Меню

Чудотворные иконы пензенской области

ПЕНЗЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Пензенская Казанская икона Божией Матери

Пензенская икона Божией Матери, чудотворный список Казанской иконы

Икона была подарена Пензе царём Алексеем Михайловичем на основание города в 1666 году. Эта икона прославилась в 1717 году чудесным спасением пограничного в то время города от опустошительного нашествия кочевников.

Ногайская орда совершала рейды вглубь России, разоряя все поселения на своем пути. Пензенский гарнизон не располагал достаточными силами для обороны, так как не задолго до этого Пётр I переселил казаков на новые границы империи, которые расширились в результате его азовских походов. После неудачного штурма, кочевники взяли Пензу в осаду. Хотя атака нападающих и была отбита, долгой блокады крепость выдержать не могла. Накануне 4 августа 1717 года, когда уже не оставалось надежды на спасение города, все жители собрались в Спасский кафедральный собор на бдение, не прерывавшееся всю ночь. Рано утром, с пением акафиста, на крепостную стену вознесли Казанскую икону Богородицы. Когда ногайцы опять пошли на приступ, лик Божией Матери потемнел, и святая икона отвернулась от врагов. В стане неприятеля тот час произошло смятение, и он бежал.

Икона находилась в Спасском кафедральном соборе города с моменты его постройки до времени завершения богослужений после октябрьского переворота. В 1920-х гг. икона находилась в Петропавловской церкви, в 1930-х годах, вероятно, — в Успенском соборе. Затем икона была перенесена в храм Митрофана Воронежского, где пребывает и поныне.

В конце XIX века этой иконе Пресвятой Богородицы помимо общецерковного, было установлено местное празднование – 4/17 августа. С 2006 года, по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II, празднование Пензенского образа Казанской иконы Божьей Матери включено в общецерковный календарь.

Источник статьи: http://drevo-info.ru/articles/27826.html

Чудотворные иконы Божией Матери Пензенской и Кузнецкой епархии

Казанская икона Божией Матери

Чудотворная Казанская Богородица — главная святыня Пензы. Эта икона была пожалована в 1666 году царем Алексеем Михайловичем гражданам нового города, основанного для защиты южных рубежей Русского государства.

Казанская икона Божией Матери Вышитая икона Богородицы Казанская

Для принятия святой иконы из Пензы отправилась в Москву особая депутация, которая на руках принесла драгоценный царский дар.

Не раз Божия Матерь защищала Пензу от набегов и опустошений кочевавших в астраханских и саратовских степях ногайцев, прозванных кубанцами (их главное кочевье находилось на Кубани), от отрядов Пугачева.

Долгие годы икона Пресвятой Богородицы находилась в Пензенском Спасском кафедральном соборе, а после его закрытия в 1923 году была перенесена в кладбищенский храм во имя святителя Митрофана Воронежского, в котором пребывает и сейчас.

Трубчевская икона Божией Матери

Трубчевская икона Божией Матери почиталась в Наровчатском Троице-Скановом монастыре. Название икона получила по месту своего происхождения — надпись на ней гласит, что ее написал священник из города Трубчевска (тогда Орловской губернии) по имени Евфимий.

В годы советской власти монастырь разграбили, икону Божией Матери перенесли в Наровчатский краеведческий музей. В пыли и забвении она пролежала в хранилище почти пятьдесят лет. В музейной описи 1975 года Трубчевская икона Божией Матери значилась утерянной.

В 1993 году, когда в музее начался поиск пропавших экспонатов, обнаружилось, что икону использовали как подставку для экспонатов. Серебряная риза с драгоценными камнями, с которой икона Божией Матери поступила в музей, исчезла, рама сгнила, иконная доска покоробилась, холст покрылся темно-зеленой плесенью, сквозь которую едва проглядывался лик Божией Матери и глаза Спасителя. В таком виде музей вернул святыню Церкви. После реставрации в Троице-Сергиевой лавре икона возвратилась в возрожденный Троице-Сканов монастырь.

