Меню

Артос как правильно употреблять молитва

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Артос в православии что это такое

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Артос – это в переводе с греческого означает квасной хлеб. Это освященный хлеб, именуемй в простом народе еще просфорой. В храме он занимает одно из главных и видимых мест в продолжении всей Светлой седмицы вместе с образом Воскресения Господня. В заключения пасхальных торжеств такое церковное лакомство раздается всем верующим. Но стоит понимать, что это не простой хлеб и его нельзя употреблять как обычный. Очень важно знать, как употреблять артос по православным канонам.

Как принимать артос

Использование такого хлеба началось еще в самом начале создания и развития христианства. А именно в тот день, когда Иисус Христос вознесся на небо. По истории, верующие ученики которые следователи за своим Учителем очень переживали его гибель. Они утешали себя различными молитвами. В них они вспоминали каждое действие Учителя.

Вместе с тем они всегда вспоминали тайное вечернее собрание. При этом они обязательно причащались, читая молитву перед святым причастием. Во время трапез принятия пищи они всегда оставляли пустое место за столом для невидимого, но всегда присутствующего Господа и на его место обязательно клали хлеб.

Первые пастыри православной церкви подражая апостолам начали делать тоже самое. Это было выражением того, что Спаситель стал для всех хлебом, символом жизни. Святой артос печется по особому рецепту. На нем обязательно должен быть символ креста терновый венец, но сам Иисус Христос на нем не изображается. На Пасху на нем еще пишут буквы «ХВ».

Как освящается хлеб

Как уже упоминалось выше, артос имеет одно из главных мест в Церкви. Его освящают специальной молитвой, после чего окропляют святой водой. На первый день после Пасхи ходят на все литургии и как только молитву прочитает священник, Пасхальный хлеб кладут на столе. После чего читается специальная молитва на таинство раздробления его.

Верующие люди достаточно серьезно относятся ко всем молитва и частичкам священного хлеба. Поэтому принеся святой хлеб домой его хранят в специальном отдельно выделенном месте. Артос – это хлеб который можно употреблять только в особые нужды – во время болезни, во время безысходности или неприятностей. Его кушают на голодный желудок, запивая несколькими глотками святой воды, а затем читают православные молитвы о здравии болящего. Но перед тем как съесть кусочек просфоры необходимо прочитать молитву на принятие артоса.

Текст молитвы при вкушении артоса:

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь.

Источник статьи: http://ikona-i-molitva.info/artos-v-pravoslavii-chto-eto-takoe/

Хлеб освященный (просфора, антидор, артос)

Хлеб в Церкви – символ Христа. Об этом сказал Он Сам: «Я есть Хлеб жизни» ( Ин.6:48 ). Если земной хлеб питает чело­ве­че­скую жизнь, то Хри­стос, Хлеб небес­ный, при­об­щает чело­ве­че­скую жизнь к пол­ноте Боже­ствен­ной жизни в веч­но­сти.
И ещё хлеб – символ самой Церкви. Вот как об этом гово­рится в древ­ней евха­ри­сти­че­ской молитве: «Как этот хлеб был рас­сеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так будет собрана Цер­ковь Твоя от концов земли в Твое Цар­ствие» (Дидахе, гл. 9).

Читайте также:  Рассеянность в молитве это грех

Просфо́ра своим про­ис­хож­де­нием уходит в первые века хри­сти­ан­ства, когда веру­ю­щие сами при­но­сили хлеб, вино, елей (то есть олив­ко­вое масло), воск для свечей – все, что нужно для совер­ше­ния бого­слу­же­ния. Это при­но­ше­ние (по-гре­че­ски просфора), или пожерт­во­ва­ние, при­ни­мали диа­коны; имена при­нес­ших вно­сили в особый список, кото­рый с молит­вой про­воз­гла­шали во время освя­ще­ния Даров. Из этих доб­ро­воль­ных при­но­ше­ний (просфор) отде­ля­лась часть хлеба и вина для пре­ло­же­ния в Тело и Кровь Хри­стову, из воска изго­тов­ля­лись свечи, а прочие дары, над кото­рыми также про­из­но­си­лись молитвы, раз­да­ва­лись веру­ю­щим. Впо­след­ствии просфо­рой стали назы­вать только хлеб, упо­треб­ля­е­мый для совер­ше­ния Литур­гии. Со вре­ме­нем в храмах стали вместо обык­но­вен­ного хлеба спе­ци­ально выпе­кать просфоры, при­ни­мая в каче­стве пожерт­во­ва­ния кроме обыч­ных при­но­ше­ний и деньги.
Просфору можно полу­чить за свеч­ным ящиком после Литур­гии, подав до начала бого­слу­же­ния записку «О здра­вии» или «О упо­ко­е­нии». Имена, ука­зан­ные в запис­ках, про­чи­ты­ва­ются в алтаре, и за каждое имя из просфоры выни­ма­ется частица, почему такая просфора назы­ва­ется еще «выну­тая».

