Меню

Чудотворные иконы во владимире суздале

Чудотворные иконы Божией Матери Владимирской и Суздальской епархии

Владимирская икона Божией Матери

Владимирская епархия — место особого почитания Владимирской иконы Божьей Матери, принесенной из Вышгорода 21 сентября 1160 года. Святой благоверный князь Андрей специально построил для этой иконы храм, подобного которому еще не было на Руси. Он возводился из невиданного тогда белого камня-известняка, привозимого из Волжской Булгарии, а снаружи стены покрывали белым мрамором, камнем и вовсе тогда драгоценным.

На фасадах впервые на Руси появилась каменная резьба. Летописцы уподобляли владимирский Успенский собор храму, который построил царь Соломон. Князь Андрей «устроил трое позлащенных дверей, украсил храм драгоценными каменьями и жемчугом и всякими удивительными узорочьями; он осветил церковь многими серебряными и золотыми паникадилами, а амвон устроил из золота и серебра. Богослужебные золотые сосуды, рипиды и прочая утварь, украшенные драгоценными камнями и жемчугом, были многочисленны».

В этом соборе, как в драгоценном ковчеге, и была помещена чудотворная икона.

В 1300 году митрополит Максим перенес митрополичью кафедру из Киева во Владимир, и Владимирская икона Божией Матери становится главной святыней Руси. В 1395 году, при нашествии Тамерлана, икону принесли в Москву, пред ней молились о спасении, и с тех пор святыня стала находиться в Успенском соборе Московского Кремля.

Во Владимир был послан список иконы, написанный святителем Петром, митрополитом Московским, который и стал главной святыней Успенского собора. В годы советской власти икона была отобрана у Церкви и помещена в музей. Там она находится и сейчас.

Во владимирском Успенском соборе почитается как чудотворный список, который в дореволюционные годы пребывал в часовне неподалеку от собора.

Списки Владимирского образа пребывают почти во всех храмах Владимирской епархии. Один из них — простая бумажная икона — хранится и в Спасо-Преображенской церкви, стоящей на месте, где и располагался двор святого благоверного князя Андрея Боголюбского, а затем образовался Спасский Златовратский монастырь.

Эта икона была найдена на пепелище сгоревшего рядом с храмом дома. Бумажная икона не только не пострадала, но как бы вплавилась в обуглившееся дерево.

Максимовская икона Пресвятой Богородицы

Максимовская икона Пресвятой Богородицы, написанная в память о видении Божией Матери святителю Максиму в 1299 году, свыше шестисот лет находилась над местом погребения святителя Максима во владимирском Успенском соборе, где прославилась многими чудесами и стала всероссийской святыней.

Здесь же, в золотом ковчеге, хранился омофор, полученный святителем Максимом от Самой Пречистой (он пропал в июне 1411 года, во время нашествия татарского царевича Талыча, захватившего и сжегшего Владимир). Сейчас икона находится в музее (рядом с Владимирской иконой письма святителя Петра), а в соборе поставлен список.

Матерь Божья Боголюбская

Свято-Успенский Княгинин монастырь — место пребывания Боголюбской иконы Божией Матери, написанной по повелению святого благоверного князя Андрея Боголюбского после явления ему Пресвятой Богородицы.

В 1923 году, после закрытия Боголюбского монастыря, где сотни лет пребывала древняя святыня, икону перенесли в действующую церковь Иоакима и Анны в Боголюбове, затем — во владимирский Успенский собор, а оттуда в 1946 году забрали в музей. Здесь икону расчистили, сняли множество слоев поздних записей, но, к сожалению, реставраторы не сумели вернуть иконе первозданный вид, и сейчас лик Божией Матери на иконе записан.

В 1992 году по ходатайству архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия Боголюбская икона Божией Матери была передана Церкви.

Неудачная реставрация иконы в 1956-1976 годах привела к тому, что левкас и красочный слой, наложенные восемьсот пятьдесят лет тому назад, стали очень хрупкими и теперь нуждаются в постоянном наблюдении специалистов.

Сейчас икона находится в герметично закрытой витрине из особого стекла, в которой специальным прибором постоянно поддерживается необходимая температура и влага. Ежедневно приезжают в монастырь паломники со всех концов России и даже из-за границы помолиться Божией Матери у Ее древнего прославленного образа.

