Меню

Чудотворные иконы елоховский собор в москве

Чтимые святыни Богоявленского Кафедрального Собора

Акафист Святителю Алексию, митрополиту Московскому и Всея Руси Чудотворцу

По традиции вечером 31 декабря в Богоявленском кафедральном соборе Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершал вечерню и утреню с акафистом святителю Алексию, Митрополиту Московскому, а затем — новогодний молебен. читать далее

Икона «Собор Божией Матери»

Иконы Божией Матери в алфавитном порядке:
Икона «Собор Божией Матери» рядов сверху вниз (римские цифры)
икон в рядах — слева направо (арабские цифры) читать далее

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России. Житие.

Фрагмент статьи I тома «Православной энциклопедии» читать далее

Годы жизни: конец лета – осень 1304(?), Москва – 12.02.1378). Память совершается 12 февраля (ст.ст.), 20 мая – обретение мощей, 5 октября – в числе пяти святителей Московских. Митрополит всея России, государственный деятель, дипломат. читать далее

К 60-летию перенесения мощей свт. Алексия Московского в Богоявленский собор

17 Октября 2007 исполнилось 60 лет со дня перенесения мощей Свт. Алексия Московского в Богоявленский собор в Елохове. читать далее

В.А. Любартович, Е.М. Юхименко читать далее

Фрагмент из книги «Собор Богоявления в Елохове. История храма и прихода». читать далее

План Елоховского собора

План Елоховского собора с указанием всех икон. читать далее

Внутреннее убранство и святыни.

Внутреннее убранство и святыни. В окт. 1846 г. прихожане заново отстроенной Богоявленской церкви обратились в Святейший Синод за разрешением «украсить внутренность новосооруженного храма священными изображениями греко-фряжского стиля». К 1853 г. был сооружен 18-метровый многоярусный иконостас, 65 образов для него были написаны в традициях академической школы. В 1895 г. читать далее

Источник статьи: http://elohovosobor.ru/shrines

План Елоховского собора

План Елоховского собора с указанием всех икон.

I. Солея.
1.Блгв. кн. Александр Невский; 2. Икона Покрова Божией Матери и прп. Роман Сладкопевец; 3.Архистратиг Михаил; 4. Свт. Николай чудотворец; 5. Св. царица Александра; 6. Нерукотворный образ Господа Иисуса Христа; 7. Икона Божией Матери «Казанская — чудотворный образ; 8. Икона Божией Матери «Мирожская; 9. Господь Иисус Христос — Спаситель; 10. Богоявление Господне и рака с мощами свт. Алексия митр. Московского; 11. Сошествие Святаго Духа на апостолов; 12. Св. Филарет Милостивый; 13. Преображение Господне; 14. Архангел Гавриил; 15. Сщмч. Ермоген, патриарх Московский и всея Руси; 16. Архистратиг Михаил.

II. Правая сторона. Главный придел.
17. Икона Божией Матери «Млекопита-
тельница»
18. Блгв. кн. Даниил Моск.
19. Прп. Сергий Радонежский
20. Господь Иисус Христос
в темнице
21. Икона 5-ти святых: мц.
Анастасия Узорешительница,
вмч. Дмитрий Солунский,
свт. Михаил первый митр.
Киевск., свт. Иоанн Златоуст,
свт. Петр митр. Московский
22. Прпп. Зосима и Савватий
Соловецкие
23. Вмч. целитель Пантелеймон
и мч. Трифон
24. Успение Божией Матери
25. Воздвижение Креста Господня
со святыми: свт. Сильвестр,
папа Римский, свт. Макарий
патр. Иерусалимский,
равноапп. царь Константин
и царица Елена
26. Свт. Алексий предлагает сан
свящества прп. Сергию Радо
нежскому
27. Святая Троица
28. Явление Божией Матери
прп. Сергию Радонежскому
29. Икона Божией Матери «Владимирская»
30. Три Свтт.: Василий
Великий, Григорий Богослов,
Иоанн Златоуст

III. Левая сторона. Главный придел.
31. Собор Божией Матери
(в центре изображена икона: Распятие Спасителя; Воскресение Христово; Вознесение Господне; Благовещение Пресвятой Богородицы; Рождество Христово;

Плащеница)
32. Прп. Серафим Саровский
33. Рака с мощами: Честнаго
Креста Господня.

