Меню

Чудотворные иконы в храмах перми

знаменитые в Прикамье иконы

Копии чудотворных икон со святой горы Афон

В октябре 2006 г. на Пермскую землю прибыли со святой горы Афон иконы Божией Матери «Иверская», «Отрада» или «Утешение» и святого великомученика Пантелеимона.

Прибывающая со Святой горы Афон икона Божией Матери именуемая «Отрада» или «Утешение» являет собой точную копию той, что находится в Ватопедском монастыре. По своим размерам она точно совпадает с оригиналом — 140 х 100 сантиметров. Образ написан на доске, изготовленной из дерева, которое росло на территории обители. Он украшен серебряным окладом, выполненным искусными греческими ювелирами. Прежде чем начать работать над иконой иноки много дней провели в посте и молитве. А в краски, которые использовались при написании образа, была добавлена частица мощей преподобного Максима Грека — святого, глубоко почитаемого как на святом Афоне, так и в России. 3 февраля 2007 года исполняется 1200 лет со дня явления этой чудотворной иконы. Эта икона будет постоянно находится в кафедральном соборе города Перми.

История иконы тесно связана с Ватопедским монастырем на Афоне. Во время сильной бури сын императора Феодосия Великого Аркадий упал с корабля в море. Беда эта случилась в 395 году близ монастыря. Спутники Аркадия тщетно искали бездыханное тело отрока в прибрежной полосе на афонском берегу. Отчаявшись, они хотели вернуться на корабль. Но в последний миг внимание всех привлек куст. Когда мореплаватели подошли к нему поближе, то увидели царевича, спокойно спавшего в тени куста. Он рассказал своим друзьям, что его спасло заступничество Божией Матери, к которой он успел обратиться в последнюю секунду перед своей явной гибелью.

После такого спасения сына император Феодосии Великий помог созданию обители на том самом месте, где произошло чудо. Монастырь назвали Ватопед, что в переводе с греческого означает «куст отрока». В алтаре соборного храма поставили образ Пресвятой Богородицы и дали иконе имя «Отрада». А через несколько столетий к нему добавилось еще одно слово — «Утешение». Это случилось после того, как в 807 году чудотворный образ спас Ватопедский монастырь от разбойников и разграбления.

Настоятель монастыря во время утреннего правила услышал от иконы Богородицы голос: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на монастырские стены и разгоните разбойников». Игумен увидел, что лики Богородицы и Младенца на Ее руках оживились. И Младенец сказал: «Нет, Мати Моя, пусть они будут наказаны». Царица Небесная, стараясь удержать руку Своего Сына, уклонилась ликом от Него направо и повторила Свои слова. Монахи поспешили на монастырские стены и отразили нападение разбойников. С той поры Ватопедская икона Божие и Матери сделалась известной под именами «Отрада» или «Утешение», а положение ликов на ней осталось в том виде, в каком оно оказалось при голосе, троекратно слышанном игуменом.

Икона Божией Матери «Иверская»

является точной копией афонской иконы. Икона написана монахами Святой Горы. Эта икона будет постоянно находится в кафедральном соборе города Перми.

Иверская икона Божией Матери находится в Иверском монастыре на Афоне с 999 года. В IX веке по Р.Х., в царствование греческого императора Феофила, иконы были подвержены всевозможным гонениям. В это время все найденные иконы истреблялись. В то время недалеко от Никеи жила благочестивая вдова вместе с сыном. У нее была чудотворная икона Божией Матери, для которой была устроена церковь.

Царские соглядатаи увидев в церкви икону, потребовали у вдовы денег за молчание. Вдова попросила их дождаться утра. Ночью она отнесла икону к морю и с молитвой пустила ее в море. Святая икона не упала в воду, но встала прямо и отнеслась по волнам к Западу. Где и сколько скрывался этот чудотворный образ никто не знает, но однажды иноки Иверской горы увидели над морем огненный столп. Это видение повторялось несколько дней. Во сне старцу Иверской обители Гавриилу явилась Богородица и сказала: “Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь”. Наутро все монахи с молебным пением вышли на берег моря, а Гавриил чудодейственно прошел по волнам, принял в свои объятия святую икону и отнес ее в монастырский храм.

Образ св. Николая Чудотворца из Соликамска

В Пермском крае есть свои знаменитые иконы. Но самая известная это образ святого Николая Чудотворца, который хранится в Соликамском краеведческом музее

Читайте также:  Чудотворная икона с лилиями

Вот что написал о нем Василий Берх в 1823 году в своей книге «Путешествие в Чердынь и Соликамск для изыскания исторических древностей»: «Около 1551 года ногайские татары учинили великий вред городу и окрестным селам (Соликамска). Жители опасались, чтобы они не вздумали учинить еще набег, и послали царю Ивану Васильевичу просить войско охранять их от врага. Вместо войска царь прислал образ Николая Чудотворца».

