Меню

Балет ярославна тищенко фрагмент молитва

«Плач Ярославны». «Молитва»

«Плач Ярославны», характеризующий главную героиню, — центральный эпизод балета. Использование интонаций плача, причитания в русской народной музыке имеет давние традиции. Плачи исполнялись во время проводов в армию, на похоронах и свадебных церемониях.

  • Послушайте музыку «Плача Ярославны». Какое эмоциональное состояние героини передает эта музыка?
  • Какие музыкальные инструменты «поют» плач? Почему композитор подчеркивает именно песенное начало плача?
  • Какой изобразительный элемент, знакомый вам по другим фрагментам балета, композитор повторяет в сцене плача? Почему?
  • Сравните «Плач Ярославны» из оперы «Князь Игорь» с темой вступления к балету. Что общего между этими двумя фрагментами?

  • Вспомните, в каких произведениях композиторов-классиков вы встречались с интонациями плача, жалобы, скорби, тоски.
  • С каким эпизодом из оперы «Князь Игорь» А Бородина перекликается «Плач Ярославны» из балета Б. Тищенко?

Ярославна — Т. Статкун, Владимир — А. Евдокимов

  • Сопоставьте мелодии «Плача Ярославны» из балета, вступление к «Плачу Ярославны» из оперы с русскими народными плачами-причитаниями. Найдите в них интонационное и ритмическое сходство и то, чем они отличаются друг от друга.

Финальная сцена балета называется «Молитва». Этот хоровой эпизод звучит не более одной минуты, но он ставит заключительную точку I? драматургии балета, определяя его основную идею. Необузданной, дикой силе кочевников противопоставлена несокрушимая сила духа древних русичей.

Источник статьи: http://tepka.ru/muzyka_7/m15.html

«Плач Ярославны». «Молитва»

«Плач Ярославны», характеризующий главную героиню, — центральный эпизод балета. Использование интонаций плача, причитания в русской народной музыке имеет давние традиции. Плачи исполнялись во время проводов в армию, на похоронах и свадебных церемониях.

  • Послушайте музыку «Плача Ярославны». Какое эмоциональное состояние героини передает эта музыка?
  • Какие музыкальные инструменты «поют» плач? Почему композитор подчеркивает именно песенное начало плача?
  • Какой изобразительный элемент, знакомый вам по другим фрагментам балета, композитор повторяет в сцене плача? Почему?
  • Сравните «Плач Ярославны» из оперы «Князь Игорь» с темой вступления к балету. Что общего между этими двумя фрагментами?

  • Вспомните, в каких произведениях композиторов-классиков вы встречались с интонациями плача, жалобы, скорби, тоски.
  • С каким эпизодом из оперы «Князь Игорь» А Бородина перекликается «Плач Ярославны» из балета Б. Тищенко?

Ярославна — Т. Статкун, Владимир — А. Евдокимов

  • Сопоставьте мелодии «Плача Ярославны» из балета, вступление к «Плачу Ярославны» из оперы с русскими народными плачами-причитаниями. Найдите в них интонационное и ритмическое сходство и то, чем они отличаются друг от друга.

Финальная сцена балета называется «Молитва». Этот хоровой эпизод звучит не более одной минуты, но он ставит заключительную точку I? драматургии балета, определяя его основную идею. Необузданной, дикой силе кочевников противопоставлена несокрушимая сила духа древних русичей.

Источник статьи: http://tepka.ru/muzyka_7/15.html

Балет «Ярославна», В.И.Тищенко
презентация к уроку по музыке (7 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
urok_7_klassa.ppt 582.5 КБ
urok_dlya_7_klassa.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Тема Урока: Балет «Ярославна» Б.И.Тищенко (7 класс)

Цель: Познакомить детей с балетом «Ярославна», творчеством композитора Б.И.Тищенко, сравнить и проанализировать в чем отличие классического построения балета от современного. Прослушать отрывки из балета.

— развивать навыки музыкального восприятия произведений;

— воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.

— закрепить понятие балет, программа спектакля.

— повторить сюжет литературного произведения «Слово о полку Игореве»

  1. Сообщение темы урока (Слайд 1)

У: Сегодня мы познакомимся с балетом «Ярославна» и композитором Борисом Ивановичем Тищенко. Проследим отличие современного балета от классического.

