Меню

Чудотворные иконы ростовской области

Центры паломничества Ростовской области

В современной России большинство людей считают себя верующими. Конечно, некоторые таковыми и являются, они регулярно посещают церковь, читают молитвы и т.п. Но, к сожалению, большая часть так называемых «верующих» не имеет ни малейшего представления о религиозной жизни. Церковные соборы это не только религия, но также неотъемлемая часть нашей истории. Они отражают культуру и духовность нашей страны. Многие храмы прошли тяжелейшей путь развития, а о них даже никто не слышал. В своей работе я хотела бы описать некоторые святые места Ростовской области.

1. Храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» в г. Аксай

Храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» был построен в Аксайской станице в 1897 году. Строительству храма предшествовало следующее событие. В 1830 году в станице Аксайской началась эпидемия холеры, и некоторым станичникам стала являться Божия Матерь. Она указывала им место, где они должны взять Ее икону, которая спасет людей от скорой смерти. Жители вместе со священником направились в заброшенный дом на краю станицы и нашли там икону. После крестного хода с молебнами вокруг станицы икона была помещена во временной часовне для поклонения. Уже на третий день после явления иконы эпидемия холеры в станице прекратилась.

Через 16 лет после обретения Аксайская икона Божией Матери была официально признана чудотворной на основании многочисленных фактов исцеления от чумы и холеры населения Аксайской станицы и окрестностей. Регулярно совершались крестные ходы с чудотворной иконой из Аксая в Новочеркасск и обратно с остановками в станицах. В то время икона находилась в Свято-Троицком храме станицы Аксайской (храм в настоящее время утрачен).

В 1891 году станичники решили поставить церковь на месте обретения чудотворной Аксайской иконы. Сотник Лошотников пожертвовал для строительства храма участок земли и свои личные сбережения. Одигитриевский храм был построен за шесть лет, а освящение состоялось 6 ноября 1897 года викарием Донской епархии епископом Иоанном (Митропольским). Аксайская икона была перенесена в Одигитриевский храм. С установлением советской власти на Дону Аксайская икона бесследно исчезла. Также были утрачены и чтимые ее списки.

Богослужения в Свято-Одигитриевском храме за всю его 114-летнюю историю прерывались только в годы Великой Отечественной войны из-за жестоких боев на южном фронте, в частности, в районе Аксайской станицы. В 1945 году станичники отремонтировали сохранившийся от военных потрясений храм, и богослужения в нем не прерываются вот уже 60 лет.

В последнее десятилетие Свято-Одигитриевский храм заново отреставрирован, благоустроено подворье. Сияние золотых куполов храма, расположенного на взгорье правобережья Дона, видны проходящим по реке судам, которые всегда подают в этом месте свои сигналы.

2. Свято-Никольский храм в ст. Еланская

Городок располагался ниже по течению Дона, в одной версте от нынешней станицы Еланской в урочише Лука, против х.Плешаковского, которое и ныне называется «старым городком». Место это было относительно недоступным для нападений татар, калмыков и других врагов. Название городка произошло от наименования реки Елань, задолго известной до основания поселения.

Читайте также:  Именные иконы схемы для вышивки бисером

В год основания Еланского городка, либо годом позже, в центре городка казаками была построена безалтарная деревянная часовня для отправления богослужений. Была она небольшой, так как казаки скрывали свои городки от неприятельского глаза. Часовня была местом сбора казачьего круга. Казаки ставили на аналой образ любимого святого, своего покровителя Николая Чудотворца, становились вокруг него для молитвы, сотворив ее, решали неотложные дела.

Величественная Свято-Никольская церковь была главной ценностью ст. Еланской, настоящим её достоянием. В ней начиналась и заканчивалась жизнь каждого жителя Еланского юрта, здесь крестили, отпевали и погребали на единственном тогда Еланском кладбище, а по душе усопшего обязательно звонил церковный колокол. Поминали усопших по православному обычаю.

Начиная с революции 1917г. ст. Еланская, некогда богатая, многолюдная и красивая, постепенно хирела и обезлюдивала. Одних расстреляли, других раскулачили, третьи не вернулись из тюрем и ссылок, кому-то удалось скрыться за границу, многие погибли на фронтах Великой Отечественной войны, некоторые семьи переселились в Вешенскую станицу, более благоустроенную. Ныне в Елани жизнь едва теплится, в ней проживает немногим более 100 человек. Бросаются в глаза заколоченные дома. Работы для молодежи нет. Станица Еланская только по названию. Везде следы разрушения здравого уклада жизни предков. Надежда, упование жителей Елани на Свято-Никольский храм. Восстановят храм, восстановится и станица.