Распятие
свт. Иоанна Златоустого,
ап. Андрея Первозванного,
свт. Николая чудотворца,
свт. Петра митр. Московского
33а. Распятие — Господа Иисуса Христа — за ракой
34. Василий блж. и свт. Тихон
Задонский чудотворец
35. Архангел Гавриил, прп.
Макарий Унженский, блгв.
кн. Петр, блгв. кн. Феврония,
св. Олимпиада, мц. Наталия,
кн. Черниговский Никола
Святоша
36. Введение во храм Пресвятой
Богородицы
37. Вмц. Екатерина
38. Вмц. Ирина
39. Святители Московские: Петр,
Иона, Филипп, Алексий
40. Св. Пророк Илия
41. Прп. Алексий человек Божий,
мч. Александр, прп. Михаил
Малеин
42. Первоверховные апостолы
Петр и Павел
43. Икона Божией Матери «Иверская»
44. Святители Петр, Иона,
Филипп, Алексий — митр.
Московские
45. Прп. Тихон Калужский

IV. Середина храма.
46. Пять святых: прп. Мария
Египетская, равноап. Нина,
равноап. кн. Ольга, равноап.
вел. кн. Владимир, вмч.
Георгий Победоносец
47. Всех Святых
48. Икона Божией Матери «Неопалимая
Купина»
49. Апостол и еванг. Иоанн
Богослов
50. Мцц. Вера, Надежда,
Любовь и матерь их София
51. Икона Божией Матери «Живоносный
Источник»
52. Икона Божией Матери «Казанская»
53. Рождество Христово

1.Икона Божией Матери «Утоли моя печали»; 2.Священник Мелхиседек — царь Салимский; 3.Благовещение Пресвятой Богородицы; 4.Святая Троица; 5.Пророк Аарон; 6.Мцц. Варвара и Екатерина; 7. Свт. Иоасаф Белгородский; 8.Распятие Господа Иисуса Христа; 9.Симеон Богоприимец; 10.Воскресение Христово; 11.Вмч. целитель Пантелеймон; 12. Икона Б.М. «Почаевская»; 13.Икона Б.М. «Казанская»; 14.Свв. бессребреники Косма и Дамиан; 15.Икона Божией Матери «Взыскание погибших»; 16.Господь Иисус Христос — Спаситель; 17.Богоявление Господне — Крещение; 18.Икона Божией Матери «Боголюбская»; 19.Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн.

1. Мч. Иоанн Воин; 2. Первомуч. архид. Стефан; 3. Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; 4. Господь Вседержитель — Спаситель; 5. Мч. архид. Лаврентий;
6. Свт. Николай — архиепископ Мир Ликийский чудотворец, чудотворный образ; 7. Могила Патриарха Москвского и всея Руси Сергия; 8а. Икона Божией Матери «Толгская»; 8. Свт. Димитрий Ростовский; 9. Икона Рождества Божией Матери; 10. Свт. Николай чудотворец; 10а. Сошествие Святаго Духа на апостолов; 11. Икона Божией Матери «Тихвинская»; 12. Распятие Господа Иисуса Христа; 12а. Царственные страстотерпцы; 13. Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»; 13а. Св. праведная Матрона; 14. Икона Б.М. «Избавление от бед страждущих»; 15. Икона Божией Матери «Казанская»; 16. Икона «Покров Божией Матери»; 17. Икона явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому чудотворцу; 18. Сорок Севастийских мучеников.

Источник статьи: http://elohovosobor.ru/node/57

Чудотворные иконы елоховский собор в москве

Богоявленский Елоховский собор в Москве. Иконы в соборе

Собором обычно именуется главный храм города. При этом в нем, как правило, должна быть кафедра — возвышенное место, с которого во время богослужения выступает епископ (священнослужитель высшей, третьей степени священства).

История возникновения названия

Но Москва — очень большой город, и она, естественно, имеет не один кафедральный храм. Вот и Елоховский собор в Москве, имеющий второе название Богоявленский кафедральный собор в Ело?хове, входит в двадцатку культовых сооружений такого типа. По преданиям, на месте храма раньше (в XIV веке) был ольховый лес, протекал ручей Ольховец, и было село, названное Елох (слово, однокоренное с ольхой). До сих пор в этом районе сохранились улица и переулок Ольховые. Места эти знамениты рождением здесь в 1469 году юродивого Василия Блаженного или Василия Нагого, фигуры настолько неоднозначной и значительной, что гроб с телом святого, почившего в 1552 (известно даже число – 2 августа), нес Иван Грозный с боярами, а отпевал юродивого сам митрополит Макарий.

