Меню

Ария молитва христа в гефсиманском саду

Ария Христа — с английского

Это знаменитое моление о чаше Иисуса Христа в Гефсиманском саду из рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера
«Иисус Христос Суперзвезда» на слова Тима Райса. Существует не один перевод этой арии, но мне захотелось
сделать свой. Для музыкальной иллюстрации я использовала очень необычный микс, найденный в интернете:
монтаж из фрагментов арии в исполнении 4-х певцов – Иена Гиллана, Теда Нили, Стива Бальзамо и Димы Билана.

Без музыки тексты песен не воспринимаются, поэтому не поленитесь, пожалуйста, посмотреть видеоролик:
http://www.youtube.com/watch?v=KS3lnytmf20 (http://www.stihi.ru/)

Все принимаю я –
Воля в том твоя,
Только пусть сия меня
Минует чаша с горьким ядом,
Что уже я вижу рядом…
Надломлен я и жду пощады…

Все, я так устал…
Мой предел настал…
Разве ты не знал, как много
Сделал я, пройдя дорогу
За три года, как за тридцать лет?
Так дай же мне ответ!

Погибну я…
Без меня пускай свершится миссия твоя.
Бейте, мучьте, распинайте!
Крест – судьба моя…

Я знать хочу, мой Бог!
Понять хочу, мой Бог!

За что умру?
Стадо любопытных на спектакль я соберу,
Что страдания мои примут как игру…

Я должен знать, мой Бог,
И все понять, мой Бог…
Что за смерть наградой станет мне?
Я должен знать, мой Бог!

Почему, почему
Смерть моя кому-то и зачем-то так нужна,
Платой за какие стать грехи она должна?
Все тебе известно: я прошу, ты мне ответь –
В страшных муках на кресте за что
Я должен умереть?

Иду на смерть!
Я вижу смерть!
Смотри на смерть!

Все, я так устал…
Мой предел настал…
Другим я стал – боюсь я:
Трехлетний путь завершить не решусь я,
Тот, что начал.
Что ты начал –
Не я начал…

Мой протест утих –
Я в руках твоих.
Дай выпить из них мне яда,
Кровь пролей мне, если надо,
Убей без пощады!
Так возьми же жизнь мою!

Я только хочу сказать:
Если есть способ,
Убери эту чашу подальше от меня,
Потому что я не хочу пробовать ее яд.
Чувствую, он сожжет меня… Я изменился,
Я не так уверен, как когда мы начинали.

Тогда я был вдохновлен,
Теперь я грустный и усталый.
Слушай, конечно я превзошел
Ожидания, испытан за эти три года,
Похожие на тридцать… Ты мог бы попросить столько
У любого другого человека?

Но если я умру,
Смотри сагу до конца и делай то, что ты требовал от меня.
Позволь им ненавидеть меня, бить меня, делать мне больно,
Пригвоздить меня к их дереву…

Я хочу знать, мой Бог!
Я хочу понять, мой Бог!

Почему я должен умереть?
Буду ли я более заметным, чем я был когда-либо раньше?
Будет ли то, что я сказал и сделал, значить больше?

Я должен знать, мой Господин!
Я должен понять, мой Господин!
Если я умру, что будет моей наградой?
Я должен знать, мой Господин!

Почему я должен умереть, почему я должен умереть?
Можешь ли ты показать мне теперь, что я бы не был убит напрасно?
Покажи мне просто немного своего вездесущего разума!
Покажи мне, по какой причине ты хочешь моей смерти?
Ты слишком увлечен тем, где и как,
И не так пылко тем, почему.

Ладно, я умру!
Просто наблюдай за моей смертью!
Смотри, как я умру!

Тогда я был вдохновлен,
Сейчас я грустный и усталый.
В конце концов, я пытался в течение трех лет,
Похожих на девяносто. Почему тогда я боюсь закончить
То, что я начал?
То, что ты начал,
Я не начинал этого…

Господи, твоя воля тяжела,
Но ты держишь все карты.
Я выпью твою чашу с ядом!
Прибей меня к кресту и разорви меня!
Пролей кровь мою, бей меня, убивай меня,
Возьми меня сейчас, прежде чем я передумаю!

I only want to say:
If there is a way,
Take this cup away from me,
For I don’t want to taste its poison.
Feel, it burn me… I have changed,
I’m not as sure, as when we started.

Then I was inspired,
Now I’m sad and tired.
Listen, surely I’ve exceeded
Expectations, tried for three years,
Seems like thirty… Could you ask as much
From any other man?

But if I die,
See the saga through and do the things, you ask for me.
Let them hate me, hit me, hurt me,
Nail me to their tree…

I’d want know, my God!
I’d want see, my God!

Why I should die?
Would I be more noticed, than I ever was before?
Would the things I’ve said and done matter anymore?

I’d have to know, my Lord!
I’d have to see, my Lord!
If I die, what will be my reward?
I’d have to know, my Lord!

Why should I die, why should I die?
Can you show me now, that I would not be killed in vain?
Show me just a little of your omnipresent brain!
Show me, there’s a reason for your wanting me to die?
You’re far too keen on where and how,
And not so hot on why.

Alright, I’ll die!
Just watch me die!
See how I die!

Then I was inspired,
Now I’m sad and tired.
After all, I’ve tried for three years,
Seems like ninety. Why then am I scared to finish,
What I started?
What you started,
I didn’t start it…

God, thy will is hard,
But you hold every card.
I will drink your cup of poison!
Nail me to the cross and break me!
Bleed me, beat me, kill me,
Take me now, before I change my mind!
Take me now, before I change my mind!

