Меню

Чудотворные иконы ростова великого

Святыни древнего Ростова

Автору этих строк посчастливилось побывать в паломнической поездке по храмам и монастырям Ростова Великого. Путь наш лежал в Спасо-Яковлевский монастырь, славный своей древней историей.

Впервые Ростов упоминается в летописи под 862 годом, где говорится, что князь Рюрик «раздая мужам своим грады. овому Полотеск, овому Ростов». Первые поселения славян появились на ростовских землях примерно в IX-X веках.

В 988 году равноапостольный князь Владимир передал Ростов одному из своих двенадцати сыновей, будущему страстотерпцу князю Борису. После гибели Бориса правил Ростовом его брат Ярослав, получивший имя Ярослава Мудрого.

Ученики преподобных Киево-Печерских старцев Антония и Феодосия пришли в эти северные края с проповедью Евангелия. Поначалу суровые нравы и традиции язычества мешали жителям принять веру Христову.

Просветителем ростовского края стал св. Леонтий, ученик преподобного Антония. Местные жители встретили святого враждебно. Поняв, что взрослое население не желает исправлять свою жизнь, Леонтий начал учить детей. Жители изгнали его из города.

Однажды, желая убить святого, они окружили его дом. Не устрашившись, служитель Христов вышел без оружия, в священнических ризах. Пораженные его твердостью, многие из них приняли крещение. Однако до полного просвещения было далеко. Святой Леонтий, как сообщает патерик, погиб мученический смертью от рук язычников.

В 1380 году, епископом был избран игумен Иаков, известный праведной жизнью. Но вскоре жители города изгнали святого. Епископ пришел к озеру, положил на воду свою мантию, и, встав на нее, поплыл. Увидев явное чудо, люди побежали вдоль берега, умоляя его вернуться. Мантия пристала к суше в том месте, где был основан Спасо-Яковлевский монастырь. Сойдя на берег, святитель сказал гонителям, что не держит на них зла, но остаток жизни хочет провести в молитвах и уединении.

Некоторые люди остались вместе с епископом, чтобы посвятить свою жизнь Богу. Они воздвигли храм в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, первый на территории обители. Святые и праведные Богоотцы Иоаким и Анна доныне являются покровителями монастыря.

Наш автобус остановился невдалеке от белоснежных стен Спасо-Яковлевского монастыря. Перед нами Яковлевский храм. Здесь находится рака с мощами великого угодника Божия преподобного Авраамия Ростовского. Известно, что родился он в г. Чухломе и звали его Иверк. С детства он был прикован к постели. Однажды в дом, где жил больной, пришли чужеземцы из Новгорода. Они рассказали о христианской вере. Иверк просил Бога об исцелении и дал обет, если выздоровеет, посвятить Ему свою жизнь. В тот же день юноша своими ногами ушел из дома.

Он крестился на Валааме, и там же принял монашество с именем Авраамий. Желая проповедовать учение Христово, он поселился возле Ростова. Здесь Авраамий с прискорбием наблюдал, как язычники молятся каменной статуе. Преподобный встретил старца, который посоветовал идти в Константинополь, и помолиться перед образом Иоанна Богослова. Авраамий тотчас вышел из города, и Господь, в награду за скорое послушание, сократил его путь. На дороге Авраамий встретил другого благолепного старца, который дал ему свою трость и велел ударить ею идола. Авраамий понял, что это был сам первоверховный апостол. От прикосновения камень рассыпался в прах. Блаженный Авраамий основал на месте чудесной встречи храм в честь Богоявления.

Читайте также:  Какая икона божьей матери по знаку зодиака

Проходим в Дмитриевский собор. Молимся перед ракой с мощами митрополита Димитрия Ростовского, составившего «Четьи-Минеи» («Книги житий святых»).

На Ростовскую кафедру святитель был назначен в 1702 году. Посетив древний Зачатьевский собор, он предсказал место своего будущего погребения: «Се — покой мой, здесь вселюсь в век века».

Над ракой с мощами святого мы видим Ватопедскую икону Божией Матери, именуемую также «Отрада» или «Утешение». Икону привез святитель Димитрий при вступлении на митрополичью кафедру.

Подлинник чудотворной иконы находится на Афоне в Ватопедском монастыре. Считается, что список иконы привез на Русь преподобный Максим Грек, монах Ватопедской обители в 1517 году. При советской власти она считалась утраченной, но была возвращена Церкви и передана монастырю митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

Перед этим образом святитель Димитрий скончался, стоя на молитве. Произошло это 28 октября 1709 года.

