Меню

Ангелы за трапезой молитва

Молитвы перед трапезой

Молитва перед обедом

Вставши пред святыми иконами, по при­готовлении трапезы, говори:

З а моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́спо­ди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

О тче наш, Иже еси́ на́ небесех. Да свя­ти́тся и́мя Твое́. Да прии́дет ца́рствие Твое́. Да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на́ небеси и на земли́. Хлеб наш насу́щныи даждь нам днесь. И оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим. И не введи́ нас во искуше́ние. Но изба́ви нас от лука́ваго (поклон).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху (поклон).

И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).

Г о́споди поми́луй, Го́споди поми́луй, Го́споди благослови́ (поклон).

З а моли́тв Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х Твои́х, Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

Б о́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шному (поклон).

С озда́выи мя, Го́споди, и поми́луй мя (поклон).

Б ез числа́ согреши́х, Го́споди, поми́луй и прости́ мя гре́шнаго (поклон).

С благоговением садись за стол. Пред на­чалом пищи старший должен вслух сказать молитву Исусову, а присутствующие дол­жны ответить: «Ами́нь».

И потом говорят: «Благослови́те поку­́шать». Старший отвечает: «Бог благослови́т». И с молитвой и молчанием кушают во славу Божию.

Если прилучится кому-либо из християн войти в горницу во время трапезы, то он должен сказать: «Ангел за трапе́зой». Сидящие за столом отвечают: «Неви́димо предстои́т».

Молитва после обеда

По окончании трапезы огради себя кре́стным зна́мением и выходи из-за стола; встав пред святыми иконами, говори:

З а моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́спо­ди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

Д осто́йно есть, я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дице, при́сно блаже́нную и пренепоро́чную, и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую вои́стину серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло­́ва ро́ждьшую, су́щую Богоро́дицу, Тя ве­лича́ем (поклон поясной).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху (поклон).

И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).

Г о́споди поми́луй, Го́споди поми́луй. Го́споди благослови́ (поклон).

З а моли́тв Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х Твои́х, Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

И 12 поклонов с Исусовой молитвой:

Г о́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй мя гре́шнаго.

Далее помолись о здравии и спасении ми­лующих и питающих, по три раза произнося с поклонами:

М и́лостиве Го́споди, спаси́ и поми́луй раб Свои́х, ми́лующих и пита́ющих нас (имя рек, поклон).

И зба́ви их от вся́кия ско́рби, гне́ва и ну́жди (поклон).

О т вся́кия боле́зни, душе́вныя и теле́с­ныя (поклон).

И прости́ им вся́кое согреше́ние, во́ль­ное и нево́льное (поклон).

И душа́м на́шим поле́зная сотвори́ (поклон).

Затем три поклона с молитвою мытаря: «Бо́же, ми́лостив».

После этого поблагодари за трапезу и скажи:

«Спаси́ вас Христо́с и сохрани́ на мно́гая ле́та!»

В некоторых местах имеется обычай: после молитвы «О здра́вии и спасе́нии» поют три раза «И сохрани́ их на мно́гая ле́та», а после этого молятся три поклона с молитвою мытаря и благодарят за трапезу.

Молитва перед ужином

З а моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́спо­ди. Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

Я дя́т ни́щии и насы́тятся, и восхва́лят Го́спода взыска́юшии Его́, жива́ бу́дут сердца́ их в век ве́ка.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху (поклон).

И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).

Г о́споди помилуй, Го́споди поми́луй, Го́споди благослови́ (поклон).

З а моли́тв Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

Затем три поклона с молитвою мытаря: «Бо́же, ми́лостив». И далее все, как указано в молитвах пред обедом.

Молитва после ужина

З а моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́спо­ди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

Читайте также:  Схиархимандрит виталий сидоренко его молитвы

С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь. Го́споди поми́луй, Го́споди поми́луй, Го́­споди благослови́ (без поклонов).

