Меню

Алексей осипов молитва за усопших

Алексей осипов молитва за усопших

» жмите сюда, если нет «прокрутки» в этом окне

Профессор теологии
Алексей Ильич Осипов

о « молитве за усопших »

Апостол Павел написал удивительные слова, открывающие нам великую истину:

«вы — тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор.12, 27).

Все мы, верующие, составляем, оказывается, Его один живой организм, а не мешок гороха, в котором горошины толкаются между собой, да ещё больно ударяют друг друга. Мы – клетки ( живые, полуживые, полумёртвые ) в Теле Христовом. Все мы – одно тело. А в одном теле изменение состояния любого органа, и даже любой клетки, отзывается на всём организме, на каждой другой клеточке. Всё взаимосвязано и взаимозависимо в живом организме. Тот же Апостол пишет:

«Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны» (1 Кор. 12; 21).

Подходит ко мне студент и говорит, что не может присутствовать на лекции: зуб болит.

— Ну, и что, говорю, болит же зуб, а не ты? Тебе-то какое до него дело?

— Всё бы Вам шутить, Алексей Ильич…

Да, в живом организме все клетки сочувствуют, сопереживают друг другу как своё собственное и радость, и страдание.

Вот где ответ на вопрос: почему и как может духовно помочь один человек другому и, тем более, усопшему? Потому может, что мы все составляем единый организм; и один может помочь другому точно по тому же принципу, по которому любая живая клетка и орган в одном и том же организме вспомоществуют друг другу. Если один глаз ослеп, то другой вдвойне трудится. Одна нога повредилась – другая берёт на себя её нагрузку. Это естественный закон взаимоподдержки и, если хотите, взаимоспасения. Чем же одна клетка помогает другой? – Тем, что отдаёт часть себя, жертвуя своими силами, своим здоровьем, собою. Более здоровая берёт на себя функции больных и тем самым оказывает им реальную помощь. А посмотрите, как животные часто помогают друг другу. Это и есть заложенный в саму природу тварного мира, Божий закон любви, хотя и искажённый, и ослабленный грехом человека. Этот закон взаимопомощи сохраняет жизнь не только в мире природном, но, прежде всего, в мире человеческом.

Кто может помочь другому? Естественно, сильный слабому, богатый бедному, мужественный слабодушному, а не наоборот. В походе, например, когда кто-то подвернул ногу, другие берут его ношу на себя . А кто берёт больше всех? Конечно, наиболее сильный. Таков закон нашей жизни, объясняющий и открывающий нам и тайну наших молитв за живых и умерших.

Но как и чем помогают наши молитвы другому человеку? Тем ли, что мы умоляем Бога и Он становится более милосердным, любвеобильным? Конечно, нет. Он – абсолютная, то есть совершенная Любовь и поэтому не может возлюбить больше или меньше. Тайна помощи наших молитв усопшим заключается в том, что эти молитвы являются средством очищения, прежде всего, нас самих , средством духовного приобщения нас Богу. Лишь по этой причине они становятся действенной силой, помогающей безвольной душе усопшего освободиться от порабощающих её страстей. Очень важно помнить, что мы можем духовно помочь другому ровно в той степени, в какой трудом исполнения заповедей Христовых, борьбой со своими страстями, искренностью покаяния очистим свою душу . То есть, действенность нашей молитвы за других прямо обусловлена степенью духовной здравости, чистоты нашей духовной клетки. Соответственно её состоянию Господь слышит наши молитвы и освобождает душу усопшего от горения страстей. Потому-то так действенны молитвы святых. В этом состоит и наша молитвенная помощь усопшему, а не в том, что наши молитвы, подвиги, добрые дела как-то умилостивляют Бога, удовлетворяют Его правосудию, являются выкупом за грехи почившего — как об этом ложно учит католицизм.

В том заключается и великая значимость Церкви, что она, будучи Богочеловеческим Организмом Христовым, а не обычным человеческим обществом, включает в себя и делает своим членом, своей клеточкой каждого с верой (!) принимающего Крещение, в силу чего крещёный соединяется живыми токами благодати Духа Святого со всеми прочими членами Церкви. Это членство человека в Церкви делает его способным в меру его духовного роста, как воспринимать духовные действия других членов Церкви на себя, так, в свою очередь, и воздействовать на них. Эти взаимодействия осуществляются прежде всего через молитву. Однако при этом необходимо иметь в виду, что христианин лишь в той мере пребывает в Церкви и Церковь в нём, в какой он живёт по заповедям Христовым и таким образом приобщился Духу Святому [ стяжал , как говорил преп. Серафим Саровский , Духа Святого ]. Степень этого пребывания христианина в Церкви и обуславливает силу его молитв — тогда наша молитва будет не пустым произнесением слов и имён, а действенной силой!

