Меню

Анализ молитвы лермонтова не обвиняй меня

«Молитва(Не обвиняй меня, Всесильный…)», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение

Стихотворение «Молитва» — «Не обвиняй меня, Всесильный. »— относится к раннему периоду творчества Лермонтова и датируется 1829 (1830) годом. Автору на тот момент было всего 15 лет.

В стихотворении используется перекрестная рифма: когда первая строка рифмуется с третьей, а вторая — с четвертой. Мужская рифма чередуется с дактилической. Все это дает ощущение разговора, ритмику человеческой речи. Этому же способствуют и разнообразие тропов — тут есть и метафора, и эпитеты, и другие способы создания образа.

Во второй части стихотворения появляется звукопись, так хорошо знакомая читателю по более поздним произведениям Лермонтова — «Бородино» и «Беглец». Первые четыре строки второй части своим ритмом создают образ разгорающегося костра, пламени. Это эмоциональный пик стихотворения. А последнее четверостишие насыщено шипящими — получается, что пламя затихает. Эта часть повествования носит успокаивающий, примирительный оттенок.

Образ лирического героя-бунтаря впервые полностью вырисовывается именно в этом произведении.

Стихотворение разделено на две неравные части. Каждая из частей состоит всего из одного сложносочиненного предложения, хотя легко может быть разделена на несколько. Применение подобной конструкции дает ощущение скоротечности.

Тема молитвы в поэзии не нова. Кюхельбекер, Языков, Веневитинов, Батюшков, Вяземский — каждый из них обращался к подобной форме. Но обычно это была смиренная, немного униженная просьба, признающая старшинство и могущество Всевышнего. Такое безоговорочное признание силы: мол, место свое знаю, но вот было бы неплохо бы..

Как любое произведение подобного плана молитва в каноническом варианте имеет четкую структуру. Сначала идет обращение к Богу. Далее следует перечисление его заслуг и признание могущества, власти. Третьим пунктом следует просьба молящегося.

У Лермонтова соответствие канону только формальное. Есть признание могущества и отражение к божеству в самой первой строчке, после которой следует самоунижение молящегося с перечислением грехов. Но типового подобострастия совершенно не слышно. Автор говорит о своих грехах, но совершенно без раскаяния. Он просто ставит Бога перед фактом. Взор лирического героя обращен не к Богу и будущему блаженству. Его интересы четко сконцентрированы на земном.

Во второй части наблюдается окончательный разрыв с каноном. Формально присутствует просьба «Не угаси сей чудный пламень». Но следом идет череда условий, при соблюдении которых герой согласен обратиться к Богу. То есть автор попросту осмеливается ставить условия собственному Творцу.

Любопытен состав этих условий. Лишить всего, что нравится, что любимо героем в жизни земной. По сути, заставить автора признать рамки праведного поведения можно только одним способом — лишив его души, убив его (сердце — камень).

В этой молитве 15-ти летнего поэта нет унижения. В ней наблюдается самый настоящий разговор равных. Автор признает власть Всевышнего над собой — он ведь может отнять и покарать. Да только для героя возврат к нему есть отказ от себя самого, отречение от собственной души. Это не просьба. Это вызов.

Такое бунтарство, высказанное юным поэтом, еще повторится в его творчестве. Достаточно вспомнить «Демона», «Одиночество». Не считая несколько коротких «Молитв», написанных в разные годы вплоть до роковой дуэли. Своеобразный постулат равновеликости и попытка определить свое место в мире. В котором, впрочем, проскальзывает простое желание примириться с правилами и рамками бытия.

Источник статьи: http://goldlit.ru/lermontov/1109-ne-obviniai-menia-analiz

Анализ стихотворения «Молитва» («Не обвиняй меня, Всевышний. «) (Лермонтов М. Ю.)

1. Тема: осознание грехов, мольба о милосердии; тема поэта и поэзии; назначении поэта.

2. Назначение поэта – нести истину людям, пробуждать в них чувства, помогать соблюдать законы нравственности, однако именно творчество заставляет самого поэта забыть о боге. Чтобы вновь вернуться к Богу, он просит у того забрать свой «дар» поэта-пророка.

Читайте также:  В молитвах просит каждый день

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Именно из-за назначения Лермонтова и появляются все его грехи. Однако их он осознает и готов исправить.

Умение творить – не просто дар, но и своего рода проклятие для поэта: он видит больше, чем другие, знает больше, чем другие, понимает испорченность и несовершенство этого мира. Всё это ещё больше омрачает душу писателя, и он, чувствуя тесноту этого мира и страх перед миром небесным, обращается уже вовсе не к Богу.

Желание вернуться к истинному богу играет огромную роль для поэта, однако чтобы это сделать, необходимо пожертвовать своим даром, на что и он готов пойти.

4. Автор раскрывается в образе молящегося поэта.

5.Текст делится по композиции на две части:

— В первой — поэт перечисляет свои грехи и признается в них

— Во второй — он умоляет забрать у него «дар», чтобы стать ближе к богу.

