Меню

Благоразумный разбойник молитвы ему

«Разбойника благоразумнаго»

«Разбойника благоразумнаго» — текст:

Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя.

Словарь сложных слов:

Раеви — рая;

мене — меня.

Перевод:

Разбойника благоразумного в одном часу рая удостоил, Господи, и меня крестным древом просвети и спаси.

«Разбойника благоразумнаго» — смысл и история песнопения:

Песнопение исполняется на службе Утрени Великой Пятницы с чтением двенадцати фрагментов Евангелия, рассказывающих о Страстях Христовых (совершается вечером в Великий Четверг).

Восьмое чтение повествует о двух разбойниках, распятых справа и слева от Спасителя. Один из них проклинал Господа, говоря Ему: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк 23:39). Другой же, напротив, унимал богохульника: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И затем он обратился к Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» И ответил ему Христос: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:40-43).

После чтения Евангелия и трипеснеца (канона, состоящего из трёх песней) торжественно трижды поется Ексапостиларий (или светилен) великой Пятницы «Разбойника благоразумнаго».

«Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи» (“Разбойника благоразумного в одном часу рая удостоил, Господи”)

Действительно в один час Господь удостоил Рая злодея, сделав его самым первым из вступивших в Его Царство. Удивительна история такого спасения, свидетельство слов Христа «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк 2,17). Разбойник уверовал в распятого, униженного, оставленного учениками Спасителя и исповедовал его как Бога перед всеми, совершив тем самым первый мученический подвиг христианской истории: «Полное раскаяние в своих грехах и преступлениях, глубокое смирение, твердая вера в отдавшего Себя на страдание Распятого Господа Иисуса Христа и исповедание его тогда, когда весь мир был против Него, – вот из чего сплелся венец, венчавший главу бывшего разбойника, как победителя и подвижника, вот из чего сковался ключ, отворивший ему двери рая» (святитель Иоанн Шанхайский).

«И мене древом крестным просвети и спаси мя» (“и меня крестным древом просвети и спаси”).

Пример спасенного разбойника обращен ко всем последующим поколениям христиан, о чем напоминает нам в этом тропаре Церковь. Мы просим Господа просветить нас Его Крестными Страданиями и спасти наши души, как в последний миг Он спас разбойника. «Слыша это, возлюбленный, никогда не отчаивайся, но, представляя неизреченное величие человеколюбия Божия, поспеши исправлением от грехов. Если Он разбойника, бывшего на кресте, удостоил столь великой чести, то тем более удостоит нас Своего человеколюбия, если мы захотим исповедаться в наших прегрешениях» (святитель Иоанн Златоуст, беседы о Кресте и разбойнике).

«Разбойника благоразумнаго» — слушать:

«Разбойника благоразумнаго» — музыка М. Старицкого, переложение арх. Матфея Мормыля:

Исполняет хор Сретенского монастыря

«Разбойника благоразумнаго» Павла Чеснокова:

Исполняет мужской хор МИФИ, дирижёр — Надежда Малявина:

Павел Григорьевич Чесноков (1877-1944) — виднейший деятель хорового и регентского искусства конца XIX-начала XX веков, автор множества духовных сочинений. Его произведениям присуща молитвенность и искренность, строгость, свойственная древним напевам, и душевные переживания. Эта двуплановость слышна в хоровом сопровождении и яркой партии солиста.

«Разбойника благоразумнаго» Александра Гречанинова:

А. Гречанинов, из цикла «Страстная седмица», исполняет Государственная академическая Симфоническая капелла России, дирижёр — Валерий Полянский:

Александр Тихонович Гречанинов — композитор-современник Чеснокова, так же автор множества духовной музыки. Крупный и малоизвестный цикл «Страстная седмица» отличается богатым хоровым звучанием и своей необычной потрясающей музыкой.

«Разбойника благоразумнаго» ноты:

На заставке фрагмент: Благоразумный разбойник. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.

