Меню

Что ценится в иконе

Критерии и правила проведения оценки икон

Традиция иконописного искусства существует на территории России сотни лет и включает объединение множества техник живописи и прикладного творчества. Иконы на рынке антиквариата представляют особый интерес, связанный с возможностью использования их не только как предмета интерьера, но и как части вероисповедания. Оценка икон — сложная процедура, в рамках которой часто команда оценщиков и экспертов изучает предмет искусства, определяет подлинность и анализирует все данные для определения рыночной цены.

Целью такой услуги может быть заключение договора купли-продажи, страхование иконы или использование ее в качестве залога, а также подготовка к аукциону.

Определение подлинности

Очень важной и даже одной из основных задач является определение подлинности иконы. Подделку плохого качества определить несложно, но как быть с высококачественными или с частичными подделками? Случается так, что основная часть иконы была написана в тот период, к которому ее и относят, а остальная — гораздо позже. Позже могут вноситься и некоторые исправления к основной работе. Поэтому часто оценка старинных икон не проходит без участия высокоточного лабораторного оборудования, которое используется для того, чтобы определить возраст иконы.

Начинается работа оценщика с тщательного осмотра иконы, при этом особое внимание уделяется основе. Далее изучается грунт и возможные вмешательства. Все эти исследования проводятся без нарушения целостности произведения. На небольшом участке изучается грунт с применением методики зондажей. Сама живопись исследуется под микроскопом. Дополнительно для этого могут применяться рентгеновские или ультрафиолетовые лучи.

Что входит в оценку стоимости?

Как узнать стоимость иконы? Всегда, когда вы заказываете оценку стоимости антикварного изделия, нужно понимать, что независимо от мнения того или иного эксперта стоимостью предмета будет лишь та, за которую у вас ее купят и вы согласитесь ее продать. Экспертная оценка в основном нужна, чтобы ориентироваться в приблизительной стоимости, и не быть в дальнейшем обманутым при совершении сделки.

Оценить икону возможно только «вживую». В интернете можно найти множество предложений оценить стоимость иконы по фото, но это будет неточная оценка. По фото невозможно определить ряд нюансов, в том числе и подлинность иконы. Хотя есть исключения из этого правила. Некоторые виды икон делались часто и повторялись во множестве подобных друг другу экземпляров, оценить такую икону по фото вполне реально.

Оценка производится по ряду критериев:

  • возраст иконы;
  • автор произведения, происхождение;
  • наличие отметок, дат, клейм;
  • использование драгоценных материалов;
  • состояние иконы, в том числе и подлежит ли она реставрации;
  • комплектность;
  • размер.

Кроме оценки самой иконы, стоимость может иметь и оклад. Особенно ценятся оклады из серебра или с позолотой, бывает даже так, что их украшают с использованием полудрагоценных или драгоценных камней. Нередко при этом сам оклад имеет более высокую стоимость, чем образ. Такие иконы часто можно встретить в разрушенных церквях или старинных домах.

Еще одним очень важным фактором для иконы является сюжет, который на ней изображен. Для православных очень важен такой параметр, потому что это сильно влияет на назначение иконы. Например, женщины часто предпочитают иконы с образом Богородицы, а некоторые иконы должны быть парными. Парные иконы приобретаются на обряд венчания в новую семью. Если икона имеет чудодейственные силы, может исцелить, то она также будет стоить дороже.

Собрав всю нужную информацию и выбрав методику определения стоимости, которая включает в том числе и назначение оценки, специалист определяет цену. Часто фирмы предоставляют отчет, в котором, помимо рыночной, указывается также страховая и аукционная стоимость иконы. В отчете должны, кроме того, быть указаны доказательства и доводы, на основе которых были произведены оценочные расчеты.

