Меню

Архангел михаил молитва в чудовом монастыре кремля

Чудов монастырь. Молитва Архангелу Михаилу

Молитва эта была написана на паперти храма Архистратига Михаила в Москве, в Кремле, в Чудовом монастыре, взорванном вскоре после октябрьского переворота

Господи Боже, Великий Царь Безначальный, пошли, Господи, Архангела Своего Михаила на помощь рабу Твоему (имя), изъяти мя от врагов моих видимых и невидимых,

О, Господень Великий Архангеле Михаиле, излей мира благого на раба Твоего (имя).

О, Господень Великий Архангеле Михаиле, демонов сокрушителю, запрети всех врагов, борющихся со мной, сотвори их яко прах пред лицом ветра.

О, Господень Великий Архангеле Михаиле, хранителю неизреченный, буди мне великий помощник во всех обидах, скорбях, в печалех, в пустынех, и на реках, и на морях тихое пристанище. Избави мя, великий Михаиле, от всякия прелести диавольския и услыши мя грешнаго раба Твоего (имя), молящегося Тебе и призывающего имя Твое святое; ускори на помощь мою и услыши молитву мою.

О, Великий Архангеле Михаиле, победи вся противящиеся мне силою Честнаго, и Животворящаго Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы и святых ангел, и святых апостол, и святого Николая Чудотворца, и святого пророка Илии, и святых великомучеников Никиты и Евстафия и преподобных отец и святителей, мученик и мучениц, и всех святых Небесных Сил. Аминь.

О, Великий Архангеле Михаиле, помози мне грешному рабу Твоему (имя), избави от труса, потопа, от огня и меча, от напрасныя смерти и от всякаго зла, и от всякаго льстиваго, и от бури наносимыя, и от лукавого избави мя, Великий Архангеле Господень всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Кто прочитает эту молитву, тот избавлен будет в этот день от злого человека, от диавола, от всякого соблазна. Если кто и умрёт в такой день, то и ад душу его не примет.

Источник статьи: http://www.russdom.ru/oldsayte/2004/200411i/20041118

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Молитва Архангелу Михаилу, написанная на паперти Чудова монастыря

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

На сегодняшний день мало кто хорошо знает мир Ангелов. Главная причина этому — незначительное количество достоверной информации о Небесном мире. Люди знают, что эти создания невидимы для человеческого глаза, и что они были созданы еще задолго до появления первых людей. Также известно, что ангелы — духовные существа. Они обладают могуществом, волей, умом и силой.

Некоторые ангелы имеют возвышенное положение. Один из таких — Михаил. Это главный ангельский боец со злом, воевода Господнего войска. А молитва Архангелу Михаилу на паперти Чудова Монастыря является самой древней и самой известной апокрифической молитвой.

Молитва Архистратигу Михаилу на паперти Чудова Монастыря

Ангелы являются своеобразными посланниками между людьми и Всевышним. Они словно ходатаи от лица Господа. Архангел Михаил самый сильный и могущественный ангел. Он впервые одержал победу над злом, когда повел небесное войско против падшего ангела Люцифера. Но даже сегодня он ведет свою борьбу со злом и другой нечистью на земле. И каждый живой человек участник этой войны.

Но помимо войны за добро, Архистратиг помогает верующим людям в их бедах и несчастьях. Каждая искренняя молитва к этому великому Архангелу всегда будет услышана. Ведь он надежный защитник православного христианства.

В чем сила Архистратига

Михаил помогает каждому, кто:

  • нуждается в защите;
  • нуждается в крове;
  • нуждается в исцелении;
  • нуждается в помощи;
  • хочет обрести силу и смелость;
  • хочет избавиться от высокомерия;
  • хочет обрести уверенность и выносливость.

Он всегда покровительствовал пострадавших в войнах или стихийных бедствиях.

Самая сильная молитва на паперти Чудова монастыря

Это молитвословие является самым известным и распространенным из всех обращений к Великому Архистратигу. Существует огромное количество рассказов, которые утверждают, что текст данного молитвенного обращения обладает благодатью. Многие используют его в качестве личного оберега.

Архангел обязательно поможет всем тревожным и растерянным людям, которые не могут определиться с главной жизненной целью. А ежедневная молитва к главному ангелу поможет обойти стороной все войны, смерть, зло, беды и стихийные бедствия.

Читать молитвословие лучше всего утром. Пример текста к Архистратигу, который был написан на паперти Храма:

Господи Боже, Великий Царь Безначальный, пошли, Господи, Архангела Своего Михаила на помощь рабу Твоему (имя), изъяти мя от врагов моих видимых и невидимых,

О, Господень Великий Архангеле Михаиле, излей мира благого на раба Твоего (имя).

О, Господень Великий Архангеле Михаиле, демонов сокрушителю, запрети всех врагов, борющихся со мной, сотвори их яко прах пред лицом ветра.

