Меню

Чудотворные иконы ленинградской области

Город ▼

Отдых ▼

Услуги ▼

Чудотворные и чтимые иконы Санкт-Петербурга

Почитание священных изображений – неотъемлемая традиция Православной церкви. Утвержденный в 787 году на VII Вселенском соборе догмат иконопочитания четко определяет границы этого духовного явления. Икона рассматривается в православном богословии как свидетельство Боговоплощения, как Благая Весть, молитва, выраженная в зримых образах. Древняя Русь, принявшая иконописную традицию от Византии, особенно почтительно относилась к иконам, как Образу Божию. Духовный рост России, становление национального менталитета неразрывно связано с почитанием прославленных святынь. Владимирская, Смоленская, Донская, Казанская, Феодоровская, Тихвинская, Державная и многие другие чудотворные иконы Божией Матери составляют подлинную сокровищницу русской духовной культуры.

По значимости почитания иконы делятся на чудотворные и чтимые. Чудотворные иконы – священные изображения, при посредничестве которых была явлена милость Божия: избавление от нашествия неприятеля, спасение от эпидемий и стихийных бедствий, исцеления от болезней и духовное преображение людей. Чтимые иконы – это иконы, которым верующие оказывают особое внимание.

Одной из главных святынь Санкт-Петербурга является чудотворный список (копия) с Казанской иконы Божией Матери.

В 1579 году к правящему архиерею города Казани обратилась девочка Матрона, которая рассказала, что во сне ей было указано местонахождение чудотворной иконы. И действительно, на пепелище была обретена небольшая богородичная икона, которой вскоре было суждено стать одной из национальных святынь. Списки с иконы распространились далеко за пределами Казани: в Москве, Петербурге, Ярославле, Вязниках, Тобольске, Тамбове и других городах России. Икона стала своеобразным символом заступничества Божией Матери за русское воинство. Перед ней молились в 1613 году, когда список с Казанской иконы возил с собою князь Дмитрий Пожарский, она была с Петром I во время Полтавского сражения, а перед битвой при Бородино икону с молебном пронесли по всем войскам. Также сложилась традиция благословлять молодоженов именно Казанской иконой.

Подлинная Казанская икона хранилась в соборном храме Казанского Богородицкого монастыря до начала ХХ века. В 1904 году собор был ограблен, икона похищена и дальнейшая ее судьба неизвестна. (Впрочем, существует мнение, что подлинная икона по приказу царя Ивана Грозного, тайно, чтобы не смущать верующих, была перевезена в Москву, а в соборе Казанского монастыря оставлена точная копия.)

В Санкт-Петербурге список с иконы появился в царствование Петра I, а в 1737 году по распоряжению императрицы Анны Иоанновны для иконы была построена Церковь Рождества Богородицы. В 1811 году чудотворный образ был помещен в Казанский собор, построенный по проекту архитектора Андрея Воронихина. С 1932 года, после закрытия Казанского собора икона хранилась в Князь-Владимирском соборе. В 1944 году, по рассказам верующих ветеранов-блокадников, икону вывезли на фронт и пронесли по всем воинским частям, которые готовились к окончательному прорыву блокады. 21 июля 2002 года икона была возвращена на свое историческое место в главный иконостас Казанского собора. Каждую среду в 18.00 перед иконой совершается молебен с чтением акафиста.

В храме Святой Троицы, который еще называют «Кулич и Пасха», находится чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» (с грошиками).

В конце XIX века на рабочей окраине Петербурга, при Стекольном заводе была выстроена небольшая Тихвинская часовня. 5 августа 1888 года (по новому стилю) разразилась сильная гроза. Молния ударила в деревянную часовню, внутренние стены и иконы были опалены и только образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» не пострадал. Кроме того, 12 мелких монеток, находившихся в кружке для пожертвований, непостижимым образом прикрепились к лицевой поверхности иконы. На следующий же день к иконе потянулся народ, стали совершать молебны, и вскоре произошло первое чудесное исцеление от эпилепсии 14-летнего подростка Николая Грачева. Впоследствии чудотворный образ стал одной из самых почитаемых городских святынь. По иконографии эта икона представляет петербургский извод (вариант) московской скорбященской иконы. Отличие в том, что на московской иконе Богородица представлена в царских ризах, а на петербургской – в обыденных одеждах. Перед Божией Матерью на обеих иконах предстоят ангелы и страждущие, скорбящие люди.