Сейчас в монастыре ведется летопись, которая постоянно пополняется свидетельствами о чудесах Божией Матери.

Празднование Боголюбской иконы Божией Матери — один из главных праздников во Владимире.

В течение месяца до дня празднования владимирскими священниками служатся ежедневно водосвятные молебны с акафистом — в воспоминание прошлых крестных ходов по городу.

В самый день празднования совершается крестный ход, на который съезжаются десятки тысяч людей.

Новой святыней Владимирской епархии стала икона Божией Матери Достойно есть, написанная иноком Святой горы Афонской, изографом Евфросином.

Удивительное впечатление производит этот новонаписанный образ своей неповторимостью, — пишет один из паломников. — Никто из нас ранее не видел ничего подобного — лик Богородицы, особенно глаза и лоб, очень живы. Чем дольше смотришь, тем таинственней, глубже и привлекательней кажется этот образ. . Икона пребывает в специально созданной для нее часовне в Георгиевском приделе Успенского собора.

Источник статьи: http://ikona2.info/ikony-bogorodicy-vladimirskaya-eparxiya.php

Чудотворные иконы Божией Матери Владимирской и Суздальской епархии

Икона Божией Матери Скоропослушница

Икона Богородицы Скоропослушница, которая почитается в Муромском Спасском монастыре, написана и освящена на Святой горе Афон в 1878 году. Многим муромчанам даровала Божия Матерь от этого образа облегчение в скорбях и нуждах.

После закрытия монастыря в 1918 году святыня была спасена верующими и перенесена в Благовещенский собор, где в 1954 году ее установили в иконостасе Иоанно-Богословского придела.

Икона Божией Матери Скоропослушница Вышивка бисером иконы Божья Матерь Скоропослушница

В год своего 900-летия (1996) муромский Спасский монастырь был передан Православной Церкви. Все монастырские святыни находились в музеях, и единственное, что вернули обители — чудотворную икону Божией Матери «Скоропослушница», которую 1 сентября 1996 года крестным ходом перенесли из Благовещенского монастыря в Спасский.

Читайте также:  Как освятить икону из алмазной мозаики в домашних условиях

Так началось восстановление древней обители. Сразу же перед чудотворным образом возобновились акафистные пения. И тотчас же в монастыре стали свидетельствовать о новых чудесах Божией Матери, явленных по молитвам у этого образа.

Муромчане знают о чудесном спасении их земляка, служившего во время боевых действий в Чечне, о недавнем исцелении женщины, которая страдала таким ревматизмом, что ее ввели в храм, поддерживая за руки. Сейчас в обитель приезжает множество паломников со всей России.

Смоленская икона Божией Матери

Смоленская икона Богородицы особо почитается в Смоленской Зосимовой мужской пустыни (станция Арсаки, Владимирская область).

Обитель была известна своими старцами, преподобным Германом и преподобным Алексием. Главной святыней обители была Смоленская икона Божией Матери. Эта икона, родовой образ бояр Колычевых (из этого рода происходил святитель Филипп, митрополит Московский), была пожертвована в Зосимову пустынь иеромонахом Саввино-Сторожевского монастыря Ефремом, который получил древний намоленный образ в дар от баронессы Александры Ивановны Боде-Колычевой за год до ее кончины в 1897 году.

Вместе с образом были переданы часть пояса Богоматери, которую привез из Царьграда последний грузинский царь Георгий XIV, передавший затем святыню своей дочери, и частица святых мощей святого великомученика Георгия Победоносца.

После закрытия обители в 1923 году и изгнания монахов чудотворная икона была изъята и передана в Третьяковскую галерею. Сейчас в обители почитается Смоленская икона XVIII века, которая передана монастырю сибирским подворьем в 1995 году.

Самарская икона Божией Матери

Чудотворная Самарская икона Божией Матери находится в храме Успения Пресвятой Богородицы в поселке Ставрово Собинского района Владимирской области. В мощевике хранится великая святыня — частица ризы Пресвятой Богородицы.