О, Господень Великий Архангеле Михаиле, хранителю неизреченный, буди мне великий помощник во всех обидах, скорбях, в печалех, в пустынех, и на реках, и на морях тихое пристанище. Избави мя, великий Михаиле, от всякия прелести диавольския и услыши мя грешнаго раба Твоего (имя), молящегося Тебе и призывающего имя Твое святое; ускори на помощь мою и услыши молитву мою.

О, Великий Архангеле Михаиле, победи вся противящиеся мне силою Честнаго, и Животворящаго Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы и святых ангел, и святых апостол, и святого Николая Чудотворца, и святого пророка Илии, и святых великомучеников Никиты и Евстафия и преподобных отец и святителей, мученик и мучениц, и всех святых Небесных Сил. Аминь.

О, Великий Архангеле Михаиле, помози мне грешному рабу Твоему (имя), избави от труса, потопа, от огня и меча, от напрасныя смерти и от всякаго зла, и от всякаго льстиваго, и от бури наносимыя, и от лукавого избави мя, Великий Архангеле Господень всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник статьи: http://ikona-i-molitva.info/molitva-arxangelu-mixailu-napisannaya-na-paperti-chudova-monastyrya/

Архангел михаил молитва в чудовом монастыре кремля

Россия, Свердловская область, Красноуфимский район, село Сарсы-Вторые, улица Победы, дом 41

Молитва Михаилу Архистратигу Грозному Воеводе

Г осподи, Боже Великий, Царю безначальный,пошли, Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имена) . Защити, Архангеле, нас от всяких врагов, видимых и невидимых.

О , Господень Великий Архангеле Михаиле! Демонов сокрушителю, запрети всем врагам, борющим мя, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах пред лицем ветра.

О Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестокрылатых первый княже и воеводо Небесных Сил — Херувимов и Серафимов,буди нам помощник во всех бедах, скорбех, в печалех, в пустыни, на распутьях, на реках и на морях тихое пристанище.

Читайте также:  Как защитить себя от колдунов молитва

О , Господень Великий Архангеле Михаиле! Избави нас от всякия прелести лукавыя диавольския, егда услышишь нас, грешных (имена) , молящихся Тебе, и призывающих имя Твое Святое.Ускори нам на помощь и услыши молитву нашу.

О Великий Архангеле Михаиле! Побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы, святых Ангелов и святых апостолов, святаго пророка Божия Илии, святаго великого Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца, святаго Андрея Христа ради, юродивого, и всех святых великомучеников Никиты и Евстафия, святых Царственных страстотерпцев, преподобных отцев наших и святых святителей и мучеников и всех святых Небесных Сил.

О , Господень Великий Архангеле Михаиле! Помози нам, грешным (имена) , и избави нас от труса, потопа, огня, меча, и напрасныя смерти, от всякаго зла, от врага льстиваго, и от бури наносимой, и от лукаваго избави нас, великий Михаиле Архангеле Господень, всегда, ныне и присно и во веки веков. А минь

О , святой Архистратиже Божий Михаиле! Молниеносным мечем Твоим отжени от мене духа лукавого, искушающаго и томящего мя. А минь.

Молитва сия древняя написана на паперти Чудова монастыря в Кремле в Церкви Михаила Архистратига.

«Аще который человек прочтет сию молитву, того дня не прикоснется к нему ни диавол, ни зол человек, ни лестию соблазнится сердце его .Аще ли преставится от жития сего, то и ад душу его не примет!»

Очень важно эту молитву читать под 6/19 сентября и под 8/21 ноября в 12 часов ночи. А также — всю страстную неделю Великого Поста (обязательно!). По преданию, в это время Архангел Михаил находится на берегу долины огненной, и опускает свое правое крыло в геену огненную и она гаснет. Поминайте в эти дни усопших по именам, и Архангел Михаил выведет их души из ада.

Источник статьи: http://xn--80a6abc4c.xn--p1ai/component/k2/item/42-molitva-mikhailu-arkhistratigu-groznomu-voevode.html

Апокрифическая молитва Архангелу Михаилу

«Молит­ва Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» явля­ет­ся, веро­ят­но, одной из наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных в наши дни апо­кри­фи­че­ских молитв 1 . Она часто назы­ва­ет­ся про­сто «Молит­ва Архан­ге­лу Миха­и­лу» (ее не сле­ду­ет сме­ши­вать с молит­ва­ми Архан­ге­лу Миха­и­лу, не содер­жа­щи­ми апо­кри­фи­че­ских элементов).