Как правильно молиться за усопших

Если бы там невозможно было изменение духовного состояния души, то зачем было Церкви с самого начала своего существования молиться за усопших? А она постоянно поминает их и призывает к молитве всех верующих, научая и как правильно это делать. Особенно важна молитвенная помощь в первые 40 дней по кончине человека, что, конечно, совсем не означает ненужности, или бесполезности молитвы в последующее время. Но какой она должна быть?

Отвечая на этот вопрос, необходимо сказать о двух совершенно разных пониманиях молитвы. Одно – искренняя, сердечная, покаянная молитва, совершаемая как индивидуально, так и соединённая с определёнными богослужениями. Другое – произнесение слов молитвы без её самой.

К великому сожалению, второе, как правило, преобладает в нашей реальной жизни. Происходит это по незнанию, по лености, по самооправданию. Молитвой часто называют не обращение к Богу с вниманием, благоговением и сокрушением сердца, а вычитывание правила, совершение богослужения, присутствие на нём, чтение и пение слов молитвы — без самой молитвы, в результате чего сами богослужения и молитвенные правила остаются для человека пустыми, бездейственными словами . Очень важно помнить, что мы обманываем себя, когда довольствуемся одной словесной оболочкой молитвы без понуждения себя к самой молитве. Все знают, как можно, не молясь, постоять в храме, послушать хор, помечтать, нагрешить в мыслях и с этим полным коробом возвратиться домой. Известен случай, когда Иван Грозный спросил однажды блаженного Василия, много ли народа в храме, тот ответил: « двое », — а храм был полон присутствующими . Оказывается, лишь два человека молились в нём – остальные только присутствовали. Это отношение к молитве обличил Господь :

Читайте также:  Утренняя молитва аллаху махдина

«приближаются ко Мне люди такие устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15,8).

Так вот, когда умирает человек, то очень часто его родные ограничиваются лишь внешней стороной поминовения: заказывают панихиды, сорокоусты, подают заупокойные записки, ставят свечи, дают деньги в монастыри, в храмы и т. д. И если много денег – так хоть во все монастыри и храмы, всем батюшкам и матушкам! Но необходимо знать, что если я сам при этом палец о палец не ударю, чтобы помолиться о своём родном, хотя бы чуть-чуть воздержаться от гнева, злословия, осуждения, чревоугодия и проч., понудить себя к исповеди и причащению, к чтению слова Божьего и святых Отцов, к помощи нуждающимся, больным, то проку от всех этих заказов не будет. Мы хотим без труда (над собой !) вынуть рыбку из пруда, без малейшего подвига борьбы со своим ветхим человеком надеемся починить ветхость другого. И это, увы, называем поминовением усопшего, молитвой за него! Где-то кто-то вместо меня должен помолиться за усопшего. Но молятся ли там или только поминают?

Откровенно отвечает на этот вопрос святитель Феофан :

« Если никто [ из родных ] не воздохнёт от души, то молебен протрещат, а молитвы о болящей не будет. То же и проскомидия, то же и обедня. Служáщим молебен и на ум не приходит поболеть перед Господом душою о тех, коих поминают на молебне. Да и где им на всех наболеться ?!» [ Св. Феофан. Собрание писем. Вып. 3. № 460. М. 1898. С.102 ].

Поэтому одна внешняя форма поминовения, даже богослужебная, без понуждения себя к молитве и жизни по заповедям, является самообманом и легко перерождается в язычество, оставляя без всякой помощи усопшего. Священное Писание прямо говорит:

«Ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону [то есть внешне, формально], Ты не восхотел и не благоизволил» (Евр. 10; 8).

«ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы её; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50; 18,19).

То есть только от сердца сокрушённого и смиренного принимает Бог жертвы, дары и поминовения. В противном случае Он не благоволит:

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; всё это надлежало делать, но и того не оставлять» (Мф. 23,23).

Видите, с какой угрозой предупреждает Господь: «Горе вам, лицемеры», если ограничиваетесь «десятиной», то есть одними внешними делами, а очищение своей души, оставляете. Внешнее хорошо лишь в том случае, когда не оставляется то . Что же есть то , чем мы можем помочь усопшему?

1) суд — справедливое отношение к ближним, которое заключается в исполнении заповеди:

« Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7;12);

2) милость – великодушие к согрешающим, милосердие к нуждающимся, прощение обижающих;

3) вера — личная праведная жизнь, личное покаяние, личная молитва.

