Меню

Экспертное заключение по иконе

Когда и зачем нужна экспертиза иконы?

Экспертиза – научное исследование памятника, уточняющее предположительные атрибуционные характеристики дипломированными специалистами. Предполагает изучение иконы в увеличении, инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, рентгеноскопию, химический анализ пигментов и материалов основы, а также комплекс искусствоведческих исследований приёмов и стиля живописи на основе сопоставления с аналогами из музейных и частных коллекций.

Как правило, чем древнее памятник, тем нужнее экспертное исследование. Для поздних икон (созданных, как это принято говорить, в императорскую эпоху) экспертиза необходима, только если мы предполагаем установить факторы, серьёзно повышающие цену вещи. Допустим — подтверждение авторства, точную привязку иконы к какой-то из известных иконописных школ, установление подлинности драгоценного оклада с клеймами мастера и т.п.. Но в целом для поздних икон экспертиза не обязательна. Возраст таких вещей ввиду их распространённости и типичности в массе случаев определяется знатоком и любителем «на глаз», а цена такой иконы – несколько сотен или «первые тысячи» долларов – делает проведение довольно дорогого экспертного исследования нерентабельным.

Несколько иная ситуация с древними вещами, датировка которых ограничена концом XVII века, в особенности с иконами XVI века и старше (чего уже практически не осталось «в природе»). Наличие экспертного заключения на средневековую икону – не просто аргумент в пользу её высокой оценки (часто от нескольких до десяти и более тысяч долларов), но и просто «хороший тон» на антикварном рынке. К тому же это и этическая необходимость: пройдя через руки специалистов московского музея им. Андрея Рублёва (ЦМИАР), Государственного института реставрации (ГосНИИР) или индивидуально действующих учёных, вещь исследуется и навеки вписывается в научный контекст, пополняя наши знания об искусстве предков – независимо от того, как затем сложится её судьба в полном превратностей мире.

→ Главная → Продать икону → Когда и зачем нужна экспертиза иконы?

Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»
Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа
Секреты реставрации
Библиотека
Живопись Обонежья
Московская школа
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва
Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)

Источник статьи: http://xn--b1aeckksgb.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%83/%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0-%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B/

Экспертиза икон

Серьезное развитие антикварного бизнеса требует и серьезного подхода в деле оценки старинных изделий. Особенно этот вопрос касается икон – одних из самых почитаемых святынь и популярных объектов для коллекционирования в Москве и за ее пределами. Разнообразие иконописных школ, множество техник, различный уровень иконописцев и прочие факторы породили необходимость проведения экспертизы икон.

Любая старинная вещь имеет свою историю и цену. Уж слишком велик искус отдельных дельцов: создать подделку и выдать ее за раритет. Особенно часто так поступают со святыми ликами. Попытки отреставрировать старую, но поврежденную икону, обновить лаковый слой или заменить оклад практически уничтожают изначальную ценность объекта и вынуждают как продавцов, так и потенциальных покупателей искать место, где можно произвести экспертизу икон.

Нас также интересуют:

Сразу оговоримся, что найти в Москве специалистов, способных качественно выполнить экспертизу икон, не так уж просто. В основном, это работники музеев или научно-исследовательских институтов, обладающих должными знаниями и опытом. Самостоятельно отыскать, где можно произвести экспертизу икон в Москве, довольно сложно. Поэтому советуем обратить внимание на солидные предприятия, работающие в сфере антиквариата долгое время. Настоящие специалисты не дают объявлений в газеты. Их имена передаются из уст в уста, а сотрудничать с опытными специалистами, осуществляющими экспертизу икон, стремятся все уважающие себя крупные антикварные салоны.

Лучшие предложения для экспертизы икон

Наш антикварный салон занимает одно из ведущих мест на отечественном рынке антиквариата и поможет вам решить проблему, где можно произвести экспертизу икон. У нас вы всегда можете заказать экспертизу икон и других предметов старины на приемлемых для вас условиях. Достаточно посетить наш антикварный магазин в Москве или изложить свою проблему посредством онлайн формы. Наши эксперты могут оценить раритет и по фотографии, но такой подход оправдан лишь для сравнительно «новых» вещей, увидевших свет в предыдущие три столетия. Более древние экспонаты потребуют детального изучения, а значит, личного присутствия.