В Николо-Богоявленском Морском соборе находится чудотворный образ святителя Николая Чудотворца, которого церковное предание считает покровителем мореплавателей и всех путешествующих. Здесь же находятся чтимые иконы Божией Матери «Троеручица», «Тихвинская», «Казанская» и «Неопалимая Купина».

Читайте также:  Древняя икона с изображением христа

В домовой церкви святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Санкт-Петербургских духовных школах находится чтимый список с чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» (Царскосельской).

В Спасо-Преображенском соборе помещены три чтимых иконы: «Спас Нерукотворный», «Всех скорбящих Радость», великомученика и целителя Пантелеимона (с частицей мощей).

В Иоанновском монастыре на Карповке каждую пятницу в 19.30 читают акафист перед чтимой обновившейся иконой Покрова Божией Матери. Пожертвованная монастырю, потемневшая от времени икона обновилась (посветлела) после Пасхи 1992 года.

В Смоленской церкви на Смоленском кладбище находятся чтимые иконы Божией Матери «Смоленская», «Милующая» и образ евангелиста Иоанна Богослова.

Новодевичий монастырь также имеет свои чтимые иконы: «Державная», «Казанская», «Афонская», «Тихвинская», «Отрада и Утешение», «Знамение».

Чтимые иконы существуют во многих городских храмах, но и за пределами города, в области, на территории Санкт-Петербургской епархии есть немало святынь. В первую очередь, это одна из самых прославленных общероссийских икон – Тихвинская икона Божией Матери. Она находится в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре.

Чудотворная икона была явлена в 1383 году рыбакам на Ладожском озере. Она перемещалась в столбе света над водной поверхностью и вскоре скрылась из вида. Обретена она была недалеко от небольшого городка Тихвина, где для образа была возведена вначале деревянная часовня, а после того как икона прославилась многочисленными чудотворениями, на этом месте был основан Тихвинский монастырь.

В 1613 году монастырь был осажден шведами. После молебнов перед иконой хорошо обученное и многочисленное шведское войско потерпело поражение от небольшой группы защитников монастыря. Мир со шведами был заключен в 1617 году, и ручательством с российской стороны была присяга перед чудотворным образом.

В годы Великой Отечественной войны икона была тайно вывезена из оккупированного немцами Тихвина в США настоятелем монастырского храма. До недавнего времени икона находилась в Чикаго. Когда было принято решение о возрождении Тихвинской обители, святыню вернули в Россию. Это произошло в июле 2004 года. Тихвинская икона считается покровительницей северных областей России.

На Ладожском озере, на острове Коневец расположен Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь. Там находится чтимый список с Коневской чудотворной иконы Божией Матери (сама чудотворная икона находится в Финляндии).

Чтимый список с Валаамской иконы Божией Матери находится на Святом острове – Валааме, где расположен один из древнейших русских монастырей: Спасо-Преображенский мужской монастырь.

В Иоанно-Богословском Череменецком мужском монастыре хранится чтимая явленная икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Текст подготовил Сергей Алексеев

Источник статьи: http://religion.spb.agisinfo.ru/readhall/79

Все чудодейственные иконы и мощи Петербурга

Пояс Богородицы, увидеть который стремились тысячи петербуржцев, оказался чрезвычайно популярен и в Екатеринбурге, и в Норильске. Сейчас он готовится к переезду во Владивосток. В Петербурге есть и свои святыни, считающиеся в народе чудодейственными. MR7 составил их список.

