Меню

Анализ музыкального произведения утренняя молитва

П. И. Чайковский. «Детский альбом»

Утренняя молитва

Жанр: Фортепианная миниатюра соль мажор из цикла «Детский альбом», ор. З9.

Музыка этой пьесы (в изданиях советского времени называвшейся «Утреннее размышление») полна возвышенного созерцания, покоя. Мы ощущаем легкое дыхание фразы, искренность, выразительность мелодии, исполненной наивной чистоты ожидания чего-то светлого. Интонация церковного пения слышится лишь в самом начале пьесы, переходя далее в задушевное лирическое высказывание. Чайковский чутко улавливает психологию детской души: едва произнеся слова молитвы, ребенок тут же уносится в мир своей фантазии, мечты.

Можно представить себе эту музыку в исполнении детского хора, в звучании ясных и чистых детских голосов. На протяжении всей пьесы верхний голос играет ведущую роль; однако нельзя игнорировать и выразительное значение басовой линии. Эти крайние голоса рельефно оттеняют контуры музыкальной ткани. В мелодии слышны живые, как бы говорящие интонации; светотени гармонического развития помогают почувствовать в музыке оттенки душеных волнений, следовать за тончайшими нюансами в сменах настроений.

Пьеса написана в форме периода. Во втором предложении (ближе к середине пьесы) происходит модуляция в более далекую тональность (хотя, в сущности, развитие не уводит нас слишком далеко от «дома»), что придает звучанию чуть большую взволнованность. Чайковский предписывает здесь играть forte (итал. — форте), но, конечно, этот оттенок должен пониматься в контексте спокойного лирического настроения пьесы. После этой кульминации звучание опять стихает. Заключение пьесы (третья фраза) звучит на фоне непрерывно повторяющегося в виде фона басового звука соль. Этот остинатный бас особо впечатлительной душе может показаться выражением чего-то рокового, тому же, кто не склонен к мистике, он просто создает настроение умиротворенного покоя и уверенности.

Источник статьи: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/38c3cd61-3499-d92b-1962-593aa4a01201/Tchaikovsky_Detsky_Albom_1_Utrennija_molitva.htm

Конспект беседы о пьесах П. И. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви» из «Детского альбома» с детьми 6–7 лет

Светлана Радионова
Конспект беседы о пьесах П. И. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви» из «Детского альбома» с детьми 6–7 лет

Конспект беседы о пьесах П. И. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви» из «Детского альбома» с детьми 6-7 лет

обогащение музыкальными впечатлениями детей через знакомство с творчеством П. И. Чайковского, а именно «Утренняя молитва» и «В церкви»

-совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, его изобразительный характер

-учить различать средства выразительности в соответствии с характером пьес

— продолжать формировать умение вести беседу о музыке

Портрет П. И. Чайковского; магнитофон; иллюстрации по теме; аудиозапись «Утренняя молитва», «В церкви»

— знакомство с некоторыми биографическими сведениями из жизни П. И. Чайковского;

— слушание отдельных произведений на музыкальных занятиях;

— просмотр мультипликационного фильма «Детский альбом»;

— упражнение «Музыка и эмоции», «Мое настроение»

Ход беседы:

Воспитатель приглашает детей в игровую комнату и обращает внимание на портрет П. И. Чайковского и иллюстрации к музыке «Детский альбом».

Читайте также:  Время молитвы у мусульман сегодня в екатеринбурге

— Ребята, вы знакомы со многими пьесами из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Давайте вспомним, для кого написал свой альбом композитор и о чем он рассказывал в нем.

— Петр Ильич хорошо понимал детей, умел радоваться их радостям, печалится их невзгодам. С помощью музыки он рассказывал о детских радостях и печалях, забавах и играх, о родной природе, сказках, путешествиях. Все это наполняет день ребенка. Начинается и заканчивается альбом молитвами – утренней и вечерней. Может быть, кто-то знает, что такое молитва?

— Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошел благополучно. Вечером благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, испрашивал прощения за совершенные проступки (например, ребенок не слушался родителей или капризничал, жадничал или подрался).

Пьеса, которая открывает «Детский альбом» П. И. Чайковского, называется «Утренняя молитва». Заканчивается альбом пьесой «В церкви». Можно предположить, что композитор в своем альбоме хотел рассказать об одном дне ребенка, наполненном разными событиями, играми и переживаниями. Устраивайтесь удобнее и послушайте пьесы, которые открывают и закрывают альбом (две молитвы) и скажите, похожи они между собой. (Звучит аудиозапись).