Благодаря устойчивой репутации и честному подходу к ведению дел, мы сумели заручиться поддержкой именитых профессионалов, для которых экспертиза икон стала делом всей жизни. Итог работы может быть оформлен в форме устной консультации, с выдачей экспертного заключения, основанного на визуальном исследовании либо с выдачей документа, резюмирующего итоги проведения технико-технологических исследований.

Наши коллеги в Москве – лучшие искусствоведы, научные работники, реставраторы, посвятившие изучению древностей множество лет. А свои знания они получили не столько их научных пособий, сколько из ежедневного общения с антиквариатом и другими ценными предметами, таящими в себе наследие великих мастеров прошлого и дыхание самой Истории.

Как делается экспертиза иконы

Для того, чтобы установить подлинность образа, год создания и другие параметры, специалисты применяют множество методик. Экспертизу икон проводят с помощью увеличивающей техники, в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, некоторые параметры определяются с помощью рентгеноскопа, а установление подлинности красок и левкаса не обойдется без химических реактивов.

Очень часто наряду с вопросом «где можно произвести экспертизу икон» люди задают вопрос «зачем это нужно?». Ответ прост: экспертиза икон необходима в том случае, когда цена вопроса составляет солидную сумму, а других способов установить подлинность экземпляра не существует.

Самым актуальным вопрос экспертизы икон является для старинных ликов, написанных ранее 17-го столетия. В более позднее время появилась своя система идентификации работы мастером, клеймения драгоценных окладов и других моментов, которые значительно упрощают процесс оценки и экспертизы икон. Со средневековыми иконами необходимо тщательно поработать, прежде чем вынести вердикт об их подлинности и установить цену. И дело здесь не только в величине последней. Сам факт наличия экспертного заключения говорит об уважении к традициям антикварного рынка и навсегда вписывает средневековую святыню в научный контекст, позволяя пополнить копилку наших знаний об искусстве предков.

Прежде чем заказать экспертизу иконы, стоит разобраться, какие же виды исследований бывают и для чего они нужны. Находясь в поиске, где можно произвести экспертизу икон, вы обязательно столкнетесь с термином искусствоведческая экспертиза. Такая оценка необходима для тех объектов, которые планируется куда-либо перевозить, страховать либо нужно подтвердить авторские права. Естественен такой подход и при оценке антиквариата и предметов искусства, которые предполагается купить либо продать.

Историко-искусствоведческая экспертиза поможет выявить истинный возраст предмета, установить его историческую ценность. А такой вид экспертизы икон как атрибуция дает возможность детально изучить святыню, выявить индивидуальные особенности и позволит классифицировать объект с тем, чтобы понять, какое место раритет может занять в коллекции.

Отправляясь на поиски места в Москве, где можно произвести экспертизу иконы, всегда помните – это прерогатива компетентного персонала, уважаемых искусствоведов, поэтому отдавайте предпочтение надежным партнерам, проверенным временем.

Источник статьи: http://russian-icons.ru/ekspertiza-ikon/

В. И. Переятенец
Введение в практическое искусствознание. Экспертиза и оценка антиквариата

Estimate GBP 5,000 – GBP 7,000 (USD 6,215 – USD 8,701). Price realised GBP 22,500 (USD 28,125).

Святые митрополиты – Алексей, Петр и Иона. Икона XVII в. Оклад: золотая басма, эмаль, рубины, гранаты. Москва, 1912. Подарок Цесаревичу Алексею в мае 1912 г. Размер 31,8×27,5 см.

Estimate GBP 80,000 – GBP 120,000 (USD 99,440 – USD 149,160). Price realised GBP 87,500 (USD 109,375).

«Русское искусство», аукционный дом «Кристис», июнь 2017 г., Лондон:

Богоматерь с младенцем. Оклад: серебро, позолота, аквамарины, аметисты. Фирма «Оловянишников и сыновья», мастер Кузьма Конов, Москва, 1908—1917. Размер 22,1 см.

Estimate GBP 10,000 – GBP 15,000 (USD 12,850 – USD 19,275. Price realised GBP 18,750 (USD 24,112).

Николай Чудотворец. Икона на перламутре. Оклад: серебро, позолота, филигрань, аквамарины, турмалины. Фирма «Оловянишников и сыновья», мастер Кузьма Конов, Москва, 1908—1917. Размер 27 см.

Estimate GBP 30,000 – GBP 40,000, (USD 38,550 – USD 51,400). Price realised GBP 52,500 (USD 67,515).