Протестанты, кстати, отвергли молитвы за усопших. Православная же Церковь с самого начала своего существования утверждает необходимость такой молитвы, учит, что состояние души, оказавшейся после смерти в узах демонов страстей, можно изменить . Ведь, за кого Церковь призывает молиться? За святых? Нет, за грешников, которым, говорит она, наши молитвы могут помочь избавиться от страстного демона-мучителя. Каким образом? На это Господь прямо ответил ученикам, не сумевшим изгнать беса:

«Этот же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17; 21) .

Этим Он открыл великую истину, сокровенную тайну: освобождение человека от рабства страстям и демонам, требует не только молитвы, но и поста, под которым подразумевается воздержание ненасытных греховных похотей души и тела, понуждение себя хотя бы к минимальному подвигу. Святой Исаак Сирин писал:

« Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души » [ Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. М. 1858. Слово 11, с.75 ].

Но такой пост встречается редко – подвизающихся мало. [ Подробнее об этом в следующей главе ] Даже апостолы, пытавшиеся изгнать беса просто словами молитвы, потерпели, как видим из Евангелия, неудачу.

Дар изгнания бесов давался Богом редким подвижникам , а не священнослужителям. Священный сан не даёт ни дара чудотворений, ни, тем более, власти над бесами! Потому душевное, а нередко и внешнее бедствие постигает тех современных отчитывателей (заклинателей), которые, не победив страстей в себе и не получив от Бога дара Духа Святого к изгнанию бесов, берут на себя смелость, заниматься таким страшным делом, изображая из себя чудотворцев! Святой Исаак Сирин прямо писал о таковых:

« Кто… молит Бога и желает, чтобы в руках его были чудеса и силы, тот искушается в уме своём ругателем демоном и оказывается хвастливым и немощным в своей совести » [ Там же. Сл. 36, с. 225 ].

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (V в.) гневно обличает таких «чудотворцев»:

« А кто желает повелевать нечисты­ми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поскольку, надменный гордостью, не следует Учителю смирения. Поэто­му-то отцы наши никогда не назы­вали тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателя­ми » [ Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М., 1892. С. 445 ]. И он же: « Никто не должен быть прославляем за дары и чудеса Божьи . Ибо весьма часто люди развращённые умом и противники веры именем Господа изгоняют демонов и творят великие чудеса » [ Там же, с. 444 ].

Читайте также:  Про молитву господи помилуй

Потому свт. Игнатий об ищущих славы «чудотворцах» писал:

« Душепагубное актёрство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований » [ Там же. С. 72 ].

Неужели не понятна простая истина, что только достигший бесстрастия, то есть изгнавший из себя бесов, способен без вреда для больного и для самого себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы?!

В Деяниях апостолов промыслительно рассказывается о таких заклинателях, которые тогда, как и теперь, дерзко рассчитывали силою слов молитв и имени Иисусова изгнать беса:

«Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. Это сделалось известно всем живущим в Ефесе иудеям и эллинам, и напал страх на всех их» (Деян. 19,15-17).

Это — серьёзнейшее предупреждение тем современным священнослужителям, которые вопреки учению святых Отцов и тысячелетней традиции Русской Церкви [ подробнее см. раздел « Экзорцизм » ] занимаются отчитыванием.

Но вернёмся к молитве за усопших.

Вот поразительный случай, который описывается в древнем житие святителя Григория Двоеслова (VI в.) епископа Римского. Он молился не за кого-либо, а за императора Траяна (+117) – одного из жёстких, по закону, гонителей христиан, и в то же время – лучших по своей справедливости и заботе о бедных правителей Римской империи. Святитель Григорий, тронутый одним из его поступков [ Траян защитил бедную вдову, находившуюся в отчаянном положении ], стал усиленно, с подвигом молиться за него. В результате, ему было открыто, что молитва его не отвержена . Как это понять?

Ведь, Траян не только не был крещён, но и был гонителем христиан. Но что слышим:

«Пусть никто не удивляется, когда мы говорим, что он (Траян) был крещён, ибо без крещения никто не узрит Бога, а третий вид крещения – это крещение слезами » [ Цит. по: Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. М.: 1993, с. 173 ].

Чьими же слезами? – в данном случае святого Григория. Вот какова может быть сила молитвы, соединённой с постом!

«Хотя это и редкий случай , – поясняет иеромонах Серафим (Роуз) , – но он даёт надежду тем, чьи близкие умерли вне веры» [ Там же ].

Кстати, святитель Марк Эфесский (XVв.), борец с католиками за православие, ссылался на случай с Траяном, как на факт не вызывающий сомнений:

« Некоторые из святых, молившихся не только за верных, но и за нечестивых, были услышаны и своими молитвами исхитили их от вечного мучения, как, например, первомученица Фекла – Фалконилу и божественный Григорий Двоеслов, как повествуется, – царя Траяна» [ Цит. по: архим. Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М.: 1995, с. 61 ].