При­ве­дем тот из совре­мен­ных вари­ан­тов этой молит­вы, кото­рый, по нашим наблю­де­ни­ям, явля­ет­ся одним из самых попу­ляр­ных (орфо­гра­фия и пунк­ту­а­ция тек­ста остав­ле­ны нами без изменений):

Гос­по­ди, Боже Вели­кий, Царю без­на­чаль­ный, пошли Архан­ге­ла Тво­е­го Миха­и­ла на помощь рабам Тво­им (имя­рек). Защи­ти, Архан­ге­ле, нас от вся­ких вра­гов, види­мых и неви­ди­мых. О, Гос­по­день Вели­кий Архан­ге­ле Миха­и­ле! Демо­нов сокру­ши­тель, запре­ти всем вра­гам, борю­щим­ся со мною, и сотво­ри их яко овцы, и сми­ри их злоб­ные серд­ца, и сокру­ши их, яко прах перед лицем вет­ра. О, Гос­по­день Вели­кий Архан­ге­ле Миха­и­ле! Шести­кры­лый пер­вый Князь и Вое­во­да Небес­ных Сил – Херу­ви­мов и Сера­фи­мов, буди нам помощ­ник во всех бедах, скор­бях, в печа­лях, в пусты­ни и на морях тихое при­ста­ни­ще. О, Гос­по­день Вели­кий Архан­ге­ле Миха­и­ле! Изба­ви нас от вся­кия пре­ле­сти диа­воль­ския, егда услы­шишь нас, греш­ных, моля­щих­ся Тебе, и при­зы­ва­ю­щих имя Твое Свя­тое. Уско­ри нам на помощь и побо­ри всех, про­ти­вя­щих­ся нам, силою Чест­на­го и Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня, молит­ва­ми Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, молит­ва­ми свя­тых Апо­сто­лов, Свя­ти­те­ля Чудо­твор­ца Нико­лая, Андрея, Хри­ста ради, юро­ди­во­го, св. про­ро­ка Илии и всех свя­тых вели­ко­му­че­ни­ков: св. муче­ни­ков Ники­ты и Евста­фия, и всех пре­по­доб­ных отцов наших, от века Богу уго­див­ших и всех свя­тых Небес­ных Сил. О, Гос­по­день Вели­кий Архан­ге­ле Миха­и­ле! Помо­ги нам греш­ным (имя­рек) и избавь нас от тру­са, пото­па, огня, меча и напрас­ной смер­ти, от вели­ко­го зла, от вра­га льсти­ва­го, от бури поно­си­мой, от лука­во­го избавь нас все­гда, ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь. Свя­той Архи­стра­тиг Божий Миха­ил, мол­ние­нос­ным мечом Тво­им отже­ни от мене духа лука­во­го, иску­ша­ю­ще­го и томя­ще­го мя. Аминь.

Этот текст пред­став­ля­ет собой несколь­ко изме­нен­ную вер­сию широ­ко рас­про­стра­нен­ной в народ­ной сре­де в XVI – нач. XX вв. «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» 2 . В 1913 г. А. И. Яци­мир­ский опуб­ли­ко­вал несколь­ко спис­ков этой апо­кри­фи­че­ской («лож­ной») молит­вы и ука­зал на рус­ское про­ис­хож­де­ние это­го тек­ста 3 . Один из вари­ан­тов молит­вы («Молит­ва к Гос­по­ду наше­му Ису­су Хри­сту, ко свя­то­му архан­ге­лу Михай­лу») был опуб­ли­ко­ван Д. С. Лиха­че­вым по спис­ку XVII века из Биб­лио­те­ки Рос­сий­ской Ака­де­мии наук. Д. С. Лиха­чев счи­тал, что дан­ная молит­ва была напи­са­на в 1572 или 1573 г. Ива­ном Гроз­ным под псев­до­ни­мом Пар­фе­ний Уро­ди­вый вме­сте с Кано­ном Анге­лу Гроз­но­му вое­во­де 4 .

Одна­ко А. А. Тури­лов и А. В. Чер­не­цов ука­за­ли на сомни­тель­ность подоб­ной атри­бу­ции. Они обна­ру­жи­ли спи­сок молит­вы, состав­лен­ный не позд­нее сере­ди­ны XVI в. Кро­ме того, иссле­до­ва­те­ли отме­ти­ли, что дан­ная молит­ва была очень попу­ляр­на в пись­мен­но­сти XVI–XIX вв. и сохра­ни­лась в сот­нях спис­ков, неред­ко она вклю­ча­лась в сбор­ни­ки заго­во­ров 5 . Одним из вари­ан­тов «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» явля­ет­ся «Молит­ва Миха­и­лу и Гав­ри­и­лу архан­ге­лам» 6 .

Рас­про­стра­нен­ные в наши дни вари­ан­ты «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» не осо­бен­но отли­ча­ют­ся друг от дру­га. Раз­ли­чия могут быть вызва­ны ошиб­ка­ми и иска­же­ни­я­ми при копи­ро­ва­нии. Так, вме­сто сотво­ри их яко овцы мы можем най­ти сотво­ри их яко выцы. Раз­нит­ся так­же сте­пень «осо­вре­ме­ни­ва­ния» язы­ка молит­вы. Цер­ков­но­сла­вян­ские язы­ко­вые фор­мы (посли, сокру­ши­те­лю, кня­же, вое­во­до, Пре­свя­тыя, льсти­ва­го, мечем 7 ) могут заме­нять­ся рус­ски­ми (пошли, сокру­ши­тель, князь, вое­во­да, Пре­свя­той, льсти­во­го, мечом).

