Меню

Чудотворные иконы в тобольске

Чудотворные иконы в тобольске


Наши баннеры


балакская икона Божией Матери «Знамение» – чудотворная икона Богородицы, самая почитаемая икона Богоматери в Сибири. Написана она в 1637 году при Тобольском Архиепископе Нектарии протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфием.

В особом сказании об иконе говорится, что в 1636 году вдовице Марии из татарского селения Абалак, что в 30 километрах от Тобольска, во сне явилась икона Божией Матери с изображенными по сторонам иконы Николаем Чудотворцем и Марией Египетской. Богородица повелела построить в Абалаке церковь в честь этой иконы с приделами во имя двух увиденных святых. Медлившей объявить о видении Марии были новые грозные видения с требованием исполнить данное указание. Когда об этом стало известно Архиепископу, то по его благословению началась постройка храма. Написание иконы было заказано кафедральному протодиакону крестьянином Евфимием, которому тобольский юродивый Павел предрек исцеление от этого образа. По мере написания иконы крестьянин укреплялся здоровьем и полностью выздоровел, когда принес икону в собор для освящения.

Преосвященный, обрадованный и удивленный этим чудом, сам окропил образ и отслужил в соборе молебен, а потом с честию отпустил его в Абалакское село для поставления в новой церкви. Когда дошли до деревни Шанталыка, где теперь Иоанновский монастырь, Господь прославил эту икону новым чудом. В деревне Шанталыке у одного крестьянина Василия дочь, долго хворавшая глазами, ослепла и уже два года ничего не видела. Услышав, что в Абалак несут образ, Василий вышел со слепою дочерью ему навстречу и пал пред ним со слезами и верою. К радости и удивлению отца и всего народа девушка прозрела.

Икона стала почитаться как чудотворная и получила название Абалакской по названию села, где она находилась и где был основан монастырь в 1783 году. Сохранилось (в 10 списках) сказание об этой иконе, составленное на основе «допросных речей» самой вдовицы Марии, в дальнейшем пополнявшееся новыми чудесами.

На Абалакской иконе, как и на Знаменской Новгородской, Божия Матерь изображена с воздетыми кверху руками и с Предвечным Младенцем на персях; но, в отличие от первой иконы, по сторонам Приснодевы изображены с правой стороны святитель Николай, а с левой – преподобная Мария Египетская. Риза вся серебряная, под золотом, с жемчугом и драгоценными камнями. В честь иконы в 1783 году святителем Варлаамом, Митрополитом Тобольским, был основан Абалакский монастырь.

В 1665 году было установлено каждый год приносить икону Богоматери из Абалака в Тобольск на две средние недели. Установлению этого обычая послужил следующий случай: летом в Тобольске и во всех окрестностях его, не переставая, шел проливной дождь; хлеб, овощи и трава гибли; все затопило водой, и народ приходил в отчаяние. Решили обратиться за помощью к Царице Небесной: Тобольский Архиепископ Корнилий послал за чудотворною иконою Богоматери в село Абалакское. Икону принесли с большим торжеством 8 июля. После молебна на площади икону внесли в собор, где тотчас началась Литургия. Еще не кончилась служба, как к радости всех облака исчезли, а дождь перестал. В память этого чуда и для постоянного благодарения Господа и Его Пречистой Матери Преосвященный Корнилий установил каждый год приносить чудотворную икону Богоматери из Абалака в Тобольск.

Через три года после этого, в 1668 году Архиепископ Корнилий был вызван в Москву для назначения митрополитом. Когда он возвратился из Москвы, то услышал от недобрых людей, что в его отсутствие протоиерей и прочие соборяне встречали Абалакскую икону Богоматери без должного благоговения, да и во время ее пребывания в соборе будто бы производили разного рода бесчинства. Преосвященный прогневался на них; соборного ключаря, когда он, при наступлении времени приноса иконы из Абалака, пришел принять благословение, наказал, укорив его сначала за прошлогодние беспорядки, а икону не велел приносить. Так в 1669 году в Тобольск икону не приносили. Донос на соборян был ложный, а так как Преосвященный поверил клевете без исследования дела, то скоро сильно захворал и хворал несколько месяцев.

Крестный ход
из Абалакского монастыря
в Тобольск 20 июня 2009 года

Когда и в 1670 году Митрополит Корнилий во гневе на соборян не позволил принести икону, то опять захворал еще сильнее, и чем ближе подходило время принесения иконы, тем ему становилось хуже. Врачи не могли ему помочь. Наконец, уже в сентябре он понял причину своих страданий. Горько плача, он тотчас послал за чудотворною иконою и, когда ее принесли в город, велел поставить в соборе и отслужить Литургию. По окончании службы владыка велел принести икону к себе в дом и, когда начали звонить пред ее выносом из собора, велел слуге ввести себя в приемную комнату и поставить подле окна, чтобы видеть, как понесут Владычицу. Едва он увидел лик Пречистой, как почувствовал себя гораздо легче; когда же икону внесли в его дом, больному стало легко так, что он без помощи других мог стоять во время молебна и проводить икону до того места, где принял. На следующий день Преосвященный мог даже идти в собор к Литургии и возблагодарить Царицу Небесную за посланную Ею помощь. Через десять дней икона была возвращена в Абалак. После этого случая опять стали приносить икону в Тобольск в Софийский собор на две недели.