Художественная и рыночная оценки

Перед тем как определить ценность иконы при помощи профессионалов, многие обращаются на форумы к друзьям или к оценщикам по фотографиям через интернет. Некоторые пытаются узнать стоимость икон при обращении к работникам музея, однако в этих случаях лучшее, что вы сможете получить, — это художественная или историческая ценность. Для продажи имеет значение только рыночная стоимость. В чем же разница этих двух понятий?

Художественная оценка представляет собой стоимость иконы как предмета искусства. Более того, речь идет об иконе именно как о картине. Тут очень важно знать, кто был ее автором, какие были использованы техники при написании и что конкретно на иконе изображено. Историческая оценка позволяет отнести икону к какому-либо событию в истории, что тоже поднимет ее цену в случае, если покупателю она будет интересна, в том числе и с этой точки зрения.

Наиболее реальная стоимость, если будет оценивать эксперт, который является антикваром. Потому что, кроме определения ряда факторов, таких как материалы, из которых изготовлен образ, историческая ценность, необходимо изучить рынок спроса и предложения, и это будет основополагающим фактором в оценке иконы.

Читайте также:  Молитвы матери божьей милостивой иконе божией матери

Часто можно встретить такой вопрос: сколько стоит икона, например, XV века, изготовленная на дереве? На самом деле вопрос не совсем правильный и точно ответить на него невозможно. Не так уж много в стоимости антикварной иконы составляет ее возраст, намного больший «вклад» вносит имя мастера и его способности, а также популярность иконы. Кроме того, в любое время одним из основных факторов является вкус покупателя.

Как продать икону?

Сейчас имеется довольно много мест, где можно продать икону, не переживая за незаконность сделки или обман со стороны покупателя. В первую очередь это магазины антиквариата, можно также продать икону через аукцион, особенно если она имеет высокую стоимость. Есть еще вариант продажи непосредственно коллекционеру, но такую сделку заключить довольно сложно, так как они зачастую опасаются непроверенных продавцов.

Наиболее приемлемым вариантом является продажа предмета искусства через специализирующуюся на этом фирму. Она поможет не только найти подходящего покупателя и, насколько возможно, выгодно продать икону, но и максимально правильно определить ее стоимость. Огромный плюс таких фирм в наличии обширной базы потенциальных покупателей.

Если же вы собираетесь покупать икону, то обратите внимание что образ, хранившийся в частных владениях, может иметь скрытые дефекты, так как условия его содержания сильно отличались от необходимых. Другое дело галерея или иное специальное учреждение, большинство из них обладают нужными условиями. В интернете можно встретить объявление с предложением дешево купить икону и, перейдя по ссылке, увидеть невысокие цены на иконы. С такими объявлениями нужно быть осторожнее, так очень легко нарваться на подделку: старинные иконы дешево стоить не могут. В большинстве случаев вам просто подсунут красивую копию.

Покупка старинных икон представляет собой распространенный способ инвестирования. Популярность иконы как предмета коллекционирования не падает никогда, потому что она является частью культурного наследия нации. Икона — прекрасный подарок маме или папе, любимому человеку или дорогому сердцу другу, вне зависимости от их социального статуса. Коллекционирование икон несет в себе больший духовный смысл, чем собирание коллекций всего остального.

Источник статьи: http://dedpodaril.com/givopis/ocenka-ikon.html

Что ценится в иконе

От возраста иконы зависит ее конечная цена — за иконами XIV–XVI веков охотятся все коллекционеры мира. Хотите узнать, насколько стара ваша семейная икона? Наши подсказки помогут вам в этом нелегком деле.

Подписи на иконе

Иконописцы довольно часто подписывали и датировали свои иконы. Встречаются иконы с владельческими, авторскими, дарственными и полковыми надписями, по которым можно определить возраст иконы.

Проба и клеймо мастера на окладе

На окладах из драгоценных металлов ставили клеймо мастера и пробу. По ним с максимальной точностью определяется время изготовления данного оклада. Но и тут есть небольшой нюанс — встречаются иногда иконы XIV–XVII веков с окладами XIX–XX веков, когда владельцы заказывали новый оклад на икону или подбирали оклад из уже готовых.