В конце Литур­гии моля­щимся раз­да­ется антидо́р – части просфоры, из кото­рой на про­ско­ми­дии был извле­чён Святой Агнец. Гре­че­ское слово анти­дор про­ис­хо­дит от слов анти – вместо и ди орон – дар, то есть точный пере­вод этого слова – вме­сто­да­рие.
«Анти­дор, – гово­рит святой Симеон Солун­ский, – есть свя­щен­ный хлеб, кото­рый был при­не­сен в пред­ло­же­ние и кото­рого сере­дина была вынута и упо­треб­лена для свя­щен­но­дей­ствия; этот хлеб как запе­чат­лен­ный копием и при­няв­ший Боже­ствен­ные слова пре­по­да­ется вместо Страш­ных Даров, то есть Таин, тем, кото­рые не при­ча­ща­лись их».

А́ртос (от греч. ἄρτος — хлеб) — боль­шая просфора с изоб­ра­же­нием Вос­кре­се­ния Гос­подня или Креста, освя­ща­е­мая в день Пасхи, пола­га­е­мая, затем, в храме на аналое, где хра­нится всю Свет­лую сед­мицу, раз­дроб­ля­е­мая и раз­да­ва­е­мая веру­ю­щим в Свет­лую суб­боту с целью бла­го­го­вей­ного потреб­ле­ния.
В память того, что Гос­подь по Своем Вос­кре­се­нии мно­го­кратно являлся апо­сто­лам и вкушал с ними пищу, апо­столы и после Его Воз­не­се­ния имели обычай остав­лять за тра­пе­зой неза­ня­тым сред­нее место и пола­гать пред ним часть хлеба, как бы для Гос­пода, при­сут­ству­ю­щего среди них. Вот этот хлеб и пред­став­ляет собой ныне упо­треб­ля­е­мый в Церкви артос. В про­дол­же­ние Свет­лой сед­мицы он лежит в храме на аналое, перед ико­но­ста­сом, а вне службы – перед откры­тыми Цар­скими вра­тами, напо­ми­ная о явле­ниях вос­крес­шего Гос­пода апо­сто­лам и о пре­бы­ва­нии Его с нами. Сооб­разно с зна­че­нием Пасхи, кото­рая соеди­няет в себе собы­тия смерти и Вос­кре­се­ния Гос­пода, на артосе изоб­ра­жа­ется зна­ме­ние победы Хри­сто­вой над смер­тью, или крест, увен­чан­ный тер­нием, или икона Вос­кре­се­ния Хри­стова.
Освя­ща­ется артос молит­вой, окроп­ле­нием святой водой и каж­де­нием в день Свет­лого Хри­стова Вос­кре­се­ния на Литур­гии после заам­вон­ной молитвы. Его пола­гают на солее против цар­ских врат на уго­то­ван­ном столе. После каж­де­ния вокруг стола с арт­осом свя­щен­ник читает особую молитву, после чего трижды окроп­ляет артос святой водой со сло­вами «Бла­го­слов­ля­ется и освя­ща­ется артос сей окроп­ле­нием воды сея свя­щен­ныя во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа. Аминь».
Во все дни Свет­лой сед­мицы по окон­ча­нии литур­гии тор­же­ственно совер­ша­ется крест­ный ход вокруг храма с арт­осом. В мона­сты­рях он еже­дневно постав­ля­ется на тра­пезу и пола­га­ется на особом столе или аналое, для напо­ми­на­ния мона­хам, что среди них, как неко­гда среди апо­сто­лов, неви­димо при­сут­ствует Сам Гос­подь, истин­ный Хлеб жизни. В чине артоса поются тро­пари, в кото­рых гово­рится о Вос­кре­се­нии Христа и о Его пре­бы­ва­нии с нами.
В суб­боту Свет­лой сед­мицы в конце Литур­гии свя­щен­ник про­из­но­сит особую молитву, во время чтения кото­рой артос раз­дроб­ля­ется, а при цело­ва­нии креста раз­да­ется народу как свя­тыня.
Частицы а́ртоса, полу­чен­ные в храме, бла­го­го­вейно хра­нятся веру­ю­щими как духов­ное вра­чев­ство от болез­ней и немо­щей. Артос при­нято упо­треб­лять в особых слу­чаях, напри­мер, в болезни, всегда со сло­вами «Хри­стос Вос­кресе!»
Артос по бла­го­дати ниже анти­дора, но выше просфоры. Т.е. если веру­ю­щий захо­чет при­нять сразу артос, анти­дор и просфору, то сна­чала вку­ша­ется анти­дор, затем артос, а затем просфора. Свя­ти­тель Инно­кен­тий Хер­сон­ский в слове перед раз­да­чей артоса сказал: «Его должно упо­треб­лять с бла­го­го­ве­нием как свя­тыню, но не сле­дует при­да­вать ему какое-нибудь боль­шее зна­че­ние. Неко­то­рые думают, будто этот хлеб может заме­нять боже­ствен­ное При­ча­ще­ние Святых Хри­сто­вых Тайн. Такое мнение – греш­ное, хри­сти­а­нин должен знать и пом­нить, что ничто, ника­кая свя­тыня не может заме­нить Пре­чи­стого Тела и Крови Гос­пода нашего Иисусa Христа. Поэтому нет ника­кой надоб­но­сти хра­нить целый год этот хлеб, как делают сие неко­то­рые, при­пи­сы­вая артосу зна­че­ние, какого он не имеет. Это запре­щено и цер­ков­ной вла­стью (Указом Св. Синода 1723 г., 15 июня)».

