Меню

Азовская божья матерь молитва

Азовская божья матерь молитва

Дни празднования: 10 сентября (28 августа)

Предыстория:

Была Азовская икона Покровской церкви оригинальным сюжетом или повторяла уже известный сюжет?

История появления Азовской иконы сегодня является предметом пристального изучения исследователей.

Как писал В. Борин, история эта чрезвычайно любопытна и связана с именем и судьбой царевны Софьи Алексеевны. Иконография восходит к прориси для гравюры, написанной по поручению Федора Шакловитого «вещанием Даниила и Якова Ивановых, детей Перекрестовых» (в 1914 году гравюра хранилась в Историческом музее им. Александра III, в настоящее время ее местонахождение неизвестно). «Назнаменована она была на большом листе» в Ахмерке, подмосковном имении князя Василия Васильевича Голицына в доме стрелецкого полковника Ивана Перекрестова, по случаю возвращения «царского оберегателя», князя Голицына из первого Крымского похода, совершенного в 1686 году, в котором участвовал гетман Самойлович с запорожским войском.

В этой прописи, как видно из «дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках», было изображено: вверху Бог Отец и Святой Дух в виде голубином, от Него исходят семь лучей, достигающих главы Богоматери, означающих семь даров Духа Святого: Премудрость, Разум, Совет, Крепость, Ведение, Благочестие, Страх Божий, или же: Веру, Надежду, Любовь, Чистоту, Смирение, Благодать и Славу Божию. По сторонам Господа находятся святые Петр и Иоанн: святой апостол Петр с ключами в руках и святой Иоанн Предтеча, а ниже — София Премудрость Божия: Богоматерь с поднятыми вверх руками (оранта) и с Младенцем Христом в (орле). Следует сказать, что Богоматерь представлена по отношению Ее к воплощению Сына Божия и основания Им на земле церкви Своей. По сторонам (орла) святые: преп. Антоний и пр. Феодосий и еще другие святые. Внизу помещены «призваны к ратному строю» — князь В. В. Голицын, верхом на лошади, поражающий, подобно Георгию Победоносцу, крылатого змея и льва великого, сиречь турок и татар; с другой же стороны и также на лошадях — царевичи Петр и Иоанн, в характере святых мучеников Бориса и Глеба, Иван Самойлович и еще небольшая группа пеших воинов в римских доспехах. С этой «назнаменованой» прописи в Ахтырке была вырезана гравюра на меди «черкашенином Тарасовичем» по заказу Шакловитаго «и похвалу царевне», что и подтвердил, как это из дела видно, Сильвестр Медведев, который сказал, глядя на гравюру: «Похвала вся и честь великой государыне большая и семь даров Духа Святого написано на нее одну». Гравюра эта была поднесена сыновьями Ивана Перекрестова в 1688 году с отцом в Москве, где она на Белгородском подворье и печаталась на атласе, тафте и бумаге. Ни одного экземпляра этих гравюр не осталось.

«Впоследствии оттиски этого портрета по приказанию Петра I отбирались так исправно, что до нас не дошли из них ни одного экземпляра», — писал известный исследователь иконографии Д. А. Ровинский.

Следует заметить, что на это изображение было сделано толкование для царевны Софьи Алексеевны иеромонахом Московского Новоспасского монастыря Иннокентием (впоследствии митрополитом Тобольским).

Имена изографов история не сохранила бы, если бы они вместе со своим вдохновителем дьяком Федором Шакловитым и Сильвестром Медведевым не были допрошены с «пристрастием» по «розыскному делу о Федоре Шакловитом и его сообщниках».

Читайте также:  Защитные молитвы за врагов наших

Обращаясь к прориси Исторического музея, В. Борин пришел к выводу, что она тождественна вышеупомянутой прориси, за исключением пояснительных текстов и архитектурных изображений, размещенных внизу прориси. В. Борин считал, что эта сохранившаяся прорись написана («назнаменована») уже после второго Крымского похода князя В. В. Голицына 1689 года и окончательного замирения с крымским ханом Нурадином. Текст на прориси Исторического музея перекликается с текстом мирного соглашения, заключенного после второго Крымского похода. В остальном прорись имеет ту же композицию, что и прорись Перекрестовых.

Второй Крымский поход, по мнению историка С. М. Соловьева, начался при очень неблагоприятных условиях. С большими трудностями и лишениями русское войско подошло к Керченскому перешейку и знаменитой его крепости Перекоп. Голицын стоял с войском у Перекопа в очень тяжелом положении, не имея ни пресной воды, ни военных припасов, ни корма для лошадей. Военной победы достигнуто не было, грозной демонстрации силы русского войска, похоже, также не получилось. Чтобы возвратиться назад хоть с чем-нибудь, Голицын завел мирные переговоры с крымским ханом в надежде, что тот, испугавшись нашествия, согласится на выгодные для России условия. Нурадин вступил в переговоры с Голицыным о заключении мира, но по восточному обычаю переговоры затянулись, а Голицыну ждать было нельзя. Не дождавшись заключения мира, он повернул войска назад, предоставив завершать переговоры дипломатам.