Способ обработки

На Руси доски для икон вытесывали только топором. Начиная с XVII века, начали использовать продольную распиловку бревна для икон. Различные инструменты оставляли свой характерный след на дереве — по ним и определяют ориентировочный возраст иконы. Но бывало и так, что при поновлениях иконы тыльную часть доски стесывали, иконописцы писали на очень старых досках или рубили их топором в XVIII–XIX веках за неимением другого подходящего инструмента.

Виды и способ крепления шпонок

С торцевой или тыльной стороны доску укрепляли длинными рейками — шпонками. В разные времена использовали различные виды шпонок и способы крепления. В XI–XII веках в ходу были кованые гвозди и деревянные шипы. Позже их заменили на врезные шпонки, которые ставили в специальные пазы с тыльной стороны будущей иконы. В XIV–XV веках пазы на досках делали от одного края к другому, но потом они стали более короткими, а шпонки обрели форму клиньев. В XVI веке шпонки были тонкими и плоскими, с XVII века – стали широкими и плоскими. Но с конца XVII века начали использовать шпонки, врезанные в торцы доски.

Тип красок

Для древнерусских икон иконописцы использовали темперные краски, а с XIX века в обиход вошли масляные. Масляные краски делают икону максимально похожей на картину, так как присутствует тщательная проработка, тени, полутени мазки, подрисовки.

Сюжет

Для примера, икона с Преподобным Серафимом Саровским никак не могла быть написана в XVII–XVIII веках — так как он был прославлен в лике преподобных в 1903 году. А иконы Царственных мучеников стали писать только сейчас после того, как церковь причислила их в 2000 году к лику святых.

Читайте также:  Дома с иконой что кто говорит

Печать

Иконы, напечатанные на бумаге и жести вошли в обиход только с XIX века

Источник статьи: http://rusikons.ru/2019/10/16/kak-uznat-starinnaya-ikona-ili-net-7-podskazok/

Покупка антикварных икон. Советы начинающим
ARTinvestment.RU 05 октября 2015

О том, как не ошибиться при первых же самостоятельных покупках, ARTinvestment.RU попросил рассказать Аркадия Онькова, уважаемого знатока, эксперта по иконам и модератора раздела «Иконы» на forum.artinestment.ru

Коллекционеру, даже вполне неплохо разбирающемуся в живописи и графике, бывает очень непросто подступиться к сегменту икон. Казалось бы, внешне похожие предметы могут отличаться по цене в несколько десятков раз, а при выборе придется учитывать множество непривычных для коллекционера живописи нюансов. Но всё преодолимо, было бы желание. О том, как не ошибиться при первых же самостоятельных покупках, ARTinvestment.RU попросил рассказать Аркадия Онькова, уважаемого знатока, эксперта по иконам и модератора раздела «Иконы» на forum.artinestment.ru.

ARTinvestment.RU: Каков порядок цен на иконы разного времени исполнения? Какие иконы являются наиболее дорогими?

Аркадий Оньков: Самые дорогие — иконы музейного уровня, XV века и старше, как правило, храмовые, крупных размеров, зачастую развернутых и редких сюжетов, старых иконописных школ: новгородской, ярославской, тверской, московской и т. д. Сделки с иконами такого рода довольно редки и, как правило, приватны, на аукционах проходят достаточно редко. Цены на такие иконы могут быть от миллиона долларов и выше.

Пожалуй, лишь известнейшие чудотворные иконы, такие как палладиум Руси икона Богоматери Владимирской византийского письма XII века или, допустим, иконы Андрея Рублёва («Троица», «Звенигородский чин»), если предположить, что они были бы выставлены на торги, могли бы стоить несколько десятков или даже более 100 миллионов долларов. Но это в теории.

