Меню

Чудотворные иконы во владимирской области

Владимир. По святым местам древнего города. Наталия Смольникова

«Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение». Эти, ставшие почти народными, слова стихиры написал для службы Всем святым, в земле Российской просиявшим, исповедник прошлого столетия святитель Афанасий Сахаров. Те, кто читал его житие, наверняка прониклись уважением к этому замечательному человеку. Глубокое смирение, кротость, терпение и доброта отличали епископа, проведшего в тюрьмах, лагерях и ссылках почти три десятилетия.

Желание поклониться мощам святителя Афанасия, почивающим в Богородице-Рождественском монастыре Владимира, собственно, и привело меня в этот город. Однако мне удалось побывать не только в заветной обители, но и у других владимирских святынь.

Молитвами святителя Афанасия неожиданно находились добрые люди, которые показывали город и его храмы. Так короткая поездка превратилась в настоящее паломничество по древнему Владимиру.

Богородице-Рождественский монастырь

Богородице-Рождественский монастырь находится недалеко от железнодорожной станции, всего в десяти минутах ходьбы. Высокий холм над Клязьмой — раньше это место на границе с наиболее укрепленной частью города называли кремлем. Да и сейчас, чтобы с вокзала попасть в обитель на Большой Московской, 68, нужно подняться по тропинке вверх. Этот путь для паломника — словно ворота в маленький уютный город.

Одна из старейших в России, Богородице-Рождественская обитель была основана владимирским князем Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо. Считается, что произошло это в 1191 году.

Главный центр монашеской жизни Владимиро-Суздальской Руси, один из центров летописания, резиденция русских митрополитов — все это славные страницы истории Богородице-Рождественского монастыря. В течение трех с половиной веков он считался старшим среди русских монастырей, пока этот статус не перешел к Троице-Сергиевой обители.

В 1263 году монастырь стал местом погребения благоверного князя Александра Невского, скончавшегося по пути из Золотой Орды во Владимир. Отсюда в 1724 году его святые мощи были перенесены в Санкт-Петербург.

В историю обители вошло также имя святителя Феофана Затворника, три года управлявшего Владимирской епархией и освятившего в 1866 году перестроенный собор во имя Рождества Христова. Духовная семинария, которая располагается на территории монастыря, носит сегодня имя этого выдающегося богослова и духовного писателя.

Храмы, белая колокольня, уютные дорожки, ветвистые деревья. А ведь нынешний ухоженный вид Богородице-Рождественской обители — результат долгой работы по ее восстановлению, которое ведется с 1991 года. К сожалению, многие строения, в том числе Богородице-Рождественский собор, были разрушены здесь в годы советского безбожия.

Поклонный крест напоминает о трагическом прошлом обители. С приходом советской власти ее территория была занята ГубЧК (ОГПУ, НКВД). В 30-е годы здесь проводились допросы, следствия и расстрелы «врагов народа», которых хоронили в монастырском саду. Так что место это освящено страданиями и кровью погибших в страшной мясорубке террора.

Узником в стенах закрытого уже монастыря бывал и прежний его наместник епископ Афанасий Сахаров. Но ему Господь уготовал не мученическую, а особую исповедническую стезю и жизненный путь длиною в 75 лет.

Мне посчастливилось трижды приложиться к мощам святителя Афанасия, покоящимся в раке под сенью в правой части Христорождественского собора. Трудно описать всю гамму чувств, которую испытываешь перед мужественным исповедником веры. Радость, почтение, собственную немощь, слабость перед высотой его духа. И, конечно, благодарность Богу за то, что Он позволил побывать здесь и чуть-чуть прикоснуться душой к великой тайне святости.

Успенский собор

Можно ли сказать, что ты побывал во Владимире, если ты не видел знаменитого Успенского собора? Он находится неподалеку от Богородице-Рождественского монастыря, тоже на Большой Московской улице.

Памятник белокаменного зодчества, в котором сохранились фрески Андрея Рублёва, привлекает к себе туристов и паломников со всего мира. Он был построен русскими и иностранными мастерами по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского в 1158-1160 годах, а затем был значительно расширен при князе Всеволоде Большое Гнездо. Здесь, в главном храме Северо-Восточной Руси, совершались венчания на великое княжение.

За свою долгую историю Успенский собор претерпел многое — набеги татар, пожары, многочисленные перестройки и обновления. После 1917 года там устроили музей научного атеизма. Но в 1944 году собор был открыт для верующих и с тех пор не закрывался. Сейчас он находится в совместном ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Русской Православной Церкви, здесь проходят богослужения.

