Меню

Аср это какая молитва

В какое время совершают послеполуденный намаз (Аср)

Послеполуденный намаз или аср («послеполуденное время») намаз – это третий намаз из пяти обязательных молитв вмененных в обязанность каждому мусульманину в ночь вознесения Пророка (с.а.с.). И в этом согласны все исламские ученые.

Время совершение намаза

Время аср намаза наступает, когда тень от какого-либо предмета (той же палки) будет равна этому предмету, плюс прибавляется тот небольшой отрезок тени, что был во время «завала». Т.е. время послеполуденного намаза начинается одновременно с завершением времени дневного намаза.

Время аср намаза проходит с полным заходом солнца, т.е. началом магриб намаза.

По мазхабу Абу Ханифа желательно оттянуть совершение послеполуденного намаза до того времени пока диск солнца не начнет меняться в цвете. Также желательно быстрее сделать аср намаз в пасмурную (тучную) погоду.

Нежелательное время для чтения послеполуденного намаза

Макрух (нежелательно) оставлять намаз на такое время, когда солнце уже не слепит глаза в ясное время. Это примерно за пол часа до заката солнца. Поэтому, если у вас есть возможность, не стоит тянуть с началом намаза.

Как совершается намаз

Послеполуденный (аср) намаз, как и дневной намаз, состоит из четырех ракаатов. Аср намаз выполняется в той же последовательности что и зухр намаз:

  1. Намерение;
  2. Произнесение слов «Аллаху акбар» сразу после намерение;
  3. Складывание рук под пупком и чтение аль-Фатихи или другой суры Корана;
  4. Со словами «Аллаху акбар» совершение поясного поклона; чтение три раза «субхана роббияль-азым»;
  5. Со словами «сами’алЛоху лиман хамидаху» выпрямление из поясного поклона;
  6. Со словами «Аллаху акбар» совершение земного поклона; чтение три раза «субхана роббияль-а‘ла»;
  7. Со словами «Аллаху акбар» выпрямление от земного поклона (сидя);
  8. Со словами «Аллаху акбар» совершение второго земного поклона («субхана роббияль-а‘ла» 3 раза);
  9. Со словами «Аллаху акбар» выпрямление от земного поклона и вставание на второй ракаат.
  10. В такой же последовательности совершается и второй ракаат;
  11. В конце, после второго земного поклона сидя читается молитва ат-ташаххуд;
  12. Затем встаем на третий ракаат и совершаем его также как и первый;
  13. После второго земного поклона встаем на четвертый ракаат и делаем его также как и второй;
  14. Далее после молитвы ат-ташаххуд дается салам направо и налево.

Важность аср намаза

Аср намаз имеет большую важность, так как его выделил Создатель, который сказал в Священном Коране: » حَافِظُوا عَلَى الصَّلَوَاتِ وَالصَّلَاةِ الْوُسْطَى وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ .» – «Оберегайте молитвы (пять обязательных) и среднюю молитву и выстаивайте (молитву) ради Аллаха будучи покорными». Сура «Корова», аят 238. Большинство ученых пришли к мнению, что «средняя молитва» это послеполуденный (аср) намаз.

Кроме того аср намаз также выделил Пророк (с.а.с.), который сказал:

» لَنْ يَلِجَ النَّارَ أَحَدٌ صَلَّى قَبْلَ طُلُوعِ الشَّمْسِ، وَقَبْلَ غُرُوبِهَا » — «Не войдет в Огонь (Ад) тот, кто совершал намаз до восхода солнца (фаджр) и до его захода (аср)». «Сахих Муслим», хадис №1434. Имам Бухари привел хадис: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: » مَنْ تَرَكَ صَلَاةَ الْعَصْرِ فَقَدْ حَبِطَ عَمَلُهُ » – «Кто оставил послеполуденный намаз, то пропали его благие дела». Время послеполуденной молитвы это также время, когда прибывают ночные и дневные ангелы, поэтому у дуа есть больше шансов быть отвеченным.

Источник статьи: http://salyat.com/article/vremya-poslepoludennogo-namaza-asr/

Послеполуденный намаз аср: как читается молитва икенде (ВИДЕО)

«Тщетны все деяния того, кто позволяет себе оставлять чтение молитвы аср». Именно такой строгий хадис Пророка Мухаммада (с.г.в.) можно найти в сборнике имама Аль-Бухари.

Этот намаз идёт третьим в распорядке обязательных пяти ежедневных молитв после утреннего намаза (сабах или фаджр) и полуденного (ойля или зухр). При этом он является едва ли не самым коротким, а потому оставлять его без чтения – непозволительная роскошь для мусульманина. Пусть даже самого загруженного делами.

