Меню

Анализ стихотворения марины цветаевой еще молитва

Марина Цветаева — Молитва: Стих

Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, Ты не скажешь строго:
— «Терпи, еще не кончен срок».
Ты сам мне подал — слишком много!
Я жажду сразу — всех дорог!

Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
и амазонкой мчаться в бой;

Гадать по звездам в черной башне,
Вести детей вперед, сквозь тень…
Чтоб был легендой — день вчерашний,
Чтоб был безумьем — каждый день!

Люблю и крест, и шелк, и каски,
Моя душа мгновений след…
Ты дал мне детство — лучше сказки
И дай мне смерть — в семнадцать лет!

Анализ стихотворения «Молитва» Цветаевой

М. Цветаева оставила очень яркий след в русской поэзии. Начав писать стихи еще в раннем детстве, она быстро добилась больших успехов. Рано раскрывшийся талант поэтессы привел к тому, что Цветаева отдалилась от реальной жизни, полностью погрузившись в поэзию. В дальнейшем это сыграло роковую роль в ее судьбе, обрекло на непонимание окружающих и мучительный поиск своего места в жизни. В возрасте 17-лет Цветаева написала стихотворение «Молитва», которое поразило близких ей людей.

Молодая талантливая девушка, перед которой открыта вся жизнь, обращается к Богу с очень странной просьбой: «О, дай мне умереть». Правда, лирическая героиня сразу же оговаривается: «…покуда вся жизнь как книга для меня». В этой существенной оговорке можно увидеть страх перед неизвестным будущим. Хотя на самом деле все намного сложнее.

У Цветаевой было очень счастливое детство, за которое она безмерно благодарна Богу. Вступая во взрослую жизнь, она понимает, что ее дальнейший путь будет зависеть только от нее самой. Находясь под волшебным влиянием литературы, Цветаева не может представить себе серое повседневное существование. Ее душа стремится к максимально полному познанию окружающего мира («я сразу жажду всех дорог»). Поэтесса приводит лишь самые яркие варианты возможного развития событий. Ей хочется «идти под песни на разбой», «амазонкой мчатся в бой». Главное ее желание — «чтоб был безумьем каждый день».

Эти мечты уже сталкиваются с суровой реальностью. Душа Цветаевой стремится к осуществлению волшебных грез, а холодный рассудок перечеркивает все надежды. Поэтесса понимает, что настоящая жизнь очень далека от сказочных представлений. Многие талантливые личности обладают некоторым даром предвидения. Возможно, Цветаева уже в юности предчувствовала, что ее ждет невероятно тяжелая судьба. Находясь на жизненном перепутье, в период расцвета духовных и физических сил, она предпочитает поставить жирную точку, нежели дожидаться упадка и наступления настоящих страданий.

Прося у Бога смерти в семнадцать лет, Цветаева идет против его воли. Каждый должен нести свой крест до конца, каких бы усилий это не стоило. Юношеский максимализм поэтессы отчасти оправдывает ее странную просьбу. Учитывая же дальнейшую судьбу Цветаевой, нельзя не согласиться, что, возможно, удовлетворение ее просьбы было бы лучшим вариантом. Поэтесса не смогла найти выхода из мучивших ее противоречий и, так или иначе, закончила жизнь самоубийством, что является одним из самых страшных человеческих грехов.

Источник статьи: http://rustih.ru/marina-cvetaeva-molitva/

Молитва цветаевой читать. Сравнительный анализ стихотворений «молитва» ахматовой и цветаевой

Анализ стихотворения Цветаевой «Молитва»

Цветаева Марина Ивановна, родилась 26 сентября в 1892 году. Мать Марины Ивановны, мечтала о том, что бы ее дочь стала известным музыкантом, но, увы, Марина выбрала для себя совершенно другой путь, она решила стать писательницей, потому как такое занятие, приходилось Марине по душе. В будущем стихотворения Марины Ивановны Цветаевой, стали известны всему миру, а далее обрели бессмертие.

Цветаева Марина Ивановна, стала писать стихотворения, будучи в совершеннолетнем возрасте. Свое первое стихотворение она написала в шестнадцать лет. Свои стихотворения, Марина Ивановна, писала не только на русском языке, а так же на немецком и французском.