В послед­ние годы «Молит­ва Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» рас­про­стра­ня­ет­ся так­же под назва­ни­ем «Молит­ва за пре­зи­ден­та Рос­сии». В этом вари­ан­те «имя­рек» заме­ня­ет­ся на име­на и В. В. Пути­на, и Д. А. Мед­ве­де­ва: Гос­по­ди Боже, Вели­кий Царю, Без­на­чаль­ный, пошли Гос­по­ди Архан­ге­ла Тво­е­го Миха­и­ла на помощь рабам Сво­им Димит­рию и Вла­ди­ми­ру; или: Гос­по­ди Боже, Вели­кий Царю, Без­на­чаль­ный, пошли, Гос­по­ди, Архан­ге­ла Тво­е­го Миха­и­ла на помощь рабу Сво­е­му Вла­ди­ми­ру (Димит­рию).

Субъ­ект «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» про­сит защи­тить его от лука­во­го (изба­ви нас от вся­кия пре­ле­сти диа­воль­ския; отже­ни от мене духа лука­во­го, иску­ша­ю­ще­го и томя­ще­го мя). Моля­щий­ся хочет полу­чить защи­ту от вся­ких вра­гов, види­мых и неви­ди­мых (запре­ти всем вра­гам, борю­щим­ся со мною, и сотво­ри их яко овцы, и сми­ри их злоб­ные серд­ца, и сокру­ши их, яко прах перед лицем вет­ра; избавь нас… от вра­га льсти­ва­го). Он стре­мит­ся обес­пе­чить соб­ствен­ную без­опас­ность в раз­ных жиз­нен­ных ситу­а­ци­ях, кото­рые подроб­но пере­чис­ля­ют­ся (буди нам помощ­ник во всех бедах, скор­бях, в печа­лях, в пусты­ни и на морях тихое при­ста­ни­ще; избавь нас от тру­са, пото­па, огня, меча и напрас­ной смер­ти, от вели­ко­го зла).

Отме­тим, что в тек­сте «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» отсут­ству­ют такие обыч­ные для кано­ни­че­ской молит­вы про­ше­ния, как, напри­мер, сле­ду­ю­щие: «Цар­ствия Божия при­част­ни­ка мя сотво­ри» 8 , «наста­ви мя на путь спа­се­ния,… моли­ся за мя ко Гос­по­ду, да утвер­дит мя в стра­се Сво­ем» 9 , «испро­си… пад­шим воз­став­ле­ние» 10 , «умо­ли Гос­по­да Бога даро­ва­ти ми остав­ле­ние всех моих гре­хов» 11 , «воз­ста­ви мя пад­ша­го­ся мно­ги­ми гре­хи; обно­ви душу мою пока­я­ни­ем» 12 . Про­ше­ний о даро­ва­нии пока­я­ния, об остав­ле­нии гре­хов нет и в дру­гой рас­про­стра­нен­ной апо­кри­фи­че­ской молит­ве – совре­мен­ной «Молит­ве задер­жа­ния» 13 .

Читайте также:  Molitv zhivie v pomoshi vishnego

Но там, где нет истин­но­го пока­я­ния и само­уни­чи­же­ния, там не может быть и пра­виль­но­го молит­вен­но­го настро­е­ния. Иска­ние «Цар­ства Божия и прав­ды Его» ( Мф. 6:33 ) вытес­ня­ет­ся из созна­ния субъ­ек­та молит­вы забо­той о зем­ном и стра­хом перед види­мы­ми и неви­ди­мы­ми врагами.

Одно из про­ше­ний «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» зву­чит так: Уско­ри нам на помощь и побо­ри всех, про­ти­вя­щих­ся нам, силою Чест­на­го и Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня, молит­ва­ми Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, молит­ва­ми свя­тых Апо­сто­лов, Свя­ти­те­ля Чудо­твор­ца Нико­лая, Андрея, Хри­ста ради, юро­ди­во­го, св. про­ро­ка Илии и всех свя­тых вели­ко­му­че­ни­ков: св. муче­ни­ков Ники­ты и Евста­фия, и всех пре­по­доб­ных отцов наших, от века Богу уго­див­ших и всех свя­тых Небес­ных Сил.

