Меню

Чудотворные иконы в сербии

ПЕЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Печская икона Божией Матери из монастыря Печская Патриархия (Косово)

Печская (Ипекская) икона Божией Матери (серб. Пећка — Ипекска)

По преданию первоначальный образ был написан апостолом Лукой Евангелистом через 17 лет по воскресении Господа, что делает Печскую святыню одной из древнейших икон Божией Матери. До V века образ находился в Иерусалиме, после чего святой император Лев Великий перенёс ее в Константинополь. Позднее, опасаясь, что икона попадет в руки турок-мусульман, христиане перенесли ее в Херсонес Таврический (слав. Корсунь, ныне в пределах Севастополя), откуда святой равноапостольный князь Владимир привез его сперва в Киев, а затем в Новгород. Впоследствии, Божией Матери было угодно вернуть Свою икону во Святую Землю, где она была вручена святителю Савве, который принёс ее в Сербию.

Ныне чудотворный образ — список с оригинала — почитается среди главных святынь Сербской Православной Церкви. Во второй половине XIX века митрополит Белградский Михаил (Йованович) написал акафист Божией Матери в честь Её Печской иконы («Радуйся, защитница и спасительница рода сербского крестоносного!»), а в XX веке преподобный Иустин (Попович) составил особую молитву для обращения к Богородице перед Печским образом. Икона хранится в ставропигиальном женском монастыре Печская Патриархия, в храме Пресвятой Богородицы на специально устроенном резном золоченом престоле.

Источник статьи: http://drevo-info.ru/articles/13672321.html

Святыни Сербии

Сербы приняли христианство в VII веке, состояли то в римской, то в греческой, то в охридской юрисдикции. Но ни западные, ни восточные проповедники не могли полностью христианизировать сербов, пока в IX столетии не начали свою проповедь на славянском языке святые братья Кирилл и Мефодий.

Сербская Церковь родилась на Афоне. В 1191 году в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне поселился сербский княжич Растко, будущий святитель Савва Сербский. (См.Св. Савва)

В 1198 году на Святой Горе Афон был основан сербский монастырь Хиландарь, что стало важным этапом на пути к обретению Сербской Церковью независимости. По преданию, в Хиландаре находится принесенная из Палестины св. Саввой чудотворная икона Божией Матери «Троеручица», принадлежавшая св. Иоанну Дамаскину.

В 1346 году могущественный король Сербии Стефан Душан созвал в Скопье церковный Собор, на котором Сербская Церковь была возведена в ранг Патриархии, при этом патриаршая резиденция помещалась в Пече.

Константинопольский же патриарх Каллист не только не признал Сербскую Патриархию, но в 1352 году наложил на нее анафему. Однако по настоянию афонского монаха сербского происхождения Исаии Константинопольский патриарх в 1374 году анафему снял.

В 13‑14 веках в Сербии возникло множество православных монастырей (Студеница, Жича, Милешево, Грачаница и др.), причём их храмы строились в соответствии с уже сложившейся оригинальной сербской архитектурной традицией («рашская школа»). Окончательно закрепилась принадлежность Сербии византийско‑православному миру, католическое влияние было практически устранено, а богомилы изгнаны из страны.

На территории парка Фрушка‑Гора (в пер. «гора франков», где проходила граница между славянами и франками) когда‑то было около 30, а к 1941 году – 17 монастырей, большинство которых создавалось под влиянием моравской и рашской школы зодчества XV‑XVIII веков.

Печский патриархат, восстановленный в 1557 году, в период османского господства играл роль центра национального и культурного сплочения сербского народа.

До сегодняшнего дня на Фрушка – Горе сохранилось 16 монастырей, ряд из них все еще в руинах или же восстановлен только частично: Врдник Раваница, Велика Ремета, Ново Хопово / Старое Хопово, Гргетег, Крушедол и др.

С конца XVI века фрушкогорские монастыри активно налаживают и поддерживают связи с Россией. В одном из монастырей до сих пор хранятся дары царя Ивана Грозного.

Во время Второй мировой войны монастырь Беочин пострадал от хорватских усташей, которые ограбили обитель. В монастыре и сейчас хранится икона Богородицы, пронзённая штыком, и картина, изображающая Вука Караджича, которую усташи использовали как мишень. После войны обитель стала женской. К святыням Беочина относится находящая в монастырской церкви чудотворная икона Пресвятой Богородицы. В этом же храме находится могила исповедника православия епископа Хвостанского Варнавы (Настича).

В Сербии у каждой семьи есть свой покровитель (он переходит в роду по мужской линии), праздник которого называется «Крсной Славой» и торжественно отмечается.

