Меню

Азбука молитва от осквернения

Правило от осквернения

Внегда случится кому искуситися во сне по действу диаволю.

Востав от одра, творит поклоны, глаголя:

Бо́же, ми́лостив бу́ди мне, гре́шному.

Таже начало обычное.

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй, (трижды). Сла́ва, и ны́не:

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Таже, Го́споди, поми́луй, (12), Сла́ва, и ны́не:

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.

Псалом 50.

Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ Еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниях зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́ныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на oлта́рь Твой тельцы́.

И тропари сия, глас 7:

Па́стырю до́брый, ду́шу Твою́ положи́вый о нас, / све́дый сокрове́нная, соде́янная мно́ю, / Еди́не Бла́же, упаси́ мя ра́зумом заблу́ждшаго, / и исхи́ти мя от во́лка, А́гнче Бо́жий, / и поми́луй мя.

Отягче́н сном уны́ния, / помрача́юся пре́лестию грехо́вною: / но да́руй ми у́тро покая́ния, / просвеща́я о́чи мы́сленныя, Христе́ Бо́же, / просвеще́ние души́ моея́, и спаси́ мя.

Мгло́ю грехо́вною и сластьми́ жите́йскими сплета́ем / ум окая́нныя души́ моея́, стра́сти разли́чныя ражда́ет, / и в по́мысл умиле́ния не прихо́дит. / Но уще́дри, Спа́се, смире́ние мое́, / и даждь ми по́мысл умиле́ния, / да и аз спаса́ем пре́жде конца́ воззову́ благоутро́бию Твоему́: / Го́споди Христе́ Спа́се мой, / отча́яннаго спаси́ мя и недосто́йнаго.

Я́ко впады́й в разбо́йники, и уя́звен, / та́ко и аз впадо́х во мно́гия грехи́, / и уя́звена ми есть душа́. / К кому́ прибе́гну пови́нный аз: / то́кмо к Тебе́, милосе́рдому душ Врачу́: / изле́й на мя, Бо́же, вели́кую Твою́ ми́лость.

Слава: Я́ко блу́дный сын, приидо́х и аз, Ще́дре: / приими́ мя, О́тче, возвраща́ющася, / я́ко еди́наго от нае́мник Твои́х, Бо́же, и поми́луй мя.

И ныне, Богородичен: Изба́ви, Богоро́дице, от обдержа́щих нас грехо́в: / я́ко ино́го упова́ния ве́рнии не и́мамы, ра́зве Тебе́, / и от Тебе́ ро́ждшагося Го́спода.

Таже: Го́споди, поми́луй, 40. И поклонов сколько можешь, с молитвою:

Бо́же, ми́лостив ми бу́ди, и прости́ мя, блу́днаго, за и́мя Твое́ Свято́е.

Посем молитва, святаго Великаго Василия.

