Меню

Андрей ткачев молитва ребенка

Прот. Андрей Ткачёв: «Научите детей молитве и просите молиться о вас!»

Навык молитвы для детей не менее важен, чем науки и эсте­ти­че­ское раз­ви­тие, – счи­тает про­по­вед­ник про­то­и­е­рей Андрей Тка­чёв. Почему нужно, чтобы дети моли­лись о роди­те­лях и почему народ­ная муд­рость срав­ни­вает дет­скую молитву с иерейской?

Священный навык

«Мы учим детей нау­кам и искус­ствам, нани­маем пре­по­да­ва­те­лей, учи­те­лей, по воз­мож­но­сти отдаём их в спорт, желаем, чтобы они были все­сто­ронне гра­мотны и образованы.

И есть одно заня­тие, свя­щен­ный навык, кото­рый тоже нужно пре­по­дать детям: это уме­ние молиться.

В радо­сти они будут знать, кого бла­го­да­рить; в беде будут знать, у кого про­сить помощи, в тоске и уны­нии их души укре­пятся. С дет­ства нужно при­вить этот навык – обра­щаться к Богу.

И вот как повод гово­рить об этом есть чуд­ное сти­хо­тво­ре­ние Ивана Ники­тина, при­зыв к молитве, оно назы­ва­ется «Молитва дитяти», часть из него мы прочтём:

Молись, дитя: сомне­нья камень
Твоей груди не тяготит;
Твоей молитвы чистый пламень
Свя­той любо­вию горит.

Молись, дитя: тебе внимает
Тво­рец бес­чис­лен­ных миров,
И капли слёз твоих считает,
И отве­чать тебе готов.

Сти­хо­тво­ре­ние про­дол­жа­ется дальше, а мы оста­но­вимся на этом.

Обя­зан­ность учить детей молитве лежит на отцах и мате­рях, на бабуш­ках и дедуш­ках, на свя­щен­ни­ках, веду­щих цер­ков­ные вос­крес­ные школы, на крест­ных родителях.

Очень важно, что чело­век, моля­щийся с дет­ства, подо­бен ангелу, гре­хов-то ещё как тако­вых нет, и кто имеет дома моля­ще­гося ребёнка, тот имеет дома моля­ще­гося ангела.

Неко­то­рые муд­рые люди гово­рят, что молитва ребёнка сопо­ста­вима с молит­вой пра­вед­ного иерея, горя­чего хода­тая у пре­стола Божия. И вот его молитва сопо­ста­вима, в каком-то смысле равна невин­ной молитве малень­кого человечка.

Лучший молитвенник

Пред­ставьте себе, что вы име­ете дома моля­ще­гося – нет, не каж­дый день, без­условно, часами, а уме­ю­щего при­звать Гос­пода веру­ю­щее дитя, своё, род­ное. И вот, в болез­нях, в ваших непри­ят­но­стях по работе, в раз­ного рода зло­клю­че­ниях вы смело можете не искать дру­гих молит­вен­ни­ков, а про­сить сво­его сына или дочь пре­кло­нить колени, помо­литься Богу за вас.

Соб­ственно, до неко­то­рого воз­раста своих нужд у ребёнка как тако­вых ещё нет. Все, что он в жизни смыс­лит и чув­ствует, глав­ное, что ему нужно – это бли­зость матери и отца. Он чув­ствует себя оди­но­ким и ненуж­ным в мире, когда вас нет, он молится только за вас.

«Про­сти папу и маму, бла­го­слови папу и маму, поми­луй папу и маму!» – и можно добав­лять любое число домо­чад­цев. Вот эта про­стая молитва, быть может, пере­ве­сит очень и очень мно­гое на весах мило­сер­дия Божия.

Частой ошиб­кой в обу­че­нии детей молитве явля­ется гро­мозд­кость и дли­тель­ность молитв, кото­рые дети заучи­вают наизусть. Часто детей изну­ряют с дет­ства бла­го­че­сти­вые люди, при­водя их на бого­слу­же­ние и застав­ляя их выста­и­вать целые службы.

Дитя ещё не вме­щает умом всей кра­соты бого­слу­же­ния, у него про­сто ножки болят и дышать ему трудно, потому что в храме тес­нота, от све­чей жар и про­чее. Вот утом­лять детей с дет­ства не надо.

