Меню

Брюсов молитва анализ 1916

«Ангел благого молчания» В. Брюсов

Ангел благого молчания,
Властно уста загради
В час, когда силой страдания
Сердце трепещет в груди!

Ангел благого молчания,
Радостным быть помоги
В час, когда шум ликования
К небу возносят враги!

Ангел благого молчания,
Гордость в душе оживи
В час, когда пламя желания
Быстро струится в крови!

Ангел благого молчания,
Смолкнуть устам повели
В час, когда льнет обаяние
Вечно любимой земли!

Ангел благого молчания,
Душу себе покори
В час, когда брезжит сияние
Долгожеланной зари!

В тихих глубинах сознания
Светят святые огни!
Ангел благого молчания,
Душу от слов охрани!

Анализ стихотворения Брюсова «Ангел благого молчания»

В 1909 году Брюсов издал сборник «Все напевы». Сам поэт говорил, что в нем меньше новизны, чем в других его книгах, «но больше искусства, совершенства». По сути, вниманию читателей было представлено своеобразное подведение итогов. Валерий Николаевич демонстрировал, какого высокого уровня мастерства он достиг. Обратите внимание на многообразие воплощенных в сборнике жанров: послания и элегии, рондо и акростихи, дифирамбы и октавы, романтические поэмы и буколики, оды и триолеты. В итоге получается настоящее пиршество формы, при этом содержание порой оказывается на втором плане. Книга состоит из нескольких разделов. Один из них – «Мгновения» – включает в себя стихотворение «Ангел благого молчания», написанное в 1908 году. Его автор обозначил как молитву.

Название отсылает к одноименной православной иконе. На ней Христос предстает до прихода к людям, в виде безбородого юноши. За спиной расположены опущенные крылья. Руки сложены и прижаты к груди как при совершении причастия, наблюдается принципиальное отсутствие книги или свитка. На нимбе место креста занимает восьмиконечная звезда. Традиция подобного изображения Христа на Руси появилась не ранее пятнадцатого столетия. Икона «Ангел Благого Молчания» редко встречается, трудна для истолкования. Откуда о ней узнал Брюсов? Возможно, от своего друга Николая Константиновича Рериха – знаменитого русского художника, философа-мистика. С упоминания Ангела Благого Молчания начинается его труд «Держава Света» (1931). Да, он вышел гораздо позже произведения Брюсова, но что мешало двум приятелям обсуждать эту икону в приватных беседах? Кстати, стихотворение «Ангел благого молчания» (1908) есть и у Сологуба, который также был знаком с Рерихом.

Валерий Николаевич к православию всегда относился без особого энтузиазма. Его больше интересовали спиритические сеансы, оккультизм и мистические опыты. Андрей Белый именовал Брюсова «застывшим магом в венце из звезд», Вячеслав Иванов – «волшебником бледным», Александр Рославлев – упорным мудрецом, вкушающим в ночной тиши «яды вещих книг». В иконе «Ангел Благого молчания» поэта в последнюю очередь прельщали вопросы православия и образ Христа. В его стихотворении нашел отражение важный для символизма мотив – мотив великой Тишины, дарящей сопричастность тайне. Он также встречается в драматургии Мориса Метерлинка, творчестве Мережковского, Бальмонта и других.

Источник статьи: http://pishi-stihi.ru/angel-blagogo-molchaniya-bryusov.html

Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Молитесь»

Природа, как ты прекрасна, но без человека! Природа — наша мать, неповторимая. Как часто мы обращаемся к тебе, как часто ты вдохновляешь нас на подвиги, на новую жизнь. Мы — твои дети, несомненно любим тебя и боготворим. Но все не так хорошо, как хотелось бы, порой мы сталкиваемся с тем, что наша природа, а вместе с ней и наш мир, на грани крушения. Загрязнения окружающей среды, вырубка лесов, исчезновение некоторых видов животных и растений — все это наносит огромный ущерб нашей природе. И что же нам, людям, остается делать, как не поддержать нашу природу морально. Действительно, а что остается делать? — Молиться..

Читайте также:  Молитва перед причастием по русски

Многие писатели достаточно подробно рассматривали тему об сохранении нашей матери-природы. Эта тема была актуальной в прошлом и остается актуальной по сей день.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!

Связаться с нами:

Ярким примером о любви и красоте природы служит стихотворение «Молитесь!» Брюсова. Стоит сразу обратить внимание на название стихотворения. «Молитесь». Уже в самом начале автор призывает нас о том, что молитва — спасает и поддержит нашу природу.

Богат и разнообразен язык стихотворения. Предложения достаточно распространенные и имеют глубочайший смысл. С целью придать образность и многогранность стихотворению, автор обогащает его множеством эпитетов: «праздничные розы», «чистые лилии», «прекрасные видения», «жемчужные тучи». Чтобы придать своеобразное движение стихотворению и образам в целом, автор насыщает его метафорами, которые позволили более открыто представить нам всю суть картины: «милость не минёт», «любовь не стынет».

