Меню

Анализ стихотворения молитва сумарокова

Лирика Сумарокова. Анализ «Елегий». Начало века сентиментализма

Перед Сумароковым стояла сложная задача – найти подлинные слова и образы для более точной передачи этой самой душевной «горести». Русская лирическая поэзия переходила от условного, «декоративного» изображения любовного чувства к первым попыткам дать психологически верную его картину. Лирический жанр песни одним из первых пробивал брешь в классицистических нормативах. И не удивительно ли, что именно Сумароков, так точно в своих драматургических опытах следующий каноном классицизма, в лирике эти каноны начинает по существу разрушать. Русская литература XVIII века подходит к своей завершающей трети. И вновь не в драматургии или прозе, а именно в лирической поэзии отчетливо дают о себе знать черты нового художественного метода, идущего на смену классицизму. Этот метод – сентиментализм.

Термин ведет свое происхождение от названия романа «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768) английского писателя Стерна. Повествование в этом романе эмоциональное, «чувствительное». Французское слово sentiment и есть чувство, чувствительность. В классицистических произведениях конфликт всегда разрешался рационально. Поведение положительного героя соответствовало разумной норме, исходящей из его нравственного долга. Другими словами, чувство неизменно подчинялось разуму. В сентиментальных произведениях – все иначе. Чувство вырывается на свободу, получает права на заинтересованное и уважительное к себе отношение. Поэты и писатели стремятся передать само его движение, развитие. Героями же произведений теперь все больше становятся обычные, простые люди. «И крестьянки любить умеют», – эта крылатая фраза из повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина сделается едва ли не девизом сентименталистов. Но это будет чуть позже, когда в последние два десятилетия века сентиментализм заявит о себе как о ведущем направлении русской литературы. Пока же, в 1760–1770-е годы, он лишь прокладывает себе дорогу в лирических жанрах песни и элегии.

Жанр элегии Сумароков сознательно отделял от жанра песни, нумеруя свои элегические стихотворения: «Елегия 1-я»… «Елегия 6-я» и т.д. Было бы очень интересно, сравнивая художественную форму песен и элегий, увидеть принципиальное несходство показа чувства в этих двух жанрах. И в песнях, и в элегиях заявлялись в сущности одни и те же темы: счастливой или (чаще!) несчастной любви, измены, надежды, ревности. Но как по-разному поведение и переживания героя или героини в них изображались! В песнях Сумарокова преобладало начало развлекательное, бытовое; песня призвана была объединить настроенных на общение молодых людей. Неточности, погрешности стиха компенсировались задушевно или игриво исполняемой мелодией. Ритмическое разнообразие песен во многом определялось разнообразием мелодий, фактором, до известной степени внешним по отношению к содержанию песни. Элегия же была рассчитана на восприятие и переживание именно тех психологических коллизий или тех «чувствительных» размышлений, которые составляли ее содержание.

Вот одно из стихотворений Сумарокова «Тщетно я скрываю сердца скорби люты», в котором явно ощущается движение от песенной формы к элегической. Приведем его первые три строфы:

Поэтом сделана попытка передать диалектику любовного чувства, сложную его противоречивость и изменчивость. Крайности эмоционального состояния героини, или, как сказано в элегии, «жестокая брань» с самой собой, воплощены в антитезах – а это очень выразительный художественный прием. Термин «антитеза» произошел от греческого слова antithesis, что значит противоречие, противоположение. Героиня хочет увидеть любимого человека, но, едва увидев, теряется от смущения. Она стыдится своей страсти, но страсть эта так велика, что побеждает стыд и не дает покоя ни на минуту. Бедная девушка в отчаяньи: рассудок ее «тмится» (то есть теряет ясность), а сердце «рвется, страждет и горит». Такого лирического напряжения, такого накала чувства не встретишь в стихотворениях, предшествующих сумароковским. Это своего рода «забег» к будущей пушкинской элегии: «Я вас люблю, – хоть я бешусь, / Хоть это труд и стыд напрасный…» Сумароков предсказывает и предрешает пути, по которым пойдет развитие элегического жанра.

Еще пример. «Елегия 6-я». Это большое стихотворение, в котором развернута картина любовных отношений, некогда радовавших возлюбленных, а теперь по воле обстоятельств сделавшихся невозможными:

Лирический герой, оберегая любимую, готов взять на себя все испытания и тяготы. Но как же тяжела ему разлука! Он знает, что девушка любит его, «вздыхает» о нем, «с плачем вспоминает» прошедшие счастливые дни. Но, оказывается, его сердечная рана болит еще с большей силой от сознания этого. Героя волнуют и мучают предчувствия: в долгой разлуке любимая забудет прежнее, потому что лишь воспоминаниями не удержать чувства.