Самарская икона очень похожа на Ахтырскую икону Божией Матери, но есть отличие — на Самарской иконе Божией Матери острый меч, исходя из креста, на котором распят Иисус Христос, входит в сердце Богоматери, по пророчеству святого Симеона Богоприимца: и Тебе Самой оружие пройдет душу. (Лк. 2, 35).

Поэтому Самарскую икону Божией Матери называют еще и «Симеоново проречение», и «Умягчение злых сердец», и «Страстная», и даже «Всех скорбящих Радость». Эту икону привез с Украины настоятель храма протоиерей Игорь Любченко. Образ ему подарила верующая женщина, дедушка и бабушка которой спасли этот чудотворный образ от уничтожения в годы советской власти.

Более полувека святыня пряталась в подвале, и после того, как Самарскую икону поместили в храме и каждое воскресенье пред ней совершали водосвятный молебен, Божия Матерь стала посылать Свои обильные милости.

В Ставровском храме эту икону Божией Матери называют «Дарующая материнство», и не одна супружеская пара может свидетельствовать об этом чуде.

Вязниковская икона Божией Матери

Вязниковская икона Божией Матери — список Казанской иконы Пресвятой Богородицы — с 1622 года пребывала в Никольской церкви.

Икона была украшена драгоценными дарами, среди которых — золотой крест с алмазами, приношение царя Феодора Алексеевича, который молился пред этим образом в 1682 году.

В 1929 году казанский храм в Вязниках, в котором пребывала святыня, был закрыт, но одна верующая женщина сумела спасти и сохранить чудотворную икону Божией Матери.

В годы Отечественной войны, когда в Вязниках начал действовать Крестовоздвиженский храм, хранительница иконы передала в него спасенную святыню. В этом храме Вязниковская икона Божией Матери находится и сейчас.

Источник статьи: http://ikona2.info/ikony-bogorodicy-vladimirskaya-eparxiya-1.php

Чудотворные иконы во владимире суздале

Чудотворные иконы в губернском гор. Владимире в нач. ХХ века

В гор. Владимире имеются нижеследующие иконы местно-чтимые за чудотворные:
а) В Кафедральном Успенском соборе.
1) В древнем холодном храме по левую сторону царских врат стоит Чудотворный Образ Владимирской Богоматери в бронзовом створчатом киоте, украшенный жемчужной ризой с драгоценными камнями. Такой же венец на сей иконе украшен еще бриллиантовою на верху короной и большим бриллиантовым перстнем, который вставлен по завещанию Надворного Советника Ивана Федоровича Дмитревского, а ему пожалован Императором Александром 1-м за сочинение истории города Владимира. На серебряных вызолоченных полях иконы вычеканено 18 дробниц с черными изображениями Святой Троицы, Иоанна Предтечи, Московских Святителей, Владимирских Чудотворцев и других угодников Божиих. Этот Чудотворный образ, одинаковой меры с подлинным образом Владимирской Богоматери, находящимся в Московском Успенском Соборе, написан Митрополитом Петром в бытность его еще Игуменом Волынского Ратского монастыря. Пред образом Владимирской Богоматери неугасимо горит огонь в лампаде. Притекающие к Владимирской Иконе Богоматери с живою верою всегда получали и получают милость и благодать во благовременну помощь. Так, знаменитый стольник Петра Первого — Племянников, в проезд свой чрез Владимир, впал в тяжкую болезнь. Врачи признали ее неизлечимой: но больной возложил надежду на Бога и Его пречистую Матерь; не имев возможности объясниться словами, знаками передал своей жене желание, чтоб из собора принесли Владимирскую Икону Богоматери. Святая Икона принесена,— и больной вдруг почувствовал в себе силу привстать на постели; выслушал молебен с водоосвящением, выпил святой воды,— и немедленно почувствовал облегчение, а в непродолжительном времени и совсем выздоровел. В благодарственное ознаменование таковой благодати Божией, Племянников сделал значительные поправки в обветшавшем соборном храме, и приложил серебряный ковш, пожалованный его предку Царем Михаилом Феодоровичем (что значится на самом ковше), приказавши внутри его начертать: «1708 г. генваря в 15 день сей ковш дал вкладу во Владимир в соборную церковь пречистыя Богородицы Успения стольник Григорий Андреевич Племянников по обещанию своему за совершившееся над ним чудо цельбы от Бога предстательством Богоматери и святых Чудотворцев — от смертных врат на живот возвращение». Ковш этот употребляется, с того времени, при торжественном освящении воды, на р. Клизме в Богоявление, Преполовение и 1-е августа; а св. Икону Богоматери Владимирскую жители Владимира почитают Чудотворной. Об ее Чудодейственной силе над опасно больными и находящимися в тяжких бедах много носится устных сказаний между здешними жителями и из других мест приходящими богомольцами.