Дар Ивана Грозного не защитил Соликамск от разгрома в 1582 году сибирцами царевича Али. Но, по преданию, икона вместе с царской грамотой сохранилась. В 1698 году она была перенесена в кафедральный Троицкий собор (Сегодня в его здании находится Соликамский краеведческий музей).

В 1965 году икона святого Николая Чудотворца была вывезена на реставрацию в Москву в музей Андрея Рублева. Этот музей находится в помещениях бывшего Андроникова (Спасского) монастыря. В том самом монастыре, где жил и трудился святой Андрей Рублев.

Только через сорок один год в 2006 году москвичи вернули образ св. Николая Чудотворца в Соликамск. Однако, по словам специалистов, которые реставрировали икону, она была написана в XVII веке, поэтому не может быть тем образом, который Иван Грозный подарил Соликамску в XVI веке. Возможно, это копия утраченной первоначальной иконы.

Подробней об этой иконе в статье «Дар Ивана Грозного»

Икона свт. Николая Чудотворца в с. Кылосово

Село стоит на старом Сибирском тракте вдоль реки Бабки. Вначале оно возникло на левом берегу, где ныне Старо село. Первое упоминание о нем от 1623 года.

В XVIII веке на том месте, где сейчас в селе Кыласово Кунгурского уезда стоит храм, крестьяне нашли в кустах икону святителя Николая Чудотворца. Икону унесли в деревянную церковь, которая стояла неподалеку на противоположном берегу р. Бабки.

Через некоторое время икона. вновь оказалась на месте явления! Прихожане решили, что на этом месте надо строить новый большой кирпичный храм. Строили 12 тревожных лет, ибо в округе татары и башкиры «творили зло и разор». Однажды татарский разбойный отряд налетел и на Кыласово. Засверкали возле домов пики и сабли, взвились волосяные арканы. Церковь разграбили и подожгли. Но икона святителя Николая оказалась в пепле невредимой.

Дабы сохранить, повезли святыню в Спасский монастырь (ныне поселок Курашим). Но татары были неподалеку, поскакали за ними, полагая, что увозят деньги. Разбойники на скаку пускали стрелы. И староста невольно заслонился иконой. Стрела угодила в святой лик, под правый глаз. Из этой раны выступила живая кровь. Всадники же вдруг стали закрывать глаза руками и остановились, ослепленные. Икону доставили в Курашим. Долгие годы оставалось на лике кровяное пятно.

В 1774 году, отразив осаду пугачевцев, кунгуряки письменно просили дозволения у Преосвященного Лаврентия, епископа Вятского, ежегодно приносить чудотворную икону на поклонение в Кунгур. Такое дозволение было получено. Крестный ход совершался в первую неделю Петрова поста при огромном, иногда до 20 тысяч, скоплении народа. Перед выходом совершалась церковная служба. Икону несли достойно, на руках, и достойно, преклонив колени, встречали в Кунгуре, на левом берегу Ирени, у часовни. Шесть недель в городе молились священному образу.

Кирпичный храм на месте явления иконы в Кыласове был построен лишь в 1779 году. Сначала освятили придел во имя Соловецких святых преподобных Зосимы и Савватия, а в 1788 году была освящена главная часть во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского.

К иконе в Кыласово приезжали люди из Перми, Самары, Москвы, даже из Симферополя. Исцеленные и спасенные украшали святыню, с 1822 года она была в серебряной позолоченной ризе, убрана 162 различной ценности камнями. Небесный фон на ней составляли 2259 бирюзовых зерен. Риза весила более 18 фунтов. Так народ любил явленный образ святого Николая Чудотворца, святителя Мир Ликийского.

Но пришло в Россию кровавое и ломкое время. Решением Свердловского облисполкома в 1935 года церкви в селах Кыласово и Юго-Осокино постановили закрыть. Когда иконы стаскивали, то Чудотворную сумела взять Баянова Валентина Ивановна. Хранила более двух лет у себя в Кыласове. Затем Илья Романович Посохин, активист, налоговый агент, но верующий, взял икону и перенес в деревню Лешаки. Укутали образ мхом, спрятали между рамами в комнатке. Илью Посохина потом на фронт взяли, так он в письмах просил: берегите Дедушку, храните. Может, и он меня сохранит.