6. Функции: сообщение — автор дает читателю информацию о том, кто такой поэт, какова его участь, каковы последствия поэтического «дара».

7. Тип: рассуждение с элементами описания

Не /об/ви/няй/ ме/ня/, Все/выш/ний

— ямб с элементами пиррихия

11. Основные средства выразительности (по схеме «что-где-зачем»)

— высокая лексика — «молю», «очи», «сей», «взор» — придает высокое значение содержанию текста.

— метафора — «лава вдохновенья» — яркое сравнение, лучшее создание образа

— эпитеты — «грешных песен», «голодный взор» — красочное описание

— анафора — «за то, что. » — постепенное перечисление грехов поэта

— олицетворение — «ум бродит», «лава клокочет»

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id6961

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Источник статьи: http://www.kritika24.ru/page.php?id=6961

Анализ стихотворения Молитва (Не обвиняй меня, Всесильный…) Лермонтова

Творчество М.Ю.Лермонтова — постоянный поиск истинного предназначения человека в обществе. Становление в обществе поэта-гражданина четко прослеживается в его произведениях. Первые стихи были написаны четырнадцатилетним мальчиком. В лирико-романтическом стиле он описывал свои эмоциональные переживания, размышления о предназначении его в мире. Примером такого произведения служит его стихотворение «Молитва», написанное поэтом в пятнадцатилетнем возрасте.

Условно произведение можно разделить на две смысловые части. В начальной части поэт взывает к Господу о прощении своих грехов. Перечисляя их, молодой человек на первом месте ставит любовь к жизни со своими страстями, греховными соблазнами. Для юноши эти грехи самые страшные, поскольку они заставляют забывать человека истины Бога, тем самым отдаляясь от веры Господней. Называя землю могильной, Лермонтов дает понять, что живущие на земле люди, после кончины окажутся погребены в нее. Мысли уносят автора в вулканическую поэтическую лаву. Вдохновение и поэзия заставляют Лермонтова забыть о Боге и справиться с этим он не в силах. Интересны приведенные в произведении сравнения стихов с лавой, а самого поэта с вулканов.

Юношеские метания описаны с особой силой. Поэт понимает о греховности поступка, но справиться с ним он без помощи не может. Душе его тесно на земле, но страшно в небесах.

Читайте также:  Молитва чтобы бог дал детей у кого их нет

Вторая часть изложена в форме обещания Лермонтова Богу. Начинаясь с «но», она словно становится противоположностью первой части. Поэт признается Господу, что погасить «пламя» он не может без воли самого Бога. Он верит, что когда источник его вдохновения иссякнет, он всецело отдаст свою душу служению Господу.

Если проследить развитие сюжетной линии творения, то можно заметить четко выстроенную структуру характерную для канонического варианта: обращение к Господу, признание его превосходства, просьба молящегося.

В произведении в использована рифма перекрестная, то есть четная строчка сочетается с четной, нечетная с нечетной. Таким способом обеспечивается ощущение диалога героя с Богом. Созданию образности в стихотворении помогают эпитеты и метафоры, которыми наполнено произведение.

Композиционно интересна вторая часть стихотворения. Ритмичность строк словно готовит читателя к кульминации произведения. В первых четырех строках второй части стихотворения сначала появляются маленькие искорки, которые переходят в кульминацию творения — в пламя души, затем в оставшихся строках идет его угасание.

Зарождение бунтарского характера будущего великого поэта зарождалось именно с ранних произведений. Впоследствии к теме молитвы и разговора с Богом Лермонтов вернется еще не раз. Весь свой жизненный путь М.Ю.Лермонтов пройдет с высоко поднятой головой бунтаря.

Вариант 2

Произведение «Молитва» — «Не обвиняй меня, Всесильный. » принадлежит к лирике совсем юного Лермонтова.

Бунтарская натура лирического героя впервые полностью проявляет себя в данном стихотворении.

Стихотворение состоит из двух неравных частей. Часть, в свою очередь, содержит только одно сложносочиненное предложение, при том, что его можно было разделить на несколько. Использование такой конструкции позволяет ощутить скоротечность всего происходящего.

В своём произведении Лермонтов только на формальном уровне соблюдает молитвенный канон. Могущество Бога признано лишь в начале, а далее автор перечисляет свои грехи без всякого на то раскаяния. Бог ставится перед фактом совершенного человеком греха. Перечисляя грехи герой не ждет прощения, он только просит не наказывать его. Мысли автора направлены на земное удовольствие.

Во второй половине произведения рамки канона полностью разрываются. Условно присутствует лишь просьба не гасить пламени, но тут же идёт ряд условий. Герой дерзко выдвигает свои требования Всевышнему.

У автора возникает желание лишиться всего земного. Он просит обратить его сердце в камень и остановить голодный взор.

В своей молитве пятнадцатилетний поэт не испытывает ни малейшего унижения. Обращение к Богу идёт в форме вызова.