Богатая история

Елоховский собор в Москве, расположенный в Басманном районе на Спартаковской улице, принадлежащий ЦАО, имеет свою славную историю. В нем крестили А. С. Пушкина (1799 год, на 8-й день от рождения). С 1938 года собор становится кафедральным, а с 1945 по 1991 год – Патриаршим (сейчас, после переноса кафедры Патриарха Всея Руси в Успенский собор в Кремле, Богоявленский собор остается кафедрой Московского Патриархата). Именно здесь в 1943, 1945, 1971 и 1990 годах проходили возведения вновь избранных предстоятелей церкви (епископов) на кафедру. Обряд интронизации происходит во время литургии. Иерарха одевают в одежды, соответствующие его сану. В 1925 году в праздник Сретения литургию в соборе служил патриарх Тихон. Елоховский собор в Москве знаменит тем, что в северном Никольском приделе похоронен, после отпевания в мае 1944 года, патриарх Сергий. Место его захоронения украшает надгробие из мрамора. Автором является знаменитый А. В. Щусев. Алексий II, 15 ПМ, тоже захоронен в этом соборе – в южном Благовещенском приделе, в 2008 году.

Любимый собор москвичей

Елоховский собор в Москве не только знаменит, он и очень любим москвичами, его часто называют «собор моего детства». Это происходит еще и потому, что он никогда не закрывался. Беды темных лет гонения церкви обошли его стороной, поэтому многих маленьких жителей столицы их бабушки возили сюда издалека, и для них собор стал родным.

Необходимо отметить, что всего за годы войны Богоявленский Елоховский собор в Москве перечислил на оборону 835,9 тысяч рублей, а на подарки солдатам — 535,1. Сколько ему довелось перенести! Хотели снести с целью расширения Елохинской площади, сделать Домом редкой книги или кинотеатром. Но во времена любых напастей, даже в дни революций и войн, не закрывал двери Елоховский собор в Москве. Крещение Господне или праздник Богоявления – день, когда храм в Елохове был освящен. Празднуется он 18 января и является для собора престольным.

Причины возникновения

История возникновения храма традиционна – сначала в 1698 году елоховцы построили деревянную сельскую церковь. При Петре I (1717-1722) ее перестраивают в каменный храм. В 1722-1731 годах при попечительстве царевны Прасковьи Иоанновны был построен придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. С великим царем связано много легенд, одна из них гласит, что он лично пожертвовал камень на возведение этого храма. А в 1790-1792 годах церковь расширяют за счет пристроенной трапезной с двумя приделами (в честь Святого Николая придел Благовещения переделывают) и колокольни. Москва в последующие годы интенсивно расширялась, и храм, который теперь находился близко к центру города, опять становится мал для возросшего числа прихожан.

Читайте также:  Как можно украсить иконы

Основополагающий период в строительстве собора

Последующие реставрации

Современное обустройство

Очень серьезная реставрация собора началась в 1969 году, после избрания старостой Капчука Н. С. который возглавил ремонтные и восстановительные работы, затянувшиеся на 20 лет. В результате сделано очень много: полностью заменено сусальное золото и поставлены бронзовые ограды на кафедре и солее. Все полы заменены мраморными. А под алтарем и солеями (в христианских храмах — возвышение пола перед иконостасом или алтарной преградой) пол поднят. Промыта настенная живопись, написаны новые витражи, построены реставрационные мастерские. Всего не перечислить. Собор прекрасен и достойно вписывается в обновленный центр Москвы. Но мнения о проведенной реставрации самые разные – от восторженных похвал до оценки «самоварщина». Елоховский собор в Москве (фото в полной мере передает необыкновенную красоту и пропорциональность одного из центральных культовых сооружений столицы) является национальным памятником архитектуры.

Собор в наши дни

К святыням собора относятся мощи и чудотворный образ Святителя Николая. Можно поклониться останкам современника и единомышленника Сергия Радонежского – Алексея, митрополита Московского, который был одним из наставников Д. Донского. «Взыскание погибших» — чтимый образ Божьей Матери — хранится в стенах Елоховского собора. Из редких списков можно назвать еще Богородичную икону «Живоносный источник», к которой обращаются за помощью в денежных вопросах. Нет москвича, который не знал бы, где находится этот знаменитый храм, или не мог бы назвать его адрес. Елоховский собор в Москве расположен на Спартаковской улице, в доме под номером 15. Совсем неподалеку находится станция московского метро Баумановская.

Елоховский Богоявленский

В 1969 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия был избран старостой Богоявленского Патриаршего собора Капчук Н.С. который своим трудом и знанием начал благоустраивать собор. руководить ремонтными и реставрационными работами.

В главном алтаре собора значительно расширено горнее место, написана на стекле запрестольная икона Воскресения Христова. поднят пол алтаря и солеи. благоустроена кафедра .

Отреставрирован иконостас главного алтаря и ряда киотов, почти полностью заменено сусальное золото. Сделана бронзовая ограда на солее и кафедре.

Проведены большие работы по промывке, укреплению настенной живописи всего собора.

