит, она для каждого христианина. Для духовенства и для мирян. Оптинские старцы говорили о том, что эту молитву могут читать и миряне. В молитве Иисусовой мы провозглашаем нашу веру в Иисуса Христа, как в истинного Бога. В этом и заключается суть христианства.

Когда мы читаем молитву, важно не забывать о том, для чего она предназначена. Молитва – это не заклинание, а общение с Богом, покаяние, мы молимся, чтобы очистить душу от греха. Традиционно молитву Иисусову читают в уединении. Она важна в монашеской жизни, но и мирянам, читающим ее, лучше уединиться, сосредоточить свои помыслы на молитве.

Лики Афона

Часть 2. Отцы Стефан серб, Мельхиседек румын и Никодим русский

Это серб отец Стефан, который тоже жил на Карулях. Отец Стефан провел там около сорока лет в келье, где во время Второй мировой войны жил старец Софроний (Сахаров). И где, скорее всего, он начал писать книгу о старце Силуане. Там позади есть пещера. В этой пещере Стефан устроил маленькое искусственное озеро, и зимой собирал дождевую воду, а летом поливал ей свои цветы. У него был прямо-таки райский сад!

Отец Стефан

Мне кажется, он юродствовал (хотя некоторые говорят, что был в прелести). Во время войны отец Стефан находился в Жиче, и владыка Николай (Велимирович) рукоположил его в диакона. Однажды в самом конце войны коммунисты хотели его расстрелять, он прыгнул в овраг и убежал от них. За такие «заслуги», за связи с владыкой Николаем его уважал сербский престолонаследник, между ними существовала переписка (я видел его письма к отцу Стефану).

Отец Стефан был человеком чудовищной физической силы! Он мог затаскивать по извилистой тропинке к себе с моря брёвна по сто пятьдесят килограмм каждое. Он служил литургию ежедневно и, как правило, один (что, как вы знаете, по канонам не положено, его осуждали за это). Вынимая частицы на проскомидии, он поминал людей. Я приносил ему имена, и потом через год или два он меня переспрашивал: «А как тот, а как этот?» Я уже забыл, кого я ему написал, а он все молился о них. Тысячу имён поминал ежедневно! И мне говорил: «Божественная литургия – это такое великое дело! Если бы я знал, что последняя литургия на земле будет отслужена в Южной Америке тогда-то, я бы сейчас же отправился туда пешком, чтобы присутствовать на ней. Потому что литургия – это всё. Она держит мир».

Он сетовал на то, что наш мир пал, и даже на Афоне не стало благодати: «Ночью встал, читаю правило перед литургией. А там, за хребтом, луна – приблизительно как сейчас. Вижу, благодать поднялась, – и руками показывает, – и ушла. Лишь немножко ее здесь, на Карулях, осталось». Однажды ему в маленьком храме святого Саввы Сербского (который он сам соорудил) явился святой Савва, похвалил его и говорит: «Стефан, мы ждём тебя. Ты придешь к нам раньше, чем ты думаешь». Стефан вспоминал: «Мне так хорошо было. А потом проснулся и стал размышлять: «Что значит: раньше, чем я думал? Я рассчитывал, что буду жить ещё тридцать лет. А что значит раньше? Пятнадцать? Ну, это так много, так много! Целых пятнадцать лет ещё жить!»

Отец Стефан кормит птиц. Фото: о. Вениамин (Гомартели)

Он кормил синичек и разных маленьких птичек. Позовет: «Ци-ци! Ци-ци!», – и они слетались, садились к нему на руку. Это очень соблазняло его дымчатого кота, который тогда делал: «У-у! У-у!» Но всё равно на птичек ни разу не посягнул! Я наблюдал такие сцены много раз, сидя тихонечко в сторонке.

Это отец Нестор, бывший охотник. На Афоне он ходил по лесам и собирал лечебные травы. Он жил высоко, в заброшенной келье над Керасья, где сейчас обитает русский монах из Сибири, тоже бывший охотник. Видимо, такое «охотничье место». Зимой там довольно долго держится снег. У Нестора всегда имелся запас лечебных трав, и вот от его «охотника» осталось то, что он своими травами охотно делился.

Иеромонахов на Афоне не так уж много. Даже если два или три человека живут вместе, у них часто нет своего иеромонаха. Как же служить? По книгам беспоповским чином. Очень многое читают наизусть, особенно неграмотные. Как-то с моим другом Мелхиседеком мы пошли погулять и нашли возле Крио Неро, чуть выше Палеокастрицы, над оврагом языческий жертвенник. А за ним пропасть – метров двести. И вот мы там сидели и глядели вниз на море. Вдруг от Керасья идут по тропинке в сторону Кавсокаливии монахи с гружеными лошадьми и читают вечерню. Вечерню прочли, принялись за повечерие. Всё наизусть. И так удалились крутой тропинке вниз.