Источник статьи: http://foma.ru/razboynika-blagorazumnago.html

О Благоразумном разбойнике

О смысле покаянного подвига Благоразумного разбойника

Православная церковь почитает Благоразумного разбойника как пример истинного покаяния. Его история нашла своё отражение в гимнографии, особо в песнопениях Великой пятницы, а слова разбойника, обращённые к Иисусу Христу, стали припевом к тропарям на блаженны. Упоминание о Благоразумном разбойнике содержится в молитве перед причащением, в которой покаяние разбойника и исповедание им Иисуса Христа противопоставляются предательству Иуды: «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя».
В душе разбойника произошла великая перемена. Обратившийся разбойник совершил три подвига.
Прежде всего, подвиг веры. Разбойник смог в прикованном, как и он, к кресту и обреченном на смерть человеке увидеть воплотившегося Бога. Какая изумительная сила веры!
Он совершил и подвиг любви. Умирал в страданиях. Когда человек мучим нестерпимой болью, он весь сосредоточен на себе. Бывший разбойник, находясь в таком состоянии, оказался способным проявить сострадание к Иисусу. Когда другой разбойник злословил Его, он унимал его и говорил: «Он ничего худого не сделал» (Лк. 23:41). Есть ли столько любви к Иисусу Христу у нас, получающих столько благодеяний от Бога?
Третий его подвиг – подвиг надежды. Несмотря на свое мрачное прошлое, он не отчаялся в своем спасении и из глубины своего сердца, горящего покаянием и любовью к Богу, попросил: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»(Лк. 23:42)

Читайте также:  Благодарственная молитва при беременности

Сколько святых в Церкви, которым особо молятся, служатся молебны, читаются каноны на Богослужениях, а святому, который первым вошел в Рай, — никто не молится, не служатся ему молебен, потому что даже тропаря и кондака ему нет, никто почему-то за 2000 лет не написал. Потому что он был разбойник и совершил много злых дел? Но спасает не начало, а конец. Покаяние благоразумного разбойника является примером для всех нас, грешных. Его последние при жизни покаянные слова читаются в молитве перед Причастием, в припеве акафиста Страстям Христовым, он вспоминается на службе Страстной недели Великого поста. Если он святой, и Сам Христос его первым ввел в Рай, если ему пишутся иконы, то почему ему не молятся?
Я однажды стал ему молиться, просто поминать своими словами: «Святой Благоразумный разбойниче, моли Бога о мне, грешном», месяц поминал, может больше, и думаю, слышит он меня или нет? Если слышит, то должен же знак какой-то подать.
А я, как пономарь, вхожу в алтарь почти всегда северными вратами. И вот в нашем новом построенном храме, где тогда иконы иконостаса привозили из Москвы постепенно по мере их изготовления, привезли очередную новую икону для северных врат и ее установили. Каково же было мое изумление, когда мне пришлось пойти в алтарь, — на северных «моих» вратах меня встречал большой образ Благоразумного Разбойника! Вот так встреча! Вот тебе и знак насчет молитв! Слава Богу, дивному во святых Его! Теперь мы стали встречаться с ним каждый раз на службе.
. Прошло несколько лет. В благодарность Богу и этому святому мне однажды очень захотелось написать тропарь и кондак Благоразумному разбойнику, но я же никогда этого не делал! Но тут Господь после молитвы к Нему, и к этому святому помог начать через одного человека, и дальше всё получилось так, как мне хотелось. Но, конечно, настоятель не мог благословить петь это в храме во время молебна, так как это не утверждено Синоидальной комиссией, хотя ничего против не имел по содержанию тропаря и кондака. Поэтому дома келейно каждый может молиться Благоразумному разбойнику и своими словами, и этими молитвами.

«Рах» — имя разбойника, чаще всего встречающееся в православной иконописи.

В 2004 году митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней в Селидовской колонии строгого режима в Донецкой области освятил первый православный храм во имя Благоразумного разбойника Раха.