Читайте также:  История молитвы богородице дево радуйся

Просфора

Анти­дор

Артос

Как хра­нить освя­щён­ный хлеб?

Пока он свежий, раз­режьте его на малень­кие кусочки, поло­жите их в полот­ня­ный мешо­чек, чтобы они высохли (можно и в поли­эти­ле­но­вый, только не закры­вайте его, чтобы был доступ воз­духа). Когда частички про­сох­нут, их можно хра­нить дли­тель­ное время. Малень­кие кусочки удоб­нее вку­шать; кроме того, цель­ная просфора гораздо быст­рее заплес­не­веет, потому что внутри ее сохра­ня­ется влага.

Источник статьи: http://azbyka.ru/xleb-osvyashhennyj-prosfora-antidor-artos

Мо­лит­ва на освя­ще­ние артоса

При­не­сен бы­ва­ет арт­ос, си­есть хлеб на сие при­уго­тов­лен­ный, и на нем крест на­пи­сан­ный обыч­но, к иерею в ол­тарь, по со­вер­ше­нии Бо­же­ствен­ныя Ли­тур­гии и по за­ам­вон­ней молитве.

По­сле за­ам­вон­ной мо­лит­вы пе­ред Цар­ски­ми вра­та­ми вы­но­сит­ся арт­ос, со­вер­ша­ет­ся его трое­крат­ное каждение.

Рек­шу диа­ко­ну: Гос­по­ду помолимся.

Чтет над ним иерей мо­лит­ву сию:

