Меню

Эдесская икона божией матери

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Меню сайта

Пользователь

&nbspИкона Пресвятой Богородицы «Едесская (Эдесская)»

Варианты названия иконы:

  • Едесская
  • Эдесская

Статус в православии: Православная икона.

Рейтинг иконы в этом году: 0 (в прошлом: 1).
Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее!

Раздел основан участником [tol] 2011-07-11.

Описание иконы Пресвятой Богородицы Едесская (Эдесская)
Едесская чудотворная икона Божией Матери, принесенная в Рим с Востока в конце Х века Дамасским митрополитом Сергием, изгнанным оттуда сарацинами и окончившим свою жизнь в Риме. Икона, написанная по преданию евангелистом Лукой, есть та самая, которая стояла прежде в Едессе в церкви Пресвятой Богородицы, на паперти которой преподобный Алексий провел 17 лет. Глас сей иконы наименовал Алексия «человеком Божиим». Икона написана темперой по холсту, натянутому на деревянную доску, скорее всего из кедра, размером 70 х 40 см, представляет собой одну из реликвий. В Риме ее называют Мадонна Святого Алексия. Она передает мотив молитвы Богоматери о заступничестве без изображения самого Господа и относится к типу изображений, которые можно встретить и в Константинополе и в Риме.

Описание иконы Едесская (Эдесская) из книги Е. Поселянина
Источник: Книга «Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» [1914]
Прославилась она в Едессе 12 марта 411 г. Пред ней возносил свои молитвы к Богу св. Алексий человек Божий. Он 17 лет простоял на паперти Едесского храма среди нищих. Наконец, пономарь услышал от изображенной на храмовой иконе Богоматери голос: — Введи в церковь Мою человека Божия, достойного Небесного Царствия, ибо молитва его, яко кадило, свободно восходит пред лице Божие. Св. Алексий скончался в 417 году в Риме. Его тело обретено в 1216 году в Риме на горе Авентинской, где он был погребен. Там же был построен великолепный храм во имя св. Алексия, где и находится Едесская икона Богоматери, перенесенная в Рим еще в X веке.

Изображения иконы Едесская (Эдесская)

Страницы: [1]. Всего изображений: 3. Сортировка: в обычном порядке.

Описание: Чудотворная икона Едесская, пред которою молился св. Алексий, человек Божий. Церковь во имя мученика Вонифатия и преподобного Алексия человека Божия на Авентинском холме в Риме.

Файл 12856.jpg: |
Размер: 375×500, 0.19 MPix, 26 Kb.
Дата: 2011-07-11, анонимно.

Рейтинг изображения: 18 (249) , 0 (19) .

Файл 12857.jpg: |
Размер: 269×451, 0.12 MPix, 41 Kb.
Дата: 2011-07-11, анонимно.

Рейтинг изображения: 21 (347) , 0 (22) .

Описание: Современный список Едесской иконы.

Файл 12858.jpg: |
Размер: 1343×1600, 2.15 MPix, 602 Kb.
Дата: 2011-07-11, анонимно.

Рейтинг изображения: 23 (305) , 0 (17) .

Источник статьи: http://pravicon.com/icon-537

Чудотворные иконы Божией Матери в Италии

Икона Пресвятой Богородицы из римского храма Божией Матери «Санта Мария Маджиоре»

Древнейшие иконы Божией Матери напоминают о православном прошлом этой страны.

Икона Пресвятой Богородицы из римского храма Божией Матери «Санта Мария Маджиоре» (то есть Большая), по преданию, писанная апостолом Лукой, была привезена в Рим с Востока святой равноапостольной царицей Еленой.

Эту икону называют «Спасительница римскаго народа» (Santa Maria «Salus populi romani»), потому что именно ее святитель Григорий Двоеслов, папа Римский, обносил в 590 году с крестным ходом по Риму во время свирепствовавшей моровой язвы.

Во время крестного хода святитель Григорий удостоился видеть чудесное явление архангела Михаила, влагавшего смертоносный меч свой в ножны. Предстательством Царицы небесной язва прекратилась тотчас же.

В воспоминание этого чудесного события башня (Mausoleo d’Adriano) и мост Адриана переименованы в «Крепость святого ангела» (Castel Sant’ Angelo) и «Мост святого ангела» (Ponte Sant’ Angelo).

Икона Божией Матери из церкви Франческа Романа

В XII столетии в Рим была принесена византийская икона, написанная в V веке. Это икона Божией Матери из церкви Франческа Романа.

Церковь, в которой пребывает сейчас древний чудотворный образ, была построена во второй половине X века на месте, где молился святой апостол Петр. В XIII веке она была перестроена и стала именоваться «Церковь во имя Божией Матери «Новая»» на Римском Форуме (Chiesa di S. Maria Nova ), а в XV веке церковь получила наименование в честь латинской святой Франциски Римлянки (Chiesa S. Francesca Romana). Ныне храм более известен под этим названием.

