Меню

Азбучные молитвы что такое

Азбучные молитвы что такое

«Азбучная молитва» — одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки — святой Кирилл (до принятия монашества называемый Константин Философ). Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IХ-Х веков.

«Азбучные молитвы» (иногда называемые «Толковыми азбуками») являются особой формой изложения религиозных истин и раскрывают в удобной для запоминания форме различные вопросы православного вероучения.

В древнерусской письменной традиции «Азбучная молитва» была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков ХII-ХVII вв.

Каждая такая «Азбучная молитва» представляет собой акростих (греч. ‘край строки’), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.

Поэтический прием акростиха использовался и до появления «Толковых азбук» у славян — византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца, канонов святого Иосифа Песнописца и других произведений византийской духовной литературы.

Ученые считают, что прообразом созданных славянскими авторами «Азбучных молитв» явился «Алфавитарь» святого Григория Богослова.

Ниже приводятся два варианта «Толковой азбуки»:

1. «Аз словом сим молюся Богу» (обнаружена среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то патриарху Никону). В данном издании молитва приводится в сочетании с изображением соответствующих букв славянской азбуки и их названиями. Сам текст молитвы передается привычными нам буквами русского алфавита с сохранением звучания текста оригинала.

2. «Аз есмь свет миру». Текст данной «Азбучной молитвы» взят из рукописного «Сборника слов и поучений», который датируется серединой XVII века и хранится в библиотеке Московского университета.

Источник статьи: http://www.orthedu.ru/culture/slava/17-34/24-27.htm

Азбучная молитва

Азбучная молитва – первое наряду с «Прогласом к Евангелию» стихотворное произведение староболгарской и старославянской литературы. В самом раннем списке (XII в., ГИМ, Синод. собр., № 262) А. м. помещена как часть предисловия («пролог») к «Учительному Евангелию», составленному в 894 г. Константином Преславским (сер. IX – нач. X в.). Ученик Мефодия Константин назван «епископом» Великого Преслава в приписке 907 г. Тудора Доксова, который переписал выполненный Константином перевод «Четырех слов против ариан» Афанасия Александрийского. На сегодняшний день выявлено и опубликовано 40 древнерусских списков А. м. Начиная с XV в. она помещается в рукописях как самостоятельное сочинение и часто сопровождается сведениями о начале славянской письменности. В ряде списков автором А. м. называется Константин-Кирилл философ, что породило в славистике споры об атрибуции А. м., в которых по-разному интерпретируется и ее содержание. Сочинение впервые опубликовал в 1825 г. М. П. Погодин в качестве приложения к переведенной им книге Й. Добровского о славянских первоучителях Кирилле и Мефодии. Сторонниками авторства Константина-Кирилла являются также И. И. Малышевский, Ив. Франко, Е. Георгиев. Более распространена, однако, точка зрения, согласно которой А. м. – лирическая исповедь Константина Преславского. К этому заключению пришли В. М. Ундольский, О. М. Бодянский, П. И. Шафарик, еп. Антоний, А. И. Соболевский, А. Вайан, Э. Г. Зыков, К. М. Куев.

Стихотворение является акростишной молитвой, в которой каждый стих начинается с очередной буквы славянского алфавита (’ακροστιχίδα κατ’ ’αλφάβητον). Написана А. м. 12-сложным размером – «политическим стихом» (στίχος πολιτικός). В 40 стихотворных строчках реконструированного текста А. м. Преобладает цезура после 5-го слога (5†7), в двух случаях она делит строку на 7 и 5 слогов, а в двух стихах – на 6 и 6. Образцом метрики для А. м. Послужили «Мысли, написанные одностишиями» Григория Богослова – 24 строчки, образующие азбучный акростих и начинающиеся стихом: «’Αρχὴν ‛απάντων καὶ τέλος ποιοῦ θεόν» (PG t.37, col.908). Это изречение перефразировано Константином Преславским («Добро есть от бога начинати и до бога коньчавати яко же рече етер Богословьць Григор»), и с него он начинает свое прозаическое вступление к «Учительному евангелию».

Содержание А. м. отражает идеи IX–X вв., связанные с крещением Болгарского государства при князе Борисе-Михаиле и с созданием славянской письменности братьями Кириллом и Мефодием. В стройной композиции раскрывается образ лирического героя – одним из первых среди славянских книжников он ищет силу, творческое вдохновение, чтобы записать буквами словесную мудрость. В А. м. проявляется гордость автора тем, что он продолжает эпохальный подвиг своих учителей. В стихотворении звучит восторг и решимость «нового народа» – славян-неофитов – утвердить свое право создавать культуру на родном языке вопреки запретам средневековой реакции. Впечатление полета создается запоминающейся метафорой: «И летит ныне словеньско племя». Гражданственность и гуманистический пафос роднит это поэтическое произведение с блестящей апологией славянской письменности того же времени – «Сказанием» Черноризца Храбра.

