Меню

Чудотворный образ смоленской шуйской иконы божией матери

4 мая — день иконы Богородицы Шуйская-Смоленская

Празд­но­ва­ние иконе со­вер­ша­ет­ся три­жды:
10 ав­гу­ста (28 июля по ста­ро­му сти­лю) – вме­сте с дру­ги­ми ико­на­ми «Оди­гит­рия»,
15 но­яб­ря (2 но­яб­ря по ста­ро­му сти­лю) – в па­мять на­пи­са­ния ико­ны и на­ча­ла пре­кра­ще­ния эпи­де­мии чу­мы,
во втор­ник Свет­лой сед­ми­цы – в па­мять пер­во­го за­фик­си­ро­ван­но­го чу­да, про­ис­шед­ше­го от ико­ны.

15 ноября празднуется избавление Шуи от моровой язвы 1654 г. и обретение чудотворной иконы Божией Матери, названной впоследствии Шуйской-Смоленской.
Шуйский священник Евлампий Правдин перевел со старинной рукописи и издал «Сказание о чудесах, бывших от Шуйско-Смоленской иконы Божией Матери».
В этот особенный для Шуи день в соборном храме Воскресения Христова состоится торжественное, праздничное богослужение и малый Крестный ход.
Сегодня город Шуя – скромный райцентр в Ивановской области, в древности – центр Шуйского княжества, в состав которого одно время входили даже легендарные Суздаль и Нижний Новгород… С середины XVII столетия этот город стал широко известен своей главной святыней – иконой Пресвятой Богородицы.

В 1654 году и 1655 годах при царе Алексее Михайловиче в России свирепствовала моровая язва, от которой умирали тысячами. Это бедствие постигло и Шую, не находя никаких средств к своему спасению, жители прибегали к молитвам; все храмы наполнялись молящимися; не раз обходили город с крестами и иконами со слезами молениями, да отвратит Господь праведный гнев Свой.
Один благочестивый человек предложил жителям одного с ним прихода Воскресенского написать общим усердием икону Смоленской Богородицы Одигитрии и поставить ее в своей приходской церкви.
Лучшему в Шуе иконописцу поручено было написать икону в продолжение недели.
Моровая язва продолжалась в Шуе с 1 сентября по 12 октября 1654 года.
Остановив свой выбор на иконописце Герасиме Тихонове Иконникове, прихожане Воскресенской церкви просили написать Смоленскую икону «со всяким благоговением и поспешностию». Иконописец с радостью взялся за предложенный труд, молясь Пресвятой Владычице об успешном его совершении.
Икона писалась неделю, в продолжение которой иереи со всеми прихожанами совершали ежедневные богослужения, пели молебны, «бодрствовали, постились и молились». Видя, как день ото дня увеличивается смертность, все готовились к смерти, принося покаяние перед своими духовными отцами и причащаясь Святых Христовых Таин.
Во время работы иконописца над образом случилось первое чудесное событие. На следующий день после того, как он нанес на доску «прорись», он обнаружил, что положение Богомладенца на руках у Богоматери существенно изменилось по отношению к оригинальному Смоленскому образу. Он исправил изображение, но и на третий день обнаружил в нем то же изменение, что и вначале. Более он не решился уже исправлять свою работу, видя в совершающихся изменениях не случайность, но чудесное действие особенного Промысла Божия.

