Меню

Что такое умиление от молитвы

Икона Божией Матери Умиление: о чем молятся?

Речь в статье пойдет об иконе Божией Матери Умиление, о чем молятся перед ней верующие и какое уникальное значение для всего мира она имеет. На ней изображена Дева сразу после Благой Вести, когда архангел Гавриил явился к ней и сообщил, что она станет Матерью Бога. Этот момент запечатлел начало Боговоплощения, отсюда начинается исполнение обещания о спасении всего человечества. Господь уже пришел на землю, чтобы явить свою любовь и искупить грехи мира.

«Умиление» – не просто икона, это свидетельство. О вечной жизни, о всепрощении. Образ предвозвещает крестную смерть во имя бесконечной любви.

Описание иконы Умиление: виды

В этой статье вы узнаете о Серафимо-Дивеевской иконе Умиление. Но помимо самой известной «Радости Всех Радостей», существует целый иконографический тип икон под общим названием «Умиление». Познакомимся с ними кратко.

Иконы «Умиление» (Елеуса) – одни из основных типов изображения Божией Матери. Есть множество традиционных икон, основной отличительной чертой которых является письмо Богородицы со Христом на руках, где они прижимаются друг ко другу щеками. Что и есть иконографический тип Умиления в традиционном варианте. Этот символ означает отсутствие расстояния между Богом Сыном и Его Матерью и бесконечную любовь между ними. Прославленные иконы Божией Матери этого типа следующие:

Также существует и менее известные иконографические разновидности Умиления, как например «Взыграние Младенца», которая относится к типу Елеусы также.

Но наибольшая известность и почитание принадлежит Дивеевской иконе «Умиление», перед которой молился преп. Серафим Саровский. Он ее называл «Радость Всех Радостей» и исцелял перед ней больных. Божия Матерь неоднократно являлась святому сама, исцеляла его от смертельной болезни, «сей Рода нашего» — говорила о нем. Батюшка Серафим оставил эту икону после себя как Попечительницу Дивеевского монастыря. Икона прославилась множеством чудотворений.

Оригинал ее чудом сохранился до настоящего времени. Святыня хранится в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери, рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке. Существует традиция один день в году – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы – приносить Серафимо-Дивеевскую икону Умиление Божией Матери на поклонение всем верующим. Богослужение с образом проходит в московском Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. Традиционно, в этот день читают акафист Пресвятой Богородице. Праздник отмечается в субботу пятой недели Великого поста.

Серафимо-Дивеевская икона Божьей Матери Умиление: значение

Серафимово Умиление — одно из самых трогательных изображений Пресвятой Богородицы. Здесь она изображена как бы одна, но памятуя, чему посвящено событие, мы знаем, что это не так. Сын незримо присутствует и отражается в ее лице божественными чертами — кротостью, целомудрием, тихим светом.

Сложно даже догадаться, что в этот момент чувствовала Божия Матерь: на иконе мы видим ее опущенный взор. Крестообразно сложенные руки на груди символизируют невыразимую Тайну, предвозвещают крестную жертву. Глава — в умиленном полунаклоне. Изображение слов вокруг венца: «радуйся, Невеста Неневестная».

Несколько выразительнейших штрихов изобразил неизвестный иконописец на полотне. И штрихи эти прекрасно передали суть: перед нами Божия Матерь в свой самый волнительный момент, сразу после Благовещения. Скоро пойдет она к Елизавете, и двоюродная сестра скажет ей слова, которые станут гимном к Божией Матери: «Богородице дево, радуйся. ». И Дева ответит: «Величит душа моя Господа…», — эту Песнь ей мы поем до сего дня. Кульминация события. Человечество дозрело до принятия Сына Божия, и вот, Он с нами.