И чи­та­ет­ся на­сто­я­те­лем сле­ду­ю­щая молитва

Б оже все­силь­ный и Гос­по­ди Все­дер­жи­те­лю, иже ра­бом Тво­им Мо­и­сеом во ис­хо­де Из­ра­и­ле­ве от Егип­та, и в осво­бож­де­нии лю­дей Тво­их от горь­кия ра­бо­ты фа­ра­о­но­вы, агн­ца за­кла­ти по­ве­лел еси, про­об­ра­зуя на кре­сте за­клан­на­го во­лею нас де­ля Агн­ца, взем­лю­ща­го все­го мi­ра гре­хи, воз­люб­лен­на­го Сы­на Тво­е­го, Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста. Ты и ныне, сми­рен­но мо­лим Тя, при­з­ри на хлеб сей, и бла­го­сло­ви, и освя­ти его. Ибо и мы, ра­би Твои, в честь и сла­ву, и в вос­по­ми­на­ние слав­на­го вос­кре­се­ния то­го­жде Сы­на Тво­е­го Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, Им­же от веч­ныя ра­бо­ты вра­жия и от адо­вых нере­ши­мых уз раз­ре­ше­ние, сво­бо­ду и пре­ве­де­ние улу­чи­хом, пред Тво­им ве­ли­че­ством ныне во все­свет­лый сей, пре­слав­ный и спа­си­тель­ный день Пас­хи, сей при­но­сим: нас же се­го при­но­ся­щих, и то­го лоб­за­ю­щих, и от него вку­ша­ю­щих, Тво­е­му небес­но­му бла­го­сло­ве­нию при­част­ни­ки бы­ти со­тво­ри и вся­кую бо­лезнь и недуг от нас Тво­ею си­лою от­же­ни, здра­вие всем по­да­вая. Ты бо еси ис­точ­ник бла­го­сло­ве­ния и цель­бам по­да­тель, и Те­бе сла­ву воз­сы­ла­ем Без­на­чаль­но­му От­цу, со Еди­но­род­ным Тво­им Сы­ном, и Пре­свя­тым и Бла­гим и Жи­во­тво­ря­щим Тво­им Ду­хом, ныне и прис­но и во ве­ки веков. В се­силь­ный Бо­же, Гос­по­ди Все­дер­жи­тель! Ты по­ве­лел чрез ра­ба Тво­е­го Мо­и­сея при ис­хо­де Из­ра­и­ля из Егип­та и осво­бож­де­нии на­ро­да Тво­е­го от горь­ко­го раб­ства фа­ра­о­ну за­ко­лоть агн­ца, про­об­ра­зуя доб­ро­воль­но за­клан­но­го за нас на Кре­сте Агн­ца, подъ­ем­лю­ще­го гре­хи все­го ми­ра, воз­люб­лен­но­го Сы­на Тво­е­го, Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, че­рез Ко­то­ро­го мы по­лу­чи­ли осво­бож­де­ние и вы­ход из веч­но­го раб­ства вра­гу и из­бав­ле­ние от несо­кру­ши­мых уз ада. Так и мы, ра­бы Твои, в честь и сла­ву, и в вос­по­ми­на­ние о слав­ном вос­кре­се­нии Сы­на Тво­е­го, Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, ныне в этот все­свет­лый, и пре­слав­ный, и спа­си­тель­ный день Пас­хи, при­но­ся этот хлеб пред Тво­им ве­ли­че­ством, сми­рен­но мо­лим Те­бя: воз­зри на этот хлеб, бла­го­сло­ви и освя­ти его. Нас же, его при­нес­ших, и це­лу­ю­щих его, и от него вку­ша­ю­щих, сде­лай участ­ни­ка­ми Тво­е­го небес­но­го бла­го­сло­ве­ния и вся­кую бо­лезнь и недуг от нас Тво­ею си­лою уда­ли, здра­вие всем по­да­вая. Ибо Ты ис­точ­ник бла­го­сло­ве­ния и ис­це­ле­ний По­да­тель, и Те­бе сла­ву вос­сы­ла­ем, Без­на­чаль­но­му От­цу, с Еди­но­род­ным Тво­им Сы­ном, и Пре­свя­тым и Бла­ги­ми Жи­во­тво­ря­щим Тво­им Ду­хом, ныне и все­гда, и во ве­ки веков. Лик: Аминь. Хор: Аминь. Абие же кро­пит арт­ос свя­щен­ною во­дою, гла­го­ля: Бла­го­слов­ля­ет­ся и освя­ща­ет­ся арт­ос сей, окроп­ле­ни­ем во­ды сея свя­щен­ныя, во имя От­ца и Сы­на и Свя­та­го Ду­ха. Аминь. Три­жды. И три­жды окроп­ля­ет арт­ос свя­той во­дой со сло­ва­ми: Бла­го­слов­ля­ет­ся и освя­ща­ет­ся этот арт­ос окроп­ле­ни­ем этой свя­той во­ды, во имя От­ца, и Сы­на, и Свя­то­го Ду­ха. Аминь.
Читайте также:  Молитва пресвятой богородице при болезни детей

И по­сем ис­хо­дит, и по­ла­га­ет его на ана­ло­гии, лю­дие же при­ем­лю­ще ан­ти­дор, лоб­за­ют артос.

Источник статьи: http://azbyka.ru/bogosluzhenie/molitva-na-osvyashhenie-artosa/