Меню

Анализ спектакля поминальная молитва

Вместе мы не пропадём или «Поминальная молитва» Г.Горина

23 февраля, когда добрая половина горожан отмечала День Защитника Отечества, состоялась премьера спектакля «Поминальная молитва» по одноимённой пьесе Григория Горина (режиссёр-постановщик Глеб Володин, лауреат Всероссийского фестиваля-лаборатории ON.ТЕАТР 2010 и 2012 г). В камерном театре Комедианты был аншлаг, все билеты раскуплены, а зрители завалили цветами актёров.

Действие спектакля погружает нас в самое начало XX века — тревожное для России время: война с Японией, Первая русская революция 1905-1907, во время которой шли еврейские погромы, Манифест 17 октября, принятие Конституции — дух перемен в душах и умах многих людей того времени. Но у молочника Тевье (Валерий Полетаев) свои заботы – большое семейство: пять дочерей, три из которых на выданье. А как их пристроить, если воле отца подчиняться не хотят? Старшая дочь Цейтл (Наталья Боярёнок) влюблена в бедного портного Мотла (Роман Якушев), Годл (Мария Осипова) уезжает вслед за арестованным революционером Перчиком (Леонид Зябкин), а примерная, тихая и начитанная Хава (Светлана Суханова) встречает Фёдора (Станислав Воронецкий), влюбляется и принимает его веру, обретая новое имя при крещении.

На сцене деревянные столы, двери, лестница – антураж переносит нас в деревню. В спектакле крупным планом показана религиозная тематика, а точнее проблема взаимопонимания людей разных религий и разных обычаев. «В деревне Анатовка с давних пор жили русские, украинцы и евреи. Жили вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на своё кладбище…Таков обычай», — это слова молочника Тевье. Он был рупором всех житейских проблем его семьи и деревни, а также связующей ниточкой всего спектакля — всегда находил к любой ситуации слова из Писания. Один из артистов задаёт православному Попу и иудейскому Ребе вопросы: «отчего петух по утрам поет?» или «а почему курица не летает?» и получает на то соответствующие религии ответы, сталкивая их лбами ещё в самом начале действа. Позднее, в разговоре с попом Тевье скажет: «Бог один! Это верно! Бог один, да дороги к нему разные…». Так и выходит, что людей разделяет то, где они родились, как их нарекли и какую веру они имеют.

Следующей проблемой становится, главная для Тевье и Голды (з.а. РФ Таисия Попенко), выдача дочерей замуж. Но так ли всё просто, когда времена меняются, и дух свободы витает вокруг нас? Согласно обычаям жить не хотят, подчиняясь воле отца в выборе жениха, а жить хотят по любви, хоть и в бедности. «С милым рай и в шалаше»,- гласит русская народная пословица, но в ответ на это есть и еврейская поговорка: «Бедность не позор, но и не большая честь». Мнение отца семейства скорее таково.

В Киеве неспокойно, Революция на носу, и вот уже она проникает в отчий дом. Учитель дочек Перчик (Леонид Зябкин) уезжает в столицу и несёт красный флаг по Крещатику, а одна из дочерей уже готова страдать вместе с ним за последствия.

Дом пустеет, и неспокойно на душе у отца и матери, тогда же и болезнь настигла их семейство, ведь «беда не приходит одна». Здесь нельзя не отметить великолепную игру заслуженной артистки Таисии Попенко: она духом своим помогает старшенькой родить, а сама отходит в мир иной. Её голос разносится по залу и отдаётся энергией от стен, от каждого сидящего в зале. Умирает Голда, и в доме как будто становится пусто… но появляется на свет новая жизнь, и во что бы то ни стало жить нужно дальше.

