Меню

Асаны были моими молитвами

Есть ли в йоге место молитве?

К аждому человеку, несомненно, доводилось испытывать потребность в молитве. Ведь место для неё есть в сердце каждого. Большинство людей, так или иначе, ежедневно обращаются к Богу. Только Бог у каждого свой. Его понимание складывается из особенностей воспитания, культурных и социальных условий, и зачастую определяется приверженностью человека к разным конфессиям буддизма, христианства, иудаизма, ислама (либо принадлежностью к одной из тысячи сект внутри этих же религий, или сект неведомого происхождения).

Вопрос молитвы касается и атеистов в том числе. Потому что, как сказал философ Х.А.Ливрага, «если и существуют те, кто серьезно не верит в Бога, никак не ощущает Его и даже заявляет, что это полностью выдуманное понятие, порожденное страхом смерти, большинство из них отрицают не столько возможность существования Космического Разума, движимого необходимостью или Высшей Волей, сколько те инфантильные формы, в которых религии обычно представляют великие мистерии, направляющие человека с момента его появления».

Недоверие атеистов к догматам совершенно не мешает им в минуты отчаяния, или глубочайшей радости взывать к чему-то неведомому и всемогущему. Бог есть во всем. И все есть Бог.

Я, до знакомства с йогой, жила с непреклонным убеждением в необходимости молитвы.

Встав же на путь самосовершенствования, я испытала некий диссонанс. Ведь, в моем понимании, молитва обращена на Божество (высшие силы), а йога учит сосредоточению на себе.

В молитве мы восхваляем, поклоняемся, просим. И, непременно, ожидаем отклика, милости Божьей.

В случае же с йогой – направляем усилия внутрь, меняем мир путем самосовершенствования. Здесь мне видится элемент гордыни, культивируемый через допущение о всемогуществе человека.

Получается, что эти две практики несовместимы? Попробуем разобраться.

Так что же такое на самом деле молитва, и каким образом она может быть вписана в пространство йоги?

По сути, существуют три уровня молитвы:

  • словесная молитва
  • ментальная молитва
  • духовная молитва

Словесная молитва зачастую рождается в состоянии невежества (тамас), и напоминает молитву дикаря, который, рассекая воздух копьем, издает воинственный клич. Раз за разом он выражает своему племенному Божеству желание достичь победы. Такая молитва не содержит в себе разумного начала. Она основана на эмоциях и состоит исключительно из выражения желаний (как раз те самые жалобы, требования). Такая молитва может сосредоточиться лишь вокруг астрального тела молящегося и, как правило, не приносит желаемых результатов.

Как сказал И.С. Тургенев о подобной молитве, она сводится к следующему: «Великий Боже, сделай, чтобы дважды два – не было четыре».

Ментальная молитва — это инструмент ума, когда мы включаем осознанность и искренне о чём-то просим, взывая по большому счету, к собственному рассудку. Здесь уже подключается аспект энергии страсти (раджас). Сила такой молитвы, выражающей искреннее желание, тоже исходит из астрального тела, но, проходя через ум, усиливает потоки вибраций, и, в конечном счёте, выражается на материальном плане.

Однако, возможности такой молитвы ограничены.

«Подобно детям, мы обращаемся с мольбами к нашим родителям, старшим и попечителям, когда нам это необходимо. Мы ищем их помощи и покровительства. В юности мы учимся обращаться или молиться к себе, к нашим скрытым способностям и силам. Мы стараемся быть уверенными в себе и не зависеть от помощи других. Но в такой молитве имеются пределы возможностей. Когда мы чувствуем, что нам нужно нечто, лежащее за пределами наших возможностей, которое недосягаемо для человека, мы обращаемся к Богу и молимся о Его помощи. Мы ощущаем Его отклик, мощную внутреннюю силу, которая слышится в наших молитвах и осуществляет наши желания, когда мы являемся преданными и искренними». Шри Свами Шивананда, «Бхакти Йога».

Читайте также:  Иисусова молитва 1000 раз женский монастырь

Духовная молитва в состоянии благости (саттва) — есть готовность человека к отворению своего ума такому потоку Божественной милости, который усиливает вибрации астрального тела и возвышает сознание до высшей степени духовности. В такой молитве нет ожидания, безусловно, нет просьб, ибо она — общение человека с Богом.

И здесь мне стало многое понятно. Ведь прежде у меня был такой взгляд на молитву: или люди твердят молитвы, как попугаи, просто потому что так надо, или они молятся лишь тогда, когда они в горе. Получается, что я была открыта восприятию лишь двух первых ступеней этой практики, и постоянно приходилось бороться с сомнениями, недоверием… испытывать страдания.