По истечении недели, когда икона была написана, весь причет церковный, облачившись в ризы, со свечами и кадилами, в сопровождении народа пришел к дому иконописца, принял новонаписанный образ и крестным ходом отнес его в Воскресенскую церковь. Когда икона была поставлена на предназначенное для нее место, вся церковь озарилась необычайно ярким светом, исходившим от иконы. Видя это и ощущая в душе своей действие Божественной благодати, все бывшие здесь исполнились великой духовной радости и ликования. «После этого, – повествует далее «Сказание», – народ стал приносить сребренники, кто сколько мог, на украшение новонаписанной святой иконы, возложивши всю свою надежду на Бога и на Пречистую Его Матерь».
Тем не менее за этим первым чудом не последовало, однако, немедленного прекращения губительного поветрия. Напротив, болезнь принялась свирепствовать с еще большей силой, так что «был страх великий, ужас и печаль». С еще более усердным молением народ обратился к Богу и Богоматери, приходя в храм к каждой Божественной службе целыми семьями вместе с женами и детьми, и вскоре получил просимое.
Смертность прекратилась, все лежавшие к тому времени на одре болезни получили внезапное исцеление, на которое не могли и надеяться, так как прежде болезнь была неизлечима. Примечательно при этом, что сам иконописец Герасим Иконников, написавший чудотворный образ, оказался в числе умерших вместе со всей своей семьей, родителями и братьями. Все пятеро членов этой семьи приняли пострижение в великую монашескую схиму, исповедались, причастились Святых Тайн и скончались. В такой христианской кончине иконописца со всем его домом народ увидел знак великой милости и благоволения Богородицы к нему.
Эпидемия прекратилась вначале в приходе Воскресенской церкви, а затем и во всем городе. Потери от нее составили почти половину городского населения: из 1170 умерло 560 человек, причем из 211 посадских дворов 90 вымерло полностью.

Читайте также:  Казанская икона божией матери икона 19 век

Через 11 лет после этих событий, в понедельник Светлой седмицы 1666 года произошло новое чудо от Шуйской иконы: исцеление одержимого отрока Иакова. В промежуток времени от 16 апреля 1666 года до 7 октября 1667 года от иконы совершилось 85 чудесных исцелений, всего же их к 1800 году было записано 109. Из них большинство составляют случаи исцелений от полной или частичной слепоты и болезней глаз – 36 случаев, а также от различных душевных и умственных расстройств, в том числе приписываемых одержимости и порче, – 32 случая.
Были также случаи исцелений от болезней ног (12 случаев) и рук (4), расслабленности (видимо, парализации) – 11 случаев, различных заболеваний внутренних органов (10 случаев), 6 случаев исцелений болезней головы, 3 – глухоты и по одному случаю исцелений болезни спины и зубной боли. Наибольшее число исцелений произошло во время празднования Смоленской иконе 28 июля 1666 года, оно составило 16 случаев, и на следующий день, 29 июля – 18 случаев.
В 1666 году за подписью шуйских священников и от имени городских жителей царю Алексею Михайловичу было отправлено донесение, повествующее о совершающихся от новонаписанной иконы чудесах.
В 1667 году вышла грамота Святейшего Патриарха Иоасафа, согласно указу царя Алексея Михайловича и решению освященного собора повелевавшая архиепископу Суздальскому и Торусскому Стефану ехать в Шую для свидетельствования истинности происходящих там от Смоленской иконы чудес.
Архиепископ Стефан в сопровождении настоятелей шести известных монастырей и других клириков прибыл в Шую накануне 28 июля, перед днем празднования Смоленской иконе. Все прибывшие отслужили Всенощное Бдение, а в сам праздник торжественно совершили Божественную Литургию и молебен. После сего они взяли письменные свидетельства у соборных священников Алексея и Григория и их прихожан, подтверждающие истинность совершившихся исцелений. Все свидетельства были записаны в особые книги, заверены собственноручными подписями, и препровождены в Москву вместе с донесением архиепископа Стефана Патриарху о выполнении возложенного на него поручения.
Эти события и послужили поводом к церковному прославлению образа, получившего именование Смоленского-Шуйского, празднование в честь которого, помимо общего празднования в честь Смоленской иконы, было установлено на 2 ноября (15 ноября по н.с.), в память об избавлении города Шуи от моровой язвы. Тогда же и Воскресенская церковь из приходской была сделана соборной.