Читайте также:  Молитва чтобы спасти друга

Историческая часть спектакля – еврейский погром, который случается прямо на свадьбе Цейтлы и Мотла. За что? Почему? На эти вопросы сложно ответить. Это всё Революция – массовая сила и массовый разум. Жестокость и бессмысленная агрессия. Картины этой жестокости на сцене показывать не стали, заменив меняющимися мизансценами актёров в корчащихся от боли позах, записью криков и мигающим светом. На мой взгляд, здесь не хватило живости происходящего – настоящего нападения. Но на маленькой сцене сложно уместиться большой семье молочника и погромщикам одновременно. Наверное, все повалились бы в зал.

Хоть народы и жили в деревне разные, но власть на всех была одна – Урядник (Виталий Кравченко), чью игру тоже стоит отметить. Он не еврей, но он друг семейства молочника. Урядник всегда болел за них, и все грустные вести, которые был вынужден приносить в этот дом, он пропускал через себя: страдал, как за родных, и сердце сжималось. Он предупредил семейство о погроме, он же оповестил их, когда пришёл губернский указ о выселении евреев. Пусть на него кричали и спорили с ним, но знали, что указы эти не его рукой писаны, а он лишь на службе, и дело своё знать должен.

Композитору Наталье Высоких можно аплодировать стоя! И хочется аплодировать снова и снова, потому что музыка незабываема, хорошо подобрана под время в спектакле и под суть происходящего.

Нельзя сказать, что в «Поминальной молитве» только плакали и страдали. Это же трагикомедия, поэтому наполовину спектакль был наполнен неподражаемым юмором. Особенно ловили каждую фразу Лейзера Волфа (Кирилл Датешидзе), от которых хохотал весь зал, на что тот был серьёзен и спокоен, как и подобает деловому предпринимателю. Одна из лучших юмористических сцен связана с тем же Лейзером и Тевье, точнее с их разговором в трактире: Лейзер говорит о сватовстве к Цейтле, а Тевье о продаже своей бурой коровы. Непонимания ситуации, умопомрачительный диалог и, наконец, разрешение спора — хохотали все: и артисты, и зал.

Хочется отдать дань похвалы и хореографу Анне Чеботарёвой за проработку народных и свадебных танцев — заводные, шумные, праздничные, хотелось сплясать вместе с артистами. Это погружало в эпоху так же, как и реквизит на сцене вместе с одеждой актёров.

Зрители после просмотра этого спектакля немало знаний почерпнули о еврейском народе: привычках, поговорках, набожности, обрядах, в частности о том, как они готовятся к субботе (Шаббат). На свадьбах, когда выпивали, все кричали тост: «Лехаим!» (в переводе означает «За жизнь»). В еврейской общине это понимается за «жизнь высшую», что опять указывает на их набожность.

Концовка грустная. Конечно, уходить всегда тяжело, особенно, когда гонят. Но нельзя унывать. Играет скрипач. Все смеются и плачут!

Автор: Екатерина Приклонская

Фото предоставил Государственный театр «КОМЕДИАНТЫ»

Источник статьи: http://okolo.me/2013/02/vmeste-my-ne-propadyom-ili-pominalnaya-molitva-g-gorina/

«Поминальная молитва». Четверть века спустя

«Поминальная молитва». Четверть века спустя Ленком восстановил легендарный спектакль Марка Захарова по пьесе Григория Горина «Поминальная молитва», снятый с репертуара 25 лет назад.

«Поминальная молитва» впервые вышла к публике 4 октября 1989 года. Спектаклю суждено было стать знаковым не только в истории «Ленкома». Григорий Горин и Марк Захаров обладали даром предчувствия глобальных перемен. Спокойная и понятная советская жизнь летела под откос, масштабов грядущих катаклизмов никто представить ещё не мог, но самые прозорливые уже понимали, что они будут столь же грандиозны, сколь и фатальны. Зритель от всего сердца сочувствовал бедному Тевье, его многочисленному семейству и соплеменникам, в один непрекрасный день попавшим в жернова Истории. Он и подумать не мог, что совсем скоро попадет в худшую передрягу. И ему, как и несчастному молочнику, останется только молиться, чтобы выйти из неё с наименьшими потерями.

