Меню

Эфесская икона божией матери история

Эфесская икона Божией Матери

Увеселила бо еси Полотск чудным

В житии преподобной Евфросинии XVI века повествуется о том, как, основав девическую обитель «у церкви Спаса», неподалеку от нее она воздвигла каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы. Это произошло около 1155 года. Именно для Богородицкого храма пожелала преподобная испросить в Византии древний Эфесский образ Божией Матери, написанный, по преданию, самим апостолом и евангелистом Лукой († 84) при жизни Богоматери.

Помолившись усердно Господу, преподобная Евфросиния послала раба Божия Михаила в Константинополь к благочестивому императору Мануилу Комнину и Святейшему Патриарху Луке Хрисовергу «с дарами бесценными», чтобы испросить у них Эфесскую икону Пресвятой Богородицы. По повелению императора икону Божией Матери доставили из Эфеса в Царьград, после чего Патриарх Лука собрал в Святой Софии собор епископов, благословил Михаила, вручил ему икону и отправил с миром, дав грамоту, в которой выражалась похвала рабе Христовой преподобной Евфросиниии давалось ей патриаршее благословение.

Так просьба святой была исполнена. Согласно древнему преданию, по пути из Царьграда в Полоцк чудотворную икону едва ли не на год задержали у себя жители Корсуни (Херсонеса), не желавшие расставаться с путешествующей через их город святыней, отчего икона получила свое второе название – Корсунская.

Прибывший в Полоцк чудотворный образ преподобная Евфросиния встретила с радостью и глубоким благоговением. Она богато украсила его драгоценными камнями и поставила в храме Богородицкого мужского монастыря, вверив обитель заступничеству Пречистой Девы. Преподобная заповедала еженедельно по вторникам совершать с Эфесской иконой Божией Матери крестные ходы по всем городским церквам (по преданию, чудотворный образ был принесен в Полоцк именно во вторник). Этот благочестивый обычай, свидетельствовавший о высоком чествовании Эфесской иконы в Полоцкой земле, существовал до тех пор, пока образ находился в Богородицком монастыре.

В 1239 году Эфесская икона Пресвятой Богородицы была подарена Полоцкой княжне Александре (внучатой племяннице преподобной Евфросинии) как благословение на брак с великим князем Александром Невским. Венчание княжеской четы совершалось в Богородицком соборе города Торопца на Псковщине (ныне – Тверская область). Здесь и была оставлена икона Божией Матери, привезенная княжной Александрой из Полоцка.

С именем и покровительством Эфесской (Корсунской) Одигитрии, получившей уже в XVII веке название Торопецкой, связана вся дальнейшая история этого города, вплоть до начала XX века. Некоторое время в Торопце отчасти сохранялись древние традиции почитания образа: икону обносили по всем городским церквам, только это были уже не еженедельные торжественные крестные ходы, а ежегодное празднование, совершавшееся по вторникам Светлой Пасхальной Седмицы. Известно, что собор Торопца, в котором находилась Эфесская икона, издревле был посвящен святому великомученику Георгию Победоносцу. По преданию, в годы Ливонской войны (1563–1579) торопчане, ожидая посещения города царем Иоанном Грозным, из опасения потерять свою святыню сделали точный список иконы – «в меру и подобие».

На новый образ надели серебряный оклад и украшения, снятые с чудотворной Одигитрии, и поместили список в иконостасе. Древняя же икона без всяких украшений была «отнесена за престол». Опасения торопчан, однако, оказались напрасными: царь Иоанн Грозный так и не дошел до города, а чудотворный образ и его список остались главным украшением Торопецкого собора вплоть до революционных событий скорбного XX века.

На Псковской земле Эфесская икона прославилась многими чудесами. В летописях засвидетельствована помощь Пресвятой Богородицы жителям Торопца во время польско-литовского нашествия в 1611 году. Дивный образ Божией Матери и впоследствии не раз спасал город от бед и напастей: во время вторжения французов в 1812 году, эпидемий 1831, 1853 и 1898 годов.

