Меню

Эдесская икона божьей матери

Эдесская икона божьей матери

Опять наши пути ведут в Рим. Вечный город не отпускает.

Он остается в памяти и зовет вернуться к своим святым, к своим чудотворным иконам. И путь наш лежит в одно из красивейших мест в Риме, на Авентийский холм, где расположена базилика Святого Бонифация и Святого Алексия, человека Божия. Там же пребывает древнейшая икона Божией Матери, по преданию написанная апостолом Лукой. Сама базилика построена на месте, где стоял отчий дом Алек­сия, где он родился и вырос.

С Авентинского холма открывается удивительная по красоте панорама древнего города: «Авентин и Целий, два древних холма, почти ушли за черту современного города и потому еще сохранили живой образ христианского Ри­ма, — писал искусствовед Павел Муратов. — На Авентине дух монастыря смешан с духом римской vigna и кладбища. Длинные ограды, за которыми видны виноградники и сады, усаженные столетними плодовыми деревьями. Авентин и Целий — это Кампанья, проникающая в город, смешивающая запах по­лей с влажностью древних каменных стен, шум работы в садах и на виноградниках с доносящимся сюда шумом уличной езды и торговли. Соединение деревни и города составляет странную и привлекательную черту Рима». Все апельсиновые рощи Италии происходят от одного деревца, привезенного в XIII веке святым Домиником из Испании и посаженного здесь же, в саду церкви Святой Сабины. С той поры апельсины стали едва ли не одним из символов Италии, а первое деревце, доныне растущее на этом месте, окружают особым вниманием, периодически заменяя его на новое. Здесь, на высоком обрывистом берегу Тибра, в тишине и покое, с давних пор стали появляться святилища и храмы. На­звание одной из центральных площадей хранит воспоминание об этом: площадь храма Дианы. С утверждением христианства на месте языческих храмов вырастали обнесенные высокими стенами монастыри и церкви».

Ближе к Тибру, рядом с доминиканским гнездом Санта Са­бина, — дом Алексия, человека Божия. Здесь, в базилике Свя­того Алексия, человека Божия, находится чудотворный образ Богородицы, именуемый «Эдесская».

С этой иконой переплелась судьба одного из самых почитаемых на Руси святых — Алексия, человека Божия. Подвиг, который со­вершил этот святой, удивительно близок к народному пониманию святости. Недаром в русском народе его житие — одно из самых любимых, о нем слагали духовные стихи и сказания.

Преподобный Алексий родился в Риме от знатных и бла­гочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим, ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих. У Евфимиана и жены его Аглаиды долго не было детей, и это омрачало их счастье. Но благочестивая Аглаида не оставляла надежды, и услышал ее Бог и послал им сына. Отец назвал младенца Алексий (в пере­воде с греческого «защитник»). Ребенок рос здоровым, хоро­шо и прилежно учился. Когда же он достиг совершеннолетия, родители решили его женить. Они выбрали для сына девушку царской крови, очень красивую и богатую. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью». Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом. Сев на корабль, отплывающий на Восток, юноша прибыл в Лаодикию Сирийскую. Здесь он при­стал к погонщикам ослов и добрался с ними до города Эдесса, где пребывал Нерукотворный Образ Господа, запечатленный на плате святой Вероники (тождественном, видимо, святыне, позднее получившей имя Туринской плащаницы). Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храма Пресвятой Богородицы. Каждое воскресенье приобщался он Святых Христовых Тайн, еженощно бодрствовал и молился. Молился перед древним чудотворным образом Бого­матери — святыней храма. Вкушал он только хлеб и воду.

Тем временем родители и жена святого Алексия, опечален­ные его исчезновением, послали слуг на поиски. Те побывали и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы и подавали милостыню Алексию, но не узнали его и вернулись в Рим ни с чем. Родители смирились и, хотя продолжали скорбеть и тосковать, положились на волю Божию.

Преподобный Алексий провел в Эдессе, прося милостыню в притворе храма Богородицы, семнадцать лет. И тогда случилось чудо. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу-пономарю, повелела: «Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царства Небесного; его молитва восходит к Богу как кадило благовонное, и Дух Святой почивает на нем подобно венцу на главе царской».