Христос Пантократор. Оклад: серебро, позолота, кварц, бирюза, сердолик. Фирма «Оловянишников и сыновья», мастер Кузьма Конов, Москва, 1908—1917 (?). Размер 17,8 см.

Estimate GBP 3,000 – GBP 5,000 (USD 3,855 – USD 6,425). Price realised GBP 4,750 (USD 6,108).

Богоматерь Смоленская. Оклад: серебро, позолота. Мастер П. Овчинников, Москва, 1987. Размер 26,4 см. Имеется владельческая надпись графини Марии Клеймихель, 12 мая 1897 г. Ранее была продана на аукционе «Доротеум» в Вене за 14000 евро.

Estimate GBP 20,000 – GBP 30,000 (USD 25,700 – USD 38,550). Price realised GBP 32,500 (USD 41,795).

В Вене икона выставляется на торгах, посвященных серебру. Приоритетные, конечно же, здесь иконы в серебряных окладах, однако в последние годы здесь нередки и живописные образа.

Так, в июне 2017 г. из общего числа «русских лотов» 70—21 были иконами. Причем традиционно все предметы уходили выше эстемейта.

Среди наиболее дорогих – икона Равноапостольной Царицы Елены в серебряном окладе, украшенном поделочными камнями и жемчугом, размером 50х37,5 см (предположительно «мерная»). Клейма: именник мастера Семена Дементьева, герб Москвы, клеймо пробирного мастера с датой «Николай Дубровин, 1827». Оценка: 3000—5000 EUR / 3450—5800 USD, продана за 16875 EUR / 19500 USD.

Интересным «аукционным» событием была продажа на «Хагершаймере» небольшой (15,6х12 см) иконы Онуфрия Киевского в серебряном окладе с фрагментом мощей. При невысокой художественной ценности живописного изображения и оклада она была оценена в 500 EUR, а продана за 24000 EUR. Что подтверждает факт того, что на аукционах возможны всякие сюрпризы.

Данный аукцион в Дюссельдорфе, как и ряд других европейских, преимущественно дилерский, которые там приобретают предметы для своих клиентов, а это внушает оптимизм, убеждая в неизбежной жизнеспособности такого сегмента антикварного рынка, как русская икона. Активные участники антикварного бизнеса достаточно быстро адаптируются к тем трудностям, с которыми приходится сталкиваться. Отечественные дилеры не только ездят за товаром в Европу, многие из них, приобретая предметы на одних аукционах, выставляют их на более крупных, каждый раз приращивая цену. Особенно актуальны небольшие аукционы в европейских городах, где русские предметы – это скорее случайность. Следует заметить, что подобным образом можно работать и с другими наиболее востребованными сегментами рынка. Возможность выставить предметы на более дорогой аукцион появляется путем формирования близких контактов с сотрудниками аукционного дома. И в этом направлении нужно и можно работать.

Экспертиза русской иконы

Работа в качестве арт-дилера, специализирующегося на отечественной иконе, особенно если испытывать к этому определенный интерес, занятие весьма увлекательное, но требует определенных материальных вложений и связана с риском, поскольку активные продажи в этой области могут быть достаточно редки и зависят от меняющегося спроса. Есть еще одна область применения своих познаний, которая, кстати, не исключает предыдущую – это работа в качестве эксперта. Уровень предметов на рынке экспертиз таков, что здесь следует руководствоваться не только книжными знаниями, но и постоянно подпитываемым практическим опытом. Именно он зачастую помогает выявить поддельные предметы, точно определить датировку.

К сожалению, рынок икон, как и практически любой другой, в современном мире не застрахован от подделок, традиции изготовления здесь вековые, хотя для этого требуется не меньше усилий, чем для создания подлинных произведений искусства. Разница в цене на старинные предметы и аналогичные современные бывает столь велика, что толкает мошенников на изготовление подделок. Причем количество их напрямую связано с популярностью объектов подражания и их стоимостью.

От подделок не защищено ничто: ни громкое имя автора или фирмы, ни даже принадлежность к христианским святыням. Когда речь идет о больших барышах, возвышенные представления о морали уходят в сторону. Неслучайно у известного знатока русской культуры А. П. Бахрушина есть высказывание по поводу известного фабриканта подделок П. М. Иванова: «Совести у него мало, да, я думаю, у всех московских антиквариев ее нет, да, пожалуй, и быть не может, потому что эта торговля хуже цыганской конской торговли, а коннобарышникам, как известно, и отца родного обмануть за грех не считается» 5 .