Читайте также:  Молитвы чтобы брат не пил

Послеполуденный (или предвечерний) намаз в арабском языке обычно обозначается словом «аср», тогда как среди тюркских народов прижилось наименование «икенде». В этом материале мы будем использовать все эти обозначения.

Обратите внимание, что положение частей тела в ракаатах описаны для мужчин. У женщин они несколько (незначительно) отличаются.

Время наступления намаза аср

В отношении временного интервала послеполуденной молитвы мнения учёных-богословов разделились. Большинство из них считает, что он начинается тогда, когда тень предмета равна его длине. Однако имам-агзам Абу Ханифа говорил, что к икенде-намазу следует приступать только после того, как тень предмета станет в два раза больше него самого. Так или иначе, отмечают современные алимы, во время намаза аср солнце теряет свою яркость, начинает «желтеть». Этот момент также можно использовать в качестве одного из индикаторов. Икенде читается до того, как солнце уходит за горизонт.

Однако в сводах высказываний Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) можно найти хадис, в котором даётся весьма резкая оценка в отношении откладывающих молитву аср до последнего. «Только лицемер ждёт того момента, когда солнце попадёт в рога Дьявола. Потом он встаёт на намаз и в спешке молится» (Муслим).

Время совершения предвечернего намаза во всех городах стран, входящих в СНГ, можно посмотреть и скачать по ссылке.

Как читать молитву-икенде?

Этот намаз едва ли не самый простой в плане своей структуры. Обязательно нужно прочитать четыре ракаата, которые, собственно, находятся в статусе фарда. Но есть также и дополнительная часть, которая предшествует фарду. О ней мы подробно поговорим в конце статьи.

Для удобства читателей приводим видео примера чтения обязательной части намаза-аср.

4 ракаата фарда

Самое первое действие, которое предшествует дальнейшим действиям, – это выражение намерения прочитать намаз аср. Нет никакой определённой формулы на арабском языке, которая обозначала бы намерение. Главное – чтобы в сердце у человека было желание совершить конкретную молитву в строго отведённое для этого время. Также можно сказать тихо вслух на любом из языков: «О, Аллах! Я намереваюсь прочитать четыре ракаата обязательной части (или фарда) намаза аср».

После этого следует такбир-тахрим – фраза «Аллаху Акбар» (Аллах Велик). В момент произнесения вслух этого такбира молящийся поднимает руки ладонями в сторону кыйблы до того момента, пока не произойдёт соприкосновение больших пальцев с мочками ушей. Стоит заметить, что на необходимости такого прикосновения настаивают ханафиты и шафииты, тогда как ханбалиты и маликиты не считают это действие обязательным. После того, как человек произнесёт такбир-тахрим, ему следует практически полностью отключиться от окружающей действительности и погрузиться в поклонение – нельзя говорить на посторонние темы, совершать действия, не связанные с молитвой. Взгляд должен быть устремлён в ту точку, где должен оказаться лоб человека при совершении земного поклона (суджуд).

Далее идёт дуа «Сана». Её читают так:

Субэханяка Аллахуммя вя бихамдикя, вя табяракасмукя, вя та’аля джаддукя, вя ля Иляха гайрук

Перевод значения: «Слава Аллаху! Твоё имя является величайшим, нет никого равного Тебе. Никому нельзя поклоняться, кроме Тебя».

В шафиитском мазхабе это дуа читается иначе:

Вяджяхту вяджхия лильлязии фятарас-самаваати уаль-ард, ханифам муслимя, вя мя ана миналь-мушърикиин, инняс-саляти вя нусукы, вя махъяйа, вя маммати лильЛяхи Раббиль-галямин, ля шариикя ляхъ, вя би зяликя умирьту вя ана миналь-мусълимиин

Перевод: «Я направляюсь к Тебе, Сотворившему небеса и Землю. Я не совершаю греха ширка (поклонения кому-либо ещё), так как, воистину, мои дуа, мольбы, просьбы, хороший нрав, жизнь и смерть – всё это в Твоей власти, во власти Всевышнего Аллаха, у Которого не может быть никакого сотоварища. Это то, что я обязан делать, ведь, поистине, я из числа мусульман».