Иконы и мощи наделила спецификой народная молва, к церковным канонам такое «распределение обязанностей» не имеет отношения.

Протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Казанского собора:

— К какому святому зачем обращаться — это вопрос веры каждого конкретного человека. Принято, что к великомученику и целителю Пантелеймону, который был при жизни врачом, обращаются с молитвами, чтобы он помог исцелиться. Апостол Лука – тоже врач, ему молятся болящие. А к Божьей Матери мы обращаемся со своими скорбями, потому что она – «всех скорбящих радосте», помогает людям своим предстательством. Больше я бы не хотел говорить, а то получится какой-то сборник рецептов: от зубов – один святой, от глаз – третий. Это неправильно.

ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ

• Казанская икона Божьей Матери (Петербургская) (1721 г)

Казанский кафедральный собор 191186, С.-Петербург, Казанская пл., 2; ст. метро «Невский проспект»

Молятся о прозрении слепых очей и исцелении болезней глаз, об избавлении от нашествия иноплеменных, об заступлении в тяжелые времена, об исцелении всякой немощи телесной, о сохранении Российской державы, ею благословляют вступающих в брак.

• Спаса Нерукотворного (в терновом венце) (1676 г) из часовни в домике Петра I Спасо-Преображенский собор 191028, С.-Петербург, Преображенская пл., 1.

Транспорт: ст. метро «Чернышевская»; мрш. Т136, Э72, Т215; авт. 46, 26, 134; трл. 15

Читайте также:  Оценить икону в нижнем новгороде

Молятся об исцелении от смертельных болезней и о придании большей жизненной силы.

• Божьей Матери «Всех Скорбящих Радосте» (с грошиками) (1888 г) (Санкт-Петербургская) из Скорбященской церкви на Стеклянном заводе

Троицкая церковь «Кулич и Пасха» 193012, С.-Петербург, пр. 0буxoвcкой обороны, 235.

Транспорт: ст. метро «Пролетарская»; мрш. Э97; авт. 268, 11, 53, 52, 440, 440а, 440г, 272, 272а, 97; трл. 16; трм. 24, 27, 39, 44

• Божьей Матери «Всех Скорбящих Радосте» (1711 г) из Скорбященской церкви на Шпалерной ул.

Спасо-Преображенский собор, СПб, Преображенская пл., 1.

Транспорт: ст. метро «Чернышевская»; мрш. Т136, Э72, Т215; авт. 46, 26, 134; трл. 15 •

— Этим двум иконам молятся все обиженные, угнетенные, страждущие, страдающие припадками, раслабление рук, болезнию горла, туберкулезом.

• Божией Матери Милующей (XIX в) из церкви Милующей Божьей Матери Церковь Смоленской иконы Божьей Матери

Транспорт: ст. метро «Приморская»; мрш. Т62; авт. 41, 128

Молятся о прощении грехов, в том числе и смертных, при душевных и телесных болезнях, при окончании всякого дела, при эпидемиях, о счастье в браке, при несчастных случаях.

• Божьей Матери «Скоропослушница» (XIX в) из Николо-Барградской церкви

Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры

СПб, пл. Александра Невскoгo, 1; ст. метро «Площадь Александра Невского»

Молятся при многих недугах — слепоте, хромоте, расслаблении, находящиеся в плену, попавшие во власть стихии

• Божией Матери «Троеручица» (XVIII в) из Симеоновской церкви

Николо-Богоявленский собор, СПб, Никольская пл., 1/3.

Транспорт: ст. метро «Садовая»; мрш. Т1, Т7, Т124; авт. 50; трм. 14, 54

Молятся при болезнях рук, ног, душевном неспокойствии, при пожаре и при всяких нуждах и болезнях

• Божией Матери «Знамение» (Царскосельская) (1740 г) из Знаменской церкви Царского Села

Иоанно-Богословская церковь Духовных школ, СПб, Обводный канал, 17; ст. метро «Площадь Александра Невского»

Молятся об исцелении от слепоты, холеры и при всяких нуждах и болезнях

• Николая Чудотворца (с частицей мощей) (середина XVII века)

Николо-Богоявленский собор, СПб, Никольская пл., 1/3.

