Меню

Чудотворные иконы в томске

Чудотворные иконы в томске

Во всём христианском мире известно и почитаемо его имя, практически в каждом православном храме есть икона с изображением святого угодника Божьего.

В храмах Томской епархии хранятся иконы святителя с частицами мощей, а также образы, прославившиеся чудесами.

В правом, Димитриевском, приделе Свято-Троицкой церкви г. Томска хранится икона святителя Николая Чудотворца XVIII в. с частицами мощей святого. Лик святителя в серебряном окладе передал храму в 1980 году томич, мать которого спасла образ во время разграбления одного из томских храмов в 1930 году и много лет хранила у себя.

Икона святителя Николая Чудотворца, XVIII в.
Свято-Троицкая церковь, г. Томск

Похожая история у иконы святителя Николая в Знаменской церкви г. Томска, которая является самой старинной иконой храма и тоже датируется приблизительно XVIII веком. Потемневшую от времени икону завещала передать в дар храму после его восстановления пожилая прихожанка, которая сберегла святыню, находившуюся в церкви еще до революции.

Лик Николы Угодника передал благочинному храмов Томской области сын той женщины, обнаружив в кармане халата матери посмертную записку. Протоиерей Николай Яськов, получив икону, сразу отвез ее в храм.

На иконе закреплен мощевик с частицей мощей святителя. Их доставили в Томск в конце 1990-х годов.
Сейчас старинная икона хранится в алтаре и выносится для поклонения в Никольский придел храма во время больших праздников.

Икона святителя Николая Чудотворца, XVIII в.
Знаменская церковь, г. Томск

Еще одна старинная икона святителя Николая Чудотворца (19 век) с частицей мощей находится в храме святого благоверного князя Александра Невского. Она также хранится в алтаре храма, исключением являются дни памяти Николая Чудотворца.

Икона святителя Николая XIX в.
Храм святого благоверного князя Александра Невского, г. Томск

В Архангельском приделе Богоявленского кафедрального собора также можно поклониться старинному образу святого угодника Божьего, а в дни памяти святителя Николая к иконе крепится мощевик с частицей мощей святого.

Икона святителя Николая XIX в.
Богоявленский кафедральный собор, г. Томск

Многим томичам известна чудесная история образа святителя Николая Чудотворца в обожженном резном киоте, которая находится Петропавловском соборе.

В ночь с 19 на 20 января 1986 года в храме случился пожар. Огонь, вспыхнув в западной части левого придела у самых дверей, двигался от дверей в обе стороны и уничтожил здесь всю утварь и иконы, но, дойдя до иконы святителя Николая, чудесным образом остановился и к утру погас. С тех пор икона стала почитаться верующими Томска как чудотворная. В память о чуде, обгоревший с левого края образ святителя и Чудотворца Николая было решено оставить без реставрации.

Святи́телю о́тче Нико́лае, моли́ Бо́га о нас!

Икона святителя Николая в обожженном резном киоте.
Петропавловский собор, г. Томск

Источник статьи: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/4757/

Чудотворные иконы в томске

Икона была написана в Серафимо-Дивеевском монастыре – земном Уделе Пресвятой Богородицы для строящегося храма в д. Нащёково Шегарского района Томской области, освящена и приложена к первообразу – иконе Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), находящейся в Свято-Троицком храме Санкт-Петербурга, называемом в народе «Кулич и Пасха».

Встреча иконы состоится в Петропавловском соборе г. Томска во время Всенощного бдения 11 июля в 17:45.

Икона будет находиться в Петропавловском соборе г. Томска в течение двух недель.

Ежедневно в 14:00 пред этим чудотворным образом будут совершаться молебны.

С конца XVIII века в Санкт-Петербурге, на территории Императорского стеклянного завода на Шлиссельбургском тракте (ныне проспекте Обуховской обороны) находилась деревянная Тихвинская часовня, где хранился образ Богородицы «Всех скорбящих Радость», переданный купцом Семеном Матвеевым в благодарность за чудесное спасение в бурю на Неве.

5 августа 1888 года во время грозы в кровлю часовни ударила молния, и она выгорела.

