Меню

Алексеевич чернобыля молитва егэ

Написание сочинения по тексту Светланы Алексиевич

Практика написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку (Задание 27). Анализ текста Светланы Алексиевич о Чернобыле и животных. Выявление проблемы и определение позиции автора. Критерии оценивания. Примеры написания сочинения.

(1)Я – кинооператор. (2)Приехал в Чернобыль после катастрофы на АЭС, в мае. (3)Что снимать – непонятно. (4)Нигде ничего не взрывается. (5)Ты – уже здесь. (6)И ты понимаешь – Чернобыль. (7)Но стелется дорога. (8)Бежит ручей, просто бежит ручей. (9)Вода журчит. (10)Бабочки летают. (11)А это случилось. (12)Солнце. (13)Ласточки бьются под крышей. (14)А это случилось…

(15)И я начал снимать цветущую яблоню…

16)А потом был как-то случай. (17)Заходим с солдатами в хату. (18)Живёт одна бабка.

(22)И вот эта бабка выходит: у неё на руках – икона, котик и узелок. (23)Это всё, что она берёт с собой.

– (24)Бабка, кота нельзя. (25)Не положено. (26)У него шёрстка радиоактивная, – говорят солдаты.

– (27)Нет, детки, без котика не поеду. (28)Как я его оставлю? (29)Это – моя семья.

(30)Вот с этой бабки с котиком и с той цветущей яблони всё началось.

(31)Однажды показал свои чернобыльские сюжеты детям. (32)Меня упрекали: зачем? (33)Нельзя. (34)Не надо. (35)Надеялся, что придёт пять-десять человек, – набился полный зал. (36)Вопросы задавали самые разные, но один прямо врезался мне в память. (37)Мальчик, запинаясь и краснея, видно, из тихих, неразговорчивых, спросил: «А почему было нельзя помочь животным, которые там остались? (38)Ну почему? (39)Скажите почему?» (40)И я не смог ему ответить.

(41)Мне рассказывали, что в первые месяцы после аварии, когда обсуждалась идея переселения людей, предполагалось вместе с людьми переселить и животных. (42)Но как? (43)Как переселить всех? (44)Может быть, как-то ещё можно перегнать тех, кто на земле; а тех, кто в земле, – жучков, червячков? (45)А тех, кто наверху? (46)В небе? (47)Как эвакуировать воробья или голубя? (48)Как поступить с ними?

(49)Из века в век искусство наше, по большей части, говорит только о страдании и любви человека, а не всего живого. (50)Только человека! (51)Мы редко спускаемся к ним: животным, растениям. (52)В другой мир. (53)Мир, в котором человек может всё уничтожить – ведь даже не всякий, как та бабка, спасаясь, готов забрать своего кота, чего уж говорить обо всех зверях. (54)Теперь это всё уже не фантазия. (55)И теперь я снимаю только природу – зверей.

(56)Хочу снять фильм – «Заложники», о животных. (57)Действие происходит на далёкой планете. (58)Космонавт в скафандре. (59)Слышит через наушники шум. (60)Видит, что на него надвигается что-то огромное. (61)Динозавр?! (62)Ещё не понимая, кто это, он стреляет. (63)Через мгновение – снова что-то к нему приближается. (64)Он и его уничтожает. (65)Ещё через миг – стадо. (66)И он устраивает бойню. (67)А оказывается, начался пожар, и животные спасались, бежали по тропе, на которой стоял космонавт. (68)Человек! (69)Современная притча…

(70)Со мной там, в Чернобыле, произошла необычная вещь. (71)Я другими глазами начал смотреть на животных. (72)На деревья. (73)На птиц. (74)Езжу в зону все эти годы. (75)Из брошенного, разорённого человеческого дома выскакивает дикий кабан. (76)Выходит лосиха. (77)Вот это я снял. (78)Это ищу. (79)Хочу увидеть всё глазами зверя.