Спасо-Яковлевский монастырь провожал нас колокольным звоном. Многие люди, останавливаясь, поднимали мобильные телефоны, чтобы записать величавые звуки. В старину колокола созывали жителей городов и сел на собрания. Под перезвон шли крестным ходом. Отправлялись на войну и встречали важных гостей. Провожали свадебные поезда и погребальные шествия.

Благодатный звон разгоняет печали и заботы о житейских делах. Заставляет поневоле оторвать глаза от земли, к которой мы чересчур привязаны. Вспомнить, что мы всего лишь странники и пришельцы в этом временном материальном мире: «Наше бо жительство на небесех еси».

Источник статьи: http://www.vidania.ru/statyi/svyatyni_drevnego_rostova.html

Чудотворные иконы Божией Матери Ярославской и Ростовской епархии

Ватопедская икона Божией Матери

В Спасо-Яковлевском мужском монастыре города Ростова Великого почитается келейная икона святителя Димитрия Ростовского — Ватопедская икона Богоматери, с которой он никогда не расставался. После его кончины икона стала одной из главных святынь Ростова.

Яковлевский монастырь, в котором пребывала икона (возле мощей святителя), был закрыт в 1929 году, икону перенесли в церковь Успения Богоматери села Дивная гора, а после ее закрытия в 1963 году икона была вывезена в Москву архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом.

Икону владыке Никодиму передал один из последних насельников монастыря — архимандрит Иаков, завещавший вернуть ее в обитель, когда она вновь будет восстановлена. Впоследствии икона была передана митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию.

В августе 1997 года обитель посетил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в сопровождении владыки Ювеналия, который и возвратил в монастырь Ватопедскую икону Божией Матери.

В честь этого события в монастыре установлено празднование 25 августа — «Возвращение чудотворной, келейной святителя Димитрия, Ватопедской иконы Пресвятой Богородицы».

Икона Божией Матери Вратарница

Святыня древнего Алексеевского монастыря в Угличе — икона Божией Матери «Вратарница», или «Неугасимая Свеча» (в обители икону называют также «Свеча неугасимая Огня невещественного»). Эта икона была написана в период с 1864-го по 1872 год, когда настоятелем Алексеевского монастыря стал архимандрит Евангел, который сподобился видения Пресвятой Богородицы, стоявшей над обителью с горящей свечой в руке.

Читайте также:  Резная икона неопалимая купина

После первого чуда — излечения в 1894 году купца — пред иконой, по актам, составленным ярославской духовной консисторией, совершилось до начала XX века более сорока чудесных исцелений.

В 1930 году монастырь был закрыт. Церковное имущество частично было передано в музеи, частично разграблено или уничтожено. Но чудотворная икона Божией Матери была спасена верующими и все годы советской власти находилась в единственном действующем в Угличе храме царевича Димитрия, что на поле (построен на месте прощания жителей Углича с мощами убиенного царевича Димитрия во время перенесения их в Москву).

12 августа 2001 года по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского икона Божией Матери «Свеча неугасимая Огня невещественного» была перенесена из храма царевича Димитрия, что на поле, в возрожденный Алексеевский женский монастырь.

Сейчас икона снова пребывает в монастырском Успенском храме, который в народе за красоту называют «Дивным».

Икона Божией Матери Благодатное Небо

Икона Божией Матери Благодатное Небо почиталась в Вауловском ските, последнем монастыре, основанном святым праведным Иоанном Кронштадтским в 1903 году в бывшей дворянской усадьбе Ваулово (в двенадцати верстах от города Романова-Борисоглебска).

Эту усадьбу сенатор Владимир Мордвинов пожертвовал отцу Иоанну для устройства в ней женской обители. Отец Иоанн благословил устроить в усадьбе скит Санкт-Петербургского Иоанновского монастыря.

Батюшка полюбил это уединенное место — короткое летнее пребывание в Ваулове было для него такой же необходимостью, как поездки на родину, в Суру. Но если там бесчисленные заботы не оставляли ему времени для отдыха, то в скиту все старались не беспокоить отца Иоанна, ослабленного неусыпными трудами и болезнями.

Вауловский скит был закрыт богоборческой властью в 1919 году. К 1930-м годам были полностью разрушены обе церкви, разобрана каменная ограда скита. Но икона Божией Матери «Благодатное Небо» сохранилась и сейчас пребывает в Воскресенском соборе в Тутаеве (бывшем Романове-Борисоглебске). Почитателем этого образа был известный старец архимандрит Павел (Груздев), который последние годы жизни служил в этом храме.