Оригинал Абалакской иконы 1637 года утрачен в ходе Гражданской войны. Доподлинно ее нынешнее местонахождение неизвестно. Существовало много списков иконы, также почитавшихся как чудотворные.

В настоящее время в Знаменской церкви Абалакского монастыря находится чудотворный список Абалакской иконы Божией Матери, написанный в начале XX века монахиней Иоанно-Введенского монастыря Августой.

Празднование иконе совершается 2 августа (20 июля по старому стилю) – по случаю принесения иконы из Абалака в Тобольск, и 10 декабря (27 ноября по старому стилю).

© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2021 гг.

Источник статьи: http://tobolsk-eparhia.ru/p/pages.php?id=t04_10

АБАЛАКСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Абалакская икона Божией Матери «Знамение»

Абалакская икона Божией Матери «Знамение» (Абалацкая, Абалацкая-Знаменская), самая почитаемая в Сибири икона

Название происходит от татарского селения Абалак, расположенного в 30 км от Тобольска. В Сказании об Абалакской иконе «Знамение» сообщается о явлении в 1636 г. вдовице Марии «в легком сне» двух икон — Богоматери «Знамение» и преподобной Марии Египетской и, «аки жива суща», святителя Николая. От иконы Божией Матери был голос, повелевший построить на Абалацком погосте церковь в честь иконы «Знамение» с приделами во имя преподобной Марии Египетской и святителя Николая.

С благословения Тобольского архиепископа Нектария (Теляшина) в 1636 г. началось строительство церкви и была написана икона Божией Матери «Знамение», Абалакская, протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем Мартыновым по заказу крестьянина Е. Коки, с выздоровления которого начались чудеса исцелений от иконы.

Сказание об Абалакской иконе «Знамение», включающее рассказ о явлении иконы и чудесах от нее, сохранилось в 2-х редакциях и дошло не менее чем в 10 списках XVII — начала XIX в. Древнейшая редакция написана в 1641 г. при Тобольском архиепископе Герасиме (Кремлеве) на основании расспросных речей вдовицы Марии, сохранившихся в подлиннике [1]. Ее автором предположительно был Савва Есипов, дьяк Тобольского архиерейского дома и составитель Сибирской Есиповской летописи. Характер повествования в этом варианте Сказания близок к документальному, хотя язык в значительной мере приближен к книжному. В середине 40-х гг. XVII в. Сказание было продолжено записью чудес местным священником Павлом Стефановым; при архиепископе Корнилии (1664–1677) создана новая редакция памятника — текст подвергся стилистическим изменениям и был дополнен новыми чудесами (последнее датируется 1675 г.), записанными в окружении тобольского архиерея. В Сказании описано около 130 чудес, среди получивших исцеление от иконы есть жители Центральной России (Ярославль), что свидетельствует об общероссийской известности Абалакской иконы «Знамение» уже во 2-й половине XVII в. Сообщения о чудесах исцелений от Абалакской иконы «Знамение», совершавшиеся в XIX в., публиковались в приложениях к изданию Сказания. 2-я редакция Сказания опубликована в XIX — начале XX в. только в переложениях.

Абалакская икона Божией Матери «Знамение»

Празднование ей совершается в день иконы Божией Матери «Знамение» — 27 ноября. Архиепископ Корнилий в память о прекращении дождей по молитве Абалакской иконе «Знамение» учредил в 1666 г. ежегодный крестный ход из Абалака в Тобольск, совпадавший с днем празднования (8 июля) древней сибирской святыни — чудотворной Казанской иконы (Тобольской) в кафедральном соборе. Икона оставалась в городе до 20 июля, ставшего вторым днем празднования иконе, позже прекратившегося, т. к. оно приходилось на время совершения крестного хода.

Абалакская икона Божией Матери «Знамение» не сохранилась. Она представляла собой список иконы «Знамение» Новгородской, дополненный образами святителя Николая и преподобной Марии Египетской. Икона была вставлена в деревянную раму-икону с живописными изображениями Богородичных праздников. Размер иконы 27,0 на 22,5 см, размер рамы 108 на 80 см.

Служба Абалакской иконе «Знамение» утверждена на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 октября 2016 года [2].

Списки иконы

В XVII–XIX вв. с Абалакской иконы «Знамение» в Сибири было сделано много списков, которые почитались как чудотворные.

Абалакская икона «Знамение» Семипалатинская — один из самых почитаемых списков с Абалакской иконы «Знамение», вероятно исполненный в 1-й пол. XVII в. тем же самым иконописцем в меру и подобие оригинала; этот список отпускали в сибирские города и уезды на поклонение вместо подлинной иконы.