Читайте также:  Какие иконы есть в храме иоанна кронштадтского

2) У южной стены того же храма над грибницей Митрополита Максима привлекает к себе внимание богомольца икона Божией Матери, изображающая святую Деву во весь рост и украшенная чеканной золоченной ризой. Она слывет в Соборе под именем Максимовской и на ней изображен сам Первосвятитель на коленах приемлющим из рук Пречистой Девы священный омофор. Крупная подпись внизу иконы на особой доске объясняет ее происхождение.
Вот что повествует она:
«Сей смятый и чудотворный образ Пресвятыя Богородицы написан бысть в лето 6897 (1299) по видению Максима, Митрополита Владимирского и всея руси Чудотворца, Греченина родом, егда ему пришедшу от Киева во Владимир и от путного шествия в келлии своей мало уснув, абие видит яко на яве свет велик и необычен и в том свете явися ему Дева Пречистая Богородица, держащи на руку предвечного младенца и глагола: рабе мой Максиме, добре пришел ecu семо посетити град мой и подаде ему омофор глаголя: приими сей омофор и паси в граде моем словесныя овцы. Он-же прием возбудися от сна и в келлии никого же виде, а омофор обретеся в руце его: Он же страхом объять бысть на мног час; — абие поведа Великому Князю Андрею и построиша ковчег злат и положиша в него той омофор и прославися сие чудо во всей Русской земли и в палестине, и повеле написати сей образ тем подобием, яко же виде Максим святый».
Длина иконы 2 аршина и четыре вершка, а ширина 17 вершков. Сию св. икону чтут особенно высшие сословия. До того времени, как начали принимать в города и села здешней губернии Боголюбскую Икону Богоматери, Максимовская часто, на праздничные и Воскресные дни, принимаема была окружными дворянами. Некоторые из них и ныне приезжают нарочито совершать молебствие пред сею Иконою. В недавнее время жителями Владимира установлено в честь ceй иконы особое празднество 18-го числа апреля месяца, в день явления Ее Максиму Митрополиту; а священный омофор 112 лет хранился в Соборе, как драгоценная святыня, и при нашествии Талыча в 1412 году исчез вместе с другими сокровищами сокрытыми тогда ключарем Патрикием.

3) Против западной стены холодного-же храма на столпах к северу с особенным благоговением чествуются две иконы Божией Матери: Иверская, украшенная, сверх серебряного венца, таковыми же полями, жемчугом и восточными хрусталями, написанная в 1812 году с подлинного образа Московского, который приносим был тогда во Владимир Преосвященным Августином по случаю нашествия французов, и икона Нечаянной радости.

4) Из древнего, но тесного и бедного придела перенесен в 1862 году в новый теплый храм древний образ святого Благоверного Князя Георгия. Образ этот написан, по всей вероятности, в первой половине ХѴII века, когда открыты были нетленные мощи Святого Князя Георгия и первоначально находился на его гробнице; но при обновлении Собора в прошлом веке, по распоряжению Епископа Иеронима, снят и поставлен был в прежнем теплом приделе, как храмовой образ. И в новом теплом храме он занимает место по правую сторону царских врат против правого клироса, как храмовой образ всего придела. Благоверный Князь изображен на нем во весь рост с крестом в правой руке и в великокняжеской мантии поверх ратных доспехов.

5) В параллель сему образу по левую сторону царских врат за местною иконою Богоматери стоит образ Святого Благоверного Князя Александра Невского, пожертвованный Собору в 1862 году освобожденными от крепостной зависимости дворовыми людьми в память освобождения.