Подробная библиография изданий и исследований памятника приведена в монографии К. Куева. Здесь же опубликовано 38 списков А. м. (еще два списка К. Куев опубликовал в отдельной статье).

Читайте также:  Как надо читать молитвы дома

Изд.: Добровский И. Кирилл и Мефодий, словенские первоучители: Историко-критическое исследование / Пер. с нем. М. П. Погодина. М., 1825, с. 151; Срезневский. Памятники, с. 191; Антоний, еп. [Вадковский]. Из историй христианской проповеди: Очерки и исследования. 2-е изд. СПб., 1895, с. 161; Соболевский А. И. Церковно-славянские стихотворения IX–X вв. и их значение для изучения церковно-славянского языка. – Тр. 11 Археол. съезда в Киеве. М., 1902, т. 2, с. 28–37; Куев К. М. 1) Азбучната молитва в славянските литератури. София, 1974; 2) Новооткрити преписи на Азбучната молитва. – Palaeobulgarica / Старобългаристика. София, 1979, кн. 4, с. 26–33.

Лит.: Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. – ЧОИДР, 1846, № 3, отд. 1, с. 46; Шафарик П. И. Расцвет славянской письменности в Болгарии / Пер. с чеш. О. Бодянского. – ЧОИДР, 1848, № 7, с. 50–51; Малышевский И. И. Свв. Кирилл и Мефодий: (Речь, произнесенная на акте в Киевской духовной академии 7 апреля 1885 г.). – ТКДА, 1885, т. 2, кн. 8 (август), с. 552–553; Fгankо I. Kleine Beiträge zur Geschichte der kirchenslavischen Literatur. I. Konstantins «Alphabetisches Gebet». – AfslPh, 1914, Bd 25, S. 150–179; Георгиев E. 1) Две произведения на св. Кирила. София, 1938; 2) Кирил и Методий – основоположници на славянските литератури. София, 1956, с. 141–201; Зыков Э. Г. 1) К вопросу об авторе Азбучной молитвы. – Изв. на Ин-та за българска литература. София, 1960, кн. 9, с. 173–197; 2) Судьба «Азбучной молитвы» в древнерусской письменности. – ТОДРЛ, 1971, т. 26, с. 177–191; 3) Русская переделка древнеболгарского стихотворения. – ТОДРЛ, 1974, т. 28, с. 308–316; История на българската литература. София, 1963, т. 1. Старобългарска литература, с. 115–117; Трифунoвић Ђ. Азбучник српских средњовековних књижевних појмова. Београд, 1974, с. 13–14; Речник на българската литература. София, 1977, т. 2, с. 238–239; Джамбелука-Коссова А. Възстановим ли е текстът на Азбучната молитва? – Palaeobulgarica / Старобългаристика, 1978, кн. 2, с. 52–65; Трендафилов X. Неизвестный список Азбучной молитвы. – Старобългаристика, 1986, год. 10, № 1, с. 77–80.

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. — Ленинград : Наука, ленингр. отд-ние, 1987-. / Вып. 1. (XI — первая половина XIV в.) — 1987. — 492, [2] с.

Источник статьи: http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar-knizhnikov-i-knizhnosti-drevnej-rusi/8

Азбучная молитва

А́збучная молитва — одно из самых ранних или даже первое из сла­вян­ских сти­хо­тво­ре­ний. Одни ученые счи­тают, что ее напи­сал сам созда­тель сла­вян­ской азбуки — святой Кирилл. Другие ученые при­пи­сы­вают автор­ство этого про­из­ве­де­ния уче­нику свя­того Мефо­дия, выда­ю­ще­муся лите­ра­тору и цер­ков­ному дея­телю Кон­стан­тину Пре­слав­скому (епи­скопу Пре­слава Вели­кого), жив­шему на рубеже IX–X веков.

В древ­не­рус­ской пись­мен­ной тра­ди­ции азбуч­ная молитва была широко рас­про­стра­нена, о чем сви­де­тель­ствует мно­же­ство ее вари­ан­тов. К насто­я­щему вре­мени уче­ными обна­ру­жено и опуб­ли­ко­вано около 40 спис­ков XII–XVII вв.