«(80)О чём ты снимаешь? – говорят мне. – (81)Посмотри вокруг! (82)В Чечне – война». (83)А Святой Франциск проповедовал птицам, с птицами говорил, как с равными. (84)А если это птицы говорили с ним на птичьем языке, а не он снизошёл до них? (85)И ещё помните, – из Достоевского. (86)Как человек хлестал лошадь по кротким глазам. (87)Безумный человек! (88)Не по крупу, а по кротким глазам…

* Светлана Александровна Алексиевич (род. в 1948 г.) – советская и белорусская писательница, журналистка, сценарист документальных фильмов, лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года, автор книг в жанре художественно-документальной прозы «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Время секонд-хэнд».

Источник статьи: http://4ege.ru/video-russkiy/61962-napisanie-sochinenija-po-tekstu-svetlany-aleksievich.html

На что способен по-настоящему любящий человек? По тексту С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва» (…Мы недавно поженились. ) (ЕГЭ по русскому)

На что способен по-настоящему любящий человек? Именно этот вопрос поднимает автор в данном тексте.

Размышляя над ним, С.А. Алексиевич рассказывает о том, как молодая девушка ухаживает за умирающим мужем, не жалея собственного здоровья и сил. Автор подчеркивает, что даже санитары отказывались обслуживать таких больных, как он, из-за высокого уровня радиации, а главная героиня «своему Васе все хотела делать сама», ночевала у него в барокамере.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Писательница вкладывает в уста героини слова, которые объясняют, что именно помогло девушке преодолевать усталость и страх: «Моя душа была крепче тела…Моя любовь».

Таким образом, позиция автора предельно ясна: она отражена в последнем предложении текста. С.А. Алексиевич считает, что настоящая любовь помогает человеку справляться со всеми препятствиями, без сомнения жертвовать собой ради другого.

Я согласна с этим лишь отчасти. Да, ради любви люди способны на многое, но все же, как правило, сомнения возникают и заставляют человека бороться не только с внешними проблемами и трудностями, но и самим собой. И одерживают верх в этой борьбе лишь те, чьи чувства действительно сильны и искренни. К сожалению, не всегда победа над своими сомнениями означает победу над внешними обстоятельствами.

Это особенно ярко видно на примере главной героини повести А. Куприна «Олеся». Девушка пошла против своих убеждений ради возлюбленного: она согласилась посетить службу в церкви, хотя понимала, что ничем хорошим это не закончится. Олесю чуть не убили прихожане за ее связь с колдовством. Она сделала все, что могла, чтобы быть с Иваном Тимофеевичем, однако этого оказалось недостаточно, и они расстались навсегда.

Также в романе-антиутопии Е. Замятина «Мы» главный герой, от лица которого ведется повествование, уверен в том, что разум превыше всего, а жизнь по расписанию лучше, чем всякая индивидуальность. Однако, полюбив I-330, он ради нее принимает участие в бунте против системы. Д-503 буквально раздирает изнутри конфликт между теми принципами, которые были основой его воспитания, и тем, что происходит с ним. Но в итоге восстание подавлено, а главный герой утрачивает способность чувствовать.

Таким образом, мы видим, что сила любви невероятно велика. Она заставляет людей идти против своих убеждений, против здравого смысла, совершать подвиги, жертвуя собой на благо других, побеждать усталость, страх и боль. Это чувство, которому подчиняется весь мир. Но не всегда любовь способна преодолеть все препятствия.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id34646

Источник статьи: http://www.kritika24.ru/page.php?id=34646

Алексеевич чернобыля молитва егэ

«“Чернобыльская молитва. Хроника будущего” — книга, составленная из рассказов тех, кто волею судьбы стал свидетелем катастрофы на Чернобыльской АЭС и последствий этой аварии. С. Алексиевич стремилась показать, передать словами судьбу человека (и не только), а не написать её. Поэтому тексты в книге — от первого лица: монологи, не прерываемые вопросами автора.