Одна­ко в цер­ков­ной тра­ди­ции обра­щать­ся с подоб­ным про­ше­ни­ем мож­но толь­ко к Гос­по­ду! Скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что в созна­нии субъ­ек­та молит­вы Архан­гел Миха­ил зани­ма­ет место Бога. Епи­скоп Сум­ской Евло­гий (Гут­чен­ко) заме­ча­ет: «В этой молит­ве неиз­вест­ны­ми сочи­ни­те­ля­ми при­пи­сы­ва­ет­ся Архан­ге­лу Миха­и­лу чуть ли не Боже­ское досто­ин­ство, к нему молит­ся Матерь Божия и свя­тые угод­ни­ки. Пра­во­слав­ное веро­уче­ние ста­вит Бого­ро­ди­цу выше Херу­ви­мов и Сера­фи­мов и всех Небес­ных Сил. Матерь Божия, свя­тые архан­ге­лы и анге­лы и угод­ни­ки Божии совер­ша­ют свою молит­ву о нас не перед Архан­ге­лом Миха­и­лом, а перед Гос­по­дом Богом». Таким обра­зом, в «Молит­ве Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» име­ет место откро­вен­ное иска­же­ние уче­ния Церк­ви 14 .

В неко­то­рых спис­ках XVI-нач. XX вв. Архан­ге­лу Миха­и­лу усво­я­ет­ся Свя­той Дух: «О чюд­ный архи­стра­ти­же страш­ный Михай­ле архан­ге­ле, хра­ни­те­лю неиз­ре­чен­ных таин, егда услы­ши­ши глас раба Божия имрек, при­зы­ва­ю­ща­го тя на помощь, Михай­ле архан­ге­ле, услы­ши и уско­ри на помощь мою и про­же­ни от мене вся про­тив­ныя нечи­стыя духи, силою Свя­то­го тво­е­го Духа, молит­ва­ми свя­тых апо­стол и свя­тых про­рок, свя­тых свя­ти­тель и свя­тых муче­ник и свя­тых пустын­ник, свя­тых без­мезд­ник и свя­тых столп­ник, свя­тых муче­ниц и всех свя­тых пра­вед­ник, уго­див­ших от века Хри­сту молит­ва­ми их» 15 . Суще­ство­ва­ли спис­ки «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил», в кото­рых субъ­ект молит­вы обра­ща­ет­ся к Гос­по­ду и Архан­ге­лу Миха­и­лу как к одно­му лицу: «Гос­по­ди, Гос­по­ди вели­кий Архан­ге­ле Миха­и­ле, услы­ши глас греш­на­го раба сво­е­го (имя­рек), моля­ща­го­ся к тебе и при­зы­ва­ю­ща­го на помощь мою имя твое пре­свя­тое, уско­ри щед­рый на помощь мою и услы­ши молит­ву мою» 16 . В том вари­ан­те, кото­рый изве­стен под назва­ни­ем «Молит­ва Миха­и­лу и Гав­ри­и­лу архан­ге­лам», в созна­нии субъ­ек­та молит­вы сме­ши­ва­ют­ся обра­зы Гос­по­да и обо­их этих Архан­ге­лов: «Гос­по­ди, Гос­по­ди, вели­кий архи­стра­ти­зе, демо­нов сокруш­ни­цы, запре­ти­те всем вра­гам, борю­щим­ся со мною… Гос­по­ди, Гос­по­ди вели­ки, Миха­и­ле и Гав­ри­и­ле архи­стра­ти­зи, когда услы­ши­те гла­гол раба сво­е­го (имя река), при­зы­ва­ю­ща­го вас на помощь себе, ско­ри­те на помощь мою… огра­ди­те мя силою Свя­та­го Духа и молит­ва­ми Пре­чи­стыя Вла­ды­чи­цы нашея Бого­ро­ди­цы и При­сна­де­вы Марии, свя­тых небес­ных сил, ангел и архан­гел, и свя­тых апо­сто­лов, про­ро­ков и свя­тых свя­ти­те­лей, пре­по­доб­ных отец, пра­вед­ни­ков и без­среб­ре­ни­ков, и свя­тых муче­ни­ков, и муче­ниц, пре­по­доб­ных жен и всех свя­тых отец молит­ва­ми вели­ким вое­во­дам небес­ных сил» 17 .

В отли­чие от апо­кри­фи­че­ских тек­стов, цер­ков­ное веро­уче­ние не допус­ка­ет како­го-либо сме­ше­ния анге­лов с Гос­по­дом – Твор­цом ангелов.

В неко­то­рых вари­ан­тах «Молит­ва Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» сопро­вож­да­ет­ся при­пис­ка­ми, сви­де­тель­ству­ю­щи­ми о том, что она мог­ла играть роль обе­ре­га: «Аще кото­рый чело­век кото­ра­го дни про­чи­та­ет молит­ву сию, того дня не при­кос­нет­ся к нему диа­вол, ни злой дух, и той чело­век будет иметь на души и серд­ци сво­ем весе­лие. И аще кото­рый чело­век пре­ста­вит­ся от жития сего, то ад душу его не при­мет» 18 ; «Аще кото­рый чело­век кото­ра­го дни про­чи­та­ет молит­ву сию и того дни не при­кос­нет­ся к нему дья­вол незлой чело­век ниле­но­стию блаз­нит­ся серд­це его аще или чело­век пре­ста­вит­ся от жития сего, то над душой его не при­мет силы» 19 .