Источник статьи: http://stihi.ru/2013/09/22/1723

Ария Христа в опере Иисус Христос Суперзвезда

Исторический комментарий к тексту арии Христа

На первый взгляд может показаться, что в арии Христа представлена молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, но на самом деле это не совсем так. Текст арии совершенно не соответствует историческому описанию этого события. Ее сюжет является вымышленным, он просто был придуман авторами оперы.

В этой арии главный герой знает, что ему предстоит смерть, но он совершенно не понимает, почему он должен умереть. Он умоляет Бога ответь ему, показать, ради чего, нужно это распятие на кресте:

«Я бы хотел понять, мой Бог,
Зачем мне нужно умереть.
Стану ли я более заметным, чем раньше? …
Если я умру, что я буду иметь с этого?» [1]

И хотя он так и не получил ответ, в конце арии он все же соглашается умереть, говоря:

«Убей меня,
Возьми меня сейчас пока я не передумал». [1]

На самом деле из Евангелий нам известно, что Иисус Христос не только заранее знал о своей смерти, но он также прекрасно понимал, ради чего он идет на эту смерть. Более того, он много раз сам говорил об этом своим ученикам. Перед самой Гефсиманией, находясь на Тайной вечери, Иисус говорил о том, что его смерть будет за грехи людей:

«Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». [2]

Он говорил об этом и раньше. Еще по дороге в Иерусалим Христос сказал своим ученикам, что он будет распят и умрет, чтобы таким образом испупить грехи людей. А также он сообщил им, что после своей смерти он воскреснет:

«Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет. … Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». [3]

А еще раньше, даже Иоанн Креститель говорил о Христе так: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира . [4]

Но в арии Христа главный герой совершенно не понимает смысла своей предстоящей смерти. Он обвиняет Бога в том, что Он не хочет открыть этого ему и заставляет его умереть в полном непонимании происходящего. А о воскресении Христа в этой арии, как и во всей опере, вообще ничего не упоминается.

Так что образ Христа, представленный в этой арии, коренным образом отличается от того, что мы знаем об Иисусе Христе на основании исторических сведений, содержащихся в Евангелиях. О том, как молитва Христа в Гефсимании описывается в Евангелии, можно больше узнать из статьи Иисус Христос в Гефсиманском саду.

В оригинальном альбоме рок оперы Иисус Христос Суперзвезда, арию Христа исполняет известный британский певец Ян Гиллан. Ниже приводится текст этой арии в переводе на русский язык.

Текст Арии Христа на русском языке

Это дословный перевод арии на русский язык с оригинального текста, [1] впервые вышедшего в исполнении Яна Гиллана. Он предназначен не для исполнения арии, а для понимания ее оригинального текста. Выше приводится исторический комментарий к этому тексту.

Я только хочу сказать:
Если это возможно,
Забери эту чашу от меня.
Потому что я не хочу пробовать ее яд,
Чувствовать как он обжигает меня.
Я изменился,
Я уже не такой уверенный, каким я был, когда мы все это начали.

Тогда я был под вдохновением,
Теперь я печален и устал.
Послушай, бессомненно, я превзошел ожидания,
Три года прилагая все старания, так что кажется будто прошло тридцать.
Мог ли бы ты ожидать столько же от кого-то другого из людей?

Но если я умру,
То взгляни сквозь историю и соверши то, что ты ожидаешь от меня.
Пусть они ненавидят меня, бьют меня, причиняют мне боль, прибьют меня к их дереву.

Я бы хотел знать, я бы хотел знать, мой Бог,
Я бы хотел понять, я бы хотел понять, мой Бог,
Зачем мне нужно умереть.
Стану ли я более заметным, чем раньше?
Будет ли иметь значение то, что я говорил и делал?

Я должен знать, я должен знать, мой Господь,
Мне нужно понять, мне нужно понять, мой Господь.
Если я умру, что я буду иметь с этого?
Мне нужно знать, мне нужно знать, мой Господь.
Почему я должен умереть?
Можешь ли ты показать мне сейчас, что я буду убит не напрасно?
Покажи мне хотя бы крупицу твоего вездесущего разума.
Покажи мне, что есть причина, по которой ты хочешь, чтобы я умер.
Ты слишком склонен к «где» и «когда», но не слишком к «почему».

Хорошо, я умру!
Только наблюдай, как я буду умирать,
Смотри, как я умру!

Тогда я был под вдохновением,
Теперь я печален и устал.
В конце концов, я три года старался, а кажется будто девяносто.
Почему тогда я боюсь закончить то, что я начал.
То, что ты начал — я не начинал этого!

Боже, твоя воля трудна,
Но у тебя все карты на руках.
Я выпью твою чашу яда.
Прибей меня ко кресту и сломай меня.
Пролей мою кровь, бей меня, убей меня,
Возьми меня сейчас пока я не передумал.

Источник статьи: http://iisushristos.org/superzvezda/ariya-hrista/

Ария Иисуса Христа, перевод текста Т. Райса

(«I only want to say»,сц.в Гефсиманском саду из оперы»Иисус Христос-суперзвезда»Э.Л.Уэббера/Т.Райса)

Читайте также:  Молитва перед уроками детям

Вот я пришел к Тебе.
Ты внемли мольбе-
Помоги,не дай испить мне
Этой чаши,горькой чаши.
Всё как раньше,
Только я уже не тот
Герой вчерашний.
Верой я пылал.
А теперь устал-
Словно прожил за три года
Целых тридцать.
И смириться
Не могу я
С тем,что суждено
Мне вскоре умереть!