«Мольба рождается из жалости к самому себе. Вы молитесь, когда вы испытываете трудности, когда вы в горе. Эта столь глубоко укоренившаяся в человеке жалость к себе – корень разобщённости и отделённости. Это отделённое, или думающее о себе как об отделённом, постоянно ища отождествления с чем-то неотделённым, приносит только ещё больше отделённости и боли. Из этого замешательства и смятения человек взывает к небесам, или к некоторому божеству ума. Этот зов может найти какой-то ответ, но этот ответ будет эхом жалости к самому себе, в своей отделённости». Дж. Кришнамурти «Медитации».

Но теперь я понимаю, что так же, как пища необходима физическому телу, а наука уму, так молитва необходима духовной жизни человека. Человек должен осознанно развивать свою духовность и понять, что молитва – это не когда ты говоришь с Богом, а когда ты слушаешь Бога. Молитва – это самоотречение, как способ единения с высшими силами.

«Не имейте желаний», это не значит: «будьте безчувственны». Наоборот, замените желание непреложным приказом чистой мысли. В этом приказе вы призываете все светлые силы и заставляете их токи действовать в соответствии с вашим чистым устремлением» Дементьева Н.М., «Агни-йога».

И та же самая христианская традиция говорит о том, что не каждая молитва угодна Богу.

Иисус Христос наставляет: «И когда молишься, — не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться пред людьми. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне. А, молясь, не говори лишнего».

«Молитва есть осознание вечности. В молитве заключены красота, любовь, дерзание, отвага, самоотверженность, неуклонность, устремление. Но если в молитве заключаются суеверие, страх и сомнение, то такое заклинание относится к временам фетишизма» Дементьева Н.М., «Агни-йога».

Так же и в йоге: молитва – это не то, что вы произносите, это, в первую очередь, внимание.

Люди, практикующие традиционную йогу, издавна относи­лись к молитве (прартана) как к полезному средству достижения подъёма над всеми внешними авторитетами и ментальными проекциями и приведению человека к состоянию освобождения, просветления.

В йоге прямым образом отражается различие между религией и духовностью. Первая делает упор на внешнем авторитете и необходимости иметь посредника между личностью и ультимативной Реальностью. Вторая полагается в основном на внутренний авторитет и принятую по доброй воле самодисциплину, осно­ванную на познании себя. Если в духовной традиции и привлека­ется внешний авторитет (гуру), то подразумевается, что этот человек является проявлением того же «Я», только более совершенным, чем начинающий практик.

Читайте также:  Kakie molitvi chitat pered chteniem akafista za edinoumershego doma

Посредством молитвы мы устанавливаем связь с высшей Реальностью вне зависимости от формы, в которой концептуали­зируем или визуализируем ее. Йогическая традиция, как правило, считает эту связь не просто символической, а объективно реальной.

«Воздействие молитвы такое же реальное, как действие силы гравитации. Она может достичь сфер, где разум слишком ничтожен, чтобы проникнуть туда. Молитва может творить чудеса. Её эффективность неописуема. Её могущество не может быть охвачено интеллектом; она может быть только пережита практикующим её» Шри Свами Шивананда «Бхакти йога».

Когда наша воля (иччха-шакти) полностью сливается с волей божества, мы открываем еще более глубокое измерение – энергию всемогущества и славы божества (айшварья-шакти). Эта энергия очень важна для усмирения всех клеш (омрачений), покорения внутренних демонов, препятствий, которые воплощают в себе нашу нечистую карму.

«Прошу тебя, выражай себя, найди себя. Выйди за пределы того, что ты делаешь. Загляни за пределы того места, где ты находишься. Этот мир не принадлежит ни тебе, ни Мне. Ты живешь в этом мире благодаря своей карме, благодаря силе своего желания. У тебя множество желаний, поэтому ты далек от истины. Я не предназначен для того, чтобы ты искал Меня. Твое осознание само найдет Меня. Твоё осознание само пробудит себя. Вернись же к себе». Пайлот Баба «Кто Я».

Гуру Нанак произнес «Эк Онг Кар» — один с одним, тогда он станет одним.

Будет покорен один – все будут покорены. Если вы двойственны, как вы можете достичь Одного? Основная теория Бога: он – Один, вы – Один, вы должны слиться, чтобы стать Богом».

В йоге — 84 тысячи асан. Цель йоги – достичь совершенства хотя бы в одной из них (когда ум, душа и тело едины).

Таким образом, погрузившись в исследуемую тему и рассмотрев её через призму синтеза, мне удалось, как мне кажется, достигнуть некоторого просветления в этом вопросе и развеять мнимые противоречия. Моя изначальная ошибка была в неверном понимании сути обоих практик.

И теперь я понимаю, что молиться – это не ждать, сложа руки, пока высшие силы начнут благоволить тебе.

Божественные силы готовы прийти тебе на помощь, но для их реализации необходим действенный импульс со стороны человека.

