Меню

Актуальность темы православная молитва

Урок ОПК на тему «Православная молитва»

Презентация к уроку

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – изучение нового.

Оборудование: раздаточные листы для самостоятельной работы.

Средства обучения: интерактивная доска, презентация.

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.

Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.

Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.

Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Ключевые понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.

Просмотр мультфильма. (Слайд 2, гиперссылка)

У.: — Опишите состояние девочки. Что с ней происходит? Почему?

— Как бы вы поступили в такой ситуации?

— Какое решение нашла девочка?

Д.: — Девочка обратилась к молитве.

У.: — Помогла ли ей молитва? Как? (Высказывания детей)

II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.

У.: — Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.

Д.: — Мы сегодня будем говорить о молитве. (Слайд 3)

У.: — Что бы вы хотели знать по этой теме? Сформулируйте вопросы.

Эпиграфом нашего урока будут слова Франсуа Мориак:

Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.

III. Открытие новых знаний.

1. Определение понятия “молитва”. (Слайд 5)

Молитва — обращение верующего к Богу.

— А что значит православная молитва?

— “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.

Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.

И потому обращение к Богу называется молитва.

2. Предположите, о чём будет статья, если в начале урока мы выполняли задания, связанные со словами “православие”, “молитва”.

Ответы на вопросы после чтения учебника.

— Что в высказанном вами предположении оказалось верным? Что нового вы узнали?

— Какие бывают молитвы? (Слайд 6)

Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд 7)

Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…

Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите.

Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.

Молитва – благодарение — за всякое благодеяние Божие. (Слайд 8-10)

— За то можно благодарить Бога?

— Молитва благодарственная по исцелении от болезни.

— Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.

— Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.

— Молитва благодарственная по получении просимого.

Молитва – славословие. (Слайд 11)

В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: “Аллилуйя!”

1. Осмысление прочитанного.

О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?

А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

Про себя (это будет твой секрет (. ) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?

Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?

Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?

2. Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова. (Слайд 12)

VI . Знакомство с молитвой “Отче наш”.

1. Клип. (Слайд 13, гиперссылка)

Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми.

Но есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы.

Читайте также:  Molitva gospodu ot nepriyatnostey

2. Объяснение слов молитвы. (Слайд 14)

Иже — Который; Иже еси на небесех — Который находится на небесах, или небесный;

насущный — необходимый для существования;

днесь — сегодня, на нынешний день;

должником нашим — тем людям, которые против нас согрешили;

искушение — соблазн, опасность впасть в грех;

лукаваго — всего хитрого и злого, то есть диавола. Диаволом называется злой дух.

3. Это интересно. (Слайд 15-16)

Самая краткая молитва: Господи, помилуй!”

“Помилуй” – это слово, однокоренное со словами “милость”, “миловать”, “милостыня”.

О помиловании просит тот, кто знает свою вину, знает, что если бы его действия оценивала бездушная машина, то он был бы осужден. Но он просит личность (Бога) поступить с ним по любви.

1. Самостоятельная работа на индивидуальных листах.

Установи линии соответствия.

— Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.

— Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.

— Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.

— Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.

— Молитва — это сила. “Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы”.

Молитва похожа на беседу с близким человеком. Не забывай: тебе, мой друг, не стоит ждать какого-то особого случая или не хорошего происшествия, чтобы помолиться Богу. Он в состоянии слышать и отвечать на твои молитвы в любое время. Поэтому не стесняйтесь обращаться к Нему.

Бог всегда слышит и отвечает на наши молитвы. Это правда, потому что Он обещал это делать.

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/619525

Православная молитва

Тема: «Православная молитва»

Перспективная цель: сформировать способность у учащихся к использованию определения понятия «молитва» в процессе смены видов деятельности.

Актуальная цель: сформировать представление у учащихся о понятиях «православие, благодать, молитва» в процессе смены видов деятельности.

Дидактическая: моделировать ситуации, иллюстрирующие понятия «православие, благодать, молитва», типы молитв, молитву «Отче наш».

Развивающая: развивать речь, внимание, память, умение осуществлять поиск информации и применять ее в конкретной ситуации.

Воспитательная: воспитать усидчивость, самостоятельность, ответственность, уважительно отношение к друг другу.