— Да, обе пьесы сосредоточенные, углубленные. Аккорды напоминают церковное хоровое пение. Молитвы в церкви поются на несколько голосов. Каждый голос задает свою мелодию. Сливаясь вместе, они создают красивое, стройное звучание. (Звучат фрагменты аудиозаписи).

— А отличаются ли по характеру эти пьесы?

— Да, «Утренняя молитва» светлая, чистая, безоблачная. День только начинается на душе спокойно и радостно. А вечерняя молитва более сумрачная. За окном темно, ребенок устал. День был наполнен разными переживаниями. Музыка грустная, печальная, сосредоточенная, задумчивая, просящая.

— Интересно, что П. И. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьезно и строго, совсем не по-детски. Он не упрощал музыку, которую сочинял для детей, а писал ее с такой же глубиной чувств, как и «взрослую».

— Еще раз внимательно послушайте, как звучат концы обеих пьес. (Звучит аудиозапись). Вы заметили повторяющиеся звуки в басу? Но как они звучат в «Утренней молитве» и как в вечерней?

— На фоне светлой мелодии «Утренней молитвы» эти звуки звучат строго и спокойно, а в вечерней молитве – более мрачно, сосредоточенно, устало. День угас, спускается ночная тьма, все затихает, успокаивается, замирает…

— Вот вы и познакомились с новыми пьесами. Как называлась пьеса, которая открывает «Детский альбом»? А какая пьеса заканчивает его?

Я уверена, теперь вы будете помнить, что эти пьесы подарил нам…П. И. Чайковский.

Читайте также:  Molitva ax moy sinok tamari gverdtsiteli

1. Гогоберидзе А. Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — М. ; Издательский центр «Академия», 2005г.

2. Радынова О. П. «Настроения, чувства в музыке».Издательство: Творческий центр Сфера.Серия: Музыкальные шедевры, 2010г.

Праздник Покрова. 14 октября православные отмечали осенний праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Православные люди в этот день всегда шли в храмы всеми семьями,.

Тематическое занятие «Детский альбом». Музыка П. И. Чайковского. Тематическое занятие «Детский альбом». Музыка П. И. Чайковского. Программное содержание. Знакомство с творчеством великого русского композитора.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-besedy-o-pesah-p-i-chaikovskogo-utrenja-molitva-i-v-cerkvi-iz-detskogo-alboma-s-detmi-6-7-let.html

Музыкальная беседа по теме: «П.И. Чайковский «Детский альбом» — «Утренняя молитва», «В церкви».

Содержимое публикации

Ф.И.О. автора: Горохова Елена Григорьевна

Место работы: СП НФ «ДЕОЦ» УФ «Тольяттинский» при храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы

Полное название: Структурное подразделение Некоммерческого фонда «Детский епархиальный образовательный центр» учебный филиал «Тольяттинский» при храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Должность: Педагог дополнительного образования.

Объединение «Растем с музыкой» (4 года),

Объединение «Родные берега» — группы кратковременного пребывания (4-5 лет, 5-7 лет)

СП НФ «ДЕОЦ» УФ «Тольяттинский» при храме в честь

Покрова Пресвятой Богородицы

Содержание и ход музыкальной беседы с детьми 5-7 лет

по теме:«П.И. Чайковский «Детский альбом» —

«Утренняя молитва», «В церкви».

Составил: педагог доп. образования

Горохова Елена Григорьевна

Цель:знакомить с содержанием «Детского альбома» и творчеством композитора П.И. Чайковского.

— Формировать оценочное отношение к музыке;

— Формировать самостоятельность, инициативность, творческую активность.

— Воспитывать любовь и интерес к музыке;

— Воспитывать музыкальный и эстетический вкус.

— Развивать музыкальное восприятие;

— Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха;

— Расширять словарный запас для определения характера музыкального произведения.

Содержание и ход музыкальной беседы

Анализ деятельности педагога и детей

Установка на слушание музыкальных произведений, беседа о «Детском альбоме», знакомство с названием музыкальных пьес.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим беседу о «Детском альбоме» Петра Ильича Чайковского.

Вы знакомы с «Детским альбомом» и уже слушали многие пьесы из него.

Муз. р.: о чем рассказывает нам композитор?