Каждая такая молитва пред­став­ляет собой акро­стих (греч. “край строки”), в кото­ром каждая строка начи­на­ется с оче­ред­ной буквы алфа­вита.

Поэ­ти­че­ский прием акро­стиха исполь­зо­вался и до появ­ле­ния тол­ко­вых азбук у славян — визан­тий­ские гим­но­графы сле­до­вали ему при напи­са­нии цер­ков­ных пес­но­пе­ний и гимнов. Напри­мер, азбуч­ный акро­стих был исполь­зо­ван при созда­нии Ака­фи­ста Пре­свя­той Бого­ро­дице, многих конда­ков свя­того Романа Слад­ко­певца, канона свя­того Иосифа Пес­но­писца и других про­из­ве­де­ний визан­тий­ской духов­ной лите­ра­туры.

Ученые счи­тают, что про­об­ра­зом создан­ных сла­вян­скими авто­рами азбуч­ных молитв явился «Алфа­ви­тарь» свя­того Гри­го­рия Бого­слова.

«Aз словом сим молюся Богу» (обна­ру­жена среди руко­пи­сей бывшей Пат­ри­ар­шей биб­лио­теки в сбор­нике, при­над­ле­жав­шем когда-то Пат­ри­арху Никону):

А з сло́вом сим молю́ся Бо́гу:
Б о́же всея́ твари Зижди́телю,
В и́димым и неви́димым,
Г о́спода Ду́ха посли Живу́щего,
Д а вдохне́т в сердце́ ми сло́во,
Е же бу́дет на успе́х всем,
Ж иву́щим в за́поведех Ти.
Ѕ ело́ бо есть свети́льник Жи́зни
З ако́н Твой, свет стезя́м,
И же и́щет Ева́нгельска сло́ва
I про́сит да́ры Твоя́ прия́ти.
К о креще́нию обрати́шася вси́,
Л ю́дие Твои́ нарещи́ся хотя́ще,
М и́лости Твоя́, Бо́же, про́сят зело́,
Н о мне ны́не простра́нно сло́во даждь,
О тче, Сы́не и Пресвяты́й Ду́ше,
П рося́щему по́мощи от Тебе́.
Р у́ци бо свои́ выспрь возде́ю при́сно,
С и́лу прия́ти и му́дрость у Тебе́.
Т ы бо дае́ши досто́йным си́лу, ипоста́сь же вся́кую цели́ши.
У пова́ние всех конце́в земли́,
Ф арао́на мя зло́бы изба́ви.
Х еруви́мскую ми мысль и ум даждь.
WC , Честна́я Пресвята́я Тро́ице, печа́ль мою́ на ра́дость пре­ложи.
Ц елому́дренно да начну́ писа́ти
Ч удеса́ Твои́ преди́вные зело́
Ш естокрыла́тых си́лу вос­при­иму́.
Щ е́ствую ны́не по сле́ду Учи́телю, и́мени Его́ и де́лу после́дуя.
Явн ы м сотворю́ Ева́нгельское сло́во, хвалу́ воздая́ Тро́ице в Боже­стве́,
Ю же пое́т вся́кий во́зраст, юн и стар свои́м ра́зумом,
Я зы́к нов, хвалу́ воздая́ при́сно Отцу́, Сы́ну и Пресвято́му Ду́ху,
Ему́же честь и держа́ва и сла́ва от всея́ тва́ри дыха́ния во вся ве́ки и наве́ки.
Ами́нь.

Читайте также:  Молитва найти работу в ближайшее время по душе

А з есмь свет ми́ру,
Б ог есмь пре́жде всех век,
В е́даю всю та́йну в челов́еце и мысль,
Г лаго́лю лю́дем зако́н Мой.
Д обро́ есть творя́щим во́лю Мою́,
Е сть гнев Мой на гре́шникы.
Ж иво́т дах всей тва́ри.
Ѕ ло есть законопресту́пником.
Ни на чем З е́млю утверди́х,
Престо́л мой, И же на небесе́х,
I шед на а́дова врата́ сокруши́х и ве́реи желе́зныя сломи́х.
К а́ко лю́дие беззако́нии не сотвори́сте во́ли Моеа́,
Л ю́дие Мои́ непоко́рные
М ы́слете на Мя зл́аа?!
Н аш еси́ Бог и засту́пник!
О ны Моя́ при­зову́ язы́ки и ти́и Мя просла́вят,
П око́й дах всей тва́ри Свое́й.
Р ече́те Ми сло́во не творя́щие во́ли Моея́, и не услы́шу вас.
С ло́вом Мои́м вся́ утверд́ишася.
Т верда́ рука́ Твоя́, Влады́ко!
Ф арао́на потопи́х в Чермн́ом мо́ри,
Х еруви́ми слу́жат Мне́ со стра́хом,
T ве́рзу рай христиа́ном.
Ц и не дах вам пи́ща в пусты́ни?
Ч ервь и огнь угото́вах на гре́шникы —
Ш у́мом и попали́т дуб­равы.
Щ ито́м вооружи́хся на брань,
Го́ры взыгра́шася явле́нием Мои́м,
Ы орда́нь освяти́ся креще́нием Мои́м,
Ерес ь погуби́х,
Ю гом ве́тром разве́ю всю́ вселе́нную,
Юже М я про­роци пропове́доша и апосто́ли е́же о Мне научи́ша.