Предметные результаты: будут знать, что такое православие, благодать, молитва, типы молитв, толкование слов в молитве «Отче наш».

Коммуникативные: стремление к более точному выражению собственного мнения; проявление инициативы и активности; умение вести диалог.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение проводить сравнение, умение ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные: способность принимать, сохранять и следовать учебным целям, умение действовать по плану, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Личностные: будут проявлять усидчивость, самостоятельность, ответственность, уважительно отношение к друг другу.

Оборудование: учебник, карточки для самостоятельной работы, компьютер, интерактивная доска.

Тип урока: открытие нового знания

Вид урока: проблемно-диалогический

Принципы: наглядности, доступности, целесообразности

Методы, приемы: словесный – беседа, объяснение; наглядный – презентация, учебник; репродуктивный – самостоятельная работа.

Литература: учебник Основы православной культуры 4 класс, А.В. Кураев.

Универсальные Учебные Действия

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть! Меня зовут Алёна Андреевна, сегодня я проведу у вас урок «Основы православной культуры».

Проверьте свою готовность к уроку, глазками посмотрите, чтобы у вас на столе был учебник, конверты с заданиями, пенал. Если все есть, можете присаживаться на места.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Что понимается под словом Бог?

Почему Бога называют Творцом?

Какие дары Бог дал человеку?

Знания этого материала помогут вам сегодня на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, чтобы на столе был учебник, пенал, конверт с заданиями.

На прошлом уроке мы изучали тему «Человек и Бог в православии».

Бог – это Творец, который создал весь мир и человеческий мир.

Бога называют Творцом, потому что он сотворил не только нас, но и все что есть на свете.

Свобода, разум, любовь, доброта, совесть

Коммуникативные: стремление к более точному выражению собственного мнения; проявление инициативы и активности; умение вести диалог.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Личностные: будут проявлять усидчивость

Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

У вас на партах лежат конверты с карточками. Задание вы будете выполнять в парах. Откройте их. Прочитайте задание «про себя». Что нам нужно сделать?

(Свобода, разум, любовь, доброта, совесть)

Вижу, что вы уже закончили. Проверим выполнение вашего задания с эталоном на слайде.

Если определение подобрано верно, поставьте «+», если неверно – «-».

Поднимите руку те, кто допустил одну или более ошибки. В чем вы ошиблись? (если обучающиеся допустили ошибку, проговорить с ними еще раз все определения)

Молодцы. Посмотрите на слайд. Перед вами стихотворение. Ученик, прочитай, пожалуйста вслух.

Теперь прослушайте произведение П.И. Чайковского и рассмотрите иллюстрацию.

Что общего в этих произведениях?

Читайте также:  Молитва помощи живым православие

Верно! Ребята, что такое молитва? Зачем человек молится и каково предназначение молитвы в жизни человека?

Открывают конверты, достают все содержимое. Читают задание «про себя».

Нам нужно соотнести понятия с их определениями. Определения нужно приклеить к соответствующему слову.

Проводят проверку со слайда. Если определение подобрано верно, ставят «+», если неверно – «-».

Поднимают руку, если допустили ошибку.

Мы перепутали определения слов разум и совесть.

Смотрят на слайд. Ученик читает стихотворение вслух.

Общее в этих произведениях: молитва.

Коммуникативные: стремление к более точному выражению собственного мнения; проявление инициативы и активности; умение вести диалог.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение проводить сравнение, умение ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные: будут проявлять усидчивость, самостоятельность, ответственность, уважительно отношение к друг другу.

Какая тема нашего сегодняшнего урока?

Какую цель мы поставим на наш сегодняшний урок?

Откройте конверт №2. Перед вами план на наш сегодняшний урок, но пункты плана перепутаны. Ваша задача, в парах, составить план на наш урок, затем мы сверим его со слайдом.

Откройте учебник на странице 12. Прочитайте тему нашего сегодняшнего урока. Приступим к изучению нашей новой темы!

Тема нашего сегодняшнего урока «Молитва».

Цель нашего сегодняшнего урока узнать, что такое молитва, зачем человек молится.

Что такое православие и молитва?

Открывают учебник на странице 12, читают тему урока «Православная молитва».