Первое чудо, явленное Божией Матерью по молитвам пред этим образом, — исцеление четырехлетней девочки, которая не умела говорить. Священнослужитель посоветовал матери помолиться пред Трубчевской иконой Пресвятой Богородицы, а затем помазал ребенка маслом из лампадки — и через несколько дней девочка начала говорить. «Это чудо, — рассказывает ее мама. — До этого моя дочь только мычала что-то нечленораздельное, а теперь даже поет».

Сейчас монастырская святыня увешана золотыми украшениями, серьгами, кольцами, крестиками.

Мы даже не знаем многих, кто все это оставляет, — говорит одна из сестер монастыря. — Они передают украшения матери Софье, но иногда не говорят, чем помогла им Божия Матерь. У нас ведь много гостей — не только тольяттинцы автобусами приезжают, но едут с Дальнего Востока и Крайнего Севера, из Украины и Венгрии.

Источник статьи: http://ikona2.info/ikony-bogorodicy-penzenskaya-eparxiya.php

Икона Богородицы Казанская (Пензенская)

Празднование:

История

Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла по­жа­ло­ва­на ца­рем Алек­се­ем Ми­хай­ло­ви­чем (1645–1676) в бла­го­сло­ве­ние го­ро­ду Пен­зе при его ос­но­ва­нии в 1666 го­ду. От Моск­вы до са­мой Пен­зы об­раз нес­ли на ру­ках и по­ме­сти­ли в го­род­скую со­бор­ную цер­ковь. При­те­кав­шие с ве­рой к этой иконе все­гда по­лу­ча­ли по­мощь в раз­лич­ных нуж­дах.

Чу­до­твор­ной иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Пен­за обя­за­на сво­им спа­се­ни­ем от вра­гов. На­ка­нуне 4 ав­гу­ста 1717 го­да во вре­мя на­ше­ствия ко­че­вав­ших в аст­ра­хан­ских и са­ра­тов­ских сте­пях но­гай­ских та­тар (так на­зы­ва­е­мый «ку­бан­ский по­гром»), ко­гда не оста­ва­лось на­дежд на спа­се­ние го­ро­да, все жи­те­ли со­бра­лись в со­бор на бде­ние, ко­то­рое не пре­ры­ва­лось всю ночь. Утром ико­ну с кре­ста­ми и хо­руг­вя­ми вы­нес­ли на кре­пост­ной вал и на­ча­ли петь ака­фист. Ко­гда но­гай­цы по­шли на при­ступ, лик Бо­жи­ей Ма­те­ри по­тем­нел и свя­тая ико­на от­вер­ну­лась от вра­гов. Во вре­мя чте­ния мо­лит­вы в та­тар­ском стане про­изо­шло смя­те­ние, и они бе­жа­ли.

В кон­це ХIХ ве­ка этой иконе бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние 4 ав­гу­ста. На все­нощ­ном бде­нии по­ло­же­но ве­ли­ча­ние: «Ве­ли­ча­ем Тя, Пре­свя­тая Де­во, и чтем об­раз Твой свя­тый, им­же из­ба­ви­хом­ся от по­га­ных на­ше­ствия».

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Казанской» (Пензенской), глас 4

Засту́пнице усе́рдная,/ Ма́ти Го́спода Вы́шняго,/ за всех мо́лиши Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,/ и всем твори́ши спасти́ся,/ в держа́вный Твой покро́в прибега́ющим./ Всех нас заступи́, о Госпоже́, Цари́це и Влады́чице,/ и́же в напа́стех, и в ско́рбех, и в боле́знех обремене́нных грехи́ мно́гими,/ предстоя́щих и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю/ и сокруше́нным се́рдцем/ пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми/ и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя,/ избавле́ния всех зол,/ всем поле́зная да́руй,/ и вся спаси́, Богоро́дице Де́во:// Ты бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м.