Источник статьи: http://azbyka.ru/azbuchnaya-molitva

Азбучные молитвы.
статья по русскому языку (8 класс) по теме

Доклад на Кирилло-Мефодиевских чтениях

Скачать:

Предварительный просмотр:

(Выступление на Кирилло-Мефодиевских чтениях, май 2011 года)

Узяркина Анастасия, ученица 8 Б класса

С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удается различным сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Как же возникли наши буквы? Почему они именно так изображаются на письме? Как возник у каждого народа его родной язык?

Узнать это очень трудно. Существуют только догадки и предположения. Несколько легче ответить на вопрос: как / и когда возникла у того или другого народа своя письменность.

О начале славянской письменности мы узнаем из главной русской летописи – “Повести временных лет”. На слайде вы видите, как выглядит самая древняя русская книга, которая дошла до нас.

В ней говорится о том, / как однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: “Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”.

Царь Михаил / вызвал двух ученых братьев // – Константина и Мефодия, и “уговорил их царь и послал их в славянскую землю. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол, богослужебная книга, часть нового завета, и Евангелие”. Вы видите, на сладе представлены некоторые иконы с изображением Кирилла и Мефодия) ( Слайд)

Совершилось это в 863 году в Болгарии. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. И далее читаем: “И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своем языке”. Затем братья перевели Псалт и рь (Часть Библии, книга псалмов — религиозных песнопений), Октоих (Книга с церковными песнопениями) и другие церковные книги. (Слайд. Карта Болгарии)

С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука.

И в Киеве, / и в Новгороде, / и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии – продолжатели дела Кирилла и Мефодия.

(Слайд. Кирилл и Мефодий со своими учениками)

Для лучшего запоминания азбуки была составлена особая молитва – Азбучная, (Слайд. Определение «Азбучной молитвы)

которая представляет собой акростих, в котором каждая строчка начинается с очередной буквы алфавита,

(Слайд. Фрагмент «Азбучной молитвы»)

Обратите внимание, на очередном слайде представлен фрагмент «Азбучной молитвы». Как видите, она написана на старославянском языке. И каждая новая строка начинается с очередной буквы алфавита.

«А́збучная моли́тва», иногда её называют «Толковой азбукой» — стихотворная азбука , одно из самых ранних или точнее сказать первое из славянских стихотворений .

«Аз словом сим молюся Богу»

А з сло́вом сим молю́ся Богу:
Б о́же, всея́ твари́ Зижди́телю,
В и́димым и неви́димым,
Г о́спода Ду́ха посли́ Живу́щаго,
Д а вдохне́т в сердце́ ми сло́во,
Е же бу́дет на успе́х всем,
Ж иву́щим в за́поведех Ти.
Ѕ ело́ бо есть свети́льник жи́зни
З ако́н Твой, свет стезя́м,
И же и́щет ева́нгельска сло́ва
І про́сит да́ры Твоя́ прия́ти.
К о креще́нию обрати́шася вси́,
Л ю́дие Твои́ нарещи́ся хотя́ще,
М и́лости Твоя́, Бо́же, про́сят зело́.
Н о мне ны́не простра́нно сло́во даждь,
О́ тче, Сы́не и Пресвяты́й Ду́ше,
П рося́щему по́мощи от Тебе́.
Р у́ци бо свои́ выспрь возде́ю при́сно,
С и́лу прия́ти и му́дрость у Тебе́.
Т ы бо дае́ши досто́йным си́лу, ипоста́сь же вся́кую цели́ши.
У пова́ние всех конце́в земли́.
Ф арао́на мя зло́бы изба́ви,
Х еруви́мску ми мысль и ум даждь.
Ѡ , Честна́я Пресвята́я Тро́ице, печа́ль мою́ на ра́дость переложи́.
Ц елому́дренно да начну́ писа́ти
Ч удеса́ Твои́ преди́вные зело́,
Ш естокрыла́тых си́лу восприиму́.
Щ е́ствую ны́не по сле́ду учи́телю, и́мени его́ и де́лу после́дуя,
Ѣ ́ вным [ сотворю́ ева́нгельское сло́во, хвалу́ воздая́ Тро́ице в Божестве́,
Ю́ же пое́т вся́кий во́зраст, юн и стар свои́м ра́зумом,
Ѧ зы́к нов, хвалу́ воздая́ при́сно Отцу́, Сы́ну и Пресвято́му Ду́ху,
Ему́ же честь и держа́ва и сла́ва
от всея́ тва́ри и дыхания
от вся ве́ки и наве́ки. Аминь

