Меню

Экскурсия иконы в русском музее

Коллекции Русского музея

Среди музейных коллекций русской иконописи собранию икон Русского музея, наряду с Третьяковской галереей и Историческим музеем в Москве, принадлежит одно из главных мест. Собрание насчитывает более 5 тысяч икон XII — начала ХХ вв. Собрание древнерусского декоративно-прикладного искусства, скульптуры и мелкой пластики стоит в одном ряду с коллекциями крупнейших музеев страны. Оно является одной из самых значительных коллекций, дающих представление о развитии русского прикладного искусства на протяжении столетий — с IX по XVII вв.

Возникновение собрания относится ко времени открытия Русского музея — к 1898 г. Первые иконы и другие древности поступили из Академии Художеств в Петербурге, в которой с середины XIX в. существовал Музей христианских древностей. В их числе были иконы из коллекций известных собирателей М.П. Погодина и П.Ф. Коробанова, обширное собрание икон, крестов и складней, конфискованных из старообрядческих моленных. Уникальные памятники скульптуры XVI в. были обнаружены и вывезены из Новгородского Софийского собора; коллекция русских и греческих памятников собрана на Святой горе Афон П.И. Севастьяновым. Впоследствии большую роль в судьбе коллекции Русского музея сыграло приобретение в 1913 г. огромного собрания знаменитого историка и коллекционера академика Н.П. Лихачева, насчитывавшего около 1500 икон. В 1912 и 1914 гг. музей обогатился древними памятниками из двух крупнейших монастырей — Иосифо-Волоколамского и Покровского Суздальского, из ризницы которого были привезены 46 икон, представлявших собой келейные образы монахинь, принадлежавших к известным и знатным родам.

Количество и высокий художественный уровень памятников древнерусского искусства, собранных в Русском музее, позволили создать своеобразный музей в музее — «Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины имени императора Николая II», которое было торжественно открыто в 1914 г. Присвоение Древлехранилищу имени Николая II не было просто выражением уважения к императору. Император принимал непосредственное участие в создании Древлехранилища, жертвуя большие средства на приобретение произведений. Древлехранилище стало крупнейшим в России государственным собранием древнерусского искусства.

После революции, подорвавшей основы духовной культуры страны, музеи оказались едва ли не единственным надежным хранилищем памятников церковного искусства. Благодаря усилиям музейных сотрудников в фондах Русского музея были собраны произведения из многих разрушенных или закрытых церквей и монастырей — Кирилло-Белозерского, Александро-Свирского, Соловецкого и других. В 1920-1930-е гг. были переданы предметы из древлехранилища Александро-Невской лавры, тихвинских монастырей, Троицкого собора Пскова, из музеев Духовной академии и Археологического института в Петрограде.

После Великой Отечественной войны собрание продолжало интенсивно пополняться, главным образом, за счет экспедиций по сбору памятников древнерусского искусства. Такие экспедиции музей организовывал ежегодно, а иногда по несколько раз в год. Расцвет экспедиционной деятельности пришелся на годы. В это время в музей были привезены сотни икон Сегодня благодаря усилиям нескольких поколений музейных сотрудников сложилась коллекция, представляющая большую историко-культурную ценность.

Основную часть собрания составляют русские иконы, происходящие из крупных художественных центров Древней Руси, таких как Новгород, Москва, Псков, Ярославль, Вологда, Тверь, а также произведения провинциальных мастеров. Самая древняя икона коллекции — прославленный «Ангел Златые власы», созданная на рубеже XII — XIII вв. К шедеврам коллекции относятся также иконы из иконостаса Успенского собора города Владимира, связанные с именем крупнейшего иконописца конца XIV- первой четверти XV в. Андрея Рублева, группа икон из собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, над которыми в 1502 г. работал замечательный мастер Дионисий с учениками. Большой интерес представляют работы мастеров строгановской школы, крупнейшего иконописца Оружейной палаты XVII в. Симона Ушакова и др. Благодаря многочисленности и разнообразию памятников собрание позволяет с большой полнотой представить пути развития русской иконописи почти за семь веков ее истории.

Древнейшую часть коллекций прикладного искусства составляют произведения домонгольского искусства, отражающие художественные традиции древнего Киева. Это предметы личного христианского благочестия и украшения, исполненные из благородных и простых металлов: литые амулеты-змеевики, бронзовые кресты-энколпионы и тельники, миниатюрные каменные иконки, драгоценные детали женского головного убора и княжеских регалий. Жемчужиной собрания является так называемый «Киевский клад» 1887 г., найденный на территории Михаило-Златоверхого монастыря.