Дуа «Сана», равно как и коранические суры, идущие ей вослед, проговариваются в стоячем положении «кыям». Руки располагают ниже пупка, при этом правая ладонь ставится на левую и обхватывает её большим пальцем и мизинцем. Остальные три пальца ложатся на левое предплечье. Такое расположение рук характерно для ханафитского мазхаба. Шафииты, в целом, держат их в аналогичном положении, но чуть повыше пупка. Маликиты руки вовсе опускают, а вот ханбалиты оставляют этот вопрос на собственное усмотрение верующего.

Читайте также:  Молитва прошение серафиму саровскому

Вслед за дуа «Сана» идут «та-авуз» и «басмалля» – фразы «Агузю бильЛяхи мин аш-шайтаанир-раджиимъ» и «БисмильЛяхи-р-Рахманир-Рахиимъ» («Обращаюсь к Господу от сатаны, побиваемого камнями. С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного [начинаю дело]»). Потом молящийся должен прочитать суру «Аль-Фатиха», вслед за которой идёт дополнительная, короткая сура либо идущие друг за другом аяты из Священного Корана (как минимум, три штуки). Примером краткой суры служит «Аль-Кафирун».

Потом молящийся должен совершить такое действие, как поясной поклон (руку’): по окончании дополнительной суры человек проговаривает такбир («Аллаху Акбар»), опускает руки и прогибается так, что обе его кисти опираются на колени, а пальцы расставляются. При взгляде сбоку поза человека будет напоминать букву «Г». В это время надо три раза сказать: «Субханя Рабби аль-Газыйм» («Пречист Великий Господин»). Далее надо выйти из положения руку’, проговаривая: «Сами’а Аллаху лимянъ Хяямидех» («Всевышний слышит абсолютно все слова прославления»). Молящийся стоит прямо, его руки опущены. Произносится формула не вслух: «Раббаня, Ляка-ль-хамдэ» («О Владыка миров! Для Тебя все эти хвалебные слова»).

Потом наступает черёд земного поклона, который в арабском языке обозначается словом «суджуд». Со словами такбира человек опускается на пол – сначала коленями, а потом руками и, наконец, лбом и переносицей одновременно. Голова должна быть расположена между кистей рук (ханафитская манера). Представители шафиитского мазхаба руки кладут на линии плеч, а не головы. У ханбалитов порядок суджуда иной – сперва опускаются передние конечности и только потом к полу прикасаются колени. В рамках суджуда глаза не закрываются. Пальцы прижаты к полу и устремлены к кыйбле.

Молящийся в земном поклона трижды говорит слова: «Субэханя Рабби аль-А’ля» («Пречист мой Великий Господин»).

Сказав такбир, человек выходит из положения суджуда – сперва отрывает от пола голову, потом кисти рук кладутся на бёдра так, чтобы фаланги были направлены на кыйблу. Верующий присаживается на левую ступню, тогда как правая находится в промежуточном положении. Сидят в такой позиции лишь пару секунд. Далее следует такбир и новый земной поклон с произнесением «Субэханя Рабби аль-А’ля», после которого происходит завершение первого ракаата. Человек повторяет «Аллаху Акбар» и занимает вертикальную позицию кыяма.

Когда молящийся находится в состоянии кыяма, последовательность его действий не сильно отличаются от описанного применительно к предыдущему ракаату: «Аль-Фатиха», вслед за которой идёт дополнительная сура (например, «Аль-Ихлас»), руку’, суджуд. Нет только дуа «Сана». К тому же после суджуда человек не приступает сразу же к третьему ракаату, а остаётся в сидячей позиции (она именуется «кууд») и произносит дуа «Ташаххуд»:

Ат-тахияту лильЛяхи вяс-саляваату вят-тайибатъ. Ас-саляму ‘аляйка, айуханнабиийу, вя рахматулЛаахи вя бяракятухъ. Ас-саляму ‘аляйня вя ‘аля гыйбадильляхис-салихиин. Ашхаду альляа-иляаха ильляЛлаху, вя ашхаду анна Мухаммядан габэдуху вя расулюхъ

Перевод: «Наши приветствия, наша мольба направлены Аллаху. Мир тебе, наш Пророк, милость тебе от Всевышнего Господина и благословения от Него. Свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Всевышнего Аллаха. Свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его посланник».

При произнесении выражения «Ашхаду альляа-иляаха ильляЛлаху» надлежит приподнять указательный палец. Опускают его обратно, когда произносятся слова «вя ашхаду анна Мухаммядан габэдуху вя расулюхъ». На этом мусульманин завершает чтение второго ракаата молитвы ‘аср и со словами такбира встаёт на третий.