Читайте также:  Икона с двумя святыми мужчинами как называется

Только образ «Всех скорбящих Радость» уцелел. До грозы икона была почерневшая, после грозы просветлела, и к этой иконе чудесным образом пристали самые мелкие монетки – грошики из кружки, в которую собирались пожертвования.

Вскоре стало известно о случаях исцеления от иконы, к часовне потекли паломники.

Образ стали называть «Всех скорбящих Радость» (с грошиками).

В 1893-1898-х годах рядом с часовней возвели Скорбященскую церковь.

В 1933 году Скорбященский храм был разрушен. Икону прихожане прятали по домам.

Весной 1946-го ее передали в храм Святой Троицы «Кулич и Пасха», возвращенный верующим, где икона находится и теперь.

Источник статьи: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/5217/

КАКИЕ САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ ЕСТЬ ИКОНЫ В ТОМСКЕ

В мире существует огромное множество православных икон: святых и чудотворных, дарящих исцеление и спасающий от горя и бед. Томская епархия так же хранит некоторые из этих бесценных икон. Святые иконы в Томске оберегают во многих соборах и церквях, но особое внимание стоит уделить образам Петропавловского и Знаменского соборов. Помимо чудотворных икон там так же имеются иконы с мощами святых и иные храмовые святыни и реликвии.

Томские святые православные иконы

Из чудотворных икон в этом городе можно помолиться образу Знамение Божьей матери, а так же иконе Казанской Божьей Матери. Казанская икона в Томске считается чудотворной, поскольку обращенная к ней молитва многократно спасала верующих от духовных и телесных недугов. Кроме того, искренне верующие получали в замен на сердечные молитвы ответы на многие вопросы, находили потерянное, обретали спасение и приходили в храм Божий на покаяние.

Еще одной чудотворной иконой в Томске является икона Божией Матери Знамение. Эта икона считается самым почитаемым образом Богородицы в Сибири. Считается, что молитва к этой православной иконе способна даровать исцеление от самых разнообразных недугов. Так же есть икона святителя Николая. Киот для образа немного поврежден от пожара, ведь именно благодаря этому образу был остановлен большой пожар 1986 года, который случился в Петропавловской обители.

Еще одной церковной иконой в Томске, которая достойна внимания, является икона Иверской Божьей Матери. Ее история уже сама по себе уникальна. Ведь она оказалась не случайно — она была написана Пантелеймонскими монахами на горе Афон специально для Троицкого кафедрального собора. В начале века была помещена в собор, который позднее был разрушен. К счастью, и к большому удивлению всех верующих, икону удалось спасти. На то было Божье благословение.

Где купить православную икону в Томске?

Каждый желающий может купить икону в Томске в церковных лавках. Кроме того, православные интернет магазины предлагают широкий выбор образов для покупки в подарок: золотых, из серебра и бронзы, маленькие и большие. Достаточно лишь оформить заказ и уже через пару дней православная икона будет установлена в домашнем красном уголке.

Источник статьи: http://filosofia.ru/kakie-samye-znamenitye-est-ikony-v-tomske/

Томские чудотворные иконы

Сказание повествует о том, что в царствование Петра Алексеевича 7 июля 1702 года в стороне Сибирской, в деревне Крестининой Томского округа, в доме вдовы Саломеи Прокопьевой лежал на смертном одре сын «древнего воина Саввы Рожнева» Григорий. Отчаявшиеся родственники, окружившие постель, ожидали скорого разлучения его души от тела. Больной метался в бреду и вдруг невидимой силой был подброшен прямо к потолку, потом стал быстро говорить, будто отвечая на чьи-то вопросы. Наконец, он воскликнул: «Все сие, Господи, сотворю, помилуй мя». После этого Григорий пришел в себя и к изумлению собравшихся сообщил, что он совсем здоров. Еще больше все изумлялись тому, откуда взялся на божнице в переднем углу образ святого Николая Мирликийского. На другой день Григорий Рожнев рассказывал священнику Спасской церкви с реки Яи Иоанну Кузмину о том, что, лежа на одре болезни, он увидел множество отвратительных и мерзких чудовищ по всей комнате и даже на улице. Они с яростью набрасывались на больного, и тот из последних сил взмолился к Господу о защите.