Из подоб­ных «инструк­ций» сле­ду­ет, что вла­дель­цу молит­вы нет необ­хо­ди­мо­сти стре­мить­ся к жиз­ни во Хри­сте, соблю­дая запо­ве­ди. Дей­стви­тель­но, зачем нуж­но жить «достой­но бла­го­вест­во­ва­ния Хри­сто­ва» ( Флп. 1:27 ), если доста­точ­но лишь еже­днев­но читать «молит­ву сию», и избав­ле­ние от ада и «на души весе­лие» гарантированы.

В народ­ной сре­де функ­ци­я­ми обе­ре­га наде­ля­лась не толь­ко «Молит­ва Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил», но и дру­гие апо­кри­фи­че­ские тек­сты, напри­мер, «Сон Бого­ро­ди­цы»: «Кто этот сон ста­нет по три­жды в день чита­ти, на гла­ве дер­жа­ти и в чисто­те носи­ти, тот чело­век от Бога спа­се­ние полу­чит» 20 ; «И аще кто его в пути сво­ем с собою носит, тому чело­ве­ку во вся­ком пути не при­кос­нет­ся дия­вол, ни злой чело­век, ниже нечи­стой дух. И еще кото­рый чело­век сон твой, Бого­ро­ди­це, в дому у себя дер­жит, и тому чело­ве­ку ни тать­бы, ни раз­бой­ни­кам; в том дом – рабом здра­вие и ско­том житие, гос­по­ди­ну при­бы­ток; по водам – тихое при­ста­ни­ще и во бесе­де – честь» 21 ; «Аще кото­рой чело­век при смер­ти сво­ей помя­нет или про­чи­та­ет, или кому даст про­чи­тать, и кто с верой послу­ша­ет сего Боже­ствен­на­го писа­ния, тот чело­век муки веч­ной и огня паля­ща­го, и тар­та­ра­ра пре­ис­под­ня­го избав­лен будет… Аще кото­рый сему листу будет верить и при себе иметь будет, или кто напи­шот, или кто с верою послу­ша­ет сего Боже­ствен­на­го писа­ния,… и тот чело­век иметь себе будет отпу­ще­ние гре­хов, и вос­при­и­мут душу его анге­лы гос­под­ни из тела его, и доне­сут до цар­ствия небес­на­го Авра­аму в рай» 22 .

Во всех тако­го рода слу­ча­ях мы встре­ча­ем­ся с суе­вер­ной убеж­ден­но­стью в том, что мож­но достичь зем­но­го бла­го­по­лу­чия и веч­но­го спа­се­ния путем чте­ния либо про­сто хра­не­ния тек­ста, кото­ро­му при­пи­сы­ва­ет­ся маги­че­ская сила.

Порой к тек­сту «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» дела­ют­ся сле­ду­ю­щие при­ме­ча­ния: «Сия молит­ва напи­са­на на папер­ти Архан­ге­ла Миха­и­ла в Москве, яже име­ну­ет­ся Чудов мона­стырь»; «Молит­ва эта была напи­са­на на папер­ти хра­ма Архи­стра­ти­га Миха­и­ла в Москве, в Крем­ле, в Чудо­вом мона­сты­ре, взо­рван­ном вско­ре после октябрь­ско­го переворота».

Нет ника­ких досто­вер­ных источ­ни­ков, кото­рые мог­ли бы под­твер­дить истин­ность этой вер­сии про­ис­хож­де­ния молит­вы. Здесь мы име­ем дело со стрем­ле­ни­ем созда­те­лей и рас­про­стра­ни­те­лей апо­кри­фи­че­ских про­из­ве­де­ний вызвать дове­рие к сомни­тель­ным тек­стам. Ска­жем, ссыл­ка на имя свя­то­го подвиж­ни­ка долж­на при­дать апо­кри­фам боль­ше веса в гла­зах чита­те­лей. «Молит­ва Кипри­а­на», напри­мер, свя­зы­ва­ет­ся с име­нем сщмч. Кипри­а­на, епи­ско­па Антио­хии Писи­дий­ской (память 2/15 окт.), одна из редак­ций апо­кри­фи­че­ско­го «Ска­за­ния о две­на­дца­ти пят­ни­цах» – с име­нем сщмч. Кли­мен­та, папы Рим­ско­го, «Молит­ве задер­жа­ния» при­пи­сы­ва­ет­ся про­ис­хож­де­ние из сбор­ни­ка молитв афон­ско­го стар­ца Пан­со­фия. Попыт­ка свя­зать про­ис­хож­де­ние «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» имен­но с Чудо­вым мона­сты­рем объ­яс­ня­ет­ся, веро­ят­но, тем, что этот мона­стырь был осно­ван свт. Алек­си­ем Мос­ков­ским при хра­ме, освя­щен­ном во имя Чуда Архан­ге­ла Миха­и­ла в Хонех 23 .