Стихотворные произведения Марины Ивановны Цветаевой, содержали в себе лирический смысл, которые были написаны в основном о любви. Но иногда стихотворения Марины Ивановны Цветаевой содержали в себе и трагический смысл, которые были посвящены людям, ушедшим в мир иной. Так же Марина Ивановна Цветаева, писала стихотворения с рассуждениями о прожитых своих днях. Одним из таких бессмертных стихотворений, является стихотворение «Молитва».

Читайте также:  Молитвы в исполнении олега погудина

Христос и Бог! Я жажду чуда. Теперь, сейчас, в начале дня! О, дай мне умереть, покуда, вся жизнь как книга для меня. В этих строках Цветаева говорит о том, что ее жизнь стала скучна, и она подошла к концу.

Ты мудрый, Ты не скажешь строго: — «Терпи, еще не кончен срок». Ты сам мне подал — слишком много! Я жажду сразу — всех дорог! В этих строках Марина Ивановна говорит о том, что при ее долгой жизни, Бог ее сильно баловали, давал ей в жизни очень многое, что получала она без всякого труда.

Всего хочу: с душой цыгана идти под песни на разбой, за всех страдать под звук органа и амазонкой мчаться в бой;

В этих строках Цветаева рассказывает о своей вольной и широкой душе.

Люблю и крест, и шелк, и каски, моя душа мгновенный след… Ты дал мне детство — лучше сказки и дай мне смерть — в семнадцать лет! В этих строках Цветаева говорит, что ничто земное ей не чуждо, но все же, просит у Бога легкой смерти.

31 августа 1941 года, Цветаева заканчивает свою жизнь самоубийством.

О религиозности поэтессы

Марина Цветаева- поэт сложной творческой судьбы и поэтической эволюции. Не примыкавшая ни к каким направлениям и течениям русской поэзии первой трети 20 века, она сама была огромным поэтическим миром, фокусирующим все стихи, весь комплекс философско-эстетических исканий своего времени. Творчество Цветаевой, порожденное эпохой порубежья, связано с многовековой человеческой культурой: русской и зарубежной, языческой и христианской, ее лирическая героиня отражает все грани этой культуры- от грешной мятежницы, «чернокнижницы» до смиренной богомолки и одухотворенной Офелии.

Однако, прежде чем обратиться непосредственно к художественному материалу, следует коснуться религиозности Цветаевой. Этот вопрос чрезвычайно сложен и требует специального изучения, тем более что сведения о религиозности поэтессы противоречивы. В ряде писем ( к В. Розанову, А. Тесковой, Р. Гулю) она подчеркивала свою нецерковность и безверие; храмы любила только пустыми, но обрядности придавала очень большое значение. «Стихи, — признавалась в письме к Гулю,- третье царство, вне добра и зла, также далеки от церкви как от науки. Стихи это последний соблазн землиее прелестнейшая плоть. Посему все мы, поэты, будем осуждены». 1

Современники говорили о трагическом неверии Цветаевой (Г. Струве), о пантеизме (Ю. Иваск), о вечным поисках Бога (В. Лосская). По свидетельству ее дочери А. С. Эфрон, «настоящей религиозности не было Антирелигиозности в ней тоже не было, хотя она не любила священников Она была верующая скорее языческого толка. Она понимала понятия: совесть, грех, возмездие, дух, рок Но, конечно, высшая духовная стихия у нее была». Мотив святости, праведности в большинстве стихотворений цикла 1916 года «Стихи о Москве». Этот мотив связан с образом странников – слепцов, с образом лирической героини:

Надену крест серебряный на грудь,

Перекрещусь и тихо тронусь в путь

По старой по дороге Калужской.

Мотив странничества связан напрямую с образом лирической героини Цветаевой. Вся ее жизнь странничество, неприкаянность, самоотречение, непокой.

В православно-конфессиональном смысле Цветаеву нельзя рассматривать как христианскую поэтессу, потому что невозможно, чтобы христианская поэтесса называла Бога «стройнейшим гимнастом» или стариком, согнувшимся от забот, а душу «христианской немощью бледной», и в то же время в неправославной традиции как широкого культурного и эмоционального пласта она не существует: настолько богат христианский контекст ее поэзии.