Читайте также:  Что означает паки в молитве

29 января 1994 года скоропостижно скончался Евгений Павлович Леонов, игравший Тевье. Спектакль отменили, но никто билеты в кассу сдавать не стал – люди простояли перед театром ровно до того момента, когда должны были зазвучать финальные аплодисменты. До 1998 в роли Тевье выходил на сцену Владимир Стеклов, а когда он покинул «Ленком», Марк Захаров принял жёсткое, но единственно возможное для него решение – снять «Молитву» с репертуара. Его часто спрашивали, вернётся ли спектакль на ленкомовскую сцену – сохранились костюмы, большая часть реквизита и даже детали сценографии – но Марк Анатольевич неизменно отвечал – только, если станет совсем тревожно и грустно.

В сентябре 2019 ушёл из жизни Марк Захаров. Говорят, незадолго до начала сезона, Марк Анатольевич попросил своего помрежа разыскать режиссёрские записи по «Поминальной». Идея вернуть на сцену одну из самых символичных постановок мастера буквально витавшая в воздухе, для возглавившего театр Марка Варшавера обрела энергию необходимости – он всегда считал, что этот спектакль могла стать таким же долгожителем, как «Юнона и Авось». «Возвращение великих спектаклей, – считает Марк Борисович, – это не просто дань традиции, это та самая живая связь времен, которую мы не имеем права оборвать. «Ленком» всегда чувствовал время, и постановки, ставшие легендой, способны отразить и переосмыслить новые реалии, зазвучать свежо и современно».

Режиссером восстановления выступил Александр Лазарев. Для него «Поминальная молитва» тоже является частью биографии – в состав с Александром Абдуловым он играл Менахема Мендла. Замечательный актёр, в режиссуре Лазарев себя до той поры и не мыслил. А ведь даже восстановление спектакля требует от того, кто отважился повести за собой людей, не только железной воли, но и веры в успех задуманного: «Мы бережно перенесли на сцену каждый жест и каждый вздох, – признается Лазарев, – но работают другие артисты и за стенами театра – иное время, с совершенно другими ритмами и скоростями».

То, что спектакль «тот» и «не тот» чувствуется сразу: в планы театра вмешалась пандемия, а когда первый вал схлынул, актуальность его только выросла. Тот же текст Григория Горина – сочный, ёмкий, острый, не утративший злободневности. Та же сценография Олега Шейнциса. Зыбкая и непрочная, как сама человеческая жизнь. Щелястая, как забор, которым человек пытается защитить ее от вторжения неласкового мира. И устремлённая ввысь, как душа, взывающая к Создателю.

Режиссёрскую партитуру Марка Захарова собирали буквально по фрагментам. В распоряжении Александра Лазарева и его единомышленников были две телезаписи – сделанная прямо из зрительного зала и телеверсия, снятая в одном из павильонов Останкина. Но телекамера не всегда в состоянии зафиксировать нюансы мизансценическое решение в полном его объёме. По счастью в театре до сих пор работают декораторы, реквизиторы, машинисты сцены, помнящие тот давний спектакль. Так что нынешнюю «Поминальную молитву» собирали всем театром как драгоценный витраж.

А кроме того, «помощниками режиссера» стали артисты, которые были заняты в захаровской постановке. Нынешний Тевье Сергей Степанченко (в состав с ним играет Андрей Леонов, прежний Федя-писарь) когда-то был Урядником, в роли которого сейчас выходит Виктор Раков. Александр Сирин из бедного портняжки Мотла «вырос» в зажиточного мясника Лейзера-Волфа. Иван Агапов, в прошлом идейный студент Перчик, нынче играет безыдейно-обаятельного Менахема Мендла. Невыразимо прекрасна жена Тевье Голда в исполнении Олеси Железняк, трогательны, хрупки и неподдельны его красавицы-дочери Цейтл (Татьяна Збруева), Годл (Елена Есенина) и Хава (Александра Волкова).