В 1676 году царь Алексей Михайлович повелел построить на месте обветшавшего деревянного Георгиевского храма каменный, в который и была перенесена древняя икона. Храм стал именоваться Корсунско-Богородицким. В конце XVIII века, в 1792 году, этот храм сильно пострадал во время пожара, однако чудотворный образ удалось спасти.

Читайте также:  Самые известные иконы феофана грека

Новый собор в Торопце в честь Корсунской иконы был освящен лишь в 1804 году. На протяжении всего XIX века древняя Одигитрия и сделанный с нее список находились в его иконостасе (по правую сторону от южных дверей, в выносном резном киоте, – Полоцкий чудотворный образ, а слева – его Торопецкий список XVI века).

В 1921 году, с приходом к власти большевиков, чудотворная Эфесская икона Божией Матери была изъята из Торопецкого Корсунско-Богородицкого собора. Сначала ее поместили в местном краеведческом музее, а в 1936 году вывезли в Ленинград и передали в Государственный Русский музей. В 2009 году Министерство культуры Российской Федерации приняло решение о временной передаче Эфесской иконы Пресвятой Богородицы из Государственного Русского музея в церковь святого благоверного князя Александра Невского, расположенную в коттеджном поселке «Княжье озеро» Истринского района Московской области. Святой образ, являясь по-прежнему достоянием музея, согласно постановлению Минкультуры, экспонируется в подмосковном храме и по настоящее время.

Сведения о списке Эфесского образа Пресвятой Богородицы XVI века крайне незначительны. Сохранились краткие документальные свидетельства о том, что еще в начале XX века в Корсунско-Богородицком соборе Торопца находилась древняя копия чудотворной Эфесской иконы. Ее судьба после революции неизвестна. По словам последнего владельца иконы, Эфесский образ Божией Матери был спасен в годы лихолетья одной из прихожанок церкви во Пскове или недалеко от этого города.

До 2004 года святой образ находился в руках реставраторов и коллекционеров. Впоследствии по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, икона была перенесена в реставрационные мастерские Национального художественного музея Беларуси. С 2006 по 2010 год известные минские искусствоведы и художники занимались реставрацией иконы. В частности, неоценимый вклад в это благое для всей Белорусской Православной Церкви дело внес И. В. Сурмачевский[1].

Исследования показали, что данная икона является списком XVI века, сделанным с Полоцкого чудотворного образа XII века. Очевидно, что этот список был двухсторонним и выносным, как и оригинал из Русского музея. С обратной стороны списка находился образ святителя Николая Чудотворца, который со временем был утрачен. Однако, несмотря ни на какие испытания (пожар, войны, гонения XX века), по Божию Промыслу святой образ Пречистой Девы XVI века пришел к родному граду преподобной Евфросинии.

26 мая 2010 года список с древнего Эфесского образа был привезен в Спасо-Евфросиниевскую обитель. Икона Божией Матери была передана в дар монастырю митрополитом Минским и Слуцким Филаретом к славному 100-летнему юбилею перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк.

В Кресто-Воздвиженском соборе Спасо-Евфросиниевского монастыря находится еще один список с Эфесского образа, пребывающего ныне в «Княжьем озере». Он был сделан в 1992 году к юбилею 1000-летия Полоцкой епархии петербургским иконописцем Н. Г. Богдановым с благословения митрополита Минского и Слуцкого Филарета. В том же году, в канун юбилейных торжеств, этот список древней Эфесской иконы Божией Матери был доставлен в Полоцк.

Великая Божия угодница преподобная Евфросиния, испросив из Царьграда Эфесскую чудотворную икону, «увеселила… Полотск чудным Божия Матере образом», и хотя древнейший образ не хранится ныне в обители преподобной, Царица Небесная не оставляет Своим невидимым заступничеством насельниц и прихожан Спасо-Евфросиниевского монастыря, которые ежедневно имеют возможность молиться перед двумя иконами-копиями, сделанными с Полоцкого Эфесского образа Пресвятой Девы XII века.

1. Акафист преподобней матери нашей Евфросинии, игумении и княжне Полотской. Полоцк, 2010.

2. Повесть о храме Богородицы, именуемом Одигон // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996.