Б ысть чре́во Твое́ свята́я трапе́за, иму­́ще небе́снаго хле́ба Христа́, от Него́ же всяк яды́и не умира́ет, я́ко же рече́ вся́­ческих, Богоро́дице, Пита́тель. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую вои́стину се­рафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждьшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем (поклон).

В озвесели́л мя еси́, Го́споди, в тва́ри Твое́й, и в де́лех ру́ку Твое́ю возра́дуюся. Зна́менася на нас свет лица́ Твоего́, Го­́споди, дал еси́ весе́лие в се́рдцы мое́м. От плода́ пшени́цы, вина́ и еле́я своего́ умно́жишася. В ми́ре вку́пе усну́ и почи́ю, я́ко Ты, Го́споди, еди́наго на упова́ние всели́л мя еси́.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху (поклон).

И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).

Г о́споди помилуй, Го́споди поми́луй, Го́споди благослови́ (поклон).

З а моли́тв Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х Твои́х, Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

Затем 12 поклонов с Исусовой молитвой. И далее все, как указано в молитвах после обеда.

Библиотека. Архив «Русской веры»

Библиотека нашего сайта — это уникальная коллекция материалов, жемчужиной которого является «Лицевой летописный свод Ивана Грозного». Кроме того, в библиотеке впервые размещён старообрядческий Архив Канцелярии архиепископа Московского и Всея Руси (РГАДА, фонд 1475).

Источник статьи: http://ruvera.ru/lib/pered_trapezoy

Благодарим Тя, Христе Боже наш

Здравствуйте, дорогие братия и сестры!

«Благодарим Тя, Христе Боже наш…». Это первые строки из молитвы, которую произносят верующие после еды. В них мы обращаемся к Богу, как к Источнику жизни и Подателю всякой благостыни, со словами благодарения. А вкушение пищи предваряется молитвой «Отче наш» со словами «…хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Мф. 6,11).

Ангелы с нами, когда мы с молитвой вкушаем пищу

Повседневной благочестивой традицией русской семьи всегда было благоговейное отношение не только к принятию пищи, но и ко всему процессу её приготовления.

В христианской традиции приготовление пищи должно сопровождаться призыванием имени Божия. Приготовляемая пища всегда осеняется крестным знамением. Вот интересный случай. Однажды митрополит Фотий (XV век) посетил Симонов монастырь. Там на пекарне он увидел утомившегося юношу, рука которого была согнута для совершения крестного знамения. И в таком положения уставший от трудов инок и дремал. Так его монастырское послушание было сопряжено с молитвой.

Что пишет более близкий к нам подвижник веры преподобный Серафим Вырицкий (XX век). Он пишет, что мы часто болеем из-за того что не освещаем трапезу без молитвы. Не призываем Божие благословение на приготовляемую пищу. Если в Древней Руси раньше все делали с молитвой: и пахали, и сеяли, и собирали урожай, то сейчас не так. Мы ни имеем представление чаще всего, как готовили то, что мы едим. Ведь часто может быть, что еда приготовлена с хульными словам, руганью, проклятиями…

Ангела за трапезой

Современный люди имеют очень поверхностное представление о пище. Считается, что еда – это то, чем люди питают свой организм, физическую часть своего существа. Однако все, что мы вкушаем – это жертва любви Божией к нам, людям. Через пищу природа и ангельский мир служат человеку. Поэтому так необходимо молиться до и после еды, и во время её приготовления.

Недаром мы говорим: «Ангела за трапезой». Ведь когда мы в молитве «Отче наш» призываем благословение Отца Небесного, то непременно с Ним рядом и Богородица, и Ангелы, и все святые. «И воистину Ангелы с нами за трапезой, когда мы с молитвой и благодарением вкушаем пищу» – пишет преподобный. Перед едой у батюшки Серафима всегда читали молитвы «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся…» и тропарь святителю Николаю, призывая вместе с ним благословение всех святых на трапезу. Преподобный благословлял своих духовных чад неукоснительно соблюдать это молитвенное правило.