Величественный Успенский собор восхищает своим внутренним убранством и росписями. Но главное открытие для паломника — это множество святынь.

В иконостасе находится чудотворный список Владимирского образа Пресвятой Богородицы XVII века. Древняя икона, с которой был сделан список, пребывает ныне в московском храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. А когда-то она находилась в Успенском соборе Владимира. Икону приносили в Москву для защиты от захватчиков, впоследствии она так и осталась в столице.

Кстати, образы с этим названием во Владимире особенно почитают, такую икону я увидела даже в светской гостинице у стойки администратора.

Но чем особенно поражает Успенский собор, так это множеством захоронений владимирских великих князей, членов их семей, а также владимирских архиереев в специальных нишах в стенах галерей. Представьте себе, этих захоронений свыше сорока!

Многие из погребенных в Успенском соборе прославлены в лике святых. Вот митрополит Киевский и всея Руси Максим, который в 1299 году перенес кафедру во Владимир и удостоился видения Пресвятой Богородицы, вручившей ему святительский омофор. Это событие изображено на Максимовской иконе Божией Матери, службу которой составил, кстати, святитель Афанасий Сахаров.

Читайте также:  Икона девы марии для чего

А вот захоронение даже не одного человека, а целой семьи благоверного князя Георгия Всеволодовича, погибшей в пожаре, который устроили монголо-татары в 1238 году прямо в Успенском соборе.

У солеи в левой части собора находятся мощи его строителя, благоверного князя Андрея Боголюбского. Объединитель русских земель и первый русский самодержец, он перенес столицу княжества из Киева во Владимир. Построил там множество храмов и монастырей, знаменитые владимирские Золотые ворота.

Известно, что именно князь Андрей установил на Руси два новых праздника — Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы и Покрова Пресвятой Богородицы. А на пути из Вышгорода в Суздальскую землю удостоился явления самой Божией Матери. На этом месте, получившем название Боголюбово, он воздвиг храм и княжескую резиденцию.

В 1174 году князь был убит заговорщиками-боярами, недовольными его растущей властью.

В Успенском соборе покоится и благочестивый сын Андрея Боголюбского Глеб, умерший в возрасте девятнадцати лет незадолго до убийства отца. У его нетленных мощей происходили чудеса.

А вот благоверный князь Георгий Всеволодович, погибший в неравном бою с татарами в 1238 году. С его мощами связана удивительная история. Князя похоронили в Ростове: сначала тело, а позже приложили к нему отрубленную главу. В 1239 году честные останки Георгия Всеволодовича были перенесены во Владимир. При погребении оказалось, что глава его чудесным образом приросла к телу.

Засвидетельствовано это было и при обследовании мощей в 1919 году. Примечательный факт: затеянная тогда советской властью дискредитация святых мощей Успенского собора превратилась, вопреки ожиданиям богоборцев, в торжество православия. Иеромонах Афанасий Сахаров при открытии дверей храма для собравшегося на «выставку» народа начал служить молебен владимирским святым, а пришедшие стали креститься и молиться.

Захоронения, мощи, иконы… В Успенском соборе царит особая благодатная атмосфера. Ты словно входишь в иной мир, и прошлое становится совсем близким. Кажется, до него рукой подать! Здесь сердцем начинаешь понимать, что такое историческая память. И ясно ощущаешь, что за твоей спиной — десятки, а может быть, сотни поколений, с которыми ты каким-то непостижимым образом связан.

Сотрудник музея, подойдя, рассказывает о местных святынях. А потом в тишине древнего собора читает свои духовные стихи. Под впечатлением от увиденного и услышанного мне хочется снова и снова благодарить Бога за эти радостные и волнующие минуты.

Успенский Княгинин монастырь

Тихий уголок в шестистах метрах от центра Владимира. Не сразу удалось найти скрытый от городского шума старинный Успенский монастырь. Его основал в 1200 году великий князь Всеволод Большое Гнездо по просьбе жены, княгини Марии. Отсюда и название — Княгинин.

После рождения двенадцатого ребенка Мария тяжело заболела и пролежала в расслаблении семь лет. Тогда и созрело у благочестивой княгини решение провести последние годы жизни в монастыре.

В 1201 году в новой обители был воздвигнут белокаменный Успенский собор. А спустя пять лет, попрощавшись с родными и завещав сыновьям жить в мире друг с другом, Мария удалилась в монастырь. Через 18 дней после пострига она отошла в вечность, перед смертью приняв схиму с именем Марфа.