Представленный текст — фрагмент одного из эпизодов книги, записанного на основе рассказа кинооператора Сергея Гурина. Речь рассказчика, в которой отражается внутреннее состояния героя и его мысли, лишена вычурной, искусственной книжности, поэтому в тексте используется форма речи — (А)________ (предложения 19–21, 24–29) и встречается синтаксическое средство — (Б)________ (предложения 68, 81).

Читайте также:  Kakaya molitva pomozhet v lyubvi

Стоит отметить и активное использование такого приёма, как (В)________ (предложения 47–48). В свою очередь, на лексическом уровне следует отметить употребление такого тропа, как (Г)________ (в предложении 85)».

7) восклицательные предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

(1)Я — кинооператор. (2)Приехал в Чернобыль после катастрофы на АЭС, в мае. (3)Что снимать — непонятно. (4)Нигде ничего не взрывается. (5)Ты — уже здесь. (6)И ты понимаешь — Чернобыль. (7)Но стелется дорога. (8)Бежит ручей, просто бежит ручей. (9)Вода журчит. (10)Бабочки летают. (11)А это случилось. (12)Солнце. (13)Ласточки бьются под крышей. (14)А это случилось…

(15)И я начал снимать цветущую яблоню…

(16)А потом был как-то случай. (17)Заходим с солдатами в хату. (18)Живёт одна бабка.

(22)И вот эта бабка выходит: у неё на руках — икона, котик и узелок. (23)Это всё, что она берёт с собой.

— (24)Бабка, кота нельзя. (25)Не положено. (26)У него шёрстка радиоактивная, — говорят солдаты.

— (27)Нет, детки, без котика не поеду. (28)Как я его оставлю? (29)Это — моя семья.

(30)Вот с этой бабки с котиком и с той цветущей яблони всё началось.

(31)Однажды показал свои чернобыльские сюжеты детям. (32)Меня упрекали: зачем? (33)Нельзя. (34)Не надо. (35)Надеялся, что придёт пять–десять человек, — набился полный зал. (36)Вопросы задавали самые разные, но один прямо врезался мне в память. (37)Мальчик, запинаясь и краснея, видно, из тихих, неразговорчивых, спросил: «А почему было нельзя помочь животным, которые там остались? (38)Ну почему? (39)Скажите почему?» (40)И я не смог ему ответить.

(41)Мне рассказывали, что в первые месяцы после аварии, когда обсуждалась идея переселения людей, предполагалось вместе с людьми переселить и животных. (42)Но как? (43)Как переселить всех? (44)Может быть, как-то ещё можно перегнать тех, кто на земле; а тех, к то в земле, — жучков, червячков? (45)А тех, кто наверху? (46)В небе? (47)Как эвакуировать воробья или голубя? (48)Как поступить с ними?

(49)Из века в век искусство наше, по большей части, говорит только о страдании и любви человека, а не всего живого. (50)Только человека! (51)Мы редко спускаемся к ним: животным, растениям. (52)В другой мир. (53)Мир, в котором человек может всё уничтожить — ведь даже не всякий, как та бабка, спасаясь, готов забрать своего кота, чего уж говорить обо всех зверях. (54)Теперь это всё уже не фантазия. (55)И теперь я снимаю только природу — зверей.

(56)Хочу снять фильм — «Заложники», о животных. (57)Действие происходит на далёкой планете. (58)Космонавт в скафандре. (59)Слышит через наушники шум. (60)Видит, что на него надвигается что-то огромное. (61)Динозавр?! (62)Ещё не понимая, кто это, он стреляет. (63)Через мгновение — снова что-то к нему приближается. (64)Он и его уничтожает. (65)Ещё через миг — стадо. (66)И он устраивает бойню. (67)А оказывается, начался пожар, и животные спасались, бежали по тропе, на которой стоял космонавт. (68)Человек! (69)Современная притча…

(70)Со мной там, в Чернобыле, произошла необычная вещь. (71)Я другими глазами начал смотреть на животных. (72)На деревья. (73)На птиц. (74)Езжу в зону все эти годы. (75)Из брошенного, разорённого человеческого дома выскакивает дикий кабан. (76)Выходит лосиха. (77)Вот это я снял. (78)Это ищу. (79)Хочу увидеть всё глазами зверя.