1 Цветаева М. Письма к Гулю// Здесь и теперь. М. , 1992 № 2

Пожалуй, точнее всего сказала сама Цветаева в письме А. Берг: «у меня с Богом свой счет. К нему — свой ход, который мимо и через — над моей головой двойной свет: последнего язычества и первого христианства». Поэтому в творчестве поэта есть место всем богам, христианство тесно связано с эллинской культурой и даже с древней архаикой, эстетическое освоение религии идет через широкие культурные пласты, в том числе и через пласт низовой культуры. «Божественная» в ее поэтическом сознании сращено с демоническим, бесовским.

Читайте также:  Преподобный серафим саровский чудотворец молитвы

В автобиографическом эссе «Черт» Цветаева пытается объяснить эту вечную борьбу Бога и Черта в своем сознании: «Бог был чужой, Черт – родной. Бог был – холод, Черт- жар. И никто из них не был добр, и никто- зол. Только одного я любила, другого – нет Одного мне — тасканиями в церковь, стояниями в церкви навязывали, одного меня заставляли, а другой — сам, и никто не знал».

В таком сложном, противоречивом контексте и следует рассматривать «молитвы» Цветаевой. Ее творческому мировидению в полной мере можно отнести известную характеристику М. Гершензона, данную Лермонтову, Гоголю, Тютчеву, Толстому, Достоевскому, которые «все обожают беззаконную, буйную, первородную силу, хотят ей одной свободы, но и как тоскуют по святости и совершенству».

«Молитва» М.Цветаева

«Молитва» Марина Цветаева

Христос и Бог! Я жажду чуда Теперь, сейчас, в начале дня! О, дай мне умереть, покуда Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, Ты не скажешь строго: — «Терпи, еще не кончен срок». Ты сам мне подал — слишком много! Я жажду сразу — всех дорог!

Всего хочу: с душой цыгана Идти под песни на разбой, За всех страдать под звук органа и амазонкой мчаться в бой;

Гадать по звездам в черной башне, Вести детей вперед, сквозь тень… Чтоб был легендой — день вчерашний, Чтоб был безумьем — каждый день!

Люблю и крест, и шелк, и каски, Моя душа мгновений след… Ты дал мне детство — лучше сказки И дай мне смерть — в семнадцать лет!

Анализ стихотворения Цветаевой «Молитва»

Свои первые стихи Марина Цветаева написала в 6-летнем возрасте. По воспоминаниям сестры поэтессы, она хранила их в отдельной тетрадке, которая постоянно пополнялась новыми произведениями, наивными и очень романтичными. Тем не менее, в день своего 17-летия, 26 сентября 1909 года, юная поэтесса сделала в заветной тетради новую запись, которая потрясла ее близких глубиной и трагизмом. Позже стихотворение «Молитва» вошло в первый сборник Марины Цветаевой под названием «Вечерний альбом», став одним из ключевых произведений. О чем же оно?

Как истинная православная христианка, поэтесса с первых строк обращается к Богу, прося его совершить чудо «теперь, сейчас, в начале дня». Однако автор жаждет не славы и признания, богатства или же любви – она мечтает о смерти. Согласитесь, что для юной девушки такое желание является достаточно странным и эпатажным. Но Цветаева дает ему объяснение, отмечая, что хочет покинуть этот мир, пока ее жизнь еще является «непрочитанной книгой». Говорят, что очень многие поты обладают даром предвидения и заранее знают, как сложится из судьба. По-видимому, Цветаева тоже ощущала нечто подобное, так как неоднократно предсказывала себе жизнь, полную страданий и невзгод. Поэтому ее желание умереть в столь юном возрасте объясняется тем, что она попросту боится всех тех испытаний, которые должны выпасть на ее долю. Поэтесса не хочет взрослеть и заведомо отказывается от права выбора собственного жизненного пути, хотя и подчеркивает, что Бог дал ей слишком много, и теперь она жаждет «сразу – всех дорог!».