В коллекции музея широко представлено прикладное искусство и деревянная скульптура Новгорода и Пскова XIII — XVII вв. Это расписанные резные изображения Николая Чудотворца и Георгия Победоносца, новгородских архиепископов и подвижников. Богатый материал дают произведения меднолитой пластики, иконки и образки, исполненные в технике резьбы по камню. Особенно значимы памятники второй половины XIII — XIV вв., которые крайне редки для этого времени. О расцвете новгородской культуры в а также иных центров можно судить по превосходным памятникам древнерусского шитья. Это подвесные пелены к чтимым иконам, покровы на раки с мощами, покровцы и воздухи, необходимые в литургическом обиходе, целые шитые иконостасы и отдельные шитые иконы, священнические облачения: фелони, епитрахили, поручи, украшенные орнаментальным и лицевым шитьем. Во вкладных надписях часто встречаются имена вкладчиков, названия церквей и монастырей, в которые вещи были вложены.

Наибольшее число памятников собрания представлено произведениями прикладного искусства Москвы Прежде всего это изделия серебряного дела — многочисленные чарки, ковши, чаши, литургические сосуды и книги в окладах, пожертвованные великими князьями и царями в соборы Московского Кремля, в монастырские церковные ризницы.

Читайте также:  Как вытирать пыль с икон

Положение во гроб. Шитая плащаница.

Начало XV в. Москва. Шитье шелковыми, золотными и серебряными нитями. Происходит из Кирилло-Белозерского монастыря.

Источник статьи: http://rusmuseum.ru/collections/ancient-art/

Древнерусское искусство ХII—XVII веков

Собрание древнерусской живописи Русского музея — одно из самых крупных и значительных в нашей стране. Оно включает в себя около шести тысяч икон. В постоянной экспозиции, размещенной в первых четырех залах Михайловского дворца, представлена часть этой коллекции — наиболее ценные произведения XII–XVII веков, созданные в важнейших художественных центрах Древней Руси: Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале, Москве и Ярославле. В первом зале отдела экспонируются самые древние иконы. Гордость собрания — икона XII века «Архангел Гавриил» («Ангел Златые Власы»), уникальный памятник эпохи Киевской Руси. Созданная в XIII веке икона «Богоматерь Умиление» (Белозерская), принадлежит к самым ранним из сохранившихся изображений Богородицы. Здесь же находится знаменитая икона «Борис и Глеб». Исполненная московским мастером в середине XIV века, она относится к числу редких изображений первых общерусских святых, дошедших до нашего времени. Второй зал раздела представляет произведения двух крупных центров иконописи — Новгорода и Пскова. Среди них выделяется классический памятник живописи XIV века — новгородская икона «Чудо Георгия о змие». В третьем зале экспозиции — иконы московской школы живописи XIV–XV веков. Центральное место занимают четыре иконы из иконостаса Успенского собора города Владимира: «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Сретенье» и «Крещение Христа» — которые были исполнены в мастерской крупнейшего живописца конца XIV — первой четверти XV века Андрея Рублева. Здесь же — группа икон из Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, написанные прославленным мастером иконописи Дионисием и его учениками. Завершают экспозицию раздела произведения XVI–XVII веков — работы иконописцев ярославской, тверской и строгановской школ. В этом же зале находится памятник живописи второй половины XVII века — икона «Троица». Ее создателем был известный художник московской Оружейной палаты Симон Ушаков.

Творчество художника Павла Васильевича Жуковского (1845–1912) сегодня мало знакомо любителям искусства, но в последней трети XIX века он был достаточно известен в общественных и культурных кругах. Его произведения несут на себе печать увлечения живописью итальянского Возрождения, религиозной и античной тематикой. Их исполнение и образное решение позволяют отнести творчество художника к академической ветви позднего европейского романтизма и символизма.

20 августа 2020—15 января 2021

К 75-летию Победы Русский музей показывает произведение Александра Николаевича Самохвалова «Встреча друзей» (1945). Несмотря на то, что наследие художника изучено практически всесторонне, эта картина стала подлинным открытием для исследователей его творчества.

Источник статьи: http://rusmuseum.ru/mikhailovsky-palace/exhibitions/ancient-art-of-the-xii-xvii-centuries/

Постоянные экспозиции

Собрание древнерусской живописи Русского музея — одно из самых крупных и значительных в нашей стране. Оно включает в себя около шести тысяч икон. В постоянной экспозиции, размещенной в первых четырех залах Михайловского дворца, представлена часть этой коллекции — наиболее ценные произведения XII–XVII веков, созданные в важнейших художественных центрах Древней Руси: Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале, Москве и Ярославле.