Перевод: Заступница усердная, Матерь Господа Всевышнего, за всех молишь Ты Сына Твоего, Христа Бога нашего, и содействуешь спасению всех, под мощный Твой покров прибегающих. Всех нас защити, о Госпожа, Царица и Владычица, пребывающих в напастях, и скорбях, и болезнях, обремененных грехами многими, предстоящих и молящихся Тебе с умиленною душою и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами, и имеющих твердую надежду в Тебе на избавление от всех зол. Всем полезное даруй и всех спаси, Богородица Дева, ибо Ты – Божественный покров рабам Твоим.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Казанской» (Пензенской), глас 8

Притеце́м, лю́дие, к ти́хому сему́ и до́брому приста́нищу,/ ско́рой Помо́щнице, гото́вому и те́плому спасе́нию, покро́ву Де́вы,/ ускори́м на моли́тву и потщи́мся на покая́ние:/ источа́ет бо нам неоску́дныя ми́лости Пречи́стая Богоро́дица,/ предваря́ет на по́мощь и избавля́ет от вели́ких бед и зол// благонра́вныя и богобоя́щияся рабы́ Своя́.

Перевод: Прибегнем, люди, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы; поспешим на молитву и подвигнемся на покаяние: ибо источает нам неоскудевающие милости Пречистая Богородица, спешит на помощь и избавляет от великих бед и зол благочестивых и Богобоязненных рабов Своих.

Источник статьи: http://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-penzenskaja

Чудотворные иконы пензенской области

Чудотворную Владимирскую икону Божией Матери привезли в Спасский собор из села Большой Вьяс

Перенесение в Спасский кафедральный собор г. Пензы чудотворной Владимирской иконы Божией Матери из Владимирского храма с. Большой Вьяс Лунинского района приурочено к празднованию Собора святых Пензенской митрополии. Эта дата внесена в церковный календарь Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и празднуется в 2021 году впервые. Торжества проходили в Спасском кафедральном соборе г. Пензы. Здесь Владимирская икона будет пребывать до вечера понедельника 14 июня, а затем вновь вернется на свое постоянное место пребывания в с. Большой Вьяс. Таким образом, возобновляется дореволюционная традиция, когда каждые два года эту икону переносили в Пензу на несколько дней.

Расписание богослужений в Спасском кафедральном соборе на время пребывания в нем Владимирской иконы Божией Матери:

12 июня, суббота
17:00 — всенощное бдение.

13 июня, воскресенье
8:00 — Божественная литургия,
17:00 — вечернее богослужение с чтением акафиста Владимирской иконе Божией Матери.

14 июня, понедельник
8:00 — Божественная литургия.

Владимирская икона Божией Матери

С Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на протяжении столетий было написано множество списков, некоторые из них прославились чудотворениями, как и образ из Вьясской пустыни. Вьясской Владимирской иконе более 300 лет, официально она датируется 1713 годом, когда в Большом Вьясе уже был монастырь. Икона издревле почиталась пензенцами. Этот чудотворный образ не раз защищал Пензенскую область от различных невзгод и нестроений.

А начиналось все в далеком XVII веке. В Сурском крае в то время проживали казаки. Многие земли были необитаемы и раздавались служивым людям в качестве награды. Местное мордовское население здесь было преимущественно языческим. Два старца, Иоанн и Тихон, с Владимирской иконой Богоматери шли по тракту из Саранска в Пензу миссионерским путешествием. Дойдя до одного из поместий, они остановились у реки, где бил ключ. Поставили икону, чтобы немного передохнуть, и услышали Голос о том, что эту икону нужно оставить здесь и основать монастырь. Они возвели деревянную часовню над источником, вокруг которого со временем было построено несколько келий, храм и образован монастырь.

Обитель была закрыта после революции 1917 года, и все иконы, которые были в ее храмах, вынесли к речке, чтобы сжечь на костре. Владимирскую икону Богородицы спасла от поругания раба Божия Пелагия Майорова. Вместе с иконой она рекой добралась до Лесного Вьяса и скрыла ее в своей избе. Когда Пелагия заболела, то передала святыню благочестивой Марии Морозовой (Мещеряковой), которая почистила икону и хранила у себя до открытия храма в Лесном Вьясе. Некоторое время этот список в медном окладе был выставлен для почитания в новой церкви Лесного Вьяса.