Читайте также:  Храмы с иконами нектария эгинского в москве

После видения пономарь начал искать человека такой пра­ведной жизни и, не находя, обратился к Богородице за помощью. И вот снова в видении он услышал голос от иконы Богородицы, что человек Божий есть тот нищий, который сидит у ворот цер­ковной паперти. И пономарь ввел святого в церковь. Но когда жители Эдессы стали чтить его, Алексий тайно бежал. Он думал отправиться в город Тарс (в Малой Азии, родина апостола Павла), но корабль в сильную бурю сбился с курса, долго блуждал и при -стал к берегам Италии, невдалеке от Рима. Святой Алексий, узрев в этом Промысл Божий, пошел к дому отца своего Евфимиана, ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца, он попросил у него приюта. Евфимиан охотно согласился принять странни­ка и разрешил ему поселиться под лестницей своего дома. Там прожил святой еще семнадцать лет в нищете и смирении, никем не узнанный.

Однажды в воскресенье после Божественной литургии в со -боре Святого апостола Петра от престола изшел глас свыше: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Все пали ниц и молили Господа открыть им этого человека Божия — и глас повелел: «В доме Евфимиана — человек Божий, там ищите». Слуги догадались, что это нищий праведник, и тогда Евфимиан поспешил к нему, но уже не застал в живых. В миг его смерти сами собой зазвонили колокола всех римских церквей. Лик блаженно почившего святого сиял светом нездеш­ним. В руке Алексий держал крепко зажатый свиток-хартию, в которой описал всю свою жизнь. В том числе и то тайное, что было известно лишь его отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое. И тогда только родители и невеста узнали, кто был почивший. Тело угодника с подобающими почестями перенесли и положили на ложе посреди центральной площади. Император и папа Римский преклонили колена, прося святого разжать руку. И Алексий исполнил их просьбу.

Свиток с жизнеописанием был оглашен чтецом собора Свя­того Петра. Многие плакали, слушая его. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Честные останки Алексия, человека Божия, были погребены на Авентине 17 марта 411 года. Позднее над очень древней церковью Святого Вонифатия была устроена другая, более обширная, во имя Святого Алексия, куда и пере­несли в 1216 году мощи обоих угодников. Выстроенная на месте дома Евфимиана, эта церковь включила в свои стены и часть лестницы, под которой жил святой Алексий, и колодец, который прежде находился во дворе дома сенатора Евфимиана, — этой колодезной водой подвижник утолял свою жажду.

Под пышной скинией XVI века хранится урна с мощами святых Алексия и Вонифатия. Честная глава человека Божия пребывает в другом месте — в греческом монастыре Агиа Лавра в Калав -рите, откуда ее привозили в 2005 году на поклонение в Москву; эту святыню подарил обители император Мануил II Палеолог в 1414 году. Десница святого Алексия еще в начале XIX столетия хранилась в новгородской Софии, но вскоре бесследно исчезла. Справа от главного престола храма Святого Алексия пребы­вает древнейший византийский образ Богородицы. Тот самый, от которого некогда услышал глас Пречистой эдесский пономарь. Написанный, по преданию, апостолом Лукой, этот образ был привезен сюда в 977 году митрополитом Дамасским Сергием, бежавшим от агарян. Он же устроил здесь обитель для греческих и латинских иноков.

В Италии этот чудотворный образ известен как «Madonna di Edessa» (Эдесская Мадонна), «Madonna di Sant’Alessio», Avvocata («Защитница») и «Madonna dell’Intercessione» («По­кровительница»). Словом «Intercessione» итальянцы обычно переводят русские слова «Покров» и «Покровский», но в дан­ном случае перед нами совершенно другой иконографический тип Богоматери: «Уста малы и сжаты, нижняя часть ланит полнее верхней, десница немного приподнята (в час молит­вы) ; одеяние, как и на всех иконах Ее, но рукавчики оторочены золотом в два ряда у самых кистей ручных и пониже их. Пре­святая Дева написана без Младенца» — так описывает икону один из бесчисленных русских паломников, епископ Порфирий (Успенский), посетивший Рим в 1854 году. Хотя самые ранние из сохранившихся слоев иконописи ныне датируются XIII ве­ком, по стилистике Эдесская икона полностью следует высокой традиции раннехристианской культуры, еще не разделенной на греческую и латинскую.

Читайте также:  Иконы с ликом иисуса плащаницей

Подвиг святого смирения Алексия, человека Божия, пережил века. Ему поклоняется и западный, и восточный православный мир. Сама Пресвятая Богородица через Свою чудотворную Эдесскую икону возвестила о его святости, а русский народ сто­летиями пел о нем в духовных стихах.