Па́ки запя́т бых окая́нный умо́м и лука́вым обы́чаем, рабо́тая греху́. Па́ки князь тьмы и стра́стных сла́достей роди́тель, плене́на мя сотвори́, и я́коже раба́ смире́ннаго, того́ хоте́нием, и жела́нием плотски́м рабо́тати принужда́ет мя. И что сотворю́, Го́споди мой, и Изба́вителю, и Засту́пниче, упова́ющим на Тя, а́ще не к Тебе́ па́ки возвращу́ся и постеню́, и ми́лости испрошу́ о соде́янных мно́ю; но бою́ся и трепе́щу, да не ка́ко всегда́ испове́даяся, и отступи́ти злых обещава́яся, и на ки́йждо час согреша́я: и не возда́в моли́твы моея́ Тебе́ Бо́гу моему́, долготерпе́ние Твое́ воздви́гну к негодова́нию. И кто стерпи́т гне́ва Твоего́, Го́споди; ве́дый у́бо мно́жество щедро́т Твои́х, и пучи́ну человеколю́бия Твоего́, па́ки возверза́ю себе́ на ми́лость Твою́, и взыва́ю Ти: е́же согреши́х, прости́. Поми́луй мя, па́дшаго, даждь ми ру́ку по́мощи, в ти́не сласте́й погруже́нному. Не оста́ви, Го́споди, созда́ние Твое́ растли́тися беззако́ньми мои́ми и грехи́ мои́ми, но обы́чным Твои́м милосе́рдием и бла́гостию принужда́ем, изба́ви от ка́ла и скве́рны теле́сныя и стра́стных помышле́ний, оскверня́ющих всегда́ ду́шу мою́ окая́нную: се бо, Го́споди, я́коже зри́ши, несть в ней ме́ста чи́ста, но вся прокази́ся, и все те́ло объя́т я́зва. Сам у́бо, Человеколю́бче, врачу́ душ и теле́с, и ми́лости исто́чниче, очи́сти ту слез мои́х тече́нием, сих излива́я на мя оби́льно: изле́й на мя человеколю́бие Твое́, и даждь ми исцеле́ние и очище́ние, и исцели́ сокруше́ние мое́, и не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́, да не я́коже вещь, поя́ст мя отча́яния огнь, но я́коже рекл еси́, нело́жный Бо́же, я́ко ве́лия ра́дость быва́ет на небеси́ о еди́ном гре́шнице ка́ющемся, сие́ сотвори́ и на мне, гре́шнем, и не затвори́ у́шию благоутро́бия Твоего́, в моли́тве покая́ния моего́, но отве́рзи их, и я́ко кади́ло испра́ви ту пред Тобо́ю: ве́си бо не́мощь естества́, Созда́телю, и удо́бь поползнове́ние ю́ности, и тя́жесть те́ла, и презира́еши грехи́, и покая́ние прие́млеши призыва́ющих Тя и́стиною. Я́ко благослови́ся и просла́вися пречестно́е и великоле́пое и́мя Твое́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте также:  Намаз 5 раз в день какие молитвы читать

Молитва тогожде святаго Василия.

Многоми́лостиве, нетле́нне, нескве́рне, безгре́шне Го́споди, очи́сти мя, непотре́бнаго раба́ Твоего́, от вся́кия скве́рны плотски́я и душе́вныя, и от невнима́ния и уны́ния моего́ прибы́вшую ми нечистоту́, со ине́ми беззако́нии мои́ми, и яви́ мя нескве́рна, Влады́ко, за бла́гость Христа́ Твоего́, и освяти́ мя наше́ствием Пресвята́го Твоего́ Ду́ха: я́ко да возбну́в от мглы нечи́стых привиде́ний диа́вольских, и вся́кия скве́рны, сподо́блюся чи́стою со́вестию отве́рсти скве́рная моя́ и нечи́стая уста́, и воспева́ти всесвято́е и́мя Твое́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третия.

Го́споди Бо́же наш, е́же согреши́х во дни сем сло́вом, де́лом и помышле́нием, я́ко Благ и Человеколю́бец прости́ ми. Ми́рен сон и безмяте́жен да́руй ми. А́нгела Твоего́ храни́теля посли́, покрыва́юща и соблюда́юща мя от вся́каго зла, я́ко Ты еси́ храни́тель душа́м и телесе́м на́шим, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва четвертая, святаго Иоанна Златоустаго.

Го́споди, не лиши́ мене́ небе́сных Твои́х благ. Го́споди, изба́ви мя ве́чных мук. Го́споди, умо́м ли или́ помышле́нием, сло́вом или́ де́лом согреши́х, прости́ мя. Го́споди, изба́ви мя вся́каго неве́дения и забве́ния, и малоду́шия, и окамене́ннаго нечу́вствия. Го́споди, изба́ви мя от вся́каго искуше́ния. Го́споди, просвети́ мое́ се́рдце, е́же помрачи́ лука́вое похоте́ние. Го́споди, аз я́ко челове́к согреши́х, Ты же я́ко Бог щедр, поми́луй мя, ви́дя не́мощь души́ моея́. Го́споди, посли́ благода́ть Твою́ в по́мощь мне, да просла́влю и́мя Твое́ свято́е. Го́споди Иису́се Христе́, напиши́ мя раба́ Твоего́ в кни́зе живо́тней и да́руй ми коне́ц благи́й. Го́споди, Бо́же мой, а́ще и ничто́же бла́го сотвори́х пред Тобо́ю, но даждь ми по благода́ти Твое́й положи́ти нача́ло благо́е. Го́споди, окропи́ в се́рдце мое́м ро́су благода́ти Твоея́. Го́споди небесе́ и земли́, помяни́ мя гре́шнаго раба́ Твоего́, сту́днаго и нечи́стаго, во Ца́рствии Твое́м. Ами́нь.