Читайте также:  Икона корсунской божьей матери смогири

Однажды Анастасия Антоновна Посохина увидела вещий сон, что де умывается, а вода на икону капает. И наяву видение было: в углу показался седенький Старичок, строгий ликом. Думать стали верующие, к чему сон и виденье? Потом издалека в Лешаки пришла женщина. Тоже видела сон, что иконе сыро, что надо ехать и вызволить икону для молитвы. А ехать до остановки Курашимский, идти до деревни Лешаки, в такой-то дом. Женщина эта, кажется, Бабкина Мария, по полученному во сне указанию пришла точно. Верующие обратились в Пермскую епархию: что делать с иконой? Владыка благословил перенести образ из Лешаков в Курашим. Несли крестным ходом. Война была, но народу много шло.

В 1993 году верующие кыласовцы выхлопотали у сельсовета Свято-Никольский храм. В нем был Дом культуры, а значит, грязь и окурки, повсюду гремела дикая музыка, западными кинокартинами творилось растление молодежи. Эти растленные подростки выбили стекла в храме, повредили крест при входе в ограду, осквернили стену. И вот, в ноябре 1993 года, через 58 лет после закрытия храма, образ святого Николая Чудотворца крестным ходом пронесли через деревни Новую, Мартыново, Ботово на явленное место — в Кыласово. Те, кому довелось встречать икону, вспоминают: вся икона изъязвлена оспинами, словно попало в нее множество стрел. Святителю отче Николае, прости нас, грешных!

Другие чудотворные иконы в Прикамье

Чтимые образы много раз копировались и списки с них распространялись по всей Руси. Казанская икона Божией Матери стала одной из самых распространенных. Икону легко узнать. На ней Пресвятая Богородица изображена уже с подросшим Младенцем Христом, который не на руках Матери, а рядом справа от Пресвятой Девы, стоит, подняв руку со сложенными крестным знамением пальцами.

Чудесные обретения икон, в том числе копий Казханской иконы случались на Руси не раз. И в нашем крае тоже. В 4 верстах от Верхнечусовских городков была найдена своя икона Казанской Божией Матери. Икона лежала на земле и по ней проистекала вода. С тех пор источник назвали Казанским. До сих пор к чудесному источнику идут люди. На месте находки на окраине деревни Заболотская была поставлена часовня. В XIX веке ежегодно 22 октября икону торжественно уносили из часовни в Христорождественскую церковь в Верхне-Чусовских городках. А 9 июля с крестным ходом возвращали обратно.

В 1613 г ., чердынский купец в одной версте от Ныроба нашел икону св. Николая, которая, по его словам, стояла на пне. Икону пытались унести в Чердынь, но она снова появилась в версте от Ныроба. Тогда для иконы решили построить часовню на въезде в село.

Известно о чудесном обретении и других икон. Икона «Неопалимая купина» в XVII веке приплыла по реке Сылве к татарину Тохтарю. Тот отнес ее в монастырь. В 1645 г. на тохтаревских землях (совр. Суксунский район) была основана Тохтаревская мужская пустынь, а в 1694 г. в Тохтарево была построена Богородицкая церковь. В 18 веке в Селе Кыласово Кунгурского уезда была явлена икона св. Николая Чудотворца. На месте явления иконы был построен храм св. Николая Чудотворца.

Много сообщений о чудесах от икон появилось и в современной России. Начиная с 90-х годов сообщения о мироточении, обновлении иконы или слезоточении от иконы становятся массовыми (см. приложение). Были такие случаи и на территории нашего благочиния: в д. Новая Ферма в 2003 году в праздник Преображения Господня обновилась икона св. целителя Пантелеимона. А в июне 2007 года в Лысьвенском храме Иоанна Богослова мироточили иконы, которые несли участники Всероссийского крестного хода с иконой Божией Матери «Державная». Обновление произошли в поселке Баранчинский соседней Свердловской области в церкви, которая в 2001 г. выгорела дотла. В Великий пост 2006 г. просветлела икона св. апостола Иоанна Богослова. Затем проявилось и стало более четким изображение на металлической иконе Симеона Верхотурского.

Источник статьи: http://hram-chus.narod.ru/p92aa1.html

Молебны

Еженедельно по субботам 10:00 в монастыре перед образом “Неупиваемая Чаша” совершаются водосвятные молебны, на которых возносятся молитвы за страждущих и за всех, кто испрашивает милости у Царицы Небесной перед ее святой иконой.