Карульский аскет. Фото: Александр Осокин / Православие.Ru

Сейчас на Карулях много и сербов, и русских, и греков, которые по чёткам читают – это последователи старца Иосифа Пещерника. Их становится больше и больше, а ещё в начале двадцатого века их было мало. Всё индивидуально. Некоторые следуют правилам, что, мол, вечерняя служба – столько-то чёток, повечерие – столько-то. Но старый монах Климент в Святой Анне, например, говорит, что это плохо. Потому что когда ты считаешь молитвы, то стараешься произносить их быстро, чтобы скорее исполнить правило. А тогда смысл теряется.

Читайте также:  Молитва чтобы сходить в туалет по большому после операции

Когда я был послушником, то однажды его встретил на тропинке, и он меня спросил, сколько мы читаем молитв, я ответил. Он говорит: «О! Это слишком много. Лучше тебе молиться не по чёткам (в смысле количества), а по часам. И всё равно, сколько молитв ты успеешь прочесть, главное, чтобы ты молился искренне. А то представь себе охотника, который взял ружьё и стал стрелять – «бум! бум! бум! бум!» – ну и что? Так ничего у него не получится. Надо тщательно прицелиться, а уже потом нажимать на курок».

У меня есть знакомые, которые читают молитву по ночам по четыре часа подряд. Если устаёшь, то просишь словами, идущими из самого сердца: «Господи, ты видишь какой я? Я хочу стать лучше, но не получается. Помоги мне научиться любить». И после нескольких минут такой молитвы продолжаешь творить Иисусову молитву. Именно такое настроение самое важное, а не спорить о несущественных вещах: кто-то читает двадцать тысяч Иисусовых молитв в день, а кто-то замедляет дыхание настолько, что едва успевает прочесть двести-триста. Но если так медленно дышать, это само по себе большой труд, и опять ускользает смысл. Меня учили замедлять дыхание, но так, чтобы я не затруднял сам процесс дыхания и не отвлекался на это, но лучше время от времени задумывался: «А зачем я это делаю? Что хочу постичь?» И тогда внимание сосредотачивается на том, что я хочу изменить себя, стать лучше, преобразиться, научиться любить окружающих. А если этого не происходит, то к чему моя молитва? Для гордыни? Чтобы сказать, что читаю по двадцать пять тысяч молитв в день?!

Здесь келья отца Арсения. Над самым морем. К ней ведут две тропинки – обе труднопроходимые, больше на руках, чем ногами идёшь. А отцу Арсению уже за семьдесят! Он занимается рукоделием – делает обложки для книг (от русских, живших в девятнадцатом веке в этой келье, осталось специальное оборудование, прессы разные). На твёрдых обложках он искусно ставит печати в виде креста.

А это русский Никодим. Один из последних дореволюционных русских монахов, которые жили на Карулях. Он умер в 1984 году. Перед смертью, уже больной, он большей частью лежал, но принимал гостей. Как-то он нам сказал: «Вот видите, я лежу перед вами такой немощной. Когда-то я был крепким человеком, всё мог, много читал, много знал. А сейчас ничего не знаю, Господь всё взял, все слова, кроме одной маленькой молитовки: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”. Только её и помню».

Отец Никодим

Есть интересная брошюрка-свидетельство о том, как в 1930–1940-е годы на Афоне в русской среде проходила Иисусова молитва, как подвизались в Иисусовой молитве отец Никодим и его старец, какие испытывали искушения.

К отцу Никодиму приходил бывший псково-печёрский монах Иона. Два-три раза я видел его на престольных праздниках в разных монастырях. Особенно запомнилось, как в Ивероне после литургии все шли с иконой на место её обретения. Это в трёхста-четырёхста метрах от обители, на берегу моря. Люди несли икону, сменяя друг друга. А отец Иона умудрялся держать ее всё время. Он мог кому-то уступить место, но через несколько секунд снова нёс образ сам.

Однажды я шёл от Старого Руссика в сторону Пантелеимонова монастыря, гляжу, – влево уходиттропинка. Мне стало любопытно, я повернул. Через километр увидел келью, ульи и монаха, который в маске занимался пчёлами. Когда он поднял маску, я понял, что это отец Иона. Он обрадовался: «Как хорошо, что ты пришёл». Я стал извиняться: «Простите, наверное, вам здесь привычнее быть одному» А он: «Да нет, заходят люди. Вот, год тому назад полицейский приходил. Грибы тут искал, что ли. И зашёл». Отец Иона оставил меня переночевать в келье: «Вдвоём лучше. Можем акафист почитать антифонно». Утром предложил: «Подожди, пообедаем, а потом пойдёшь дальше». Он сварил в кастрюле чечевицу и почему-то замялся. Ходит туда-сюда в смущении. Потом говорит мне: «Знаешь, у меня тарелок нет. Но мы, когда жили в деревне, ели все из одной кастрюли. Если ты можешь, будем кушать так. А если нет, то сперва ты поешь, а потом я». Для меня не было никаких проблем: там, где я жил, в Каракальском монастыре, из тарелок собирали всю оставшуюся пищу и потом подавали вновь. Мы привыкли и не гнушались друг друга. Услышав это, отец Иона обрадовался, поставил на стол кастрюлю, и мы поели.

