Меню

Аризонское правило чтения иисусовой молитвы

Свято-Елисаветинский монастырь г. Минск

Опытное слово о молитве Иисусовой

Архимандрит Ефрем Аризонский

Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» повторяй спокойно, про себя, почти шепотом. Тогда ты сможешь долго произносить ее, не утомляясь.

Когда ты один, молитву можно произносить громче, потому что никто тебя не услышит, кроме Господа нашего Иисуса Христа. Так мы избежим суетной славы и лицемерия, которые есть закваска фарисейская.

Ночью, когда ты молишься в келье, или в церкви, или же находишься среди людей, твори молитву внутренне, без голоса. Внутренняя молитва — это лучшая форма молитвы. По этой причине в жизни большую часть времени мы тратим на внутреннюю молитву.

Иисусову молитву следует произносить с одним и тем же ритмом. Правильный ритм здесь очень важен. У каждого ритм молитвы — свой. Нужно учитывать, каково наше телесное здоровье, и особенно здоровье легких, нервной системы, сердца, мозга, органов слуха и зрения. Самое важное — это работа сердца и легких, потому что на первых ступенях внутренней молитвы от ритма дыхания зависит ритм молитвы. На вдохе мы произносим Иисусову молитву один раз, а на выдохе повторяем ее. Этот ритм удобен и плодотворен при продолжительной молитве. Именно первые шаги требуют соблюдения правильной формы молитвы.

Когда кто-то живет духовной жизнью, он преуспевает настолько, насколько он послушен духовному отцу, притом часто приступая к Святому Причастию, правильно постясь, поучаясь в Божественных Писаниях и трудясь. Со временем сердце еще больше очищается, тогда ум просветляется и… Тогда меняется ритм молитвы. Для нашей жизни этот уровень очень важен. Молитва Иисусова творится теперь с тем же ритмом, с каким бьется сердце. Мы дышим, естественно, так же, как и прежде, но ритм молитвы меняется. Молитва произносится немного быстрее, а дыхание и спокойная работа сердца очень нужны, если мы хотим удержаться на этом уровне молитвы. Вот почему хорошо знать состояние сердечного здоровья.

Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8: 26).

Написано архимандритом Ефремом младшим, игуменом монастыря Филофея, Гора Афон. Среда, 30 марта 2000 г. День памяти прп. Иоанна Лествичника

Источник статьи: http://elitsy.ru/parish/12733/519614/

Молитва Иисусова

Моли́тва Иису́сова – молитва «Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя греш­ного» или более крат­кие ее формы. Цер­ков­ный устав зако­но­по­ла­гает негра­мот­ным миря­нам все молит­во­сло­вия и псал­мо­пе­ния заме­нять Иису­со­вой молит­вой: Малое пове­че­рие – 400, Вели­кое пове­че­рие – 700, Часы без меж­до­ча­сия – 1000, Часы с меж­до­ча­сием – 1500, Полу­нощ­ница – 600, Утреня – 1500, Кафизма – 300, Слава – 100, Псал­тирь – 6000.

Как еще назы­вают Иису­сову молитву?

За Иису­со­вой молит­вой также закреп­лено назва­ние «умно-сер­деч­ного дела­ния», «дела­ния сердца», «умной молитвы», «тайной молитвы», «свя­щен­ной молитвы», «сер­деч­ной молитвы», «затвора ума и сердца», «трез­ве­ния», «хра­не­ния ума».

Почему Иису­сова молитва имеет так много назва­ний?

В зави­си­мо­сти от сте­пени дей­ствия слова, ума, сердца и Духа Божи­его (на бого­мольца), а, можно ска­зать, что в зави­си­мо­сти от того, с какой сто­роны мы рас­смат­ри­ваем эту молитву, она обо­зна­ча­ется тем или иным наиме­но­ва­нием. Вообще раз­ли­чают несколько видов молитвы: сло­вес­ная (про­из­но­сится вслух), умная дея­тель­ная (назы­ва­ется умной потому, что чита­ется мыс­ленно, а дея­тель­ной – потому, что, до вре­мени все­це­лой пре­дан­но­сти в волю Божью, совер­ша­ется чело­ве­ком наме­ренно, а не само­движно Духом Святым), умно-сер­деч­ная дея­тель­ная (вместе с умом молится и сердце). Сле­ду­ю­щие два вида молитвы обре­та­ются моля­щимся по очи­ще­нии сердца от стра­стей и греха: умно-сер­деч­ная само­движ­ная (непре­кра­ща­ю­ща­яся молитва, дви­жи­мая Святым Духом), умно-сер­деч­ная чистая, или непа­ри­тель­ная (чистая от посто­рон­них помыс­лов). По соеди­не­нии души с Иису­сом Хри­стом в «один дух» ( 1Кор.6:17 ) обре­та­ется высшая сте­пень молитвы: молитва зри­тель­ная (соеди­нив­шись с Гос­по­дом, подвиж­ник зрит вели­кие тайны Божии).