ИСТОЧНИК: Заступница усердная. Чудотворные иконы Божией Матери. / Сост. Н. Дмитриевой. — M. Изд. Сретенского монастыря, 2009. Богоматерь Эдесская.(Madonna di Edessa, Madonna di Sant’Alessio (Maria Advocata)) — Богоматерь Заступница (Агиосоритисса).; Греция; XII в.; местонахождение: Италия. Рим. Базилика святых мученика Вонифатия (Бонифация) и Алексия человека Божия(ит. Basilica dei Santi Bonifacio e Alessio); 40 x 70 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, рельеф лепной(пасти́лья), темпера яичная

Главный престол базилики церкви святого мученика Вонифатия на Авентинском холме в Риме с мощами святых Вонифатия мученика и преподобного Алексия,человека Божия

Невеста Неневестная (Афонский распев)

Источник статьи: http://hram-nikola.kiev.ua/o-presvyatoj-bogoroditse/chudotvornye-ikony/1765-bogomater-edesskaya

Ренессанс

Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь

Мадонна ди Сант-Алессио (Эдесская икона)

Мадонна ди Сант-Алессио или Божия Матерь «Эдесская» («Заступница», «Покровительница») — святой образ Богородицы из Эдессы, ныне находящийся в базилике Святых Бонифация и Алексия (Сант-Алессио) на Авентинском холме в Риме. Одна из самых почитаемых христианских икон; считается чудотворной, в связи с чем привлекает массу паломников-христиан различных конфессий и течений со всего мира. Иконографически относится к типу «Агиосоритисса (Параклесис)».

Икона Богородицы ди Сант-Алессио (Madonna dell’ Intercessione: «Заступница», «Покровительница»).

По церковному преданию, икону написал евангелист Лука. Л. А. Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет:

В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке; кроме того, на Афоне и на Западе их существует двадцать одна, из них восемь — в Риме. Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон, вероятно, до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом И ценность их велика еще и потому, что Лука был тем человеком, кто видел Богородицу воочию при ее жизни, как и Самого Спасителя. Поэтому все иконы, являющиеся последующими списками и списками со списков его икон, так или иначе, несут подлинный божественный отпечаток прижизненного облика Божьей Матери Церковь подчеркивает преемство благодати и силы, присущих всем спискам этих икон, как воспроизводящим (со свойственными им символами) подлинные черты Божией Матери, запечатленные евангелистом Лукой.

Икона, по всей вероятности, имеет Византийское происхождение. Считается, что она была привезена в Рим в 977 году митрополитом Сергием Дамасским, бежавшим от агарян. До этого образ находился долгое время в Эдессе в Храме Пресвятой Богородицы, являя там верующим массу чудес, согласно церковным преданиям, в связи с чем получил широкую известность как Эдесский чудотворный образ Божьей Матери. С этой иконой переплелась судьба одного из самых почитаемых на Руси святых — Святого Алексия, Человека Божия.

Как гласит легенда, однажды ночью в Эдесском храме икона начала изливать свет, и Богоматерь, изображённая на ней, заговорила с церковным сторожем-пономарем. Глас Богородицы повелел: «Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царства Небесного; его молитва восходит к Богу, как фимиам благовонный, и Дух Святой почивает на нем, подобно венцу на главе царской». После видения пономарь начал искать человека такой праведной жизни и, не находя, обратился к Богородице за помощью. И вот снова ночью он услышал голос от иконы Богородицы, что человек Божий есть тот самый нищий, который сидит у ворот церковной паперти. К тому времени преподобный Алексий провел уже в Эдессе семнадцать лет, прося милостыню в притворе храма Пресвятой Богородицы. Одет он был всегда в лохмотья, питался только хлебом и водой. Каждую ночь он не спал и молился перед древним чудотворным образом Бого­матери — святыней храма. После того как произошло это чудо от иконы, пономарь рассказал всё священникам, и Алексия с почестями ввели в церковь, желая назначить ему соответствующий священный сан. К тому времени молва о святости Алексия уже и так широко распространилась по всей Сирии, а после событий в Храме Богородицы жители Эдессы стали чтить его еще больше. Смущённый оказываемым ему всенародным почтением Алексий, не желая тешить свое тщеславие и гордыню, тайно бежал из Эдессы, намереваясь на корабле переправиться в Тарс. Но корабль попал в бурю и через много дней был прибит к итальянским берегам. Святой Алексий узрел в этом Промысел Божий и вернулся под видом нищего в Рим, откуда был родом и где и закончил через семнадцать лет свои дни в доме своего отца Евфимиана, будучи так никем и не узнанным. А образ Богоматери, перед которым он так усердно молился все семнадцать лет в Эдессе и который явил такое чудо, стали называть «Богоматерь Сант-Алессио».