Читайте также:  Молитва перед иконою чтобы забеременеть

Рас­ска­зы о чудес­ном появ­ле­нии тек­ста и о его маги­че­ской силе встре­ча­ют­ся и в так назы­ва­е­мых «маги­че­ских пись­мах». К это­му типу сакраль­но­го тек­ста отно­сят­ся «свя­тые», «небес­ные» пись­ма и «пись­ма сча­стья». Чудес­ное появ­ле­ние «небес­но­го пись­ма» явля­ет­ся обос­но­ва­ни­ем его маги­че­ской силы: «Эта молит­ва берет свое нача­ло в Иеру­са­ли­ме, и кто полу­чит ее, дол­жен в тече­ние 9 дней посы­лать ее дру­гим лицам. Кто испол­нит это – будет иметь осво­бож­де­ние от несча­стий» 24 ; «В Иеру­са­ли­ме, во вре­мя литур­гии, был слы­шен голос гово­ря­щий: „вся­ко­му, кто будет читать эту молит­ву, того Бог изба­вит от бед­ствий!“ Эта молит­ва была при­сла­на Епи­ско­пу, что­бы он разо­слал ее девя­ти лицам, и ска­за­но: кто не хочет это­го сде­лать, того постиг­нет боль­шое несча­стье» 25 . Чудес­ное появ­ле­ние маги­че­ско­го пись­ма, как и про­ис­хож­де­ние «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил», может свя­зы­вать­ся с папер­тью мона­сты­ря. В одном из «небес­ных писем», кото­рые рас­про­стра­ня­лись в СССР во вто­рой поло­вине 1920‑х – нача­ле 1930‑х гг., ска­за­но: «Посла­ние это най­де­но на папер­ти закры­то­го мона­сты­ря во имя 42х муче­ни­ков на Новом Афоне. Кто про­чтет это посла­ние и пере­пи­шет на 7 листах и разо­шлет 7 веру­ю­щим, тому про­ща­ет­ся 49 гре­хов» 26 . Свер­хе­сте­ствен­ное «обре­те­ние» неко­то­рых вари­ан­тов «свя­тых писем» свя­зы­ва­ет­ся с ико­ной или алта­рем Архан­ге­ла Миха­и­ла: «Это пись­мо было най­де­но в горо­де Риме, в алта­ре Свя­то­го Архан­ге­ла Миха­и­ла, никто не знал отку­да оно, напи­сан­ное золо­ты­ми бук­ва­ми…»; «пись­мо… висе­ло на иконе свя­то­го архан­ге­ла Миха­и­ла на Мас­ли­но­вой горе, пись­мо висе­ло на мас­ли­но­вом дере­ве»; «сие пись­мо най­де­но в зем­ле Бри­тан­ской, на горе Табо­ре, под обра­зом св. Миха­и­ла» 27 .

В тех спис­ках «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил», кото­рые были рас­про­стра­не­ны в XVI – нач. XX вв., встре­ча­лись заго­вор­ные фор­му­лы: «соблю­ди раба Божия в бедах и в скор­бех и в печа­лех, на рас­пу­ти­ях, на реках, и в пусты­нях, в ратех, в царех, и в кня­зех, в вель­мо­жах, и в людех, и во вся­кой вла­сти» 28 , «сотво­ри­те мя чест­на у царя и у вла­стей, и у кня­зей, и у вель­мож и у людей» 29 . В вари­ан­тах молит­вы, име­ю­щих хож­де­ние в наши дни, фольк­лор­ные эле­мен­ты ста­ли менее замет­ны. И все же «оцер­ко­вить» текст, изна­чаль­но быв­ший нецер­ков­ным, не уда­ет­ся. Отсут­ствие под­лин­но хри­сти­ан­ско­го молит­вен­но­го настро­е­ния вку­пе с лож­ным пред­став­ле­ни­ем об Архан­ге­ле Миха­и­ле про­дол­жа­ют сви­де­тель­ство­вать об апо­кри­фи­че­ском про­ис­хож­де­нии «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил».

1 Об апо­кри­фи­че­ских, или нека­но­ни­че­ских, молит­вах см.: «Молит­ва задер­жа­ния».

2 См., напр.: Молит­ва Архан­ге­лу Миха­и­лу, гроз­но­му вое­во­де небес­ных сил // П. С. Ефи­мен­ко. Закли­на­ния, наго­во­ры, обе­ре­ги. М.: 1878. Ч. 2. Народ­ная сло­вес­ность. С. 164—165. ; Молит­ва архан­ге­лу Миха­и­лу // Там же. С. 165. ; Молит­ва Архи­стра­ти­гу Миха­и­лу Гроз­но­му вое­во­де небес­ной силы // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. Отд. II. С. 83—84. ; Молит­ва Миха­и­лу Архан­ге­лу Гроз­но­му Вое­во­де Небес­ных сил // Там же. С. 11—12.