Читайте также:  Алевтина в святцах икона

В комнате внезапно стало необыкновенно светло, и бесы все исчезли. Григорий увидел летящую по воздуху икону Николая Чудотворца, сияющую, как солнце, за ней шел муж в архиерейском облачении, с копьем в руке, похожий на образ той иконы. Икона стала на божницу и перед ней сама собой загорелась свеча. Муж тот положил на сердце больного свое копье, и Григорий вмиг стал здоров. Тогда старец грозно вопрошал: «Зачем ты, злой человек, полагаешь надежду на дьявола и недобре говоришь о богатстве?» И тут Григорий вспомнил и покаялся старцу, что действительно соблазнялся чужими деньгами, думая, что богатым собирать деньги помогают бесы, а потому хорошо бы подружиться с ними и ему самому. На что святой муж воскликнул: «Оказали тебе бесы какую помощь в твоей болезни и во всей твоей скорби? Если бы я не поспешил тебе на помощь, то злые те зверообразные демоны погубили бы тебя душевно и телесно, как тех беззаконников, которые имеют с ними дружбу в чародействе и волшебстве. Да знаешь ли ты кто я?» Григорий не знал. «Я Николай Архиепископ Мирликийский Чудотворец, скорый христианам помощник в бедах. Икона же, на которой изображен лик мой, доселе находилась в доме соседа вашего Илии Крестинина, но вместе со мной отошла оттуда, потому что пребывать ей там зело мерзко, там одно беззаконие и одна неправда. Дети его и внучата воспитаны беззаконно, растленны умом… в дом его отовсюду собираются кудесники для бесчинных игр, плясок и песен все это сквернит человека, на последнюю ведет погибель. В дом сей вдовицы Саломии пришел я, любя чистоту ее и страннолюбие. Но и она имеет много зазору в своем дому, потому что она за детьми своими нимало не наблюдает, во всем снисходит им, и они растут в ругательствах и во всякой богомерзкой брани. Со сверстниками своими не уважают по неразумию святых дней, имеют обычай рано есть и пить, что истинному христианину творить грешно. И ей скажи, Григорий, пусть себя исправят перед Господом, если не исправятся, то зле погибнут… Образ мой, который ты видел вошедшим в дом, пусть будет отнесен с подобающей честью в деревню Семилужную и поставят пусть его в молитвенном доме Вознесения Господня, потому что хочу, чтобы там стоял мой образ и почитаем был от верных…. Отселе, Григорий исцелит тебя Господь мой Иисус Христос мною, рабом своим. Итак, восстав, иди в город Томск и скажи без боязни всем городским священникам, начальникам, судиям и прочим гражданам, что все они прогневили Творца своего, ходят путем беззаконий и мирских похотей».

Крестьяне в сопровождении священника Иоанна Кузмина перенесли образ Святителя Николая в Вознесенскую часовню деревни Семилужной. Григорий Рожнев, исполняя обетование, рассказал архимандриту Алексеевского монастыря Варлааму, протопресвитеру Борису Григорьеву, градским священникам и жителям Томска о грозном предупреждении Николая Мирликийского. Для отвращения гнева Божьего от Томска воевода Стольник Георгий Петровых-Соловово с сыном Лаврентием и горожане общим советом решили после долгого добровольного поста принести в город икону для покаянной молитвы перед ней. В деревню Семилужную был послан священник Воскресенской церкви Афанасий Андреев с причтом, чтобы принести с подобающей честью ознаменованную благодатью икону. Все от мала до велика, вышли далеко за город с радостью и умилением навстречу иконе Святителя Николая.

У наших благочестивых предков был обычай отмечать места «сретения» верующих с чудотворными иконами возведением храмов, часовен, крестов. Томский воевода Петровых-Соловово заказал изографу Иакову Лосеву расписать крест, который и был поставлен на месте первой встречи томичей с чудотворной иконой у Дальнего Святого Ключа, в августе того же 1702 года. По преданию, тогда, в далеком 1702 году, Господь призрел на мольбы и слёзы жителей Томска и по небесному ходатайству Святителя Николая сменил гнев на милость. С тех пор вошло в обычай ежегодно 8 мая приносить святую икону в город для молитвы перед ней.