Чудотворения Иконы Божьей Матери Умиление

Беря свое начало из рук преп. Серафима этот образ вот уже несколько веков радует нас своей помощью. Чудотворения продолжаются и сегодня. Известна современная икона Божией Матери «Серафимово Умиление», названная Локотской, по месту обретения в п. Локоть, Брянской области. Это единственная в мире двухсторонняя чудотворная мироточивая икона. Есть многочисленные свидетельства, что перед образом исцеляются телесные и душевные болезни. Появилась она тоже чудесно. Одна женщина увидела на прилавке в магазине бумажный календарь Богородицы, лежащий в небрежении. Оказалось, что календарь просрочен и продаже не подлежит. Опасаясь за судьбу, которой может подвергнуться святой Лик, женщина взяла образ домой. Со временем он начал мироточить, потом произошли чудеса и исцеления. Следом, в доме женщины замироточили все иконы. На бумажной иконе «Умиление» образовался еще один Лик, с другой стороны. Икону можно найти и сегодня. Ее хранительница, Наталья Шишкова, уже более 10 лет принимает у себя паломников.

По ее словам, молитва перед иконой Божией Матери Умиление помогает исцелять тяжелые болезни и справляться с жизненными трудностями.

Икона Божьей Матери Умиление: в чем помогает и о чем молятся верующие?

Серафимово Умиление – воплощение чистоты и сдержанной радости. Один из наиболее возвышенных образов Богородицы. В народе икона почитается верной помощницей в выборе достойного жениха и учительницей целомудрия для девиц. Считается, что икона Божией Матери Умиление помогает юным девушкам в выборе своего пути, о чем они молятся перед ней, а также о хорошем браке, зачатии, благополучных родах. Можно просить о даровании благородного нрава и чистой жизни для неокрепших девических сердец.

Икона непростая. Первообраз оказался у Серафима Саровского: как, когда, откуда эта икона – мы ничего не знаем. Известно лишь, что преподобный всегда горячо молился перед ней, благословлял ею своих духовных детей, перед этой иконой происходили чудеса и исцеления. И как кульминация, после молитвенного стояния перед ней на камне в течение 300 дней, батюшка Серафим предал свою душу Богу.

Икона Божией Матери Умиление: молитва и тропарь

День празднования 28 июля/10 августа.

Молитва

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих: от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся, понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом и сподобихомся причастия святаго Тела Его и пречистыя Кровей Его; темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и всякаго обстояния и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго; но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Молитвы для здоровья внуков

Тропарь, глас 4-й

К Богородице со умилением припадем, вси грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим, велию Твою милость.

Мы видим, что икона Умиление Божией Матери не утратила свое значение до сих пор. И, наверное, вряд ли утратит. О чем молятся перед ней? Кто нам так поможет, кто нас так утешит, как не Царица Небесная? С материнской нежностью до последнего нашего дня будет она заботиться обо всех, кто ее помощь не отвергает. Будем молиться ей о благоразумии, высокой нравственности. Пусть не оставит она нас в испытаниях и пусть не забудем мы о Ней в благоденствии.

Источник статьи: http://ohristianstve.ru/ikony-i-svyatye/ikona-bozhiej-materi-umilenie-o-chem-molyatsya.html

Умиление

Умиле́ние – 1) хри­сти­ан­ская доб­ро­де­тель, сер­деч­ное сокру­ше­ние, свя­зан­ное с сожа­ле­нием о грехах и сми­ре­нием ( Пс.59:5 ); 2) нежное, радост­ное, тёплое чув­ство бла­го­го­ве­ния перед Богом, Его свя­тыми или свя­ты­нями; внут­рен­нее состо­я­ние, обу­слов­лен­ное про­яв­ле­нием этого чув­ства; 3) жалость.

Уми­ле­ние – дар Божий, особое Боже­ствен­ное посе­ще­ние чело­ве­че­ской души, напол­ня­ю­щее ее сокру­ше­нием и неиз­ре­чен­ной любо­вью к Богу и ближ­нему.

Чем бого­угод­ное уми­ле­ние отли­ча­ется от бого­про­тив­ного?