«(80)О чём ты снимаешь? — говорят мне. — (81)Посмотри вокруг! (82)В Чечне — война». (83)А Святой Франциск проповедовал птицам, с птицами говорил, как с равными. (84)А если это птицы говорили с ним на птичьем языке, а не он снизошёл до них? (85)И ещё помните, — из Достоевского. (86)Как человек хлестал лошадь по кротким глазам. (87)Безумный человек! (88)Не по крупу, а по кротким глазам…

* Светлана Александровна Алексиевич (род. в 1948 г.) — советская и белорусская писательница, журналистка, сценарист документальных фильмов, лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года, автор книг в жанре художественно-документальной прозы «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Время секонд-хэнд».

Источник статьи: http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=14912

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему (Подготовка к ОГЭ, задание 9.1) (по тексту С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва»)
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва» через приём чтения с остановками технологии критического мышления

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_v_9_klasse_1.docx 308.9 КБ
9_klass_oge.pptx 457.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему (Подготовка к ОГЭ, задание 9.1)

(по тексту С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва»)»

Цели деятельности учителя: Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва» через приём чтение с остановками технологии критического мышления

Предметные: научатся читать про себя в процессе ознакомительного, выборочного чтения, высказывать оценочные суждения о героях произведения, тактично воспринимать мнения одноклассников; формировать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать своё суждение);

формировать языковую компетентность (ЗУН): готовность к целеполаганию (самим проектировать свои действия, ставить цель урока), способность планировать и выполнять актуальные действия, ведущие к результату (языковой компетентности); учить излагать собственные мысли в небольшом по объему сочинении – рассуждении на основе предложенной фразы; научить подбирать доказательства, примеры;

Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные : выбирают способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи.

Познавательные : находят в тексте ответ на заданный вопрос; произвольно строят устные высказывания с учетом учебной задачи.

Коммуникативные : выражают свои мысли в устной речи, в монологе и диалоге; используют доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; проявляют устойчивый интерес к общению в совместной работе.

Личностные : на основе текста С.А. Алексиевич формировать представление о подвиге, долге, любви; воспитывать уважение к подвигу ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.

Оборудование: текст из книги С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва», презентация, видео «Чернобыль», аудиозапись песни «Любовь и смерть».

Используемая технология: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Методические приёмы : чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, чтение вслед за автором.

Сегодня мы будем на уроке анализировать текст и на его основе напишем сочинение-рассуждение. Это самая сложная часть экзамена в 9 классе. Текст будет сложный, и вы узнаете, о чём текст не сразу. Для работы с текстом мы с вами используем интересный приём – чтение с остановками. Итак, начнём работу с текстом.

(1)…Мы недавно поженились. (2)Ещё ходили по улице и держались за руки, даже если в магазин шли. (3)Всегда вдвоём. (4)Я говорила ему: «Я тебя очень люблю». (5)Я ещё не знала, как я его любила…

— Почему, как вы думаете, героиня не знала, как любила мужа?

— Почему в конце стоит многоточие? Что оно означает?

(6)Мы жили в общежитии пожарной части, где он служил. (7)И тут среди ночи какой-то шум – … пожар. (8)Уехали они без брезентовых костюмов: как были в одних рубашках, так и уехали. (9)Их не предупредили. (10)Вызвали на обыкновенный пожар…

— Героя вызвали на обыкновенный пожар. А пожар может быть необыкновенным? А какой это пожар? Что может таить в себе многоточие в конце отрывка? Что может произойти дальше?