В своих девичьих мечтах она видит себя разбойницей с большой дороги и амазонкой, которая мчится в бой под звуки органа, звездочетом, который предсказывает судьбу в темной башне и примерной матерью для своих детей. Цветаева мечтает о том, «чтоб был легендой – день вчерашний, чтоб был безумьем – каждый день». Но, вместе с тем, чужой взрослый мир, в котором предстоит жить по совсем другим законам, по-настоящему пугает 17-летнюю поэтессу. Она при всей своей безудержной фантазии и склонности к эксцентричным поступкам является тихой домашней барышней, которая мечтает о любви и счастливой семье. Но, вместе с тем, Цветаева понимает, что ей уготована совсем иная судьба, и она не хочет принимать этот дар небес, который обречет ее на одиночество, непонимание и страдания.

Читайте также:  Молитвы для преодоления страхов

Марина Цветаева была очень талантливым и непосредственным подростком. Она в совершенстве владела несколькими иностранными языками, любила рисовать и музицировать. Однако самой большой ее страстью являлась литература. Будущая поэтесса осознавала, что наделена способностью излагать свои мысли так, чтобы они не могли никого оставить равнодушными. Поэтому неудивительно, что уже 15 лет она видела себя знаменитой поэтессой, предрекая, что ее полудетские стихи в будущем станут классикой русской литературы. Что же произошло за два года, которые превратили наивного подростка в роковую барышню, мечтающую умереть в свой день рождения? Сегодня ответить на этот вопрос довольно сложно, однако исследователи творчества Цветаевой утверждают, что именно в этот период она осознала – поэзия не является безобидным увлечением юных гимназисток, она откладывает отпечаток на всю последующую жизнь и становится непосильной ношей для тех, кто решил выбрать литературную стезю. Именно понимание той ответственности, которую предстояло взять на себя юной поэтессе, так напугало Цветаеву, которая бы с радостью предпочла распрощаться с жизнью ради возможности избавить себя от предстоящих испытаний. Конечно, в стихотворении «Молитва» много пафоса и юношеского максимализма, поэтому не следует воспринимать серьезно его последние строки, в которых она обращается к Богу со словами: «Ты дал мне детство – лучше сказки и дай мне смерть – в семнадцать лет». Но эти фразы оказались пророческими, и поэтический крест, который пришлось нести Цветаевой, оказался для нее непосильным. Именно поэтому впоследствии она добровольно ушла из жизни, считая, что ее стихи не в состоянии изменить мир к лучшему и стать путеводной звездой для будущих поколений.

Жанр «Молитвы»: истоки и традиции

Молитва в толковом словаре имеет два лексических значения:

1. В религии: установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым. Молитвы «Верую», «Отче наш».

2. Моление, обращённое к Богу, к святым. Благодарственная м. М. -покаяние.

Эволюция любого поэта, как правило, прослеживается в наиболее характерных произведениях, ставших хрестоматийными и отражающих тот или иной этап в развитии его поэтического мышления. В то же время в творчестве очень многих поэтов-классиков есть жанр, который в силу своей сокровенности, философской отмеченности полнее всего раскрывает психологическую глубину лирического сознания поэта переломные периоды его творчества. Традиции этого жанра восходят к средневековой лирике, хотя истоки его отмечены уже в античности. И хотя в общепринятую жанровую иерархию он не вписан, но его замечательные образцы проходят через всю мировую поэзию и принадлежат представителям самых разных направлений и религиозных конфессий.

Это жанр «молитвы» — лирического произведения, обращенного к Богу, но при этом «вбирающего» в себя не только уровень личностного сознания, но и аккумулирующего философские экзистенциальные основы бытия. В большинстве своем эти произведения относятся к шедеврам мировой лирики. Среди них стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. Ю. Тютчева, А. А. Фета, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой и др. Будучи поставленными в один ряд, они могут быть интересны в сравнении, в соотнесенности общего и индивидуального, так как позволяют рассмотреть творчество поэта в широком контексте, обозначить как его творческую эволюцию, так и эволюцию поэтического сознания 19-20 веков.

Некий парадокс, а скорее закономерность, заключается в том, что почти все «молитвы» затрагивают тему смерти, чаще всего обращение к Богу есть мольба о смерти, отражающая не только отношение к миру, в котором пребывает лирический герой (от восторга до резкого неприятия и бунта), но и воплощающая модель художественной вселенной поэта. Такие произведения есть и в лирике Цветаевой.

Источник статьи: http://jiyuu.su/analiz-proizvedenij/molitva-cvetaeva-analiz.html