Го́споди, в покая́нии приими́ мя. Го́споди, не оста́ви мене́. Го́споди, не введи́ мене́ в напа́сть. Го́споди, даждь ми мысль бла́гу. Го́споди, даждь ми сле́зы и па́мять сме́ртную, и умиле́ние. Го́споди, даждь ми по́мысл испове́дания грехо́в мои́х. Го́споди, даждь ми смире́ние, целому́дрие и послуша́ние. Го́споди, даждь ми терпе́ние, великоду́шие и кро́тость. Го́споди, всели́ в мя ко́рень благи́х, страх Твой в се́рдце мое́. Го́споди, сподо́би мя люби́ти Тя от всея́ души́ моея́ и помышле́ния и твори́ти во всем во́лю Твою́. Го́споди, покры́й мя от челове́к не́которых, и бесо́в, и страсте́й, и от вся́кия ины́я неподо́бныя ве́щи. Го́споди, ве́си, я́ко твори́ши, я́коже Ты во́лиши, да бу́дет во́ля Твоя́ и во мне гре́шнем, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки. Ами́нь.

Молитва пятая, ко Пресвятей Богородице.

Пресвята́я Влады́чице моя́ Богоро́дице, святы́ми Твои́ми и всеси́льными мольба́ми отжени́ от мене́, смире́ннаго и окая́ннаго раба́ Твоего́, уны́ние, забве́ние, неразу́мие, нераде́ние, и вся скве́рная, лука́вая и ху́льная помышле́ния от окая́ннаго моего́ се́рдца и от помраче́ннаго ума́ моего́; и погаси́ пла́мень страсте́й мои́х, я́ко нищ есмь и окая́нен. И изба́ви мя от мно́гих и лю́тых воспомина́ний и предприя́тий, и от всех действ злых свободи́ мя. Я́ко благослове́на еси́ от всех родо́в, и сла́вится пречестно́е и́мя Твое́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Молитва от осквернения.

Го́споди Бо́же наш, Еди́не Благи́й и Человеколю́бче, Еди́не Святы́й и на святы́х почива́яй, И́же верхо́вному Твоему́ апо́столу Петру́ яви́вый виде́нием, ничто́же скве́рно, или́ нечи́сто мне́ти, от Тебе́ сотворе́нных на пи́щу и в наслажде́ние челове́ком, и сосу́дом Твои́м избра́нным, апо́столом Па́влом вся чи́ста чи́стым запове́давый: Ты Сам, Влады́ко Пресвяты́й призыва́нием стра́шнаго и пречи́стаго Твоего́ и́мене, и зна́мением Честна́го и Животворя́щаго Креста́, благослови́ и очи́сти мя, раба́ Твоего́ (имярек), оскве́рншагося от вся́каго неприя́зненнаго ду́ха, от вся́каго мечта́ния и га́да ядови́таго, от вся́каго беззако́ния и от вся́кия ле́сти, от вся́каго потво́ра и от вся́кия суеты́, и от вся́каго неду́га, и вся́кия я́зи, и от вся́каго проти́внаго злоде́йства диа́воля. И ны́не, недосто́йнаго мене́, раба́ Твоего́ (имярек), сподо́би по Твоему́ милосе́рдию служи́ти пречи́стым Твои́м Та́йнам. И пре́жде очи́сти ми ду́шу и те́ло от вся́кия скве́рны, и оста́ви вся́кое прегреше́ние, во́льное и нево́льное, е́же согреши́х во вся дни живота́ моего́, де́лом, сло́вом и помышле́нием, во дни и в нощи́, и до ны́нешняго часа́. И даждь ми, Го́споди, служе́ние сие́ стра́шное небе́сных Чино́в, и прича́стие пречи́стых Твои́х Та́ин, не в суд, ни во осужде́ние, но в проще́ние грехо́в, и в Ду́ха Свята́го прише́ствие, и живо́т присносу́щныя ра́дости, его́же угото́вал еси́ и́стинным Твои́м служе́бником. Сохрани́ мя, Влады́ко Всеси́льне, от вся́каго греха́ и зло́бы, соблюди́ нескве́рна и непоро́чна от вся́кия прока́зы проти́внаго диа́вола, и даждь ми, Го́споди, служи́ти Тебе́ в преподо́бии и пра́вде до после́дняго дне и часа́ и сконча́ния моего́.