Уми­ле­ние, как и многие другие чело­ве­че­ские чув­ства, в нрав­ствен­ном отно­ше­нии может иметь как доброе, так и дурное напол­не­ние.

Во вре­мена Вет­хого Завета для многих пред­ста­ви­те­лей Изра­иля, из-за огру­бе­ло­сти их сердец, бого­угод­ное уми­ле­ние было чем-то не очень зна­ко­мым и не очень понят­ным.

Про­све­щая и вос­пи­ты­вая избран­ный народ, напо­ми­ная ему, в чём заклю­ча­ется его миссия и его избран­ность, Бог отвра­щал его от соблаз­нов язы­че­ства, попус­кал бед­ствия, нис­по­сы­лал кары, и через это спо­соб­ство­вал (в том числе) воз­буж­де­нию в них уми­ле­ния (ср.: “Пока­зал еси людем твоим жесто­кая: напоил еси нас вином уми­ле­ния” ( Пс.59:5 )).

Под­го­тав­ли­вая Изра­иль к гря­ду­щей встрече со Хри­стом, Бог пообе­щал через про­рока, что с При­ше­ствием Мессии, Он пошлёт дух бла­го­дати и уми­ле­ния на дом раба Своего, Давида. Под дей­ствием этого бла­го­дат­ного чув­ства во Христа должны были уве­ро­вать даже и многие из тех, кто участ­во­вал в Его казни и убий­стве ( Зах.12:10 ).

Во вре­мена Нового Завета уми­ле­ние как чув­ство, осно­ван­ное на радо­сти от обще­ния с Богом, бла­го­го­ве­нии и сми­ре­нии перед Ним как перед Небес­ным Вла­ды­кой, в той или иной сте­пени стало доступно всем истинно веру­ю­щим хри­сти­а­нам. Тем не менее, для того, чтобы постичь это состо­я­ние в глу­бине, от подвиж­ника тре­бу­ется немало усилий.

Одним из важ­ней­ших средств к дости­же­нию этого состо­я­ния служит отсе­че­ние воли гре­хов­ной, отстра­не­ние от суеты мира, искрен­няя молитва, уча­стие в Таин­ствах, послу­ша­ние и дове­рие Богу.

В случае, если чело­век не живет в соот­вет­ствии с нрав­ствен­ным зако­ном, и даже не верует в Бога и Его очи­ща­ю­щий Про­мысл, уми­ле­ние тоже воз­можно, напри­мер уми­ле­ние перед идо­лами, уми­ле­ние, вызван­ное поры­вом опре­де­лен­ных стра­стей (напри­мер, любов­ной стра­стью или стра­стью к стя­жа­тель­ству).

Такое уми­ле­ние спо­собно ещё больше отда­лить чело­века от Бога, взрас­тить в нём при­стра­стие (к пред­мету уми­ле­ния) или уси­лить уже пыла­ю­щую страсть, под­чи­нить его воле злых духов.

Именно о такой, гре­хов­ной форме уми­ле­ния сооб­щает апо­стол, говоря: «даде имъ Богъ духъ уми­ле­ния [духа нечув­ствия], очи не видети и ушы не слы­шати, даже до днеш­няго дне» ( Рим.11:8 ).

Пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник гово­рит о «бла­жен­ной радост­ной печали уми­ле­ния». Он пишет: «Раз­мыш­ляя о свой­стве уми­ле­ния, изум­ля­юсь тому, каким обра­зом плач и так назы­ва­е­мая печаль заклю­чают в себе радость и весе­лие, как мед заклю­ча­ются в сотах… Такое уми­ле­ние поис­тине есть дар Гос­пода… Бог уте­шает сокру­шен­ных серд­цем сокро­вен­ным обра­зом… В бездне плача нахо­дится уте­ше­ние, и чистота сердца полу­чает про­све­ще­ние…».