Коммуникативные: умение вести диалог.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные: способность принимать, сохранять и следовать учебным целям, умение действовать по плану.

Личностные: будут проявлять усидчивость, самостоятельность, ответственность, уважительно отношение к друг другу.

Построение и реализация проекта выхода из затруднения

Как вы думаете, что такое православие?

Предположите, что такое молитва.

Чтобы проверить ваши предположения, прочитайте первые три абзаца учебника «про себя» на странице 12.

Итак, что такое православие?

Верно, какой пункт плана мы достигли? Поставьте напротив него галочку.

Какой следующий пункт плана?

Как вы думаете, сколько существует видов молитв? Как они называются?

Чтобы проверить ваши предположения, прочитаем текст «Какие молитвы бывают» вслух по цепочке.

О каких видах молитв вы узнали? Что каждая их них обозначает?

Верно! Какой пункт плана мы достигли?

Рассмотрим иллюстрации на странице 13. Что вы видите на первой иллюстрации? Что такое Евангелие?

Что вы видите на второй иллюстрации? На третьей?

Выполним задание на интерактивной доске все вместе. https://learningapps.org/display?v=pmeswnorn20

Как вы думаете, что такое благодать? Из каких слов состоит слово «благодать?»

Чтобы ответить на эти вопросы, прочитаем 2 и 3 абзацы на странице 13.

Какой вывод мы можем сделать?

Какие пункты плана мы выполнили? Отметим их выполнение галочкой.

Православие – это название нашего модуля, это религия.

Молитва – это стих на непонятном языке, общение с Богом.

Читают «про себя» информацию в учебнике.

Православие – это умение славить Бога, то есть молиться.

Молитва – это обращение к Богу с мольбой.

Мы выполнили первый пункт плана.

Следующий пункт плана, виды молитв.

Мы думаем, что существует 10 видов.

Читают о видах молитв вслух по цепочке.

Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ.

Молитва-благодарение – это благодарение Бога о получении желаемого.

Молитва-славословие – это ликование и переживание радости от своей встречи с Богом.

Мы достигли второй пункт плана.

Рассматривают иллюстрации в учебнике. На первой иллюстрации Евангелие – это часть библии, которая содержит рассказы о жизни и учении Христа.

На второй иллюстрации мы видим, как происходит молитва в храме, священник обращается к Богу. На третьей иллюстрации раскрытая Библия.

Это теплое чувство, оно поднимает настроение.

Читают 2 и 3 абзацы на странице 13.

Благодать – это добрый дар.

Святые – это люди, которые под действием благодати изменились так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь.

Мы выполнили 3 и 4 пункты плана.

Предметные результаты: будут знать, что такое православие, благодать, молитва, типы молитв.

Коммуникативные: стремление к более точному выражению собственного мнения; проявление инициативы и активности; умение вести диалог.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение проводить сравнение, умение ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные: способность принимать, сохранять и следовать учебным целям, умение действовать по плану, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Личностные: будут проявлять усидчивость, самостоятельность, ответственность, уважительно отношение к друг другу.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Какой пункт плана у нас остался?

Молитва «Отче наш». Кто знаком с этой молитвой, поднимите руку. Как вы думаете, о чем она?

У вас на парте лежат тексты молитвы «Отче наш», прочитайте «про себя» внимательно и подчеркните те слова, которые вам не понятны.

(Спросить несколько учеников, какие слова им были непонятны).

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Читайте также:  Molitva bozhiey materi rodi

Эта молитва звучит на старинном церковнославянском языке. Для того, чтобы узнать перевод, вы прочитаете текст в учебнике на странице 14-15, и ответите на вопрос «Какая строка обозначает, что человек просит прощение и для этого прощает сам?», также соотнесете перевод на карточках самостоятельно. Затем мы проверим с эталоном на слайде (взаимопроверка).

Молодцы, отлично справились с заданием!

Какой пункт плана мы достигли?

Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Данетки». Если утверждение верное, вы говорите «Да», если неверное – «Нет» и исправляете его.

1. Молиться могут только взрослые.

2. “Слава Богу!” — это молитва славословие.

3. Самая известная молитва “Отче наш!”