Ты бо еси́ благословля́яй и освяща́яй вся́ческая, Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со Безнача́льным Твои́м Отце́м и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте также:  Для чего нужно читать молитвы каждый день

Источник статьи: http://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/molitvi/chasoslov/oskver.html

Осквернение

Оскверне́ние — 1) внеш­нее дей­ствие, направ­лен­ное на пору­га­ние над свя­ты­ней или святым; 2) нару­ше­ние рели­ги­оз­ной или нрав­ствен­ной чистоты; 3) ума­ле­ние соб­ствен­ного досто­ин­ства нару­ше­нием Запо­ве­дей Божьих; 4) нару­ше­ние особых риту­аль­ных тре­бо­ва­ний и норм, свя­зан­ных с поло­же­ни­ями о риту­аль­ной чистоте, про­пи­сан­ных в законе Моисея.

Закон Мои­сеев выде­лял 4 вида осквер­не­ния грехом:

  1. кро­во­сме­ше­ние (разные виды блуда);
  2. убий­ство;
  3. идо­ло­по­клон­ство (здесь же вол­шеб­ство и созна­тель­ное осквер­не­ние свя­тынь Гос­под­них);
  4. осквер­не­ние от сопри­кос­но­ве­ния со смер­тью, болез­нью, нечи­сто­той.

Спа­си­тель обли­чал фари­сеев, про­ти­во­по­став­ляя чисто­плот­но­сти внеш­ней, чисто­плот­ность внут­рен­нюю, нрав­ствен­ную. Исхо­дя­щее из уст — из сердца исхо­дит — сие осквер­няет чело­века, ибо из сердца исхо­дят злые помыслы, убий­ства, пре­лю­бо­де­я­ния, любо­де­я­ния, кражи, лже­сви­де­тель­ства, хуле­ния — это осквер­няет чело­века; а есть неумы­тыми руками — не осквер­няет чело­века. ( Мф.15:18–20 ).

свя­ти­тель Афа­на­сий Вели­кий:
«Скажи мне, воз­люб­лен­ный и бла­го­го­вей­ней­ший, что имеет гре­хов­ного или нечи­стого какое-либо есте­ствен­ное извер­же­ние, как, напри­мер, если бы кто захо­тел поста­вить в вину исхож­де­ние мок­роты из нозд­рей и слюну изо рта? Можем ска­зать и о боль­шем, о извер­же­ниях чрева, кото­рые необ­хо­димы для жизни живого суще­ства. Если же, по Боже­ствен­ному Писа­нию, верим, что чело­век есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло про­изойти тво­ре­ние сквер­ное? И если помним, что мы есть род Божий ( Деян.17:28 ), то не имеем в себе ничего нечи­стого. Ибо тогда только мы осквер­ня­емся, когда делаем грех, вся­кого зло­во­ния худший».

«Апо­столь­ские поста­нов­ле­ния»:
«…Если ты, жена, дума­ешь, что в про­дол­же­ние семи дней, когда бывает у тебя месяч­ное, не имеешь в себе Духа Свя­того; то сле­дует, что, если скон­ча­ешься вне­запно, то отой­дешь не име­ю­щею в себе Духа Свя­того и дерз­но­ве­ния и надежды на Бога. Но Дух Святой все­ко­нечно присущ тебе, потому что Он не огра­ни­чен местом, а ты имеешь нужду в молитве, в Евха­ри­стии, и в при­ше­ствии Свя­того Духа, как ни мало не согре­шив­шая в том. Ибо ни закон­ное сово­куп­ле­ние, ни роды, ни тече­ние кровей, ни тече­ние семени во сне не могут осквер­нить есте­ство чело­века или отлу­чить от него Духа Свя­того, но одно нече­стие и без­за­кон­ная дея­тель­ность».