6) В теплом приделе замечателен чудотворный образ Знамения Пресвятой Богородицы, перенесенный сюда из холодного Собора. Он стоит на восточной стене за правым клиросом, в небольшом киоте, украшен серебром и жемчугом. Написан этот образ в 1650 году по видению одного жителя Слободы Быковки, находящейся в предместии Владимира,— Сергия Иовлева, с малолетства страдавшего расслаблением, и поставлен был первоначально в нарочито устроенной часовне в той же слободе. По отправлении пред ним молебствия с водоосвящением, больной получил исцеление и с тех пор много было чудес исцеления от сей Святой Иконы; в соборной старинной рукописи записано их 23. В 1652 году соборяне испросили у Царя Алексея Михайловича дозволение перенести чудотворную икону в Соборный храм, так как помянутая слобода принадлежала тогда Собору и священнослужителям далеко и неудобно было ходить туда для отправления молебнов по усердию разных богомольцев. С тех пор икона эта чествуется в Соборе как святыня и в честь Ее освящен был даже северный придельный алтарь холодного Собора, при обновлении оного Племянниковым. Благочестивые жители г. Владимира и доселе во множестве притекают к сей чудотворной Иконе, и, с верою совершая молебствия, получают милость и благодать от Бога предстательством Богоматери.

7) Древняя, особо чтимая, икона Спаса нерукотворенного образа, в большой, раззолоченной киоте и в золотой ризе, высокой греческой живописи перенесена в собор из упраздненного Муромского Борисоглебского монастыря.

8) Образ Печерской Божией Матери, небольшой вырезанный на пальмовом дереве и вставленный в серебряный вызолоченный киот. Этот образ пожалован был Императрицей Екатериной Великой Владимирскому Епископу Павлу в бытность его еще придворным духовником Ее Величества. По посвящении в сан Епископа, Преосвященный Павел носил его на персях вместо панагии, а по кончине архипастыря достался он Собору.

Читайте также:  Где правильно в комнате повесить икону

б) В Николозлатовратской приходской церкви.
Образ Божией Матери — Одигитрии, Троеручицы. Снизу по правую сторону изображен Иоанн Крестители, по левую мученик Марин. Лик Божией Матери и третья рука возобновлены, к сожалению, весьма неискусно. Икона эта, как видно из надписи, писана на Афоне и принесена оттуда архимандритом Феофаном в 1594 г., но когда приложена в Николозлатовратскую церковь и кем не известно. Мерой эта икона 12 вершков длины и 10 ширины; писана на кипарисной доске.

в) В Николокремлевской приходской церкви.
1) Образ Святители Николая, древний; написан на чинаровой доске.
2) Образ Божией Матери — Тихвинской.

Обычное время богослужения

Всенощные службы со всех церквах и монастырях служатся, начиная с недели св. Фомы до 15-го сентября, в 6 часов вечера. В зимнее же время они бывают только в монастырях и домовых церквях. Утрени зимой (с 15-го сентября до Святой недели) в праздник служатся в 4 ½ часа, а в будни к 5. Вслед за утренями начинаются ранние литургии. Поздние литургии совершаются во весь год в 9 часов утра.
Кроме совершения обычных молебствий и панихид, по указанию святцев и табели; кроме торжественного богослужения в храмовые праздники, праздники местно чтимых икон и дней свв. благоверных князей Владимирских чудотворцев — этих небесных Ангелов-хранителей города, в гор. Владимире в нижеследующие дни и часы совершаются особенные богослужения:
1) 21-го мая, день принесения чудотворной Иконы Богоматери из Боголюбова монастыря во Владимир, установленный с 1772 г., по случаю прекращения моровой язвы появившейся в городе Владимире в конце 1771 года. В этот день, ежегодно, при многочисленном стечении народа, непосредственно по окончании поздней литургии в Успенском кафедральном соборе пред Боголюбовской чудотворной иконой местным Преосвященным с старшим городским духовенством совершается торжественное, с чтением акафиста, молебное пение Божией Матери.

2) Таковое же торжественное, с чтением акафиста, молебное пение Боголюбовой Божией Матери совершается ежегодно по окончании поздней литургии в Успенском же соборе 16-го июня в день перенесения Боголюбовской чудотворной иконы из Владимира в близь лежащее к городу село Красное.