Транспорт: ст. метро «Садовая»; мрш. Т1, Т7, Т124; авт. 50; трм. 14, 54

Николая Чудотворца (Колпинская) (1713 г) из Никольской церкви в Колпино

Троицкая церковь «Кулич и Пасха», СПб, пр. 0буxoвcкой обороны, 235.

Транспорт: ст. метро «Пролетарская»; мрш. Э97; авт. 268, 11, 53, 52, 440, 440а, 440г, 272, 272а, 97; трл. 16; трм. 24, 27, 39, 44

Этим двум иконам молятся об исцелении от разных недугов, о покровительстве семейного очага, за детей, о помощи в бедности и нужде, о помощи в разных бедах, о благополучии в пути, от бури и потопления на море, от грусти и уныния, чтобы пристроить в замужество дочерей, о заступничестве за вдов и сирот, о сострадании к беззащитным, в плену у врагов.

• Великомученицы Параскевы Пятницы (XVIII в ) из Никольской церкви с. Ильеши

Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры, СПб, пл. Александра Невскoгo, 1.

Транспорт: ст. метро «Площадь Александра Невского»

Великомученицы Параскевы Пятницы (начало XVIII в) из Пятницкой церкви на Пороховых

Никольская церковь на Большеохтинском кладбище, СПб, пр. Металлистов, 5.

Транспорт: ст. метро «Ладожская»; трм. 10

Молятся о сохранении домашних животных, она исцеляет тяжелые душевные и телесные недуги, особенно лихорадку или зубную боль, в случаях дьявольского наваждения. Ей же молятся девушки на выданье, чтобы выйти замуж по любви и поскорее.

• Божией Матери Смоленская (XVIII в) из Свято-Духовской церкви на Большой Охте

Никольская церковь на Большеохтинском кладбище, СПб, пр. Металлистов, 5.

Транспорт: ст. метро «Ладожская»; трм. 10

Молятся об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного мира и в других сложных и неразрешимых ситуациях.

• Великомученика и целителя Пантелеймона (XVIII в) из Пантелеймоновской церкви

Спасо-Преображенский собор, СПб, Преображенская пл., 1.

Транспорт: ст. метро «Чернышевская»; мрш. Т136, Э72, Т215; авт. 46, 26, 134; трл. 15

Молятся об исцелении души и тела

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (1476 г) из Иоанна-Богословского собора Череменецкого монастыря

Казанский собор, г. Луга, ул.Гагарина, 27

Молятся о покровительстве супружеству, о хранении чистоты и целомудрия, а также об исцелении от разных недугов.

Читайте также:  Мальчик с иконой в руках

• Божией Матери «Печерская» (1789 г) из церкви урочища Малая Печерка Лужского р-на

Казанский собор г. Луга, ул.Гагарина, 27

Молятся об исцелении души и тела.

• Божией Матери Феодоровская (Царскосельская) (1991 г)

Феодоровский Государев собор в Царском Селе, Пушкин, Академический пр., 34.

Транспорт: электричка с Витебского вокзала до ст. «Детское Село»

Молятся при трудных родах

МОЩИ СВЯТЫХ

• Благоверного великого князя Александра Невского (1263 г.)

Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры, наб. Реки Монастырки, 1.

Транспорт: ст. метро «Площадь Александра Невского»; мрш. Т185, Т289, Т55, Т110, Т117, Э120, Э160, Т82, Э8; авт. 8; трл. 14, 33; трм. 7, 39, 65

Св. кн. Александру молятся об избавлении Отечества от иноземного нашествия, о добром нраве властей и правителей, об успехе в ратном деле, о твердом стоянии в вере.

• Преподобного Александра Свирского (1553 г.)

Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь, Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, Aнapeeвщинская волость, пос. Свирское.