Откуда берет начало молитва Иису­сова?

Про­об­раз Иису­со­вой молитвы пред­став­лен в Еван­ге­лии ( Мк.10:46–52 ): когда Иисус Хри­стос выхо­дил из Иери­хона, у дороги сидел слепой Вар­ти­мей, «сын Тимея». Услы­шав, что здесь Иисус Назо­рей, слепой начал кри­чать и гово­рить: «Иисус, Сын Дави­дов! поми­луй меня». Многие застав­ляли его мол­чать, но он еще более стал кри­чать: «Сын Дави­дов! поми­луй меня»… Также неко­то­рое сход­ство молитва Иису­сова имеет с молит­вой хана­не­янки, кото­рая кри­чала Иисусу: «Поми­луй меня, Гос­поди, Сын Дави­дов, дочь моя жестоко бес­ну­ется» ( Мф.15:22 ). Подобно Вар­ти­мею и хана­не­янке просил Бога о поми­ло­ва­нии и мытарь из еван­гель­ской притчи: «Боже! будь мило­стив ко мне греш­нику!» ( Лк.18:13 ).

Читайте также:  Молитвы за человека которому плохо

При­хо­ди­лось слы­шать Иису­сову молитву с неко­то­рыми незна­чи­тель­ными изме­не­ни­ями в тексте. Допу­стимо ли менять слова?

Иису­сова молитва имеет раз­лич­ные формы. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ная из них: «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ (мя) гре́шнаго (гре́шную)». Во мно­же­ствен­ном числе: «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас гре́шных», а раньше моли­лись: «Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас гре́шных».

В крат­ких формах молитва выгля­дит так: «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас» или «Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас» или «Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй меня́ (мя)» или «Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй нас».

В ака­фи­сте Иисусу, чтение кото­рого свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) считал при­го­тов­ле­нием к непре­стан­ному тво­ре­нию молитвы Иису­со­вой, пред­на­зна­чен­ному только для уже пре­успев­ших подвиж­ни­ков, содер­жится иная крат­кая форма: «Го́споди, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ (мя)». Самая же крат­кая форма Иису­со­вой молитвы: «Го́споди, поми́луй».

Слово «греш­наго» не всегда содер­жа­лось в этой молитве. Оно было добав­лено святым пре­по­доб­ным Гри­го­рием Сина­и­том.

Суще­ствует также пред­на­чи­на­тель­ная Иису­сова молитва, она выгля­дит так: «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не и Сло́ве Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стой Твое́й Ма́тери и Всех Святы́х, поми́луй меня́ гре́шнаго (гре́шную)» или «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и Всех Святы́х, поми́луй нас. Ами́нь».

Нужно ли испра­ши­вать бла­го­сло­ве­ние на Иису­сову молитву?

На этот счет суще­ствуют про­ти­во­по­лож­ные мнения. Согласно одной точке зрения, Иису­сова молитва (имеем в виду про­цесс моле­ния, моле­ний) есть особое дела­ние, особый духов­ный труд, а потому она должна совер­шаться под руко­вод­ством и по бла­го­сло­ве­нию опыт­ного настав­ника, того, кто хорошо знает духов­ную жизнь обра­тив­ше­гося к нему хри­сти­а­нина. «Без руко­вод­ства, – пре­ду­пре­ждает пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Оптин­ский, – эту молитву про­хо­дить опасно». Причем сам этот свя­щен­ник должен быть весьма опыт­ным молит­вен­ни­ком, он сам должен иметь опыт молитвы.