Дети: – музыкально-драматическое произведение, действие в котором передается с помощью танца и пантомимики. Классическом балета в программе мы можем увидеть па-де-де – танец вдвоем, па-де- труа – танец втроем.

У: Запишите себе в тетрадь особенности классического построения балета. ( Слайд второй )

Особенности современного балета.(слайд 3)

У: Сегодня на уроке мы познакомимся с таким балетом «Ярославна». В основе постановки этого балета лежит произведение «Слово о полку Игореве»

У: Великие произведения искусства, рожденные в далекие времена, современны и сегодня. Их создатели так глубоко проникли в тайны мира и человеческих отношений, что мы и сегодня можем найти в них ответы волнующие нас сегодня. Одним из таких произведений является «Слово о полку Игореве», о котором известный литературовед Лихачев писал: Каждая эпоха находит в нем свое и новое.

Давайте вспомним, о чем это произведение?

Дети: Князь Игорь со своим войском собирается идти на Кончака против половцев, жена его Ярославна отговаривает его, но князь со своим сыном Владимиром уходят. Проигрывают сражение князь попадает с сыном в плен. В это время Брат Ярославны …………

Композитор Борис Иванович Тищенко написал музыку к балету «Ярославна». (Слайд 4)

Этот композитор родился в Ленинграде 23.3.1939 — 10 декабря 2010 года,

В своем творчестве он По-новому освещал образы древнерусской истории и русского фольклора. И в этом мы сегодня убедимся.

В этом балете все по новому.

В отличие от трактовки сюжета в опере А. Бородина «Князь Игорь», композитором XX в. подчеркнут трагизм поражения Игорева войска.

Вот что он говорил о своем детище (слайд 5)

Самой важной моей работой в Ленинградском Малом театре стал балет «Ярославна», который занимает в моей жизни особое место. Он стал кульминацией моего творчества. Сегодня, спустя почти тридцать лет после его премьеры, зная все, что происходило в мировом балете за эти годы, по оригинальности я не могу поставить рядом с «Ярославной» ни один спектакль! (Не думаю, что это завышенная самооценка.)

Как же создавался этот балет.

Воплощение темы князя Игоря в опере Бородина ему не нравилось, но сюжет не выходил из головы и волновал меня постоянно.

Как раз в это самое время артист балета Кировского театра Юрий Хохлов — очень симпатичный, скромный человек — принес ему свое либретто балета «Князь Игорь» в трех актах. К сожалению, балетное либретто Хохлова пересказывало оперное — и героем его также оставался князь Игорь: именно такая интерпретация во мне вызывала протест. Ничего себе герой! Всех обманул, погубил войско, показал неспособность противостоять татарам и вверг свою родину в двухсотлетнее татаро-монгольское иго! Ну никак я не мог такого принять!

В большинстве древних летописей события того времени и авантюра князя Игоря описывались так же трагично, как и в «Слове». Мало-помалу в моем воображении возник образ автора-летописца «Слова» — участника исторических событий.

Героиней нашего балета стала Ярославна. Образ русской женщины (матери, сестры, жены, возлюбленной) — собирательный символ Родины — определился как основа всей конструкции спектакля, а все остальное возникало словно через ее мысли и чувства.

Балет «Ярославна»: (конспект) Слайд6.7.8.

1. Все русские у меня танцевали босыми, все враги (женский кордебалет) — на пуантах, в мужских костюмах, с закрытыми лицами: руки — в черных перчатках, пуанты — черные, как копыта, тело — в темно-коричневом трико. Сам костюм — и штаны, и рубаха — из тарной ткани (мешковины грубой фактуры — очень дешевой).

2. Привычных па –де-де и любовных сцен вообще нет.

3. Сочетание пения и танцев. В 1 действии звучит мужской хор «Стон Русской Земли»

4. Приглашены не артисты а лучники, которые изображали половцев, они

танцевали вокруг извивающегося Игоря, всаживали в пол сцены натуральные стрелы. Попадание каждой такой стрелы в пол Игорь пластически акцентировал, выражая телесную боль, а в конце падал без движения внутри рокового круга из стрел…

5. Декорации – тексты старинных хроник и летописей.