Читайте также:  Эксперт по оценки икон i

По сохранившимся описаниям Семилуженская икона Николая Чудотворца была выполнена в традициях Московской школы начала XVII века. Поясные изображения Святителя Николая относятся к числу наиболее распространенных и почитаемых образов в византийском и русском искусстве от XIV до XX вв. Композиция иконы канонична и традиционна — в левой покровленной руке Чудотворец держит раскрытую книгу Священного Писания, правая сложена в благословляющем жесте. Евангелие раскрыто на тексте от Луки (Лк. 5, 17), который читается обычно во время службы святому Николаю. Цветовая гамма иконы почти монохромна, она строилась на нескольких оттенках охры и оливкового цвета. Высота образа – 31 см, ширина – 26,7 см. Вскоре, после чудесного явления иконы Григорию Рожневу, была изготовлена деревянная доска большего размера (75,5 Х 66,6), на которой были изображены 12 клейм жития Святителя. Потому старожилам и помнится большая массивная икона. По заказу Томского воеводы, иконописец Лосев написал несколько икон для семилуженской часовни. Судя по стилистическим и художественным особенностям, написанных художником образов, доска с житиями, куда была врезана икона Святителя Николая, также принадлежала кисти Иакова Лосева. Оба изображения были покрыты единой, объединяющей их серебряной ризой. Сохранившиеся первые описания ризы относятся к 1770-м годам. На серебряном вызолоченном нимбе Николая Чудотворца, украшенном тонким слоем цветной финифти, сияла вышитая золотом, убранная мелким жемчугом и цветными камешками корона. Оклад иконы в целом создан под влиянием московских мастеров-серебряников с использованием традиционных растительных орнаментов в обрамлении и богато декорированным средником. Между клеймами проложены традиционные валики с насечками и узорами, напоминающие колонки-балясинки. Каждый валик заканчивается квадратом с рельефным цветком в семь лепестков, соприкасающимся со средником. На ризе, как бы на шее святого, была надета серебряная панагия (не включенная в литографию) с живописным изображением Николая Угодника. Образ пребывал в киоте с вызолоченной листовым золотом сенью.

В разных номерах Томских Епархиальных ведомостей описаны многие чудотворные исцеления, произошедшие по молитве перед образом Свт. Николая. Сообщается, что все, получившие помощь, давали обет каждый год ходить крестным ходом встречать в Томске и провожать в Семилужное Чудотворную икону.

В годы советской власти в Томск до 1930 года продолжали приносить из села Семилужного икону Свт. Николая. Икону, с разрешения городских властей, переносили крестным ходом из храма в храм и по домам верующих. В 1930 году крестные ходы в Томске были запрещены. В 1935 году 14 декабря с разрешения властей Н.В.Казаков из закрытой церкви села Семилужки перенес чудотворную икону Свт. Николая в верхний этаж Воскресенской церкви города Томска, тем самым спас чтимую икону от уничтожения. Через год из закрытой Воскресенской церкви в ноябре 1936 года Семилуженскую икону с другим церковным имуществом перенесли в Троицкую единоверческую церковь, в которой в разных приделах совершали богослужения верующие Русской Православной Церкви и старообрядцы-единоверцы. С 27 сентября 1937 года Троицкая единоверческая церковь была закрыта, и следы Семилуженской чудотворной иконы теряются. Передают, что в послевоенные годы икону видели у кого-то из верующих женщин, скрываемую от безбожников до благоприятных времен.

Пусть сегодня неизвестно место обитания чудотворной иконы Святителя Николая, однако весь опыт Православной Церкви учит нас, что святыни не исчезают бесследно, они обретаются по воле Провидения в моменты, когда все духовные силы верующего народа бывают направлены к своему Создателю.

Источник статьи: http://petripavel.tomsk.ru/openArticle.php?number=44