Согласно цер­ков­ным кано­нам, осквер­не­нием при­зна­ется исте­че­ние семени муж­чины во сне, кото­рое имело гре­хов­ные при­чины (блуд­ные и плот­ские помыслы, осуж­де­ние, высо­ко­умие и гор­дость, чре­во­уго­дие) (1‑е пра­вило свя­ти­теля Афа­на­сия Вели­кого).

О воз­мож­но­сти При­ча­ще­ния после ноч­ного осквер­не­ния повест­вует 28‑я глава («К») «Алфа­вит­ной син­тагмы» Матфея Вла­старя. Если при­чины исте­че­ния были гре­хов­ные, то сле­дует про­чи­тать молитву свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого от осквер­не­ния или «Пра­вило от осквер­не­ния», а затем испо­ве­дать этот грех в Таин­стве Пока­я­ния.

Почему если чело­век осквер­ня­ется от обще­ния с дур­ными людьми, то Бог не осквер­ня­ется даже и через обще­ние с диа­во­лом?

Несмотря на слова псал­мо­певца, предо­сте­ре­га­ю­щие чело­века от обще­ния с нече­стив­цами ( Пс.1:1 ), обще­ние с греш­ни­ком не осуж­да­ется Богом апри­ори. Многое зави­сит от того, какова цель подоб­ного обще­ния и что чело­век может выне­сти из него.

Сам Гос­подь Иисус Хри­стос общался и с фари­се­ями ( Мф.9:11–12 ), и с блуд­ни­цами ( Ин.8:10 ), и с мыта­рями ( Лк.19:5 ), и с раз­бой­ни­ком ( Лк.23:43 ). Апо­столы, имея перед гла­зами пример Иску­пи­теля и руко­вод­ству­ясь Его рас­по­ря­же­нием, всту­пали в обще­ние с греш­ни­ками, даже с зако­ре­не­лыми зло­де­ями ( Мф.28:19 ). Дело в том, что бла­го­даря такому обще­нию Хри­стос и апо­столы стре­ми­лись при­вить людям веру, при­об­щить их к Боже­ствен­ной жизни. То есть это обще­ние осу­ществ­ля­лось из сооб­ра­же­ний нрав­ствен­ной пользы.

Но бывает ведь и другое обще­ние, вред­ное для участ­ни­ков диа­лога (пира, дружбы, сожи­тель­ства и пр.). Далеко не всякий чело­век, обща­ясь с нече­стив­цами, спо­со­бен усто­ять против тех их вли­я­ний, тех соблаз­нов, кото­рые, в резуль­тате, при­ве­дут его к печаль­ному концу. И именно в этом кон­тек­сте сле­дует пони­мать слова псал­мо­певца. Так, обща­ясь с ере­ти­ками, а осо­бенно если это под­ко­ван­ные, изво­рот­ли­вые ере­тики, легко соскольз­нуть в заблуж­де­ние и самому сде­латься ере­ти­ком (См. Что такое лже­стар­че­ство?). Обща­ясь с без­нрав­ствен­ными людьми, легко увлечься их обра­зом пове­де­ния и сде­латься без­нрав­ствен­ным. В этом и состоит опас­ность такого обще­ния, опас­ность осквер­не­ния.

Но когда Бог обра­ща­ется к без­за­кон­нику, даже и к диа­волу, это никак не влияет на внут­рен­нее состо­я­ние Бога, неиз­ме­ня­е­мого, все­мо­гу­щего, все­бла­гого, пре­муд­рого, все­со­вер­шен­ного. Более того, любое обще­ние Бога и греш­ника может бла­го­творно ска­заться и на самом греш­нике, даже если он не готов тут же встать и идти испол­нять Боже­ствен­ное пове­ле­ние. Даже и уни­что­же­ние греш­ни­ков водами потопа ска­за­лось на них не иначе как бла­го­творно, ведь это оста­но­вило уси­ли­вав­ше­еся в них злое рас­по­ло­же­ние духа; в про­тив­ном случае мера их личной ответ­ствен­но­сти, личной вины перед Богом была бы зна­чи­тельно выше, что непре­менно ска­за­лось бы на Страш­ном Суде.