Гробница супруги князя Всеволода находится здесь, в монастырском соборе. Благоверная княгиня почитается как местночтимая святая. Видимо, именно ее молитвами Успенская обитель и выдержала все испытания временем.

В 1923 году монастырь был закрыт советскими властями. Многие его постройки снесли, но, к счастью, сохранились и Успенский собор, и Казанский храм.

В 1992 году монастырь был вновь открыт. А в следующем году сюда передали частицу мощей святого Авраамия Болгарского, уроженца Волжской Болгарии, замученного его соплеменниками за проповедь христианства в 1233 году. Это было небесное благословение возрождающейся обители, ведь в течение веков мощи святого мученика находились здесь: их привез из похода в Волжскую Болгарию сын княгини Марии Георгий Всеволодович.

В 1919 году мощи святого Авраамия были изъяты у монастыря богоборческой властью и бесследно исчезли. Но перед этим часть мощей сохранил иеромонах Афанасий Сахаров, который передал их игумении Олимпиаде. Хранившаяся во Владимире, эта святыня впоследствии вернулась в Княгинину обитель.

В возрожденном монастыре несколько лет пребывала и еще одна святыня — чудотворная Боголюбская икона Божией Матери XII века, написанная по повелению князя Андрея Боголюбского. Пресвятая Богородица на ней изображена такой, какой Она явилась князю на пути в Суздальскую землю.

К сожалению, состояние иконы оказалось столь плачевным, что реставраторы настояли на передаче ее в 2009 году Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику для проведения необходимых работ. А в Успенской обители остался точный список с чудотворного образа.

Яркие впечатления, новые имена для помянника, иконы владимирских святых — с этим ценным багажом я вернулась из Владимира домой. А молитвенное заступничество святителя Афанасия я чувствую и по сей день. Как знать, возможно, когда-то мне посчастливится побывать во Владимире еще раз. А может, туда отправится кто-то из моих читателей. Древний радушный город ждет гостей.

Читайте также:  Что означает икона божией матери тихвинская

Источник статьи: http://pravoslavie.fm/palomnichestvo/vladimir-po-svyatym-mestam-drevnego-goroda-nataliya-smolnikova/

Места духовной силы Владимирщины

Владимир – духовный центр России. Именно отсюда столица была перенесена в Москву, поэтому вся сила и слава русского народа начинается здесь.

Сегодня ни один турист или паломник не обходит стороной владимирские земли, и это в том числе благодаря деятельности губернатора Светланы Орловой.

Туристы с удивлением узнают, что тут, под боком у Москвы, так много удивительного. Здесь построены памятники белокаменного зодчества, которые входят в список Всемирного наследия Юнеско. В наших краях жили многие известные на весь мир православные святые.

Руководитель паломнической службы Владимирской епархии протоиерей Анатолий Сегеда и его заместитель Мария Федотова рассказали мне о пяти местах духовной силы нашей земли.

Храм Покрова на Нерли – визитная карточка России. Один из самых знаменитых храмов в мире. В этом году исполнилось 25 лет, как это белокаменное чудо включили в список всемирного наследия Юнеско. Тысячи туристов со всех уголков планеты приезжают на него посмотреть.

Памятник архитектуры никогда не перестраивался, несмотря на то, что ему более 850 лет.

Этим сохранил свою уникальность.

Храм построен Андреем Боголюбским в честь праздника «Покров Пресвятой Богородицы». Престол в церкви освящен. Там ведутся богослужения. Рядом с белокаменным собором расположен еще один храм – Трех святителей.

— Два храма — это уже архиерейское подворье, — рассказывает Мария. — Подготовительная ступень перед тем, как это место станет монастырем.

Чтобы попасть в храм, нужно пройти пешком полтора километра по знаменитому Боголюбовскому лугу.

Как любой уважающий себя владимирец, я посетил «Жемчужину Святой Руси» (так принято называть церковь Покрова на Нерли). Хочу сказать, что расстояние абсолютно не чувствуется. Более того, я даже не поверил, что прошел три километра, если учесть дорогу туда и обратно.