Согласно дру­гому рас­про­стра­нен­ному мнению, его выска­зы­вают и сами свя­щен­но­слу­жи­тели, Иису­сова молитва не отли­ча­ется ни от какой другой молитвы, а поскольку молитва – это есте­ствен­ное состо­я­ние жизни хри­сти­а­нина ( 1Фес.5:17 ), то и в особом бла­го­сло­ве­нии она не нуж­да­ется. Так, про­то­и­е­рей Димит­рий Смир­нов гово­рил: «Не надо наде­лять Иису­сову молитву какими-то осо­быми каче­ствами. Это просто одна из молитв. Но в силу чекан­ной фор­мулы она полю­би­лась всем молит­вен­ни­кам Церкви так же, как и Литур­гия Иоанна Зла­то­уста, кото­рая в хоро­шем смысле слова вытес­нила все осталь­ные чины Литур­гии – и теперь, в основ­ном, мы молимся устами этого заме­ча­тель­ного свя­ти­теля… Если чело­век молится Иису­со­вой молит­вой – на здо­ро­вье».

Могут ли слу­чаться иску­ше­ния с тво­ря­щим Иису­сову молитву?

Твер­дое наме­ре­ние чело­века совер­шать молитву Иису­сову может про­яв­ляться в испра­ши­ва­нии бла­го­сло­ве­ния у свя­щен­ника на подоб­ное дела­ние. Но как только лука­вый увидит эту реши­мость, он может вос­стать на моля­ще­гося, поэтому во время совер­ше­ния бого­моль­цем Иису­со­вой молитвы на него часто нахо­дит буря помыс­лов, кото­рые все­вает враг. Пре­по­доб­ный Илла­рион Оптин­ский учил не про­ти­во­ре­чить вра­жьим помыс­лам, так как это под силу только опыт­ным молит­вен­ни­кам, а просто про­дол­жать молиться в про­стоте сер­деч­ной, уповая на милость Божию: «А если когда против жела­ния ум пле­нится, тогда про­дол­жать молитву, а не про­ти­во­ре­чить – про­ти­во­ре­чить не твоей еще меры». О том, что идущий путем Иису­со­вой молитвы может пре­тер­пе­вать скорби как на молитве, так и после нее, пре­ду­пре­ждал и пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Оптин­ский: «Путь молитвы Иису­со­вой есть путь крат­чай­ший, самый удоб­ный. Но не ропщи, ибо всякий идущий этим путем испы­ты­вает скорби». Совер­ша­ю­щий Иису­сову молитву должен обра­щать особо при­сталь­ное вни­ма­ние на свою духов­ную жизнь. «Сума­сше­ствие от молитвы Иису­со­вой может про­изойти тогда, когда, творя эту молитву, не отсту­пают от каких-либо грехов и при­вы­чек греш­ных, кои осуж­дает совесть. При сем внутри про­ис­хо­дит глу­бо­кий разлад, про­го­ня­ю­щий всякую мир­ность сердца», – пишет свя­ти­тель Феофан Затвор­ник.

Чем отли­ча­ется Иису­сова молитва от меди­та­ции?

Отли­чий мно­же­ство. В Иису­со­вой молитве реши­тельно выра­жа­ется вера в Бога, Кото­рый забо­тится о спа­се­нии чело­века. В этой молитве мы стре­мимся встре­титься не с без­ли­ким богом (абсо­лю­том), но наша молитва сосре­до­то­чи­ва­ется на лич­ност­ном Боге – Бого­че­ло­веке Иисусе Христе. Важно пони­мать, спа­се­ние, о кото­ром мы просим в этой молитве – не абстракт­ное состо­я­ние, но еди­не­ние с Трии­по­стас­ным Богом. Еще одно отли­чие: в про­цессе моле­ния (вслед­ствие моле­ния) мы не стре­мимся при­ве­сти ум к абсо­лют­ному «ничто», но хотим обра­тить его в сердце и стя­жать бла­го­дать Божию. Цар­ствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ). Тело, по учению Церкви, – не зло, а злом же явля­ется плот­ской разум. Оно не «оде­я­ние души» как гово­рят фило­соф­ские учения, и его нужно стре­миться не сбро­сить, но спасти. Ибо под спа­се­нием всего чело­века под­ра­зу­ме­ва­ется и его душа, и его тело. Сле­до­ва­тельно, мы не стре­мимся к гибели тела, но воюем против гре­хов­ного слу­же­ния ему. Мы не хотим гибели жизни, не стре­мимся впасть в такое состо­я­ние, чтобы ради пре­кра­ще­ния стра­да­ний не иметь жела­ния жить. Еще один важный аспект: в нас нет без­раз­ли­чия к окру­жа­ю­щему миру, восточ­ные же учения избе­гают углуб­ляться в чело­ве­че­ские про­блемы, стре­мятся сохра­нить свой мир и без­мя­те­жие. Пра­во­слав­ный же хри­сти­а­нин непре­рывно молится за всех, плачет обо всем мире. Радость, кото­рая суще­ствует только для нас, но не для мира, не явля­ется под­лин­ной радо­стью. И, нако­нец, мы не при­даем боль­шого зна­че­ния пси­хо­тех­ни­че­ским мето­дам, а также раз­лич­ным поло­же­ниям тела, хотя и счи­таем, что неко­то­рые из них помо­гают сосре­до­то­чить ум в сердце. Моля­щийся стре­мится не к апатии (это отри­ца­тель­ное состо­я­ние), а к стя­жа­нию Боже­ствен­ной бла­го­дати.