Источник статьи: http://azbyka.ru/umilenie

Глава 11. ДОБРОДЕТЕЛИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОВЕРШЕННОЙ МОЛИТВЫ

11.1. Зависимость силы молитвы от исполнения заповедей

Чтобы подняться до высоты безмолвия и трезвения и утвердиться в них, необходимы еще, как говорят подвижники, для этого «крылья» 697 , которыми они именуют христианские добродетели. Лишь пройдя путем этих добродетелей, путем подвигов христианских, подвигов жизни духа, выражающихся в христианской любви и глубочайшем смирении, может человек получить неоценимый дар высшей совершенной молитвы. Ибо «сила и состоятельность молитвы зависят от исполнения заповедей, чрез трезвение добродетелей» 698 , как свидетельствует об этом святой Максим Исповедник.

Но так как это восхождение по духовной лестнице совершенства есть процесс целой жизни человека на земле, то поэтому святые отцы и начинают учить молитвенному подвигу с элементарных добродетелей, с основных заповедей Христовых.

Зная детально психологию грешника, святые подвижники предупреждают, чтобы новоначальные, приступающие к молитвенному подвигу, не охладевали в нем и не ослабевали, видя на первых шагах могущий быть неуспех в их деле. Главным же образом святые отцы предупреждают «не ослабевать в борьбе с порочными помыслами, пребывающими в душе; не впадать в леность, нетерпеливость и отчаяние; или, под предлогом замедления в достижении ощутимых результатов, не предаться расслаблению, водясь таким помыслом: когда-то получу благодать Божию? – и чрез это вовлекаясь лукавым в нерадение» 699 .

Святой Макарий Великий указывает нетерпеливым, что «иным, хотя удалились они из мира, отреклись, по Евангелию, от века сего и с великим терпением преуспевают в молитве, в посте и рачительности и других добродетелях, Бог не скоро дает благодать, и успокоение, и духовное дарование, но медлит и удерживает дар. И это не без причины, не безвременно и не как случилось, но по неизреченной некоей премудрости, для испытания свободной воли. чтобы видеть, поистине ли уверовали в слово Его, пребудут ли до конца в несомненной вере. не отвратятся ли от Бога в злостраданиях и в боязни, не предадутся ли лености, впав в неверие и безнадежность» 700 .

11.2. Смирение – первая добродетель, способствующая истинной молитве

Возвращаясь к описанию добродетелей, необходимых для того, чтобы молитва была истинной, следует остановиться на потрясающем обличении преподобного аввы Исаии: «Горе нам, что день и ночь воссылаем к Богу молитвы, говоря «Господи! Господи!» – а не творим, что Он заповедал» 701 .

Из этих немногих слов становится ясным, что для Господа Бога наши молитвы, наши призывы, не соединенные с исполнением Его заповедей, по Его же слову: «Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ), – являются ненужными и бесцельными и не достигающими результатов. Произносящий хотя бы и очень часто, хотя бы день и ночь, слова молитвенные, но без желания улучшить, исправить свою нравственную жизнь, – такой человек совершает бесполезный труд. Если бы в нем было чувство смирения, этот фундамент, основа нравственную жизни по Боге, тогда бы само собою явилось в нем и раскаяние в своих грехах – чувство, неразлучное со смирением. Тут же вместе явилось бы и стремление изменить, исправить свою греховную жизнь и начать ее заново. А это уже был бы первый шаг по пути к совершенству. Молитва такового была бы и будет услышана, даже если бы он еще и не успел проявить себя в каких-либо добрых делах, но имеет к тому непременное и твердое решение.

Читайте также:  Молитва помогающая при алкоголизме

Итак, первая добродетель, способствующая истинной молитве, есть смирение 702 . Тот же авва Исаия говорит: «Если совершая службы свои ( λειτουρ γία ς – молитвенные последования)», совершаешь их в смиренномудрии, как недостойный, то они приятны Богу; если же при сем взойдет на сердце твое и помянешь, как другой в эту пору спит или нерадит о сем деле, то труд твой бесплоден» 703 .