Читайте также:  Молитва от сглаза ребенку от матери православная

«Азбучная молитва» является особой формой изложения религиозных истин, раскрывая в удобной для запоминания стихотворной форме различные вопросы православного вероучения и представляет собой, как я уже говорила ранее, акростих , в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита .

Перед вами простой пример акростиха (читаю стихотворение)

  • Акростих — это литературная форма : // стихотворение, в котором первые буквы каждого стиха составляют осмысленный текст ( слово , словосочетание или предложение ).
  • С ветит Солнце, люди отдыхают,
  • О блака по небу плывут
  • Т олпы пчёл на поле летают,
  • А цветы всё цветут и цветут

От античности и до средних веков выбор этой формы чаще связан с сакральными мотивами, т.е молитвами, в которых читается имя Христа, Девы Марии или с обращением поэта (к своему покровителю, собрату по перу), или с подписью, встроенной в первый столбец букв авторским именем.

Считается, что именно так использовал акростих его изобретатель, древнегреческий поэт и драматург Эпихарм

У истоков русского акростиха также стоят акростишные подписи жившего в 17 веке иеромонаха Германа, занимавшегося переложением псалмов : например, его переложение 140-го псалма показывает по первым буквам фразу «Герман монах моляся писах». (Слайд)

По поводу авторства «Азбучной молитвы » до сих пор нет единого мнения.

Согласно одной точке зрения, / первый её вариант, записанный глаголицей , был создан святым Кириллом , просветителем славян (до принятия монашества он носил имя Константин Философ .

Согласно другой точке зрения, «Азбучную молитву» в 893 — 894 годах создал ученик святого Мефодия , выдающийся литератор и церковный деятель Константин Преславский , епископ Преслава Великого , живший на рубеже 9 -10. В соответствии с данной теорией «Азбучная молитва» является частью созданного Константином Преславским «Учебного евангелия». (Слайд икона Константина Преславского )

Поэтический приём акростиха использовался и до появления «Толковых азбук» у славян .

Византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов .

Например, азбучный акростих был использован при создании ак а фиста , // хвалебного церковного песнопения и молитвы Пресвятой Богородице , / многих кондаков , кратких церковных песен во славу Спасителя, Богородицы или святого, например кондаки во славу святого Романа Сладкопевца , // канонов . Канон — это церковное хоровое песнопение в честь святого Иосифа Песнописца или праздника, // и других произведений византийской духовной литературы.

Учёные считают, что прообразом славянской «Азбучной молитвы» явился «Алфавитарь» святого Григория Богослова — стихотворение из 24 строк, каждая из которых начинается с очередной по порядку греческого алфавита буквы. Однако этот греческий текст, в отличие от «Азбучной молитвы», не является цельным произведением, а лишь подборкой нравоучительных сентенций, вроде «плохо быть бедным, но ещё хуже разбогатеть через злое». (Слайд Богослов )

« Азбучная молитва» была широко распространена в древнерусской письменной традиции, о чём свидетельствует большое количество её вариантов.

К настоящему времени учёными обнаружено и опубликовано 38 (по некоторыхм источникам 40) списков «азбучной молитвы» 12 – 17 веков, в основном русского происхождения. (Слайд)

Впервые «Азбучная молитва» была издана в 1825 году в русском издании книги Иосифа Добровского «Кирилл и Мефодий, словенские первоучители».

Своё выступление я хочу закончить стихотворением о старославянском языке Виктора Афанасьева.

Он самый молитвенный в мире,
Он волею Божьей возник,
Язык нашей дивной Псалтири
И святоотеческих книг;
Он царственное украшенье
Церковного богослуженья,
Живой благодати родник,
Господнее нам утешенье –
Церковно-славянский язык.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/10/10/azbuchnye-molitvy