Именины в Сербии обычно не отмечают, хотя название для них существует – Имендан.

Сербские имена далеко не всегда связаны со святыми – но иногда с церковными праздниками (Вайо, Божко), иногда с пожеланием благополучия (Здравка, Радован, Живан), иногда с семейными традициями.

Все сербские монастыри находятся в некотором удалении от крупных населенных пунктов.

Деревянные церкви в сербских деревнях построены из дуба и их можно легко переносить с места на место.

Внешний вид сербских церквей романский, а внутреннее убранство – византийское. Иконография выражает восточные традиции, а фасады, как у католических церквей – декорированы животными и растениями вокруг порталов.

В православных храмах Сербии свечи ставят не у икон, а в отдельных 2х‑полочных конструкциях с песком, верхняя – за здравие, нижняя – за упокой.

Храм Святого Савы в Белграде – одна из самых больших православных церквей в мире.

На подворье Русской Православной Церкви в Белграде находится могила Врангеля.

В Милешевском монастыре (женском) покоятся мощи святого Владислава, короля Сербского. В 1237г. в Милешево из болгарской столицы Тырнова были перенесены мощи Святителя Саввы.

Самые ранние фрески в Вознесенском храме Милешевского монастыря были написаны в 1220‑х годах предположительно греческими мастерами из Солуни. Самая известная фреска – Белый Ангел на гробе Господнем – стала духовным символом православной Сербии.

Мужской монастырь Студеница, получивший свое название от протекающей рядом речки, был основан в XII веке святым Симеоном Неманей, объединителем сербских земель, и был задуман как одна из главных обителей Сербии и как «задушбина» (место последнего упокоения, где будут молиться о его душе) главы рода Неманичей.

В 8 километрах от монастыря Студеница, высоко в горах, находится «испостница» святого Саввы – место его подвигов в дни Великого поста, где святитель написал монастырский Устав. Прямо в скале вырублена небольшая келья, рядом источник, небольшой храм великомученика Георгия Победоносца.

Монастырь Жича из красного кирпича, названный так вслед за селом, что располагалось неподалеку, расположен на одинаковом расстоянии, как от Рима, так и от Константинополя.

Жича стала первым престолом сербского архиепископа, после основания автокефальной Сербской церкви в 1219 году, а в 1221 году здесь был коронован первый король Сербии Стефан Первовенчаный, и семь других сербских королей.

В Жиче в одном из храмов сохранилась фреска императора‑страстотерпца Николая II, написанная сразу после Первой мировой войны, рядом с образом равноапостольного князя Владимира и преподобного Серафима Саровского.

Ковильский монастырь называют сербским Афоном. Ковиль славится своим пением в византийской традиции. Гостеприимство Ковиля особенно подчеркивается тем, что у монастыря отсутствуют ворота, гостю обязательно предложат чашечку кофе. Сигналом к подъему служит, по святогорскому образцу, афонское било. Здесь изготавливаются свечи для всей епархии, делается мед, за который Ковиль недавно получил бронзовую медаль в Сербии.

Образцом для сербских монастырей является святогорский Хиландарь, (другое название Сланцы), основанный еще святителем Саввой и его отцом, преподобным Симеоном Мироточивым, в самом конце XII века.

В монастыре Хопово, построенном в 16 веке, с 1920 по 1943 год укрывались монахи, сбежавшие от советской власти.

Фрески в монастыре Хопово выполнены мастерами с горы Афон.

Интерьер Церкви Георгия Победоносца представлен мозаичными фресками с изображением шестидесяти сербских монастырей. Здесь выложены 725 композиций и 1500 фигур из 40 миллионов кусочков мозаики 15000 различных оттенков. В склепе церкви находятся могилы 22 членов королевской семьи.

На одной из стен монастыря Троноша (XIV век) сохранились одни из солнечных часов средневековья.

Патриарха Сербского Павла называют ангелом сербской церкви. За время Патриаршего служения Его Святейшества было восстановлено и основано большое количество епархий.

В 1992 году восстановлена семинария в Цетине (Черногория). В 1994 году была открыта Духовная академия святого Василия Острожского в Србине (Фоча), в 1997 году – семинария в Крагуеваце (филиал семинарии святого Саввы в Белграде). Была организована Пресс‑служба Сербской Православной Церкви. В этом году на майском заседании Священного Синода было принято решение об открытии Православного богословского факультета в Университете города Ниш.

В 1993 году в Белграде была основана Академия иконописи и реставрации Сербской Православной Церкви.