Но не ропщу.
Если Ты решил-так заверши свой скорбный труд,
Пусть меня распнут,возненавидят,предадут.
Может,Ты прав,может быть,Ты и прав(2 раза),
В чём же Ты прав,в чём же,скажи,Ты прав?(2 раза)
Я не пойму.
Может,смерть прославит меня больше,чем слова?
Может,вспыхнет вера в тех,в ком теплилась едва?
Если бы прав,если бы Ты был прав. (2 раза)
В чём же Ты прав,в чём же тогда ты прав?(2 раза)
Кто тогда Твой сохранит устав?(2 раза)
Нет,Ты не прав,Господи,Ты не прав!(2 раза)
Я не могу!
Я не хочу!
Мне бы только знать,Отец,
Что это всё не зря!
Знаешь всё и видишь,
Но таишься от меня!
Ты открыл мне где и как
Найду я свой финал,
Но о главном-почему?-
Ты так и не сказал!
Ну что ж!Финал!
Смотри!Финал!
Твой Сын распят!
Твой Сын распят.

Верой я пылал.
А теперь устал.
Словно прожил за три года
Девяносто.
Как непросто
Сделать этот
Шаг последний
И закончить
То,что начал!
Ты прости,Отец!
Пусть тяжел Твой Крест-
Но до дна я выпью Чашу!
Верой я умерю муки!
В Твои руки
Без сомненья
Я иду!
Да будет так!

Источник статьи: http://stihi.ru/2007/12/19/1355

Глава 41. Иисус в Гефсиманском саду. Моление о чаше. Взятие Иисуса под стражу. Иисус в Гефсиманском саду

Сад, в который вошел Иисус с Апостолами, был Его любимым местом уединения и отдохновения, куда Он часто уходил из Иерусалима. Евангелист Марк говорит, что этот сад был в селении, называемом Гефсимания ( Мк. 14, 32 ); поэтому, от названия селения и самый сад назывался Гефсиманским. Войдя в сад, Иисус остановил Апостолов и сказал им: посидите тут, пока Я пойду помолюсь там ( Мф. 26, 36 ). Но не всех Он оставил тут: трех Апостолов, Петра, Иакова и Иоанна, которые видели славу Его Преображения, Он взял с Собой и пошел с ними в сад. Евангелист Лука повествует, что Иисус отошел от Апостолов на расстояние вержения камня ( Лк. 22, 41 ), то есть на такое расстояние, на какое обыкновенно долетает брошенный камень. Говоря вообще довольно кратко о случившемся в Гефсиманском саду, Лука не поясняет – от оставленных ли при самом входе в сад Апостолов отошел Иисус на вержение камня, или от тех трех, которых взял с Собой; и не поясняет он этого потому, что вовсе не упоминает о взятии Иисусом с Собой трех Апостолов. А так как, по сказаниям Евангелистов Матфея и Марка ( Мф. 26, 39 ; Мк. 14, 35 ), Иисус немного отошел от Петра, Иакова и Иоанна, то следует признать, что на вержение камня Иисус отошел с тремя Апостолами от остальных. К этому заключению приводит еще и то соображение, что начало Гефсиманской молитвы Иисуса должны были слышать Петр, Иаков и Иоанн, иначе мы ничего не знали бы о ней; слышать же эту молитву они могли в том только случае, когда Иисус отошел от них немного, то есть когда находился от них вблизи, на расстоянии же вержения камня нельзя было слышать Молившегося.

Итак, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, Иисус отошел от остальных Апостолов на расстояние вержения камня. Ужас, скорбь и страшная тоска стали терзать Его, и Он не скрывал Своих душевных мук от избранных из друзей Своих. Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною, сказал Он; душа Моя скорбит смертельно ( Мф. 26, 38 ).

Моление Иисуса об отвращении от него чаши страданий

Он отошел от них, пал на землю и молился; и они слышали, как Он начал молиться, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва! 83 Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня ( Мк 14, 35–36 ). О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет ( Лк. 22, 42 ).

Продолжения этой молитвы Апостолы не слышали, так как от усталости сон стал одолевать их, и они заснули.

О будущих страданиях Своих и смерти Иисус много раз говорил Апостолам; Он считал их неизбежными, в них видел Свою славу, и даже высказывал желание, чтобы все это скорее свершилось. Предсмертные страдания Свои Он уподоблял той чаше, наполненной ядом, какую в те времена иногда подносили осужденным на смерть; крестную смерть Свою Он называл крещением. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? – спросил Он у сыновей Зеведеевых ( Мк. 10, 38 ). Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! – сказал Он при другом случае всем Апостолам ( Лк. 12, 50 ).

Что же значит этот ужас, охвативший Иисуса при наступлении часа Его страданий? Что значат Его скорбь и смертельная тоска? Неужели Он поколебался в Своем решении умереть? Нет, Он не поколебался, так как, подчиняя Свою волю воле Отца, Он тут же говорит: «Впрочем, пусть будет не так, как Я хочу, а как Ты!»

А если Он безусловно подчиняется воле Отца и знает эту волю, то зачем же Он просит, чтобы миновала Его чаша страданий? Зачем содрогается от ужаса предсмертных мучений? Не лучше ли было Ему идти на смерть, как потом шли Его последователи, без страха и даже с радостью?