По Понедельникам
в Крестовой церкви Рождественского (Архиерейского) монастыря, по окончании поздней литургии, с 1723 года у раки святого Благоверного Великого Князя Александра Невского читается Ему соборне акафист.

По Средам
в Успенском соборе, по окончании поздней литургии, с 1879 года пред Владимирской чудотворной иконой совершается торжественное, с чтением акафиста, молебное пение Божией Матери.

По Субботам
в Крестовой церкви Рождественского (Архиерейского) монастыря, по окончании поздней литургии, с 1812 года пред иконою Иверской читается соборне акафист Божией Матери Иверской.

Город Владимир, как и вся Владимирская губерния, не скуден певческими голосами, как мужскими, так и женскими. В городе Владимире почти в каждой церкви поют на обедни певческие хоры, ежели не принадлежащие исключительно известному храму, то умеющие поспеть и на свою позднюю, пропев в которой-нибудь из других церквей раннюю обедню. Правильно организованных церковных хоров достаточно. Перечислим главнейшие из них по достоинству:
1) Хор св. Рождественского (Архиерейского) монастыря, самый лучший,
2) Хор Владимирской Духовной Семинарии,
3) Хоры девичьего Успенского монастыря и Епархиального женского Училища своею изящностью останавливают внимание и хоры приходских церквей, между которыми хоры Георгиевской церкви, Николокремлевской, Сергиевской, Воскресенской и Мироносицкой занимают не последнее место.
Xopы приходских церквей содержатся частным лицом — мещанином Сорокиным и приглашаются бедными церквами на храмовые праздники. Между регентствующими в г. Владимире особенно известны: Алексей Евграфович Ставровский , священник И. Вознесенский и диакон Федор Ефимович Соколов, учитель пения в духовных Училищах г. Владимира, обладающий особенной способностью учить пению детей.

По мысли в Бозе почившего Архипастыря, Высокопреосвященнейшего Антония, Архиепископа Владимирского и Суздальского, по открытии библиотеки, открыты с 1876 года публичные народные чтения во Владимире, в читальне при Владимирской Епархиальной библиотеке, помещающейся под большой Крестовой церковью Владимирского архиерейского дома. Чтения производятся по воскресным и праздничным дням от 30 м. 3-го часа до 4-х часов пополудни. Содержание чтений: 1) Вероучение и нравоучение христианское в связи с священной историей; 2) Обличение раскола, суеверий и поверий; 3) Изъяснение богослужения; 4) Рассказы из церковной истории; 5) Рассказы из русской истории; 6) Повествование о путешествиях по святым местам. В чтениях, кроме градских священников, по предложению Преосвященнейшего Архипастыря Феогноста, Епископа Владимирского и Суздальского с открытием, братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, приняли участие и преподаватели местной Духовной Семинарии. На чтения собирается посетителей в читальную залу библиотеки, где к тому времени приготовляются для слушателей, в особом порядке, кресла, стулья и скамьи, иногда до 200 человек разных сословий, и все охотно, со вниманием слушают предложенное чтение. Слушатели благодарят учредителей такого доброго истинно христианского дела и высказывают, что они с охотой будут посещать библиотеку и на будущее время. Искренно сочувствуя этому учреждению, нельзя не пожелать от души, чтобы во всех наших русских обителях (как мужских, так и женских) введены были подобные чтения для народа, в чем он так сильно нуждается.

Продажа образов, церковных книг и проч.

Каждый Владимирский богомолец, без сомнения, желает приобрести себе во Владимире образа святых Владимирских Чудотворцев, крестики, акафисты Угодникам, просфоры, св. масло и проч. Все это можно приобрести 1) в кафедральном Успенском соборе, 2) в часовне Рождественского (Архиерейского) монастыря, 3) в Успенском девичьем монастыре, 4) в часовнях: Владимирской и Боголюбской и 5) в образной и книжной лавках купцов Паркова и Воронина. Владимирская епархия.
Крестные ходы, совершаемые в губернском городе Владимире

Источник статьи: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vladimir/i/37-1-0-5724