У сербов есть такие праздники как Йовандан (Собор Иоанна Крестителя), Никольдан (святителя Николая), Митровдан (великомученика Димитрия Солунского), Илиндан (пророка Илии), Джурджевдан (великомученика Георгия) и так далее.

Мирославово Евангелие – рукописное Евангелие‑апракос, написанное около 1180 года. Является древнейшим кириллическим памятником сербской письменности. Хранится в Национальном музее Сербии в Белграде.

Несмотря на религиозные трения католиков и православных, в центре Нови Сад, на Еврейской улице, расположилась самая большая на Балканах синагога.

Святой Савва

Святой Савва (Saint Sava, сербск. Свети Сава) – самый почитаемый святой Сербии, основоположник автокефальной Сербской православной церкви.

Святой Савва был младшим сыном великого жупана Сербии Стефана Немани, его мирское имя было Растко.

Подростком Растко убежал на Святой Афон и постригся в монахи, получив имя Савва. Через несколько лет его отец отрекся от престола и также постригся в монахи. На Святом Афоне они вместе основали монастырь Хиланадр.

Святой Савва добился независимости Сербской православной церкви и в 1219 году стал ее первым архиепископом.

В 1237 году Владислав переносит мощи Святителя Савы из болгарской столицы Тырново в соборный храм в Милешево. В 1594 году турки извлекли из ковчега останки Святого Савы и сожгли их на холме Врачар в Белграде (сейчас на этом месте воздвигнут Храм Святого Савы).

Храм святого Саввы – самый большой на сегодня православный храм в мире.

Надпись на пьедестале памятника Святому Савве на горе Врачар напротив храма: «Трудом своим все приобретёте».

День святого Саввы празднуется Сербской православной церковью 27 января (14 января по Юлианскому календарю).

Источник статьи: http://iamruss.ru/article-23-08-15-09-10/

Чудотворные иконы Божией Матери Сербской Православной Церкви

Филермская икона Божией Матери

Филермская икона Божией Матери (Филармоса) написана в 46 году и считается последней иконой Божией Матери, созданной апостолом Лукой при Ее земной жизни. Этот образ святой апостол написал для христиан своего родного города Антиохии.

Оттуда икона попала в Иерусалим и пробыла там первые 400 лет своей истории. В Константинополь она была привезена вместе с другими святынями в 460 году императрицей Евдокией.

В 1204 году икона была похищена крестоносцами и находилась в монашеско-рыцарском ордене иоаннитов (или госпитальеров), находившемся в Палестине. В 1292 году, когда арабы вытеснили иоаннитов из Палестины, образ Божией Матери перевезли на остров Крит, затем Родос, в крепость Филермос, откуда и произошло название иконы. После того, как император Карл V в 1530 году отдал рыцарям остров Мальту, образ был помещен в его крепости.

В конце XVIII века Наполеон захватил Мальту. В 1798 году Государь Павел I принял орден под свое покровительство, став Великим магистром Мальтийского ордена, и великие святыни ордена — десница святого Иоанна Крестителя, часть животворящего Креста Господня и Филермская икона Божией Матери — были перенесены в Россию.

Сперва они пребывали в Гатчине, а после убийства императора Павла I — в Санкт-Петербурге, в Зимнем дворце, в соборе Нерукотворного Спаса — домовом храме царской семьи.

В октябре 1919 года святыни были тайно вывезены в столицу Эстонии Ревель, затем переправлены вдовствующей императрице Марии Феодоровне в Копенгаген. После кончины императрицы в 1928 году они были переданы главе Зарубежной Русской Церкви митрополиту Антонию (Храповицкому). В апреле 1932 года владыка передал их в дар сербской королевской династии.

В апреле 1941 года, когда началась немецкая оккупация, 18-летний король Югославии Петр II и патриарх Сербский Гавриил (Дожич) вывезли древние христианские святыни в отдаленный Черногорский монастырь святителя Василия Острожского. Через десять лет коммунистические власти отобрали их у Церкви и поместили в историческом музее города Цетинье.

В 1993 году Сербская Церковь сумела вызволить из музейного заточения десницу Иоанна Крестителя и частицу животворящего Креста Господня. Сейчас они пребывают в Цетинском мужском монастыре, где хранятся в особом ковчеге в приделе монастырского храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

К ним идут нескончаемой чередой паломники. Филермская же икона, как называют ее сами черногорцы — «Божия Матерь Филермоза», все еще находится в музее, куда доступ паломников ограничен.

Печская икона Божией Матери

Печская икона Божией Матери — главная святыня Сербии. Эта икона — из древнейших, она была написана семнадцать лет спустя после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. До V века святыня находилась в Иерусалиме, а затем византийский император Лев Великий перенес ее в Царьград.