Но кто же может утверждать, что Иисус ужасался, скорбел и тосковал от страха ожидавших Его мучений? Ведь после того, то есть по окончании гефсиманской молитвы, конца которой мы не знаем, Он молча, без стонов и содроганий, перенес все оскорбления, истязания и самую мучительную казнь? А что божественная природа Его нисколько не ослабила этих мучений, мы знаем из предсмертного возгласа Его: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? ( Мк. 15, 34 ). Следовательно, не страх предстоявших мучений привел Иисуса в такое душевное состояние, что Он стал молить об отвращении от Него этой чаши.

Предположение об искушении его диаволом

Не надо забывать, что Иисус как Человек подвергался искушениям. Перед началом служения Своего, когда предстояло исполнить волю Пославшего, Он подвергся искушению диавола, предлагавшего Ему достигнуть цели иным путем, не тем, какой определен волей Отца, а кратчайшим, полным величия и блеска и чуждым всяких страданий и неудач. Иисус не поддался тогда этим искушениям и пошел к Своей цели тем путем, который привел Его теперь к страшной развязке, к мучительной смерти. Понятно, что в таком положении Иисуса диавол опять должен был выступить со своими искушениями. Евангелисты ничего не говорят об искушении в Гефсиманском саду; они молчат, но не потому, что искушения этого не было, а потому только, что о нем они не знали и не могли знать. О первом искушении в пустыне они могли узнать только от Самого Иисуса Христа, так как свидетелей искушения не было. Теперь же они и от Самого Господа не могли узнать ничего об искушении потому, что вслед за тем Он был взят под стражу и уже не виделся со Своими Апостолами наедине. Вот почему Евангелисты ничего не говорят о том, явился ли диавол со своими искушениями в Гефсиманский сад, или же не являлся. Этого никто не знает; и если мы говорим об этом, то лишь предполагая, что диавол перестал бы быть диаволом, если бы не попытался возобновить свои искушения в такую скорбную Для Христа минуту. В чем именно состояли теперь искушения духа зла, мы не знаем, но можем, с некоторой вероятностью, делать основательные предположения. Если полагать, что диавол внушал Иисусу мысль просить Отца, чтобы миновала Его чаша страданий, то это значит признавать, что Иисус, обратясь с такой мольбой к Отцу, поддался искушению, а если Он поддался власти диавола хотя бы на одно мгновение, то уже не мог бы считаться Победителем его. К тому же диавол восстал бы сам против себя, если бы советовал Иисусу обратиться к Отцу за разъяснением Своего положения; не к Богу направлять, а от Него отвращать – вот задача духа зла.

Следовательно, искушения диавола должны были быть направлены в другую сторону. Он должен был напомнить Иисусу Христу о тех предложениях, которые делал Ему в пустыне, искушая царствами мира сего; он мог указать Ему на неблагодарность облагодетельствованного Им народа и на предстоящую смерть на кресте, он мог вновь повторить то искушение, которое было уже отвергнуто Христом. Он мог обратиться к Иисусу примерно с такой речью: «Помнишь ли, как три с половиной года назад я предлагал Тебе явиться народу еврейскому в блеске земного величия и подчинить Своей власти весь мир? Помнишь ли, как я уверял Тебя, что именно такого воинственного мессию и ждут евреи? Помнишь ли, как я отвращал Тебя от того пути, которым Ты хотел идти к Своей цели, – как я предсказывал Тебе, что это путь страданий и позорной смерти? Ты не поверил мне тогда; Ты думал, что я желаю Тебе зла. И что же? К чему привел Тебя избранный Тобой путь? – К полной неудаче: народ, сначала увлекавшийся Твоими чудесами и не упускавший случая извлечь из них осязательную для себя выгоду, отвернулся от Тебя, как только узнал, как только убедился, что Ты не тот мессия, какого он ждет; начальники народные приговорили Тебя к смерти, как лже-мессию, и уже послали отряд воинов взять Тебя для исполнения приговора. Ты утешал Себя тем, что, по крайней мере, двенадцать избранных Тобой Апостолов верны Тебе до конца; но так ли это? Один из них продал Тебя за тридцать сребренников, а остальные (посмотри!) беспечно спят в такую ужасную минуту Твоей жизни; да и те (кто знает?) не бросят ли Тебя, не разбегутся ли, как только Тебя возьмут под стражу? И что же дальше ожидает Тебя? Оставленного всеми, поведут Тебя на казнь. И некому будет заступиться за Тебя. И распнут Тебя, и в страшных мучениях Ты умрешь. Но подумай, такой ли участи заслуживаешь Ты, Царь Израилев. Ведь народ не признал Тебя своим мессией и отвернулся от Тебя только потому, что Ты не принял предложенной Тебе царской власти; прими ее, и народ с восторгом опять встретит Тебя, Царя Израилева, и пойдет за Тобой покорно, куда бы Ты ни повел его. Яви же Себя народу во всем величии страстно ожидаемого ими мессии. Уйдем! Уйдем отсюда! Иди за мной, и я ручаюсь Тебе, что мы победим мир, конечно, не Твоей кротостью и самоотверженной любовью, которых мир ни понять, ни вместить не может, а силой, оружием мира сего, силой испытанной, непобедимой. Решайся же! Спеши! Уйди. Предатель приближается!»

Победа Иисуса над искусителем

Если только искушение было, то отвергнуто, конечно, Иисусом так же спокойно и величественно, как и искушения в пустыне. Там Он сказал: Господу Богу. поклоняйся и Ему одному служи ( Мф. 4, 10 ). Ту же покорность воле Божией Он, несомненно, проявил и здесь.