Нужно, чтобы с дет­ства сохра­ни­лась свя­тая память о том, что храм – это хорошо, это дом Божий, а вот чув­ство уста­ло­сти и напря­жён­но­сти, страх того, что взрос­лые будут ругаться, если я буду кру­титься – вот этого чув­ства из дет­ства у них не должно оставаться.

И сами дет­ские про­ше­ния должны быть очень про­сты: «Гос­поди, бла­го­слови» – так мы даже можем гово­рить перед выхо­дом из дома, напри­мер, на про­гулку. Или «слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» – так мы можем гово­рить, поевши. Или «Гос­поди, поми­луй», ложась ко сну.

Читайте также:  Molitva bog vperedi bozhya mat pozadi angeli po bokam

Вот такие про­стые при­зы­ва­ния Бога должны быть в молит­вен­ном арсе­нале ребёнка уже с пер­вых его лет жизни на земле, то есть с двух-трёх лет, когда он начи­нает гово­рить и может при­не­сти свою сло­вес­ную Богу жертву. Как гово­рит апо­стол Павел, «плод уст испо­ве­ду­ю­щихся – Имя Его».

Говоря детям о Боге, нужно избе­гать тех вещей, кото­рые впо­след­ствии нужно будет во взрос­лом воз­расте отбро­сить. Напри­мер, при­ча­щая ребёнка, не нужно гово­рить: «Идём, батюшка даст что-нибудь сла­день­кое», или там «идём, батюшка мёду с ложечки даст».

Нужно гово­рить ребёнку правду: идём при­ча­щаться Свя­тых Тайн, он потом вырас­тит, пой­мёт и почув­ствует, но с дет­ства он дол­жен слы­шать правду.

Или, говоря о Боге, нужно избе­гать вну­шать ребёнку пред­став­ле­ния о некоем дедушке или чело­ве­ко­об­раз­ном суще­стве, на обла­ках сидя­щем, кру­гом смот­ря­щем и так далее – не надо.

Гораздо удоб­нее пред­став­лять Гос­пода для дет­ского ума, ска­жем, в образе воз­духа, кото­рый не виден никому, но без кото­рого невоз­можно жить, кото­рый бли­зок к нам, необ­хо­дим нам.

Нужно гово­рить с детьми о Боге в тех фор­мах и обра­зах, кото­рые впо­след­ствии во взрос­лом воз­расте рушить не при­дётся, иначе кру­ше­ние дет­ской веры может быть для ребёнка кру­ше­нием веры вообще.

Важно, кстати, доба­вить, что мно­гое из того, что взрос­лому нужно дока­зы­вать, ребё­нок пости­гает так, как будто он всю жизнь это знал. Дет­ские души очень впе­чат­ли­тельны и бывают по-сво­ему про­зор­ливы. То, что пугает или ста­вит в недо­уме­ние взрос­лых, ино­гда ребёнку ясно, как будто он всю жизнь это знал.

Потом посте­пенно, если этот навык при­вьётся чело­веку, и когда к его душе при­вьётся, даст Бог, это при­зы­ва­ние «Гос­поди, поми­луй; бла­го­слови, Гос­поди» и так далее, можно уве­ли­чи­вать число молитв, в числе кото­рых пусть пер­вым будет, напри­мер, тро­парь тому свя­тому, имя кото­рого ребё­нок носит.

Если это, ска­жем, Леночка – тро­парь Кон­стан­тину и Елене; если это Коленька – тро­парь Чудо­творцу Нико­лаю, это крат­кая молитвочка тому свя­тому, с кото­рым мы по имени свя­заны. Такие крат­кие молитвы как «Свя­тый Боже, Свя­тый Креп­кий, Свя­тый Бес­смерт­ный, поми­луй нас» очень легки для запо­ми­на­ния, дети их тоже быстро могут при необ­хо­ди­мо­сти впи­тать в себя и запомнить.

Конечно, потом дой­дёт черед и до «Отче наш», но глав­ное, что этим нужно зани­маться. Нужно, чтобы ребё­нок был срод­нён с Гос­по­дом с дет­ских своих лет. Ведь не сек­рет, что вос­пи­та­тели, кото­рые ста­вят целью гар­мо­ни­че­ское вос­пи­та­ние лич­но­сти, все­гда гово­рят, что вос­пи­та­ние начи­на­ется ещё с внут­ри­утроб­ного развития.