В 1712 г. список Абалакской иконы «Знамение» был принесен на военный корабль, следовавший из Тобольска вверх по Иртышу. После молебна, который отслужили на судне перед иконой, корабль поплыл «сам собою» против течения реки, остановился, дойдя до г. Семипалатинска. Икону поместили в Знаменский собор города, она особенно почиталась военными. После революции 1917 г. собор был захвачен обновленцами, уже тогда с иконы были сняты драгоценные части ее убора. После взрыва собора в 1919 г. сведений об иконе нет.

Абалакская икона Божией Матери из красноярского Знаменского скита. 1887-1889 гг.

Абалакская икона «Знамение» из Красноярского Знаменского скита, икона из местного ряда иконостаса Знаменского скита [3] — наиболее близкий к оригиналу список, выполненный в 1887–1889 гг. в Екатеринбурге. Чудотворения от этого образа зафиксированы надписью на иконе 10-х гг. XX в. «Знамение» Божией Матери с видом Знаменского скита, выполненной «(Тща)нием ме(щанина). Мельникова. (получивш)аго избавлен(ие) (от не)мочи» [4].

Молитвословия

Дне́сь, я́ко со́лнце незаходи́мое,/ све́тло сия́ет о́браз Тво́й, Пречи́стая,/ в ве́си Абала́кской [5] на возду́се/ вдови́це чу́дне яви́вшийся./ И мы́, припа́дающе к нему́,/ Богоро́дице уми́льно вопие́м:/ о, Всепе́тая Влады́чице,/ ми́р оби́тели Твое́й да́руй// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Ева́нгелия Христо́ва благове́стник Лука́/ о́бразы Твоя́, Пречи́стая, дре́вле изобрази́,/ вдови́ца же, еди́н от ни́х чу́дне узре́вши,/ возвести́ на́м повеле́ние Твое́,/ да ве́рнии, к Тебе́ притека́юще, зову́т:/ ра́дуйся, Влады́чице,// Зна́мение ми́лости Твоея́ на́м явля́ющая.

Абала́кской [5] ико́не Влады́чицы на́шей [6] Богоро́дицы, благогове́йно поклоня́ющеся,/ со умиле́нием взыва́ем:// спаси́ на́с моли́твами Твои́ми, Пресвята́я Де́во.

Велича́ем Тя́,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чти́м о́браз Тво́й святы́й,/ его́же земли́ Сиби́рстей/ в покро́в и заступле́ние дарова́ла еси́.

Литература

  • Записки к Сибирской истории // Древняя Российская Вивлиофика. М., 1788. Т. 3. С. 157–159;
  • Абалакская чудотворная икона Богоматери. Тобольск, 1836 (и послед. изд.);
  • Березин З. Абалацкий монастырь и чудотворная икона Знамение Божией Матери. Казань, 1848;
  • Сказание о иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою. М., 1849;
  • Новые благодатные явления от Абалацкой иконы Божией Матери. Омск, 1879;
  • Сулоцкий А., прот. Сказание об иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою и о важнейших копиях с нея, с изображением иконы Абалацкой Божией Матери. 6-е изд. Тобольск, 1888;
  • Алексинский Д., свящ. Краткое сказение о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою, о чудотворной копии с нея, находящихся в г. Семипалатинске и о святом ключе. Семипалатинск, 1900;
  • Соловьев А. Святая икона Божией Матери, именуемая Абалацкою. Ея список находится в Семипалатинском Знаменском соборе. Сергиев Посад, 1909;
  • Богоматерь: Полное иллюстрированное описание ее земной жизни и посвященных ее имени чудотворных икон / Под ред. Е. Поселянина. СПб., 1909. С. 735–739, 744–745;
  • Сказание об иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою, что в селе Протопоповском, Тобольского округа. Томск, 1913;
  • СККДР. СПб., 1992. Вып. 3. XVIII в. Ч. 1. С. 317–318;
  • Юрьевский А. Редкий памятник сибирской духовной письменности первой половины XVII века // Тобольские А.А.. 1902. 24. С. 447–464;
  • Ромодановская Е. К. Русская литература в Сибири первой половины XVII в. Новосибирск, 1973. С. 139–140;
  • Пивоваров Б. Небесной покровительнице Сибири // ЖМП. 1991. № 7. С. 35;
  • Сибирская икона: Альбом. Омск, 1999.

Использованные материалы

  • Л. А. Щенникова, Н. Н. Исаева. «Абалакская «Знамение» икона Божией Матери» // Православная энциклопедия, т. 1, с. 28-29
    • http://www.pravenc.ru/text/62410.html

[1] РГАДА. Ф. 214. Стб. 911. Л. 530–543

[2] «Служба иконе Божией Матери «Абалакская»» на официальном сайте Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/4645903.html .

[3] Красноярский краеведческий музей. Инв. № ЖИ-1295

[4] Красноярский краеведческий музей. Инв. № ЖИ-1302

[5] По-церковнославянски правильно: «Абала́кстей».

[6] По-церковнославянски правильно: «на́шея».

Источник статьи: http://drevo-info.ru/articles/4455.html

Читайте также:  Как выглядит владимирская икона божией матери