Расширены и переоборудованы балконы для хоров, сделан центральный балкон, помещения для спевок и отдыха певчих.

Созданы помещения в трех этажах для ризницы с лестницами и отдельным лифтом.

Над перекрытием трапезной оборудованы служебные помещения и зал для приема почетных гостей.

Под приподнятой кровлей на третьем этаже сооружены мастерские для реставраторов-художников, позолотчиков, резчиков по дереву, столяров-мебельщиков.

Для удобства доступа в эти помещения и на хоры смонтированы два пассажирских лифта.

Установлена сложная аппаратура для кондиционирования воздуха в соборе.

Проведена трансляция с тем, чтобы служба была хорошо слышна в приделах и при входе в собор.

Полностью заменены все полы на мраморные, заменены все старые паникадила .

Выполнены реставрационные работы всего фасада собора, заменены все кровли. На четырех малых главах сделана кровля с напылением, имитирующим позолоту. Большая глава собора и глава колокольни позолочены сусальным золотом.

Проведено благоустройство двора и реконструкция жилых корпусов, жильцы из которых были переселены в благоустроенные квартиры. В этих помещениях был создан храм в честь Св. Василия Блаженного — в нем совершается таинство крещения. В этих же корпусах оборудована трапезная для приема гостей, столовая для обслуживающего персонала, просфорня, различные складские помещения, гараж. На месте снесенных ветхих зданий оборудовано постоянное место для освящения и раздачи святой воды с мозаичной иконой Крещения Господня и навесом. Постоянно продолжаются работы по благоустройству и поддержанию собора в хорошем состоянии.

Первое храмовое строение (деревянное) возведено в середине XVII века. Предназначалось для приходской церкви подмосковной дворцовой слободы Елохово.

В 1694 году заменено новой деревянной постройкой, просуществовавшей недолго.

С 1717 (или 1722) по 1731 год на ее месте производилось сооружение каменного храма. начатое при содействии императора Петра Великого и царевны Параскевы Иоанновны. В 1790 году была перестроена трапезная и пристроена четырехъярусная колокольня. Обновление храма осуществлялось в 1837-1845 годах по проекту архитектора Е.Д. Тюрина.

В новосозданном архитектурном ансамбле были сохранены трапезная и колокольня XVIII века.

С 1945 года Богоявленская церковь является кафедральным патриаршим собором.

Главный алтарь собора посвящен Святому Богоявлению. Крещению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В храме два придела: левый — во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Чудотворца, правый — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы .

Иконостас Богоявленского кафедрального собора — главный Богоявленский придел.

Иконостас Богоявленского кафедрального собора — Никольский придел.

Иконостас Богоявленского кафедрального собора — Благовещенский придел.

Престольные праздники храма совершаются соответственно 6/19 января, 6/19 декабря и 9/22 мая, 25 марта/ 7 апреля.

Наиболее чтимые святыни храма — мощи великого молитвенника за Русскую землю святителя Московского Алексия (ум. 1378; память 12/25 февраля и 20 мая/ 2 июня, 5/18 октября); чудотворная икона Божией Матери «Казанская» (память 8/21 июля и 22 октября/ 4 ноября).

Богоявленский кафедральный собор в Елохове стал свидетелем многих церковно-исторических событий. При местоблюстителе Патриаршего престола митрополите Сергии собор стал Патриаршим Кафедральным.

В 1941 году искра православной веры вспыхнула с новой силой, когда вероломный враг посягнул на свободу нашей Родины. Именно в Богоявленском соборе на всемосковском молебне прозвучал на весь мир пламенный призыв предстоятеля Русской Православной Церкви митрополита Сергия встать на защиту священных рубежей Родины.

В 1943 году, несмотря на военное лихолетье, был проведен Поместный собор Русской Православной Церкви, на который приехали многие патриархи православных церквей из других стран. В Богоявленском соборе проходила интронизация Святейшего Патриарха Сергия.

Богоявленский собор явился главным местом торжеств и при избрании на Московский Патриарший престол митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия в 1945 году и митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена в 1971 году. Для участия в этих торжествах в Москву в Елоховский собор снова приезжали многие предстоятели поместных церквей.

В 1978 году настоятелем Богоявленского Патриаршего кафедрального собора был назначен протоиерей Матфей Стаднюк с возведением в сан протопресвитера. Он служит в соборе и по настоящее время. Отец Матфей пользуется большим уважением и любовью прихожан.

С именем Святейшего Патриарха Алексия II. избранного на Московский престол 7 июня 1990 года, связано возрождение церковной жизни во всем ее многообразии.