Действительно, все основные методы подделок икон, а именно они начали одними из первых подделываться в российском искусстве и стали предметом пристального внимания коллекционеров и торговцев искусством, зародились и сформировались не в безбожное советское время, а в дореволюционной православной России. Здесь основным объектом подделок становились прежде всего древние иконы. Интерес к ним всегда был очень высок, но к 40-м гг. ХIХ в. их коллекционирование становится значительным явлением в жизни российского общества. Играя на повышенном спросе, мошенники стремились подделывать именно эти произведения.

Общее состояние науки о русской иконописи еще не позволяло проводить серьезные экспертизы, основываясь на стилистических особенностях живописи, поэтому в определении принадлежности к тому или иному периоду покупатели основывались прежде всего на сохранности, «древности» иконописи, близости к тем или иным памятникам. Очень большое значение имело состояние самой доски, на которой икона была написана. Потемневшая и обработанная топором доска, темный слой олифы, покрывающий живопись, служили признаком древности вещи. Исходя из этого самым распространенным способом подделок было письмо на старых досках. В дореволюционной России, где существовали крепкие традиции иконописания, развились крупные иконописные центры в Палехе, Мстере, Холуе, да и почти в каждом городе существовали свои, местные мастера, поэтому изготовить подобные подделки не составляло особого труда. Тем более если речь шла об имитации более поздних икон XVI – XVII вв., стилистические традиции которых как раз и получают развитие в позднейшей русской иконописи.

Написанная таким образом икона впоследствии «старилась». Для этого использовались и «старая олифка», изготовляемая из снятых во время реставраций потемневших слоев олифы, и искусственное запекание иконы в духовке, копчение, что также придавало ей потемневший, старинный вид.

Иногда торговцы шли на прямой подлог известных икон, спиливая верхний слой с изображением. На оставшуюся часть старой доски наклеивался заранее написанный и состаренный новодел, а боковые стороны заделывались краской и воском. Так происходило хищение старинных икон не только из деревенских и провинциальных храмов, но и из многочисленных московских, не избежали подобной участи даже кремлевские соборы. Перекупщикам удавалось производить подобные замены путем подкупа служителей либо во время проведения реставрационных работ, так называемых чинок.

Когда спустя более чем столетие в Советском Союзе вновь возникла мода на коллекционирование икон, то вместе с ней возродились и способы подделок. Теперь в качестве авторов новоделов чаще всего выступают реставраторы и художники, владеющие техникой темперной живописи. Успешно возрождается технология написания икон и в традиционных центрах – Палехе, Мстере, Холуе. Имеются иконописные мастерские при монастырях. Для «старения» иконы применяются все те же методы, однако используются и современные научные достижения. Еще в советский период «народные умельцы», трудившиеся в различных НИИ, добивались вполне интересных результатов.

За годы работы в качестве аттестованного эксперта мне приходилось сталкиваться с самыми различными предметами. Чаще всего владельцы икон обращаются к эксперту, когда сами не могут понять, чем они обладают, сколько может стоить тот или иной предмет. Порой ожидания эти бывают весьма завышены, нередки случаи и покупки откровенных подделок.

Я предлагаю читателям образцы экспертных заключений на самые различные иконы.

Образцы экспертных заключений

Экспертное заключение №1

Мною, Переятенец Верой Ивановной, являющейся дипломированным искусствоведом, экспертом, аттестованным Министерством культуры РФ, с правом проведения экспертизы по произведениям живописи, графики, предметам ДПИ (Россия XVII – ХХ вв.), удостоверение №0186, зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИИП№311784725500734, с правом ведения экономической деятельности по ОКВЭД 74.84, оценка предметов интерьера, не являющихся предметами недвижимости, и 73.20, научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук), со стажем экспертной работы 15 лет, проведена искусствоведческая экспертиза одного предмета на основании обращения частного лица.

Икона «Богоматерь Неувядаемый цвет». Дерево, левкас, темпера, сусальное золото. Размер 49х37 см. Оклад: серебро 84 пробы (клеймо присутствует), эмаль.

Объект исследования представляет собой икону, выполненную на дереве в технике темперной живописи. Икона изображает Богоматерь с младенцем, сидящим на левой руке, и относится к типу Одигитрии (Путеводительница) в изводе «Неувядаемый цвет», получившей распространение в России с XVII в.