Личный пример и учение Будды лучшим образом демонстрирует, что только ценой собственных усилий можно прийти к прекращению страдания (Благородный восьмеричный путь).

А в целом, понятие йога о молитве хорошо раскрывается в следующей притче: «Одна маленькая девочка была очень огорчена тем, что ее брат хотел поймать птиц в западню. На её жалобу отцу тот ей однажды, шутя, ответил: «Помолись Богу об этом». Впоследствии, заметив, что она очень счастлива, он спросил ее, молилась ли она. «Да, — сказала она, — я трижды молилась: во-первых, я молила Бога не допускать птиц к западням, затем я молилась о том, чтобы западни не поймали птиц; после этого я растоптала все западни на кусочки».

Молитва йога – это акт благодарности и принесение результатов всех своих деяний во благо живых существ.

«Какой смысл молиться всевышнему, если не умеешь ценить жизнь, данную им?» КальХо НааХо «Наступит завтра или нет»

Читайте также:  Kakuyu molitvu chitat pered pominalnim stolom

«Молитва облагораживает, когда она является глубоким чувством, вырывающимся из глубины нашего сердца для блага других, но не нас самих» Е.П.Блаватская.

«Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употреблять для ваших вожделений» (Иак.4:3).

Источник статьи: http://www.oum.ru/yoga/osnovy-yogi/yoga-i-molitva/

Асана. Критерии её выполнения. Аскеза в асанах

Что же такое асана и как правильно её выполнять? Это резонные вопросы, которыми задаются начинающие практики.

На самом базовом уровне асана – это физическая поза. В практике асан мы помещаем тело в положение, которое имеет определенный результат и смысл, зависящий от той формы, которая принимается телом. Каждая асана имеет свой собственный структурный эффект. Следовательно, подходить к практике мы должны максимально внимательно и собранно.

Асаны также можно назвать средством, которое поворачивает глаза зрачками внутрь, чтобы мы могли отвлечься от внешнего мира и познать себя через работу над телом, погрузившись во внутреннее пространство.

Классическое определение асаны дано в «Йога-сутрах» Патанджали: «Асана – есть устойчивая и удобная поза».

Альтернативные переводы текста дополняют понятие следующими синонимами: неподвижная, твердая, прочная, и одновременно, легкая, приятная. Достигается это положение, как сказано далее, распознанием и наблюдением за реакцией тела и дыхания на различные позы, расслаблением, прекращением усилия и сосредоточением на бесконечном. Если правильно следовать этим принципам, практика асан поможет минимизировать влияние внешних факторов на тело, таких как климат, питание и физический труд. Путем принятия правильной позы прекращается беспокойство и устраняются помехи двойственности.

Отсюда следует вывод: выполняя асаны, мы можем получить столь серьезные результаты и глубоко продвинуться в практике. Это вдохновляет! Однако, чтобы достигнуть этих идеальных состояний, о которых говорят «Йога-сутры», мы должны пройти долгий, местами тернистый путь. Почему тернистый? Потому что сразу и сходу принять устойчивое и удобное положение тела и при этом наблюдать за дыханием, сосредоточившись на высоком, даже в самой простой асане будет не всегда возможным. Это объясняется тем, что у каждого есть свои физиологические особенности и анатомические ограничения. Следовательно, понадобится время и применение к себе аскезы.

Аскеза — важное понятие для начинающих практиков. Это добровольное самоограничение, умение выводить себя из зоны комфорта, расширять эту зону. Она является необходимым элементом дальнейшего развития в асанах. Аскеза практикуется с помощью контроля, терпения и усердия. Наше развитие будет зависеть от того, способны ли мы применять к себе волевое усилие. Конечно, аскеза должна быть адекватной. Если мы, во чтобы то ни было, выпучив глаза, обливаясь потом, терпя сильную боль, задержав дыхание, пытаемся удержать форму, то мы только наносим себе вред и травму. Усилие должно быть приложено соразмерно нашим возможностям на данный момент времени.

Для начинающих практиков выполнение даже простых асан будет аскезой, так как это физически тяжело, непривычно, непонятно. Увы, зачастую мы привыкаем получать от жизни только удовольствия, а физическое усилие, хоть и направленное на улучшение здоровья, не вызывает принятия. Однако, если мы применим к себе аскезу, то постепенно на своём опыте поймём, что через работу с телом мы можем влиять на свой внутренний мир, на работу ума и направлять его в благостное русло, выводящее нас на более высокий уровень сознания, и приближать к тем состояниям, о которых пишет Патанджали.
«Учась контролировать тело, мы учимся контролировать ум».

Источник статьи: http://asanaonline.ru/articles/interesting/asana-kriterii-eye-vypolneniya-askeza-v-asanakh/