Интронизация Святейшего Патриарха Алексия II состоялась 10 июня 1990 года в Богоявленском соборе во время Божественной литургии с большой торжественностью и особыми молитвами.

В тревожные дни октября 1993 года в Богоявленском Патриаршем соборе проходила общецерковная молитва о спасении державы Российской и прекращении в ней раздоров и нестроений. 3 октября в собор была принесена величайшая святыня земли Русской — Чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери .

В этот день православный народ, как и во времена смут и распрей, с верой и надеждой обратил свои взоры к Богоматери. Святейший Патриарх Алексий II со многими архипастырями горячо молился о спасении России у престола Божия и перед Чудотворной иконой Владимирской Божией Матери.

И она не попустила разлиться вражде и ненависти по лицу земли Русской.

Богоявленский кафедральный собор хранит великие святыни русского Православия.

В 1930 году в собор была принесена чудотворная икона Божией Матери «Казанская». Образ является одним из первых списков с образа Божией Матери, открытого в 1579 году в городе Казани. В 1612 году чудотворный образ Божией Матери был принесен из Казани в Москву воинами, пришедшими на помощь в борьбе против напавших поляков. С верою приняли ратники святую икону, от которой стали являться многие чудеса. Узнав о помощи Божией Матери воинам, князь Пожарский, шедший на помощь Москве со своими ратниками, взял чудотворную икону с собой, и воины постоянно прибегали к ней с теплыми молитвами о помощи.

В 1613 году напавшие враги, потеряв надежду на победу, сами сдали Кремль и просили у князя Пожарского пощады. В честь этого был совершен крестный ход с Казанскою иконою Богородицы для принесения Господу и Пресвятой Его Матери торжественного благодарения за избавление от врага. По изгнании врага из Москвы князь Пожарский поставил святую икону Казанской Божией Матери в церковь Введения во храм Богородицы на Сретенке. После создания и освящения в 1636 году Казанского собора на Красной площади в него была перенесена чудотворная икона Божией Матери.

В 1920 году Казанский собор на Красной площади был взят обновленцами. Впоследствии чудотворный образ Казанской Божией Матери был перенесен из Казанского собора в храм Богоявления в Дорогомилове, а в 1930 году из Дорогомилова перенесена в Богоявленский собор в Елохове.

В 1936 году Казанский собор на Красной площади был разрушен.

Веру и благочестие принесла на Русь Матерь Божия и хранит Русь до сегодня.

Во время Великой Отечественной войны Святейший Патриарх Сергий молился перед чудотворным образом Казанской Божией Матери о даровании победы нашему народу и Отечеству. Когда враг подошел к Москве, в столице был проведен крестный ход с чудотворным образом Божией Матери, после чего наметился перелом в борьбе с врагом.

Прославляя Матерь Божию, мы должны любить Ее всем сердцем. Она покрывает нас любовью своею, за нас молится. Она любит нас, как детей Своих.

В 1947 году из Успенского собора Московского Кремля в Богоявленский собор были перенесены мощи святителя Алексия Митрополита Московского и всея Руси чудотворца. Святитель Алексий родился в Москве в 1293 году и преставился в 1378 году. Святитель Алексий заботился о духовном укреплении паствы и утверждении мира и любви в родной земле, он неустанно трудился по объединению Руси и сохранению в ней вероисповедного единства. Святитель Алексий способствовал укреплению Москвы и сплочению вокруг нее всей Руси.

Читайте также:  Архангел уриил его иконы

Святость его жития, засвидетельствованная от Бога пред соотечественниками, в совершаемых им чудесах, была известна и иноплеменникам, не веровавших во Христа. Во времена татаро-монгольского ига у хана татарского Чанибека (Джанибека) ослепла жена, и он обратился к князю: «Слышали мы, что есть у вас служитель Божий, который о чем ни помолится — будет услышан Богом. Отпустите его к нам». Святитель Алексий при крепкой своей вере в Бога и надежде на Его всесильную помощь отправился в столицу хана и молитвою своею исцелил болящую, возвратив ей зрение. И в трудные годы XX столетия святитель Алексий не оставлял свою Всероссийскую паству.

Усердно помогал святителю Алексию в его многолетнем иноческом подвиге, соединенным с ревностным служением Церкви и Отечеству, преподобный Сергий Радонежский — игумен земли Русской. Святитель Алексий является молитвенником и предстателем за русский народ пред Богом. Большим благоговением окружены мощи Святителя, которые являются одной из великих святынь верующих Москвы и всего православного мира.

В главном приделе Богоявленского собора имеется икона Божией Матери «Млекопитательница» со следующей надписью: «Сия святая икона написана и освещена на святой Афонской горе в скиту святого Пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память 2-месячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы», принадлежащей выше сказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год».