Более-менее встречающиеся на рынке частных сделок и аукционах иконы — это предметы XVI века и младше. Иконы XVI — XVII веков могут иметь очень разную ценность и стоить от 20–30–50 тысяч рублей (за разрушенные, руинированные иконы или иконы с тотальными поздними записями/поновлениями) до 300–500 тысяч долларов за иконы в хорошем состоянии, известных иконописных школ (строгановской, московской и т. д.) и мастеров (подписные) развернутого сюжета. Вместе с тем скорописные северные иконы этого же времени не обладают такой ценностью и даже в неплохом состоянии могут стоить 300–400 тысяч рублей.

Если говорить о менее древних иконах, XVIII и XIX веков (а по цене они мало различаются, т. к. и тех и других сохранилось достаточно много), хорошего письма и известных поздних иконописных «школ» / направлений, то тут цены могут быть разными, но, как правило, от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов максимум. Это, конечно, очень грубые ориентиры, лишь для того, чтобы представить себе порядок цен. А на практике две похожие на взгляд начинающего коллекционера иконы могут обоснованно отличаться по цене в несколько раз.

AI: Что особенно ценится в иконе? По каким критериям выбирать?

А. О.: Критерии отчасти похожи на критерии для выбора классической живописи:

  • искусность письма, его сложность и изощренность;
  • время создания (век). Большинство доступных на рынке икон относятся к XIX — началу ХХ века, в лучшем случае к XVIII веку. Иконы XVII века встречаются, но далеко не так часто, иконы XVI века уже редки, и выдающиеся экземпляры могут стоить десятки и сотни тысяч долларов;
  • школа / мастерская / авторство. Важно установить принадлежность к той или иной поздней иконописной школе или традиции, наличие даты, подписи, места написания. В отличие от живописи установить имя мастера, писавшего образ, можно гораздо реже. Но можно. Разбирающийся коллекционер или искусствовед с опытом обычно может определить «школу», регион, иногда даже мастерскую, в которой была создана икона. Есть города, регионы, славящиеся своими мастерами и иконописными традициями: Мстёра, Палех, Холуй, Невьянск, Ярославль, Романов, Кострома, Вологда, Суздаль, Тверь, Сызрань и т. д. Зачастую такие иконы сильно выделяются мастерством письма и ценятся коллекционерами;
  • состояние: сохранность и комплектность. Хорошая сохранность, отсутствие реставрационных вмешательств, особенно на лично́м письме, значительно увеличивают ценность иконы. То же касается и комплектности: наличие оригинального драгоценного оклада (и в гораздо меньшей степени киота) значительно увеличивают цену иконы по сравнению с разукомплектованной такого же уровня;
  • качество и материал основы (доски) и ее состояние;
  • материал оклада и сложность его проработки. Имеет значение наличие оригинального оклада (в особенности из драгоценного металла: серебра или золота), наличие на окладе эмали, скани, зерни, чернения и т. д., качество их проработки;
  • размер;
  • редкость сюжета;
  • история бытования (провенанс). Иконы высокого уровня иногда имеют дарственные надписи или благословения от известных людей или посвященные известным людям.
Читайте также:  Бугабашская икона божьей матери исцеление

Все критерии важны, но, как и в случае с классической живописью, выбирать нужно в первую очередь по внешнему виду. Если нравится письмо, то тогда есть смысл изучать предмет подробнее.

AI: Что важнее: возраст или качество? Как эти факторы влияют на цену?

А. О.: Тут не может быть противопоставления «или — или». Возраст иконы, безусловно, важен, но при условии наличия высокого качества письма и неплохого состояния. Икона XVIII века грубого письма, с обширными утратами, с осыпями по лично́му письму будет иметь гораздо меньшую ценность, чем икона известной мастерской XIX или начала ХХ века в хорошей сохранности. Кроме того, существуют кустарные сельские иконы или дешевые артельные владимирские скорописные иконы-«краснушки» и т. п., которые, увы, стоят очень недорого в любой сохранности.

AI: Насколько важен фактор авторства или принадлежности к известной мастерской?