4. Молиться можно только в храме.

5. В молитве просят только за себя.

Остался пункт: Молитва «Отче наш».

Поднимают руку те, кто знаком с данной молитвой. Эта молитва о просьбе.

Читают молитву «про себя». Подчеркивают слова, которые непонятны.

Мы подчеркнули такие слова, как Отче, яко, даждь и т.п.

Читают текст на странице 14-15, отвечают на вопрос: Какая строка обозначает, что человек просит прощение и для этого прощает сам? (строка: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим).

Мы достигли последний пункт плана.

1. Молиться могут не только взрослые, но и дети.

2. “Слава Богу!” — это молитва славословие (ДА)

3. Самая известная молитва “Отче наш!” (Да)

4. Молиться можно в храме, дома и в любом месте.

5. В молитве просят про себя, родных, близких.

Предметные результаты: будут знать, что такое православие, благодать, молитва, типы молитв, толкование слов в молитве «Отче наш».

Коммуникативные: стремление к более точному выражению собственного мнения; проявление инициативы и активности; умение вести диалог.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение проводить сравнение, умение ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные: способность принимать, сохранять и следовать учебным целям, умение действовать по плану, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Личностные: будут проявлять усидчивость, самостоятельность, ответственность, уважительно отношение к друг другу.

Вижу, вы устали. Встанем и немного разомнемся.

Молодцы! Можете присаживаться.

Выполняют физинутку совместно с учителем.

Для того, чтобы закрепить ваши полученные знания, я предлагаю вам поработать в группах. Выходим все к доске. Я буду хлопать в ладоши определенное количество раз. Вам нужно посчитать и встать в группу столько человек, сколько вы услышите хлопков. (Делятся на 6 групп). Выберите одного человека из группы, чтобы он взял задание для вашей группы.

Синквейн со словом «Молитва».

Сходство и различие иллюстраций

(В зависимости от групп, задания будут распределены по их уровню упеваемости)

После выполнения заданий каждая группа представит свою работу перед классом.

Если вопросов нет, можете приступать к работе.

Время выполнения подходит к концу, начинаем проверку.

Делятся на 6 групп. Берут задания и затем выполняют их в группах.

Синквейн со словом «Молитва».

Сходство и различие иллюстраций

Каждая группа представляет свою работу перед классом.

Предметные результаты: будут знать, что такое православие, благодать, молитва, типы молитв, толкование слов в молитве «Отче наш».

Коммуникативные: проявление инициативы и активности; умение вести диалог.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные: будут проявлять усидчивость, самостоятельность, ответственность, уважительно отношение к друг другу.

Рефлексивно оценочные действия

Итак, подведем итог. Какую цель мы ставили на сегодняшний урок? Достигли ли мы ее?

Какие виды молитв вы знаете?

Что для вас было трудным сегодня на уроке?

Что вам понравилось больше всего выполнять?

Остались ли у вас вопросы по сегодняшнему уроку? (разобрать вопросы, которые остались у детей).

Покажите мне «класс», если у вас все удалось.

Цель нашего сегодняшнего урока узнать, что такое молитва, зачем человек молится. Мы достигли цели урока.

Молитва – это обращение к Богу с мольбой.

Молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва-славословие.

Нам было трудно переводить слова в молитве.

Нам понравилась работа в группах.

Вопросов не осталось. (предположительные вопросы: не до конца поняли о видах молитв, некоторые слова в молитве.)

Предметные результаты: будут знать, что такое православие, благодать, молитва, типы молитв, толкование слов в молитве «Отче наш».

Коммуникативные: стремление к более точному выражению собственного мнения, умение вести диалог.

Регулятивные: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Личностные: будут проявлять усидчивость, самостоятельность.

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Открываем дневники, записываем домашнее задание.

Устно ответить на вопросы на странице 15. В рабочей тетради выполнить письменно задания по теме «Православная молитва».

Если вопросов нет, можете готовиться к следующему уроку. Спасибо за урок!

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Задают вопросы, если что-то непонятно.

Коммуникативные: умение вести диалог.

Личностные: будут проявлять самостоятельность, ответственность.

Источник статьи: http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/pravoslavnaya_molitva_160304.html