Транспорт: Поезд или автобус из Петербурга в сторону Мурманска до г. Лодейное Поле и далее до д. Старая Слобода на рейсовом автобусе.

Прп. Александру молятся в желании принять монашество, о наставлении в иноческом делании, об утешении сердец родителей, которые чрезмерно скорбят об избрании чадом иноческого пути, о помощи в учении, а также о помощи в недуге расслабления

• Преподобного Антония Дымского (1224 г.)

Под спудом в бывшем Антониево-Дымском мужском монастыре Тихвинского р-на

• Преподобного Арсения Коневского (1447 г.)

Рождественский собор Коневского Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря, Ленингравдская обл., Приозеpcкий р-н, пoс. Bладимировка, о. Кoневец

Молятся о всяких нуждах

• Священомученика Иоанна (Кочурова), пресвитера Царскосельского (1917 г.)

Под спудом в левом приделе разрушенного Екатерининского собора Царского Села (г. Пушкин) на бывшей Соборной пл.

Молятся о всяких нуждах

• Праведного Иоанна Кронштадтского (1908 г.)

Под спудом в церкви святого пророка Илии и святой мученицы Феодоры Иоанновского ставропигиального женского монастыря, СПбг, наб. р. Карповки, 45.

Транспорт: ст. метро «Петроградская»; мрш. Т234; авт. 25.

Молятся об исцелении недугов и помощи в различных житейских нуждах, о трезвости и духовном просвещении

• Преподобного Киприана Стороженского (после 1598 г.)

Под спудом в Никольской церкви Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, с. Сторожно

Молятся о всяких нуждах

• Преподобного Корнилия Паданского (XVI в.)

Под спудом во Введенской церкви Ленинградская обл, Подпорожский р-н, пос. Падано

Молятся о всяких нуждах

• Блаженной Ксении Петербургской (около 1803 г.)

Под спудом в часовне блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, СПб, Kамская ул., 24.

Транспорт: ст. метро «Приморская»; мрш. Т62; авт. 41, 128

Молятся об устроении житейских дел и избавлении от различных бед, считается «женской» помощницей

• Преподобного Макария Римлянина (Новгородского) (XVI-XVII в.)

Под спудом на месте разрушенной Успенской церкви Макарьевской мужской пустыни Тосненского р-на

Молятся о всяких нуждах

• Преподобного Мартирия Зеленецкого (1603 г.)

Под спудом в церкви святого Иоанна Богослова Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря, ЛО., Boлxoвcкий р-н, Усадищенская вол., ст. Зеленец

Молятся о всяких нуждах

• Преподобного Серафима Вырицкого (1949 г.)

Под спудом у алтаря Казанской церкви пос. Вырица, ЛО., Гатчинский р-он, пос.Вырица, пр. Кирова, 49

Молятся о всяких нуждах

• Преподобных Сергий и Варвары, родителей преподобного Александра Свирского (XVI в.)

Под спудом в бывшей Преображенской (нижней) церкви Введено-Оятского женского монастыря, ЛО., Лодейнопольский р-н, ж/ст. Oять

Молятся в желании принять монашество, о наставлении в иноческом делании, об утешении сердец родителей, которые чрезмерно скорбят об избрании чадом иноческого пути, о помощи в учении, а также о помощи в недуге расслабления

• Преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев

Под спудом в Спасо-Преображенском соборе Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря остров Валаам

Преподобным Сергию и Герману Валаамским молятся в желании вступить на путь монашества, о помощи в иноческом делании

• Преподобномученика Трифона Городецкого (1593 г.)

Под спудом в часовне преподобномученика Трифона при Успенской церкви, ЛО, Лужский р-он, с. Городец

Мученику Трифону молятся об избавлении от одержимости, о сохранении посевов и прочих результатов работы

Источник статьи: http://sanktpeterburg.bezformata.com/listnews/chudodejstvennie-ikoni-i-moshi-peterburga/1630699/