Можно ли осквер­нить свя­тыню? Может ли чело­век осквер­нить святые Дары, при­ча­стив­шись не нато­щак? Осквер­няет ли чело­века пища?

Свя­тыня есть место или пред­мет, освя­щен­ный особой при­част­но­стью Богу, особым Боже­ствен­ным дей­ствием. Как мест­ность или пред­мет, доступ­ный обла­да­нию чело­ве­ком, свя­тыня, по попу­ще­нию Божьему, и дей­стви­тельно может пре­тер­петь пору­га­ние.

Так, при Антиохе Епи­фане был осквер­нен Иеру­са­лим­ский храм. Во вре­мена земной жизни Христа Иро­ди­ада глу­ми­лась над отруб­лен­ной голо­вой Иоанна Кре­сти­теля, про­ка­лы­вая иглой обли­чав­ший было её язык. В первые вре­мена рас­про­стра­не­ния Церкви языч­ники осквер­няли особо почи­тав­ши­еся веру­ю­щими места слу­же­ния Гос­пода Иисуса Христа; иногда на этих местах воз­во­ди­лись язы­че­ские алтари.

Между тем, как об этом сви­де­тель­ствует Биб­лей­ская и Цер­ков­ная исто­рия, многие вели­кие свя­тыни даже и после их осквер­не­ния греш­ни­ками в серд­цах веру­ю­щих про­дол­жали счи­таться вели­кими. К числу таких свя­тынь при­над­ле­жали и места, освя­щён­ные сто­пами Христа, и отсе­чен­ная голова Иоанна Кре­сти­теля.

Почему? Потому что внеш­нее над­ру­га­тель­ство над свя­ты­ней со сто­роны без­за­кон­ни­ков не пере­чер­ки­вало авто­ма­ти­че­ски внут­рен­ней сути этих свя­тынь как свя­тынь. А разве над­ру­га­тель­ства языч­ни­ков над телами хри­сти­ан­ских муче­ни­ков лишало останки и мощи святых после­ду­ю­щего бла­го­го­вей­ного почи­та­ния?

Читайте также:  Молитва что это забеременеть

Что каса­ется вопроса «осквер­ня­ются ли Святые Дары, в случае, если потре­бив­ший их хри­сти­а­нин не соблю­дал пред­ва­ри­тель­ного поста?», на него уместно отве­тить сле­ду­ю­щим обра­зом.

В первые вре­мена хри­сти­ан­ства Цер­ковь вовсе не знала такого все­об­щего пра­вила, как пра­вило обя­за­тель­ного поста перед при­ча­ще­нием. На Тайной вечери, напри­мер, апо­столы при­ча­сти­лись Тела и Крови Хри­сто­вых во время тра­пезы ( Мф.26:20–28 ).

Ана­ло­гич­ным обра­зом при­ча­ща­лись и первые хри­сти­ане. Правда, обра­ща­ясь через посла­ние к корин­фя­нам, апо­стол Павел упре­кал их в лег­ко­мыс­лен­ном отно­ше­нии к Таин­ству Евха­ри­стии, совер­шав­ше­муся в соеди­не­нии с общей тра­пе­зой. Однако, это было вызвано не игно­ри­ро­ва­нием ими поста, а непо­до­ба­ю­щим объ­еде­нием и зло­упо­треб­ле­нием алко­го­лем: «вы соби­ра­е­тесь так, что это не значит вку­шать вечерю Гос­подню; ибо всякий поспе­шает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голо­ден, а иной упи­ва­ется» ( 1Кор.11:20–21 ).

Пра­вило трех­днев­ного поста перед при­ча­стием было уста­нов­лено впо­след­ствии, в связи с тем, что многие хри­сти­ане не только не испы­ты­вали долж­ного бла­го­го­ве­ния перед Свя­тыми Дарами, но и при­ча­ща­лись крайне редко, напри­мер, один раз в тече­нии года. В подоб­ной ситу­а­ции обя­за­тель­ный пост, опять же, при над­ле­жа­щем к нему отно­ше­нии, мог спо­соб­ство­вать фор­ми­ро­ва­нию пра­виль­ного рели­ги­оз­ного настроя.