Читайте также:  Молитва царице александре федоровне

Диавол удалился. Но изображенная им картина пути, пройденного уже и еще предстоящего впереди, предстала пред Иисусом во всей своей ужасной действительности. Да, вот она – та чаша нравственных терзаний, какая представилась теперь взору Божественного Страдальца! Было от чего содрогнуться, было от чего впасть в смертельную тоску. Не страх физической боли предстоящих мук обуял Иисуса; нет, не этот страх терзал теперь Его душу, не предстоящими муками и истязаниями тела была наполнена стоявшая пред Ним чаша страданий. Да и что значат эти страдания тела в сравнении с теми душевными муками, какие испытывал теперь Христос, оглядываясь на пройденный Им путь?

Скорбь Иисуса о грехах мира

Ко времени пришествия Его на землю языческий мир изверился в своих самодельных богов, в лице лучших своих представителей искал Неведомого Бога и не находил, – в безбожии своем потерял смысл жизни и, отдавшись исключительно чувственным удовольствиям, свое личное я сделал своим кумиром, ему единому поклонялся и ему единому служил; и в жертву этому кумиру, за минутное удовлетворение ненасытной жажды наслаждений, приносилось все: имущество, свобода, честь, даже жизнь людей; зло господствовало всюду, подчиняя своей власти все. Не лучше был и мир иудейский: «гордясь своим познанием Истинного Бога, давшего ему закон, он перестал понимать Бога, он исказил смысл Его закона; то же себялюбие, та же жажда личных наслаждений, хотя бы и сопряженных со страданиями ближних, то же царство зла и тьмы, только прикрытое личиной фарисейского лицемерия. И вот, в этот мир, погрязший в пороках, в это царство тьмы проник луч божественной правды, принесенной на землю Христом. И как люди, долго сидящие в темной комнате, не выносят света неожиданно внесенного светильника и стремятся поскорее погасить его, так и мир иудейский (и языческий) озлобленно восстал против Проповедника самоотверженной любви и воздаяния добром за зло. Став лицом к лицу с этими враждебными силами, Христос предпочел скорее быть жертвой грехов всего мира, выдержать лично на Себе всю адскую злобу врагов Своих, но силы против силы не употреблять. Он знал, что для основания Царства Божия на земле надо преобразовать испорченное веками сердце человека и что силой этого не достигнешь. Он знал, что лучше бросить на благоприятную почву хоть одно горчичное зерно, чем разбросать все семена на обширном каменистом поле. Он, олицетворение божественной Любви, любил этот испорченный мир; Он шел ко всем мытарям, грешникам и пропащим людям, призывая их к покаянию, согревая их всепрощающей любовью и исцеляя их от всех телесных недугов; Он всенародно воскрешал мертвых и совершал такие чудеса, какие может творить только Бог; Он лично не стремился ни к какой земной славе, и все утешение Свое полагал лишь в пробуждении любви в сердцах людей. И каково же было любящему сердцу Его видеть, как народ, желавший провозгласить Его Царем, тотчас же отвернулся от Него, как только узнал, что Царство Его не от мира сего. Каково было видеть Ему всю возмутительную неблагодарность облагодетельствованных Им, адскую злобу начальников народа, измену одного из ближайших учеников? Что может быть мучительнее душевного состояния того человека, которому на беззаветную любовь отвечают ненавистью, за услугу платят презрением, а за добрые дела мстят с диавольским остервенением? В таком-то положении находился Христос, когда стал тосковать, войдя в Гефсиманский сад. Тоска эта усилилась сознанием, что и те Апостолы, которые, одни из всей восторженной толпы Его прежних учеников, не побоялись открыто стать на Его сторону, что и они, без особой поддержки свыше, не могут считаться надежными последователями Его; один из них продал Его, остальные при первой опасности разбегутся, а самый стойкий из них в вере, Петр, сейчас же трижды отречется от Него. И останется Он один, непонятый, отвергнутый миром; и этот мир, в озлоблении своем против божественной правды, подвергнет Его мучительной казни.

Все эти мысли овладели душой Божественного Страдальца и довели Его до такой сердечной тоски, какую никто из нас и понять не может. К этой невыразимой тоске, естественно, присоединился и ужас предстоящей мучительной, незаслуженной смерти 84 . Чашу душевных терзаний, причиненных грехами всего мира, Он готов испить до дна; но смерть Его нужна ли при таких обстоятельствах? Если нужна, Он примет и ее безропотно; но если и помимо этого Бог может окончить начатое дело спасения людей? Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня, – воскликнул Он ( Мк. 14, 36 ). Ответа не было.

Целый час молился Христос; но ни продолжения, ни конца Его молитвы мы не знаем, так как призванные присутствовать при ней свидетели еще в начале ее заснули.