На Никольскую церковь в начале 1990-х было больно смотреть. Железная крыша от времени пропала и давала течь в нескольких местах. Возникла угроза разрушения ценнейшего памятника архитектуры первой половины XIX века, духовного центра Еланской станицы, самого красивого храма на Верхнем Дону. Бюджетных денег на его восстановление не было выделено. В дальнейшем ремонт храма все-таки начался. К 300-летнему юбилею ст. Еланской (29 августа 1999 г.) западная часть храма была отремонтирована. Возобновились службы по праздникам. Но фронт работ по ремонту храма большой. Есть надежда, что со временем храм обретет свой первоначальный вид, свою былую красоту, а станица Еланская — своих жителей.

3. Крестовоздвиженский храм в с. Троицкое

В селе Троицкое Неклиновского района Ростовской области находится трёхпрестольный Крестовоздвиженский храм. Он был построен в конце 20-х годов 19-го столетия.

В 1922 году церковь была подвергнута варварскому разрушению и использовалась как зернохранилище. В 1941 году, во время немецкой оккупации, в храме содержались пленные и раненые. Во время боев за освобождение села в 1944 г. были полностью разрушены купол и колокольня храма. Через несколько лет после войны был проведен частичный ремонт и в правом приделе стали совершаться Богослужения. В 1953 г. Митрополитом Ростовским и Новочеркасским Вениамином (Федченковым) был освящен центральный придел в честь воздвижения Креста Господня. В период с 1977 по 1988 годы храм был полностью отреставрирован. На протяжении этих лет здание с Божьей помощью и непосильной помощью прихожан поддерживалось в надлежащем состоянии.

4. Храм Успения Пресвятой Богородицы в с. Недвиговка

Церковь Успения Богородицы в Недвиговке, что находится на полпути у железной дороги Ростов-Таганрог, является одним из хорошо сохранившихся храмов в нашей области. Еще в середине прошлого века в Недвиговке, где проживали 1180 человек, на высоком берегу Мертвого Донца была построена небольшая церквушка. В селении еще недавно жили те, кто венчался в ней. Но со временем церковь обветшала, и решено было возвести новую, неподалеку, в 20 метрах от прежней. От старой церкви перешло и название Успения Богородицы.

Читайте также:  Икона которая должна быть над дверью

Новая церковь — великолепный образец краснокирпичной эклектики. Дробленость архитектурного декора с элементами древнерусского зодчества, столь модными в конце прошлого века, строгая пропорциональность пяти куполов, ритмика сухариков по карнизу, графическая прорезь окон — все это разнообразие цельно и гармонично связано не только в архитектурных пропорциях, но и с окружающей природой. Этот памятник не столь уж далекого времени как бы смыкает в узел несколько улиц, образуя естественный центр Недвиговки.

Строительство храма началось в 1905 году. По обычаю в фундамент заложили частичку мощей святого (какого — уже в селе никто не помнит), и священник торжественно, с кадилом в руке, освятил первый камень. По словам нынешнего настоятеля храма о. Петра, это кадило до сих пор находится в церкви, и им пользуются только в особо торжественных случаях.

К сожалению, вся церковная библиотека и церковный архив были сожжены в 1937 году, и теперь невозможно установить ни имени первого священника, ни имени архитектора. Предположительно строительные работы были завершены в 1914 году.

Над входом в трапезную начертаны слова из Ветхого Завета:

«Если ты принесешь дар к жертвеннику и там вспомнишь, что твой брат имеет что-нибудь против тебя, оставь там, прежде примирись с братом твоим, тогда приди и принеси дар твой пред жертвенником. «

«Дети, заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как я возлюбил вас. Потом узнаете, что вы мои ученики».

Выше, на барабане купола — 8 окон. Сквозь них струится мягкий свет, освещая ярко утром — одни картины, на закате солнца — другие. Такой особенностью отличаются не все храмы. В центре купола на голубом фоне изображен Господь Вседержитель, а вся эта композиция носит название «Радость, о Господи, в преддверии рая». Это копия картины В. М. Васнецова, написанной в соборе Василия Блаженного в Москве.