Вообще же, по словам святого Иоанна Лествичника, «обращение к Богу требует великого смирения» 704 . Поэтому «молитва смиренного преклоняет Бога, а прошение гордого оскорбляет Его» 705 . «Сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» , – говорит святой Исаак Сирианин словами псалмопевца ( Пс.50:19 ). «Как же скоро смирится человек, – добавляет он, – немедленно окружает его милость. И тогда сердце ощущает Божественную помощь и обретает возбуждающуюся в нем некую силу уверенности (в Боге)» 706 .

Результатом смирения у молящегося является чувство сокрушения о своих грехах, которое так же необходимо при молитве, как и смирение. «Что пища без соли для гортани, то молитва, без сокрушения проходимая, для ума» 707 , – сравнивает святой Илия Екдик. Сокрушение приводит человека к страху Божию, без которого молитва бесполезна, как говорит святой авва Евагрий 708 . А святой Филимон разъясняет: «В чьей душе страх Божий еще не господствует, тот еще почивает на содружестве с миром» 709 .

Рядом с чувством страха Божия стоит и вера в благодать и помощь Божию.

Святой авва Дорофей объединяет смирение, страх, веру и благодать в одно необходимое целое для чистой молитвы, указывая, что в какой степени возрастают в человеке упомянутые чувства, в такой же совершенствуется и сама молитва. «Тот наклоняет себя к смирению, – говорит он, – кто, зная, что не может совершить никакой добродетели без помощи Божией, не перестает всегда молиться Богу, чтобы Он совершил с ним милость. Почему непрестанно молящийся, если и сподобится совершить что-либо. то все свои успехи относит к Богу, всегда благодарит Его и всегда призывает Его, трепеща, как бы ему не лишиться таковой помощи. Итак, он со смирением молится и молитвою смиряется; и чем более преуспевает всегда в добродетели, тем более всегда смиряется; получает помощь и преуспевает в смиренномудрии» 710 .

11.3. Дом молитвы – терпение

Молящийся со смирением и верою в получении просимого должен молиться с терпением. «Дом молитвы – терпение, – говорит святой Илия Екдик, – ибо им она поддерживается; потребы же ее – смирение, ибо им она питается» 711 . Как вдова просила неотступно и терпеливо судью, так и молящийся должен молиться с терпением. Если, пребывая в молитве, будешь смотреть на вдову, подвигшую жестокосердного судью оказать ей справедливость, то не станешь скорбеть (См.: Лк.18:3 ) при нескорости получения благ, испрашиваемых молитвою 712 . «Если ты терпелив, то всегда будешь молиться с радостью» 713 , – говорит преподобный Нил Синайский, – так как за терпение свое будешь вознагражден, причем «демоны, не снося твоего терпения, и постоянства, и силы рвения, убегут от тебя, стыдом покрытые» 714 .

11.4. Слезы во время молитвы – знамение милости Божией

Верным показателем того, насколько глубоко в человеке раскаяние во грехах и намерение переменить свою греховную жизнь (эти необходимые условия чистой молитвы), являются, по учению святых подвижников, слезы при молитве. Святой Симеон Богослов прямо говорит: «Прежде плача и слез, – никто да не прельщает нас пустыми словами, и сами себя да не прельщаем, – нет в нас покаяния, ни истинного намерения перемениться, ни страха Божия в сердцах наших, не сознали еще мы себя виновными и не осудили себя» 715 . Об этом же говорит и святой Исаак Сирианин: «Пока ты не достиг в область слез, дотоле сокровенное твое служит еще миру, т. е. ты ведешь еще жизнь мирскую и Божие дело делаешь еще внешним человеком, а внутренний человек твой бесплоден, потому что плод его начинается слезами» 716 .