Читайте также:  В чем хранят иконы

3. Полоцкое Радование: Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года. Полоцк: Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, 2010.

4. Преподобная Евфросиния, княжна и игумения Полотская. Житие, чудеса, служба с акафистом. Минск, 2006.

5. Рыбакова, С. Чудеса и судьбы икон Божией Матери в XX веке. М., 2008.

6. Сапунов, А. П. Древние иконы Божией Матери в Полоцкой епархии. Витебск, 1888.

7. Шалина, И. А. Богоматерь Эфесская-Полоцкая-Корсунская-Торопецкая: исторические имена и архетип чудотворной иконы // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 2006.

[1] Игорь Вячеславович Сурмачевский, профессиональный минский художник, реставратор, дизайнер и коллекционер, более двадцати лет занимается реставрацией древних икон.

Каждый образ, с которым соприкасается мастер, прежде всего проникает в тайники души самого реставратора. Отношение Игоря к иконам – живое, трепетное, благоговейное, святое… Как отмечал он сам в своих статьях об иконах, труд реставратора напоминает работу доктора, точно и аккуратно лечащего раны, которыми на древних образах являются утраты, нанесенные временем и трагическими событиями истории. Прежде чем непосредственно подойти к «лечению» иконы, Игорь тщательно изучает историю явления святого образа, обращает внимание на реалии времени, в которое икона воссияла, выясняет ее искусствоведческие и художественные особенности. Все это помогает ему, в сотрудничестве с коллегами-специалистами, определить датировку образа и возродить его в первоначальном виде. (Известно, что многие иконы поновлялись, так что первообраз подчас скрывается под многими записями разных веков.) Как ни странно, иконы для реставрации находит не сам мастер, а намоленный образ как бы сам стремиться к своему лекарю-благодетелю. Вот как об этом говорил сам Игорь: «Вначале реставрационного пути я думал: ты сам ищешь образа для коллекции, для работы, но потом понимаешь – образа сами ищут свой путь к реставратору-лекарю и дальше к храму. Иногда образ из дома неожиданно сам попросится в храм. Так было неоднократно».

По инициативе Игоря для Полоцкой епархии были отреставрированы два древних чудотворных образа. Первым из них стала Эфесская икона Божией Матери, написанная в XVI веке со знаменитого одноименного образа XII века, принесенного в Полоцк из Царьграда для преподобной Евфросинии, основательницы Спасского монастыря. Благодаря Игорю Сурмачевскому, усердному почитателю Пречистой Девы Богородицы, чудотворная Эфесская икона XVI века возвратилась в нашу страну и с 2010 года, уже им отреставрированная, находится в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре.

Недавно завершилась реставрация иконы Божией Матери «Дисненская Одигитрия», датируемой концом XVI – началом XVII века. По милости Божией этот дивный образ уже укреплен и раскрыт. В реставрации иконы принимали участие несколько известных специалистов Беларуси: расчистку иконы совершал Аркадий Шпунт, тонировки образа выполнял Игорь Сурмачевский… По молитвам Царицы Небесной с 14 по 25 сентября 2012 года Дисненская икона Божией Матери, как некая драгоценная жемчужина, пребывала в Спасо-Евфросиниевском монастыре, что вызвало великую духовную радость и умиление у всех сестер и паломников обители. В настоящее время святой образ служит покровом и заступлением Дисненскому краю. Воскресенский храм г. Дисна является хранилищем Дисненской иконы Пресвятой Богородицы и мощей страдальца за веру Христову священномученика Костантина, пресвитера Шарковщинского.

Дай Бог, чтобы сии два образа Пречистой Девы еще многие века как свечи, возжженные на подсвечнике, сияли людям, живущим на древней Полоцкой земле и посещающим ее.

Источник статьи: http://spas-monastery.by/shrines_of_the_monastery/our_lady_of_ephesus.php

ЭФЕССКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Корсунская икона Божией Матери

Эфесская (Ефесская) икона Божией Матери, именуемая также Корсунской.