Окончив молитву, Иисус идет к ученикам, дабы утешить Себя их присутствием, но находит их спящими. Грустно было видеть, как сам Петр, за час перед тем обещавший положить душу свою за Учителя, не устоял против обыкновенной слабости. Симон! и ты спишь? – сказал Господь, – не мог ты бодрствовать один час? ( Мк. 14, 37 ). А когда проснулись Иаков и Иоанн, которые незадолго перед тем хвалились, что могут пить ту чашу страданий, какая предстоит их Учителю, и креститься тем крещением, каким Он будет креститься, когда они теперь пробудились от одолевшего их сна, Христос с грустью посмотрел на них и сказал: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть вам в искушение: дух бодр, плоть же немощна ( Мк. 14, 38 ). Им предстояло большое испытание: при взятии Иисуса под стражу, перед ними возникнет вопрос: а не возьмут ли и их, как Его учеников? Не подвергнут ли и их, как Его соучастников, одинаковой с Ним участи? Немощная плоть их вступит в свои права, станет действовать на их бодрый до сих пор дух и подчинять его себе. А если им предстоит такая борьба, то не спать им теперь надлежало, а бодрствовать и молиться, чтобы бодрствующий дух победил немощную плоть.

Не найдя поддержки и утешения в учениках Своих, Христос отошел от них, опять преклонил колена Свои и опять начал молиться; но теперь Он уже не просит, чтобы миновала Его чаша страданий, а покорно отдается воле Отца. Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня. да будет воля Твоя ( Мф. 26, 42 ).

Ответа не было и на эту молитву. Изнемогая под бременем смертельной тоски, Иисус опять идет к Апостолам, думая утешиться в беседе с ними, но опять застает их спящими. На этот раз они так крепко заснули, что не скоро пробудились; глаза их казались отяжелевшими от сна; они не сразу поняли даже, где они, и не знали, что отвечать разбудившему их Иисусу. И, оставив их, Иисус отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю ( Лк. 22, 44 ).

И эту третью молитву Он окончил словами решительной покорности: да будет воля Твоя.

Три раза молился Иисус, в первой молитве Он обращается к Отцу с решительной просьбой об отвращении от Него чаши страданий: »Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня. Впрочем, Я знаю, что должно совершиться не то, чего Я хочу, а чего хочешь Ты« ( Мк. 14, 36 ). Не получив ответа на эту молитву, Он начинает вторую уже прямым изъявлением покорности воле Божией: если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, то да будет воля Твоя ( Мф. 26, 42 ). Не получив ответа и на эту молитву, Он начинает молиться в третий раз, сказав то же слово, а окончив ее, будит Апостолов и говорит: Кончено, пришел час Мой! Встаньте, пойдем ( Мк. 14, 41–42 ).

Таким образом, из самых слов этой молитвы видно, как постепенно подчинялся Иисус воле Отца и укреплялся духом; но, несмотря на это, к третьей молитве Его послан был Ему ангел, который даже одним появлением своим должен был еще более ободрить Иисуса и придать Ему сил для перенесения предстоящих мук. И это было крайне необходимо, так как силы Его стали упадать, доказательством чему служит появление на лице Его особого пота, как капли крови, падающие на землю.

Во время молитвы от напряжения с лица Спасителя падал пот, как капли крови. Был ли это действительно кровавый пот, или же Евангелист только сравнивает его с каплями крови – неизвестно. Как бы то ни было, но с появлением ангела Иисус окреп не только духом, но и телесно, так как в состоянии был затем перенести и эту мучительную, без сна проведенную ночь, и все последующие страдания.

Окончив молитву в совершенной уверенности, что страдания Его и смерть необходимы, и при том теперь же, а не в другое время, Иисус в третий раз подошел к Петру, Иакову и Иоанну, и опять застал их спящими. Он разбудил их и сказал: »Вы все еще спите и почиваете? Не время теперь спать. Все кончено, пришел час Мой! Вот, сейчас вы увидите, как предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня«.

Взятие Иисуса под стражу

Три избранные Апостола проснулись, встали и вместе с Иисусом пошли к выходу из сада, где спали остальные. Подойдя к выходу, они могли заметить приближающуюся толпу с фонарями и другими светильниками. То Иуда вел вверенный ему синедрионом отряд римских воинов, сторожей храма и слуг первосвященников, вооруженный мечами и кольями.

Первосвященники, дав тайное поручение Иуде взять Иисуса и связанного привести к ним и сделать все это осторожно, не могли, конечно, объявить отряду, кого именно он должен задержать; они должны были ограничиться приказанием взять Того, на Кого укажет им Иуда. Такая осторожность со стороны первосвященников требовалась по двум причинам: посланные могли встретить случайно бодрствующих из народа, проболтаться им, за Кем идут, и тем привлечь толпу, которая могла бы и освободить задержанного Пророка своего; к тому же, был уже случай, когда стража храма и слуги первосвященников, посланные взять Иисуса, не посмели задержать Его ( Ин. 7, 45–46 ). Вот почему отряду было приказано взять Того, на Кого укажет Иуда. А Иуда, строго храня тайну данного ему поручения, ограничился одним лишь указанием: Кого я поцелую, Тот и есть, за Кем мы идем; возьмите Его и ведите осторожно.

Из последующего поведения Иуды и предложенного Ему Иисусом вопроса можно заключить, что он намеревался, отделившись от отряда, подойти к Иисусу с обычным приветствием, поцеловать Его, затем отойти к Апостолам и тем скрыть свое предательство. Но это ему не удалось. Когда он поспешно подошел к Иисусу и растерянно сказал: Равви! Равви! – то Иисус кротко спросил его: друг, для чего ты пришел? ( Мф. 26, 50 ). Не зная, что сказать, Иуда в смущении произнес: радуйся, Равви! и поцеловал Его ( Мф. 26, 49 ).

Читайте также:  Молитва мирянина за упокой

Чтобы показать Иуде, что он не может скрыть своего предательства, Иисус сказал: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?

