Меню

Экспозиция икон русского музея

Древнерусское искусство ХII—XVII веков

Собрание древнерусской живописи Русского музея — одно из самых крупных и значительных в нашей стране. Оно включает в себя около шести тысяч икон. В постоянной экспозиции, размещенной в первых четырех залах Михайловского дворца, представлена часть этой коллекции — наиболее ценные произведения XII–XVII веков, созданные в важнейших художественных центрах Древней Руси: Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале, Москве и Ярославле. В первом зале отдела экспонируются самые древние иконы. Гордость собрания — икона XII века «Архангел Гавриил» («Ангел Златые Власы»), уникальный памятник эпохи Киевской Руси. Созданная в XIII веке икона «Богоматерь Умиление» (Белозерская), принадлежит к самым ранним из сохранившихся изображений Богородицы. Здесь же находится знаменитая икона «Борис и Глеб». Исполненная московским мастером в середине XIV века, она относится к числу редких изображений первых общерусских святых, дошедших до нашего времени. Второй зал раздела представляет произведения двух крупных центров иконописи — Новгорода и Пскова. Среди них выделяется классический памятник живописи XIV века — новгородская икона «Чудо Георгия о змие». В третьем зале экспозиции — иконы московской школы живописи XIV–XV веков. Центральное место занимают четыре иконы из иконостаса Успенского собора города Владимира: «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Сретенье» и «Крещение Христа» — которые были исполнены в мастерской крупнейшего живописца конца XIV — первой четверти XV века Андрея Рублева. Здесь же — группа икон из Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, написанные прославленным мастером иконописи Дионисием и его учениками. Завершают экспозицию раздела произведения XVI–XVII веков — работы иконописцев ярославской, тверской и строгановской школ. В этом же зале находится памятник живописи второй половины XVII века — икона «Троица». Ее создателем был известный художник московской Оружейной палаты Симон Ушаков.

Творчество художника Павла Васильевича Жуковского (1845–1912) сегодня мало знакомо любителям искусства, но в последней трети XIX века он был достаточно известен в общественных и культурных кругах. Его произведения несут на себе печать увлечения живописью итальянского Возрождения, религиозной и античной тематикой. Их исполнение и образное решение позволяют отнести творчество художника к академической ветви позднего европейского романтизма и символизма.

20 августа 2020—15 января 2021

К 75-летию Победы Русский музей показывает произведение Александра Николаевича Самохвалова «Встреча друзей» (1945). Несмотря на то, что наследие художника изучено практически всесторонне, эта картина стала подлинным открытием для исследователей его творчества.

Источник статьи: http://rusmuseum.ru/mikhailovsky-palace/exhibitions/ancient-art-of-the-xii-xvii-centuries/

Текущие выставки

Творчество Ивана Ивановича Шишкина занимает особое место в истории отечественного изобразительного искусства. Выставка из фондов Русского музея предоставит возможность во всем многообразии познакомиться с уникальным талантом крупнейшего мастера русского пейзажа.

Замысел цикла «Новые святые» родился в московском госпитале «Царицыно», где художница в 2020 году, по возвращении из Италии, находилась на карантине в «красной» зоне. Увиденное в госпитале воплотилось в серии живописных полотен.

На первой графической выставке Сотникова в Русском музее экспонируется цикл из 14 произведений о древнегреческом герое Геракле (2012). Экспрессивная графика Сотникова передает жесткий дух мифических приключений. И одновременно она раскрепощает, неся тот образ легкой упругой свободной пластики, который ассоциируется с искусством Древней Греции. Творчество Сотникова соединяет музейную культуру и свободную стихию нового искусства авангарда.

Читайте также:  Храм в честь казанской иконы божией матери расписание богослужений

Владимир Васильковский оставил ощутимый след в художественной культуре: современный Санкт-Петербург не представляется без спроектированных Васильковским зданий и мостов, городских фонарей, созданных с его участием памятников и мемориальных досок. В Строгановском дворце будет показана одна из граней творчества мастера – его графика и керамика.

Выставка в Русском музее объединит работы итальянских и русских футуристов, что позволит ощутить своеобразие каждой из двух национальных версий этого масштабного творческого движения. Основополагающие произведения итальянского футуризма показаны в диалоге с такими же знаковыми работами отечественных мастеров. Это даст возможность увидеть их сходство и различия и лучше понять эпоху авангардистских идей и экспериментов, охвативших всю Европу.