Обратим внимание на знаки препинания. Практически каждое предложение восклицательное. Таким образом автор пытается выразить свои эмоции и показать нам настроение стихотворения. Главным земным богатством природы является что? Конечно де Мечта, Красота, Улыбка. Именно так автор выделил эти слова, он обращает наше внимание на главные компоненты природы.

Погибнут стрекозы на лозах…
Молитесь о пламенных розах,
О лилиях белых — молитесь!

Стоит поразмыслить, а что случится, если «мало свободы и братства, и таинства счастья — так зыбки!». Что если наша природа погибнет!? Вместе с ней погибнем мы.

Суть стихотворения такова: 1917 год насыщен различными событиями. Прежде всего, революции, которые заставили страдать не только людей, но и саму природу. 1917 год — самое страшное время, которое миновало народ. Голод, холод, разруха, сплошная бездна пустоты народа, природою. И именно в это время человеку было особенно сложно выжить. И он молился, молился, молился…

Именно с этой целью автор и написал данное стихотворение. Он призывает нас всех молиться и уповать на надежду.

Люди — главная и сильная единица природы. Охранять и заботиться о природе — наш долг.

Чу! Вихрь в налетающих грозах,
Что день, нам гудит: «Берегитесь!»
Молитесь о пламенных розах,
О лилиях белых — молитесь!

Я считаю, автору удалось призвать людей к долгу перед природой. Он показал и раскрыл нам суть всех проблем, которые, несомненно, нужно устранить.

Молитесь о пламенных розах,
О лилиях белых — молитесь!

Источник статьи: http://sochinyalka.ru/2013/08/analiz-stihotvorenija-valerija-brjusova-molites.html

Валерий Брюсов

Брюсов Валерий Яковлевич (1873–1924) – поэт, прозаик, драматург, критик, переводчик. В 1894–1895 годах вышли три брюсовских сборника «Русские символисты», ставшие наряду с «Символами» Д.С. Мережковского манифестом нового литературного направления. Брюсов писал о необходимости «выразить тонкие, едва уловимые настроения» и «рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя», противопоставляя при этом «поэзию оттенков» «прежней поэзии красок». «Особенное значение обращают они, – писал Брюсов в 1893 году о своих единомышленниках, – на звуки слов, желая, чтобы поэзия сливалась с музыкой». Брюсов и Мережковский возглавили две ветви символизма – московскую и петербургскую. «Младшие» символисты (Александр Блок, Андрей Белый) признавали Брюсова своим учителем, «первым в России поэтом», преемником Пушкина «по прямой линии». Эти оценки явно преувеличены, тем не менее Брюсов был и остается одной из ключевых фигур Серебряного века. «Я первый протянул руку юношам XX века», – подчеркивал он. Ему не было равных в качестве имитатора едва ли не всех поэтических стилей и эпох, он даже выпустил книгу женской лирики – «Стихи Нелли» (1913), но его мистификация не стала такой же сенсацией, как Черубина де Габриак Максимилиана Волошина. Обращался он и к религиозным сюжетам, создав ряд поэтических образцов, характерных для русского символизма, в том числе несколько молитв.

Читайте также:  Молитва от грыжи у мальчиков

Облегчи нам страданья, Боже!

Мы, как звери, вгнездились в пещеры –

Жестко наше гранитное ложе,

Душно нам без лучей и без веры.

Самоцветные камни блистают,

Вдаль уходят колонн вереницы,

Из холодных щелей выползают

Наши язвы наполнены гноем,

Наше тело на падаль похоже –

О, простри над могильным покоем

Мучительный дар

Мучительный дар даровали мне боги,

Поставив меня на таинственной грани.

И вот я блуждаю в безумной тревоге,

И вот я томлюсь от больных ожиданий.

Нездешнего мира мне слышатся звуки,

Шаги эвменид и пророчества ламий. 6

Но тщетно с мольбой простираю я руки,

Невидимо стены стоят между нами.

Земля мне чужда, небеса недоступны,

Мечты навсегда, навсегда невозможны.

Мои упованья пред миром преступны,

Мои вдохновенья пред небом ничтожны!

Песнь сборщиков

Моисей

Я к людям шел назад с таинственных высот,

Великие слова в мечтах моих звучали.

Я верил, что толпа надеется и ждет.

Они, забыв меня, вокруг тельца плясали.

Смотря на этот пир, я понял их, – и вот

О камни я разбил ненужные скрижали

И проклял навсегда Твой избранный народ,

Но не было в душе ни гнева, ни печали.

А Ты, о Господи, Ты повелел мне вновь

Скрижали истесать. Ты для толпы преступной

Оставил свой закон. Да будет так. Любовь

Не смею осуждать. Но мне, – мне недоступна

Она. Как Ты сказал, так я исполню все,

Но вечно, как любовь, – презрение мое.