Описание

Длина образа 1 аршин и 2 вершка, а ширина 14 вершков. Хотя живопись от времени потемнела, но в начале XX века цвета красок различались легко. Цвет верхней одежды Богоматери — красный, а нижней — темно-синий. У Предвечного Младенца одежда темно-зеленая. На обороте иконы находилось изображение св. Николая Чудотворца.

История

Образ князя Владимира

В Эфесе хранилась икона Божией Матери, по преданию написанная святым евангелистом Лукой. В 988 году, 9 октября, список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром и получил название Корсунской иконы. Позже эта икона была перенесена в Новгород, а оттуда — в Москву, в Кремлевский Успенский собор, где обреталась за престолом.

Образ Евфросинии Полоцкой

Другое сказание о подобном (или том же самом [1]) образе Божией Матери гласит, что он был принесен из Греции в Россию в 1162 году преподобной Предиславой, в монашестве Евфросинией, дочерью Полоцкого князя Георгия. Святая княжна Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель. Когда обитель возросла, Евфросиния соорудила новую церковь в честь Пресвятой Богородицы и пожелала украсить ее древнейшим образом Богоматери, происхождение которого рассказы путешественников и предание возводили к евангелисту Луке. Она решилась приобрести икону через посредство родственного полоцким князьям царствовавшего тогда греческого дома Комнинов. Со своим слугой Михаилом она отправила богатые дары греческому императору Мануилу и патриарху Луке Хризовергу, с просьбой прислать эту икону. Святой образ был отправлен на Русь из Эфеса. Украсив образ золотом, серебром и драгоценными каменьями, она в 1173 году поставила его в храме Богоматери. Здесь икона находилась более 60 лет, источая исцеления всем с верою притекавшим к молитвенному предстательству Божией Матери. По одной версии эта Эфесская икона Божией Матери получила название Корсунской не в честь города Корсунь, а ввиду того что в те времена слово «корсунский» было синонимом прилагательного «красивый». По другой, икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив название Корсунской.

Эфесская-Корсунская икона в Торопце

В 1239 году дочь Полоцкого князя Брячислава, Александра, выходя замуж за святого благоверного князя Александра Невского, увезла Корсунскую икону из Полоцка в город Торопец Псковской епархии. Специально для иконы был выстроен каменный Корсунско-Богородицкий собор.

Икона несколько раз спасала город от набегов литовцев и от эпидемий. В 1812 году, когда к Торопцу приближались французы, горожане вынесли образ на окраину города. Вскоре пришла весть о том, что войска Наполеона неожиданно изменили маршрут и обошли город стороной. Корсунская икона пробыла в Псковской губернии вплоть до начала XX века, помещаясь в иконостасе Воскресенского собора, в резном киоте.

В музеях после 1917 года

После революции 1917 года, торопецкие церкви подвергли уничтожению: одни взрывали, другие переоборудовали под склады. Духовенство Корсунского собора успело передать Эфесскую икону в новообразованный музей, который тоже разместили в церкви. Однако работники музея опасались за судьбу святыни и обратились в Русский музей Ленинграда с просьбой забрать ее, что и было исполнено в 1936 году.

Специалисты принялись реставрировать икону сразу после того, как она к ним поступила, и «увлеклись», счистив то что они считали копотью, и что на самом деле являлось темной кожей Богоматери и Богомладенца, как они писались на древних византийских иконах.

После падения советского строя в музей стали неоднократно обращаться представители Церкви из Полоцка и из Торопца, надеясь вернуть святыню. Но музей отказался возвращать икону, говоря что она является «национальным достоянием и не может быть отчуждена». Вместо этого верующим предлагали сделать с нее список. Святыня и поныне остается в фонде Санкт-Петербургского Русского музея.

Списки

Есть несколько чудотворных списков с Корсунской иконы: в Нижегородском Благовещенском соборе, писанная в 995 году, в приходских церквах города Корсуня Симбирской епархии и села Глинкова Владимирской епархии, близ Сергиевой Лавры. Чтимый Шпилёвский список иконы, хранившийся в Преображенском соборе г. Сумы, в 2009 году был похищен неизвестными.

Источник статьи: http://drevo-info.ru/articles/8451.html