Побудь хотя бы 40 дней христианином

Такая жертвенная молитва, соединённая с сердечным усилием и с отречением хотя бы от какого-то удовольствия — особенно нужна покойному от нас в первые 40 дней. Поэтому, если кто действительно хочет помочь своему сыну, дочери, матери, мужу, жене, сестре, брату – тому, кого он искренне любит, то средство есть, оно в наших руках – отдай, человек, часть своей души, частицу своей привычной, духовно-пассивной жизни. Возьми на себя хотя бы маленький подвиг. Поживи эти 40 дней в посильном воздержании тела, воздержании чувств, воздержании мыслей, в понуждении себя к молитве, к чтению слова Божьего. Постарайся примириться с врагами своими. Добро сделай ненавидящим тебя – по заповеди Божьей. Поборись со своими страстями, постарайся никого не осуждать, никому не завидовать, не отвечать на зло злом, чаще исповедуйся и причащайся святых Христовых Тайн. Очисти хотя немного свою душу, хоть на короткое время возьми себя в руки – ради дорогого тебе человека. Скажи себе: «Хотя бы эти 40 дней постараюсь быть христианином, постараюсь жить по-евангельски».

Ведь, друг познаётся в беде, а не за праздничным столом, и любовь обнаруживается самопожертвованием, делом, а не только заупокойными записочками. И чем усиленнее будешь работать над своей душой – хотя бы эти 40 дней — тем действеннее для усопшего будет твоя молитва. Тогда она и твои подаяния, твои записки и прочее принесут действительную пользу усопшему. Вот какая помощь нужна родному, близкому, любимому человеку.

Особая необходимость личной молитвы понятна и по другим причинам. Как правило, в храме, в силу хотя бы большого количества поминовений, священнику молиться всей душой за каждого , практически, невозможно и всё ограничивается произнесением (вслух или про себя) имён, выниманием частиц из просфор. Ещё раз хочется напомнить замечательные слова свт. Феофана :

« Если никто не воздохнёт от души, то молебен протрещат, а молитвы о болящей не будет. То же и проскомидия, то же и обедня. Служáщим молебен и на ум не приходит поболеть перед Господом душою о тех, коих поминают на молебне. Да и где им на всех наболеться ?!» [ Свт. Феофан. Собрание писем. Вып. 3. № 460. М. 1898. С.102 ].

Да, 1) во-первых, молитву ничем нельзя заменить. И если сам человек при церковном поминовении не помолится, то трещаний демоны-мучители не побоятся.

2) Во-вторых , этот род изгоняется не только молитвою, но и постом (Мк.9;29). Однако не трудно понять, как редко можно найти такого человека ( священника, монаха, мирянина ), который бы действительно отрёкся от каких-то удобств, развлечений, удовольствий, и даже просто от обычного течения своей жизни, чтобы совершать ради вашего родного молитву, усиленную подвигом. А, ведь, это одно из условий, при котором церковное поминовение приобретает силу и демоны-мучители отступают от души усопшего. Ибо богослужебное поминовение – это не магическое действо, которое принесёт спасительный плод независимо от молитвенного участия священника и верующего, а просто « в силу совершённого действия » ( ex opere operato ) — как об этом соблазнительно учит католицизм и во что мы православные, к сожалению, верим не меньше католиков.

Читайте также:  Ok google вечерние молитвы

Святые Отцы единогласно утверждают, что Бог не может спасти человека без воли самого человека, без его духовного соучастия. Поэтому, где нет нашей личной молитвы, нашего понуждения к жизни по евангельским заповедям, Он не может помочь нам — не может услышать той молитвы, которой нет. Вера в то, что при поминовении усопшего главное – это вынимание частицы и произнесение имени за Богослужением, а не соединённые с ними молитвы верующего и священнослужителя, является одним из самых распространённых и губительных заблуждений – губительных потому, что оставляет нас и наших усопших без Бога, без плода. Святитель Иоанн Златоуст писал:

«. ни Крещение, ни отпущение грехов, ни ве́дение, ни приобщение таин, ни священная трапеза, ни сподобление Тела, ни приобщение Крови, и ничто другое не может принести нам никакой пользы, если мы не станем вести жизнь честную, строгую и чуждую всякого греха » [ Свт. Иоанн Златоуст. Твор. СПб. 1897. Т.3. Кн.1. С.252-53. п.6 ].