В 2010 году настоятель Владимирского храма узнал от местных жителей, что икона находится в Лесновьясском храме. Икона была отправлена в Москву на экспертизу, поскольку ее подлинность вызывала сомнения. Экспертиза, длившаяся целый год, подтвердила, что этой иконе 300 лет. Подлинность иконы смогли доказать и тем, что к ней в более позднее время были приписаны два святых – Тихон Амафутский и Иоанн Креститель, в память тех старцев, которые принесли ее в будущую обитель. Ни на одном другом списке этих святых нет. С нее был снят верхний слой, после чего икона была отреставрирована и возвращена на свое историческое место во Владимирский храм бывшего Владимирско-Богородицкого мужского монастыря с. Большой Вьяс.

Перевернулась трагическая страница истории этой святыни. 80 лет считалось, что икона исчезла безвозвратно. А теперь поклониться святыне можно не только в с. Большой Вьяс в течение всего года, но и в Пензе — с 11 до 14 июня.

Источник статьи: http://xn—-7sbbracknn1actjpi5e2ih.xn--p1ai/2021/06/12/%D1%87%D1%83%D0%B4%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%83%D1%8E-%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%8E-%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%83-%D0%B1%D0%BE%D0%B6%D0%B8/

Чудотворные иконы пензенской области

Пензенская-Казанская икона — одна из главных святынь Сурского края. Считается, что ею благословил первопоселенцев крепости над рекой Пензой царь Алексей Михайлович в 1663 г. Возможно, выбор образа был обусловлен тем, что эти земли входили в административное подчинение приказа Казанского дворца.

Основоположник пензенского краеведения протоиерей Яков Бурлуцкий, исследователь истории чтимых икон Пензенской губернии, приводит такое предание: «Для принятия от царя Св. Иконы жителями Пензы отправлена была в Москву особая депутация, которая и принесла ее на руках в Пензу. По предварительном извещении жителей гг. Пензы, Мокшана, Ломова и Саранска о приближении шествия со Св. Иконой, толпы жителей из означенных городов устремились на сретение ее и, по выражению предания, собралась на пути тьма народа, которая, предводимая пензенским духовенством, и внесла Св. Икону в пензенскую соборную церковь».

Бурлуцкий, ссылаясь на рукопись из библиотеки Спасского собора, приводит три рассказа о чудесах, связанных с Казанской иконой.

Первое из этих событий знакомо каждому православному пензенцу: это спасение крепости во время Большого Кубанского погрома в августе 1717 г. Тогда ногайские татары захватили и выжгли все окрестности Пензы, увели в плен тысячи крестьян, но взять город не смогли.

«Жители города, подкрепленные дворянами, явившимися из уезда со своими людьми на помощь и защищение Пензы, несколько дней отражали неприятеля с крепостного вала, ожидая между тем воинской помощи от правительства, — пишет Яков Бурлуцкий. — Но ожидаемая помощь не приходила; а защитники со дня на день уменьшались. Пензенская сила ослабевала.

Тогда пронеслась по городу страшная весть, что 4-го августа кубанцы положили всею массою сил своих ударить на город, разбить крепостные башни и ворота и город весь выжечь и вырубить. Погасла надежда на свои силы и ожидаемое подкрепление; но еще оставалась вера, крепчайшая меди и железа. Накануне рокового дня жители собрались в соборную церковь искать защиты у Царицы Небесной пред ее чудотворным образом. Слезные вопли не умолкали всю ночь. Наконец с появлением на небе утренней зари молящихся известили, что варвары уже начали генеральный приступ к городу.

Тогда Св. Икона крепкой Заступницы рода христианского, со крестами и хоругвями, была вынесена на площадь к Никольским воротам. Началось молебное пение к Взбранной Воеводе, сопровождаемое воплем многим младенцев, юных и старых.

И вдруг лик Богоматери на иконе почернел наподобие угля и из очей его появились слезы. Христиане в ужасе и трепете пали ниц, а многие теснились к иконе, чтобы освятиться священными слезами Св. Образа. Между тем, протоиерей читал молитву: «О Пресвятая Госпоже Дево Богородице…» Молебное пение оканчивалось; но молитвенные слезы еще лились рекою и рыдания всеобщей скорби не умолкали. Тогда увидели новое чудо: лик Богоматери просиял, как солнце, дивным и неизъяснимым светом. Сердца молящихся забились радостною надеждою; и скоро весть, что город спасен, что кубанцы бегут от Пензы, оправдала эту надежду.