Читайте также:  Все свои кротости молитва давиду

Молитва Иису­сова, по науче­нию святых отцов, при­лична, когда чело­век идет, или сидит, или лежит, пьет, ест, бесе­дует или зани­ма­ется каким руко­де­лием, кто может при всем этом про­из­но­сить молитву Иису­сову со сми­ре­нием, тот не должен остав­лять оной. (Пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский).

Сила не в словах молитвы Иису­со­вой, а в духов­ном настро­е­нии, страхе Божием и пре­дан­но­сти Богу и во все­гдаш­нем вни­ма­нии к Богу и Ему пред­сто­я­нии умном.
(Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник).

Источник статьи: http://azbyka.ru/molitva-iisusova

Молитва Иисусова: необыкновенная сила

Что такое Молитва Иисусова?

Все православные христиане знают текст Иисусовой молитвы. Он имеет разные формы, а сама молитва Иисусова сопровождается многими странными суевериями, о которых мы расскажем ниже в этом материале.

Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, молитв ради пречистой Твоей Матери, помилуй мя, грешнаго

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.

Молитва — это общение с Богом. Без молитвы представить себе это общение невозможно. Обращаясь с благодарственными или просительными молитвами, мы также можем славословить Богородицу, святых. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17), — так сказал нам в Писании апостол Павел. И вот у нас есть молитва Иисусова, в которой мы просим о помиловании у Того, Кто взял на себя наши грехи, понес наши немощи и победил смерть.

Однако, почему-то ошибочно считается, что миряне не могут произносить эту молитву, и она предназначена только для монахов. Так ли это? Нет. Церковь в лице святителя Игнатия (Брянчанинова) решительно отвергает эту позицию. Слова апостола Павла о молитвы были обращены не исключительно к монашествующим, но предназначались и для простых мирян. Молитвенный подвиг начинается с того, что мы начинаем молиться регулярно, постепенно наше сердце отзывается словам молитвы, душа открывается Богу. Поэтому, вы можете обращаться к Господу с молитвой Иисусовой.

Считается, что можно впасть в прелесть, читая эту молитву, но кротость и смирение требуются для любого духовного подвига, а не только для этой молитвы, поэтому не стоит из опасения прелести отказываться от молитвы Иисусовой.

Слова этой молитвы легко запомнить, а, значит, в жизни христианина она важна в те моменты, когда мы острее всего нуждаемся в Божией помощи. И тогда мы можем обратиться со словами «Господи, помилуй» к Тому, Кто действительно может даровать нам помилование.

Не стоит связывать молитву Иисусову с некими несуществующими церковными тайнами и запретами, приписывать ей оккультные свойства и считать, что молитва Иисусова помогает от одного, но не помогает от другого. Не стоит воспринимать всерьез статьи, в которых утверждается, что молитва Иисусова помогает от порчи и сглаза. Отношение к порче у Церкви однозначное — никаких обрядов по снятию порчи христианину проводить не стоит. Мы находимся под защитой Бога, а без Его ведома ни один волос не упадет с нашей головы.

Эта молитва — обращение ко Христу, покаяние и просьба помиловать грешного человека, а, значит, она для каждого христианина. Для духовенства и для мирян. Оптинские старцы говорили о том, что эту молитву могут читать и миряне. В молитве Иисусовой мы провозглашаем нашу веру в Иисуса Христа, как в истинного Бога. В этом и заключается суть христианства.