(10)На Чернобыльской АЭС пожар.

— Что вы знаете о трагедии на Чернобыльской АЭС?

(Много лет прошло с того дня, как 26 апреля 1986 года весь мир облетела весть об аварии на 4 блоке Чернобыльской Атомной станции. Много лет эта трагедия поднимает все новые и новые вопросы, на которые однозначно никто не может ответить по сей день. Но очевидно то, что это трагедия всего человечества. Чернобыль уже стал метафорой, символом. И даже историей. Написаны десятки книг, сняты тысячи метров видеопленки. Нам кажется, что мы знаем о Чернобыле все: факты, цифры. Что можно к этому добавить? Ведь это так естественно, что люди хотят забить Чернобыль, убедив себя, что это уже позади.

Сегодня мы вместе перелистаем роман Светланы Алексиевич “Чернобыльская молитва”. О чем эта книга? Почему она написана? Вот что говорит ее автор: “Эта книга не о Чернобыле, а о мире Чернобыля». Светлана Алексиевич сама такой же свидетель, как и ее герои. Три года Светлана ездила и расспрашивала всех, от ученного до верующего, всех, кто хоть как-то прикоснулся к Чернобылю. Всё внутри этих людей отравлено Чернобылем, а не только вода и земля.

В ночь с 25 на 26 апреля на Чернобыльской АЭС примерно в 1ч. 23 минуты последовали два взрыва, над блоком взлетели какие-то горящие куски, искры. Начался пожар. Стало ясно: это не просто пожарная тревога, это сигнал тревоги № 3. 6 часов 35 минут . Пожар полностью и везде ликвидирован.

Говорят, что у нас нет людей, способных на подвиг, а оказывается, что они живут рядом с нами и беда называет их имена…

Их было 28 пожарников Чернобыля, которые приняли в ночь с 25 на 26 апреля 1986г первый, самый жестокий удар на 4 блоке атомной станции. Сегодня мы их называем “шеренгой № 1”. Никто из этой шеренги не отступил перед лицом опасности. И каждый достоин того, чтобы о нем написали книгу).

— Как знаменательно, но 2017 год объявлен годом экологии. Мы должны помнить об этой трагедии, что такое не повторилось снова.

  1. Просмотр ролика «Чернобыль» (35 секунд)

(11)А теперь – клиника острой лучевой болезни. (12)После операции по пересадке костного мозга мой Вася лежал уже не в больничной палате, а в специальной барокамере, за прозрачной плёнкой, куда заходить не разрешалось, поскольку уровень радиации был очень высокий. (13)Там такие специальные приспособления есть, чтобы, не заходя под плёнку, вводить уколы, ставить катетер… (14)Но всё на липучках, на замочках, и я научилась ими пользоваться: открывать и пробираться к нему. (15)Ему стало так плохо, что я уже не могла отойти ни на минуту. (16)Звал меня постоянно. (17)Звал и звал… (18)Другие барокамеры, где лежали Васины сослуживцы, тоже получившие большую дозу облучения, обслуживали солдаты, потому что штатные санитары отказывались, требуя защитной одежды. (19)А я своему Васе всё хотела делать сама…

— Ждете ли вы продолжения? Какого?

— Отметьте наиболее выразительные художественные детали. О чём они говорят?

— Обратите внимание на многоточия в этом абзаце. Зачем они нужны?

(Многоточие — знак препинания в виде трёх поставленных рядом точек. В большинстве случаев обозначает незаконченную мысль или паузу.

В настоящее время в русском языке многоточие употребляют в следующих случаях:

1. Для обозначения незаконченности высказывания, вызванной волнением говорящего, обрывом в логическом развитии мысли, внешней помехой, для обозначения заминок или перерывов в речи.