Возвращаясь, русские воины радовались, что в безлюдной и безводной степи в страшный зной их никто не преследовал.

Друзья Голицына и правительница царевна София сделали попытку признать этот поход у спешным, важным. Устроили пышное празднование на высочайшем уровне, чтобы современники видели во втором Крымском походе великий подвиг, победу над «исконными неприятелями всего христианства». Пропись Исторического музея является аллегорией, которая должна была изображать одно из знаменательных событий русской истории.

Следующие попытки образного осмысления историко-философского и религиозного значения борьбы России за возврат Северного Причерноморья предприняты были в 1696 году, когда Москва чествовала возвращение Петра из Азовского похода. Историкам хорошо известны сведения о театрализованных представлениях в честь побед Петра, выбитых посвятительных надписях на орудиях, памятных медалях Петровской эпохи. На одной из медалей изображена сцена, аллегорически иллюстрирующая взятие Азовской крепости как победу православия, то есть в Петровскую эпоху, несомненно, существовала традиция образного осмысления событий.

Источник статьи: http://alchevskpravoslavniy.ru/ikony/azovskaya-ikona-bozhiej-materi.html

Икона Богородицы Азовская

Празднование:

История

По­чи­та­ние Азов­ской ико­ны на­чи­на­ет­ся при ца­ри­це Со­фии Алек­се­ев­не (1657–1704), со вре­ме­ни пер­во­го по­хо­да к Азо­ву в 1686 г. под пред­во­ди­тельством кн. В. В. Го­ли­цы­на.

Ико­но­гра­фия вос­хо­дит к про­ри­си для гра­вю­ры (в 1914 хра­ни­лась в Исто­ри­че­ском му­зее им. Алек­санд­ра III, в наст. вре­мя ме­сто­на­хож­де­ние не­из­вест­но), ис­пол­нен­ной «тща­ни­ем» Да­ни­лы и Яко­ва Пе­ре­кре­сто­вых и выре­зан­ной на ме­ди Л. Та­ра­се­ви­чем по за­ка­зу дья­ка Ф. Ша­кло­ви­то­го. Осо­бен­ность ико­но­гра­фии – изоб­ра­же­ние Бо­го­ма­те­ри с Мла­ден­цем на фо­не дву­гла­во­го ор­ла, дер­жа­ще­го в ла­пах ски­петр и дер­жа­ву – сим­во­лы го­су­дар­ствен­но­сти. На­вер­ху, в окру­же­нии ан­гельских сил, Бог Са­ва­оф и Св. Дух в ви­де го­лу­бя. В мо­лит­вен­ном пред­сто­я­нии изоб­ра­же­ны свя­тые Ан­то­ний, Фе­одо­сий и Али­пий Пе­чер­ские, Мо­и­сей Уг­рин, Про­хор, Марк; ни­же – кон­ный во­ин, по­би­ва­ю­щий ко­пьем змия, а так­же изоб­ра­же­ние пе­ших и кон­ных во­и­нов; на ниж­нем по­ле по­ме­ще­ны вир­ши.

Читайте также:  Православные молитвы за упокой новопреставленного

В 1696 г., по­сле по­бе­ды под Азо­вом, Ильин­ско-Чер­ни­гов­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла пре­под­не­се­на на­сто­я­те­лем Бол­дин­ско­го Тро­и­це-Ильин­ско­го мо­на­стыря в Чер­ни­го­ве ар­хим. Лав­рен­ти­ем (Кр­ща­но­ви­чем) с бра­ти­ей им­пе­ра­то­ру Пет­ру I. В ниж­ней ча­сти этой ико­ны по­ме­ще­но изоб­ра­же­ние Азов­ской ико­ны, рас­по­ло­жен­ное над то­по­гра­фи­че­ской кар­той-пла­ном дис­ло­ка­ции рус­ских и ту­рец­ких войск (сле­ва); схе­ма­тич­ным пла­ном го­ро­да-кре­по­сти и ал­ле­го­ри­че­ской фи­гу­рой Вре­ме­ни (в цен­тре); крест­ным хо­дом из Тро­иц­ко­го со­бо­ра Бол­дин­ско­го мо­на­стыря, воз­глав­ля­е­мым Мос­ков­ским Пат­ри­ар­хом Ад­ри­а­ном (спра­ва) (ны­не хра­нит­ся в Му­зее исто­рии ре­ли­гии, Санкт-Пе­тер­бург; др. ико­на то­го же вре­ме­ни и по­доб­ной ико­но­гра­фии хра­нит­ся в ГТГ). Осо­бой служ­бы ико­не со­став­ле­но не бы­ло.

Источник статьи: http://azbyka.ru/days/ikona-azovskaja

АЗОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Азовская икона Пресвятой Богородицы

Азовская икона Божией Матери

Почитание Азовской иконы начинается при царице Софии Алексеевне (1657–1704), со времени первого похода к Азову в 1686 г. под предводительством кн. В. В. Голицына.

