Меню

Анализ молитвы не обвиняй меня всесильный

Анализ стихотворения Молитва (Не обвиняй меня, Всесильный…) Лермонтова

Творчество М.Ю.Лермонтова — постоянный поиск истинного предназначения человека в обществе. Становление в обществе поэта-гражданина четко прослеживается в его произведениях. Первые стихи были написаны четырнадцатилетним мальчиком. В лирико-романтическом стиле он описывал свои эмоциональные переживания, размышления о предназначении его в мире. Примером такого произведения служит его стихотворение «Молитва», написанное поэтом в пятнадцатилетнем возрасте.

Условно произведение можно разделить на две смысловые части. В начальной части поэт взывает к Господу о прощении своих грехов. Перечисляя их, молодой человек на первом месте ставит любовь к жизни со своими страстями, греховными соблазнами. Для юноши эти грехи самые страшные, поскольку они заставляют забывать человека истины Бога, тем самым отдаляясь от веры Господней. Называя землю могильной, Лермонтов дает понять, что живущие на земле люди, после кончины окажутся погребены в нее. Мысли уносят автора в вулканическую поэтическую лаву. Вдохновение и поэзия заставляют Лермонтова забыть о Боге и справиться с этим он не в силах. Интересны приведенные в произведении сравнения стихов с лавой, а самого поэта с вулканов.

Юношеские метания описаны с особой силой. Поэт понимает о греховности поступка, но справиться с ним он без помощи не может. Душе его тесно на земле, но страшно в небесах.

Вторая часть изложена в форме обещания Лермонтова Богу. Начинаясь с «но», она словно становится противоположностью первой части. Поэт признается Господу, что погасить «пламя» он не может без воли самого Бога. Он верит, что когда источник его вдохновения иссякнет, он всецело отдаст свою душу служению Господу.

Если проследить развитие сюжетной линии творения, то можно заметить четко выстроенную структуру характерную для канонического варианта: обращение к Господу, признание его превосходства, просьба молящегося.

В произведении в использована рифма перекрестная, то есть четная строчка сочетается с четной, нечетная с нечетной. Таким способом обеспечивается ощущение диалога героя с Богом. Созданию образности в стихотворении помогают эпитеты и метафоры, которыми наполнено произведение.

Композиционно интересна вторая часть стихотворения. Ритмичность строк словно готовит читателя к кульминации произведения. В первых четырех строках второй части стихотворения сначала появляются маленькие искорки, которые переходят в кульминацию творения — в пламя души, затем в оставшихся строках идет его угасание.

Зарождение бунтарского характера будущего великого поэта зарождалось именно с ранних произведений. Впоследствии к теме молитвы и разговора с Богом Лермонтов вернется еще не раз. Весь свой жизненный путь М.Ю.Лермонтов пройдет с высоко поднятой головой бунтаря.

Вариант 2

Произведение «Молитва» — «Не обвиняй меня, Всесильный. » принадлежит к лирике совсем юного Лермонтова.

Бунтарская натура лирического героя впервые полностью проявляет себя в данном стихотворении.

Стихотворение состоит из двух неравных частей. Часть, в свою очередь, содержит только одно сложносочиненное предложение, при том, что его можно было разделить на несколько. Использование такой конструкции позволяет ощутить скоротечность всего происходящего.

В своём произведении Лермонтов только на формальном уровне соблюдает молитвенный канон. Могущество Бога признано лишь в начале, а далее автор перечисляет свои грехи без всякого на то раскаяния. Бог ставится перед фактом совершенного человеком греха. Перечисляя грехи герой не ждет прощения, он только просит не наказывать его. Мысли автора направлены на земное удовольствие.

Во второй половине произведения рамки канона полностью разрываются. Условно присутствует лишь просьба не гасить пламени, но тут же идёт ряд условий. Герой дерзко выдвигает свои требования Всевышнему.

У автора возникает желание лишиться всего земного. Он просит обратить его сердце в камень и остановить голодный взор.