Эдесская икона Божией Матери

Эдесская икона Божией Матери, находящаяся в Риме, в церкви во имя мученика Вонифатия на Авентийском холме, дорога каждому православному — эта икона, написанная, по преданию, евангелистом Лукой, раньше находилась в сирийском городе Эдессе, в церкви Пресвятой Богородицы, на паперти которой преподобный Алексий, человек Божий, провел 17 лет.

Икона была принесена в этот храм в конце X века Дамасским митрополитом Сергием, изгнанным из Сирии сарацинами и окончившим свою жизнь в Риме. Глас от этой иконы впервые наименовал святого Алексия «человеком Божиим».

Страстная икона Божией Матери

Древняя «Страстная» икона Божией Матери находится в Венеции, в кафедральном соборе святого апостола Павла. Икона была привезена из Византии во времена крестовых походов.

В XV веке, когда остров Крит был завоеван венецианцами и турками-османами, один из римских купцов украл икону Божией Матери, именуемую «Страстная», из православного храма и привез ее в итальянскую столицу.

По преданию, которое хранится латинянами, похититель вскоре смертельно заболел и перед смертью отдал икону другу, попросив его поместить ее в какую-либо римскую церковь (хотя икона была им украдена из православного храма). Но икона так понравилась жене друга, что она не разрешала унести ее из дома. И только после неожиданной смерти мужа вдова передает украденную икону в церковь святого апостола Матфея. Это произошло 27 марта 1499 года.

Триста лет древний византийский образ находился в этом храме. Римляне почитали его написанным самим евангелистом Лукой. В июне 1798 года, когда в Рим вошел Наполеон, церковь святого апостола Матфея была разрушена. «Страстная» икона Божией Матери исчезла, шестьдесят четыре года была сокрытой, о ней забыли, и только 11 декабря 1865 года икона была снова явлена римлянам и помещена в церкви святого Альфонса.

Красота древнего православного образа потрясла латинян. Сделайте ее самой прославленной в мире , — сказал папа Пий IX, когда ему показали икону, и с этого времени икона становится все более и более знаменитой.

Католики называют «Страстную» икону Божией Матери «Пресвятая Богородица Неоскудевающей Помощи». Множество таких изображений Божией Матери находится в католических храмах, а в Ирландии, в США, даже на Гаити, воздвигнуты храмы и часовни, освященные в честь этой иконы Божией Матери.

Чудотворная «Страстная» икона Божией Матери, вывезенная с острова Крит, и сейчас находится в церкви святого Альфонса в Риме.

Источник статьи: http://ikona2.info/ikony-bogorodicy-italiya.php

Ренессанс

Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь

Мадонна ди Сант-Алессио (Эдесская икона)

Мадонна ди Сант-Алессио или Божия Матерь «Эдесская» («Заступница», «Покровительница») — святой образ Богородицы из Эдессы, ныне находящийся в базилике Святых Бонифация и Алексия (Сант-Алессио) на Авентинском холме в Риме. Одна из самых почитаемых христианских икон; считается чудотворной, в связи с чем привлекает массу паломников-христиан различных конфессий и течений со всего мира. Иконографически относится к типу «Агиосоритисса (Параклесис)».

Икона Богородицы ди Сант-Алессио (Madonna dell’ Intercessione: «Заступница», «Покровительница»).

По церковному преданию, икону написал евангелист Лука. Л. А. Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет:

В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке; кроме того, на Афоне и на Западе их существует двадцать одна, из них восемь — в Риме. Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон, вероятно, до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом И ценность их велика еще и потому, что Лука был тем человеком, кто видел Богородицу воочию при ее жизни, как и Самого Спасителя. Поэтому все иконы, являющиеся последующими списками и списками со списков его икон, так или иначе, несут подлинный божественный отпечаток прижизненного облика Божьей Матери Церковь подчеркивает преемство благодати и силы, присущих всем спискам этих икон, как воспроизводящим (со свойственными им символами) подлинные черты Божией Матери, запечатленные евангелистом Лукой.

Икона, по всей вероятности, имеет Византийское происхождение. Считается, что она была привезена в Рим в 977 году митрополитом Сергием Дамасским, бежавшим от агарян. До этого образ находился долгое время в Эдессе в Храме Пресвятой Богородицы, являя там верующим массу чудес, согласно церковным преданиям, в связи с чем получил широкую известность как Эдесский чудотворный образ Божьей Матери. С этой иконой переплелась судьба одного из самых почитаемых на Руси святых — Святого Алексия, Человека Божия.