В Никольском приделе собора расположена очень древняя икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца. Во время революции 1917 года образ охранялся государством. Есть предание, что 5 мая 1616 года на месте ныне существующего собора был построен и освещен в присутствии царя деревянный храм во имя святителя Николая.

Святитель Николай чтится во всем мире. К образу святителя подходят с большой верой не только православные, но и иноверцы. Отойдя от иконы, они говорят: «Как Он нам во всем помогает!». Святитель и чудотворец Николай прославился великими делами благотворения: «Там Он спасает от тяжкого рабства пленных; здесь питает во время голода отчаянных; в одном месте возвращает погибших младенцев матерям безутешным; в другом избавляет от позорной смерти невинно осужденных, то предупреждает преступления, которыми угрожает нищета; то спасает на море тонущих и попавших в беду путешествующих; то неожиданно награждает ослабевающее усердие к благочестию».

В 1991 году собор стал местом пребывания вновь обретенных святых мощей преподобного Серафима Саровского. По пути из Петербурга в Серафимо-Дивеевский монастырь в течение нескольких месяцев мощи святого находились в Богоявленском соборе. С раннего утра до глубокой ночи нескончаемым потоком шел народ к мощам преподобного Серафима Саровского. Торжественная встреча и проводы собрали небывалое количество верующих. Особенно торжественны и трогательны были проводы преподобного, когда при выходе из собора тысячи прихожан со слезами умиления пели, как и предсказывал преподобный Серафим, пасхальные песнопения, хотя это были дни не пасхальных торжеств.

Икона. Преподобный Серафим Саровский. чудотворец.

Таким же духовно значимым событием стало второе обретение мощей Святителя Иоасафа Белгородского в 1991 году. Мощи также пребывали в соборе.

В главном приделе, с левой стороны от кафедры, расположена икона преподобного Серафима Саровского чудотворца во весь рост с частицей его святых мощей и мантии.

В 1996 году поистине историческим и знаменательным было пребывание в Москве честной главы святого великомученика и целителя Пантелеймона. доставленной из Свято-Пантелеимонова монастыря в Афоне .

В Богоявленском соборе честные мощи святого великомученика и целителя Пантелеймона покоились дважды — в начале и в конце их пребывания в Москве.

Тысячи верующих стояли в очереди, чтобы подойти к святыне. Приводили большое количество больных, среди них были и одержимые, которые получали облегчение от тяжкого недуга.

Елоховский собор в Москве

История Богоявленского собора

История Елоховского собора ведет корни с 1469 года, когда в селе Елох родился юродивый Василий Блаженный. Само село свое название получило от слова «ольха». По территории Елоха протекал ручей Ольховец. Существует он и сегодня, но протекает по трубе. В конце XV столетия в Елохе при участии юродивого Василия Блаженного был построен небольшой храм из дерева. Сведений о нем сохранилось мало. Историкам известно, что уже в начале XVIII века на месте деревянного появился каменный храм, к которому спустя семь десятилетий достроили трапезную с парой существующих ныне приделов и колокольню.

В 1837 году каменный храм был практически разобран, но уже в 1845 году по проекту зодчего Е.Тюрина на его месте был возведен пятикупольный собор. Его освящение в 1853 году было осуществлено митрополитом Московским и Коломенским Филаретом Дроздовым. В те времена Елоховский храм считался московским приходом, но горожане выделяли его в отдельный собор из-за величия и красоты архитектурных форм. В 1889 году зодчий П.Зыков надстроил трапезную Елоховского собора, а архитектор И. Кузнецов отреставрировал фрагменты живописи на куполах.

Со времени своего возведения собор не прекращал свою работу. И это несмотря на то, что не единожды советское правительство принимало решения о его закрытии. В первый раз храм удалось «отвоевать» чиновникам, а второму закрытию помешала начавшаяся Великая Отечественная война.

Статус кафедрального собора храму был присвоен в 1938 году, а с 1945 по 1991 он являлся Патриаршим. В 1991 году Богоявленский собор возвращен Успенскому собору в Кремле.

Интересные факты о Богоявленском соборе

Кафедральный собор известен не только красотой и старинной роскошью своих архитектурных форм, к созданию которых приложили руку знаменитые зодчие и талантливые живописцы. Здесь в 1799 году вошел в крест Александр Пушкин. Его крестным отцом стал родственник Надежды Осиповны, мамы Александра Сергеевича, Артемий Бутурлин. В честь этого события сегодня в соборе можно увидеть мемориальную доску. Довелось изображению куполов собора украшать и памятные серебряные монеты, которые были в 2004 году выпущены Центробанком России.