Храм носит имя Успения Богоматери, которое отмечается 28 августа. По преданию, именно в этот день умерла мать Иисуса Христа. По словам о. Петра, в районе нынешней Недвиговки было когда-то немало поселений греков, особо чтивших Мать Марию. Этим и объясняется название церкви. Среди сельских церквей в Ростовской области церковь Успения Богородицы в Недвиговке, пожалуй, самая сохранившаяся и самая красивая.

5. Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в с. Петровка

Живоносный источник Божьей Матери — храм со своей историей. Собор известного в конце 19 века архитектора Вальпреда простоял почти сто лет. Но привлекателен для верующих он был не только мастерством зодчего.

«Единственное место на нашей Донской земле, где было явление Божьей матери. Явилась и сказала — здесь будут исцеляться. Люди приходили, пили воду, прикладывались к иконе. Обливались и получали исцеление и сейчас исцеляются», — рассказал отец Евгений, настоятель храма Живоносного источника Божьей матери.

Читайте также:  Расписание служб в храме порт артурской иконы в кургане

С тех пор на большие церковные праздники здесь собирается до нескольких десятков тысяч верующих, а каждые выходные — не меньше 150 человек. У источника многие получили исцеление.

— Таких людей очень много, — рассказал отец Евгений. — Причем я же Фома неверующий. Всех, кто рассказывает об исцелении, я прошу принести историю болезни или любые другие весомые доказательства. И люди приносят, а потом, по моей просьбе, записывают свои истории в специальную тетрадь.

Из Ростова в Петровку верующие едут на маршрутном автобусе, который отходит со старого ростовского автовокзала и из Рабочего городка.

Эти храмы лишь малая часть огромного духовного наследия нашей страны. Каждый из них имел большое значение для жителей городов и поселений, в которых они строились. Благодаря своей вере люди преодолевали трудности, переживали тяжелые годы войны, не давали разрушиться городам. А сейчас, мы называем себя верующими, до конца не осознавая значения этого слова… Чтобы двигаться вперед, нужно знать прошлое. Нужно знать историю. А чтобы знать историю, надо не только знать даты войн, но и с помощью чего (или кого), в этих войнах побеждали!

Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s46132t6.html

Храм Всех Русских Святых г.Ростов*на*Дону

старинная икона (XVIII века) свт. Николая Мирликийского, Чудотворца с частицей десницы святого

икона с частицей мощей святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских

икона с частицей мощей святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского

Икона с частицей мощей преподобного Максима Грека

икона с частицей мощей священномученика Илариона Троицкого

икона с частицей мощей святителя Тихона, патриарха Московского

икона с частицей мощей святой преподобномученицы княгини Елисаветы

частицы мощей Феодора Санаксарского; Александра Санаксарского; Анны Новгородской

частицы мощей: свт. Тихона Задонского; свт. Филарета Московского; свт. Феофана Затворника; свт. Петра, митрополита Московского; свт. Луки Крымского; мощей святых мучеников – младенцев Вифлеемских; прп. Евфросинии Полоцкой; прп. Филарета Глинского; прп. Феодота Глинского; прп. Архиппа Глинского; прп. Варсонофия Херсонского; власы прп. Серафима Саровского

Поделиться:

Икона дня

Православный календарь

Свт. Андрея, архиеп. Критского (740). Прп. Марфы, матери Симеона Дивногорца (551). Прп. Андрея Рублева, иконописца (XV). Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и страстотерпца праведного Евгения врача (1918).

Блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского (1174). Обре́тение мощей прп. Евфимия Суздальского, чудотворца (1507 или 1512). Мчч. Феодота и Феодотии (108). Сщмч. Феодора, еп. Киринейского (310). Сщмч. Саввы, еп. Горнокарловацкого (1941) (Серб.).

Сщмч. Димитрия Казанского пресвитера (1942).

Галатской иконы Божией Матери.

Утр. – Страстотерпцев:Мф., 36 зач., X, 16–2270.Лит. – Страстотерпцев:Рим., 99 зач., VIII, 28–39.Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.Свт.:Евр., 318 зач. (от полу’), VIII, 3–6.Мф., 21 зач., VII, 12–2171.Ряд.:Рим., 92 зач., VI, 11–17.Мф., 26 зач., VIII, 14–23.

Источник статьи: http://rostovhramvrs.cerkov.ru/main-page/nashi-svyatyni/