В своей молитве пятнадцатилетний поэт не испытывает ни малейшего унижения. Обращение к Богу идёт в форме вызова.

В центральной части «Молитвы» представлен внутренний конфликт на психологическом уровне. Лирический герой испытывает нехватку в поддержке, которую он пытается найти в чем-то наивысшем. И параллельно с этим у него есть желание быть самоценной личностью, которая тянется к полной свободе.

Композиционная структура состоит из шести катренов с перекрестной рифмовкой «Всесильный — могильный», «молю — люблю». Олицетворение «ум бродит в заблуждении» указывает на то, что автор признает свое неправильное поведение, но не может ничего сделать. Очи сравниваются со стеклом, которое мрачит волнение, возникающее из-за повышенной впечатлительности. После просьбы, которую герой адресует Богу, не обвинять, идёт перечисление всех совершенных им грехов. Каждый грех начинается с анафоры «за то, что. «, которая усиливает эмоциональную составляющую.

Читайте также:  Молитва перед живы в помощи

Анализ стихотворения Молитва (Не обвиняй меня, Всесильный) по плану

Молитва (Не обвиняй меня, Всесильный)

Возможно вам будет интересно

Своё стихотворение «Дума» Николай Алексеевич написал в год отмены крепостного права. Тысячи крестьян тогда были освобождены от суровых помещиков, однако, долгожданная свобода оказалась не такой радужной, как виделась в мечтаниях.

Стихотворение Не напрасно дули ветры относится к первой половине творческого периода Сергея Есенина, когда ещё совсем молодой поэт только пытался делать первые шаги по направлению к осознанию смысла жизни.

Это стихотворение оригинально сочетает в своих строках пейзажную, психологическую и социальную лирику. Рассказчик находится в той точке стихотворения и времени, когда уже ручьи бегут, тает снег, но ещё не поют соловьи, деревья ещё без листьев

Произведение формально относится по жанровой направленности к форме дружеского послания с элементами элегии, но по сути поэтического содержания является разновидностью гражданско-патриотической лирики поэта.

Николай Заболоцкий известен нам как философ и гуманист, нередко рассуждавший о том, что есть добро и зло, в чем сила человека и что такое настоящая красота. Многие из его текстов звучат как ненавязчивое дружеское наставление или поэтическое размышление

Источник статьи: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontov/molitva-ne-obvinyaj-menya-vsesilnyj

Анализ стихотворения Лермонтова Не обвиняй меня

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» («Не обвиняя меня…»)

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал.

Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами. Земную жизнь молящийся называет «мраком земли могильным», вероятно, потому, что земля не только место жизни людей, но и напоминание о том, что все они смертны. Второй и третий грехи взаимосвязаны и противопоставлены первому: любя страсти земные, человек забывает о душе, реже обращается к Богу. Ум поэта «бродит» далеко, его сжигает «лава вдохновенья».

Именно творчество заставляет забывать его о Боге. То, что вдохновение сравнивается с лавой, с извержением вулкана, дает нам возможность представить себе силу, красоту и разрушительность этого процесса. Поэт – вулкан, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из него, возможно, помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах. Внутреннее волнение, чувства, побуждающие поэта творить, «мрачат стекло…очей» его.

Общеизвестна фраза о том, что глаза – зеркало души. Мрак земли с ее страстями омрачает душу человека.

Поэт традиционно считается посредником между Богом и людьми, сверхчеловеком, но в стихотворении Лермонтова мука поэта именно в том и заключается, что «мир земной» ему тесен, а «мир небесный» его страшит. Поэтому в «грешных песнях», земных, человеческих, он обращается не к Богу.

Вторая часть молитвы начинается с союза «но», то есть противопоставляется первой. Композиция данного стихотворения основана на антитезе.

Тогда на тесный путь спасенья

завершающие строки – обещание, которое дает поэт в своей молитве ко всесильному.

Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, спастись самому, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце поэта в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только он и может отобрать. «Жажда песнопенья» противопоставлена жажде спасенья души от мук творчества.