Читайте также:  Молитва от душевных болезней за близкого человека

Перед нами – любовный сюжет, соотнесенный и с внешними обстоятельствами, и с душевным состоянием героя. Разлука отнимает удачу и жизненные силы – неприятности и беды преследуют теперь героя. Удивительно емкая и красочная метафора передает мучительное его положение. Оно сравнивается с бедственным положением корабля, который борется с ревущими волнами, поднимающимися из океанской бездны и безжалостно его бьющими:

Читайте также другие темы главы IV:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XVIII века

Источник статьи: http://licey.net/free/14-razbor_poeticheskih_proizvedenii_russkie_i_zarubezhnye_poety/67-russkaya_poeziya_xviii_veka/stages/2995-lirika_sumarokova_analiz_elegii_nachalo_veka_sentimentalizma.html

Анализ стихотворения «Молитва» (М.Ю. Лермонтов)

Анализ стихотворения «Молитва», которое написал Михаил Юрьевич Лермонтов, помогает узнать историю создания, произведения, а так же познакомиться с основными моментами и особенностями. Команда Литеровед.ру собрала весь необходимый материал на данную тему, который значительно облегчит подготовку к уроку.

История создания

Если рассмотреть произведения Михаила Юрьевича Лермонтова, то становится видно, что молитве он отводит отдельное место в своей жизни и творчестве. Это и не удивительно, поскольку поэт воспитывался в христианских традициях. Достаточно часто в его произведениях встречается обращение к Богу, просьба у Всевышнего помощи, или спор с ним. Но при этом поэт постоянно соблюдал некое таинство, в котором говорил о самых сокровенных вещах.

Стихотворение «Молитва» поэт пишет в 1839 году. В данный период времени автор очень часто бывал в салоне Карамзиных, где знакомится с Марией Алексеевной Щербатовой. Как отмечают его приятели, молодая, умная и красивая графиня очень восхищалась его творчеством. Они очень увлеклись друг другом.

Автор очень часто беседовал с княгиней на сокровенные, интимные темы. Он признался в том, что в моменты одиночества очень тоскует. Тогда молодая девушка дала ему совет, которому следовала сама. Она предложила поэту предаться искренней молитве, благодаря которой пропадают все недуги и уныния. Поэт к словам Марии Алексеевне отнесся очень серьезно, поскольку очень дорожил дружбой с ней. В скором времени появилось стихотворение «Молитва». Но издалось произведение уже после смерти Михаила Юрьевича в 1842 году.

Жанр, размер

По жанру произведение «Молитва» относится к лирическому монологу, который рассказывает о духовных исканиях героя.

Герою одиноко среди людей, но он находит успокоение благодаря обращению к Богу и высшим силам. Это все напоминает традиции Романтизма. Стихотворение относится к религиозно-философской лирике. Основной темой можно назвать силу той самой искренней веры и молитвы, которая дает покой и умиротворение, когда человек обращается к высшим силам.

Одновременно молитва становится одним из духовных поисков героя, когда он начинает осмысливать окружающий мир. Все это указывает на философское содержание произведения.

Для написания стихотворения автор использует трехстопный ямб, рифмовку – перекрестную.

Композиция

Стихотворение «Молитва» состоит из трех строф. По своему содержанию, смысловой нагрузке, а так же простоте выражению мысли, его действительно можно сравнить с настоящей молитвой, о которой идет речь в произведении.

В первой строфе произведения речь идет о тяжелом периоде, с которым может столкнуться абсолютно любой человек. В этот момент человеку становится очень грустно и одиноко. Он постоянно находится в унынии, его подавляют обстоятельства, а так же появляется без причины грусть. Совокупность всех этих факторов заставляет нашего лирического героя прибегнуть к молитве, в которой он находит покой и умиротворение.

Теснится ль в сердце грусть,

Во второй строфе поэт начинает описывать саму молитву, и то, какая сила в ней содержится. Поэта очаровывает её загадка, тайна, и та самая «непонятная святая прелесть», которая содержится в таких простых, но искренних словах.

Заключительная строфа содержит в себе эффект от молитвы. То, как лишь она умеет исцелять и успокаивать. Благодаря сказанным словам, пролитым слезам, человек очищается от тяжелой печали, грусти. После этого, в его очистившейся душе появляется место для веры в будущее, мечтам и надеждам.

Образы и символы

В образе лирического героя можно разглядеть черты самого Михаила Юрьевича. Изначально мы видим человека, который подвергся сомнениям. Из-за этого он погрузился в свои тяжелые мысли, переживания и печали. Но ему на помощь пришла молитва, благодаря чудодейственной силе которой, ему удалось успокоить свою душу. Когда ему становится невыносимо тяжело, его начинает одолевать грусть и одиночество, он прибегает к помощи молитвы. После чего начинает чувствовать легкость и успокоение.