Между тем, стража приблизилась к Иисусу, и Он, желая показать, что Сам добровольно отдается ей, спросил: кого ищете?

Хотя отряд не знал, за кем послан, но в нем находились старейшины народа (члены синедриона), пришедшие, быть может, для того, чтобы наблюдать и за Иудой, как он исполнит секретное поручение, не обманет ли он? Эти-то старейшины, на вопрос Иисуса – кого ищете? – ответили: Иисуса Назорея ( Ин. 18, 4–5 ). Трудно предполагать, что прибывшие с отрядом старейшины не узнали Иисуса; скорее можно думать, что они притворились не узнавшими Его, любопытствуя видеть, что Он при таких обстоятельствах предпримет. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его, которому, вследствие обнаружения предательства, не удалось присоединиться к Апостолам.

«Это Я, кого вы ищете», – громко сказал Иисус старейшинам и всему явившемуся за Ним отряду.

Стражникам внушено было действовать осторожно; им сказано было, что Того, за Кем они посланы, придется взять хитростью, обманом, так как Он имеет приверженцев, которые могут заступиться за Него и укрыть Его. И каково же было удивление стражников, когда Иисус говорит им: «Это Я, Кого приказано вам взять; берите же Меня!»

Неожиданность такого ответа, сила духа, проявленная при этом Иисусом, произвели на стражников необычайное действие: они отступили назад и пали на землю 85 . Эта могучая сила заставила жадных до наживы торгашей безмолвно подчиниться Иисусу и без сопротивления очистить храм. Та же сила духа подчинила себе озлобленных фарисеев, схвативших камни, чтобы убить Иисуса: руки их опустились и камни выпали на них. И теперь толпа, пришедшая с мечами и дрекольями, чтобы взять какого-то важного преступника, пораженная той же силой, отступила и в испуге припала на землю.

В это время стали собираться вокруг Иисуса остальные восемь Апостолов. Стражники очнулись от охватившего их ужаса; некоторые из них подошли к Иисусу ближе, другие же, по-видимому, хотели предупредить сопротивление со стороны учеников Его, и для этого захватить и их всех. Тогда Иисус опять спросил их: кого ищете? – и когда ему ответили по-прежнему – Иисуса Назорея, – то сказал им: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут.

Приводя эти слова Иисуса, Евангелист Иоанн от себя поясняет, что в эту самую ночь Иисус, молясь за Своих учеников, чтобы Отец Небесный сохранил их, сказал: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого. И эти слова должны были сбыться, и действительно сбылись: стража оставила Апостолов и приступила к Иисусу.

Тогда Апостолы, подошедши ближе к Иисусу, хотели заступиться за Него; кто-то спросил: Господи! не ударить ли нам мечом? – а Петр, не дождавшись ответа, выхватил из ножен находившийся при нем меч, ударил им одного из стражников, по имени Малха, оказавшегося слугой первосвященника, и отсек ему правое ухо.

По-видимому, и другие Апостолы хотели последовать примеру Петра, но Иисус остановил их рвение, сказав им: оставьте, довольно ( Лк. 22, 51 ). И, подойдя к Малху, коснулся поврежденного уха его и тотчас же исцелил его. Обращаясь же затем к Апостолу Петру, сказал: вложи меч в ножны, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут ( Мф. 26, 52 ; Ин. 18, 11 ) (то есть все, противящиеся проявлению зла грубой силой, злом, рано или поздно погибнут от такой же силы).

Разъясняя далее Петру всю необдуманность его поступка, Иисус сказал: «Неужели ты думаешь, что можешь помешать исполнению воли Отца Моего? Неужели возможно Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? ( Ин. 18, 11 ). Как еще слаба твоя вера! Неужели ты думаешь, что они могут взять Меня против Моей воли? Или думаешь, что Я не могу теперь же умолить Отца Моего, чтобы Он послал в защиту Мою более, нежели двенадцать легионов Ангелов? ( Мф. 26, 53 ). И если все это непонятно тебе, то смотри, по крайней мере, на все свершающееся теперь как на исполнение пророчеств обо Мне».

Первоначально казалось, что в отряде воинов, сторожей храма и слуг имеется всего лишь несколько осведомленных с делом старейшин, которые и отвечали на вопрос – кого ищете? После же выяснилось, что с этой толпой пришли первосвященники и начальники храма, которые, очевидно, не могли утерпеть, чтобы не удовлетворить свое злорадство присутствием при аресте ненавистного им Пророка.

В Евангелии нередко говорится о первосвященниках. Собственно первосвященником (первым из священников) мог быть только один священник; но называли первосвященниками не только состоящего в этой должности, но и всех отставных первосвященников; отставных же в то время было много, так как после присоединения Иудеи к Римской империи утверждение и смена первосвященников зависели от римских правителей, которые часто сменяли их, назначая угодных себе, и вообще не любили, чтобы на этой должности долго оставалось одно и то же лицо. Кроме того, первосвященником называли и первого в священнической чреде. Таким образом, кроме одного настоящего первосвященника, каким был в то время Каиафа, было много еще так называемых первосвященников. Такие-то первосвященники и начальники храма и вмешались в толпу отправленных за Иисусом стражников. Увидя их, Иисус сказал: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня? Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы ( Лк. 22, 52–53 ).

После того вполне уже пришедшие в себя стражники подошли, по приказанию первосвященников и старейшин, к Иисусу и связали Его. Тогда Апостолы, опасаясь, что и их постигнет та же участь, тотчас же оставили своего Учителя и бежали. И сбылось предсказание: поражу Пастыря, и рассеются овцы Его ( Зах. 13, 7 ; Мф. 26, 31 ).