Среди почитателей Шуйской иконы Божией Матери были первые лица государства и церкви. Местное предание сохранило память о посещении города царём Пётром Алексеевичем в 1722 году: «он заехал в Шую для того единственно, чтобы исполнить своё обещание — поклониться чудотворной иконе Шуйской Смоленской Божией Матери, некогда исцелившей царя от тяжкой болезни». Пётр I хотел было забрать икону с собой, но шуяне всем миром опустились на колени и умолили царя оставить икону в соборе.
В следующем столетии в Шуе останавливался цесаревич Александр Николаевич, путешествовавший по России в сопровождении своего воспитателя, поэта Василия Жуковского. 12 мая 1837 года после богослужения в Воскресенском соборе будущий император принял из рук соборного протоиерея Василия Цветкова малую копию Шуйской иконы Божией Матери.
Внимание к шуйской святыне ещё раз возросло в начале ХХ века, в ходе подготовки празднования 300-летия Дома Романовых. В Санкт-Петербурге в 1911 году древний список иконы(50) был пожертвован Ольгой Константиновной (Романовой), королевой Греции, к освящению храма «Спаса на водах». Оформление храма было выдержано в древнем византийском стиле с одноярусным беломраморным иконостасом, и выбор для его убранства именно Шуйской иконы Божией Матери отражает признание византийских корней шуйского извода. В тот же период времени, в Костромском Ипатьевском монастыре, престол в честь иконы Божией Матери Шуйской, ранее устроенный в северной галерее Троицкого собора (с 1879г.), был перемещён в Зелёную башню, преобразованную ради этого события в надвратную церковь.

Читайте также:  Икона богородицы у источника пюхтицкая

Тема почитания иконы была бы неполной без краткой истории Шуйского Воскресенского собора и старшего престола в честь Шуйской Смоленской иконы Божией Матери. Первоначально работы по достойному обновлению посадской деревянной церкви продвигались со значительными препонами. Строительство каменного здания собора было завершено только около 1690 года, когда вакантную после удаления архиепископа Стефана кафедру(52), принял выдающийся архипастырь Илларион, митрополит Суздальский и Юрьевский (1682 — 1707 гг). Можно думать, что именно по его указанию статус посадской Воскресенской церкви был повышен до соборного (1690г.)(53) и главным в стенах нового собора стал престол в честь чудотворной иконы Божией Матери, получившей топоним Шуйской.
На протяжении XVIII и XIX столетий здание собора неоднократно повреждалось нередкими в те времена пожарами, но главная святыня города всякий раз оберегалась жителями от «огненного запаления». Пятиглавое здание собора «в три света», дошедшее до наших дней, было возведено в 1798 году, но окончательный вид приобрело в ходе реконструкции 1911-1913 годов, после расширения трапезной и сооружения трёхглавия над западным входом.
Строительство знаменитой соборной колокольни, спроектированной итальянским зодчим Маричелли, несмотря на неудачную попытку 1810 года, было полностью завершено к 1832 году стараниями мастера Михаила Саватеева и архитектора Е.Я. Петрова, поддержанных молитвами, трудами и капиталовложениями шуйских граждан.
Высота колокольни составила 106 метров (149 аршин), а в третьем ярусе была устроена звонница с одиннадцатью колоколами общим весом 1063 пуда (наибольший весом 500 пудов). В 1891 году на колокольню был поднят двенадцатый колокол весом 1270 пудов.

Утрата чудотворной иконы случилась вскоре после передачи здания собора обновленцам в апреле 1936 года. А 2 октября 1937 года Шуйский Воскресенский собор был закрыт. И долгое время в помещениях соборного ансамбля располагались Шуйский городской архив и торговая база.
Возобновление богослужений в Воскресенском соборе пришлось на Пасху 1990 года. Осенью 1991 года архитектурный ансамбль Воскресенского собора был передан в качестве подворья Свято-Николо-Шартомскому монастырю.
Преемницей древней чудотворной иконы в Воскресенском соборе стала малая её копия XIX века, подаренная Патриархом Алексием II во время посещения Шуи 20 августа 1993 года. К празднику Рождества Христова 2002 года на соборную колокольню был поднят новый колокол весом 4,5 тонны, огласивший окрестности благовестом впервые за 72 года вынужденного безмолвия.