— Так и есть, — поддерживает меня Мария. – Если человек приходит с определенными мыслями, он проходит дорогу легко и не устает. В храме Покрова на Нерли чувствуется особая атмосфера, отличная от других храмов. Там какая-то особая тишина и покой. Прихожане просят заступничества, Покрова, чтобы Богородица, как наша любящая мать, укрывала нас от всяких наветов, помогала нам и защищала. Церковь Покрова на Нерли — место уединенной молитвы. Андрей Боголюбский специально повелел построить данный храм позади от города.

Легенда гласит, что Храм Покрова на Нерли князь возвел в память о своем сыне Изяславе, который погиб в битве с волжскими болгарами.

Церковь стоит на слиянии рек Нерли и Клязьмы как знамение о совместном княжении Владимирской и Суздальской земель.

Ризоположенский монастырь в Суздале

Обитель примечательна своей огромной колокольней – высотой 72 метра. Самая высокая точка города. Как говорят местные жители, не подняться на Преподобенскую звонницу и не посмотреть на панораму города – все равно что не побывать в Суздале.

Монастырь основан в начале 13 века. Главная святыня здесь — Ризоположенский собор.

Самой выдающейся насельницей обители считается преподобная Евфросиния – дочь черниговского князя Михаила.

Юная Евфросиния ехала на собственную свадьбу в Суздаль. По одной из версий она должна была выйти замуж за брата Александра Невского, по другой – за суздальского боярина. В дороге княжна узнала, что ее жених умер. По приезде в город девушка решила уйти в Ризоположенский монастырь.

— При жизни по молитвам матушки Евфросинии было совершено много чудес, — продолжает рассказывать Мария. – Во время татаро-монгольского нашествия город был сожжен за исключением Ризоположенской обители. Монастырь охватил густой туман, и враги его не заметили. В эти тяжелые годы к праведной Евфросинии ехали за советом со всей Руси. Матушка принимала всех.

Она обладала даром прозорливости.

Монахиня предсказала смерть своего отца в Золотой Орде. Позже свою собственную кончину.

В советские годы мощи святой находились в музее, затем на протяжении 20 лет пребывали в расколе. Несколько лет назад мощи преподобной Евфросинии вернули в Ризоположенский монастырь.

— Я присутствовала на службе, когда ее мощи передавали в собор.

Когда открыли раку с мощами, храм наполнился очень сильным благоуханием.

От реликвии исходили очень тонкие ароматы, как от полевых цветов. Вчера я снова была в этом монастыре, прикладывалась к мощам святой преподобной Евфросинии. Запахи настолько сильные… Ощущение, что приложилась к цветам.

Обитель была разделена на два монастыря: Ризоположенский девичий и Троицкий вдовий. После революции монастырь закрыли. Со знаменитой звонницы сбросили колокола, а Троицкий храм взорвали. Из Ризоположенского собора сделали электростанцию. Сретенский трапезный храм стал для местных жителей клубом.

Сейчас монашеская жизнь возрождается, но не вся территория занята сестрами. По соседству с действующим храмом работает спортивная школа и тренажерный зал. Здесь же расположена гостиница и общежитие для студентов реставрационного училища.

Свято-Успенский монастырь в Александрове

Монастырь основан в знаменитой Александровская слободе. Все знают, что на этом месте находилась резиденция самого Ивана Грозного. После отъезда царя в слободе началась монашеская жизнь. Очень часто в Свято-Успенский монастырь ссылались знатные женщины из княжеских и боярских родов.

Одной из них была царевна Марфа Алексеевна – родная сестра Петра Первого.

Читайте также:  Иконы со святыми с головами животных

Сегодня богослужения проходят в Троицком соборе – самом древнем в обители. Конечно, верующим храм интересен не только архитектурой 16 века, но в первую очередь своими святынями.

— В Свято-Успенском монастыре находятся мощи преподобного Корнилия Александровского Чудотворца, — сообщает Мария. — Отец Корнилий жил в 18 веке, и был духовником дочери Петра Первого — императрицы Елизаветы Петровны. Его даже не хоронили, пока она лично не приехала с ним проститься. Было жаркое лето, покойного не погребали две недели, и тело сохранило свежесть. Преподобный Корнилий прославился как известный духовный руководитель, который наставлял не только обычных монахинь, но и саму императрицу.

Преподобный Корнилий и его ученик Лукиан основали Лукиановскую пустынь – 15 километров от Александрова. Сегодня – это действующий мужской монастырь.

С начала 90-х годов в Покровском и Успенском храмах на территории слободы расположены музеи. Помимо этого, игуменья Иоанна с другими монахинями воссоздали келью преподобного Корнилия.