С 2013 года настоятелем Елоховского собора является протоиерей Александр Агейкин, который ранее служил клириком в храме Христа Спасителя.

Московские церкви

Мы продолжим наши прогулки по московским церквям и монастырям. Узнаем, какие еще чудотворные иконы можно увидеть посетив нашу столицу.

Если ваша вера, душевные и жизненные обстоятельства требуют, то посетить можно не только монастыри, но и церкви. В Москве немало храмов, хранящих чудотворные иконы. Познакомимся с некоторыми из них.

Елоховский Богоявленский собор

Храм иконы Божьей Матери «Знаменская»

Казанская икона Божией Матери

Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах:

«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего. всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим». (Тропарь, глас 4-й).

Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.

Казанский собор в Москве

Ныне в Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный в середине 1930-х и возрожденный уже в наши дни по чертежам, сохраненным замечательным реставратором Петром Дмитриевичем Барановским. Вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы.

Казанский кафедральный собор в С.-Петербурге

Возвращен Церкви и Казанский собор в Санкт-Петербурге, в котором покоится прах фельдмаршала М. И. Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя.

Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.

Казанский Богородицкий монастырь, Казань

В 1552 году, на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича, монаршим повелением заложен был собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а спустя год учреждена Казанская епархия и прислан первый Казанский владыка, святитель Гурий. Но спустя четверть с лишним века, в 1579 году, страшный пожар опустошил половину Казанского кремля с прилегающей к нему частью города. И магометане заговорили, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром показал Свой гнев на них. «Вера Христова, — замечал летописец, — стала притчею и поруганием». Именно тогда и явил Господь милосердие Свое.

9-летней девочке, стрелецкой дочери Матрене, явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону. Девочке долго не верили, но вот 8 июля (по старому стилю). устав от бесплодных хождений по градским властям, мать Матрены сама взяла заступ и нашла на указанном Царицей Небесной месте икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана.

Казанская икона Божией Матери. Первообраз утерян.

Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых. Будущий святитель и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.

Царь Иван Грозный повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отроковица Матрена вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение. В 1594 году здесь был заложен Казанской обширный собор. В обитель делались обильные вклады утварью, образами, ризами; чудотворная была обложена царскими дарами — золотом, драгоценными камнями, жемчугом. Спустя два века императрица Екатерина II подарила Казанской новую ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона, снятая с себя земной властительницей ради Царицы Небесной. В 1798 году для Казанской был заложен, а в 1808 году освящен новый обширный собор, разрушенный вместе со всем Богородицким монастырем уже в 1930-х. Но к тому времени иконы здесь уже не было.

Читайте также:  Икона божией матери святая вода

Божиим Промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Через открытое взятием Казани окно в Азию Православие просветило всю Сибирь и дошло, вместе с государством Российским, до берегов Тихого океана. Как будто на всем этом движении лежало особое благословение Пречистой чрез Казанскую Ее икону.

В ночь на 29 июня 1904 года несколько святотатцев-грабителей во главе с некиим В. А. Стояном-Чайкиным забрались в собор, привлеченные драгоценными украшениями ризы. Когда святотатцев поймали, ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было. Главный грабитель не раз уверял, будто ризу они распилили и продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она чудотворная. Было это в доме купца Шевлягина в Академической слободке Казани. Многолетнее следствие и сопоставление противоречивых показаний святотатцев тогда ни к чему не привело.

Говорили, будто икона в действительности была куплена Шевлягиным, после революции уехавшим в Англию и продавшим ее там в частные руки. В 1960-х на Западе действительно появилась Казанская икона в драгоценной ризе. Образ этот оказался мастерски исполненным уже в XX столетии списком; но вот риза на нем, судя по всем свидетельствам, подлинная — та самая, что была на пропавшей в 1904 году чудотворной. Православные американцы пытались было выкупить этот образ, он даже выставлялся для молебна в бостонском православном храме, где его видели тысячи людей, но собрать средства не удалось. В итоге эта Казанская вместе с украшающей ее ризой была куплена в 1970 году католиками, долгое время хранилась в португальском городе Фатима, а с 1982 года находится в Ватикане.