Когда предводительствуемый первосвященниками и тысяченачальником отряд повел Иисуса в Иерусалим, то воины заметили, что какой-то юноша, завернувшись в покрывало, следовал за ними; находя такое выслеживание подозрительным, они схватили его за покрывало, но он рванулся, покрывало осталось в их руках, а он убежал, причем оказалось, что покрывало было надето им на совершенно нагое тело. Очевидно, этот юноша жил тут же, в селении Гефсимании, проснулся от шума, произведенного отрядом, и поспешил, не одеваясь, а лишь прикрывшись одеялом, выйти из дома и узнать, кто это так шумит в полночь.

Об этом юноше упоминает один только Евангелист Марк, но не называет его по имени. Древнее предание гласит, что этот юноша был сам Марк.

Куда бежали девять Апостолов – неизвестно, но двое, Петр и Иоанн, если и оставили Иисуса, то все-таки не решились далеко уйти от Него. Желание узнать, что станется с Ним, влекло их к Нему. И вот они вышли из своего кратковременного убежища и издали стали следить за удалявшимся отрядом; потом пошли следом за ним, хотя и в некотором отдалении, и так дошли до Иерусалима.

Но главную силу в отряде, пришедшем в Гефсиманский сад, составляли римские воины с тысяченачальником, взятые первосвященниками из числа охранявших порядок при храме. Воины эти были язычники. А язычники того времени, утратив веру в своих самодельных богов, были крайне суеверны. Иуда не сказал воинам, за кем они идут. Но когда на вопрос Иисуса – кого ищете? – старейшины ответили: Иисуса Назорея, – воины должны были вспомнить все, что слышали о Нем; должны были вспомнить и торжественный въезд Его в Иерусалим. Они, быть может, слышали от членов синедриона, что Иисус Назарянин именует Себя Сыном Божиим. И если Пилат убоялся, когда первосвященники стали обвинять Иисуса в том, что Он сделал Себя Сыном Божиим ( Ин. 19, 7–8 ), то и римские воины, приведенные Иудой в Гефсиманский сад, зная, в чем первосвященники и фарисеи обвиняют Иисуса, не только могли, но должны были испугаться, когда узнали, что пришли арестовать известного Чудотворца, именующего Себя Сыном Божиим. Мысль о том, что неведомый им Бог, Сыном Которого называет Себя Иисус, будет мстить за Сына, невольно должна была привести в трепет суеверных язычников. И они, в страхе, отступили назад и пали на землю.

Но, когда затем они увидели, что Иисус не только не призывает Отца своего к отмщению, но Сам добровольно отдается в их власть и даже запрещает ученикам Своим защищать Его, – тогда страх их рассеялся, смущение прошло, и они приступили к исполнению приказания первосвященников.

Авва – сирское слово, равнозначащее слову отец, и употреблено для усиления воззвания: Отец! Отец! Все возможно Тебе!

Скорбь о глубоком падении людей – вот в чем состояла та чаша, которую пил в этот горчайший час Своей земной, жизни Спаситель. И Он молился, чтобы Бог отнял ее от уст Его, то есть облегчил Его подавленное настроение: и вот явился ангел и укреплял Его. Об этой молитве говорит Апостол Павел: «Он с великим воплем и многими слезами возопил к Могущему избавить Его от смерти, и услышан был за благоговение».

В толпе, пришедшей взять Иисуса, были, между прочим, и служители от первосвященников. Не те ли это служители, которых первосвященники как-то посылали взять Иисуса? Они тогда не взяли Его и, вернувшись к пославшим их, сказали: Никогда человек не говорил так, как Этот Человек ( Ин. 7, 46 ). Если это были те самые служители, и шли за Иудой не зная, кого им предстоит взять, то несомненно, что, увидев Иисуса и услышав Его кроткий ответ, они не только могли, но должны были прийти в величайшее смущение; невольный страх перед Иисусом, слову Которого повиновались даже и бесы, должен был потрясти их настолько, что они отступили назад и пали на землю ( Ин. 18, 6 ). Отступили назад, то есть как бы отказались от своего намерения взять Иисуса; пали на землю, быть может, в знак преклонения пред Тем, Кто совершил такое множество чудес.

Источник: Толкование Евангелия / Б. И. Гладков. — [Сергиев Посад] : Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 2004 (ОАО Тип. Новости). — 845, [1] с.

Вам может быть интересно:

  1. Толкование на Евангелие от Иоанна – Глава 13 – профессор Александр Павлович Лопухин
  2. Толкование на Евангелие по Матфею – Глава XVII – преподобный Иероним Блаженный, Стридонский
  3. Толкование на Евангелие от Матфея – Глава 16 – праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)
  4. Толкование на Евангелие от Иоанна – святитель Кирилл Александрийский
  5. Толкование Евангелия от Иоанна – Глава III – Евфимий Зигавинос (Зигабен)
  6. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том I – Матвей Васильевич Барсов
  7. Святоотеческое толкование на Евангелие от Матфея – епископ Мефодий (Кульман)
  8. Толкование на Евангелие от Иоанна – Глава 19 – епископ Михаил (Лузин)
  9. Толкование на Евангелие от Луки – Глава 13 – протоиерей Иоанн Бухарев
  10. Толкование на Евангелие от Иоанна – Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник статьи: http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/tolkovanie-evangelija/41