А. О.: Рассмотрим на примере. Подписные иконы Мстёры начала ХХ века мастеров Гурьянова, Чирикова и др. стоят в диапазоне 30–200 тысяч долларов. В то же время скорописные владимирские «краснушки» того же времени стоят от 1 до 5 тысяч рублей. Между ними ценовая пропасть. В целом, конечно, иконы известных иконописных мастерских (Москвы, Невьянска, Сызрани, Ярославля, Санкт-Петербурга, Палеха, Мстёры), в особенности подписные, стоят гораздо дороже икон, написанных где-то в центральной России или Сибири.

AI: Почему некоторые явно старые иконы стоят подозрительно дешево — около 3000–5000 рублей? В чем подвох?

А. О.: Это распространенное заблуждение: раз старинное — значит, дорогое. На самом деле так бывает далеко не всегда. На рынке есть много кустарных, примитивных или скорописных народных икон, которые писали сельские мастера и ремесленники. Есть много плохо отреставрированных, испорченных поновителями икон, а также икон с существенными утратами. Есть также немало икон с «экономичной» подокладной живописью да еще с утраченными окладами (или их отдельными частями). Они не будут стоить дорого. Даже старые, подлинные. Цена в 3 000, а то и 1 000 рублей для примитивных икон вполне оправдана.

AI: Как влияет на цену реставрация? Правда ли, что отреставрированные иконы стоят намного дешевле нереставрированных?

А. О.: Качественно отреставрированная икона в большинстве случаев при прочих равных условиях будет стоить выше, чем нереставрированная икона с существенными утратами. Ключевое слово тут «качественно». К сожалению, многие иконы в ходе бытования были кустарно поновлены, да еще и не раз. Такая «реставрация», наоборот, способна драматически снизить их ценность. Предпочтительнее вариант в хорошей сохранности, без существенных осыпей и без реставрации.

AI: Как самому определить, что икона новодельная, в том случае, когда она выдается за старинную? Есть ли какие-то верные признаки подделки?

А. О.: Это непросто для неспециалиста. Иногда подделку выдает искусственно состаренная живопись (наведенный фальсификаторами с помощью различных ухищрений кракелюр), несоответствие возраста основы (доски) и стилистически-временых признаков живописи, несоблюдение технологии лично́го или долично́го письма, фантазийность надписаний или невероятные, невиданные сочетания полей, фона и живописи и т. д. и т. п. По вопросам установления подлинности можно обратиться в атрибуционный (иконный) раздел сайта.

AI: Где бы вы рекомендовали в Москве проводить экспертизу икон? Какие организации пользуются авторитетом?

А. О.: На данный момент в сообществе коллекционеров и любителей иконописи наиболее авторитетны две экспертные организации: ГосНИИР и ВХРНЦ им. академика И. Э. Грабаря. В то же время многие частные «экспертные» организации (правильнее их назвать псевдоэкспертными), и большинство региональных, и даже некоторые столичные музеи отнюдь не могут похвалиться такой репутацией.

AI: Какой сегмент выбирать для инвестиций? В частности, какие иконы сильнее всего потеряли в цене в условиях текущего кризиса?

А. О.: В связи с настигшим Россию очередным кризисом наблюдается такая картина: наиболее дорогие и востребованные коллекционерами иконы (от 20–30 тысяч долларов и выше) если и подешевели, то очень незначительно. Иконы среднего ценового сегмента (от 100–150 тысяч рублей до 20 тысяч долларов) просели в цене (в долларах) на 30–50 %, недорогие иконы (до 100 тысяч рублей) подешевели на 50–60 %. На основе этого вполне можно делать выводы об инвестиционной привлекательности икон того или иного ценового диапазона. Думаю, что в ближайшие два года такая картина сохранится, а потом, возможно, начнется восстановление до докризисных уровней.

Источник статьи: http://artinvestment.ru/invest/interviews/20151005_icons.html