Читайте также:  Kseniya peterburzhskaya ikona molitvi

В роли центрального образа поэт показывает саму молитву, как некую чудодейственную силу. Она умеет рассеивать грусть, вдохнув в человека новую силу, веру и желание жить. Этот символ насквозь пронизан искренностью, способный творить чудеса. Он находится в гармонии со всеми людьми и окружающим миром.

Темы, проблемы

В анализируемом стихотворении на первом плане находится христианская тематика.

Основной темой выступает вера. Поэт рассказывает, насколько сильной может быть истинная вера и молитва. Простые на первый взгляд слова, оказывают сильное действие, направленное на исцеление душевных ран. Благодаря молитве исчезают сомнения человека, его переживания и страхи. Но это все происходит лишь при искренней вере человека, а не когда он просто повторяет вслух заученные слова.

Ещё одной темой стихотворения «Молитва» можно назвать поиск душевного равновесия, гармонии и спокойствия. Лирический герой одинок, он ищет смысл жизни, что так свойственно направлению Романтизма и так близко самому Лермонтову. Его очень часто одолевает тревога и тоска, он начинает сомневаться, что приводит к тяжелым мыслям. Данному гнетущему состоянию автор противопоставляет светлое ощущение, которое возникает после искренней молитвы.

Весь текст стихотворения пронизан светлым, радостным настроением. Это происходит благодаря четкому описанию душевного состояния лирического героя.

Средства выразительности

В стихотворении «Молитва» Михаил Юрьевич использует различные тропы, благодаря которым поэт более четко и ярко передает душевное состояние лирического героя, а так же выражает основную мысль произведения.

Огромное количество эпитетов, которые сумели соединить в себе простоту и возвышенность. Использование метафор помогает поэту передать душеное состояние лирического героя. Фразеологизм так же вносят свою лепту в данный текст – он передает то самое состояние, которое возникает после прочтения слов молитвы.

Основная мысль

Главной мыслью произведения становится сила молитвы. Ведь именно она может утолить человеческие печали, горести и подарить покой и умиротворение. Она защищает нас от тревог, метаний и тоски.

На момент написания стихотворения Михаил Юрьевич является уже зрелой, сформированной личностью, чьи духовные позиции были давно и прочно сформированы. Его отношение к христианским ценностям формировалось на всем жизненном пути, что имело свое отражение в творчестве. В стихотворении «Молитва» он доносит до читателя всю силу веры, которая помогает выбраться из жизненных передряг.

Сам факт обращения к Всевышнему, искренняя вера в молитву, которая исходит от самого сердца, помогает избавиться от душевных терзаний, тоски и печали.

Источник статьи: http://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/analiz-stihotvoreniya-molitva-m-yu-lermontov.html

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» по плану

1. История создания

«Молитва» написана М.Ю. Лермонтовым в 1839 году.

Осень и зиму 1839-1840 гг. Лермонтов провёл в Петербурге. Он был уже популярен и его часто приглашали на вечера в светские салоны.

На одном из вечеров у Карамзиных он познакомился с Марией Алексеевной Щербатовой. Ему очень понравилась молодая и красивая вдова, поэт также произвёл на неё большое впечатление. Они часто и подолгу беседовали.

А.О. Смирнова-Россет вспоминала, как при ней Лермонтов пожаловался Щербатовой на тоску, которая охватывает его временами. В ответ Мария Алексеевна спросила, молится ли он в такие моменты, на что Лермонтов сказал, что забыл все молитвы. Щербатова тут же прочитала ему «Богородицу». Поэт отошёл, а к концу вечера преподнёс Марии Алексеевне стихотворение «Молитва».

Это произведение быстро обрело популярность, но опубликовано было уже после смерти автора. Белинский назвал его одним из наиболее значимых в творческом багаже поэта.

2. Литературное направление

Произведение романтического направления.

3. Род

По роду «Молитву» можно отнести к философской религиозной лирике.

4. Жанр

Жанровая принадлежность произведения – элегия.

Философское размышление представлено в форме монолога лирического героя.

5. Проблематика

Автор поднимает проблему одиночества человека в мире, непонимание личности окружающими людьми, в результате чего и возникает «минута жизни трудная», и не каждый в состоянии справиться с возникшими трудностями самостоятельно.

6. Тематика

Переживая состояние душевного кризиса, лирический герой обращается за помощью к Богу. Он молит о том, чтобы ему был ниспослан покой и утешение.

В стихотворении нет текста молитвы, но автор прекрасно описывает благотворное воздействие «созвучий слов живых» после которых ему «и верится, и плачется, и так легко, легко…».