Анализ стихотворения Лермонтова Молитва Не обвиняя меня

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал. Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами. Земную жизнь молящийся называет «мраком земли могильным», вероятно, потому, что земля не только место жизни людей, но и напоминание о том, что все они смертны. Второй и третий грехи взаимосвязаны и противопоставлены первому: любя страсти земные, человек забывает о душе, реже обращается к Богу. Ум поэта «бродит» далеко, его сжигает «лава вдохновенья». Именно творчество заставляет забывать его о Боге. То, что вдохновение сравнивается с лавой, с извержением вулкана, дает нам возможность представить себе силу, красоту и разрушительность этого процесса. Поэт – вулкан, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из него, возможно, помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах. Внутреннее волнение, чувства,

Читайте также:  Моя ошибка молитвами с небес

побуждающие поэта творить, «мрачат стекло…очей» его. Общеизвестна фраза о том, что глаза – зеркало души. Мрак земли с ее страстями омрачает душу человека. Поэт традиционно считается посредником между Богом и людьми, сверхчеловеком, но в стихотворении Лермонтова мука поэта именно в том и заключается, что «мир земной» ему тесен, а «мир небесный» его страшит. Поэтому в «грешных песнях», земных, человеческих, он обращается не к Богу. Вторая часть молитвы начинается с союза «но», то есть противопоставляется первой. Композиция данного стихотворения основана на антитезе. Тогда на тесный путь спасенья К тебе я снова обращусь, – завершающие строки – обещание, которое дает поэт в своей молитве ко всесильному. Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, спастись самому, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце поэта в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только он и может отобрать. «Жажда песнопенья» противопоставлена жажде спасенья души от мук творчества.

Название реферата: Анализ стихотворения Лермонтова Молитва Не обвиняя меня

Вам также могут понравиться эти работы:

База
стихотворений

Темы стихов

Авторы стихов

Наша группа

Молитва (Не обвиняй меня, всесильный. )

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал.

Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами. Земную жизнь молящийся называет «мраком земли могильным», вероятно, потому, что земля не только место жизни людей, но и напоминание о том, что все они смертны. Второй и третий грехи взаимосвязаны и противопоставлены первому: любя страсти земные, человек забывает о душе, реже обращается к Богу. Ум поэта «бродит» далеко, его сжигает «лава вдохновенья». Именно творчество заставляет забывать его о Боге. То, что вдохновение сравнивается с лавой, с извержением вулкана, дает нам возможность представить себе силу, красоту и разрушительность этого процесса. Поэт – вулкан, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из него, возможно, помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах. Внутреннее волнение, чувства, побуждающие поэта творить, «мрачат стекло…очей» его.

Общеизвестна фраза о том, что глаза – зеркало души. Мрак земли с ее страстями омрачает душу человека.

Поэт традиционно считается посредником между Богом и людьми, сверхчеловеком, но в стихотворении Лермонтова мука поэта именно в том и заключается, что «мир земной» ему тесен, а «мир небесный» его страшит. Поэтому в «грешных песнях», земных, человеческих, он обращается не к Богу.

Вторая часть молитвы начинается с союза «но», то есть противопоставляется первой. Композиция данного стихотворения основана на антитезе.

Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь,

Завершающие строки – обещание, которое дает поэт в своей молитве ко всесильному.

Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, спастись самому, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце поэта в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только он и может отобрать. «Жажда песнопенья» противопоставлена жажде спасенья души от мук творчества.

Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям

Обсуждение анализа стихотворения

«Молитва (Не обвиняй меня, всесильный…)» М.Лермонтов

«Молитва» Михаил Лермонтов

Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденьи бродит

Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костёр,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.

Читайте также:  Молитва чтобы начальник не ругала

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

В юношеском творении, датированном 1829 г. читатель встречается с ярким и вполне сформировавшимся образом лермонтовского лирического героя — сильного духом, мятежного, дерзновенного.