Молитвословия для келейного чтения

Егда распят был еси со Христом,/ и покаялся еси от злых дел своих, / о Благоразумный бывший разбойниче Раше,/ превзошел еси в праведности первосвященники и фарисеи, / исповедав перед злобствующими иудеями страждущего Христа Богом, / и показал еси нам образ смирения и покаяния, / воззвал еси ко Иисусу с сокрушенным сердцем: / «Помяни мя, Господи, егда приидиши во Царствии Твоем», / и получил еси от Него Божественное обетование и определение: / «Аминь глаголю тебе, / днесь со мною будеши в Раи», // Его же моли, помиловатися душам нашим.

Читайте также:  Как делать поклоны при молитве дома

О Благоразумный разбойниче Раше,/ егда распят был еси со Христом на Голгофе,/ и видев Того смирение и любовь к людям в Его предсмертной молитве,/ возгорелся еси огнем добродели покаяния в сердце своем,/ и попалил еси им все зло в себе, / и узрев верою рядом Спасителя своего, / прилепился еси к Нему всей душою, / и по смерти бысть первым возведен в Рай,/ и нас научи ко Христу в покаянии прибегати,/ и во умилении и сокрушении сердца взывати:// «Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем».

Ублажаем тя,/ святый Благоразумный разбойниче Раше,/ и чтим святое покаяние твое, / ты бо молиши за нас/ Христа Бога нашего.

Молитва к святому Благоразумному разбойнику Раху

О святый Благоразумный разбойниче Раше!
Ты перед кончиной своей, распинаемый рядом со Христом на Голгофе, узрел глазами веры Самого Бога, страждущего по Любви Своей вместе с тобой, и Эта Любовь Божия благодатью Своей попалила всё зло в сердце твоем, сокрушило всю гордыню в нем, очистила его огнем покаяния, и очистившаяся душа твоя возжелало единственное ей на потребу – быть навсегда со Христом. Из глубины сердца своего с великой силой веры и надежды ты воззвал к Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Вера, надежда и любовь твоя ко Господу в этот момент не посрамили тебя, поношаемому всеми вокруг, и Христос, видящий душу твою покаянную, вынес тебе оправдательный приговор: «Аминь глаголю тебе, днесь со мною будеши в раи».
О, великий угодниче Божий, Благоразумный разбойниче Раше, переживший в покаянии своем на кресте духовное преображение, умоли Господа нашего Иисуса Христа да простит рабам Божиих (имена) все согрешения их, и да вселится в них благодать Божия, опаляющая, очищающая, освящающая всякого человека, и да дарует им прежде конца покаяние; неверующих же, заблудших и отпавших от Церкви – да просветит их очи сердечные узреть Свет Божественной Христовой Веры и к Святой Соборной и Апостольской Церкви обратит и сопричтет, и спасет их имиже веси судьбами, да со всеми святыми прославляют милующего и спасающего единого Бога, — Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

«И сказал ему Иисус: истинно говорю
тебе, ныне же будешь со Мною в раю».
(Евангелие от Марка, гл. 23, ст.43)

Гора Голгофа. Бурлящая толпа иудеев, обступившая три креста, на одном из которых распят Христос. Перекрикивая друг друга, собравшиеся хулят Распятого: «Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста!» (Мф.,27:40), начиная с первосвященников и кончая распятых тут же двух преступников, злодеев, – разбойников. «И распятые с Ним поносили Его».(Мк.,15:32). Никто не мог поверить и признать в этом умученном, униженном и беспомощно висящем на кресте приговоренном к смерти человеке — Самого Бога.
Но тут произошло, с человеческой точки зрения, совершенно невероятное. Избитый, истерзанный мучителями, умирающий Иисус из последних сил произнес слова Своего обращения к Отцу Небесному: «Отче, отпусти им: не ведят бо что творят».(Лк.,23:34)
Нет, это просто невозможно, такого еще никогда не было, – чтобы человек, насмерть забиваемый своими врагами, перед смертью желал им прощения! Это вопреки всякому человеческому разуму, это вопреки даже Божественному закону, данного иудеям пророком Моисеем: «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать». (Левит, 24:19–20)
Так просить просто обычный человек не мог, и это невозможно было простому человеку, это выше всех человеческих сил! Такую силу вопреки всем земным законам, силу такой Божественной Любви мог явить только Бог! И заменить Ветхий Закон с его многочисленными правилами Новым Законом Любви мог только Бог и только Он Сам, Собой исполняя высший Закон Любви, Себя полагая на смерть за Искупление от смерти род человеческий!
И вот Божественная Любовь своим Личным примером поразила ум и сердце точно также страдающего разбойника, распятого справа от Христа. И в свете этой Любви преступник увидел все свое сердце и всю свою жизнь, полными всякой нечистоты, недостойными этой Божией Любви, но к Которой он вдруг устремился всей своей душею, как к самому важному, как к неожиданно обретенной истинной цели и смыслу своей уже кончающейся жизни. И возгорелось сердце бывшего разбойника верою и ревностью о Боге. Он, сам будучи претерпевая мучительную казнь, просто ринулся всей своей душой на защиту Сына Божия, прерывая поношения другого разбойника: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал!». И обращаясь ко Христу с последней надеждой, он из глубины своего сердца, горящего покаянием и любовью к Богу, попросил: «Помяни меня, Господи, когда приидеши во Царствие Твое!» И Божия Любовь, милующая даже Своих врагов, устами умирающего на Кресте Иисуса вынесла спасительный приговор обратившемуся грешнику: «Аминь глаголю тебе, днесь со мною будеши в раи». (Лк.,23:40–43)

