Меню

Чудотворные иконы высоко петровского монастыря

Впервые за сто лет показали уникальные иконы Высоко-Петровского монастыря

Приблизительное время чтения: 0 мин.

Впервые за столетие на широкое обозрение были представлены три уникальных чудотворных образа столичного Высоко-Петровского монастыря, находившиеся в обители до революции 1917 года — древние списки Казанской, Толгской и Тихвинской икон Божией Матери.

Иконы были вынесены из музейных запасников и представлены публике всего на один день в рамках круглого стола «Утерянные и сохраненные святыни Высоко-Петровского монастыря», прошедшего 16 февраля в Государственном историческом музее на Красной площади, сообщает пресс-служба обители.

Открыл встречу директор музея Алексей Левыкин, отметивший, что круглый стол должен стать началом совместной работы по изучению сохраненных культурных и духовных ценностей Высоко-Петровского монастыря.

Наместник монастыря игумен Петр (Еремеев) поблагодарил Государственный исторический музей, сотрудники которого спасли отдельные святыни обители при закрытии обители в 20-е годы XX века.

— Когда я подошел сегодня к тем трем иконам, которые вынесли из запасников специально к этому заседанию, я молился, в том числе о тех, кто спас наши святыни от уничтожения, сохранил для потомков эти яркие образцы нашего культурного и духовного наследия, — отметил отец Петр.

В ходе круглого стола были заслушаны доклады об истории обители в самый трагический для нее период – с 1924 по 1967 года, об истории фонда Высоко-Петровского монастыря, о судьбе двух необычных по виду колоколов, которые ранее находились в монастыре (сейчас один из них находится в Коломенском, а другой – в Новодевичьем монастыре), о представленных иконах и на другие темы.

После окончания круглого стола состоялась экскурсия по Историческому музею, в ходе которой реставраторы музея рассказали, как восстанавливали уникальную парсуну патриарха Никона и икону Спаса Эммануила.

Читайте также:

О православной иконописи и ее святынях, читайте тематические материалы «Фомы».

Фото пресс-службы Высоко-Петровского монастыря

Источник статьи: http://foma.ru/vpervyie-za-sto-let-pokazali-unikalnyie-ikonyi-vyisoko-petrovskogo-monastyirya.html

Список чудотворной иконы Влахернской Божией Матери вернется в Высоко-Петровский монастырь

В XVIII – начале XX века в Сергиевском храме Высоко-Петровского монастыря хранился один из трех старинных списков с чудотворной иконы Божией Матери «Влахернская». В настоящее время список, изготовленный по заказу царя Петра Алексеевича в 1701 году, находится в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла икона в скором времени будет возвращена в Высоко-Петровскую обитель, сообщает сайт Московской городской епархии.

Список с Влахернской иконы Божией Матери повторяет размеры и иконографию оригинала. Образ выполнен в удивительной технике – воскомастике: тонкая моделировка красками сделана по слою воска, покрывающему вырезанные в дереве изображения Младенца с Богородицей. При этом сама восковая мастика сделана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава» и таким образом представляет собой еще и своеобразный мощевик.

«Не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части ее тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх… Она как будто воплощенная», – так описал свое впечатление о чудотворном образе архидиакон Павел Алеппский, писатель, автор важных в историко-этнографическом отношении записок о России, которую он посетил в середине XVII века.

Читайте также:  Как выглядит икона божьей матери державной иконы божией матери

Вплоть до закрытия монастыря в 1918 году образ пребывал в Сергиевском храме Высоко-Петровского монастыря. При советской власти он хранился в запасниках Государственного исторического музея. Еще два чтимых списка с Влахернского образа хранятся сейчас в Третьяковской галерее (ранее – в родовом имении Строгановых-Голицыных в с. Влахернском (Кузьминки) и в Центральном музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева (ранее – в Спасо-Влахернском монастыре под г. Дмитровом).

Согласно преданию, Влахернская икона Пресвятой Богородицы была написана евангелистом Лукой и прославилась многочисленными чудотворениями. Спустя какое-то время она была привезена в Константинополь из Иерусалима императрицей Пульхерией и была поставлена в храме, находившемся во Влахерне, западной части Константинополя. Промыслом Божиим, после падения Восточной Римской империи и захвата турками Константинополя в 1453 году, икона перешла из Второго Рима в Третий – в Москву, где и сохранилась невредимою до сих пор. В настоящее время она хранится в музеях Московского Кремля.