После этого случая на следующий день я ушел из его домика, спустился на шестьсот метров ниже, в пещеру, потому что понял: он – настоящий отшельник и просто безропотно жертвует ради меня своим уединением. Как-то он говорил мне, что «большинство монахов не выдерживают полного одиночества, и сами спустя какое-то время желают посетителей. Но это значит, что-то неладно: раз ты чувствуешь дискомфорт от того, что одинок, ты не отшельник».

Работать, чтобы заработать на пищу, достаточно на Афоне две-три недели в год. Мелхиседек вязал чётки, крестики, и свое рукоделие продавал монастырским или церковным лавкам. Выходил раз-два в год. Закупал на вырученные деньги муку, оливковое масло, чечевицу, фасоль, – и эти продукты привозил к себе, закрывался наглухо и жил в один. Если он зарабатывал чуть больше, чем требовалось на пропитание, он покупал святоотеческие и богословские книги. Так что вот: отшельник – это монах, который освободил себя для настоящего в жизни.

С Павле Раком беседовала Александра Никифорова
Фотографии – из альбома «Χαρίτων μοναχός, Ματιές στον Αθω. Ι.Μονή Βατοπεδίου, 1997» и из открытых интернет-источников

Как творить Иисусову молитву — советы афонских святых и старцев

По учению святых отцов Церкви, самая емкая и действенная форма молитвы – Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Монахи всю свою жизнь учатся правильному творению Иисусовой молитвы. Мы собрали поучения афонских святых и старцев, которые разъясняют, как правильно читать Иисусову молитву.

По слову святого апостола Павла, христиане должны непрестанно молиться Господу: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес 5:18). По учению святых отцов Церкви, самая емкая и действенная форма молитвы – Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Но недостаточно просто повторять слова молитвы, необходимо соединить в обращении к Христу ум и сердце. Монахи всю свою жизнь учатся правильному творению Иисусовой молитвы.

Мы собрали поучения афонских святых и старцев, которые разъясняют, как правильно читать Иисусову молитву.

Преподобный Паисий Святогорец

«Лучше говорить ее (молитву) полностью: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», потому что в молитве содержится весь догмат веры. Если тебе трудно произносить ее полностью, тогда говори: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

«Одно дело молитва Божией Матери и святым, другое — молитва Иисусова, это разные вещи. Молитва Иисусова имеет иной смысл: молитвой человек соединяется со Христом, ум соединяется с Богом. Но ум должен пребывать в молитве — вот в чем секрет. Когда мы прочитываем много четок тому или иному святому, это тоже хорошо, но бесполезно для непрестанной молитвы. Привыкай больше творить молитву, чтобы ум многократно обращался на «Господи Иисусе Христе», и так ты естественным образом будешь пребывать в непрестанной молитве».

Преподобный Порфирий Кавсокаливит

«Когда Христос входит в сердце, жизнь меняется. Христос — это все. В ком живет Христос, тот переживает такое, что нельзя выразить: святые и сокровенные вещи. Такой человек переживает великую радость. Поверьте мне! Это правда! Это переживали подвижники на Святой Горе. Они непрестанно с жаждой шепчут молитву: Господи Иисусе Христе…»

«Будем обращаться к Богу как смиренные рабы, умоляющим и просящим голосом. Тогда наша молитва будет угодна Богу. Давайте будем с благоговением стоять перед Распятым и говорить: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Этим все сказано».

«Сердце — это радиоприемник, а страсти — помехи в эфире… Чтобы Христос явил нам Себя внутри нас, когда мы призываем Его в молитве «Господи Иисусе Христе», сердце наше должно быть чистым, должно быть свободным от какой — либо помехи, свободным от ненависти, от эгоизма, от злобы. Нужно, чтобы мы любили Его, а Он — нас».

Преподобный Никодим Святогорец

«Число, сколько раз повторять, в каком случае, сию молитву, сам себе определи или с совета духовного отца твоего. Только сначала много не назначай, а потом, по мере услаждения сею молитвою, прибавляй понемногу. Если когда придет желание повторить положенное число, не отказывай себе в этом, не поставляя себе сие в постоянное правило, а только в этом случае. И сколько бы ни потребовало сердце таких повторений, не отказывай».

Схиархимандрит Кирик Афонский

«При сей молитве (как и при всякой) надо иметь цель или намерение, с каким произносишь сию молитву, ибо Бог смотрит на цель, на намерение, а без сего Он молитве вашей не внемлет, не принимает ее. Итак, как раньше нами было сказано, молитву сию надо произносить с предварительной мыслью о той страсти или беспорядочных помыслах, которые в момент молитвы или чаще всего беспокоят».

«Молитву Иисусову надо творить не с тем, чтобы приобрести дар молитвы, а с тем, чтобы побеждать страсти по воле Божией, с преданностью Создателю своему, как Его создание, выражая Ему свою немощь и прося у Него благодатной помощи, которая узнается по вздоху смиренному».

«Молитву Иисусову должно творить при сознании присутствия Божия, убеждении, что не ты Бога зришь, а Бог тебя видит и знает все, что есть внутри тебя».

Источник статьи: http://pokrova-vl.ru/iisusova-molitva-na-afone/