Иконография восходит к прориси для гравюры (в 1914 хранилась в Историческом музее им. Александра III, в наст. время местонахождение неизвестно), исполненной «тщанием» Данилы и Якова Перекрестовых и вырезанной на меди Л. Тарасевичем по заказу дьяка Ф. Шакловитого. Особенность иконографии – изображение Богоматери с Младенцем на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу – символы государственности. Наверху, в окружении ангельских сил, Бог Саваоф и Св. Дух в виде голубя. В молитвенном предстоянии изображены святые Антоний, Феодосий и Алипий Печерские, Моисей Угрин, Прохор, Марк; ниже – конный воин, побивающий копьем змия, а также изображение пеших и конных воинов; на нижнем поле помещены вирши.

В 1696 г., после победы под Азовом, Ильинско-Черниговская икона Божией Матери была преподнесена настоятелем Болдинского Троице-Ильинского монастыря в Чернигове архим. Лаврентием (Крщановичем) с братией императору Петру I. В нижней части этой иконы помещено изображение Азовской иконы, расположенное над топографической картой-планом дислокации русских и турецких войск (слева); схематичным планом города-крепости и аллегорической фигурой Времени (в центре); крестным ходом из Троицкого собора Болдинского монастыря, возглавляемым Московским Патриархом Адрианом (справа) (ныне хранится в Музее истории религии, Санкт-Петербург; др. икона того же времени и подобной иконографии хранится в ГТГ). Особой службы иконе составлено не было.

Источник статьи: http://drevo-info.ru/articles/4176.html

Азовская икона Божией Матери

Богородицу глубоко почитают и любят все христиане. Неудивительно, что ее образы по всей земле являли чудеса исцеления.

Иконы Пресвятой Богородицы встречаются верующими с огромной любовью и почтением. О силе Ее наслышаны многие, другие лично лицезрели чудеса, исходящие от каждого образа Пречистой Девы. Чудотворные иконы Богоматери украшают многие храмы. К ним относится и Азовская икона Божией Матери, которая имеет огромное значение для христианского народа. Перед ней молятся многие люди, относясь к ней со всем уважением и трепетом.

История иконы

Данная икона хоть и похожа на аналогичные святыни Божией Матери, но появилась не чудесным образом. Она была написана в честь битвы на войне против турков, дабы показать последователям православной веры, насколько сильно может быть покровительство Богородицы. Битва длилась с 1735 по 1739 год и проходила на Азовском море, что и поспособствовало названию чудесной иконы.

Икона Божией Матери являлась на многих битвах и служила в качестве талисмана на всех сражениях былой войны. Как известно, Богоматерь была заступницей русских воинов в смертельном бою на Азовском море. Иконописец изобразил на холсте Деву Марию, которая и стала причиной победы. Многие православные люди тогда поверили в силу божественную. А только что написанная Азовская икона прославилась во всем мире и продолжила сохранять и приумножать веру людей.

Где находится чудотворный образ

Самую первую Азовскую икону Божией Матери сейчас трудно найти. Ей выпал тернистый и сложный путь. Но, к счастью, было написано большое количество списков со святыни, которые сохранились и по сей день. Их можно найти во многих церквях нашей страны. К примеру, благочестивую и самую раннюю фреску можно встретить в московском храме Покрова Пресвятой Богородицы.

Описание иконы

На заднем плане изображен двуглавый орел. Также мы видим змея, который является символом Турции и напоминает нам историю Георгия Победоносца: некогда христианский святой пронзил искусителя своим мечом. Снизу от Матери Божией нарисовано русское войско, города, которые уже освобождены от нападок Турции, и крепости Азовского моря, охраняемые Божьей Матерью. Икона пропитана русской символикой, что добавляет ей уникальности.

В чем помогает чудотворный образ

Азовская икона Божией Матери символизирует защиту и справедливость. Перед ней молятся о мире в стране, о защите от нападок врагов и чужеземцев, от ссор и бед в доме и семье, о сохранении жизни своей и своих близких. Также икона помогает избавиться от различных болезней души и одержимости.

Дни празднования

Официальное празднование приходится на 10 сентября и сопровождается богослужениями в честь Азовской иконы Божьей Матери.

Молитва перед иконой

«О, Дева Пресвятая! Владычица мира земного и небесного! Молюсь тебе и помощи твоей прошу. Будь же заступницей моей до конца дней моих, отгони врагов от меня, от города нашего и страны нашей! Изгони злые силы, что сидят внутри меня, исцели от болезней и очисти душу мою грешную! Помолись за меня перед Господом Богом, ибо ты стоишь на Небесах рядом с Ним и с Сыном Его Иисусом! Дай мне веры и сил, ниспошли свое благословение. Да буду славить имя твое во веки веков. Аминь».

Полезно дополнять ваш красный уголок новыми иконами, которые станут покровителями и заступниками вашего личного счастья, здоровья родных и благополучия дома. Отмечайте для себя Божьих Угодников, поддержка которых необходима вам в трудный час, и молитесь подле их образов. Мы желаем вам крепкой веры. Будьте счастливы

Источник статьи: http://dailyhoro.ru/article/azovskaya-ikona-bozhiej-materi/