Но если так, если не была распилена подлинная риза, то мог сохраниться и первый чудотворный образ Казанской, во что верили и продолжают верить тысячи православных людей. Кто знает, о чем думал Чайкин, многие годы медленно угасавший в одиночной камере Шлиссельбурга, о чем он лгал, а о чем говорил правду? Трудно представить себе злодейство более страшное, нежели сожжение в печи образа, к которому веками припадали мириады паломников, к которому обращались самые горячие мольбы всей России…

Доподлинно же известно другое. Все время, пока образ Казанской красовался в соборе Богородицкого монастыря, России ничто не угрожало с востока. А как только пропала Заступница, страну постигло поражение в Русско-японской войне 1905 года, которая стала одним из первых ударов, за двенадцать последующих лет расшатавших и разрушивших великую империю. Но любые смутные времена по милости Божией кончаются. Кончилась та смута, кончится и нынешняя, и, быть может, чудотворная еще вернется к нам. Когда пресеклась благочестивая династия Рюриковичей, наступило междуцарствие, сопровождавшееся насилиями, расхищением казны, распадом государственности и многими иными бедами. И когда, уповая на Господа и молитвы Его Матери, русские люди взялись спасать Россию, то земская рать несла с собой список с иконы Казанской Богородицы. 22 октября 1612 года православное воинство вошло в Московский Кремль, и этот день также посвящен Казанской иконе.

Устрашенные ополчением Минина и Пожарского, поляки бежали из Москвы. В первый же воскресный день земская рать и все обитатели столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с Казанской иконой, в чьей чудотворной силе они убедились воочию.

Для нее и был выстроен на Красной площади Казанский собор. По размеру московская Казанская заметно меньше пребывавшего в Казани образа. Когда в 1930 году был закрыт только что отреставрированный П. Д. Барановским на средства прихожан собор на Красной площади (в 1936-м его разрушат), эту Казанскую перенесли в ставший кафедральным собором града Москвы храм Богоявления в Дорогомилове, у Киевского вокзала (после осквернения храма Христа Спасителя еретиками-обновленцами). Но и он к концу 1930-х был закрыт и снесен, после чего следы этой Казанской затерялись в музейных запасниках.

Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово

А когда после Великой Отечественной войны патриаршим собором был сделан тоже Богоявленский храм, что в Елохове, то благочестивые христиане принесли туда еще один список с Казанской, пребывающий там и поныне. Предание гласит, что и он тоже сопровождал ополчение 1612 года, но то был не чудотворный образ из собора на Красной площади. Поэтому когда этот собор был воссоздан, образ Казанской для него заново написали мастера-реставраторы Центра имени Грабаря. И не умолкают перед ним слова народной молитвы…

Чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери в Елоховском соборе в Москве

Несомненно промыслительной стала судьба третьего по времени обретения чудотворного образа Казанской — петербургского. Он появился в северной столице в 1710-х и был, скорее всего, привезен на берега Невы благочестивой царицей Параскевой Федоровной, вдовой царя Иоанна Алексеевича. Уже в 1730-х петербургская Казанская неоднократно совершала многообразные чудеса и стала заветнейшей и любимейшей святынею града святого Петра. С 1737 года она пребывала в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте; к 1811 году на его месте был выстроен новый Казанский собор. Спустя год разразилась Отечественная война. Когда Александр I назначил главнокомандующим М. И. Кутузова, фельдмаршал перед отъездом в действующую армию специально отправился помолиться в Казанский собор перед чудотворной. Народ взывал к полководцу: «Прогони французов!» Богородица не отвергла возложенного на Нее старым солдатом упования, и фельдмаршал вернулся к Ее образу на вечное упокоение в том же Казанском соборе.

А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской — в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью: «Усердное приношение Донского войска». Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты монументы М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. 17 марта 1922 года этот иконостас был разобран, большевики забрали 129 пудов серебра и более 37 фунтов золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы.

Спустя год, в 1923-м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор. Но чудотворная была спасена от них, оказавшись сначала в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова, а с 1940-го — у правого клироса Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день.

Пропись Казанской иконы Божией Матери

Эта икона московского письма конца XVI столетия, близкая по времени к первому образу из Казани, явила в годы Великой Отечественной войны еще одно чудо. Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским властителям Свою волю: обойти с чудотворным образом Казанской иконы окруженные фашистами города. По преданию, перепуганные военными неудачами властители-богоборцы не посмели перечить. Доподлинно известно, что когда в 1947 году Илия Салиб посетил город на Неве, его по указанию властей встречали с поистине царскими почестями (многие из горожан решили по обилию машин и стражи, что к ним приехал Сталин), а самой Казанской иконе этот благочестивый восточный архиерей подарил новый золотой венчик.

Вид на Казанский собор в С.-Петербурге

Давно уже возвращен Церкви и Казанский собор на Невском, но вернется ли туда чудотворная, зависит лишь от воли Самой Царицы Небесной.

Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков Казанской: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская; местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить.

Тропарь, глас 4

Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и в скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь Свою Святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Источник статьи: http://www.tsurganov.info/chudotvornye/chudotvornye-ikony-elohovskogo-sobora-2.html