2. В начале текста для указания, что продолжается изложение, прерванное большой вставкой, или что события, описываемые в данном отрывке текста и в предшествующем ему, разделены длительным промежутком времени.

3. Для обозначения пауз при неожиданном переходе от одной мысли к другой

4. В начале, в середине или в конце цитаты для указания на то, что пропущена часть цитируемого текста).

(20)Потом кожа начала трескаться на его руках, ногах, всё тело покрылось волдырями. (21)Когда он ворочал головой, на подушке оставались клочья волос. (22)А всё такое родное. (23)Любимое… (24)Я пыталась шутить: «Даже удобно: не надо носить расчёску». (25)Если бы я могла выдержать физически, то я все двадцать четыре часа не ушла бы от него и сидела рядышком. (26)Потому что, верите ли, мне каждую минутку, которую я пропустила, было жалко… (27)И я готова была сделать всё, чтобы он только не думал о смерти… (28)И о том не думал, что болезнь его ужасная, и я его боюсь.

(29)Помню обрывок какого-то разговора, кто-то увещевает:

(30)Вы должны не забывать: перед вами уже не муж, не любимый человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения. (31)Вы же не самоубийца. (32)Возьмите себя в руки.

(33)А я как умалишённая: (34)Я его люблю! (35)Я его люблю!

(36)Он спал, а я шептала: «Я тебя люблю!» (37)Шла по больничному двору: «Я тебя люблю!» (38)Несла судно: «Я тебя люблю!»

— Каким вам хочется видеть финал главы? Попробуйте предсказать его завершение.

(39)О том, что ночую у него в барокамере, никто из врачей не знал. (40)Не догадывался. (41)Пускали меня медсёстры. (42)Первое время тоже уговаривали:

(43)Ты – молодая. (44)Что ты надумала? (45)Сгорите вместе.

(46)А я, как собачка, бегала за ними, стояла часами под дверью, просила-умоляла. (47)И тогда они: (48)Чёрт с тобой! (49)Ты – ненормальная! (50)А мне было всё равно: я его любила и ничего не боялась. (51)Утром, перед восьмью часами, когда начинался врачебный обход, показывали мне через плёнку: «Беги!» (52)На час сбегаю в гостиницу. (53)А с девяти утра до девяти вечера у меня пропуск. (54)Ноги мои посинели до колен, распухли, настолько я уставала. (55)Но моя душа была крепче тела… (56)Моя любовь… (57)Уже я от него не оторвалась.

(58) Шла с ним до гроба. (59) В парадной форме его засунули в целлофановый мешок и завязали… (60) Съехались все. (61) На кладбище нас окружили солдаты. (62) Шли под конвоем. (63) И гроб несли под конвоем. (64) Никого не пустили попрощаться. (65) Засыпали моментально… (66) Даже не дали гроб обнять.

(67) Понимаю: о смерти люди не хотят слушать. (68) О страшном… (69) Но я вам рассказала о любви… (70) Как я любила. (71) И люблю… (72) А когда есть такая любовь, нет страха, нет усталости, нет сомнений, нет препятствий. (по С.А. Алексиевич*)

* Светлана Александровна Алексиевич (род. 1948 г.) – всемирно известный белорусский прозаик, пишущий на русском языке. Автор прозы о войне, о Чернобыле. Создатель уникального документально-художественного метода, основанного на беседах с реальными людьми.

— Выделите ключевые слова в этом абзаце.

— Какие чувства вызвал у вас этот отрывок текста?

— Почему в начале текста в предложении №4 героиня твердит, что очень любит мужа, а далее просто говорит, что любит? А почему предложения 69,70,71 в последнем отрывке оканчиваются многоточием?

— Давайте ещё раз посмотрим, когда ставится многоточие.

— Понравилось ли вам читать текст с остановками? Почему?