Читайте также:  Стихотворный размер стихотворения молитва лермонтова

Когда мы читаем молитву, важно не забывать о том, для чего она предназначена. Молитва — это не заклинание, а общение с Богом, покаяние, мы молимся, чтобы очистить душу от греха. Традиционно молитву Иисусову читают в уединении. Она важна в монашеской жизни, но и мирянам, читающим ее, лучше уединиться, сосредоточить свои помыслы на молитве.

Иные названия Иисусовой молитвы

Молитва Иисусова имеет отношение к аскетическим практикам, таким как исихазм, однако, это считается эзотерическим течением. Согласно этим практикам молитва, произносимая про себя называется «умное делание», «умно-сердечное делание» или «тайная молитва», «трезвение ума» и.т.д. Молитва Иисусова помогает хранить сердце и ум от греховных помыслов.

Важно помнить, что любые аскетические практики, духовные упражнения, это касается и молитвы, лучше обсудить и согласовать со своим духовником, чтобы случайно не впасть в прелесть или не стать заложником еретического течения. Опыт Церкви важно учитывать, решаясь преобразовать свою духовную жизнь. Разумеется, молитва и пост занимают важное место в жизни христианина, но если у человека возникают сомнения, а ужесточение поста или молитвенный подвиг вводят его в искушение (например, все мысли строго постящегося — только о еде), лучше поговорить со священником, испросить благословения. Молитву Иисусову часто воспринимают неправильно и путают понимание молитвы в христианском смысле с йогой и другими восточными практиками, что не имеет никакого отношения к действительности.

Кроме того, исихазм предполагает молчание, в миру это — практически невыполнимое условие. И это — не только физическое, но и духовное молчание, полное освобождение от власти греха своего ума. Если человек только недавно ступил на путь христианства, только начал следовать за Христом, это — тяжелое духовное упражнение.

История становления Иисусовой молитвы

В XVII веке прошел Большой московский Собор, созванный для суда над Патриархом Никоном, реформы которого привели к возникновению старообрядчества, тогда же решился спор о том, как правильно произносить молитву Иисусову — называть в ней Иисуса «Боже наш» или «Сыне Божий». Второй вариант был признан неверным. В современном мире существует канонический текст Иисусовой молитвы. Вариант, который был установлен Большим Московским собором, рассматривается теперь как вариант молитвы мытаря, который звучит как

Суть споров о том, как правильно читать молитву Иисусову в том, что существовали ереси, признающие Иисуса Сыном Божиим, но не Богом, как считал еретик Арий, один из основоположников арианской ереси.

Ступени совершенства молитвы Иисусовой

Преподобный Варсонофий (Плиханков) писал о различных ступенях совершенства молитвы Иисусовой, по которым должен «восходить» христианиню

Он разделял молитву на четыре ступени.

  • Устную — когда человеку, нужно было сосредоточиться, напрячь ум, совершить молитвенный подвиг.
  • Вторая ступень — умно-сердечное делание, когда молитва совершается постоянно, без какого-либо перерыва.
  • Третья ступень — творческая молитва, но до третьей ступени способен дойти не каждый, это удается только людям, которые прошли особый духовный путь, таким как преподобный пустынник Марк Фраческий.
  • Четвертая ступень — высокая молитва, которую смогли достичь ангелы и единицы из числе людей.

Для того, чтобы взойти по ступеням молитвы Иисусовой, как писал преподобный Варсонофий (Плиханков), надо, чтобы в человеке не осталось ничего земного, кроме его телесной оболочки, а душа его жила небесной духовной жизнью.

Роль Иисусовой молитвы в жизни христианина

Во время молитвы Иисусовой человека часто могут одолевать греховные помыслы, ведь именно, чтобы помочь сердцу и разуму очиститься от них, читается эта молитва. Важно не переставать молиться, просить у Господа защиты от этих помыслов. Ведь то, что недоступно и невозможно для человека, доступно Богу.

Мысли, которые рождаются в уме и сердце человека бывают греховными, так как мы уже отравлены грехом, но, если стараться в молитве подчинить ум и сердце Господу, он защитит от этих дурных помыслов. Это важно для духовной жизни человека, возводит к Богу и освобождает от власти смерти, от власти греха.

Читать также о молитве Иисусовой:

Видео молитвы Иисусовой

Источник статьи: http://www.pravmir.ru/molitva-iisusova/