3 См.: В. М. Быко­ва. Молит­ва архан­ге­лу Миха­и­лу в руко­пис­ном собра­нии музея-запо­вед­ни­ка «Кижи» // Киж­ский вест­ник № 10. Ред.-сост. И. В. Мель­ни­ков. Музей-запо­вед­ник «Кижи». Пет­ро­за­водск. 2005.

4 Там же. См. так­же: Д. С. Лиха­чев. Канон и молит­ва Анге­лу Гроз­но­му вое­во­де Пар­фе­ния Уро­ди­во­го (Ива­на Грозного).

5 См.: В. М. Быко­ва. Молит­ва архан­ге­лу Миха­и­лу в руко­пис­ном собра­нии музея-запо­вед­ни­ка «Кижи» // Киж­ский вест­ник № 10. Ред.-сост. И. В. Мель­ни­ков. Музей-запо­вед­ник «Кижи». Пет­ро­за­водск. 2005.

6 Молит­ва Миха­и­лу и Гав­ри­и­лу архан­ге­лам // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.

7 Здесь и далее цита­ты из «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» выде­ле­ны кур­си­вом.

8 Молит­ва Анге­лу Хра­ни­те­лю. Из кано­на Анге­лу Хра­ни­те­лю // Пра­во­слав­ный молит­во­слов и Псал­тирь. Изда­ние Свя­то-Дани­ло­ва мона­сты­ря, 1995. С. 70.

9 Молит­ва 9‑я, ко Анге­лу Хра­ни­те­лю. Из молитв утрен­них // Там же. С. 16.

10 Молит­ва Пре­по­доб­но­му Сер­гию, Радо­неж­ско­му чудо­твор­цу // Там же. С. 211.

11 Молит­ва Свя­ти­те­лю Нико­лаю // Там же. С. 215.

12 Молит­ва ко свя­то­му Иоан­ну Пред­те­че. Из кано­на свя­то­му Иоан­ну Пред­те­че // Там же. С. 81.

14 Архи­манд­рит Евло­гий (Гут­чен­ко), рек­тор Одес­ской Духов­ной Семи­на­рии. Основ­ные усло­вия пра­виль­ной молитвы.

15 Д. С. Лиха­чев. Канон и молит­ва Анге­лу Гроз­но­му вое­во­де Пар­фе­ния Уро­ди­во­го (Ива­на Грозного).

16 См.: В. М. Быко­ва. Молит­ва архан­ге­лу Миха­и­лу в руко­пис­ном собра­нии музея-запо­вед­ни­ка «Кижи» // Киж­ский вест­ник № 10. Ред.-сост. И. В. Мель­ни­ков. Музей-запо­вед­ник «Кижи». Пет­ро­за­водск. 2005.

17 Молит­ва Миха­и­лу и Гав­ри­и­лу архан­ге­лам // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.

18 Цит. по: В. М. Быко­ва. Молит­ва архан­ге­лу Миха­и­лу в руко­пис­ном собра­нии музея-запо­вед­ни­ка «Кижи» // Киж­ский вест­ник № 10. Ред.-сост. И. В. Мель­ни­ков. Музей-запо­вед­ник «Кижи». Пет­ро­за­водск. 2005.

19 Молит­ва Миха­и­лу Архан­ге­лу Гроз­но­му Вое­во­де Небес­ных сил // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 11—12.

20 Сон Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы («Мати моя воз­люб­лен­ная, где ты была-побы­ва­ла. ») // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 81.

21 Сон Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы («Пре­свя­тыя Вла­ды­чи­цы, Мати Хри­ста Бога наше­го спа­ла еси…») // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 18—19.

22 [Сон Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы] («Опо­чи­ва­ла еси Вла­ды­чи­ца наша…») // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 87—88.

23 См., напр.: Алек­сий, свт., митр. всея Руси.

24 А. А. Пан­чен­ко. Усколь­за­ю­щий текст: про­ро­че­ство и маги­че­ское письмо.

25 Молит­ва («…поми­луй нас и всех людей тво­их. ») // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 85.

26 Цит. по: А. А. Пан­чен­ко. Усколь­за­ю­щий текст: про­ро­че­ство и маги­че­ское письмо.

27 Е. Н. Кви­лин­ко­ва. Вари­ан­ты «эпи­сто­лий» о вос­крес­ном дне, зафик­си­ро­ван­ные в гагауз­ских селах юга Молдовы.

28 Д. С. Лиха­чев. Канон и молит­ва Анге­лу Гроз­но­му вое­во­де Пар­фе­ния Уро­ди­во­го (Ива­на Грозного).

29 Молит­ва Миха­и­лу и Гав­ри­и­лу архан­ге­лам // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.

Источник статьи: http://azbyka.ru/molitvoslov/apokrificheskaya-molitva-arxangelu-mixailu.html