Существует несколько списков данной иконы, которые обрели не меньшую славу и почитаются многими православными верующими. Наиболее значимые иконы Шуйской Богоматери можно найти в храмах Москвы, Санкт-Петербурга, Иванова, а также в церквях небольших городов, таких как Ковров, Кинешма и Палеха.
«Одигитрия», значит, «Путеводительница», «Радостная наставница, крепкая помощница, — как пишет святитель Димитрий Ростовский, — потому что руководит нас на путь спасения, приводящий к вечной радости. Кто же обрадует нас, бедствующих среди такого зла?
Кто утешит? Подлинно, не другой кто, как только Одигитрия радостная, Пресвятая Владычица наша Богородица, если к Ней прибегнем усердно (. )
Сильна Владычица наша, потому что Она — Царица всей видимой и невидимой твари, владеющая и высшим и низшим созданием — и стихии все повинуются Ей, и небо, и земля, и воздух, и море послушны Ей; все противные духи ужасаются и трепещут пред святым Ее именем, зная, что Она — Матерь Божия.
Сильна Она на земле, потому что Она стерла главу невидимого змия, Она попрала адскую силу; Ею получаются победы, Ею поражаются враги.
Сильна Она на небе, ибо молитвами Своими связывает Бога Крепкого и Сильного, Которого некогда на земли связывала пеленами. Связывает, говорю, Бога молитвами Своими, ибо, когда Он, прогневанный нашими грехами, хочет наказать нас, Она простирает к Нему молебные руки Свои и удерживает карающую десницу Его, да не погубит грешных беззакониями их.
Таким образом Пресвятая Владычица помогает нам и на земле против врагов видимых и невидимых, помогает нам и на небе, умоляя о нас Сына Своего и Бога нашего и спасая нас от праведного гнева Его на нас за грехи наши. »

Читайте также:  Икона иисуса тик ток

Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Пробави, Пречистая, и на будущее время милости Твоя ведущим Тя, храни град Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верою и любовию притекающих!»

«Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование»

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская, глас 4-й:
Яко многоценное сокровище прият град Шуя чудесно написанную икону Твою, Пресвятая Владычице Дево Богородице, во исцеление лютыя язвы и во утешение православных, Тобою дарованную, от неяже источники благодатныя и доныне обильно изливаются. Пробави, Пречистая, и, на будущее время милости Твоя ведущим Тя, храни град Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верою и любовию притекающих.

Ин тропарь, глас 4:
Всеблагая и премилостивая Заступнице рода христианскаго, Пречистая Дево Богородице, припадающе пред святым и чудотворным Твоим образом, имже от лютаго смертоносия град Шую древле избавила еси, умильно взываем Ти: не престай под кровом Своея благости сохраняти от бед и обстояний град Твой и вся грады и веси страны Российския и молити Сына Твоего, Христа Бога нашего, да спасет души наша.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская, глас 3:
Мати Божия Пресвятая, стено христианом, града нашего Шуи покров и заступление! Молитвы раб Твоих, ко иконе Твоей припадающих, приими, во исповедании Православныя веры укрепи, от всякия напасти и беды избави, скорби земныя на радость преложи и Сына Твоего моли граду и людем Твоим в мире спастися.

Кондак, глас 6-й
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Шуйская-Смоленская»

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой услышит и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище нам, грешным?
Кто паче Тебе в несчастиих защитит? Услыши стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице и Мати Бога моего.
Не презри ищущаго Твоея помощи и не отрини мене грешнаго, Царице Небесная! Научи мене исполняти волю Сына Твоего и даруй желание всегда следовати Его святым заповедем. За мой ропот в болезнях, трудах и несчастиях не отступи от мене, но буди Материю и Покровительницею мене малодушнаго, Царице моя Преблагая, Заступнице Усердная!
Твоим ходатайством прегрешения моя покрый, от видимых и невидимых врагов защити, сердца враждующих против мене смягчи и Христовою любовию согрей их.
Мне же немощному даруй Твою всесильную помощь победити моя греховныя привычки, дабы, очищенный покаянием и последующею добродетельною жизнию, в общении со Святою Церковью провел остальныя дни земнаго странствия.
Предстани мне, Надеждо всех христиан, в час кончины моея и подкрепи мою веру в смертный тяжкий час.
Вознеси за мене, многопрегрешающаго в жизни сей, Твоя всесильныя молитвы по отшествии моем, да оправдает мене Господь и соделает причастником Его безконечных радостей. Аминь.

Источник статьи: http://proza.ru/2018/11/15/1301