Экспозиция раздела построена по хронологическому принципу и дает представление об основных этапах и тенденциях развития искусства этой эпохи. В разделе, посвященном времени Петра I, особое место принадлежит произведениям И.Н.Никитина и А.М.Матвеева — крупнейших русских портретистов, с именами которых связано утверждение светского направления в русском изобразительном искусстве.

Экспозиция знакомит с произведениями, представляющими разнообразие тенденций в русском искусстве этого времени — это классицизм, романтизм, зарождающийся во второй трети XIX века реализм. Широко и всесторонне представлено творчество мастеров академической школы: произведения К.П.Брюллова («Последний день Помпеи», портреты современников и религиозные композиции), образцы исторической живописи, выполненные Г.И.Угрюмовым, А.И.Ивановым, А.Е.Егоровым, Ф.И. Бруни.

В залах №№ 75-94 корпуса Бенуа расположена постоянная экспозиция искусства ХХ века. Здесь представлены произведения крупнейших мастеров объединения «Бубновый валет», основоположников русского авангарда М. Ларионова, Н. Гончаровой, В. Кандинского, К. Малевича, В. Татлина, А. Родченко, А. Экстер, Л. Поповой, Н. Альтмана, Н. Пуни и других.

Экспозиция представляет масштабную и яркую картину путей развития русского изобразительного искусства рубежа XIX–XX веков, отмеченного появлением новых направлений и течений, в которых отразилось усложнившееся восприятие окружающего мира.

Постоянная экспозиция «Декоративно-прикладное искусство XX века» включает более четырехсот произведений из фарфора, стекла, майолики, а также мебель, текстиль из собрания Русского музея.

Классические произведения интернационального современного искусства с послевоенного времени до начала XXI столетия из коллекции известных немецких коллекционеров Петера и Ирене Людвиг

В декабре 1998 года известные петербургские коллекционеры Яков Александрович и Иосиф Александрович Ржевские передали в дар Русскому музею богатое собрание произведений искусства. Их уникальная коллекция, включающая произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, формировалась на протяжении более полувека. В ее составе 503 работы, половина из которых — живопись и графика второй половины XIX — начала XX века.

Экспозиция, рассказывающая о его жизни и творчестве, открыта в подлинных интерьерах кабинета и музыкальной гостиной Великого князя, который был последним владельцем Мраморного дворца. На музыкально-поэтических вечерах Константина Константиновича бывали А. Фет, А. Майков, А. Рубинштейн, П. Чайковский и другие выдающиеся деятели культуры.

Читайте также:  Как вышивать иконы в монастырях

Источник статьи: http://rusmuseum.ru/exhibitions/permanent/

Иконы в музее

Экскурсионное занятие на экспозиции древнерусского искусства для учеников 4-х классов, изучающих в общеобразовательной школе предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

Методическая разработка: Алексей Григорьевич Бойко, канд. иск. (Вариативность проведения экскурсионного занятия достигнута благодаря предложениям старшего научного сотрудника музея Нины Андреевны Алексеевой, учтенным в данной разработке)

Аудитория и цель экскурсии:

Экскурсия «Иконы в музее» адресована ученикам 4-х классов, изучающим основы православной культуры в соответствие с государственной программой для общеобразовательных учреждений (С 2012 г. во всех школах России введён новый обязательный предмет для изучения в 4 классе «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Он преподается в соответствие с государственной образовательной программой, построенной по модульному принципу, и учебно-методическим комплексом, рекомендованным Министерством образования и науки РФ. Школьники получили право изучить один из образовательных модулей в зависимости от выбора семьи.). Изучение образовательного модуля «Основы православной культуры» охватывает в Санкт-Петербурге и Ленинградской области все более значительное число общеобразовательных школ, классов, учащихся.

Цель экскурсии: содействовать освоению учащимися начальных классов духовно-нравственных, эстетических ценностей православия и зрительской музейной культуры.

  • музейно-педагогическими средствами содействовать изучению основ православной культуры в 4 классе общеобразовательной школы;
  • расширить представление обучающихся об отражении в изобразительном искусстве таких ценностей как добро, любовь к ближнему, справедливость, трудолюбие, долг и ответственность, семья; способствовать освоению младшими школьниками этих ценностей;
  • обогатить опыт восприятия и понимания учениками музейных предметов и музейного пространства;
  • формировать у обучающихся навыки диалога об искусстве в среде художественного музея;
  • обогатить словарный запас и развивать коммуникативные навыки учеников.