На сегодняшний день известно множество случаев благодатной помощи и исцелений, полученных от иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Помощь получали не только православные люди, но также и некрещеные, и других вероисповеданий, тем самым Богоматерь являла им истинность Православия.

Читайте также:  Какая мне нужна икона

Из истории иконы «Неупиваемая Чаша»:

Явление первообраза иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша” произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. И вот однажды этот уже опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: “Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери “Неупиваемая Чаша”, отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом”.

Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. В явившемся ему схимнике он узнал старца Варлаама — строителя этого монастыря. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное — он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.

Храмовые иконы и святыни

Мощи — останки тел святых (кости, твердые части тела). В православной церкви нетление мощей, истечение из них мира и чудеса от них служат признаком святости почившего лица.

Список частиц мощей из мощевиков Свято-Троицкого собора монастыря:

Особо чтимые иконы

В Пермском Свято-Троицком Стефановом мужском монастыре в центральном приделе храма находится икона Нерукотворенного Спаса письма начала XIX века. А также икона Пресвятой Богородицы Всецарица (Пантанасса), написанная по просьбе прихожан храма в иконописной мастерской при монастыре к 5-летию обители. Икона Пресвятой Богородицы Казанская до революции находилась в храме Святой Троицы, она была спасена от поруганий благочестивой прихожанкой и долгое время хранилась у нее дома. Неоднократно ей хотелось отвести икону в Белогорский монастырь, но безуспешно. Перед началом нового тысячелетия, она увидела сон, в котором Божия Матерь велела вернуть ей икону в храм Святой Живоначальной Троицы, в котором она находилась до революции. Икона святого целителя Пантелеимона имеет частицу его мощей.

О помощи свидетельствуют подарки прихожан, находящиеся в киоте иконы.

К 5-летию образования монастыря был также написан список с иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша», первый акафист Пресвятой Богородице был прочитан и отслужен молебен с водоосвящением пред ее иконой 5 января 2000 года. С этого времени, по субботам после литургии (кроме церковных праздников и Родительских суббот), в монастыре стали постоянно читать акафист и служить водосвятский молебен перед этим почитаемым образом.

Многие излечиваются, о чем свидетельствуют пополняющиеся подарки Владычице за Ее великую милость, находящиеся в киоте иконы.

На месте бывшего некрополя установлен поклонный крест

27 марта, в третью, Крестопоклонную неделю Великого поста, по благословению Его Высокопреосвященства митрополита Пермского и Соликамского Мефодия на территории Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря было совершено освящение новосооруженного шестиметрового поклонного креста. Чин освящения возглавил наместник монастыря игумен Варфоломей (Сибиряков).

Крест установлен на том месте, где когда-то находилось приходское кладбище Свято-Троицкого храма в Мотовилихе. Изготовить крест было решено по макету поклонного креста, установленного в Спасо-Преображенском Соловецком монастыре. В 1935 году Свято-Троицкий храм был закрыт, кладбище разорено, надгробные плиты снесены. На мотовилихинском некрополе покоились усопшие священнослужители, благотворители, храмоздатели. Здесь был похоронен изобретатель электросварки, наш земляк – Николай Гаврилович Славянов.

После завершения чина освящения игумен Варфоломей, обратившись к собравшимся прихожанам, сказал: «Этот поклонный крест будет напоминать нам о том, что когда-то на этом месте было кладбище. Теперь каждый человек, проходящий мимо креста, может поклониться ему и помолиться об упокоении душ тех, чьи останки здесь покоятся. Пусть сегодня не сохранились надгробные плиты, установленные когда-то на могилах усопших, но память о них жива».

Православная Пермь. – 2011. – № 6 (159)

Таинства

КРЕЩЕНИЕ

Крещение детей до 14 лет совершается по СУББОТАМ и ВОСКРЕСЕНИЯМ в 11:00.

Для записи необходимо прийти ЗАРАНЕЕ (дня за 2-3). Запись производится в Церковной лавке. Возьмите с собой свидетельство о рождении. Рекомендуемая сумма пожертвования за само Таинство Крещения – 1000 рублей.

Взрослых – после трех ОГЛАСИТЕЛЬНЫХ бесед. Беседы проводятся

  • 11:00 — первая беседа;
  • 12:00 — вторая беседа;
  • 13:00 — третья беседа.

    ЕЛЕОСВЕЩЕНИЕ,
    соборование

    ЕЛЕОСВЕЩЕНИЕ, соборование

    по вторникам в 14:00.

    Перед Соборованием
    необходимо пройти
    таинство Покаяния.

    Источник статьи: http://permstefan.ru/index.php?get=shrines