Когда открывался занавес, в полной темноте на декорационном заднике и кулисах медленно высвечивались древние тексты «Слова о полку Игореве». В светлых одеждах цвета страниц стоял кордебалет русичей: женщины — в одинаковых длинных рубахах чуть разных тонов, с убранными в узел волосами, перевязанными тонкой лентой; мужчины — в рубахах и штанах такого же тона, с волосами, забранными кожаным ремешком по лбу. На костюмах проступали древние литеры.

Сгруппированные в соответствии с церковными канонами, они напоминали фреску, изображающую Русь, словно олицетворяя собой часть этого текста — фразы, слова, буквы. Все персонажи будто выходили из текста и в него же возвращались. Из-за кулис появлялись только половцы.

У: Балет «Ярославна» — балет в 2 актах, (слайд 8.9.10.11)

В основе балета — подлинное событие рус. истории 12 в.: окончившийся поражением поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев. Важнейшие эпизоды — «Сборы в поход», «Жёны русские», «Поход», «Затмение», «Окружение», «Вторая битва», «Плен», «Плач Ярославны», «Побег», «Призыв к единению».

Самобытный музыкальный язык балета включает в себя суровые распевы, звучащие у мужского хора, энергичные наступательные ритмы военного похода, скорбные «завывания» у оркестра («Степь смерти»), тоскливые наигрыши духовых, напоминающие звучание жалеек.

У: Сейчас мы послушаем Вступление к балету, так открывается 1 действие. Негромко звучит голос пастушьей свирели, мелодия которой напоминает протяжную русскую народную песню.

У: Как развивается мелодия, какую картинку она рисует. Можно ли сравнить инструментальный напев со звучанием человеческого голоса?

У: После вступления звучит мужской хор «Стон Русской земли»

Это эпическое повествование, за которым встает образ древнего летописца, именно хор комментирует происходящее на сцене, именно хор подчеркивает эмоциональное состояние героев.

У: Какие образы балета раскрывает музыка вступления и хора «Стон Русской Земли»

У: О, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей. Ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской.

Ключевые фрагменты текста „Слова о полку Игореве» (в спектакле МАЛЕГОТа тексты летописи были элементами сценографии) звучат в исполнении хора, то рассказывающего о давних событиях, то комментирующего происходящее, то перерождающегося в действующих людей и голоса природы.

В „Стоне Русской земли» мужской хор повествует о распрях русских князей: „Сказал брат брату: „Это мое, и то мое же»». Композитор разворачивает перед слушателями картину тревожной жизни Руси. Раздираемая междоусобицами земля становится жертвой набегов кочевых племен. В „Усобице» мы слышим крики угоняемых в половецкое рабство женщин, хрипит перед смертью пахарь („Убитый»). Возвращаются интонации русского плача.

У: Именно этими произведениями начинается балет «Ярославна»

  1. Назовите особенности современного балетного спектакля.
  2. Кто написал балет «Ярославна»
  3. Почему автор назвал так свой балет.
  4. Как открывается 1 действие.

Что хотел сказать автор словами в финале оперы:

Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую! Свои размышления записать в тетрадь.

Ярославна, балет в трех действиях по «Слову о полке Игореве», соч. 58, (1974)

Вступление, Стон русской земли, Усобица, Убитый, Плач по убитому,

Ярославна, Святослав, Игорева дружина, Сборы в поход, Слава Игорю,

Ярославна с Игорем, Начало похода, Затмение

Вступление, Продолжение похода, Степь, Первая битва с половцами,

Игры с половецкими девушками, Ночь перед второй битвой,

Ночные предчувствия, Вежи половецкие, Идол

Вступление, Кличи, Стрелы, Вторая битва с половцами, Степь смерти,

Плач Ярославны, Игорь у половцев, Побег Игоря, Мальчик – пахарь,

Возвращение, Призыв, Молитва

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа содержит пояснительную записку. и развернутое календарное планирование.

Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование.

Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование.

Программа содержит пояснительную записку и развернутое планирование.

Программа содержит пояснительную записку и развернутое планирование.

При разработке программы использовались нормативные документы, обеспечивающие ее реализацию.Программа составлена для общеобразовательного класса, который сформирован из учащихся с различной трудовой п.

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 5–7 классы (вариант для мальчиков)».Программа рассчитана на 34 недель по 2часа. Курс труда реализуется чере.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/12/09/balet-yaroslavna-vitishchenko

Читайте также:  Молитва чтобы домашнее животное выздоровело