Побораемые невидимою силою, они устремились от города в беспорядке, с великою поспешностию забирая пленных и повозки. Вышедшие после из плена рассказывали признание самих варваров, что в то самое время, как они готовы были окончательно ударить на город всеми силами, увидели пред своими полчищами прекрасную, но грозную Деву, выехавшую из Пензы на белом коне, в сопровождении двух благолепных старцев, одного плешивого, а другого брадатого (граждане заключили, что то были угодники Божии – Николай Чудотворец и преподобный Сергий Радонежский, которого тогда в соборе был придел), и светоносными паче солнца лучами, как пламенным мечем, поражающую нападавших, от чего они объяты были страхом и бежали».

Также протоиерей Иаков Бурлуцкий упоминает об исцелении от слепоты солдатской дочери из Пешей слободы, во время молебна перед Казанской иконой; о помещице села Блохино Настасье Танеевой, которая, после того как в ее дом была принесена икона и перед ней совершен молебен, встала со смертного одра; о том, как один пензенский мещанин, незадолго до Пугачевского бунта, выздоровел на Успение, после мысленной молитвы перед образом.

Божией Матери молились о том, чтобы пугачевцы их не казнили, два пензенских бургомистра, Борис Елисаров и Петр Андреев Какушкин, и были спасены. Воевода Ефим Чемесов, помолившись Матери Божией, 4 августа 1774 г. окончательно разбил бунтовщиков. И после этого, пишет Бурлуцкий, «благодарными жителями Пензы 4-го августа, по двукратному в этот день избавлению города от нашествия кубанцев и злодейств Пугачева, в продолжение нескольких лет после сего совершаемо было празднество Божией Матери ради Казанской Ее иконы, которой пели на всенощных бдениях: «Величаем Тя, Пресвятая Дево! и чтим образ Твой святый, им же избавихомся от поганаго нашествия»». Эти слова были начертаны над Царскими вратами в Спасском соборе XVIII в.

Многочисленные случаи исцеления по предстательству Божией Матери фиксировались и в XIX в. Елизавета Вигель, дочь одного из первых пензенских губернаторов Филиппа Лаврентьевича Вигеля, рассказала Бурлуцкому о чудесном выздоровлении ее отца: «Больной лежал недвижим; три доктора попеременно брали пульс его и единогласно объявили, что жизнь продолжится недолго. Между тем жена больного, благочестивая Мавра Петровна Вигель, испросила благословение преосвященного Гаия с торжественным ходом при колокольном звоне принести из собора чудотворный образ Всемирной Заступницы.

Образ был принесен. Доктор стоял у возглавия больного и постоянно смотрел пульс его; больной икал, как обыкновенно бывает пред смертию. Началось молебствие с водоосвящением. По освящении воды ветошка была намочена оною и приложена к голове больного. Он заснул. Когда образ Царицы Небесной обратно отнесен был в собор, и жена подошла к больному, доктор взял пульс его и с изумлением нашел в нем быструю, неожиданную перемену к лучшему; он тогда же поздравил Мавру Петровну с чудом, — и действительно, проснувшись, больной попросил чая, благодарил Царицу Небесную за облегчение болезни и скоро выздоровел».

Главка «Казанская икона в Пензе» есть и в книге Евгения Поселянина «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон», изданной в 1909 г. Автор, один из самых известных православных писателей начала ХХ в., целиком и полностью опирается на исследование Бурлуцкого, не сообщая ничего нового. Его труд для нас важнее как свидетельство того, что к этому времени Пензенский-Казанский образ имел уже общероссийскую известность.

Вплоть до 1923 г. Казанская икона хранилась в Спасском кафедральном соборе. Перед ней молились все императоры, посещавшие Пензу, все пензенские архипастыри, несколько поколений горожан.