В старинном храме

Отрады

Знаю я сладких четыре отрады.

Первая – радость в сознании жить.

Птицы, и тучи, и призраки – рады,

Рады на миг и для вечности быть.

Радость вторая – в огнях лучезарна!

Строфы поэзии – смысл бытия.

Тютчева песни и думы Верхарна,

Вас, поклоняясь, приветствую я.

Третий восторг – то восторг быть любимым.

Ведать безсменно, что ты не один.

Связаны, скованы словом незримым,

Двое летим мы над страхом глубин.

Радость последняя – радость предчувствий,

Знать, что за смертью есть мир бытия.

Сны совершенства! в мечтах и в искусстве

Вас, поклоняясь, приветствую я!

Радостей в мире таинственно много,

Сладостна жизнь от конца до конца.

Эти восторги – предвестие Бога,

Благовещенье

Днем Твоей мечтой владела пряжа,

Но к Тебе, святой, в вечерний час

Приступила ангельская стража.

Читайте также:  Korotkaya molitva blagodarnosti bogu za vse

О Царица всех мирских цариц,

Дева, предреченная пророком,

Гавриил, войдя, склонился ниц

Пред Тобой в смирении глубоком.

Свят! свят! свят! Твой голос, о Пророче.

Ангел благого молчания

В час, когда силой страдания

В час, когда шум ликования

В час, когда пламя желания

В час, когда льнет обаяние

В час, когда брезжит сияние

В тихих глубинах сознания

В духе первых христианских гимнов

Восставши ночью, Бога восславим мы,

Начнем служенье в славу Всевышнего,

Звезды водящего в глуби синей.

Былинке малой дав прозябание,

Левиафанов в море лелеет Он,

Хлебом насущным людей питает.

Пославший Сына в мир на пропятие,

Святого Духа нам обещающий,

Не Он ли, Сильный, есть достоин

Быть воспеваемым в сладких гимнах?

Псалом Давида

Меж братьями я меньший был;

В дому отца был самый юный.

Перстам моим привычны были струны.

Кто б Господу о мне сказал?

Он, сильный, Сам о мне услышал!

Но я с пращой ему навстречу вышел.

Семь братьев – все сильней меня,

Но Бог не их призвал из кущи.

Предстал мне ангел в свете дня,

Святил меня елеем Всемогущий.

Я голову отсек у великана!

Вербная суббота

Молиться

Бог – лишь в живых сердцах,

В лунных лучах изумрудный

Молитва

Отче! полмира объемлешь Ты тенью,

Звезды ведешь и луну в небесах,

Даруй покой моему утомленью,

Дай успокоиться в сладостных снах.

Се – отрекаюсь от помыслов злобных,

Се – осуждаю все, в чем погрешил.

Дай мне во снах, тихой смерти подобных,

Ведать покой безмятежный могил.

Злое видение ложа да минет,

Да не предстанет мне облик в крови.

В час же, когда светы первые кинет

Солнце Твое, – Ты меня оживи!

Молитесь

Молитесь о праздничных розах,

О призраках, виденных в грезах,

О всем безполезном – молитесь!

Да высшая милость не минет

Прекрасных видений природы!

Любовь к Красоте да не стынет!

Да будет приветливо принят

Мечтатель под стягом свободы!

Есть тайная ценность в ненужных

Мечтах, и цветах, и святынях,

И души, без тучек жемчужных,

Без песни потоков содружных,

Завянут, как пальмы в пустынях!

Нет! Мало свободы и братства,

И таинства счастья – так зыбки!

Во храме творит святотатство

Кто губит земное богатство –

Чу! Вихрь в налетающих грозах,

Что день, нам гудит: «Берегитесь!»

Погибнут стрекозы на лозах.

Молитесь о пламенных розах,

Молитва

Из Мелопеи «человек»

Небесный Царь! Приди к нам, Утешитель,

Дух Истины! Повсюду Ты еси;

Все в полноту возводишь Ты, Живитель.

Вселись же в нас, живый на Небеси,

И наших тел очисть от скверн обитель,

И наши души, Дух Благий, спаси.

Источник благ, Хоровожатый жизни,

Град Божий нам яви в земной отчизне.

Эвмениды (эрении) – богини мщения в греческой мифологии; ламии – женщины-вампиры в греческой мифологии.

Источник: Молитвы русских поэтов XX-XXI : [Текст] : антология / Всемирный русский народный собор ; [авт. проект, сост. и биогр. ст. В. И. Калугина]. — Москва : Вече, 2011. — 959 с. : ил., нот., портр., факс.; 28 см. — (Тысячелетие русской поэзии).; ISBN 978-5-9533-5221-5

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник статьи: http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitvy-russkih-poetov-20-21-antologija/17