Читайте также:  Molitva vdovtsa za umershuyu suprugu

О, бывший тать, о, нынешний святой!
Все зло свое перечеркнул немногим:
Перед безумной воющей толпой
Ты исповедал Страждущего Богом.

О, ты, который с Господом терпел,
О, покаяньем вырванный из ада,
Одна лишь правда ожила в тебе,
Что полон был ты всяческой неправды.

И в этот миг, последний крестный миг,
Ты оправдал поруганного Бога,
И капля правды, перевесив мир,
Ввела под своды райского чертога.

Первый святой – этот благоразумный разбойник, вошедший в рай, дает нам собой живой пример покаяния, правды, веры, надежды и любви к Богу. О как нам, однако ж, до него далеко!
Он, оказавшись рядом с Богом, почувствовал и принял Его всем своим сердцем, исторгнув из души свое бывшее зло. Мы же, принимая Самого Христа в себя в Таинстве Евхаристии, остаемся в присутствии Самого Бога жестокосердными и себялюбивыми, как тот разбойник слева от Христа, который просил снять его с креста. Такому Бог не нужен был, он готов был прибегнуть к любой силе и возможности, чтобы уйти от страданий, от ответственности за свои злодеяния.
Покаяние же благоразумного разбойника обратило его самого в величайшее смирение, так что даже и крестные муки он принял без ропота.
А сколько же у нас недовольства, возмущения и нежелания потерпеть и смириться хотя бы с мизерной житейской неурядицей! Где уж тут прощать врагов, благотворить им, пример Христа остается в книжке, как правильная и красивая история, а в жизни мы не хотим следовать за Ним и видеть глазами веры, что это Он нас призывает через эти скорби и дает возможность потерпеть, чтоб взрастить в нас добродетели для Царства Небесного. Ведь ни одна добродетель без терпения не рождается. Не хотим терпеть, – человек, который указывает нам на наши недостатки, становится нашим первым врагом.
А у разбойника – вся правда ожила вдруг в нем, что полон был он всяческой неправды. Крест Христов – Крест терпения нами правды Божией, Крест смирения и воспитания любви, – этот Крест разделяет всех живущих людей на тех, «кто слева», и на тех, «кто справа».
И пока у нас в душе не утвердится правда благоразумного разбойника о нашей неправде по отношению к Богу и о нашей неправде, неправоте в отношениях с ближними, мы не сможем оказаться справа от Христа.

Гора Голгофа, Пасхи Колыбель.
Шепчу одно неверными устами:
«Душе моя, помысли о себе,
Душе моя, душе, куда мы станем?»

О, Мати Света, не остави нас.
Взыщи мене, Единая Отрадо.
Да оживет во мне хоть в смертный час
Разбойничья спасительная правда.

Источник статьи: http://stihi.ru/2017/04/06/1815