Читайте также:  Молитвы для освящения пасхи в домашних условиях

Благоговейное отношение к трапезе необходимо возрождать

Многие вековые традиции русского народа, к сожалению, утратились. И современная хозяйка зачастую не знает о них, не соблюдает даже простого обязательно правила перекрестить приготовляемую пищу. Напротив обычным стало смотреть телевизор, слушать радиопередачи во время приготовления пищи. При этом нередко эфир бывает наполнен выступлениями экстрасенсов, целителей и пр. Это непременно невидимым образом отражается и на видимых предметах, в том числе и на приготовляемой пище, которую после вкушает вся семья. Так духовный вакуум заполняется другими, темными силами.

Сложно что-либо придумать в этом мире нового. Наверное, гораздо проще и правильней будет возрождать утраченные благочестивые традиции прошлого. Такие, как традиция благоговейного отношения к принятию и приготовлению пищи.

Источник статьи: http://semyaivera.ru/2020/11/24/blagodarim-tya-hriste-bozhe-nash/

Православная Жизнь

Как только не приветствуют друг друга православные! А есть ли какие-то правильные способы приветствия православных людей? Как здороваться, чтобы не быть смешными, но и традиции не утратить?

Целовать? Можно!

В церковной среде приветствия действительно довольно разнообразные. У людей невоцерковлённых по этому поводу возникает ряд вопросов: почему и зачем они это делают, что происходит между этими людьми и так далее. У меня некоторые виды наших приветствий напоминают детство, когда приезжаешь в гости к каким-то незнакомым родственникам, которые начинают тебя зацеловывать. Ты этих тёть не помнишь и пыла их не разделяешь, и своё настроение можешь выразить тремя предложениями: «Кто вы? Что вам надо? Я вас в первый раз вижу!». Но если говорить серьёзно, то на самом деле ничего удивительного в приветственных поцелуях нет, просто православные люди помнят слова апостола: «Приветствуйте друг друга лобзанием святым» (2 Кор. 13:12), «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим. 16:16). Вообще, целование — это жест доверия, такой же, как протягивание руки или объятия.

Я считаю, что вопрос не в том, как нам здороваться в церковной общине — здесь всё зависит от принятой традиции, а как это делать вне её. В церковной ограде можно приветствовать друг друга как хочется, главное — быть вежливыми. Сейчас многие приходы возвращаются к старой практике, когда священник перед Символом веры говорит: «Христос посреди нас!» — и верующие отвечают: «Есть и будет!». При этом рядом стоящие люди обнимаются и целуются. Мне такая традиция очень нравится. У нас это всё происходит в алтаре, и стоящие в храме люди этого возгласа просто не слышат. А ведь такая традиция, как мне кажется, очень хорошо объединяет приход: человек не чувствует себя в храме одиноким.

Как приветствовать окружающих — это выбор самого православного человека. Кто-то и православным, и неправославным жмёт руку, кто-то трижды целует в память о пасхальном христосовании, делая это своей особенной чертой. Знаю, что некоторые священники практикуют такое. В этом нет ничего плохого — разве что есть опасность, что чрез некоторое время за любвеобильным батюшкой начнут бегать толпы прихожанок. Так что священникам надо быть осторожнее с целованиями, не всегда они уместны.

Проявление открытости и добрых намерений

В любой культуре приветствие — пожатие руки, снятие шляпы — имеет своей целью показать, что человек вам доверяет и надеется на вашу взаимность. В открытой руке нет оружия, в непокрытой голове есть признание своей беззащитности: раньше рыцарь, въезжая в город, снимал шлем, что означало, что он не несёт угрозы и не ждёт её от окружающих. Приветствие всегда должно быть искренним и добрым.