— Мы сегодня познакомились с отрывком главы «Одинокий человеческий голос » книги Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва». «Одинокий человеческий голос» — заставляет душу читателя звенеть, как звук дозиметра. Читать исповедь жены «чернобыльца», которая до последнего вздоха ухаживала за мужем, когда врачи, санитары и медсестры боялись к нему подходить, потому что он сам был как атомный реактор, спокойно невозможно. Любящая женщина жертвовала собою. От облучения радиацией человек умирает за 14 дней. Умирает страшной мучительной смертью, разлагаясь на глазах у жены. Никто не в силах ему помочь, облегчить страдания. Только жена рядом до конца. Я думаю, что многие из вас захотят прочитать эту книгу.

Звучит фоном песня В. Цыгановой «Любовь и смерть».

Мы в пyти всегда.

Долгие века ищем мы любовь по светy,
А за нами пыль да воpонье.
В небе облака, на кpесте pyка,
Впеpеди любовь и кpовь.
В самый тpyдный час только веpа гpеет нас,
И спасает вновь любовь

Любовь и смеpть, добpо и зло.
Что свято, что гpешно, познать нам сyждено.
Любовь и смеpть, добpо и зло,
А выбpать нам дано — одно.

— Эта история имеет реальную основу. Это история любви Людмилы и Василия Игнатенко. Они любили друг друга по-настоящему, сильно…

— Как можно по-другому назвать это произведение? Озаглавьте текст с многоточием. ( « Любовь и смерть…»)

— Чему вы сегодня научились? Что поняли?

— Какой знак препинания помог нам показать глубину и эмоциональность чувств героини?

— Итак, ребята, ваша задача – написать сочинение-рассуждение (С 2). Объясните, как вы понимаете слова Н.С. Валгиной : «Многоточие — частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. С. Валгиной. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Чтение сочинений (2 человека)

Тетради с сочинениями-рассуждениями сдаются учителю – после их проверки все учащиеся получат оценки.

Светлана Алексиевич написала удивительную книгу. У неё все книги удивительные. Страшные, пронзительные. Это, действительно, документальная книга с элементами беллетристики. Чёрная, грустная, пропитанная болью и страхом. Читать страшно, ведь, сколько судеб искалеченных, сколько беременных и новорожденных погибло, сколько зараженных людей. Как хрупко счастье. Эти люди (ликвидаторы, как их называют) все герои. Вечная им память. Невозможно читать и не плакать! Невозможно.

Пусть героиня найдёт себя в жизни, пусть будет здорова и счастлива.

Я желаю Вам, ребята, здоровья, любви и счастья. Пусть многоточие у Вас в жизни будет только из-за приятных волнений.

Василий Игнатенко, 1961-1986

Людмила Игнатенко,
жена погибшего пожарного Василия Игнатенко

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему (Подготовка к ОГЭ (задание 9.1)

1-я остановка: (1)…Мы недавно поженились. (2)Ещё ходили по улице и держались за руки, даже если в магазин шли. (3)Всегда вдвоём. (4)Я говорила ему: «Я тебя очень люблю». (5)Я ещё не знала, как я его любила…

2-я остановка: (6)Мы жили в общежитии пожарной части, где он служил. (7)И тут среди ночи какой-то шум – … пожар. (8)Уехали они без брезентовых костюмов: как были в одних рубашках, так и уехали. (9)Их не предупредили. (10)Вызвали на обыкновенный пожар…

3-я остановка: (10) На Чернобыльской АЭС пожар .