Сербская Церковь хранит предание, что эта икона находилась позднее в Херсонесе, откуда святой равноапостольный князь Владимир привез святыню в Киев, а затем в Новгород. Божией Матери было угодно вернуть Свой образ на Святую Землю, где образ был вручен святителю Савве, который принес икону в Сербию.

Икона пребывает в Косово, в женском монастыре Печь Патриаршая (или Печка Патриаршая). Эта обитель с 1253 года до XVIII века была резиденцией сербских патриархов и архиепископов, мощи которых (некоторые нетленны) и сейчас находятся в монастыре.

Сейчас это ставропигиальный монастырь, подчиняющийся непосредственно патриарху. Он стоит в окружении албанских поселений, сестры стараются как можно реже выходить из братского корпуса — обитель постоянно обстреливается.

По всему периметру монастыря уложены мешки с песком, защищающие от пуль, и растянута колючая проволока. Напротив главных ворот стоит военная техника, а рядом расположен итальянский гарнизон, охраняющий обитель от албанцев. Патриарх добирается в монастырь на броневике.

Чайничская икона Божией Матери

Чайничская икона Божией Матери, по преданию, письма святого евангелиста Луки, была принесена в Сербию со Святой горы Афон. Сперва икона находилась в Баньском монастыре, а в XIV веке, по велению Самой Божией Матери, перенесена в Чайничский монастырь (в Боснии). Это один из самых чтимых образов Пресвятой Богородицы в Сербской Церкви.

Святитель Николай Сербский писал: «Была ли ты, дочь сербская, в Чайниче, ничем другим, кроме имени Богородицы, не известном? Образ Ее чудотворный, что в Чайниче, славится по всей Боснии и Герцеговине и в дальних странах. Если бы ты видела перед Чайничской иконой почитание и восхищение, покаянное воздыхание и благодарное величание Божией Матери тысячами паломников! Если бы ты слышала удивительные повести о Ее дарах и милостях, которые Она людям посылает!»

Лепавинская икона Божией Матери

Лепавинская икона Божией Матери — святыня православного монастыря Лепавина, основанного около 1550 года пустынником Ефремом (Вукодабовичем), пришедшим на север Хорватии, на Верхнюю Славонию, из афонского монастыря Хиландар.

Турки неоднократно разрушали обитель, и только в 1630 году сербы получили привилегии от австрийского правительства и вскоре началось восстановление и строительство обители.

С тех пор и до наших дней Лепавина — один из духовных центров, в котором хранят православную веру, оберегая от окатоличивания краинских сербов.

Лепавинская икона — одна из самых почитаемых в Сербской Церкви. О ее чудотворной силе знали уже давно. В монастырской хронике сохранились письменные свидетельства об исцелениях еще с XVIII века. Во время Второй мировой войны, когда монастырь оказался на территории новообразованной Хорватии, он опустел, монахи были изгнаны, а в 1943 году обитель разбомбила немецкая авиация.

На храм упали три бомбы, одна из которых пробила кров и взорвалась внутри храма. Все церковное убранство было уничтожено, и в том числе прекрасный иконостас — памятник раннего сербского барокко. Икона Пресвятой Богородицы чудом Божиим осталась невредима, но о ней долгое время ничего не было известно. Она была обнаружена только в 1967 году. Тогдашний настоятель Лепавинского монастыря отец Симеон (Сакуль), ища что-то среди забытых вещей на чердаке здания Загребской митрополии, увидел чудотворную икону.

В 1969 году святыня была возвращена в монастырь. Когда в 1991 году начались военные действия на территории бывшей Югославии, монастырь избежал трагической судьбы многих православных святынь и монастырский порядок не нарушался. Нынешний настоятель обители архимандрит Гавриил вспоминает:

Мы ощутили ужасы этой войны, но не непосредственно на себе. Поблизости от монастыря не было военных действий, и опасности разрушений не было. И на бушующем море всегда найдется какая-нибудь тихая бухта. Отец Василий, тогда послушник Воислав, и я все это время были в монастыре, и никто не пришел нам угрожать и сказать, что мы должны уйти отсюда.

В этом отношении мы не испытали никакой угрозы. Мы возлагали надежду на Пресвятую Богородицу, надеялись на Ее защиту. Как сказала писательница Радмила Мишев, святыня хранила нас, а мы хранили святыню. Мы остались, как и наш народ, живущий в окрестностях монастыря.

Источник статьи: http://ikona2.info/ikony-bogorodicy-serbskaya-pravoslavnaya-cerkov.php

Читайте также:  Храм христа спасителя в москве иконы храма