В годы Гражданской войны с иконы исчезла драгоценная риза — в ее похищении молва обвиняла лишенного сана пензенского архиепископа Владимира (Путяту). После того, как собор был закрыт, Казанскую икону, по всей видимости, перенесли в Рождественский храм (на углу современных улиц Горького и Кирова), а в 1925 г. — в Петропавловский храм на улице Московской: эти храмы последовательно были кафедральными соборами раскольников-обновленцев. В 1931 г. Петропавловская церковь также была закрыта, и до 1937 г., предположительно, святыня хранилась в Успенском соборе на Мироносицком кладбище. А затем, после закрытия и этого храма, оказалась в Митрофановской церкви, оставшейся единственной действующей в городе.

Есть предание о том, что и Митрофановский храм хотели закрыть и отдать военным. Они начали разбирать иконостас, поставили в угол Казанскую икону, но на следующее утро снова увидели ее на своем месте в киоте. После этого новые хозяева от храма отказались, и его вернули прихожанам.

В советские годы икона пользовалась любовью и уважением не только верующих, но даже представителей атеистической власти. Георг Мясников, второй секретарь обкома партии, 12 июня 1976 г. записал в дневнике: «Остановились у Митрофаньевской церкви. Воспользовался случаем и впервые вошел в эту церковь. Попросил показать икону Казанской Божьей Матери, которую прислал во вновь построенный город Пензу царь Алексей Михайлович в 1660-х годах. Лик древний. Лицо матери в окладе и лицо младенца, отдаленное от матери тем же окладом. При свечах смутно различаются общие контуры. Услужливый представитель двадцатки (скорее всего, узнал!), зажег электричество. Лик как-то высветился. Очень впечатляют глаза Богородицы. Умели древние мастера только выражением глаз создать настроение. Женщина говорит, что он [лик] иногда белым бывает. Стоишь и думаешь: сколько поколений пензяков искало в этом взгляде ответа на вечные вопросы. Они ушли — облик матери остался. Икона уже этим святая!»

Епископ Пензенский и Саранский Мелхиседек (Лебедев, на кафедре в 1970-1978 гг.) ввел традицию совершать воскресными вечерами чтение акафиста перед Казанской иконой. Позже их неукоснительно, каждую неделю, читал его приемник, архиепископ Серафим (Тихонов). Ко дню чествования Пензенской-Казанской традиционно стали приурочивать епархиальные собрания духовенства.

В 1989-1990 гг., стараниями владыки Серафима, образ был восстановлен московскими реставраторами. Через несколько лет для него была создана новая риза.

С 1984 г., в течение тридцати лет, вплоть до самой своей кончины, настоятелем (последние год с небольшим — почетным настоятелем) Митрофановского храма был митрофорный протоиерей Николай Тарасов (1927-2014). Он любил рассказывать о бесконечном потоке чудес, которые происходили по молитвам перед Пензенской-Казанской: будь то выздоровление неизлечимо больных, оправдание невинно осужденных, возвращение неразумных на путь истинный.
..1 октября 1999 г. с посещения Митрофановского храма начал свой визит в Пензу Святейший Патриарх Алексий II, он отслужил перед Казанской иконой молебен.

16 августа 2004 г., согласно Указу Святейшего Алексия, было установлено общецерковное почитание Пензенской-Казанской иконы Богородицы. С 2006 г. она упоминается в официальном календаре Московской Патриархии под 8/21 июля, а с 2012 г. – под 4/17 августа.

В августе 2003 г. протодиакон Александр Горшенёв составил тропарь и кондак, а в 2004 г. – и акафист Божией Матери, в честь Пензенской-Казанской Ее иконы. Правда, по стечению обстоятельств, тогда же на десятилетие был оставлен благочестивый обычай чтения акафистов перед святыней по воскресеньям. Возродил его в январе 2014 г. уже митрополит Серафим (Домнин).

Источник статьи: http://xn—-7sbbracknn1actjpi5e2ih.xn--p1ai/2017/08/17/%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0-%D0%B1%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B9-%D0%BC%D0%B0/

Читайте также:  Храм тихвинской иконы божией матери в сущеве расписание служб