4-я остановка: (11)А теперь – клиника острой лучевой болезни. (12)После операции по пересадке костного мозга мой Вася лежал уже не в больничной палате, а в специальной барокамере, за прозрачной плёнкой, куда заходить не разрешалось, поскольку уровень радиации был очень высокий. (13)Там такие специальные приспособления есть, чтобы, не заходя под плёнку, вводить уколы, ставить катетер… (14)Но всё на липучках, на замочках, и я научилась ими пользоваться: открывать и пробираться к нему. (15)Ему стало так плохо, что я уже не могла отойти ни на минуту. (16)Звал меня постоянно. (17)Звал и звал… (18)Другие барокамеры, где лежали Васины сослуживцы, тоже получившие большую дозу облучения, обслуживали солдаты, потому что штатные санитары отказывались, требуя защитной одежды. (19)А я своему Васе всё хотела делать сама…

5-я остановка: (20)Потом кожа начала трескаться на его руках, ногах, всё тело покрылось волдырями. (21)Когда он ворочал головой, на подушке оставались клочья волос. (22)А всё такое родное. (23)Любимое… (24)Я пыталась шутить: «Даже удобно: не надо носить расчёску». (25)Если бы я могла выдержать физически, то я все двадцать четыре часа не ушла бы от него и сидела рядышком. (26)Потому что, верите ли, мне каждую минутку, которую я пропустила, было жалко…

(27)И я готова была сделать всё, чтобы он только не думал о смерти… (28)И о том не думал, что болезнь его ужасная, и я его боюсь. (29)Помню обрывок какого-то разговора, кто-то увещевает: (30)Вы должны не забывать: перед вами уже не муж, не любимый человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения. (31)Вы же не самоубийца. (32)Возьмите себя в руки. (33)А я как умалишённая: (34)Я его люблю! (35)Я его люблю! (36)Он спал, а я шептала: «Я тебя люблю!» (37)Шла по больничному двору: «Я тебя люблю!» (38)Несла судно: «Я тебя люблю!»

6-я остановка: (39)О том, что ночую у него в барокамере, никто из врачей не знал. (40)Не догадывался. (41)Пускали меня медсёстры. (42)Первое время тоже уговаривали: (43)Ты – молодая. (44)Что ты надумала? (45)Сгорите вместе. (46)А я, как собачка, бегала за ними, стояла часами под дверью, просила-умоляла. (47)И тогда они: (48)Чёрт с тобой! (49)Ты – ненормальная! (50)А мне было всё равно: я его любила и ничего не боялась. (51)Утром, перед восьмью часами, когда начинался врачебный обход, показывали мне через плёнку: «Беги!» (52)На час сбегаю в гостиницу. (53)А с девяти утра до девяти вечера у меня пропуск. (54)Ноги мои посинели до колен, распухли, настолько я уставала. (55)Но моя душа была крепче тела… (56)Моя любовь… (57)Уже я от него не оторвалась.

(58) Шла с ним до гроба. (59) В парадной форме его засунули в целлофановый мешок и завязали… (60) Съехались все. (61) На кладбище нас окружили солдаты. (62) Шли под конвоем. (63) И гроб несли под конвоем. (64) Никого не пустили попрощаться. (65) Засыпали моментально… (66) Даже не дали гроб обнять. (67) Понимаю: о смерти люди не хотят слушать. (68) О страшном… (69) Но я вам рассказала о любви… (70) Как я любила. (71) И люблю… (72) А когда есть такая любовь, нет страха, нет усталости, нет сомнений, нет препятствий. (по С.А. Алексиевич*)

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по типу С 2, объяснить, как вы понимаете слова профессора, доктора филологических наук, зав. кафедрой русского языка Московского государственного университета печати Нины Сергеевны Валгиной : «Многоточие — частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. С. Валгиной . Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Выберите тему вашего сочинения: «Многоточие – это размышление о любви», «Многоточие – это размышление о трагедии»

«Многоточие – это размышление о любви», «Многоточие – это размышление о трагедии»

Василий Игнатенко, 1961-1986 Людмила Игнатенко, жена погибшего пожарного Василия Игнатенко Василий Игнатенко, 1961-1986 Людмила Игнатенко, жена погибшего пожарного Василия Игнатенко Прототипы героев

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/10/19/podgotovka-k-sochineniyu-rassuzhdeniyu-na-lingvisticheskuyu