Но это не значит, что пра­вило пред­ва­ри­тель­ного трех­днев­ного поста должно при­ме­няться без­от­но­си­тельно к обсто­я­тель­ствам. Если бы оно под­ра­зу­ме­вало без­услов­ное испол­не­ние, регу­лярно при­ча­ща­ю­щи­еся хри­сти­ане вынуж­дены были бы поститься изо дня в день всю свою жизнь (см.: Пост евха­ри­сти­че­ский). Но этого не тре­бо­вали даже и стро­гие мона­стыр­ские Уставы.

Отно­си­тельно вопроса «осквер­няет ли чело­века пища?» нужно заме­тить, что пища, как тако­вая, явля­ется необ­хо­ди­мым сред­ством для под­дер­жа­ния жиз­нен­ных сил.

Стало быть вку­ше­ние пищи (как тако­вое) не может апри­ори при­чис­ляться ни к осквер­ня­ю­щим, ни к освя­ща­ю­щим дей­ствиям. Другое дело, что та или иная прак­тика потреб­ле­ния пищи может идти враз­рез с Боже­ствен­ными запо­ве­дями или дис­ци­пли­нар­ными цер­ков­ными пра­ви­лами.

Так, во вре­мена Вет­хого Завета иудеям запре­ща­лось вку­шать опре­де­лен­ные виды про­дук­тов. Во вре­мена Нового Завета Цер­ковь уста­но­вила посты, пра­вила соблю­де­ния кото­рых тоже содер­жат огра­ни­че­ния.

Без­осно­ва­тельно пре­сту­пая цер­ков­ные пред­пи­са­ния отно­си­тельно правил пита­ния, чело­век и дей­стви­тельно может себя осквер­нить (напри­мер, грехом чре­во­уго­дия). Но, как пра­вило, при­чину подоб­ного осквер­не­ния сле­дует видеть не столько в самой пище, сколько неис­пол­не­нии послу­ша­ния Богу и Его Церкви.

Правда ли, что мясо в день перед При­ча­ще­нием Святых Хри­сто­вых Таинств осквер­няет чело­века?

Как известно, изна­чально мясо живот­ных не было пред­на­зна­чено в пищу не только для чело­века ( Быт.1:29 ), но даже и для зверей ( Быт.1:30 ). Все они могли питаться пищей исклю­чи­тельно рас­ти­тель­ного про­ис­хож­де­ния.

Мясо вошло в пище­вой рацион чело­века лишь после гре­хо­па­де­ния. Исходя из этого факта неко­то­рые совре­мен­ные мыс­ли­тели оце­ни­вают тра­ди­цию потреб­ле­ния мясной пищи как нечто непри­стой­ное.

Соб­ственно, подоб­ного рода воз­зре­ния фор­ми­ро­ва­лись уже во вре­мена ран­него хри­сти­ан­ства. Раз­вен­чи­вая эти воз­зре­ния, Цер­ковь, в лице своих архи­пас­ты­рей, осуж­дала как тех, кто гну­ша­ется мясной пищей, так и тех, кто зара­жает подоб­ного рода соблаз­нами прочих хри­стиан.

В бого­слов­ском отно­ше­нии эта пози­ция отцов Церкви имеет доста­точно про­стое объ­яс­не­ние. Дело в том, что тра­ди­ция потреб­ле­ния пищи живот­ного про­ис­хож­де­ния бла­го­слов­лена Богом ( Быт.9:3 ).

Сле­до­ва­тельно, тот, кто гну­ша­ется мясом, считая, что исполь­зо­ва­ние его в пищу осквер­няет чело­века, бро­сает упрёк (осо­знанно или неосо­знанно) не только в адрес мясо­едов, но и в адрес Того, Кто их на это бла­го­сло­вил, то есть в адрес Созда­теля.

Другое дело, когда отказ от исполь­зо­ва­ния мяс­ного раци­она про­ис­хо­дит не по при­чине пре­не­бре­же­ния мясной пищей как апри­ори чем-то непри­стой­ным, а в целях бого­угод­ного воз­дер­жа­ния, напри­мер, в дни уста­нов­лен­ных Все­лен­скою Цер­ко­вью свя­щен­ных постов.