Сейчас Вауловский скит возрожден, и в него с крестным ходом приносят из Воскресенского собора его главную святыню — икону Божией Матери «Благодатное Небо».

Чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть»

Чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть», которая сейчас находится в Казанской церкви города Рыбинска Ярославской области, раньше пребывала в Троицком храме села Верхне-Никульское (Некоузский район Ярославской области). В начале XX века эту икону Божией Матери привез в Троицкий храм села Верхне-Никульского со Святой горы афонский инок, иеромонах Иосиф (Мраморный), который был родом из этого села.

Долгое время в Верхне-Никульском храме служил старец архимандрит Павел (Груздев), отмечавший день памяти иконы Божией Матери «Достойно есть» как престольный праздник. В этот день сотни духовных чад великого старца съезжались со всей России в маленький сельский храм.

Отец Павел всегда поминал иеромонаха Иосифа, расстрелянного в годы гонений в застенках Петроградской тюрьмы, называл его «виновником торжества», а саму икону почитал как святыню.

Читайте также:  Икона алексей вышивка бисером

Источник статьи: http://ikona2.info/ikony-bogorodicy-yaroslavskaya-eparxiya-1.php

Чудотворные иконы ростова великого

На сайте, посвященном святителю Димитрию Ростовскому, мы стараемся рассказывать не только о нем самом, но и об истории и культуре его времени. Так, одним из самых значимых событий, на фоне которого проходила жизнь святителя, была Северная война (1700 — 1721). С историей этой войны, а точнее с Полтавской битвой, связано чудо от иконы Божией Матери «Балыкинской», послужившее к прославлению этого образа. Рассказано об этом будет в отдельной публикации. Сегодня же речь пойдет о малоизвестной для тех, кто не живет в Ростове, святыне этого древнего города — иконе «Умиление-Ростовской», которая является списком с Балыкинского образа и, таким образом, иконография иконы отсылает нас к культуре времен святителя Димитрия Ростовского.

1 апреля (19 марта по ст. ст.) 1911 года в Ростове при громадном стечении молящихся как местночтимая святыня был прославлен образ Божией Матери, получивший название «Умиление-Ростовская», а в народе названный «Богородица с яблочком».

Так закончилась история, за которой в течении года следили ростовцы — история необычной внезапной болезни 10-летней девочки Лизы Лепешкиной и ее чудесного исцеления от никому до этого неизвестной иконы Богородицы из Благовещенской церкви Ростова. Из уст в уста передавалась не только история об исцелении девочки, но и детали неоднократного посещения ее Пресвятой Богородицей, что, конечно, было событиями, совершенно выходящими из ряда обычных.

Не удивительно поэтому, что на прославлении иконы людей в храме было столько, что свечи гасли от недостатка воздуха.

Прославление образа состоялось по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Тихона (Белавина), будущего Патриарха Московского и всея Руси. Всю историю с болезнью и исцелением Лизы, явлениями ей Божией Матери исследовал и со слов очевидцев записывал епископ Иосиф (Петровых), тогда настоятель Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове. Он же возглавлял торжества по прославлению иконы.

Случаи исцелений и чудесной помощи после молитвы перед иконой «Умиление-Ростовской» постоянно фиксировались и после прославления образа. За 2 года было издано 5 тиражей книги о ней и каждый раз с дополнениями о случаях помощи.

В Ростове во многих храмах появились списки с новопрославленной святыни. Более того, множество списков заказывали семьи для домашней молитвы перед образом.

Одна из таких семейных реликвий — список с чудотворной иконы «Умиление-Ростовской» — несколько лет назад был передан в Спасо-Яковлевский монастырь. Предчувствуя кончину, икону передала пожилая прихожанка, рассказавшая, что в течении всей своей жизни молилась перед этим образом. Во время Великой Отечественной войны перед этой иконой молилась вся семья.

Сама явленная икона в настоящее время является святыней ростовского храма святителя Николая на Всполье, куда попала после разрушения Благовещенской церкви, в которой была обретена в 1910 году.

Когда пройдет переживаемое нами сложное время, те, кто не знал об этой святыне, вооружившись новыми знаниями, смогут приехать в Ростов и поклонится чудотворному образу в Никольском храме и его почитаемому списку в Спасо-Яковлевском монастыре.

Текст: Мария Рубцова Фотографии: Павел Рубцов

Источник статьи: http://dimitryrostovsky.ru/chudotvornaja-svjatynja-rostova-velikogo-ikona-bogorodicy-umilenie-rostovskaja/