Источник статьи: http://pravoslavie.ru/95578.html

Высоко-Петровский монастырь

Высоко-Петровский монастырь расположен в Москве по ул. Петровке. Его история отсчитывается с 1315 года. В этом сооружении находится «тайна», которая может раскрыть историю о том, как небольшой городок превратился в огромный гигант – столицу России.

История создания

В далеком прошлом (около 700 лет назад) князь Юрий на несколько лет уехал по государственным делам из княжества и оставил править вместо себя Иоанна – своего брата. Тот как глубоко верующий человек пригласил в Москву Митрополита Петра.

Петру очень понравился город, и он подружился с Иоанном. В результате Митрополит остается здесь жить. Результатом этого дружеского союза стал Высоко-Петровский монастырь. Петр любил находиться в одиночестве и попросил у правителя разрешения построить небольшой монастырь на берегу Неглинной.

Здание пережило как хорошие, так и плохие времена. Оно разрушалось очень много раз. Также здание подвергалось неоднократным пожарам. Вместе с Москвой монастырь пережил большое количество нападений со стороны поляков и татар.

Совместными усилиями жителей города и князей разных времен здание отстраивалось и содержалось в оптимальных условиях. Постепенно со всей России православные жители съезжались к этому месту, и город Москва расцветал и увеличивался на глазах.

В 1918 году правящие большевики решили закрыть монастырь и использовать его под свои цели. В те времена православная вера была строго запрещена. Но и эти времена сооружение пережило и с 2009 года открылось после реставрации.

Посетить это место стремятся практически все туристы и православные верующие, которые приезжают в Москву. Остановиться можно в мини-гостиннице, которая имеет достаточное разнообразие номеров по ценовой политике.

Интересные места обители

Территория монастыря занимает практически целый квартал в Москве. Так как царская семья была максимально приближена к этому храму, его называли «государевым». Территория вокруг здания была обнесена высоким забором, который внутри имеет большое количество арок. Они дают ощущение воздушности и легкости, не смотря на мощную конструкцию.

Читайте также:  В храме находится икона троицы

В монастыре хранятся мощи Петра – это основная достопримечательность этого места. Уже много лет в одно и то же время (каждый день в 7 утра) монахи проводят специальный молебен над ними. Некоторое время назад из Киевской Лавры сюда передали мощи других Святых:

  • Сергея Радонежского;
  • Серафима Саровского;
  • Спиридона Тримифунтского.

Здесь можно помолиться возле них, и попросить о здравии себя и своих близких. Многие люди приводят факты об исцелении неизлечимых болезней, после посещения этого места.

Сам монастырь имеет очень интересную форму, которая напоминает 8 лепестков. На территории разместилось несколько церквей и часовен. Сейчас здесь снова поселились монахи и ведут свою размеренную жизнь. В 2010 году после очень долгого перерыва была проведена служба, и монастырь зажил своей прежней жизнью.

Святыни, которые хранятся в монастыре

В этой обители находилось большое количество святынь. Здесь береглись Евангили, изданные еще в XVII веке. Также тут хранятся серебряные кресты, на которых есть части с распятия Иисуса Христа. В главном Соборе находились камни из Гроба Господня.

В период революции все эти ценности были разграблены. Со временем сюда завезли другие святыни. Здесь находится ковчег с мощами Святого Петра. По субботам они выносятся на поклонение всем пришедшим в храм для молитв и преклонения.

В 2003 году монастырю были подарены мощи, принадлежащие Серафиму Саровскому:

  • небольшая часть от мантии;
  • часть камня, на котором он молился 1 000 дней;
  • лоскуты одежды.

В 2004 году в монастырь привезли мощи Сергея Радожского. Ростовская икона святителя Киевского также находится в этом храме. Она считается самой почитаемой на территории всего монастыря, и прикоснуться к ней стремятся все посетители.

В 2013 году сюда был привезен крест с частями Креста Господнего. Об этой мощи наслышаны все прихожане и православные верующие со всей России и не только. Здесь многие столетия сосредоточена жизнь православных со всей страны. Посетить это место, значит найти успокоение для души и полюбоваться архитектурными достопримечательностями.