Источник статьи: http://rusmuseum.ru/exhibitions/current/

Коллекции Русского музея

Среди музейных коллекций русской иконописи собранию икон Русского музея, наряду с Третьяковской галереей и Историческим музеем в Москве, принадлежит одно из главных мест. Собрание насчитывает более 5 тысяч икон XII — начала ХХ вв. Собрание древнерусского декоративно-прикладного искусства, скульптуры и мелкой пластики стоит в одном ряду с коллекциями крупнейших музеев страны. Оно является одной из самых значительных коллекций, дающих представление о развитии русского прикладного искусства на протяжении столетий — с IX по XVII вв.

Возникновение собрания относится ко времени открытия Русского музея — к 1898 г. Первые иконы и другие древности поступили из Академии Художеств в Петербурге, в которой с середины XIX в. существовал Музей христианских древностей. В их числе были иконы из коллекций известных собирателей М.П. Погодина и П.Ф. Коробанова, обширное собрание икон, крестов и складней, конфискованных из старообрядческих моленных. Уникальные памятники скульптуры XVI в. были обнаружены и вывезены из Новгородского Софийского собора; коллекция русских и греческих памятников собрана на Святой горе Афон П.И. Севастьяновым. Впоследствии большую роль в судьбе коллекции Русского музея сыграло приобретение в 1913 г. огромного собрания знаменитого историка и коллекционера академика Н.П. Лихачева, насчитывавшего около 1500 икон. В 1912 и 1914 гг. музей обогатился древними памятниками из двух крупнейших монастырей — Иосифо-Волоколамского и Покровского Суздальского, из ризницы которого были привезены 46 икон, представлявших собой келейные образы монахинь, принадлежавших к известным и знатным родам.

Количество и высокий художественный уровень памятников древнерусского искусства, собранных в Русском музее, позволили создать своеобразный музей в музее — «Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины имени императора Николая II», которое было торжественно открыто в 1914 г. Присвоение Древлехранилищу имени Николая II не было просто выражением уважения к императору. Император принимал непосредственное участие в создании Древлехранилища, жертвуя большие средства на приобретение произведений. Древлехранилище стало крупнейшим в России государственным собранием древнерусского искусства.

Читайте также:  Икона божией матери хлебная когда празднуется

После революции, подорвавшей основы духовной культуры страны, музеи оказались едва ли не единственным надежным хранилищем памятников церковного искусства. Благодаря усилиям музейных сотрудников в фондах Русского музея были собраны произведения из многих разрушенных или закрытых церквей и монастырей — Кирилло-Белозерского, Александро-Свирского, Соловецкого и других. В 1920-1930-е гг. были переданы предметы из древлехранилища Александро-Невской лавры, тихвинских монастырей, Троицкого собора Пскова, из музеев Духовной академии и Археологического института в Петрограде.

После Великой Отечественной войны собрание продолжало интенсивно пополняться, главным образом, за счет экспедиций по сбору памятников древнерусского искусства. Такие экспедиции музей организовывал ежегодно, а иногда по несколько раз в год. Расцвет экспедиционной деятельности пришелся на годы. В это время в музей были привезены сотни икон Сегодня благодаря усилиям нескольких поколений музейных сотрудников сложилась коллекция, представляющая большую историко-культурную ценность.

Основную часть собрания составляют русские иконы, происходящие из крупных художественных центров Древней Руси, таких как Новгород, Москва, Псков, Ярославль, Вологда, Тверь, а также произведения провинциальных мастеров. Самая древняя икона коллекции — прославленный «Ангел Златые власы», созданная на рубеже XII — XIII вв. К шедеврам коллекции относятся также иконы из иконостаса Успенского собора города Владимира, связанные с именем крупнейшего иконописца конца XIV- первой четверти XV в. Андрея Рублева, группа икон из собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, над которыми в 1502 г. работал замечательный мастер Дионисий с учениками. Большой интерес представляют работы мастеров строгановской школы, крупнейшего иконописца Оружейной палаты XVII в. Симона Ушакова и др. Благодаря многочисленности и разнообразию памятников собрание позволяет с большой полнотой представить пути развития русской иконописи почти за семь веков ее истории.

Древнейшую часть коллекций прикладного искусства составляют произведения домонгольского искусства, отражающие художественные традиции древнего Киева. Это предметы личного христианского благочестия и украшения, исполненные из благородных и простых металлов: литые амулеты-змеевики, бронзовые кресты-энколпионы и тельники, миниатюрные каменные иконки, драгоценные детали женского головного убора и княжеских регалий. Жемчужиной собрания является так называемый «Киевский клад» 1887 г., найденный на территории Михаило-Златоверхого монастыря.