Порядок его выполнения соответствует тому, как совершается 1-й ракаат. Отличие в том, что здесь нет дуа-сана, а вслед за «Фатихой» человек сразу же, без чтения иных сур/аятов, уходит в руку’ и потом – в земной поклон. В 3-м ракаате отсутствует кууд (сидение), а потому сразу за земным поклоном надо встать на завершающий – четвёртый по счёту ракаат.

Читайте также:  Молитва при входе в мусульманское кладбище

Относительно этого ракаата справедливо суждение, что он в некотором смысле дублирует второй, с тем отличием, что в кыяме читается только «Фатиха». Здесь так же после земного поклона надо совершить ку’уд (сидение), где произносится ташаххуд. Только после него следует дополнительная дуа-молитва, которую обычно обозначают как «салават»:

Аллахумма сальли аля Мухаммадин вя аля али Мухаммад. Камя-салята аля Ибрахиима вя аля али Ибрахиима. Инняка хамиидюн маджиид. Аллахумма барикъ аля Мухаммадин вя аля али Мухаммад. Камя бярактя аля Ибрахиима вя аля али Ибрахиима, инняка хамиидюн маджиид

Перевод: «О, Аллах! Мы обращаемся к Тебе с просьбой послать благословение Мухаммаду и его семейству ровно так же, как Ты это сделал в отношении Ибрахима и его семьи. Воистину, Ты Хвалимый. О, Аллах! Мы просим Тебя одарить благословением Мухаммада и его семейство, подобно тому, как ранее это было сделано в отношении Ибрахима и его семейства. Воистину, именно Ты Достойный славы и хвалы».

За этим дуа следует отрывок из 201-го аята самой большой суры Книги Всевышнего «Аль-Бакара»:

Раббаня-атиня фид-дунья хасянатян вя филь ахираати хасянатан вя кыйна газабаннар (2:201)

Смысловой перевод: «О, наш Господь! Просим Тебя одарить нас в этом мире и мире Вечном добром. Также молим тебя о защите от огня Ада и прочих мучений там».

Потом молящийся совершает приветствие – поворачивается лицом в стороны со словами «Ас-саляму галейкум вя рахматулЛах». (Их можно перевести следующим образом: «Приветствие вам и милость Аллаха»). Исламские богословы отмечают, что фактически приветствие в заключительной части намаза адресовано другим молящимся, джиннам-мусульманам и ангелам, записывающим деяния человека.

Далее верующий должен три раза сказать выражение: «Астагафируллахи» («Прости меня, о Аллах»). И здесь наступает черёд финального дуа, при совершении которого человеку надлежит смотреть на свои раскрытые приподнятые ладони:

Аллахумма антас-саляаму вя минкяс-саляму. Табяракта йа заль-джаляали вяль-икраам

Смысл её таков: «О, Господь! Ты – это мир, и Ты – Создатель этого мира. Просим у Тебя благословение».

Молящийся произносит «Аминь» и гладит себя по лицу. На этом всё – можно приступать к зикр-тасбиху и финальному дуа (перед которыми читается «Аятель-Курси»).

Дополнительные 4 ракаата суннат

Мало кто знает, но перед обязательной частью послеполуденной молитвы можно почитать столько же ракаатов суннат. О их совершении упоминается в жизнеописании Милости миров Мухаммада (с.г.в.). В сборнике его высказываний, подготовленном имамом Ат-Тирмизи, говорится: «Всевышний Творец пошлёт свою милость тому, кто до молитвы ‘аср прочтёт четыре ракаата сунны». Богословы относят это к мустахабу, то есть к такому действию, совершение которого приносит человеку благодать (савап), а отказ от его соблюдения не считается греховным поступком.

Данный суннат-намаз практически аналогичен описанным выше ракаатам фарда. Однако стоит отметить некоторые различающиеся моменты:

1. Выражения, обозначающие новое действие в намазе (такбир, слова выхода из состояния руку‘ и приветствие вправо-влево в концовке), проговариваются в ходе молитвы-суннат не вслух, в отличие от фарда.

2. Во всех ракаатах после «Фатихи» требуется прочитать либо отрывки из Благородного Корана величиной в три и более идущих последовательно аята, либо какую-нибудь короткую суру (например, «Аль-Фалякъ» и «Ан-Нас»).

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ассаломалейкум! Скажите пожалуйста, могу ли восполнить аср намаз, если пропустил время его совершения до наступления времени магриб намаза? Ибо именно в это время до аср намаза я часто засыпаю от усталости.

Источник статьи: http://islam.global/verouchenie/namaz/poslepoludennyy-namaz-asr-kak-chitaetsya-molitva-ikende/