Являясь показателем внутреннего состояния человека, слезы вместе с тем очищают и ум его, что так важно для настоящей молитвы. «От непрестанных слез, – пишут святые Каллист и Игнатий, – душа приемлет умирение помыслов и возвышается до чистоты ума, а при чистоте ума человек приходит в видение тайн Божиих. После же сего ум достигает до зрения откровений и знамений, как видел пророк Иезекииль» 717 .

Итак, стремящийся к чистой молитве «должен шествовать к сему в трепете великом, с плачем. непрестанно слезы проливая о грехах своих» 718 .

Для успеха молитвы молящийся должен стремиться иметь такое настроение, при котором были бы у него и слезы. «Принуждай себя к плачу в молитвах, – говорит преподобный авва Исаия, – и Бог смилуется над тобою и совлечет с тебя ветхого человека» 719 . «Употребляй слезы как орудие к получению всякого прошения, ибо очень радуется о тебе Владыка, когда ты молишься со слезами» 720 .

Чтобы стяжать слезы смирения и сокрушения и прогнать холодность на молитве, преподобный Нил Синайский советует поступить так: «Когда подумаешь, что во время молитвы своей нет тебе нужды плакать о грехах, тогда посмотри, сколь далеко отстоишь ты от Бога, будучи обязан всегда пребывать в Нем, – и прольешь теплейшие слезы» 721 .

Читайте также:  Для отличной памяти молитва

По словам святого Исаака Сирианина, «слезы во время молитвы – признак Божией милости, которой сподобилась душа в своем покаянии, – признак того, что молитва принята и слезами начала входить в поле чистоты» 722 . Этот же святой отец свидетельствует, что «проливать слезы и плакать без усилий на молитве – дарование бесстрастных» 723 . О таковых пишет и Феодор Студит: «Есть такие делатели плача, у которых ни один день не проходит без горячих слез; есть такие, которые и не приступают к святому причастию, если вперед не оросятся обильно водою слез. Вот правые сердцем; вот искренно высших взыскующие; вот с ревностью о собственном спасении пекущиеся» 724 .

В заключение приведем сравнение святого Иоанна Лествичника, в котором он сравнивает слезы с водой, омывающей буквы. «Как вода омывает буквы, – говорит он, – так и слеза может очищать согрешения» 725 .

11.5. Умиление сердечное – необходимое условие истинной молитвы

При этом следует отметить, что плач бывает двух родов: истинный и несовершенный, определения которых находим у святых Варсануфия и Иоанна. «Истинный плач, – говорят они, – соединенный с умилением, заглаждает прежние согрешения, и омывает скверны, и постоянно именем Божиим охраняет человека, который приобрел его, изгоняет смех и рассеянность, он есть щит, отражающий все разжженные стрелы диавольские (См.: Еф.6:16 ); имеющий его вовсе не уязвляется бранию, если он будет и среди людей и даже с блудницами» 726 . Таким образом, истинный плач характеризуется своим постоянством.

«Несовершенный же плач то отходит, то приходит, сообразно с тем, как помысл (ревность) о спасении попеременно то разгорячается, то расслабляется. Когда же теплота соделается постоянною, тогда будет умиление великое и постоянное, а ему последует и истинный плач, о коем должно заботиться, понуждая себя, дабы получить его» 727 .

Выясняя далее условия, необходимые для истинной молитвы, следует остановиться на словах святого Каллиста патриарха, в которых он поучает: «Если хочешь научиться, как должно молиться, взирай на конец внимания, или и молитвы. Конец же сей есть умиление, сокрушение сердца, любовь к ближнему; чему противоположное само собою явно, именно – помысл похоти, шептание клеветы, ненависти к ближнему и сему подобное. Все сие несовместимо с деланием молитвы» 728 . Итак, одним из главных условий чистой молитвы является умиление.