Храм Параскевы Пятницы. Гусь-Хрустальный район

Храм, в котором до сих пор нет электричества. Единственный источник света – свечи. Там сохранился иконостас, древние иконы, паникадило с подсвечниками. Столь необычная церковь расположена на границе Владимирской и Рязанской областей, в селе Пятница. Церковь была построена отнюдь в непростое для России время – 1924 год. Гонения верующих и отрицание Бога.

— В 17-18-е годы закрывают храмы, — рассказывает Мария. — В 19-ом изымаются церковные ценности. В 22-ом вскрывают мощи святых. Все разрушается, а тут в 24 году строят деревянный храм! В этом приходе совершенно — особая атмосфера. Кажется, что ты попал в дореволюционную Россию. Дело не только в отсутствии электрического света. Здесь служили святые люди.

Не так давно, еще в 1972 году, в Пятницком храме служил священник Петр Чельцов. Сейчас он уже причислен к лику святых, и его мощи покоятся в той самой церкви, где он вел литургии. По наставлениям нашего современника сейчас живут многие владимирские священники.

Подобно оптинским старцам отец Петр принимал по 100 и более человек в день. Священник обладал даром предвидения.

— Святой праведный Петр Чельцов относится к сонму новомучеников. Он прошел многочисленные Соловецкие лагеря особого назначения, и остался жив. В 55 году священник оказался в том самом селе — Пятница, где служил до самой смерти.

Сложную жизнь преподобного Петра предвидел оптинский старец отец Варсанофий.

При встрече с еще юным Петей Чельцовым монах благословил его иконой Божией Матери «Утоли моя печали».

Таким образом предзнаменовал юноше его жизнь. Сейчас эта икона одна из главных святынь в селе Пятница. По словам очевидцев, мощи святого праведного Петра остались нетленными.

Петр и Феврония. Муром

Наши покровители семьи, любви и верности. Князь Петр и княгиня Феврония жили в 13 веке. Они стали образцовым примером супружеской жизни. С 1992 года мощи святых праведных Петра и Февронии покоятся в Свято-Троицком Муромском монастыре.

К покровителям семейного счастья ежегодно приезжают тысячи паломников.

Многие семьи воссоединились по их молитвам, а кто-то нашел свою вторую половину. О святых праведных князьях есть легендарное придание.

— В Муроме правил князь Павел, — рассказывает Мария Федотова. – Он был женат. Во время его отсутствия к княгине повадился летать змей. Чудовище принимало образ Павла и искушало княгиню. Женщина все рассказала мужу. Князь Петр – родной брат Павла решил помочь близким. Взяв Агриков меч, он убил змея. Кровь гада поразила кожу Петра. Молодой князь покрылся язвами и струпьями. Его исцелила простая девушка по имени Феврония. Петр выздоровел, но вскоре снова покрылся язвами. Феврония вновь исцелила Петра особыми мазями. Девушка покорила князя внешней красотой и своей необыкновенной мудростью. Князь женился на Февронии вопреки запретам бояр. Она была простолюдинкой.

Со временем Петра и Февронию начали обвинять во многих злодеяниях, которые они не совершали, и выгнали из Мурома.

Супруги прошли через все испытания, и остались вместе.

У праведных Петра и Февронии было трое детей. Этому есть исторические подтверждения.

Их дочь вышла замуж за сына Всеволода Большое гнездо – Святослава, который является покровителем города Юрьев –Польского.

— Последние дни своей жизни Петр и Феврония провели в монастырях, — заканчивает рассказ Мария. — Петр — в мужском. Феврония — в женском. Накануне кончины Петр видел пророческий сон. За благочестивую жизнь князь получил дар прозорливости. Он предупредил Февронию, что скоро придет их смертный час. Феврония в это время уже вышивала надгробную пелену. Когда княгиня в последний раз воткнула иголку в ткань, сделала завершающий стяжок, одновременно закончились ее жизнь и жизнь Петра. Они умерли в разных монастырях, в один день, час, в одну минуту.

Петр и Феврония завещали похоронить их в одном гробу. Люди сочли такое погребение недопустимым для монахов.

Их тела положили в разных обителях. На следующий день тела супругов чудесным образом оказались вместе.

Петр и Феврония покоятся в одной раке по сей день. На территории монастыря есть святой источник имени Петра и Февронии Муромских.

Источник статьи: http://www.tv-mig.ru/news/eksklyuziv/mesta-dukhovnoy-sily-vladimirshchiny-/