Произведение содержит формальные признаки сакрального жанра, оправданные названием: в поэтическом тексте присутствуют призыв к божеству, признание его мощи, просьба и торжественное обещание героя. Однако по своему идейному содержанию стихотворение не только противоречит классическим канонам, но подрывает их. «Молитва» — искренняя попытка поговорить с Богом на равных, без смирения и покаяния.

Интересна композиция произведения: две неравные части представляют собой два сложноподчиненных предложения. Подобный синтаксис призван передать быстрый темп речи, порожденный эмоциональным всплеском и даже надрывом, не характерным для медитативного настроя традиционной молитвы. Каждая из частей произносится будто на одном дыхании.

Лирический герой просит Всевышнего не налагать наказание. Список прегрешений оборачивается перечислением свойств характера молящегося. Он формируется при помощи группы подчиненных предложений, в которых выделяется анафора «за то». Герой декларирует свою близость ко всему земному, постепенно продвигаясь к главному, наиболее тревожащему его вопросу. Творческое вдохновение побуждает романтика преодолевать границы тесного земного мира. Первая строфа заканчивается кощунственным признанием: герой не только боится довериться Богу, но заменяет его другой вечной сущностью.

Просьбы, которые звучат в заключительной строфе, больше похожи на условия равноправного договора. Если Всесильный выполнит пожелания, тогда герой вступит на «тесный путь спасения». Полемические интонации нарастают: «страшная жажда песнопенья» составляет суть натуры лирического «я». Отказ от «чудного пламени» творчества влечет за собой гибель личности.

Знаковое определение «тесный» звучит дважды в отношении ключевых понятий — мира земного и спасительного исхода. Герой «Молитвы» осознает, что путь самоограничения, самообуздания и аскетизма губителен для его поэтического дара. В интонациях лирического монолога слышатся недоумение и упрек: если герой стал избранником, носителем Божьей искры, то зачем ограничивать «лаву вдохновенья» рамками традиций и условностей?

В центре внимания «Молитвы» — психология внутреннего конфликта: лирический субъект нуждается в поддержке светлого высшего начала и одновременно осознает самоценность личности, стремящейся к свободе и творчеству.

Учебное пособие: Анализ стихотворения Лермонтова Молитва Не обвиняя меня

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал.

Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами. Земную жизнь молящийся называет «мраком земли могильным», вероятно, потому, что земля не только место жизни людей, но и напоминание о том, что все они смертны. Второй и третий грехи взаимосвязаны и противопоставлены первому: любя страсти земные, человек забывает о душе, реже обращается к Богу. Ум поэта «бродит» далеко, его сжигает «лава вдохновенья». Именно творчество заставляет забывать его о Боге. То, что вдохновение сравнивается с лавой, с извержением вулкана, дает нам возможность представить себе силу, красоту и разрушительность этого процесса. Поэт – вулкан, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из него, возможно, помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах. Внутреннее волнение, чувства, побуждающие поэта творить, «мрачат стекло…очей» его.

Общеизвестна фраза о том, что глаза – зеркало души. Мрак земли с ее страстями омрачает душу человека.

Поэт традиционно считается посредником между Богом

и людьми, сверхчеловеком, но в стихотворении Лермонтова мука поэта именно в том и заключается, что «мир земной» ему тесен, а «мир небесный» его страшит. Поэтому в «грешных песнях», земных, человеческих, он обращается не к Богу.

Вторая часть молитвы начинается с союза «но», то есть противопоставляется первой. Композиция данного стихотворения основана на антитезе.

Тогда на тесный путь спасенья

завершающие строки – обещание, которое дает поэт в своей молитве ко всесильному.

Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, спастись самому, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце поэта в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только он и может отобрать. «Жажда песнопенья» противопоставлена жажде спасенья души от мук творчества.

Еще работы по литературе и русскому языку

Реферат по литературе и русскому языку

Послушайте стихотворение Лермонтова Не обвиняй меня

Источник статьи: http://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontova/ne-obvinyaj-menya