Не про­ти­во­ре­чит цер­ков­ным зако­нам и само­лич­ный отказ чело­века от мяса. Соб­ственно, смысл вопроса заклю­ча­ется не в пра­во­моч­но­сти или непра­во­моч­но­сти такого отказа, а в недо­пу­сти­мо­сти счи­тать осквер­ня­ю­щим чело­века то, что раз­ре­шено Богом, ведь в про­тив­ном случае при­шлось бы при­знать, что Гос­подь бла­го­сло­вил осквер­не­ние.

В насто­я­щее время среди веру­ю­щих встре­ча­ется и более уме­рен­ный взгляд на потреб­ле­ние мясной пищи. Согласно этой точке зрения, в общем потреб­ле­ние мяса не сле­дует счи­тать чем-то непри­стой­ным, однако его нельзя потреб­лять в день перед при­ча­ще­нием Святых Хри­сто­вых Тайн. На чём осно­вано это мнение? Если не на предо­су­ди­тель­ном отно­ше­нии к мясной пище как тако­вой, то на убеж­де­нии, что перед Евха­ри­стией необ­хо­дим хотя бы одно­днев­ный пост (в неко­то­рых молит­во­сло­вах ука­зы­ва­ется на необ­хо­ди­мость трех­днев­ного поста).

Но это утвер­жде­ние (причём, не без­условно) рас­про­стра­ня­ется, глав­ным обра­зом, на тех людей, кто или при­ча­ща­ются редко, или давно не участ­во­вали в Евха­ри­стии.

Между тем, многие хри­сти­ане, следуя прак­тике древ­ней Церкви, при­ча­ща­ются не от случая к случаю, а регу­лярно. На них пра­вило об обя­за­тель­ном пред­ва­ри­тель­ном трех­днев­ном (и даже одно­днев­ном) посте не рас­про­стра­ня­ется, ведь иначе им при­шлось бы всю жизнь про­во­дить в непре­стан­ном посте, вклю­чая пери­оды особых цер­ков­ных тор­жеств, под­ра­зу­ме­ва­ю­щих соот­вет­ству­ю­щую этим тор­же­ствам особую празд­нич­ную тра­пезу.

Цер­ков­ные каноны не обя­зы­вают хри­сти­а­нина отка­зы­вать себе в радо­сти Празд­ни­ков, нало­же­нием непо­нятно кем тре­бу­е­мого поста. Более того, убеж­ден­ность, что вку­ше­ние мяса перед При­ча­стием непре­менно ведёт к осквер­не­нию, спо­соб­ствуют фор­ми­ро­ва­нию над­мен­ного, пре­не­бре­жи­тель­ного отно­ше­ния к ближ­ним.

Осквер­няет ли супру­гов интим­ное супру­же­ское обще­ние в пост?

Свт. Феофан Затвор­ник, ком­мен­ти­руя слова Апо­стола о воз­дер­жа­нии по согла­сию на время поста и молитвы ( 1Кор.7:3–5 ), уточ­няет: «…брач­ное дело только отвле­кает от этого, а не про­из­во­дит осквер­не­ния» (Свт. Феофан Затвор­ник. Тол­ко­ва­ния посла­ний св. апо­стола Павла. Первое посла­ние к Корин­фя­нам. М.: Мос­ков­ский Сре­тен­ский мона­стырь; Палом­ник; Пра­вило веры, 1998. С. 252–253).

О том же гово­рил еще свт. Иоанн Зла­то­уст: «Он (Апо­стол) не сказал: да не осквер­ня­е­тесь, но: да пре­бы­ва­ете, т. е. упраж­ня­е­тесь, в посте и молитве; так как сооб­ще­ние с женою ведет не к нечи­стоте, но к неупраж­не­нию (в этих делах)» (Свт. Иоанн Зла­то­уст. О дев­стве // Свт. Иоанн Зла­то­уст. Тво­ре­ния. СПб.: Изд. СПбДА, 1898. Т. I, кн. 1. С. 320–321).

Источник статьи: http://azbyka.ru/oskvernenie