Икона находится в хорошей сохранности, видны кракелюры в виде сетки. Оборотная сторона иконы задрапирована ворсистой тканью (бархат) красного цвета.

Икона покрыта окладом из серебра 84 пробы. Имеются клейма: 84 пробы, клеймо города Костромы 1813—1831 гг., пробирного мастера Василия Волкова, датированное 1825 г., клеймо мастера АБ – Барабанова Алексея Михайловича, работавшего в Костроме в 1816—1845 гг. Его инициалы присутствуют на венце Богоматери. Там же клеймо 84 пробы. На венце Христа – клеймо 84 пробы. Венец вокруг головы Христа, возможно, подобран.

Сам оклад гладкий с орнаментальной рамой в виде пальметт. Надписи с именами Христа и Богоматери и названием иконы размещены на рельефных прямоугольниках в картушах. Надпись с обозначением названия иконы выполнена в технике выемчатой эмали синего цвета, сделана в более позднее время. Венцы гладкие, с тонкими рельефными полосками с зернью и расходящимися лучами. Венцы Богоматери и Христа отличаются декором: у Христа более редкие расходящиеся лучи и присутствуют буквенные обозначения имени, выполненные зернью. В целом декор оклада соответствует времени изготовления, указанному в клеймах.

Фигура и одежды Богоматери и Христа не закрыты окладом. Живопись выполнена в традициях древнерусской иконописи, что было распространено в XIX – начале XX в. и не соответствует времени создания оклада. Икона написана в конце XX – начале XХI в. и состарена специальным кракелюрным лаком. Живопись выполнена на высоком профессиональном уровне и создавалась под сохранившийся старинный оклад, о чем свидетельствует и определенное несоответствие канонической композиции: младенец сидит на руке Богоматери, а не стоит.

Учитывая возможность оклада и более позднюю эмалевую надпись, вполне вероятно, что икона была иного извода, но был написан вариант «Неувядаемый цвет», как наиболее коммерческий.

Заключение: икона «Богоматерь Неувядаемый цвет» является произведением современного иконописного искусства. Оклад выполнен в 1825 г. в г. Костроме и является образцом ювелирного искусства России начала XIX в.

Экспертное заключение №2

Мною, Переятенец Верой Ивановной, являющейся дипломированным искусствоведом, экспертом, аттестованным Министерством культуры РФ, с правом проведения экспертизы по произведениям живописи, графики, предметам ДПИ (Россия XVII – ХХ вв.), удостоверение №0186, зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИИП№311784725500734, с правом ведения экономической деятельности по ОКВЭД 74.84, оценка предметов интерьера, не являющихся предметами недвижимости, и 73.20, научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук), со стажем экспертной работы 15 лет, проведена искусствоведческая экспертиза одного предмета на основании обращения частного лица.

Вопрос, поставленный перед экспертом: какова рыночная стоимость представленной к экспертизе иконы «Богоматерь Неувядаемый цвет», написанной в конце XX – начале XXI в., в серебряном окладе начала XIX в.

Икона «Богоматерь Неувядаемый цвет». Дерево, левкас, темпера, сусальное золото. Размер 49х37 см. Оклад: серебро 84 пробы (клеймо присутствует), эмаль.

Решая поставленные перед ним задачи по определению рыночной стоимости представленных к экспертизе предметов, эксперт руководствовался не только своим опытом работы в качестве искусствоведа-эксперта, но и практическим опытом оценщика антикварных предметов в ювелирном магазине (АОЗТ «Суперснаб», 1996—1998 гг.), директора и приемщика ювелирных изделий и антиквариата в ломбарде ООО «Миллениум» (1998—2001 гг.), работы в качестве аналитика антикварного рынка, что нашло свое отражение в десятках статей, опубликованных в различных журналах («Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», «Антик. Инфо», «Антик Respect»), а также в двух книгах: Переятенец В. И. Русский антиквариат / В. И. Переятенец. Санкт-Петербург: Паритет, 2003; Переятенец В. И. Экспертиза и оценка предметов декоративно-прикладного искусства. Фарфор. Стекло. Ювелирные изделия / В. И. Переятенец, Н. В. Петрова. Санкт-Петербург: Художественное бюро «Агата», 2012.

Оценивая представленный на исследование предмет, эксперт исходил из следующего определения понятия «рыночная цена»: это средняя арифметическая цена, по которой можно приобрести товар на определенном рынке. Также под рыночной ценой понимают среднюю цену определенного товара за конкретный промежуток времени.