Дети: о играх и забавах детей, о природе, сказках, путешествиях, приключениях, Бабе-Яге.

Педагог берет в руки «Детский альбом» с иллюстрациями к пьесам, перелистывает, показывая детям, дети вспоминают названия пьес и о чем рассказывает музыка.

Муз. рук. В детском альбоме собрана музыка, рассказывающая об одном дне ребенка: радостях, печалях, веселых играх в солдатики, в куклы…

Начинается и заканчивается альбом молитвами – утренней и вечерней. День каждого православного человека начинается утренней молитвой и заканчивается вечерней молитвой. Композитор П.И. Чайковский был глубоко верующим человеком, и поэтому для него было естественно молитву превратить в музыку. У него даже переложена на ноты Божественная Литургия, отголоски которой мы слышим в «Детском альбоме». До сих пор церковные клиросы исполняют партитуры Божественной Литургии П.И. Чайковского в православных церквях.

Читайте также:  Молитва матроне московской при операции ребенку

Вы сейчас послушаете две пьесы. Одна открывает «Детский альбом» и называется она — «Утренняя молитва». Другой пьесой «Детский альбом» заканчивается. Ее название – «В церкви».

Послушайте их и скажите, похожи ли они между собой?

Исполнение музыкальных пьес музыкальным руководителем на фортепиано.

Характеристика эмоционально-образного содержания музыки («Какие чувства передает музыка»?)

Дети. Похожи. Музыка спокойная, умиротворенная и напоминает пение в церкви, особенно вторая пьеса похожа на молитву в храме, когда поет весь народ.

Муз. рук. Молодцы, действительно в пьесе «В церкви» мелодия похожа на шестой глас церковного распева: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый, и вся исполняяй…». Эту молитву поют перед началом молебна.

Дети. И мы поем на утренней молитве.

Муз. рук. Правильно, заметили: «Царю небесный» поют и перед началом дня, и перед началом учебы, и перед началом какого-либо важного дела. Молитва дает силу, энергию и помощь Божию. Давайте сейчас все вместе споем.

Теперь вернемся к пьесам: отличаются ли они по характеру?

Дети.Вторая более грустная и жалобная.

Муз. рук. Посмотрите, у вас у каждого на стульчике в кармане находятся карточки: светлая карточка соответствует спокойному характеру музыки; темная карточка – мрачному, тревожному; очень яркая – решительная музыка, торжественная. Давайте повторим. Педагог по очереди поднимает карточки, дети проговаривают новые слова.

Сейчас вы еще раз слушаете пьесы, и поднимаете карточки, соответствующие настроению.

Повторное исполнение музыкальных пьес музыкальным руководителем на фортепиано.

Выделение черт программности и изобразительности («О чем рассказывает музыка»?)

Муз. рук. Утренней молитвой мы просим у Бога успешного дня, чтобы неприятности обходили нас стороной, чтобы мама, папа, сестренка и братишка не болели, ну и многое другое. А вечерней молитвой просим прощения за всё плохое, что совершили за день. А что мы можем совершить плохого?

Дети. Подраться с другом, обидеть маму, бабушку, братишку дразнить.

Муз. рук. Вот даже так… поэтому и музыка грустная: мы вспоминаем все плохое, совершенное за день – и нам стыдно, мы просим прощения у Бога:

Не оставляй меня! Виктор Лунин

Определение выразительных средств, с помощью которых создан Музыкальный образ («Как рассказывает музыка»?)

Муз. рук. Если вы внимательно слушали, то заметили, что в конце обоих пьес есть повторяющиеся звуки в басу. Но в «Утренней молитве» они звучат строго и спокойно, на фоне светлой мелодии (педагог исполняет фрагмент), а в вечерней — более мрачно, сосредоточенно, устало. (Педагог исполняет второй фрагмент). Закончился день: за окном темно, ребенок устал, день был наполнен разными переживаниями.

Конспекта музыкальной беседы составлен с использованием парциальной программы

Проблемное обучение: прием сравнения двух музыкальных произведений.

Художественно-практический показ приема пения capella .

Метод цветового (полисенсорные ассоциации) уподобления характеру звучания.

Метод словесного уподобления характеру звучания (поэзия)

Источник статьи: http://www.art-talant.org/publikacii/4240-muzykalynaya-beseda-po-teme-pi-chaykovskiy-detskiy-alybom-utrennyaya-molitva-v-cerkvi