У каждого человека случаются трудные периоды в жизни. Непонимание окружающих и одиночество усиливают отчаяние, печаль, смятение. Как справиться с этим тяжёлым грузом? В надежде обрести душевный покой лирический герой произведения обращается к молитве. В ней – «в созвучьи слов живых» – он обретает утешение.

Читайте также:  Молитвы для родительской субботы

7. Идея

Идея произведения – изображение сложного и противоречивого внутреннего мира лирического героя.

Современники отмечали, что у Лермонтова был нелёгкий характер. Он и сам признавал, что его характер позже служил причиной частых недопониманий в отношениях с другими людьми и приносил моральные страдания ему самому.

Тема одиночества, его размышления о жизни, желание найти понимание и облегчить своё душевное состояние нашли отражение и в других произведениях поэта.

8. Пафос

Эмоциональный фон произведения показывает широкий диапазон чувств лирического героя – от охватившей его тоскливой безысходности и трагического восприятия мира, до пробуждения в душе надежды и веры в лучшее в заключительных строчках.

9. Система образов

В произведении присутствует образ лирического героя, который в тяжёлый момент своей жизни обращается к образу высшей силы.

10. Центральные персонажи

В стихотворении всего одно действующее лицо – это лирический герой, который ведёт повествование от первого лица.

11. Лирический герой

Мы не знаем жизненных реалий лирического героя. Остаётся неизвестным, кто он, чем занимается, как живёт. Но, тем не менее, понимаем, что он может быть отождествлён с автором стихотворения и, в значительной степени, выражает его мысли.

Через своего лирического героя Лермонтов говорит читателям о своих жизненных трудностях.

12. Сюжет

В произведении нет выраженного сюжета и нет действия. Автор описывает лишь эмоциональное состояние своего героя, чья скорбь и печаль, вызванные неизвестными читателю обстоятельствами, побуждают его обратиться к Богу посредством молитвы.

13. Композиция

Стихотворение состоит их трёх строф.

В начале стихотворения лирический герой говорит о своей тоске и печальном состоянии духа. Вторая строфа дарит ему надежду, а в заключительной происходит метаморфоза – скорбь и тревога покидают лирического героя, печаль «с души как бремя скатится», ему становится легко.

14. Художественное своеобразие произведения

К особенностям этого произведения можно отнести то, что автор сумел передать суть молитвы, не называя её. Читатель не знает, какую именно молитву имел в виду автор, но в то же время ясно чувствуется торжественность момента обращения лирического героя к Богу. В частности этому способствует высокопарная лексика: «молитва чудная», «сила благодатная» и др.

Торжественность повествования усиливает также звукопись – в первой строфе множественное употребление слов со звуком «у» придаёт ей оттенок церковного звучания.

Произведение, являясь светским по написанию, – в нём не используется церковно-славянская лексика, – в то же время оно передаёт высокое религиозное чувство, охватившее лирического героя.

15. Размер, рифма, строфика

В стихотворении «Молитва» – двенадцать строк, три строфы.

Написано оно четырёх- и трёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой (АВАВ) с чередованием мужская – женская.

16. Средства художественной выразительности

Эпитеты: «сила благодатная», «слов живых», «молитва чудная», «святая прелесть».

Метафоры: «сила слов», «теснится грусть», «святая прелесть дышит… в них».

Удачно подобранная лексика позволяет следить за душевным настроением лирического героя – из состояния уныния «в минуту жизни трудную» он, посредством «слов живых», обретает состояние душевного покоя.

17. Значение произведения

Стихотворение «Молитва» можно назвать истоком религиозно-философской лирики. Эту традицию позже продолжили А. Блок и С. Есенин.

Написанное ясным и простым языком, «Молитва» стала поистине народным произведением. Почти на протяжении двух веков романс М. Глинки на слова Лермонтова пользовался огромной популярностью в самых разных слоях общества, он до сих пор находится в классическом репертуаре многих оперных певцов. Другие композиторы также писали свою музыку к этому произведению.

18. Актуальность

Стихотворение «Молитва» написано около двухсот лет назад, но по-прежнему актуально. Оно находит отклик в душе у многих людей, поскольку проблема преодоления тяжёлых жизненных ситуаций, состояния духовного и душевного кризиса – одна из основных во все времена.

19. Моё отношение

Мне нравится это стихотворение. Оно мелодично по звукописи и трогательно по содержанию, поскольку выражает настоящие, знакомые каждому чувства и написано прекрасным языком.

20. Чему учит

Произведение учит не замыкаться в себе в трудные минуты, когда «теснится в сердце грусть», а искать выход и уметь обращаться за помощью, искать «силу благодатную», которая поможет вернуть уверенность в себе и в своих силах.

Источник статьи: http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-lermontova-molitva-po-planu/