Проводя данное исследование, эксперт руководствовался следующими представлениями о современном состоянии отечественного антикварного рынка.

Общее кризисное состояние отечественной экономики вынуждает людей состоятельных (а антикварные предметы, являясь предметами не первой необходимости, интересны прежде всего именно этой группе потребителей) воздерживаться от подобных приобретений. Рынок отечественного антиквариата закрыт, и не имея возможности вывоза за рубеж, продавцы подобных товаров ориентируются только лишь на внутренних покупателей. Специфика продаж антиквариата, как правило, рассчитана на большой срок. И многие вещи могут ждать своего покупателя годами, при этом материальные издержки продавца растут. Сюда входят дорогостоящие затраты на рекламу, аренда помещений, зарплата продавцам и пр. накладные расходы.

За последние 25 лет, с тех пор как рынок антиквариата стал частью частной предпринимательской деятельности, в его структуре произошли значительные перемены. Наметились определенные лидеры продаж: среди предпочтительных покупок предметы, выполненные русскими мастерами. С началом 2000-х гг. отечественные коллекционеры и арт-дилеры стали осваивать торги крупнейших аукционных домов мира, регулярно проводящих торги русского искусства. Либерализация законодательства в части беспошлинного ввоза предметов искусства способствовала перенасыщенности рынка. И теперь востребованными являются предметы необычного дизайна, редкого мастера или «с историей», имеющие среди своих предыдущих владельцев членов императорской фамилии или выдающихся деятелей отечественной истории или культуры. Рядовые антикварные предметы, в достаточном количестве присутствующие на рынке, не находят спроса. У одних потребителей нет средств для их покупки, а у других – интереса к рядовым вещам. В настоящий момент, в связи с кризисной ситуацией в мировой и отечественной экономике, наблюдается значительное снижение спроса на предметы роскоши и декоративно-прикладного искусства, к которым относится представленная на исследование икона.

Все эти специфические моменты развития отечественного антикварного рынка эксперт учитывал при оценке представленных к экспертизе предметов.

Проанализировав предложения на рынке современных живописных икон близкого к исследуемому предмету размера, эксперт пришел к выводу, что иконы Богоматери в окладах из различных металлов в достаточном количестве присутствуют на рынке. При этом разброс цен может быть весьма широкий: от нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов рублей. Проанализировав доступные предложения на современном антикварном рынке, представленные интернет-ресурсами, и проведя маркетинговое исследование магазинов Санкт-Петербурга, эксперт не нашел предложений аналогичной иконы.

Исходя из этого эксперт счел возможным ориентироваться на предложения икон Богоматери и других достаточно редких изводов.

На сайте интернет-аукциона «Мешок.ру» – Богоматерь Грузинская. В серебряном окладе. Размер 15,5х18 см. Полный вес 536 г, вес оклада 208 г. Имеются клейма: на окладе – 84, М-К 1817, Москва. Икона подписная, имеется дата письма: 12 сентября 1815 г., подпись – Зуев. Стоимость 280000 рублей.

На сайте интернет-аукциона Newmolot.ru продается икона «Взыскание погибших» в окладе из серебра. Вес оклада 400 г, родное золочение. Имеются следующие клейма: Р: 84, герб Москвы, пробирный мастер Иван Вихляев, 1805, мастер Василий Яковлев. Размер 26,5х31 см. Хорошая сохранность.

На сайте форума икон и религиозной живописи один из участников предлагал икону.

Икона «Богоматерь Неувядаемый цвет» начала XIX в. в серебряном окладе. Размер 22х15 см. По качеству исполнения и сохранности значительно уступает представленной на оценку иконе. 60000 рублей.

Интернет-сайт «Антикварной лавки» в Калашном переулке, г. Москва, предлагает к продаже уникальную икону «Пресвятая Богородица Неувядаемый цвет». Дерево, левкас, темпера. Школа Оружейной палаты, XVII в. Оклад: серебро 84 пробы, начало XIX в. Размер 40,3х32 см. За 65000 у. е.

При этом различные фирмы, наиболее крупной из которых является «Софрино», предлагают приобрести икону в серебряном окладе и за более низкую стоимость. Из этого следует, что реальная рыночная стоимость данных предметов должна быть несколько ниже.