Как гласит легенда, однажды ночью в Эдесском храме икона начала изливать свет, и Богоматерь, изображённая на ней, заговорила с церковным сторожем-пономарем. Глас Богородицы повелел: «Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царства Небесного; его молитва восходит к Богу, как фимиам благовонный, и Дух Святой почивает на нем, подобно венцу на главе царской». После видения пономарь начал искать человека такой праведной жизни и, не находя, обратился к Богородице за помощью. И вот снова ночью он услышал голос от иконы Богородицы, что человек Божий есть тот самый нищий, который сидит у ворот церковной паперти. К тому времени преподобный Алексий провел уже в Эдессе семнадцать лет, прося милостыню в притворе храма Пресвятой Богородицы. Одет он был всегда в лохмотья, питался только хлебом и водой. Каждую ночь он не спал и молился перед древним чудотворным образом Бого­матери — святыней храма. После того как произошло это чудо от иконы, пономарь рассказал всё священникам, и Алексия с почестями ввели в церковь, желая назначить ему соответствующий священный сан. К тому времени молва о святости Алексия уже и так широко распространилась по всей Сирии, а после событий в Храме Богородицы жители Эдессы стали чтить его еще больше. Смущённый оказываемым ему всенародным почтением Алексий, не желая тешить свое тщеславие и гордыню, тайно бежал из Эдессы, намереваясь на корабле переправиться в Тарс. Но корабль попал в бурю и через много дней был прибит к итальянским берегам. Святой Алексий узрел в этом Промысел Божий и вернулся под видом нищего в Рим, откуда был родом и где и закончил через семнадцать лет свои дни в доме своего отца Евфимиана, будучи так никем и не узнанным. А образ Богоматери, перед которым он так усердно молился все семнадцать лет в Эдессе и который явил такое чудо, стали называть «Богоматерь Сант-Алессио».

Когда икону привезли в Рим, ее поместили в церкви, названной в честь Алексия, человека Божия, (Сант-Алессио), и где покоятся его мощи. Мадонна ди Сант-Алессио является святой реликвией базилики и украшает собой Капеллу (придел) Святого Причастия (Святых Тайн), созданную в правой части трансепта церкви Сант-Алессио в 1674 году аббатом Анджело Порро. Капелла последовательно была реконструирована во время общей перестройки базилики в 1750—1755 годах, обновлена в 1814 году на средства бывшего испанского короля Карла IV, жившего в Риме после своего удаления из Испании, и тщательно отреставрирована в 1935 году Антонио Муньосом. Икона располагается над алтарём данной Капеллы.

Относительно времени создания образа имеются некоторые разногласия. Согласно церковным хроникам, возраст иконы датируется первыми веками нашей эры. Но, несмотря на имеющиеся исторические упоминания об иконе еще в раннехристианскую эпоху, а также манеру написания образа, свойственную этому же периоду, современные исследователи всё же склонны называть наиболее вероятным временем создания иконы более поздний период — XII-XIII века. Хотя имеется вероятность того, что икона просто несколько раз видоизменялась и подновлялась на протяжении веков. Она написана темперой на холсте, закрепленном на доске, по всей видимости из кедра, размером 70 х 40 см. В Италии этот чудотворный образ известен как «Madonna di Edessa» («Эдесская Мадонна»), «Madonna Avvocata» («Защитница») и «Madonna dell’Intercessione» («Покровительница», «Мадонна-заступница»). Словом «Intercessione» на итальянский язык обычно переводят русские слова «Покров» и «Покровский» в названии русских церквей, а также в названиях икон русского, греческого или Византийского происхождения. Но в данном случае представлен совершенно другой иконографический тип Богоматери:

«Уста малы и сжаты, нижняя часть ланит полнее верхней, десница немного приподнята (в час молитвы); одеяние, как и на всех иконах Её, но рукавчики оторочены золотом в два ряда у самых кистей ручных и пониже их. «, —

так описывает икону один из многочисленных русских паломников, епископ Порфирий (Успенский), посетивший Рим в 1854 году. По стилистике Эдесская икона полностью следует высокой традиции раннехристианской культуры, еще не разделенной на греческую и латинскую. Она обладает мягким колоритом, а некоторые элементы (асимметричность продолговатого лица, выразительный взгляд, четкий контур рта) указывают на стремление художника придать образу некоторую драматичность. На иконе Божия Матерь изображена без Богомладенца, немного склонённой в правую сторону, словно от тяжести ноши, её правая рука обращена вверх, а левая простёрта к молящимся, что подчёркивает Её непрестанное ходатайство перед Сыном за всех христиан и символизирует ее заступничество. Таким образом, эта икона напоминает образ из деисусного ряда иконостаса православного храма, что указывает на её возможное греческое происхождение. Вообще такой тип изображения Девы Марии был широко распространён как в Константинополе, так и в Риме.

Согласно имеющейся в Католической церкви традиции коронования особо чтимых икон, в 1645 году Мадонна ди Сант-Алессио была коронована по папскому указанию (Иннокентий X). Возможно, образ был слегка видоизменен при его короновании.

В 1952 году икона была тщательно отреставрирована и очищена по инициативе клириков Сомаски. Спустя шесть десятилетий, в 2014-2015 годах, была проведена очередная уникальная реставрация священного образа специалистами из Римского Института реставрации, после чего икона Богородицы была вновь торжественно возвращена в базилику Св. Алексия.

В Риме помимо Мадонны ди Сант-Алессио существует ещё одна похожая икона — образ «Мадонны ди Санта-Мария-ин-Арачели» («Жертвенник Небесный») в базилике Санта-Мария-ин-Арачели на Капитолийском холме.

Источник статьи: http://renesans.ru/description/24.shtml

Читайте также:  Исправление икон по греческим образцам