Читайте также:  Акафист муромской иконе божией матери

Когда икону привезли в Рим, ее поместили в церкви, названной в честь Алексия, человека Божия, (Сант-Алессио), и где покоятся его мощи. Мадонна ди Сант-Алессио является святой реликвией базилики и украшает собой Капеллу (придел) Святого Причастия (Святых Тайн), созданную в правой части трансепта церкви Сант-Алессио в 1674 году аббатом Анджело Порро. Капелла последовательно была реконструирована во время общей перестройки базилики в 1750—1755 годах, обновлена в 1814 году на средства бывшего испанского короля Карла IV, жившего в Риме после своего удаления из Испании, и тщательно отреставрирована в 1935 году Антонио Муньосом. Икона располагается над алтарём данной Капеллы.

Относительно времени создания образа имеются некоторые разногласия. Согласно церковным хроникам, возраст иконы датируется первыми веками нашей эры. Но, несмотря на имеющиеся исторические упоминания об иконе еще в раннехристианскую эпоху, а также манеру написания образа, свойственную этому же периоду, современные исследователи всё же склонны называть наиболее вероятным временем создания иконы более поздний период — XII-XIII века. Хотя имеется вероятность того, что икона просто несколько раз видоизменялась и подновлялась на протяжении веков. Она написана темперой на холсте, закрепленном на доске, по всей видимости из кедра, размером 70 х 40 см. В Италии этот чудотворный образ известен как «Madonna di Edessa» («Эдесская Мадонна»), «Madonna Avvocata» («Защитница») и «Madonna dell’Intercessione» («Покровительница», «Мадонна-заступница»). Словом «Intercessione» на итальянский язык обычно переводят русские слова «Покров» и «Покровский» в названии русских церквей, а также в названиях икон русского, греческого или Византийского происхождения. Но в данном случае представлен совершенно другой иконографический тип Богоматери:

«Уста малы и сжаты, нижняя часть ланит полнее верхней, десница немного приподнята (в час молитвы); одеяние, как и на всех иконах Её, но рукавчики оторочены золотом в два ряда у самых кистей ручных и пониже их. «, —

так описывает икону один из многочисленных русских паломников, епископ Порфирий (Успенский), посетивший Рим в 1854 году. По стилистике Эдесская икона полностью следует высокой традиции раннехристианской культуры, еще не разделенной на греческую и латинскую. Она обладает мягким колоритом, а некоторые элементы (асимметричность продолговатого лица, выразительный взгляд, четкий контур рта) указывают на стремление художника придать образу некоторую драматичность. На иконе Божия Матерь изображена без Богомладенца, немного склонённой в правую сторону, словно от тяжести ноши, её правая рука обращена вверх, а левая простёрта к молящимся, что подчёркивает Её непрестанное ходатайство перед Сыном за всех христиан и символизирует ее заступничество. Таким образом, эта икона напоминает образ из деисусного ряда иконостаса православного храма, что указывает на её возможное греческое происхождение. Вообще такой тип изображения Девы Марии был широко распространён как в Константинополе, так и в Риме.

Согласно имеющейся в Католической церкви традиции коронования особо чтимых икон, в 1645 году Мадонна ди Сант-Алессио была коронована по папскому указанию (Иннокентий X). Возможно, образ был слегка видоизменен при его короновании.

В 1952 году икона была тщательно отреставрирована и очищена по инициативе клириков Сомаски. Спустя шесть десятилетий, в 2014-2015 годах, была проведена очередная уникальная реставрация священного образа специалистами из Римского Института реставрации, после чего икона Богородицы была вновь торжественно возвращена в базилику Св. Алексия.

В Риме помимо Мадонны ди Сант-Алессио существует ещё одна похожая икона — образ «Мадонны ди Санта-Мария-ин-Арачели» («Жертвенник Небесный») в базилике Санта-Мария-ин-Арачели на Капитолийском холме.

Источник статьи: http://renesans.ru/description/24.shtml