Проанализировав статистику, эксперт пришел к выводу, что икона, представленная к экспертизе, могла бы быть оценена в сумму 650000—800000 рублей, однако данный предмет представляет собой сочетание современной иконы, выполненной на высоком художественном уровне, и старинного серебряного оклада. Однако, учитывая высокое качество исполнения предмета, данный предмет можно оценить в пределах 300000—320000 рублей. Данная оценка не означает, что икона гарантированно может быть реализована на рынке.

Вывод: рыночная стоимость представленной на исследование иконы может составлять порядка 300000—320000 рублей.

Экспертное заключение №3

Мною, Переятенец Верой Ивановной, являющейся дипломированным искусствоведом, экспертом, аттестованным Министерством культуры РФ, с правом проведения экспертизы по произведениям живописи, графики, предметам ДПИ (Россия XVII – ХХ вв.), удостоверение №0186, зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИИП№311784725500734, с правом ведения экономической деятельности по ОКВЭД 74.84, оценка предметов интерьера, не являющихся предметами недвижимости, и 73.20, научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук), со стажем экспертной работы 15 лет, проведена искусствоведческая экспертиза одного предмета на основании обращения частного лица.

Икона «Спас Пантократор». Дерево, левкас, темпера, сусальное золото. Размер 31х26 см.

Объект исследования представляет собой икону, выполненную на дереве в технике темперной живописи. Фон центральной композиции и венцы в центре и в клеймах выполнены с использованием сусального золота. Композиция иконы представляет собой подгрудное изображение Иисуса Христа по типу «Спас», «Пантократор», с благословляющим жестом и книгой. Его изображение заключено в круг. По углам силы небесные – херувимы. Лузга декорирована растительным орнаментом, выполненным сусальным золотом. Центральное изображение окружено четырнадцатью клеймами: в угловых изображены четыре Евангелиста, в верхней части в центре – сцена Евхаристии и избранные святые в епископских одеждах, по два в каждом клейме. На полях в каждом из двух клейм размещено изображение трех святых. В нижней части в центре сцена из жития царевича Дмитрия Углического и симметрично расположенные клейма с двумя святыми в каждом.

Анализ живописи свидетельствует о том, что данная икона выполнена в традициях искусства строгановских иконописцев, на которых ориентировались палехские мастера и чьи прориси использовали. Манера письма характерна для палехских мастеров начала XIX столетия. К подобному выводу эксперт пришел путем сопоставления данной иконы с музейными оригиналами. Высокопрофессиональное миниатюрное письмо, трактовка объема ликов и фигур с использованием тонких переходов одного тона в другой – плавей, свидетельствуют о высоком уровне мастерства исполнителя данной иконы. Так же как и использование большого количества золота, которое использовано не только при создании фона и нимбов, но также одежды. Золотом декорирована и лузга. Подобные элементы характерны для икон, выполняемых по индивидуальным заказам богатых заказчиков.

Композиция иконы близка к композиции иконы «Спас Вседержитель со сценой Евхаристии и избранными святыми» из Музея им. Андрея Рублева, г. Москва. Сотрудниками данного музея икона идентифицирована как произведение Василия Хохлова (мастерская), работавшего в Палехе в первой четверти XIX в. Еще одна икона данного мастера находится в собрании музея-квартиры П. Д. Корина, являющейся филиалом ГТГ. Это икона «Шестоднев» с характерными для этого мастера клеймами вокруг центрального изображения. Композиционно нижний ряд клейм совпадает с представленной на исследование иконой. Там также имеется изображение сцен жития Святого царевича Дмитрия и святых Василия и Михаила Блаженных. Многие живописные приемы, характерные для музейных икон Василия Хохлова, идентичны тем, что присутствуют в иконе, представленной на исследование.

Икона находится в сохранности, соответственно времени, под слоем потемневшей олифы видны естественно образованные кракелюры. Присутствуют небольшие утраты в виде мелких сколов красочного слоя.

Заключение: икона «Христос Пантократор со сценой Евхаристии и избранными святыми» выполнена в мастерской Василия Хохлова (Палех) в первой четверти XIX в.

Является культурной ценностью, имеет музейное и историческое значение как уникальный образец отечественного иконописного искусства начала XIX в.

Источник статьи: http://fictionbook.ru/author/v_i_pereyatenec/vvedenie_v_prakticheskoe_iskusstvoznanie/read_online.html?page=4

Читайте также:  Икона святой с цветами