Об условиях стяжания и появления умиления подробно излагает святой Кассиан Римлянин: «Умиление, посещением которого объятый ум возбуждается к чистой и пламенной молитве, находит при разных случаях, как показал опыт. Иногда во время пения псалмов слова какого-либо стиха подавали повод к пламенной молитве, иногда (благозвучная мелодия братнего голоса возбуждала души изумленных к напряженному молению. Знаем также, что иногда внятное и благоговейное пение много вливало горячности в предстоящих; а нередко увещание мужа совершенного и духовное собеседование возбуждали в лежащих, когда преклоняли колена, чувство к обильному излиянию молитв. Бывало, что не менее сильно были восхищаемы к полному умилению погибелью брата или дорогого какого человека. Также воспоминание о нашей холодности и лености иногда наводило на нас спасительный жар духовный. И вообще, – заключает святой отец, – случаи, в которых Божия благодать пробуждает наши души от бесчувствия и сонливости, бесчисленны» 729 .

Изложенные случаи умиления характеризуются главным образом тем, что оно появляется помимо усилий человека. Но для молящегося очень важно самому обрести это умиление, которого часто при «бесчувствии души» не бывает при молитве.

Указания на способы стяжания умиления также имеются у святых подвижников. Так, святой Феолипт Филадельфийский утверждает, что «когда ум и мысль предстоят Богу напряженным устремлением к Нему ока и теплым молением, тогда последует и умиление сердечное» 730 .

«Как стяжавать умиление в молитве, чтении и псалмопении?» – спрашивают святые Варсануфий и Иоанн. «Умиление в молитве, – отвечают они, – приходит от воспоминания о грехах своих. Молящийся должен привести себе на память дела свои, и то, как бывают судимы делающие подобное оным, и страшный оный глас: «Идите от Меня проклятии во огнь вечный» ( Мф.25:41 ). При чтении же и псалмопении умиление приходит, когда кто возбуждает ум свой ко вниманию произносимых им слов и восприемлет в свою душу силу, заключающуюся в них. При остающемся нечувствии не ослабевай, а все труди себя терпеливо; ибо милостив, и щедр, и долготерпелив Бог, принимающий наше тщание» 731 .

Таким образом, у молящегося не должно быть отговорок в том смысле, что он не может молиться из-за отсутствия настроения к молитве: это настроение, даже само умилений, должен он создавать себе по указанным способам святыми подвижниками, прошедшими все это опытным путем 732 .

К сказанному об умилении следует добавить, что оно обнаруживается в человеке различно. «Как при разных случаях находит умиление, так разно и выражается оно: иногда обнаруживается оно неизреченною некою радостию духовною; иногда погружает в глубокое молчание все силы и движения души; иногда изводит более или менее обильные слезы. Слезы или плачевное некое настроение есть более обычное его выражение» 733 , – говорит святой Иоанн Кассиан Римлянин.

11.6. Любовь к ближним – и как результат молитвы, и как ее опора

За сокрушением и умилением сердечным должно следовать умиротворение души и, как результат этого, – любовь к ближним, что крайне необходимо для всякой истинной молитвы. «Мир и любовь благоприятною делают молитву» 734 , – утверждают святые Каллист и Игнатий. Поэтому-то преподобный Нил Синайский и предупреждает: «Никогда не презирай проливающего слезы бедняка, чтобы не были презрены слезы твоей молитвы» 735 .

Подобно этому и святой Симеон Благоговейный говорит: «Не должно отвращаться от ищущих пользы (болящих, скорбящих) под предлогом беседы с Богом, ибо любовь лучше молитвы» 736 . Вследствие этого не принесет пользы та молитва, которая совершается для того, чтобы извинить и оправдать себя в неоказании необходимой помощи ближнему. Такая молитва будет эгоистической и далеко отстоит от любви к ближнему, без чего не будет услышанной. Доброе же расположение к ближним сообщает высшее качество молитве и подкрепляет ее. «Прекрасна молитва, – говорит святой Ефрем Сирианин, – но ее укрепляет милостыня» 737 .

Источник статьи: http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Verevkin/uchenie-o-molitve-po-dobrotoljubiju/11_5