В коллекции музея широко представлено прикладное искусство и деревянная скульптура Новгорода и Пскова XIII — XVII вв. Это расписанные резные изображения Николая Чудотворца и Георгия Победоносца, новгородских архиепископов и подвижников. Богатый материал дают произведения меднолитой пластики, иконки и образки, исполненные в технике резьбы по камню. Особенно значимы памятники второй половины XIII — XIV вв., которые крайне редки для этого времени. О расцвете новгородской культуры в а также иных центров можно судить по превосходным памятникам древнерусского шитья. Это подвесные пелены к чтимым иконам, покровы на раки с мощами, покровцы и воздухи, необходимые в литургическом обиходе, целые шитые иконостасы и отдельные шитые иконы, священнические облачения: фелони, епитрахили, поручи, украшенные орнаментальным и лицевым шитьем. Во вкладных надписях часто встречаются имена вкладчиков, названия церквей и монастырей, в которые вещи были вложены.

Читайте также:  Как правильно держать рушник с иконой

Наибольшее число памятников собрания представлено произведениями прикладного искусства Москвы Прежде всего это изделия серебряного дела — многочисленные чарки, ковши, чаши, литургические сосуды и книги в окладах, пожертвованные великими князьями и царями в соборы Московского Кремля, в монастырские церковные ризницы.

Положение во гроб. Шитая плащаница.

Начало XV в. Москва. Шитье шелковыми, золотными и серебряными нитями. Происходит из Кирилло-Белозерского монастыря.

Источник статьи: http://rusmuseum.ru/collections/ancient-art/

Постоянные экспозиции

Собрание древнерусской живописи Русского музея — одно из самых крупных и значительных в нашей стране. Оно включает в себя около шести тысяч икон. В постоянной экспозиции, размещенной в первых четырех залах Михайловского дворца, представлена часть этой коллекции — наиболее ценные произведения XII–XVII веков, созданные в важнейших художественных центрах Древней Руси: Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале, Москве и Ярославле.

Экспозиция раздела построена по хронологическому принципу и дает представление об основных этапах и тенденциях развития искусства этой эпохи. В разделе, посвященном времени Петра I, особое место принадлежит произведениям И.Н.Никитина и А.М.Матвеева — крупнейших русских портретистов, с именами которых связано утверждение светского направления в русском изобразительном искусстве.

Экспозиция знакомит с произведениями, представляющими разнообразие тенденций в русском искусстве этого времени — это классицизм, романтизм, зарождающийся во второй трети XIX века реализм. Широко и всесторонне представлено творчество мастеров академической школы: произведения К.П.Брюллова («Последний день Помпеи», портреты современников и религиозные композиции), образцы исторической живописи, выполненные Г.И.Угрюмовым, А.И.Ивановым, А.Е.Егоровым, Ф.И. Бруни.

В залах №№ 75-94 корпуса Бенуа расположена постоянная экспозиция искусства ХХ века. Здесь представлены произведения крупнейших мастеров объединения «Бубновый валет», основоположников русского авангарда М. Ларионова, Н. Гончаровой, В. Кандинского, К. Малевича, В. Татлина, А. Родченко, А. Экстер, Л. Поповой, Н. Альтмана, Н. Пуни и других.

Экспозиция представляет масштабную и яркую картину путей развития русского изобразительного искусства рубежа XIX–XX веков, отмеченного появлением новых направлений и течений, в которых отразилось усложнившееся восприятие окружающего мира.

Постоянная экспозиция «Декоративно-прикладное искусство XX века» включает более четырехсот произведений из фарфора, стекла, майолики, а также мебель, текстиль из собрания Русского музея.

Классические произведения интернационального современного искусства с послевоенного времени до начала XXI столетия из коллекции известных немецких коллекционеров Петера и Ирене Людвиг

В декабре 1998 года известные петербургские коллекционеры Яков Александрович и Иосиф Александрович Ржевские передали в дар Русскому музею богатое собрание произведений искусства. Их уникальная коллекция, включающая произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, формировалась на протяжении более полувека. В ее составе 503 работы, половина из которых — живопись и графика второй половины XIX — начала XX века.

Экспозиция, рассказывающая о его жизни и творчестве, открыта в подлинных интерьерах кабинета и музыкальной гостиной Великого князя, который был последним владельцем Мраморного дворца. На музыкально-поэтических вечерах Константина Константиновича бывали А. Фет, А. Майков, А. Рубинштейн, П. Чайковский и другие выдающиеся деятели культуры.

Источник статьи: http://rusmuseum.ru/exhibitions/permanent/