Спра­ши­вают, ска­жем: моему сыну, напри­мер, два года, можно ли уже начи­нать вос­пи­ты­вать? И хре­сто­ма­тий­ные ответы: вы опоз­дали на два года, то есть уже давно нужно вос­пи­ты­вать. Вот это каса­ется и вопро­сов веры.

Очень хорошо, когда мама, ска­жем, кормя ребёнка, вос­пи­ты­вая его ещё в тех неж­ных меся­цах ран­него мла­ден­че­ства, часто осе­няет его крест­ным зна­ме­нием, напе­вает ему на ушко что-нибудь свя­тое, или шеп­чет имя Хри­стово, или что-нибудь иное свя­щен­ное, так, чтобы под­со­зна­тельно ребё­нок оку­ты­вался атмо­сфе­рой бла­го­дати из уст той, кото­рая родила, любит, греет и кор­мит его.

Одним сло­вом, молит­вен­ное вос­пи­та­ние чело­века – это насколько дра­го­цен­ная вещь, что не зна­ешь, с чем её можно сравнить.

Свя­той Тихон Задон­ский гово­рит о том, что если мы этого не будем делать, мы будем подобны чело­ве­ко­убий­цам, мы будем похожи на людей, кото­рые родили, одели и вытол­кали детей вза­шей в холод­ный, неуют­ный, незна­ко­мый мир без вся­кой защиты, без дорож­ной карты и без хлеба на дорогу.

На этих людей похожи люди, не име­ю­щие веры, путе­вод­ной звезды, и не уме­ю­щие при­звать на помощь Того, Кото­рый все­гда рядом. Поэтому при­зыв этот к моля­ще­муся дитяти или к дитяти, кото­рое хочет молиться, более обра­щён к нам, взрос­лым. Мы должны быть при­ме­ром для детей, мы должны ста­раться потру­диться в этой области.

Читайте также:  Молитва чтобы узнать правду от человека

Быть может, ангел, твой хранитель,
Все эти слезы соберёт
И их в над­звёзд­ную обитель
К пре­столу Бога отнесёт.

Молись, дитя, мужай с летами!
И дай Бог в пору позд­них лет
Такими ж свет­лыми очами
Тебе гля­деть на Божий свет!

Но если жизнь тебя измучит,
И ум, и сердце возмутит,
Но если жизнь роп­тать научит,
Любовь и веру погасит –

При­никни с жар­кими слезами,
Кре­ста под­но­жье обойми:
Ты при­ми­ришься с Небесами,
С самим собою и с людьми.

Итак, дети, слы­ша­щие меня, поти­хо­нечку учи­тесь молиться. Взрос­лые, слы­ша­щие меня, поти­хо­нечку учите детей своих при­зы­вать Гос­пода Бога».

Источник статьи: http://azbyka.ru/deti/prot-andrej-tkachjov-nauchite-detej-molitve-i-prosite-molitsja-o-vas

Не «отмазывайтесь» молитвой «Отче наш»: Отец Андрей Ткачёв открыл, зачем нужно «досаждать» Богу

Молитвы бывают разные: от самой короткой «Господи, помилуй!» до многочасовых богослужебных. Но вот зачем нужны долгие молитвы, зачем столь настырно досаждать Богу своими просьбами? Ответ на этот вопрос предлагает известный православный пастырь и проповедник протоиерей Андрей Ткачёв.

Сегодня мы поговорим о молитве. На основании Евангелия. Порой считается, что молиться нужно коротко: Господь Сам сказал: не будьте как фарисеи, которые думают, что они в многоглаголании, как язычники, услышаны будут. То есть не нужно говорить много. Молитесь так – и дал «Отче наш». Вроде бы всё исчерпывающе понятно: «Отче наш» – и всё. Но вместе с тем, Господь говорит нам, что иногда нужно молиться много, долго, даже день и ночь. Об этом говорит Евангелие от Луки, глава 11-я: Сам Господь даёт притчи, в которых говорит, что нужно не просто читать молитву, а вопить к Богу, день и ночь. И вот одна из таких притч:

И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашёл ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

Это – предваряющие слова притчи, последующие же слова – хорошо известны:

«И Я скажу вам дальше: просите, и дастся вам. Ищите, и найдёте. Стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, ищущий находит, и стучащему отворят».