В качестве примера правильного православного ( в отличие от языческого ) отношения к молитве за другого человека приведу такой случай. У одного московского священника дочь сломала ногу. И он, будучи человеком вполне воздержным, тем не менее принял такое решение: « Я больше не выпью ни глотка вина до тех пор, пока сломанная нога дочери не станет здоровой ». Он свою молитву соединил с подвигом, ограничил свою плоть, отнял от себя часть приятной жизни ради того, кого любил. Это было реальным проявлением любви, это была реальная жертва, которая очищая его, принесла и ему, и его дочери свой благой плод – не только телесный, но и что несравненно больше – духовный.

Ещё раз хочется подчеркнуть, что только понуждая себя к жизни по заповедям, к молитве, мы, как писал преп. Антоний Великий , вступаем в общение с Богом и в меру этого духовного единения становимся способными оказать духовную помощь другому человеку. И чем чище наша душа, тем в большей степени может измениться состояние души усопшего, которая с нами и через нас соединяется с Богом там в той мере, в какой мы приобщаемся Ему здесь . Ибо в молитве происходит духовное единение душ человеческих в Боге — всегда благое и целительное. Поэтому нельзя верить глупым басням о том, что за кого-то нельзя молиться, будто бы это опасно. Молитва всегда полезна. Она привлекает милость Божью к самому молящемуся, и, безусловно, приносит пользу усопшему. Великое благо найти и со-молитвенника, со-трудника, хотя бы в эти самые ответственные 40 дней.

Отрывок из беседы Виктор Сенчука с Осиповым А.И.

— А вот другая проблема – отпевание. Если человек жил в советское время, искренне верил в коммунизм, но душа у него была светлая, добрый был человек… Но раз умер некрещённым, получается, отпевать его нельзя, и в Церкви за него не помолишься. И противоположный пример: приносят в храм на отпевание какого-нибудь явного мерзавца, условно скажем, главу района, который людей ненавидел, грабил из бюджета деньги, обирал детей и пенсионеров. Но священник вынужден совершать отпевание, поскольку покойный формально был крещёным. Хотя в последнем случае даже у самого священника язык не поднимается произнести положенное «Со святыми упокой» … Где справедливость? И как быть?

— В Церкви, как и в любой организации, существуют правила. И отпевание по установленному правилу разрешается совершать только над крещёным. Устанавливали это правило с воспитательной целью, и когда всё население было православным, оно приносило свои плоды. Теперь иное время и, думаю, будут какие-то изменения. Но в любом случае данное правило не запрещает молиться за некрещёных. За каждым богослужением произносятся слова: «ещё молимся о богохранимой стране нашей, о власти и о воинстве её». Но ведь во власти и воинстве разве все крещёные? Кого там только нет. А Церковь, тем не менее, призывает всех присутствующих за богослужением молиться о всех них. Да и разве мы знаем, кто ближе к Богу, кто скорее спасётся? Разве могла кому-либо прийти в голову мысль, что первым в рай войдёт бандит? Но именно распятый справа от Христа разбойник спасся первым, а не: архиереи, богословы, законники и т.д. Христос с Креста молился о Своих распинателях, сущих антихристах. Молиться, следовательно, за всех можно.

Вопрос этот звучит очень часто, и можно надеяться, что будет выработан соответствующий церковный чин, разрешающий священнослужителям совершать определённые молитвословия над каждым умершим, независимо от его земных убеждений, если за него просят его родные, друзья, товарищи.

Каково состояние души человека, умершего мученической смертью, но не отпетого?

Что такое отпевание? Это совершение священнослужителем и близкими усопшего определённых церковных молитв за него. Отпевание, как и другие заупокойные богослужения и молитвы, является лишь вспомоществованием душе усопшего, но не тем церковным действием, без совершения которого душа погибнет. Сколько во время стихийных бедствий, междоусобиц, войн погибло людей, сколько скончалось в пустынях, лесах, горах никому неизвестных святых подвижников, которых никто не отпевал! А они, быть может, выше нас, например, многие воины, которые жизнь свою отдали за друзей своих. Разве можно придавать магическое значение отпеванию? Откуда только рождаются такие суеверия?! Отпевание, повторяю – это молитва, а не волшебный ключик в Царство Божье. Священники — это не шаманы, которые прочитали молитву – и спасён умерший, не прочитали – идёт в ад. Нельзя же рассматривать отпевание как безусловное требование в деле спасения усопшего. Но нужно обязательно самим молиться за усопшего и, конечно, когда возможно, совершить отпевание, которое является одним из установленных заупокойных церковных молитвословий.

Источник статьи: http://xn--80apausg.net/molitva/molitva_za_dead/osipov.html