В каждой культуре и субкультуре есть свои формы приветствий. Они могут быть условным кодом для определения своих и чужих. Ничего удивительного, что и у нас, православных, тоже есть свои традиции, понятные своим и непонятные тем, кто случайно зашёл. Мне кажется, в этом есть что-то не только объединяющее нас, но и нас обезоруживающее. Например, есть целование святой Елисаветы и поцелуй Иуды. Думаю, мы не хотим быть теми, кто приветствует людей вторым поцелуем, мы все хотим быть подобными святой Елисавете. Однако я считаю, что не надо сразу бросаться целовать новых людей в общине. Сначала следует разъяснить, что у нас и как. К сожалению, мы очень мало объясняем людям, что у нас происходит.

Читайте также:  Molitva georgiy pobedonosets za sina v armii pravoslavnaya

Помним о личном пространстве

Важно, чтобы ваши приветствия не нарушали личные границы человека. Не все любят поцелуи даже с родственниками — что уж говорить о чужих людях! Надо помнить, что у разных людей разное представление о нормах социальной дистанции. Жители городов живут более тесно, чем жители деревни, поэтому касаться друг друга для первых нормально, а для вторых — нет. Потому, мне кажется, надо по возможности стараться учитывать этот момент во время общения.

За границей во многих странах не принято вторгаться в личное пространство человека, близко подходить к нему, прикасаться. Это считается неприличным. Признаюсь, мне такая традиция нравится, я люблю, когда моё личное пространство не нарушают. Мне это необходимо, чтобы я нормально функционировал. Если же человек пытается общаться «нос к носу», я очень напрягаюсь. Во время приветствий наша задача — показать дружелюбие, доброжелательность, незлобие, открытость, но помимо этого — проявить заботу о том, с кем мы встретились, сделать так, чтобы ему было комфортно с нами, чтобы мы не нарушили его границы, его покой.

«Ангела за трапезой» или «приятного аппетита»?

Если один верующий другому пожелает «Ангела за трапезой», то ничего в этом плохого нет. Понятно, что это давняя традиция, передаваемая от старшего поколения младшему. Хотя в этом случае мне вспоминается святой Серафим Вырицкий, который говорил: если вы желаете ангела за трапезой — то читайте молитву Ангелу-хранителю, а не только «Отче наш». Если человек что-то говорит или желает, он должен понимать, зачем он это делает. Не знаете, что значит то или иное приветствие — не говорите, просто поздоровайтесь, этого будет достаточно. Знаете, с каким праздником православные поздравляют друг друга в обычный будний день — отлично, поздравляйте тоже. Если же вы без понятия, почему у них каждый день какой-то праздник — говорите «Здравствуйте!». Я за осознанность. В свою очередь, верующим тоже не стоит озадачивать невоцерковлённых людей поздравлениями с праздниками из православного календаря.

Искренность и понимание — прежде всего

Православные приветствия могут отталкивать, когда они неискренние и за ними ничего, кроме слов, не стоит. Если человек говорит «со святым днём», «спаси Господи!» потому, что живёт Христом и Церковью, если от избытка сердца глаголят его уста, это всегда слышно и не раздражает. Если же это просто потому, что так принято или чтобы подчеркнуть, что «я верующая, а вы нет» — это очень фальшиво. Люди нецерковные мгновенно считывают фальшь — особенно из наших уст.

Порой обильное употребление православных приветствий — черта новоначального христианина, которому очень хочется стать своим в общине или Церкви в целом. Это горение со временем пройдёт, так что не будем судить неофитов строго.

Здороваться надо. Каждая компания, каждое объединение людей может иметь свои виды приветствий. Важно помнить: то, как вы здороваетесь в узком кругу, может быть неуместным вне его. Если вы не знаете, как приветствовать тех или иных людей — просто скажите «здравствуйте», этого всегда достаточно. Главное — чтобы мы всегда действовали по любви и с заботой о ближнем.

Священник Димитрий Паламарчук

Источник статьи: http://pravlife.org/ru/content/kakim-dolzhno-byt-privetstvie-pravoslavnyh-lyudey