Содержание образовательного модуля «Основы православной культуры» и экскурсия «Иконы в музее».
Основное содержание модуля включает в себя следующие вопросы:

  • Россия — наша Родина.
  • Введение в православную духовную традицию.
  • Особенности восточного христианства.
  • Культура и религия.
  • Во что верят православные христиане.
  • Добро и зло в православной традиции.
  • Золотое правило нравственности.
  • Любовь к ближнему.
  • Отношение к труду.
  • Долг и ответственность.
  • Милосердие и сострадание.
  • Православие в России.
  • Православный храм и другие святыни.
  • Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
  • Христианская семья и её ценности.
  • Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

В целом, учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10–11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Таким образом, и в содержании предлагаемой экскурсии обращение к нравственным ценностям икон будет занимать ведущее место, играя роль необходимого контекста для постановки вопросов о своеобразии символики и изобразительного языка иконописи.

Экскурсионное занятие «Иконы в музее» в многоуровневом изучении древнерусского искусства на основе образовательных программ Русского музея имеет пропедевтический характер по отношению к занятиям на экспозиции древнерусского искусства в 6 и 7 классах, организуемых в поддержку курса отечественной истории в общеобразовательной школе. Именно после освоения учащимися представлений о формировании и развитии Древнерусского государства и Московской Руси, культуры соответствующих периодов, у музейных педагогов появляется основание для рассказа об историческом пути русской иконописи, от формирования ее общих черт – к проявлению ее особенностей в таких ведущих центрах Руси как Новгород, Псков, Москва.

Таким образом, отдавая приоритет историко-художественному подходу к искусству русского средневековья на занятиях с учениками 6, 7-х классов, рекомендуется на экскурсии с учащимися 4-х классов основное внимание сосредоточить на следующих вопросах:

  • в чем состоит назначение иконы (повторение знаний, полученных на уроках ОРКСЭ);
  • каким образом иконы появились в музеях, и почему им в музее хорошо живётся (климат, реставрация);
  • как православному человеку воспринимать иконы в музее (уместно ли креститься, молиться, целовать иконы);
  • почему на экспозиции в Русском музее мы видим не только древнерусское искусство, а шире – средневековое искусство восточного христианства (иконы из Византии);
  • какие персонажи из Ветхого и Нового заветов представлены в иконах на экспозиции (ветхозаветные пророки Самуил и Соломон; Иоанн Креститель, Христос, Богоматерь);
  • что собой представляет и в чем проявляется символический язык древнерусских икон;
  • о каких нравственных ценностях свидетельствуют иконы, их образы и процесс их создания.

Постановка всех вопросов должна осуществляться на понятном для детей уровне, быть непосредственным продолжением занятий в школе, помогать усваивать особенности музейного отношения к памятникам древнерусского искусства.

Рекомендуемое время экскурсионного занятия: 45–50 минут.

Маршрут экскурсионного занятия:

Знаком * отмечены экспонаты, к которым привлекается особое внимание учащихся; иные, указанные в маршруте экспонаты, рассматриваются во взаимосвязи с опорными экскурсионными объектами.

Вводная часть экскурсионного занятия (остановки №№1–3):
1. Парадные сени
2. Парадная лестница, угловая площадка
3. Парадный лестница, второй этаж

Часть I. Ветхозаветные и новозаветные образы любви, веры, справедливости (остановки №№ 4–7):
4. Богоматерь Умиление («Белозерская»).* Первая половина XIII в. (Зал № 1)
5. Пророк Самуил.* Фреска. Ок. 1112 г. Из Михайловского златоверхого монастыря в Киеве (Зал № 1)
6. Святой Иоанн Предтеча, из Деисусного чина.* 1387–1395 гг. Константинополь (Зал № 1)
7. Воскрешение Лазаря.* Конец XIV – начало XV в. Византия (Зал № 1)

Читайте также:  Храм феодоровской иконы божией матери в горячем ключе

Часть II. Образы победы Добра над Злом и духовной защиты людей (остановки №№ 8–10):
8. Чудо Святого Георгия о змие.* Вторая половина XV в. Новгород. Из церкви с. Манихино Ленинградской области (Зал № 2)
9. Святой Дмитрий Солунский. XV век. Псков; Святой Николай Чудотворец, с житием.* Вторая половина XIV в.; «Чудо от иконы «Богоматерь Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами). Первая половина XVI века. Новгород (Зал № 2)
10. Святые Николай Чудотворец и Георгий. Начало XV в. Москва (Зал № 3)