Читайте также:  Исцеление молитвой сахарный диабет

Впрочем, слов признательности заслуживает каждый, кто выходит на сцену в воскресшей «Поминальной молитве». Перед нами не тщательно отреставрированный «музейный экспонат», но концентрированная живая энергия, которая, как и четверть века тому назад, способна помочь нам, приобщившимся к ней, найти в себе силы строить свою жизнь заново в мире, который уже не будет таким, каким мы его знали.

Источник статьи: http://lgz.ru/article/12-6777-24-03-2021/vozvrashchenie-legendy/

«Поминальная молитва»: отдайте каждому своё

Большая удача – попасть в субботний вечер на спектакль Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке, так как постановки здесь и на Малой, и на Большой сценах идут при неизменных аншлагах. Особенно, если речь идет о знаменитой «Поминальной молитве» Театра Дождей – пьесе Григория Горина в двух частях по мотивам произведений Шолом-Алейхема. Премьера спектакля состоялась 8 июня 2003 года.

Еще один незабываемый спектакль 2 марта прошел на Большой сцене театра, и сделал нас, зрителей, чуть печальнее и одновременно чуть счастливее, ведь разделить с героями их жизнь и утраты – значит прикоснуться к сути настоящего искусства.

Почему спектакль называется «Поминальная молитва»? История разговора с Богом о ком-то, кого с нами уже нет. В данном случае – о целом мире, который умещался в местечке Анатовка, где рядом жили несколько поколений евреев и русских: любили, рожали детей, сажали деревья и молились Богу. И оказалось, что Бог для всех один, но дороги к нему разные. Извилистые пути, непростые судьбы.

«Не ропщу, ибо путь каждого записан в книге судеб…», – говорит главный герой, молочник Тевье (Анатолий Рычагов), на удивление хорошо знающий Священное Писание. Да и нет причин у него роптать при его большой и дружной семье, где каждая из пяти дочерей – самая любимая, а жена – настоящее золото (Голда – актриса Елена Сапронова). Не ищет Тевье испытаний, но они сами его находят – приходят в его дом под видом пламенного революционера студента Перчика (Илья Доля), молодого и бедного портного Мотла (Олег Бычков), непутевого родственника Менахема (Александр Маков).

События как будто набирают обороты эмоциональной напряженности по ходу повествования. Две культуры – православная и иудейская – только что мирно сосущетвовавшие рядом, вдруг становятся антогонистами. Взаимная поддержка («В субботу нам Степан коров доит, в воскресение – мы ему») сменяется погромами, история любви писаря Федора (Тимур Дятчик) и Хавы (Ульяна Бойцова), дочери молочника-еврея, приобретает сходство с шекспировской трагедией: «Рыбы с птицами гнезд не вьют».

«Поминальная молитва», сопровождаемая легким юмором, веселыми танцами и еврейскими народными песнями, заставляет задуматься о серьезных темах: о том, какой ценой иногда дается выбор, о верности, о семейных истоках, о том, что жизнь продолжается и тогда, когда мы теряем все, что дорого нашему сердцу, и от величия человеческого духа зависит то, какой станет эта жизнь.

Среди зрителей были люди разного возраста, но преобладающее большинство – молодого и среднего. На спектакль пришли те, кому важно мыслить самостоятельно, а не тиражированными массовой культурой концепциями. Спектакли Театра Дождей воздействуют на зрителей простыми человеческими чувствами – добротой, милосердием, теплом и любовью. Здесь бережно относятся к классике и хранят верность традициям русского психологического театра, оставаясь при этом современными, актуальными и интересными.

Источник статьи: http://musecube.org/otchet/otchet-theatre/pominalnaja-molitva-otdajte-kazhdomu-svojo/