Это не «Отче наш», здесь ни о какой краткости вообще речь не идёт. Да, иногда, действительно, нужно быть не как фарисей, который много-много всякого сказал, и считает, что Господь должен услышать, раз я много сказал. Ему сказал, кому ещё, Ему. Но в этих евангельских словах нет и речи ни о какой краткости. Речь о том, что нужно стучаться в двери милосердия Божия, а Господь тебе говорит: послушай, Я уже отдыхаю. То есть дети Мои со мной на постели. Дверь закрыта уже. В общем, мы отдыхаем. То есть не до тебя сейчас.

Читайте также:  Molitva vospitatelya za detey

Обидно? Обидно. Но и такое бывает. Но ты стучишь дальше. Стучишь и просишь. И Он говорит: а, ладно! Встаёт и даёт тебе то, что нужно. По неотступству. То есть здесь прямое приказание Христа быть неотступными в молитве, настырными, упёртыми, требовательными. Мы часто спрашиваем: а зачем эти монахи молятся Полуночницу, Утреню, Часы, Литургию, Вечерню, Повечерие. Так много всего, что и поспать некогда. Но зачем так много? Потому что нужно быть неотступным. Потому что нужно докучать Господу, надоедать Господу просьбами своими. Говорит: ну, помилуй его, ну, помилуй его. Говорит: ай, ладно, помилую! Из притчи выходит именно так. Так оно и звучит: прости меня, ну, прости меня, ну, прости меня. Ай, ладно, прощаю!

Нужно быть настырным, неотступным, упёртым, нужно быть волевым человеком. То есть иметь волю и веру. Когда у тебя есть вера, но нет воли – ты попросил и устал. А воля тебя движет на дольшие труды. А вот когда есть воля, но нет веры – ты чудовище. Такой человек всё и всех гнёт под себя, у него нет ни совести, ни страха Божиего. И он весь мир ломает под свои лекала. А если есть воля и есть вера, ты стучишь в милосердные двери Бога: помилуй меня, прости меня, да, я свинья, да, я паскудный человек, да, я такой, да, я сякой, прости меня, прости меня. А Он говорит: да не тревожь Меня, отстань, я уже отдыхаю, дети Мои со мной, Я тебя не знаю, вообще, иди отсюда. Но ты стучишь дальше. И, в конце концов, из-за дверей слышишь: ну, ладно, всё, хорошо, всё, Я простил, Я помиловал.

В Евангелии и у Матфея, и у Луки в итоге пишется одно и то же. Что ищущий находит, что стучащему откроют и просящий получит. То есть просите – и дастся вам, ищите – и найдёте, стучите – и отворят вам. Это и есть призыв к непрестанной молитве. Вообще мы очень мало молимся – много говорим, много едим, много спим, много работаем и много отдыхаем. и мало молимся. Да вообще почти не молимся. Если бы мы молились хотя бы столько, сколько едим, были бы святыми. Если бы молились столько, сколько спим, а это шесть-восемь часов в день, то вообще просто летали бы на крыльях, как Архангел Михаил. Но мы очень мало молимся.

Так вот, ободрения вам: не отмазывайтесь молитвой «Отче наш», нужно молиться много, молиться часто, молиться настырно, молиться упёрто. Все эти эпитеты я намеренно подбираю к молитве и не отказываюсь от них. Потому что нужно стучаться в двери Божиего милосердия, и просящий – получит, ищущий – найдёт, и стучащему – откроют. А лентяй, конечно, ничего не получит. Поэтому 11-я глава Евангелия от Луки и говорит нам в одной из притч, что нужно быть настырным и упёртым в молитве.

И именно отсюда все наши Всенощные, все наши длинные Литургии с молебнами и акафистами. То есть отсюда всё: стучите, стучите, стучите в двери милосердия Божия. И откроют вам. Так сказал Господь, а Он не обманывает нас.

Источник статьи: http://tsargrad.tv/articles/ne-otmazyvajtes-molitvoj-otche-nash-otec-andrej-tkachjov-otkryl-zachem-nuzhno-dosazhdat-bogu_272138