Часть III. Укрепление веры и христианский труд (остановки №№ 11–15):
11. Апостол Петр и апостол Павел.* 1408. Иконы из Деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире (Зал № 3)
12. Дионисий и мастерская. Уверение Фомы.* Около 1500 г. (Зал № 3)
13. Троица ветхозаветная.* Середина XVI века. Новгород (Зал № 3)
14. Дионисий и мастерская. Богоматерь Одигитрия. Около 1502–1503 гг. (Зал № 4)
15. Дионисий и мастерская. Сошествие во ад.* Около 1502 (Зал № 4)

Часть IV. Иконы в музее: хранение, показ, реставрация (остановки №№ 16–17):
16. Витрина в центре зала (оборудование старинного Древлехранилища в Русском музее) (Зал № 4)
17. Пророк Соломон.* Середина XV в.; другие иконы из иконостаса Спасо-Преображенского собора в Твери (Зал № 4)

Вводная часть экскурсионного занятия

Парадные сени. Цель экскурсионного занятия, его связь с изучением предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Общее впечатление, дворец великого князя Михаила Павловича – Михайловский дворец.

Парадная лестница, угловая площадка. Классическая красота интерьера, античные боги и герои на плафоне. Основание музея во дворце (мраморная памятная доска).

Парадная лестница, второй этаж. Христианские ценности в Михайловском дворце: дворцовая церковь; иконы в личных покоях владельцев дворца; древлехранилище в Михайловском дворце Русского музея; иконы – дары музею от царя и монастырей.

Методические советы:
Обратите внимание экскурсантов на цель начинающегося занятия и важные условия его проведения: предстоит вспомнить то, чему уже научились ребята в школе; сосредоточенно всматриваться в иконы – изображения, на протяжении столетий помогавшие людям в их непростой, трудной жизни; иногда переключать внимание на электронные картинки, которые позволят лучше понять музейные экспонаты. Уточните понимание детьми значения слова «экспонат».
Важно сформировать представление о том, что во дворце, в парадных помещениях которого нас встречают изображения античных героев и богов, с первых же дней его существования находились также образы Христа, Богоматери, святых. Великий князь Михаил Павлович и другие хозяева Михайловского дворца были верующими людьми, во дворце была домашняя церковь – церковь Архистратига Михаила при Михайловском дворце.

Справка для музейного педагога:
Храм освящен 30 августа 1825 г. Площадь зала домовой церкви — 167,67 кв. м. Стены и иконостас были покрыты белым искусственным мрамором, на котором А. К. Виги написал иконы. На резных аналоях с изображениями херувимов по углам находятся иконы Спасителя и Божией Матери, работы В.Л. Боровиковского. Интерьер храма расписывали Б. Медичи и П. Скотти. Запрестольный образ «Положение во гроб» был написан Н. Монти. Существующая ныне фигурно-орнаментальная роспись (изображения евангелистов, херувимов, изречений, символов евангелистов и пр.) и лепка с элементами золочения выполнены при обновлении церкви в 1857-1859 годах. Великому князю Михаилу Павловичу в 1851 году были подарены также 4 иконы в дорогих окладах с драгоценными камнями.
Великая княгиня Елена Павловна после смерти мужа этим парадным храмом не пользовалась, а устроила в своих покоях небольшую церковь с походным иконостасом, которая была освящена 18 декабря 1851 года во имя святой Елены.

В Русском музее, открытом в 1898 году, было тогда же обустроено Отделение христианских древностей, а в 1914 году – Древлехранилище памятников русской иконописи и церковной старины. Иконы и другие предметы для древлехранилища были переданы Русскому музею царём, монахами, светскими коллекционерами. Разберите с ребятами слово «древлехранилище». Обратите внимание на смысл этого слова: хранить древности и свяжите его с главной задачей музея. Попросите в конце экскурсии ответить на вопрос: «можно ли сегодня так назвать осмотренные нами залы Русского музея?». Учеников следует подвести к выводу, что в музее иконы существую столь же органично как в доме и храме. Объясните, почему в музее верующему человеку во время занятия не надо молиться, креститься, обращая взгляд на иконы, и целовать их. Сейчас мы общаемся друг с другом, чтобы лучше узнать и понять иконы, а молитва, жест благословения (крест) и целование иконы – неотъемлемая часть обращения человека к богу, чему соответствуют иные условия.

Церковь Архистратига Михаила в Михайловском в дворце. Фотография. 1900

Обратите внимание на царские врата, иконостас, свечи.

Церковь Архистратига Михаила в Михайловском дворце. Фотография. Современный вид

Источник статьи: http://hello-museum.ru/%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B-%D0%B2-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B5/