В центральной части «Молитвы» представлен внутренний конфликт на психологическом уровне. Лирический герой испытывает нехватку в поддержке, которую он пытается найти в чем-то наивысшем. И параллельно с этим у него есть желание быть самоценной личностью, которая тянется к полной свободе.

Композиционная структура состоит из шести катренов с перекрестной рифмовкой «Всесильный — могильный», «молю — люблю». Олицетворение «ум бродит в заблуждении» указывает на то, что автор признает свое неправильное поведение, но не может ничего сделать. Очи сравниваются со стеклом, которое мрачит волнение, возникающее из-за повышенной впечатлительности. После просьбы, которую герой адресует Богу, не обвинять, идёт перечисление всех совершенных им грехов. Каждый грех начинается с анафоры «за то, что. «, которая усиливает эмоциональную составляющую.

Анализ стихотворения Молитва (Не обвиняй меня, Всесильный) по плану

Молитва (Не обвиняй меня, Всесильный)

Возможно вам будет интересно

Своё стихотворение «Дума» Николай Алексеевич написал в год отмены крепостного права. Тысячи крестьян тогда были освобождены от суровых помещиков, однако, долгожданная свобода оказалась не такой радужной, как виделась в мечтаниях.

Стихотворение Не напрасно дули ветры относится к первой половине творческого периода Сергея Есенина, когда ещё совсем молодой поэт только пытался делать первые шаги по направлению к осознанию смысла жизни.

Читайте также:  Заговоры с молитвами это грех

Это стихотворение оригинально сочетает в своих строках пейзажную, психологическую и социальную лирику. Рассказчик находится в той точке стихотворения и времени, когда уже ручьи бегут, тает снег, но ещё не поют соловьи, деревья ещё без листьев

Произведение формально относится по жанровой направленности к форме дружеского послания с элементами элегии, но по сути поэтического содержания является разновидностью гражданско-патриотической лирики поэта.

Николай Заболоцкий известен нам как философ и гуманист, нередко рассуждавший о том, что есть добро и зло, в чем сила человека и что такое настоящая красота. Многие из его текстов звучат как ненавязчивое дружеское наставление или поэтическое размышление

Источник статьи: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontov/molitva-ne-obvinyaj-menya-vsesilnyj

«Молитва (Не обвиняй меня, всесильный…)» М. Лермонтов

Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильной
С её страстями я люблю;
За то, что в душу редко входит
Живых речей Твоих струя;
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далёко от Тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К Тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, Боже, не Тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костёр,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, Творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К Тебе я снова обращусь.

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва (Не обвиняй меня, всесильный…)»

В юношеском творении, датированном 1829 г., читатель встречается с ярким и вполне сформировавшимся образом лермонтовского лирического героя – сильного духом, мятежного, дерзновенного.

Произведение содержит формальные признаки сакрального жанра, оправданные названием: в поэтическом тексте присутствуют призыв к божеству, признание его мощи, просьба и торжественное обещание героя. Однако по своему идейному содержанию стихотворение не только противоречит классическим канонам, но подрывает их. «Молитва» – искренняя попытка поговорить с Богом на равных, без смирения и покаяния.

Интересна композиция произведения: две неравные части представляют собой два сложноподчиненных предложения. Подобный синтаксис призван передать быстрый темп речи, порожденный эмоциональным всплеском и даже надрывом, не характерным для медитативного настроя традиционной молитвы. Каждая из частей произносится будто на одном дыхании.

Лирический герой просит Всевышнего не налагать наказание. Список прегрешений оборачивается перечислением свойств характера молящегося. Он формируется при помощи группы подчиненных предложений, в которых выделяется анафора «за то». Герой декларирует свою близость ко всему земному, постепенно продвигаясь к главному, наиболее тревожащему его вопросу. Творческое вдохновение побуждает романтика преодолевать границы тесного земного мира. Первая строфа заканчивается кощунственным признанием: герой не только боится довериться Богу, но заменяет его другой вечной сущностью.

Просьбы, которые звучат в заключительной строфе, больше похожи на условия равноправного договора. Если Всесильный выполнит пожелания, тогда герой вступит на «тесный путь спасения». Полемические интонации нарастают: «страшная жажда песнопенья» составляет суть натуры лирического «я». Отказ от «чудного пламени» творчества влечет за собой гибель личности.

Знаковое определение «тесный» звучит дважды в отношении ключевых понятий – мира земного и спасительного исхода. Герой «Молитвы» осознает, что путь самоограничения, самообуздания и аскетизма губителен для его поэтического дара. В интонациях лирического монолога слышатся недоумение и упрек: если герой стал избранником, носителем Божьей искры, то зачем ограничивать «лаву вдохновенья» рамками традиций и условностей?

В центре внимания «Молитвы» – психология внутреннего конфликта: лирический субъект нуждается в поддержке светлого высшего начала и одновременно осознает самоценность личности, стремящейся к свободе и творчеству.

Источник статьи: http://pishi-stihi.ru/molitva-ne-obvinyaj-menya-vsesilnyj-lermontov.html