Источник статьи: http://happy-galla.ru/kuda-poyti/visoko-petrovskiy-monastir

Список с чудотворной иконы Влахернской Божией Матери вернется в Высоко-Петровский монастырь

Сегодня праздник Влахернской иконы Божией Матери. Для Высоко-Петровско го монастыря это особый день еще и потому, что в Сергиевском храме этой обители в 18- начале 20 века хранился один из трех старинных списков с этой чудотворной иконы. В настоящее время Влахернский образ находится в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове. Но по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в скором времени древний список вернется домой – в Высоко-Петровску ю обитель.

Старинный список с Влахернской иконы Божией Матери был изготовлен в 1701 году и повторяет размеры и иконографию оригинала. Икона выполнена в удивительной технике – воскомастике: тонкая моделировка красками сделана по слою воска, покрывающему вырезанные в дереве изображения Младенца с Богородицей. При этом сама восковая мастика сделана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава» и таким образом представляет собой еще и своеобразный мощевик.

Читайте также:  Святой александр свирский чудотворец икона

«Не нарисована красками, но как будто телесная или изображённая мастикой, ибо части её тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх… Она как будто воплощённая», – так описал свое впечатление о чудотворном образе архидиакон Павел Алеппский.

Вплоть до закрытия монастыря в 1918 году образ пребывал в Сергиевском храме Высоко-Петровско го монастыря. При советской власти он хранился в запасниках Государственного Исторического музея. Еще два чтимых списка с Влахернского образа хранятся сейчас в Третьяковской галерее (ранее в родовом имении Строгановых-Голи цыных в с. Влахернском (Кузьминки) и в Центральном музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева (ранее в Спасо-Влахернском монастыре под г. Дмитровом).

Согласно преданию, Влахернская икона Пречистой была написана евангелистом Лукой и прославилась многочисленными чудотворениями. Спустя какое-то время она была привезена в Константинополь из Иерусалима императрицей Пульхерией и была поставлена в храме, находившемся во Влахерне, западной части Константинополя. Промыслом Божиим, после падения Восточной Римской империи и захвата турками Константинополя в 1453 году, икона перешла из Второго Рима в Третий – в Москву, где и сохранилась невредимою до сих пор. В настоящее время она хранится в музеях Московского Кремля.

Источник статьи: http://vpmon.ru/spisok-s-chudotvornoj-ikony-vlaxernskoj-bozhiej-materi-vernetsya-v-vysoko-petrovskij-monastyr/

Москва: Древняя святыня Высоко-Петровского монастыря — Влахернская икона Божией Матери — будет возвращена в обитель

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла древний список Влахернской иконы Божией Матери вернётся в Высоко-Петровский монастырь, сообщают из обители.

Влахернская икона Божией Матери прибыла в Москву из святой горы Афон 16 октября 1653 года. В 1701 году по заказу царя Петра Алексеевича и его матушки царицы Натальи, была сделанная точная копия этого образа специально для Высоко-Петровского монастыря.

Этот чудотворный список, подобно своему первообразу, «исполнен множеством частиц святых мощей разных угодников Божиих», полностью повторяет размеры и иконографию оригинала. Образ представляет собой ковчег, в котором высоким рельефом вырезано изображение Богородицы с Младенцем. Нимб вокруг лика Пречистой, также устроенный наподобие ковчега, как и сильно углубленный фон вокруг фигур и пять круглых углублений на нимбе Спасителя, предназначались для размещения многочисленных частиц мощей, залитых воском. Сами рельефные изображения на списке — выполнены в дереве, покрыты левкасом и расписаны темперой.

Путешественник, писатель и архидиакон Павел Алеппский писал о этом образе так: «не нарисована красками, но как будто телесная или изображённая мастикой, ибо части её тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх… Она как будто воплощённая». Сама воскомастика сделана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава».

В советский период Влахернская икона Богоматери Петровского монастыря находился в запасниках Исторического музея, в новейшее время пребывает в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове.

Возвращение иконы на историческое место стало возможно с возрождением монашеской жизни в древней Высоко-Петровской обители.

Источник статьи: http://pravoslavie.ru/89220.html